Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗУЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗУЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
417
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ / СУБЪЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ / КОНГРУЭНТНОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ZDOROVYEFORMIRUYUSHCHY TECHNOLOGIES / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / TECHNOLOGIES CORRECTIONAL AND IMPROVING TECHNOLOGIES / TECHNOLOGY OF FORMATION OF CULTURE OF HEALTH / SUBJECTS OF IMPROVING ACTIVITY / SUBJECTS TO FORMATION OF HEALTH / CONGRUENT HEALTH OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Беляева Марина Александровна, Замашкина Алевтина Евгеньевна

В настоящее время ситуация с падение здоровья младших школьников на протяжении десятков лет критически ухудшается. В образовательном процессе решению проблем здоровья младших школьников посвящено одно направление деятельности - физкультурно-оздоровительное. Таким образом основную ответственность за результаты этого процесса в условиях школьного обучения несет в основном только специалист по организации данного вида деятельности, а именно учитель физической культуры. При том, что ответственность за не нанесение вреда здоровью ребенка несут все педагоги школы. В этом случае родители, которые несут полную ответственность за жизнь ребенка вне школы и дома, должны быть в постоянной взаимосвязи с педагогами, особенно с учителем физической культуры. Однако, как показывают многие исследователи, на практике этого не происходит, напротив наблюдается значительная рассогласованность в деятельности всех субъектов обеспечивающих процесс формирования и коррекции здоровья младшего школьника. В статье рассмотрены классификации здоровьеформирующих технологий и представлена разработанная и апробированная система, которая осуществляет взаимодействие всех субъектов процесса формирования здоровья детей, а также приведены технологии и методы их автономного функционирования и согласованных действий. В статье также рассматриваются критерии эффективности здоровьесберегающих технологий с применением средств двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Беляева Марина Александровна, Замашкина Алевтина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS AND OBJECTS OF MODERN HEALTH OF FORMING TECHNOLOGIES IMPLEMENTED IN PRIMARY SCHOOL CONDITIONS

At present, the situation with the decline in the health of younger schoolchildren has been critically deteriorating for decades. In the educational process, the solution of problems of health of younger schoolchildren is devoted to one area of activity - sports and health-improving. Thus, the main responsibility for the results of this process in the context of schooling lies mainly only with the specialist in the organization of this activity, namely the teacher of physical culture. While all teachers in schools are responsible for not harming the health of the child. In this case, parents who are fully responsible for the child 's life outside school and at home must be in constant association with teachers, especially a physical education teacher. However, as many researchers show, this does not happen in practice, on the contrary, there is a significant inconsistency in the activities of all actors providing the process of formation and correction of the health of the junior student. The article considers classifications of health-forming technologies and presents the developed and tested system, which carries out interaction of all actors of the process of formation of health of children, as well as the technologies and methods of their autonomous functioning and coordinated actions. The article also considers the criteria for the effectiveness of health-saving technologies using motor activity agents.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗУЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

педагогические науки

Григорьева Елена Львовна, Беляева Марина Александровна, Замашкина Алевтина Евгеньевна СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ...

УДК 371

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0019

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗУЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2020

AuthorlD: 736210 SPIN: 8663-3466 ResearcherlD: J-6455-2017 ORCID: 0000-0002-1529-0683 ScopusID: 57095774400

Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры «Теоретические основы физической культуры» Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) (604950, Россия,Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: gvelnn@mail.ru) Беляева Марина Александровна, старший преподаватель кафедры «Физического воспитания» Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23, e-mail: gvelnn@mail.ru) Замашкина Алевтина Евгеньевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)

(604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: 9202582383@yandex.ru) Аннотация. В настоящее время ситуация с падение здоровья младших школьников на протяжении десятков лет критически ухудшается. В образовательном процессе решению проблем здоровья младших школьников посвящено одно направление деятельности - физкультурно-оздоровительное. Таким образом основную ответственность за результаты этого процесса в условиях школьного обучения несет в основном только специалист по организации данного вида деятельности, а именно учитель физической культуры. При том, что ответственность за не нанесение вреда здоровью ребенка несут все педагоги школы. В этом случае родители, которые несут полную ответственность за жизнь ребенка вне школы и дома, должны быть в постоянной взаимосвязи с педагогами, особенно с учителем физической культуры. Однако, как показывают многие исследователи, на практике этого не происходит, напротив наблюдается значительная рассогласованность в деятельности всех субъектов обеспечивающих процесс формирования и коррекции здоровья младшего школьника. В статье рассмотрены классификации здоровьеформирующих технологий и представлена разработанная и апробированная система, которая осуществляет взаимодействие всех субъектов процесса формирования здоровья детей, а также приведены технологии и методы их автономного функционирования и согласованных действий. В статье также рассматриваются критерии эффективности здоровьесбе-регающих технологий с применением средств двигательной активности.

Ключевые слова: здоровьеформирующие технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии коррек-ционно-оздоровительные технологии, технология формирования культуры здоровья, субъекты оздоровительной деятельности, объекты формирования здоровья, конгруэнтное здоровье младших школьников.

SUBJECTS AND OBJECTS OF MODERN HEALTH OF FORMING TECHNOLOGIES IMPLEMENTED IN PRIMARY SCHOOL CONDITIONS

© 2020

Grigoryeva Elena Lvovna, Senior Teacher of the Department "Theoretical Foundations

of Physical Culture"

Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin (Mininsky university) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: gvelnn@mail.ru) Belyayeva Marina Alexandrovna, Senior Teacher of the Department of Physical Education National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Avenue, 23, e-mail: 89108894477 belyaeva 2610@mail.ru)

Zamashkina Alevtina Evgenyevna, Master Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin (Mininsky university) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: 9202582383@yandex.ru) Abstract. At present, the situation with the decline in the health of younger schoolchildren has been critically deteriorating for decades. In the educational process, the solution of problems of health of younger schoolchildren is devoted to one area of activity - sports and health-improving. Thus, the main responsibility for the results of this process in the context of schooling lies mainly only with the specialist in the organization of this activity, namely the teacher of physical culture. While all teachers in schools are responsible for not harming the health of the child. In this case, parents who are fully responsible for the child 's life outside school and at home must be in constant association with teachers, especially a physical education teacher. However, as many researchers show, this does not happen in practice, on the contrary, there is a significant inconsistency in the activities of all actors providing the process of formation and correction of the health of the junior student. The article considers classifications of health-forming technologies and presents the developed and tested system, which carries out interaction of all actors of the process of formation of health of children, as well as the technologies and methods of their autonomous functioning and coordinated actions. The article also considers the criteria for the effectiveness of health-saving technologies using motor activity agents.

Keywords: zdorovyeformiruyushchy technologies, health saving technologies, technologies correctional and improving technologies, technology of formation of culture of health, subjects of improving activity, subjects to formation of health, congruent health of younger school students.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема классификации и описание современных здоровьефор-мирующих технологий, с позиции субъектов и объектов

деятельности встает довольно остро в связи с тем, что появляется достаточное количество инновационных технологий и методов, которые, по словам авторов, имеет отношение к формированию здоровья [1-5]. Экспертиза

Grigoryeva Elena Lvovna, Belyayeva Marina Alexandrovna, Zamashkina Alevtina Evgenyevna pedagogical

SUBJECTS AND OBJECTS OF MODERN HEALTH OF FORMING TECHNOLOGIES ... sciences

реальной эффективности таких технологий проводиться крайне редко, при этом многие родители применяют такие не проверенные технологии не только по отношению к себе, но и по отношению к детям, здоровье которых представляет собой довольно хрупкий конструкт. Помочь в разрешении данной проблемы и способствовать адекватному применению здоровьеформирующих технологий может взаимодействие педагогов и родителей на основе научно обоснованной информации [6-10].

Актуальность данного исследования заключается в подтвержденной в теории и на практики необходимости целевого взаимодействия всех субъектов обеспечивающих анализ, коррекцию обеспечения, технологическое обеспечение, содержательное направление и реализацию здоровьеформирующих технологий по отношению к младшим школьникам.

Выбор указанного контингента является не случайным, поскольку в предыдущем дошкольном периоде влияние педагогов на здоровье ребенка было секвестрированным родительскими установками и здесь говорить о сколь-нибудь системных технологиях формирования здоровья детей говорить не приходиться. В последующем после начальной школы в подростковом возрасте происходит автономизация личности влияние рефератной группы подростков гораздо выше влияния на ребенка родителей и педагогов. Если в данном возрасте системно реализуются здоровье формирующие технологии, то очевидно, что при учении к их реализации подростком и формирование у него полезных привычек произошло значительно раньше, в начальном школьном или даже в дошкольном возрасте.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Существует достаточно большое количество исследований посвященных описанию технологий формированию здоровья, но они преимущественно затрагивают вопросы физического здоровья и определенных элементов психологического самочувствия [11-15]. Существуют другие исследования, где рассматриваются социальная деятельность и социальные роли младшего школьника [16-18], но практически не встречаются исследований, где все компоненты здоровья представлены как объект и результат применения конкретной интегрированной здоровьеформирую-щей технологии.

Актуальность данной работы также подтверждаются требованиями современной нормативно-правовой базой. Так во ФГОС ООО уделено большое внимание здоровьеформирующей деятельности. Работа с факторами риска здоровью должна проводиться педагогами по биологии и классными руководителями в соответствии с программой воспитания и социализации личности. Установки на ЗОЖ представлены как задача разделов ФК и БЖ, что требует применения технологии формирования культуры здоровья. О сохранении позитивных привычек и совершенствование физических качеств человека говориться в разделе содержания образования по физической культуре. Решение этих задач возможно на основе здоровьесберегающих технологий. Задача по диагностики здоровья и его коррекция встречаются в воспитательно-образовательном и социально-направленном разделах стандарта, где также упомянуто необходимость расширения возможностей обучения и развития лиц с ОВЗ. Разрешению этих проблем посвящены коррекционно-оздоровительные технологии по каждому компонента здоровья. Разгармонизация деятельности указанных субъектов по приведенным выше объектам воздействия связанным со здоровьем младшего школьника приводят к ухудшению состояния одного или нескольких компонентов здоровья. Таким образом, проблемой исследования является, противоречие между потребностью гармонизации деятельности субъектов здоровье формирующей деятельности в условиях на-78

чальной школы и малой обоснованностью и практической реализацией технологий устраняющих это противоречие.

Формирование целей статьи. Цель статьи провести классификацию здоровьеформирующих технологий применимых в условиях начальной школы, описание апробированной системы взаимодействия субъектов деятельности по формированию здоровья с применением актуализированных технологий

Постановка задания. В начале исследования необходимо было произвести теоретический анализ существующих в научной и научно-методической литературе описаний технологий: формирование культуры здоровья, здоровьесберегающих и коррекционно-оздорови-тельных, и провести сопоставление оснований для классификации указанных технологий. В ходе исследования было определено, что основная часть классификаций затрагивает лишь один аспект для подразделения технологий на виды:

- первое основание - институциональная принадлежность (школьные, дошкольные, медицинские, санаторно-курортные и т.д.);

- второе основание - характеристика деятельности субъектов (физкультурно-спортивные, физкультурно-оздоровительные, гигиенические, эстетические и другие);

- третье основание - результативный компонент в отношении состояния здоровья (мотивационные к ЗОЖ, сберегающие, корректирующие);

- четвертное основание - компоненты здоровья изменяемые в ходе деятельности (физическая реабилитация, психологическая реабилитация, социальная реабилитация);

- пятое основание - направленность применения (самооздоровление, взаимное оздоровление, совместное оздоровление и так далее).

Авторы с удивлением заметили, что не существует классификации здоровье формирующих технологий по субъекту и объекту деятельности. Как правило, для разных социальных и возрастных групп предлагается аналогичные технологии и методы, которые адаптируются к ситуации применения и физическому состоянию субъектов. Следовательно, пред авторами стояла задача, распределить существующие здоровьеформирующие технологии по субъектам деятельности и определить особенности объектов деятельности в соответствии с особенностями субъекта, а также определить структуру и меру взаимодействия субъектов, к5ак это требуется для образовательных технологий.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для решения задач исследования был применен комплекс теоретических и экспериментальных методов. Так, сравнительно сопоставительный анализ литературных источников позволил выявить характеристики процесса и результатов использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий для коррекции нарушений соматического здоровья.

Также стало возможным установить, как влияют различные виды образовательной деятельности на организм и личность обручающегося. Был выбран субъект здоровьеформирующих технологий - это младшие школьники и рассмотрены виды подобных технологий, которые являются максимально эффективными в отношении различных компонентов здоровья ребенка.

Было применено педагогическое моделирование и разработана авторская классификация здоровьеформи-рующей технологии по субъекту и объекту воздействия и модель системы взаимодействия субъектов деятельности по формированию здоровья младших школьников.

В ходе экспериментального исследования была проведена констатирующая диагностика различных методов и технологий по формированию здоровья и результатов их применения в условиях начальной школы.

В ходе формирующего эксперимента была внедре-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Григорьева Елена Львовна, Беляева Марина Александровна, Замашкина Алевтина Евгеньевна СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ...

на модель взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые также являются субъектами процесса формирования конгруэнтного здоровья младших школьников. Для анализа результатов были применены следующие методы: двигательные тесты, психологические тесты по оценки акцентуации ребенка, анализ медицинских карт детей, комплекс социометрических методов

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Авторами были выявлены в ходе теоретического исследования и констатирующего эксперимента субъекты процесса формирования здоровья младших школьников, а в ходе констатирующего исследования были определены весовые коэффициенты их участия в реализации данного процесса. результаты исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Участие субъектов образовательного процесса в формировании здоровья младших школьников

Субъект формирования здоровья участии Вид технологии и результат участия Субъект и предмет в злимо д ей ствия

коллектив 18% Мотивационно-деятельностные технологии.' мотивация успеха, стрессоустойчивость, трудолюбие, включение в коллективные виды деятельности, осознание и развитие спортивных способностей, актуализация состояния здоровья в целом. Совместная деятельно сть содружественного типа, конкур ентного типа, сравнительного рефлексивного типа, реже.

Спортивный 9% К онкур ентно -д еят ельно стны е технол о гии,' актуализация спортивных способностей, Формирование волевых качеств, (выдержки, выносливости, физической и психической р аб ото спо собностн, конкур енто спо собно сть н стрессоустойчивость). Совместная деятельно сть конкур ентного типа,

С емья (р одит ели и родственники старшего 38% Оздоровительно-досуговые, технологии формирования культурыздоровья / усвоение принципов ЗОЖ, гигиенических правил, р азр аб отка р ежима дня, р е л а кс а ция и психологнческаяреабилнтация, формирование (аккур атно сть, сочувствие к пр екр а сному), усвоение ролевой функции члена семьи и модели семьи. деятельность и их взаимодействие на высоком уровне эмоциональности у с тойчивых чувств).

Родственники одного поколения 12% Социально-авторитетные технологии / личный пример, стремление к лидерству, мотивация достиженияуспеха,механизм подражания деятельности, актуализация спортивных спо собно стей, мотивация внешнего одобрения, конкурентоспособность. Эмоциональная привязанность на фоне фактнческойконкуренции, паритетное взаимодействие.

детские (детский оздор овит ельный лагерь, группа друзей на придомовой территории, дачное сообщество) 8% Технология использования оздоровительных и социальных прав и обязанностей, освоение гигиенических принципов, и адаптация к снтуацнии усво ение постулатов б езопа сного поведения на практике. Ситуативно е взаимодействие, в ситуации проблем выживания и утр о з б ез о п а сно сти (физич е с кой, и социальной).

Педагогиче ский коллектив 7% Технологии формирования культуры здоровья, зд оровьесб ер егающая технология/ устойчивая мотивациях ЗОЖ, усвоение закономерностей ЗОЖ, формирование полезных привычек и методов ведения ЗОЖ, сотрудничество детей и формирование социально ролевых функций. Уровневое взаимодействие, передача опыта от старшего к младшему, авторитетное взаимодействие, формирование саморегуляции и самоконтроля.

Учитель физической культуры 5% Технология здр о вье сбережения н коррекция спортивных способностейи склонностей, коррекция трехкомпонентного здоровья и формирование полезных привычек. Авторитетное взаимодействие на основеэмоционально привлекательной деятельности, сотрудничество, взаимная поддержка на базе неформального лидерства.

Спортивный тренер 3% К оррекционно-развивающие технологии развитие спортивных способностей, формир ованне конкур ентно-спо собно сти и стр е с с о у ст ойчиво ста, мотив а ция д о стнж ення успеха и мотивация избегания неудач, повышение уровня притязаний, перерастание агрессивности тревожностив позитивную спортивную «злость». Директивное авторитарное взаимодействие, освоение принципов и правил самоконтр олян самореализация ощущения внутр еннего тр енер.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что классификация технологий формирования здоровья младших школьников должна иметь два основания: субъекта воздействия на ребенка и процесс его оздоровления и объект деятельности который подразумевает самостоятельный уникальный результат. принимая, что первым субъектом по отношению к которому проводиться действие является младший школьник в классификации представим второго субъекта и объект воздействия. При совпадении у разных субъектов одного и того же объекта воздействия, будь то телесное здоровье, психическое или социально личностное самочувствие необходимо организовывать взаимодействие этих субъектов только по вопросам касающимся данного объединенного объекта. Приведем авторскую классификацию здоровьеформирующих технологий доля младших школьников:

1. Субъект - детский коллектив, объект - социальное сотрудничество, технология - формирование культуры здоровья

2. Субъект - семья, объект - сохранение и коррекция здоровья, технология - коррекционно-развивающая;

3. Субъект - педагогический коллектив, объект - сбережение и восполнение здоровья, технологии - здоро-вьесбережение и формирование культуры здоровья;

4. Субъект - педагоги в сфере физической культуры, объект - коррекция всех компонентов здоровья, технология - проблемного обучения и воспитания;

5. Субъект - сам ребенок, объект - сбережение здоровья в интересах социально значимой деятельности, технология - здоровьесбережение.

Как следует из представленной классификации наиболее продуктивное взаимодействие субъектов когда у них существует обобщенный объект приложения сил и единая позиция в отношении анализа и оценки результатов воздействия. авторами была разработана модель консультативной деятельности в онлайн и офлайн режимах, направленная на создание продуктивного взаимодействия между субъектами по проблемам реализации тех технологий в отношении которых они правомочны.

Данная модель была реализована в трех школах Нижегородской области в условиях младших классов. В эксперименте 187 младших школьников из 95 семей разного социального состава. Эксперимент показал что:

Во-первых, субъекты не испытывают негативизма при взаимодействии с другими субъектами здоровье-формирования по тем вопросам в которых они компетентны в связи с реализуемыми технологиями. Так более 80% педагогов и более 60% родителей с удовольствием взаимодействовали между собой по вопросам коррекции общего здоровья ребенка и его отдельных компонентов (см. Классификацию.). Однако, более 60 % родителей считают излишнем применение для развития здоровья ребенка дополнительных педагогических методов, в частности проблемного обучения. Таким образом, разумнее чтобы педагоги, применяя методы проблемного обучения и воспитания, в том числе и в интересах здоровья ребенка не обсуждали процессуальные характеристики с родителями по принципу Платона «не всю правду, но только правду».

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Приведенная модель и классификация находится в соответствии с актуальными позициями ученых (Г.Х. Вахитовой, Е.П. Дербеневой), о том что, воспитательная образовательная деятельность, осуществляемая в семье и школе должна быть интегрированной, но не во всех параллелях взаимодействия, а также ни в коем случае не должна дублировать альтернативную воспитательную систему. Эти авторы представили несколько вариантов взаимодействия, хотя и не рассматривали всех субъектов здоровьеформирующей деятельности, а также всех объектов влеченых в систему гармоничного трехкомпонентного здоровья младших школьников. Все эти компоненты были учтены в авторской модели [19-21].

Выводы исследования.

1. Авторами были установлены основания для классификации здоровеформирующих технологий применяемых в настоящее время для оздоровления младших школников. Среди представленнях оснований наиболее часто встречались следующие: институциональная принадлежность школьные, дошкольные, медицинские, санаторно-курортные и т.д.), характеристика деятельности субъектов (физкультурно-спортивные, физкультурно-оздоровительные, гигиенические, эстетические и другие), результативный компонент в отношение состояния здоровья (мотивационные к ЗОЖ, сберегающие, корректирующие), компоненты здоровья изменяемые в ходе деятельности (физическая реабилитация, психологическая реабилитация, социальная реабилитация), направленность применения (самооздоровление, взаимное

Grigoryeva Elena Lvovna, Belyayeva Marina Alexandrovna, Zamashkina Alevtina Evgenyevna

SUBJECTS AND OBJECTS OF MODERN HEALTH OF FORMING TECHNOLOGIES .

pedagogical sciences

оздоровление, совместное оздоровление и так далее). Среди указанных оснований не представлены субъекты воздействия на здоровье младших школьников, а упомянута лишь их деятельность.

Авторами была предложена классификация здоровьеформирующих технологий по субъекту воздействия и структуре взаимодействия между субъектами оздоровительной деятельности и младшими школьниками. Среди значимых субъектов данной возрастной группы были выделены:

- учебный коллектив, спортивный коллектив, семья (родители и родственники старшего поколения), родственники одного поколения;

- временные детские коллективы (детский оздоровительный лагерь, группа друзей на придомовой территории, дачное сообщество);

- педагогический коллектив (учитель физической культуры, спортивный тренер).

3. Как было выявлено в ходе эксперимента каждый субъект является объектом влияния на определенные характеристики здоровья младшего школьника. При этом было доказано, что каждый из них участвует в реализации здоровьеформируещей технологии определенного вида как показано в таблице. Вследствие этого влияние субъекта на здоровье мл школьника имеет уникальные результативные характеристики.

4. Авторами была разработана и реализована модель взаимодействия между субъектами оздоровительной деятельности с учетом специфики реализуемых ими технологий в целях избежание внутренних и внешних конфликтов в процессе оздоровления младшего школьника. Авторская модель была внедрена, ее эффективность была доказана экспериментальными методами с применение методов математической статистики.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Авторская классификация здоровьеформиру-ющих технологий может быть адаптирована и трансформирована для других возрастных и социальных групп и контингентов. Авторская модель построена на принципах избирательности и объективизации взаимодействия субъектов оздоровительной деятельности может быть также разработана для иных групп, контингентов, как имеющая фундаментальную научную основу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Башмакова Е.А. Направления формирования здоровьесбере-гающего пространства образовательной организации во взаимодействии школы и микросоциума / Е.А. Башмакова, О.И. Жданова // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 6. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2017/6/27226.pdf.

2. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

3. Вахитова Г. Х. Теория и практика здоровьесбережения в современной начальной школе /Г. Х. Вахитова, С. И. Поздеева //Вестник ТГПУ. 2013. №12 (140). C.194-196.

4. Сокаев Х.М., Глухарев А.Н. Моделирование здоровьесберега-ющего обучения - необходимое условие успешности образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 154-157.

5. Дербенева Е. П. Здоровьесберегающая и здоровьеформиру-ющая среда в современном образовательном учреждении / Е. П. Дербенева, М. С. Беломестных // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №6. C. 60-65..

6. Калоша А.И. Формирование культуры здоровья младших школьников как педагогически организованный процесс/А.И. Калоша, М.В. Рудин //Вестник БГУ. 2015. №1. C. 27-32.

7. Аминова Ю.Л. Методика «мой проект — моё здоровье» как система работы по формированию здорового образа жизни и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Ю.Л. Аминова, Е.В. Терешонок // Материалы IV международной научно-практической конференции (г. Белгород, 7 апреля 2017 г.). В 2 ч. / под ред. Е.А. Богачевой. — Воронеж : Издат-Черноземье, 2017. — Ч. 1 . C . 21-25/

8. Жербакова Н.А. Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 231-234.

9. Батурина Е.А. Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования и формирования здорового образа жизни младшего школьника // Материалы IV международной науч-

нопрактической конференции (г. Белгород, 7 апреля 2017 г.). В 2 ч. / под ред. Е.А. Богачевой. — Воронеж : Издат-Черноземье, 2017. — Ч. 1. С. 34-36.

10. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Исследование и развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 206-208.

11. Пашин А.А. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников / А.А Пашин, Ж.В. Тома, О.Н. Опарина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 6. С. 16-18.

12. Толстопятых Л.Е. Формирование, сохранение и укрепление составляющих целостного здоровья младших школьников посредством использования здоровьесберегающих технологий / Л.Е. Толстопятых, Л.И. Юдкина, Л.И. Акинина, Т.А. Секишева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт Сборник трудов Восемнадцатой международной научно-практической конференции. 2019. С. 77-80.

13. Адонина О.В. Формирование культуры здоровья младших школьников посредством использования здоровьесберегающих технологий / О.В. Адонина, Ю.В. Захарова, С.Н. Зайцева // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования. Сборник научных статей по материалам IVМеждународной научно-практической конференции. Белгородский институт развития образования. 2019. С. 248-250.

14. Чиркова В.М. Формирование здорового и безопасного образа жизни в начальной школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 181-184.

15. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А., Челнокова Е.А. Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 307-313.

16. Журакулова Ю. Ж. Формирование коммуникативных качеств у учащихся в начальном классе // Достижения науки и образования. 2018. №15 (37). С. 73-75.

17. Федосеева Л. А. Закономерности развития личностных качеств и способностей младшего школьника //Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 265-267.

18. Елфимова М.М. Шутка как психотехническое средство нарративного понимания межличностных отношений. // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 1(33). — С. 59-67.

19. Быстрицкая Е.В. Концепция создания полиэтнического дет-ско-молодежного адаптационного центра «ЭТНОГЛОБУС» в русскоязычном регионе /Е.В. Быстрицкая, Григорьева Е.Л. / Глобализация и русский мир сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 148-155.

20. Григорьева Е.Л. Воспитательный потенциал физической культуры / Е.Л. Григорьева, Давыдова А.А. // В сборнике: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. Мининский университет. 2017. С. 74-77.

21. Иванов А.Д. Формирование чувства первичной взрослости у учеников третьего класса на занятиях физической культуры / А.Д. Иванов, Е.Л. Григорьева, Е.А. Пахомова, Н.Н. Василюк // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 6. С. 31-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

80

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.