Научная статья на тему 'КРИЗИС 6-7 ЛЕТ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

КРИЗИС 6-7 ЛЕТ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ РАННЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ИНТЕГРАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТВОРЧЕСТВА И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / СПОРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ADAPTATION / SCHOOL DISADAPTATION / ZDOROVYEFORMIRUYUSHCHY TECHNOLOGIES / TECHNOLOGIES OF EARLY FORMATION OF RESISTANCE TO STRESS INTEGRATION ART CREATIVITY AND PHYSICAL ACTIVITY / INTELLECTUAL MOBILE AND SPORTS / SPORTIZATION OF EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрицкая Елена Витальевна, Григорьева Елена Львовна, Доронин Кирилл Николаевич

Обращение к проблеме кризиса 6-7 лет продиктовано усиливающейся в последнее время тенденцией к возвращению детей в детские дошкольные учреждения после незначительного периода в школе родителями, которые замечают болезненное состояние ребенка связанное со школьной дезадаптацией. В этой связи многие исследователи и педагоги практики рекомендуют пересмотреть сроки начала обучения детей в школе с тем, чтобы ребенок поступал в школу в возрасте полных семи лет. Другие педагоги замечают значительное усиление нагрузки на младших школьников в связи с введением ФГОС и соответствующих форм контрольно-оценочных мероприятий. Такая научная полемика никак не отразилась на образовательной политике в стране в части сроков обучения в начальной школе. В связи с этим стала новая научная задача обеспечить первоклассников дополнительными средствами, снижающими действия факторов вызывающих дезадаптацию детей к условиям обучения в школе. В данной статье проведен анализ здоровьеформирующих технологий применимых в семье и школе, предложено дополнить их технологией раннего формирования стрессоустойчивости (РФС) с применение спортизации образовательного пространства ДОУ и интеграции форм художественного творчества и двигательной активности дошкольников в целях профилактики школьной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрицкая Елена Витальевна, Григорьева Елена Львовна, Доронин Кирилл Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS OF 6-7 YEARS AND WAYS TO OVERCOME IT BY MEANS OF HEALTHY FORMING TECHNOLOGIES

The appeal to the problem of the crisis of 6-7 years is dictated by the recent increasing trend towards the return of children to pre-school institutions after a small period in school by parents who notice the painful state of the child associated with school disadaptation. In this regard, many researchers and practitioners recommend that school start dates be revised to ensure that the child enters school at the age of seven. Other teachers note a significant increase in the burden on younger schoolchildren due to the introduction of GEF and the corresponding forms of monitoring and evaluation measures. Such scientific debate did not affect the educational policy in the country with regard to the terms of education in primary school. In this regard, a new scientific task has become to provide first-graders with additional means to reduce the effects of factors causing the disadaptation of children to school conditions. In this article, an analysis of healthy-forming technologies applicable in the family and school was carried out, it was proposed to supplement them with the technology of early formation of stress resistance (RFS) with the use of disputes of the educational space of the DOE and integration of forms of artistic creativity and motor activity of pre-school children in order to prevent school disadaptation.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС 6-7 ЛЕТ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 37.06

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0010

КРИЗИС 6-7 ЛЕТ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2020

AuthorlD: 283905 SPIN: 4526-0298 ResearcherlD: J-1213-201 ORCID: 0000-0002-1613-103 ScopusID: 56901166300

Быстрицкая Елена Витальевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Теоретические основы физической культуры»

AuthorlD: 736210 SPIN: 8663-3466 ResearcherlD: J-6455-2017 ORCID: 0000-0002-1529-0683 ScopusID: 57095774400

Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры «Теоретические основы физической культуры»

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) (604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: gvelnn@mail.ru)

AuthorID: 831607 SPIN: 9321-0911

Доронин Кирилл Николаевич, старший преподаватель кафедры «Огневой подготовки» Нижегородская академия МВД России

(603950,Россия, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, e-mail: Kirill-doronin@mail.ru Аннотация. Обращение к проблеме кризиса 6-7 лет продиктовано усиливающейся в последнее время тенденцией к возвращению детей в детские дошкольные учреждения после незначительного периода в школе родителями, которые замечают болезненное состояние ребенка связанное со школьной дезадаптацией. В этой связи многие исследователи и педагоги практики рекомендуют пересмотреть сроки начала обучения детей в школе с тем, чтобы ребенок поступал в школу в возрасте полных семи лет. Другие педагоги замечают значительное усиление нагрузки на младших школьников в связи с введением ФГОС и соответствующих форм контрольно-оценочных мероприятий. Такая научная полемика никак не отразилась на образовательной политике в стране в части сроков обучения в начальной школе. В связи с этим стала новая научная задача обеспечить первоклассников дополнительными средствами, снижающими действия факторов вызывающих дезадаптацию детей к условиям обучения в школе. В данной статье проведен анализ здоровьеформирующих технологий применимых в семье и школе, предложено дополнить их технологией раннего формирования стрессоустойчивости (РФС) с применение спортизации образовательного пространства ДОУ и интеграции форм художественного творчества и двигательной активности дошкольников в целях профилактики школьной дезадаптации.

Ключевые слова: адаптация, школьная дезадаптация, здоровьеформирующие технологии, технологии раннего формирования стрессоустойчивости интеграция художественной творчества и двигательной активности, интеллектуальные подвижные и спортивные игры, спортизация образовательного пространства.

CRISIS OF 6-7 YEARS AND WAYS TO OVERCOME IT BY MEANS OF HEALTHY

FORMING TECHNOLOGIES

© 2020

Bystritskaya Elena Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of department of "Theoretical fundamentals of physical culture" Grigoryeva Elena Lvovna, senior teacher of department of "Theoretical fundamentals

of physical culture"

Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin (Mininsky university) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: gvelnn@mail.ru) Doronin Kirill Nikolayevich, senior teacher of department of "Fire Training"

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

(603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ankudinovsky Highway, 3, e-mail: Kirill-doronin@mail.ru Abstract. The appeal to the problem of the crisis of 6-7 years is dictated by the recent increasing trend towards the return of children to pre-school institutions after a small period in school by parents who notice the painful state of the child associated with school disadaptation. In this regard, many researchers and practitioners recommend that school start dates be revised to ensure that the child enters school at the age of seven. Other teachers note a significant increase in the burden on younger schoolchildren due to the introduction of GEF and the corresponding forms of monitoring and evaluation measures. Such scientific debate did not affect the educational policy in the country with regard to the terms of education in primary school. In this regard, a new scientific task has become to provide first-graders with additional means to reduce the effects of factors causing the disadaptation of children to school conditions. In this article, an analysis of healthy-forming technologies applicable in the family and school was carried out, it was proposed to supplement them with the technology of early formation of stress resistance (RFS) with the use of disputes of the educational space of the DOE and integration of forms of artistic creativity and motor activity of pre-school children in order to prevent school disadaptation.

Keywords: adaptation, school disadaptation, zdorovyeformiruyushchy technologies, technologies of early formation of resistance to stress integration art creativity and physical activity, intellectual mobile and sports, sportization of educational space.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- ток в жизни человека, в ходе которого формируется база ными научными и практическими задачами. Период об- знаний определяющих дальнейший образовательный учения в школе представляет собой значимый промежу- и профессиональный путь человека, актуализируются Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30) 43

способности и склонности, формируется личность в коллективе, закладываются основы мировоззрения, убеждений, жизненных принципов. В формировании личности школьника значимое место занимает процесс включения его в разные виды учебных и творческих коллективов, а также освоение им большого числа социально-одобряемых видов деятельности, среди которых значимое место занимает собственно спортивная деятельность и воспитательная работа физкультурно-оздоровительного направления [1]. При этом, средства оздоровительных, корректирующих и здоровьесберегающих технологий для преодоления кризиса 6-7 лет практически не применяется и их потенциал в решении указанной проблемы раскрыт не в полной мере. В частности, малоизученным является такой аспект проблемы как: повышение уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся 6-7 лет средствами урочной и вне урочной деятельности, как базиса эффективного преодоления ребенком кризиса данного возраста.

Недооценка значимости системы дополнительного образования в формировании конгруэнтного трехком-понентного здоровья школьника и неверная реализация потенциала этой системы приводит к рассогласованию развития физической, психической и личностной сфер ребенка и как следствие к снижению иммунитета и к повышению заболеваемости [2]. Так, например, одни родители, стремясь раскрыть и развить максимальное количество способностей и талантов ребенка, в момент поступления его в школу одновременно организуют его занятия в полном количестве кружков и секций. В этом случае, последствия для школьной адаптации могут быть губительными. Так ребенку предстоит единовременно адаптация в учебных, творческих, спортивных коллективах и неформальных группах. Кроме того ребенок осваивает принципиально различные виды деятельности, что способствует повышению напряженности режима дня [3-6]. Следствием является переутомление не успешность некоторых видов деятельности и далее демотивация как учебному процессу, так и творческим занятиям. Еще боле жестокие последствия в данном примере возникают тогда, когда ребенок не обладает достаточными способностями и задатками к тем видам творческой деятельности, которые включают его родители [7-10].

Другая крайность родительского отношения ребенка в школе состоит в том, что все члены семьи начинают помогать ребенку, выполнять некоторые виды работы за него, проявлять ложную жалость и освобождать первоклассника даже от тех видов обязанностей, выполнить которые он в состоянии. Последствием в этом случае является формирование позднего инфантилизма, и негативное отношение к школе, где ребенка нагружают различными видами деятельности. Естественно, как указывают авторы, адаптация к тем условиям, к которым ребенок и его родители относятся негативно, крайне затруднительно. Как показывают исследования, именно эта вторая из указанных категорий родителей чаще всего инициируют возвращение ребенка в ДОУ и повторное затем поступление в школу в более взрослом возрасте.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Существует рад удачных технологий адаптации первоклассника, находящегося в состоянии кризиса 6-7 лет к условиям обучения в школе. Среди них: разработанная авторами теория проблемного обучения, технология соблюдения меры трудности обучения, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) [11], технология коллективного взаимного обучения (КСО) (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) [12], адаптированная к условиям начала обучения ребенка в школе технология эвристического обучения [13, 14], которая, как и технология ТРИЗ делает процесс обучения ярким и интересным, позволяющим проявить в 44

учебном процессе разнообразные таланты. По большому счету эти и ряд других адаптационных технологий обладают следующими обобщенными характеристиками:

1. Все они начинаются с момента начала обучения ребенка и таким образом не обеспечивают преемственности видов деятельности в системе ДОУ - школа.

2. Все они в большой степени влияют на интеллектуальные характеристики его творческие способности эмоциональные положительное восприятие обучения в школе, но не затрагивают потенциала системы дополнительного образования для формирования физического здоровья ребенка как основы успешности любой деятельности.

3. Большая часть из этих технологий реализуется в одном постоянном учебном коллективе и не подразумевает возможности в рамках основной деятельности расширения социального взаимодействия ребенка с разновозрастными группами лиц.

Как следует из выше изложенного существующие технологии профилактики кризисных состояний ребенка в период подготовки к школе и начала обучения в школе, затрагивает одну из двух, а не обе ступени образования (ДОУ и школа). Указанные технологии реализуются, как правило, в одной из форм обучения либо в учебной, либо во внеучебной, но не представляют из себя интегрированную систему, связанную с формирование конгруэнтного здоровья школьников. Кроме того, указанные технологии, за исключение технологии КСО, не позволяют включить ребенка во временные учебные и воспитательные группы не зависимые от постоянного учебного коллектива, что является одной из значимых задач социализации и адаптации ребенка к системе новых социальных ролей и функций. Таким образом, актуальность исследования подтверждается необходимостью новых разработок и технологий адаптации первоклассников к условиям обучения в школе, основанных на известных для ребенка видах деятельности, на принципах преемственности, ставящих задачей оздоровления ребенка и подразумевающих возможность социально одобряемого открытого взаимодействия с разновозрастными группами лиц - единомышленников в социально одобряемых видах деятельности [15].

Формирование целей статьи. Целью статьи являются представление технологии раннего формирования стрессоустойчивости (РФС) дошкольника и младшего школьника и развитие потенциала преодоления ими школьной дезадаптации. Для достижения поставленной цели авторами был предпринят анализ существующих технологий профилактики и преодоления школьной дезадаптации, в том числе и на занятиях физической культурой.

Постановка задания. В начале исследования была поставлена задача, проанализировать ситуацию с адаптацией детей к условиям обучения в школе и характеристики уровня проявления кризиса 6-7 летнего возраста в указанном процессе. Был проведен мониторинг состояния адаптированности и дезадаптированности детей шести семилетнего возраста к условиям обучения в школе и выявлено динамическое нарастание тенденции увеличение сроков адаптации ребенка к школе и повышение остроты симптомов сопутствующих кризису 6-7 летнего возраста. Далее требовалась разработка технологии, которая способствовала бы преемственности ступени образования взаимодействия ребенка с разными группами лиц и решала одновременно задачи сбережения и коррекции здоровья детей. В качестве такой технологии была предложена технология раннего формирования стрессоустойчивости (РФС). Технология РФС подразумевает сочетание индивидуальной образовательной траектории обучающихся с разработкой и реализацией программ деятельности постоянных и временных одно-возрастных и разновозрастных коллективов. Для проведения, внедрения разработанной технологии были ис-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

пользованы следующие подходы:

1. Системно-деятельностный, предполагает сочетание в едином образовательном комплексе всех видов учебной, творческой, бытовой и спортивной деятельности, нацеленное на гармонизацию не только знаний и представлений ребенка, но также их ценностей, целей, интересов, способностей и личностных смыслов. Главный постулат здесь: та деятельность, которая позволяет проявить способности и интересы ребенка, также и является основой для их развития [17].

2. Коллективный подход к воспитанию, который в соотнесении с принципом, выведенным А.С. Макаренко об «Опоре на положительное в воспитании», требует включения ребенка в докризисный и посткризисный периоды развития в максимальное количество разнообразных социально позитивных, в том числе и разновозрастных коллективов. Включение ребенка в такие коллективы ребенка на основании художественной и спортивной деятельности позволяет сформировать у него метопред-метные умения, позволяющие ему комфортно включаться в новые виды деятельности и гибко, не тревожно и не агрессивно реагировать на различные требования разных субъектов образования [18].

3. Личностно-ориентированный подход, позволяющий формировать индивидуальную траекторию ребенка с учетом индивидуального уникально потенциала обучающегося его устойчивых интересов, физических способностей, иерархией мотивов и индивидуальных особенностей обучающихся. Этот подход позволяет рассматривать систему общего и дополнительного образования, систему семейного школьного воспитания, а также систему дошкольного и школьного обучения, как интегрированное преемственное образование ребенка [19, 20].

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В качестве технологий и методов исследования были применены: сравнительно-сопоставительный анализ данных о представленном феномене, опубликованных различными авторами; методы эмпирического исследования, среди которых изучение работ учащихся на основании принципов анализа рисуночных тестов; анализ результатов применения проективных и тестовых методик по проблеме исследования; методы математической статистики, подтверждающие не достоверность полученных данных. На этапе формирующего эксперимента была разработано и реализована технология РФС на основании принципов системы «СПАРТ», разработанной В.И. Столяровым [16], с применение в качестве основных видов деятельности художественного творчества и физической культуры в системе общего образования дошкольников и дополнительного образования младших школьников. В технологию раннего формирования стрессоустойчивости входят три этапа:

1. Обследование уровней физического и психического развития, их социального благополучия, индивидуальных особенностей развития и актуализированных интересов и склонностей. Далее на этом же этапе был изучен уровень педагогической грамотности родителей в вопросах обучения воспитания и физического развития ребенка. Обследование инфраструктуры образовательных организаций и местожительство детей входящих в экспериментальную группу, с тем чтобы выявить наличие и специфику деятельности центров культурного и здорового досуга на базе которых планировалось реализовать отдельные компоненты технологии.

2. Разработан комплекс методов повышающих уровень стрессоустойчивости дошкольников и школьников в целях устранения детских страхов и агрессивных проявлений. Среди указанных методов:

- Ранняя спортизация системы физического воспитания дошкольников («СПАРТианская академия», «Братство мяча») и другие виды адаптированных состязаний с включением творческого, музыкального, художественного и иных компонентов представленных в

соревновательном режиме.

- Гибкая система оценивания результатов спортивной и творческой деятельности сочетающая в себе рейтинговую систему (присвоение мест) и номинационную систему (присвоение безальтернативных категорий), способствует одновременно повышению мотивации достижения успеха и снижение тревожности перед возможной неудачей спортивной или творческой деятельности. Ситуация тревожности в этом случае создается на основании состязания с применение «перевернутого» личного примера, когда дети становятся достойным примером и ориентиром для своих родителей и других взрослых в отношении включенности в спортивную и творческую деятельность, создает возможность детям для не ложного, а истинного взросления. Такой повзрослевший ребенок, приходя в школу, проявляет лидерские качества и стремится к совершенствованию, чтобы и в этом новом для него коллективе стать достойным примером.

- Метод освоения и проявления принципов Олимпизма не только в спортивной, но и в иной творческой деятельности - изобразительном искусстве, хореографии, музыке, народных промыслах. Для этого применяются олимпийские традиции и атрибуты, связанные с соблюдением указанных принципов. Овладение детьми в СПАРТианской академии принципами Олимпизма на ранних этапах общего образования, задает координаты формирования у них следующих групп социально и лич-ностно значимых качеств: волевых (самостоятельности, инициативности, настойчивости, целеустремленности), нравственных (честность, ответственность, дружелюбие, доброжелательность), интеллектуальных (любознательность, аналитические способности, креативность), а так же эстетических (любовь к прекрасному, к искусству, гармоничной двигательной активности) [21]. Все указанные качества являются социально-одобряемыми и повышают уровень стрессоустойчивости дошкольников и младших школьников.

- Метод проблемного обучения, который реализуется в режиме соревнований по различным видам физической активности, которые имеют общие черты, например связанные с владение разными мячами, волейбольным, баскетбольным, теннисным и т.д. В этом случае дети ставятся перед специально организованными трудностями и барьерами и тогда достижение ими успеха, особенно в командном режиме приводит к готовности преодолевать проблемы на своем пути. У детей формируется мотивация достижения успеха и целеустремленность.

- Метод дидактической игры, в режиме которой дети репетируют свои социальные ролевые функции и обязанности в системе школьного обучения. При этом детям разрешается менять роли учеников и учителей по нескольку раз за игру.

- Коммуникативные игры, где дети находятся в условиях определенной социальной структурой и выполняют в этой структуре квест-задание. Это позволяет дошкольникам воспринять законы среды, принять их на бесконфликтном уровне и реализовать в рамках этих требований социума своих способностей, многие из которых, как показала практика, они обнаруживают в ходе игры впервые.

- Интерактивные и мультимедийные игры в физическом воспитании дошкольника и младшего школьника (Проект «Спортландия»). Это метод взаимодействия всех любителей определенного вида спорта, детей и взрослых проживающих на одном микроучастке. Этот метод дает возможность мотивировать детей через показ достойных примеров к тому, чтобы они осознанно выбрали для себя спортивную секцию, куда могут включиться еще до начала обучения в школе. Такой ребенок приходя в первый класс, где его ожидает совершенно иной детский коллектив, иные обязанности и система требований не испытывает коммуникативного диском-

во внеурочное время у него существу-

ет стабильный коллектив с устоявшейся системой отношений - это коллектив спортивной секции. Кроме того собственно спортивные занятия сами по себе повышают уровень стрессоустойчивости ребенка в независимости от того каким именно видом спорта он занимается.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка с учетом результатов его диагностики и на основании выше представленных методов. Каждая траектория включает обязательные станции динамической диагностики тех показателей ребенка, которые являются проявлениями определенного уровня стрессоустойчивости. В качестве таких методов с точки зрения физического здоровья могут выступать характеристики физической подготовленности, темпы и эффективность овладения двигательными действиями, а также показатели соматического здоровья. В качестве диагностических методик введения стрессоустойчиво-сти дошкольников и школьников можно предложить адаптированные методики «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» и другие, а также измерения мотивации достижения успеха, уровня тревожности и конфликтности ребенка. Для выявления социально-личностного компонента стрессоустойчивости определяются референтные группы ребенка, его социальные роли, коммуникативные умения и наличие лидерских качеств.

Далее представлены результаты применения технологии РФС в дошкольных образовательных организаций и школах Нижегородской области.

Предложенная технология РФС была реализована в дошкольных образовательных организациях и школах Нижегородской области в течении нескольких учебных лет в период 2015-2019 гг. Экспериментальную базу исследования составили ДОУ №134 г. Дзержинск, МДОУ № 108 г. Дзержинск, МБДОУ № 141 г. Дзержинск, МБДОУ комбинированного вида «Ивушка» г. Бор, поселок Октябрьский, а также школы №.7 г. Бор, №17 и № 33 г. Дзержинск. Экспериментальная деятельность проводилась в экспериментальных группа общей численностью 627 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Реализация технологии осуществлялась в каждой из экспериментальной группе в течении двух учебных лет. Первый год - в подготовительной группе детского сада, второй год - в первом классе школ. Также была выделена контрольная группа в составе 114 детей (5 групп детского сада и 3 первого класса). В экспериментальной группе работа осуществлялась с применением вышеуказанных методов в режиме двукратное обращение к технологии в неделю в ДОУ, однократное обращение к технологии в неделю в первом классе, причем для младших школьников методы, включенные в технологию РФС, использовалось в структуре трех видов деятельности. В учебной деятельности эти методы реализовывал классный руководитель, либо педагог по физической культуре на своих учебных занятиях. В рамках физкультурно-оздоровительной деятельности к работе были также привлечены школьный медицинский работник, психолог, социальный педагог и представители попечительского совета. В рамках спортивно массовой работы в качестве профессионалов данную технологию поддерживали представители спортивных федераций и объектов спортивного и культурного назначения, действующие спортсмены и спортсмены ветераны, а также представители спортивной общественности.

В контрольной группе деятельность по преемственности и адаптации ребенка к школе, в период кризиса 6-7 лет, осуществлялась в штатном режиме, согласно стандартным программам утвержденными и одобренными органами управления образования соответствующего уровня. В качестве критериев подтверждающих повышение эффективности преодоления детьми дошкольного и младшего школьного возраста кризиса 6-7 46

лет были избраны следующие:

- снижение уровня тревожности;

- повышение мотивации достижения успеха;

- увеличение уровня притязаний в учебной и в неурочной деятельности;

- проявление коммуникативных умений и построение бесконфликтного общения;

- проявление лидерских и волевых качеств;

- учебная успешность в младшем школьном возрасте;

- спортивная успешность (на основании экспертной оценки тренера и учителя ФК);

- повышения уровня соматического здоровья.

Замеры указанных критериев проводились в начале и

по окончанию каждого учебного полугодия и составили динамику из 6 данных. Анализ эффективности деятельности младших школьников проводился с применением следующих критериев: уровень притязаний, коммуникативные умения, лидерские и волевые качества, учебная успешность, спортивная успешность, состояние здоровья.

Как становиться очевидным из приведенных результатов исследования здоровьеформирующей технологии, направленной на включение ребенка в процесс здо-ровьесбережения, при согласованности усилий семьи и школы, собственно оздоровительной технологии, а также технологии развития культуры здоровья с применением воспитательного потенциала семьи и системы дополнительного образования, осуществляемые преемственно на протяжении двух учебных лет в качестве сопровождения протекания кризисного возраста ребенка, приносит ощутимые результаты. Так критерии стрес-соустойчивости, к которым можно отнести снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение самооценки мотивации и уровня притязаний возросли в максимальной степени. Это можно объяснить тем, что раннее введение здоровой конкуренции в жизнь детей, позволяет не только снизить дезадаптацию, но и подготовить их к максимально конкурентноемкому подростковому возрасту. На втором месте оказались показатели, связанные с взаимодействием и коммуникацией, что свидетельствует о значимости включения детей в разнообразные коллективы, в том числе разновозрастные на основе созидания и творчества. Удивительно, но, правда в том, что собственно уровень физического здоровья и уровень физкультурно-спортивной успешности детей при применении авторской технологии, которая напрямую относиться к здоровьеформирующей, не изменился в достоверных пределах. Объяснение этому феномену может быть дано на основании идей о том, что собственно физическое здоровье в большей степени зависит от генетических и иных факторов, изменить которые в педагогическом процессе не возможно.

Выводы исследования.

1. Технология РФС основанная на системно-деятель-ностном, личностно-ориентированном и коллективном подходе к обучению, дополнило арсенал педагогических технологий позволяющих преодолеть кризис 6-7 лет и избежать или снизить остроту школьной дезадаптации, так как обладает следующими преимуществами:

- обеспечивает преемственность видов деятельности в системе ДОУ - школа;

- включает в себя потенциал системы дополнительного образования для формирования физического здоровья ребенка как основы успешности любой деятельности;

- подразумевает возможность общения в рамках основной деятельности расширение социального взаимодействия ребенка с разновозрастными группами лиц.

2. В структуру данной технологии входят следующие методы:

- ранняя спортизация;

- гибкая система оценивания результатов спорта;

- метод освоения и проявления принципов Олимпизма;_

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

- метод проблемного обучения;

- метод дидактической игры;

- коммуникативные игры;

- разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;

- метод интерактивных и мультимедийных игр в физическом воспитании.

Каждый метод своеобразно влияет на повышение стрессоустойчивости ребенка и иных качеств, способствующих успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

3. Представленные результаты позволяют сделать заключения в том, что данная технология может быть применима в условиях начальной школы. Перспективой исследования является коррекция и насыщение новыми методами и содержательным контентом данной технологии для ее применения на рубеже начальной и средней школы, которая также совпадает с кризисным (подростковым) периодом развития ребенка.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. В дальнейшем авторами планируется адаптировать технологию РФС к иным кризисным периодам развития, а именно к переходу из начальной школы в среднее звено и к снижению остроты проявления кризисных явлений, собственно подросткового возраста. Для этого технологию необходимо будет насытить методами соответствующим ведущим видам деятельности в подростковой возрастной группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. /В.С. Мухина — М.: Просвещение, 1990. — 94 с.

2. Абишева М. М. Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VМеждунар. науч. конф. — Уфа, 2014. — С. 143-145.

3. Крылова А. С. Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе //Academy. 2017. №1 (16). С. 6869.

4. Шлыкова Д. В. Проблемы школьной адаптации детей /Д.В. Шлыкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №4 (40). С. 11-121.

5. Бусыгина А.Л., Архипова И.В., Фирсова Т.А. Исследование показателей социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 204-208.

6. Андриенко О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 63-65.

7. 6Воронкина М.А. Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2016. — С. 176-180.

8. Ибрагимова Л.А., Чубанова Г.Р. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 105-110.

9. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-186.

10. Смалько О.В. Родительское отношение и родительская ответственность как основные составляющие родительства // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 70-73.

11. Афонасьева Л. А. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIIIМеждунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2016. — С. 98-100.

12. Козубцов И.Н. Проектирование педагогической технологии взаимного обучения в научной школе «развитие методологической культуры молодого ученого» //Международный журнал экспериментального образования, 2018. № 3. С. 11-16.

13. Ефимова Н.Н. Эвристическое «погружение» как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся / Н.Н. Ефимова, Ю.С. Киселева, М.П. Никитская // Концепт. 2018. № 10. С. 77-81.

14. Нестеренко А.А., Терехова Г.В. Образовательная среда «три-зобретатель» для развития изобретательских способностей детей 6-12 лет // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 125-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Рунова Т.А. Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников / Т.А., Рунова, Е.Г. Гуцу, М.Д. Няголова //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 12.

16. Столяров В.И. Актуальные теоретико-методологические проблемы развития «спортивной науки» // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: материалы I Всероссийской научно-практиче-

ской конференции 24-25 мая 2017 г. / под ред. А.А. Передельского. — М.: РГУФКСМиТ, 2017. - С. 36-49.

17. Сергеева Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников //Молодой ученый, 2016. № 9 (113).

18. Дормидонтова Л.П. Воспитательно-оздоровительные аспекты использования подвижных игр в дошкольной организации // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т.11, №2. С. 113-119.

19. Коренькова О. Н. Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня // Проблемы педагогики. 2015. №2 (3). С. 71-74.

20. Тюмасева З.И. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения / З.И. Тюмасева., И.Л. Орехова //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 5.

21. Григорьева Е.Л. Формирование спортивно-творческой инфраструктуры малых городов и сел на примере проекта «СПАРТианская Академия» /Е.Л. Григорьева, А.Г. Борисенко // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2019. С. 262-266.

Статья поступила в редакцию 13.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.