Научная статья на тему 'Абилитация функциональной готовности к здоровому образу жизни у дошкольников'

Абилитация функциональной готовности к здоровому образу жизни у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / АБИЛИТАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTHY LIFESTYLE OF PRESCHOOL CHILDREN / FUNCTIONAL READINESS / ABILITATION / SPORTS AND IMPROVING ACTIVITY / PEDAGOGICAL ZDOROVYEFORMIRUYUSHCHY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Замашкина Алевтина Евгеньевна

Рассмотрены проблемы подготовки детей дошкольного возраста к социализации средствами физического воспитания и формирования интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности. Предложены технологии, пересмотренные с учетом требований к образовательному процессу по физической культуре и позволяющие реализовать физические, психические и личностные функции абилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Замашкина Алевтина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITATION OF FUNCTIONAL READINESS FOR THE HEALTHY LIFESTYLE AT PRESCHOOL CHILDREN

The problem of preparing children of preschool age for socialization by means of physical education and the formation of interest in sports and recreation activities is considered. Proposed technologies are revised to meet the requirements for the educational process in physical culture, allowing to implement the physical, mental and personal abilitation functions.

Текст научной работы на тему «Абилитация функциональной готовности к здоровому образу жизни у дошкольников»

УДК 796.011:373.21

АБИЛИТАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

О.В. Реутова, А.Е. Замашкина

Рассмотрены проблемы подготовки детей дошкольного возраста к социализации средствами физического воспитания и формирования интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности. Предложены технологии, пересмотренные с учетом требований к образовательному процессу по физической культуре и позволяющие реализовать физические, психические и личностные функции абилитации.

Ключевые слова: здоровый образ жизни дошкольников, функциональная готовность, абилитация, физкультурно-оздоровительная деятельность, педагогические здоровьеформирующие технологии.

Актуальность исследования состоит в необходимости реализации в условиях образовательного процесса, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), вызовов времени, которые возникают в связи с изменением социокультурных запросов к максимально раннему формированию культуры здоровья у детей. Актуальность усиливается в связи с обострением проблемы ежегодного снижения уровня физического, психического и социального здоровья детей, поступающих в школу. Эта проблема была подтверждена многими исследователями и отражена в проекте образовательной программы для дошкольников [1].

Абилитация представляет собой раскрытие новых функций организма и личности, которые являются основой дальнейшего образования и социализации воспитанников в ДОУ. На этом этапе развития ребенка абилитации подвержены многие функции: физические, психические и личностные, которые обеспечивают успешность дальнейшей физкультурно-оздоровительной деятельности, а также возможности включение дошкольников в пространство спортивной деятельности через занятия в спортивных секциях. В этом плане важной проблемой является такая организация физкультурной деятельности в ДОУ, которая бы способствовала раскрытию полноценной абилитации представленных функций [2].

Перечислим функции, которые подвержены абилитации в дошкольном возрасте и которые являются основой здорового образа жизни и оздоровления дошкольников в интересах подготовки их к обучению в школе и к выполнению задач бытовой жизнедеятельности. Именно эти функции становятся основой проектирования содержания обучения в гибкой модульной форме [3]. Во-первых, это физические функции. На этом этапе у многих детей происходит развитие гиперактивности, что при

неумелой организации может не способствовать, а, наоборот, препятствовать развитию физических качеств человека и противостоять успешности их физкультурной деятельности, что в принципе снижает привлекательность этой деятельности для дошкольников, а также для их родителей. Вторая важная функция, которая подлежит развитию, это функция гармонического сочетания физической активности для развития всех двигательных качеств (ловкости, скоростных способностей и некоторых других).

В этом смысле развитие силовых качеств несколько затруднено, поскольку полноценная абилитация силовых способностей происходит в подростковом возрасте. В программах, представленных в данной статье, это качество как целевой компонент рассматриваться не будет. Образовательные модели физкультурного образования дошкольников требуют всесторонней, детальной, в том числе и научной подготовки кадров для проектирования и реализации здоровьеформирующих технологий [4].

Кроме того, в плане физкультурных занятий происходит активное взаимодействие воспитанников между собой, поэтому подготовка к безопасному поведению, позволяющему активно, но при этом без травм, взаимодействовать между собой в рамках физкультурной деятельности, также является задачей программы и развивающейся абилитированной функции. В отношении общения и взаимодействия дошкольников на занятиях по физической культуре (ФИЗО) существуют разные позиции. Однако большинство ученых подчеркивает необходимость и значимость по такому взаимодействию [5].

Из психических функций, обеспечивающих здоровый образ в широком смысле слова, следует особо выделить развитие эстетических качеств: понимание красоты движений, понимание красоты человеческого тела, понимание телесной культуры как таковой, на доступном для детей уровне. Люди физически развитые, имеющие правильную осанку, хорошо развитую мускулатуру, являются носителями культуры, так как «физическая культура как часть общей культуры, представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей».

Люди становятся физически развитыми благодаря не только занятиям двигательной активностью, но и трудом. Таким образом, происходит сопряжение функций красоты двигательных действий с функцией труда и проявлением трудолюбия и работоспособности, которая является залогом успешности любой деятельности дошкольников, в том числе и в дальнейшей их учебной деятельности. Кроме того, абилитации подвержены волевые качества личности.

Известна формула, что мотивация к деятельности обратно пропорциональна приложению волевых усилий. В этом смысле, чем более человек мотивирован к деятельности, тем меньше ему приходится прилагать усилий для инициирования этой деятельности. Тем не менее, физическая культура такова, что для продолжения этой деятельности приходится прикладывать также значительные усилия, и эта формула, работающая в других видах деятельности, в данном случае является мало эффективной. Таким образом, развиваются две функции, связанные с трудом: это трудолюбие и работоспособность на основании мотивации к занятиям физической культурой и любознательности: «а что у меня получится», «что из меня получится», «что со мной будет происходить дальше», «к чему я способен», «неужели и это у меня получится».

К психическим функциям, которые относятся к новообразованиям личности и абилитируются в дошкольном возрасте, относится также нравственное, ценностное отношение к физической культуре и спорту как значимой сфере общественной жизнедеятельности, и ребенок, привлеченный к этой сфере деятельности, осознает себя гражданином большой «Страны спорта», которая начинается для него еще с дошкольного возраста.

Несмотря на то, что далеко не все спортивные секции работают с дошкольниками, тем не менее, данный возраст является благоприятным периодом для актуализации спортивных дарований и склонностей ребенка, а также для организации селекционной работы. В этом возрасте, который является подготовительным для большинства спортивных секций, дети уже начинают ориентироваться в многообразии видов спорта.

Все представленные функции могут быть абилитированы в дошкольном возрасте, которые являются и основой здорового образа жизни у дошкольников, и основой включения их в пространство спортивной деятельности, а также залогом и платформой введения их в пространство образовательной деятельности, поскольку главная задача дошкольного образования - подготовка к следующей ступени развития и образования ребенка.

Таким образом, цель работы: создание технологии формирования необходимой готовности и абилитация функциональных основ психики и организма дошкольника, которые являются основой здорового образа жизни.

Одним из обязательных компонентов образования является физическая культура. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОС дошкольного образования направлен на достижение следующих целей:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования [2].

В ФГОС указано, что физическая культура является основой и залогом не только здоровья и здорового образа жизни, но и работоспособности, дальнейшего включения ребенка в общество на основании социально одобряемой деятельности. И при том, что задачи, которые ставятся перед педагогами, родителями и медицинскими работниками охватывают обширный содержательный контент и подразумевают реализацию разноплановых здоровьеформирующих технологий, тем не менее, отмечается недостаточность организованной физической активности дошкольников для полноценной абилитации, необходимой для здорового образа жизни функций.

Сейчас система физического образования дошкольников представлена следующими формами: занятия по ФИЗО, утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и развлечения, спортивные праздники и закаливающие процедуры.

Упомянутые выше недостаточность физкультурной занятости дошкольников и дефицит двигательной активности имеют ряд причин. Во-первых: не у многих дошкольников возникает устойчивая мотивация заниматься определенным видом спорта. Во-вторых, они не осознают в полной мере своих склонностей и способностей, в-третьих, педагогами еще не выявлены эти способности, поэтому необходимо продлить предподготовительный период собственно включений в спортивную деятельность за счет дополнительной организации занятий внутри ДОУ, а также ФОК и ДЮСШ, когда происходит интеграция собственно спортивного пространства с образовательным пространством ДОУ.

Представленные выше проблемы возможно разрешить с помощью здоровьесберегающих технологий. Авторами предложены технологии абилитации приведенных функций на базе дополнительных занятий в ДОУ (табл. 1, 2)

Результатами данной деятельности детей являются выступления на районных соревнованиях по мини-футболу и показательных выступлениях по художественной гимнастике, при хорошем результате и выходе в финал участие в городских соревнованиях.

Таблица 1

Технология спортивного занятия в режиме дополнительных занятий

по художественной гимнастике

Дидактические задачи Учебные задачи Содержание Образоват. результаты - абилитируемые функции

Способствовать формированию интереса к занятиям по художественной гимнастике. Приобщение к ценностям здорового образа жизни Учить элементам художественной гимнастики. Дать теоретические знания о рациональном выполнении элементов. Формировать чувство ритма и красоту движений Под руководством преподавателя выполняют элементы художественной гимнастики и ритмические комбинации. Дети запоминают некоторую терминологию и могут соотнести движение с его названием. Согласовывают музыку и движение. Демонстрируют приобретенные ранее навыки и умения в двигательной деятельности Физические - развивает гибкость, пластику движений. Психические - проявляет творческий интерес, оценивает свою деятельность и деятельность окружающих. Личностные - проявляет самостоятельность и трудолюбие. Может работать в коллективе, осознавая себя его частью Проявляет интерес к возможностям собственного тела. Формирование отношения к искусству, физическим упражнениям Мотивирован к познавательной деятельности

Таблица 2

Технология спортивного занятия в режиме дополнительных занятий

по мини-футболу

Дидактические задачи Учебные задачи Содержание Образоват. результаты - абилитируемые функции

Способствовать формированию знаний о приемах игры в защите и нападению по мини футболу, по основам организации и проведения игры Учить техническим действиям и тактическим приемам игры. Самоконтроль и самоанализ при выполнении упражнений Воспитанники под руководством инструктора по ФИЗО выполняют элементы и приемы игры согласно разработанной программе. Демонстрируют техническую и тактическую подготовленность в игровой деятельности Физические - развивает скоростные и координационные способности. Психические - развивает волевые качества. Личностные - овладевает знаниями игры в мини футбол. Осознает важность правильного выполнения технических упр. и значимость работы в коллективе

Абилитация физических, психических и личностных функций в дошкольном возрасте невозможна без применения здоровьеформирующих технологий. Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития физических качеств, при этом деятельность, направленная на их формирование, также благотворно влияет на становление волевых, нравственных, эстетических качеств, на формирование первичных мировоззренческих представлений. Следует отметить, что одна только интенсификация организации физической активности дошкольников с применением инновационных здоровьеформирующих технологий не может в полной мере ликвидировать дефицитарность ЗОЖ современных дошкольников. В этом смысле необходимо применять интенсификацию и экстенсификацию двигательной активности детей данной возрастной группы.

Список литературы

1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. подг. «Пед. образование». М.: Академия, 2016.

3. Каштанова С.Н., Белинова Н.В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания // Вестник Мининского университета. 2016. № 4(17). С. 11.

4. Эванс Э., Быстрицкая Е.В., Арифулина Р.У. Образовательные модели организации научного исследования магистрантов и аспирантов в России и в США. Часть 1: стадия замысла // Весник Мининского университета. 2017. № 3(20). С. 9.

5. Реутова О.В., Замашкина А.Е., Копылова Е.А. Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях как средство преодоления школьной дезадаптации // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С. 60-65.

Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель, о1уа. геи1оуа2013 @уапйех.ги, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Замашкина Алевтина Евгеньевна, магистрантка, 89202585383@уапйех.ги, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

ABILITATION OF FUNCTIONAL READINESS FOR THE HEALTHY LIFESTYLE AT PRESCHOOL CHILDREN

O. V. Reutovа, A.E. Zamashki^

The problem of preparing children of preschool age for socialization by means of physical education and the formation of interest in sports and recreation activities is considered. Proposed technologies are revised to meet the requirements for the educational process in physical culture, allowing to implement the physical, mental and personal abilitation functions.

Key words: healthy lifestyle of preschool children, functional readiness, abilitation, sports and improving activity, pedagogical zdorovyeformiruyushchy technologies.

Reutova Olga Viktorovna, senior teacher, olya. reutova2013@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Zamashkina Alevtina Evgenyevna, undergraduate, 89202585383@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin

Reference

1. Gadzhimuradova R.T. Pedagogicheskie usloviya proektirovaniya i realizacii zdorov'eformiruyushchej tekhnologii fizicheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2012. 199 s.

2. Grohova N.A. Organizaciya zdorov'esberezheniya v shkole // Osnovy bezopasnosti zhizni. 2010. S. 33-38.

3. Mamonova O.V., Shutova T.N. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya studentov v usloviyah snizheniya sostoyaniya zdorov'ya // Guma-nitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. zaoch. internet-konf. M., 2016. S. 519-526.

4. Skopylatov A.I. Individualizaciya obucheniya v vysshih voennyh vuzah Rossii: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1994. 362 s.

5. Shchegolev V.A. Vospitanie voinskih kollektivov v sisteme fizicheskoj podgotovki: monografiya. L., 1990. 168 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.