Научная статья на тему 'Проблемы адаптации детей к начальной школе и выявление пробелов в формировании школьной зрелости у дошкольников'

Проблемы адаптации детей к начальной школе и выявление пробелов в формировании школьной зрелости у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
302
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
adaptation / school maturity / pre-school children

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е.С. Юрлова, А.И. Сабурцев

Данная работа посвящена актуальной проблеме изучения адаптации дошкольников к обучению в начальной школе. Показано, что до 80% детей перед школьным обучением имеют те или иные психофизиологические проблемы. Это требует разработки и внедрения комплексной программы по предупреждению дезадаптации данного контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS TO ADAPTATION CHILDREN TO GRADE SCHOOL AND DISCOVERY GAP IN SHAPING OF SCHOOL MATURITY BESIDE PRE-SCHOOL CHILDREN

Given work is dedicated to actual problem of the study to adaptation pre-school children дошкольников to education in grade school. It Is Shown that before 80% children before school education that or other nut-physiological problems. This requires the development and introducing the comprehensive program on warning desadaptation given contingent.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации детей к начальной школе и выявление пробелов в формировании школьной зрелости у дошкольников»

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.С. Юрлова

ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж» пл. Соборная, 7, Арзамас, Россия, 607220

А.И. Сабурцев

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных ГОУ ВПО АГПИ им. А.П. Гайдара ул. К. Маркса, 33, Арзамас, Россия, 607220

Данная работа посвящена актуальной проблеме изучения адаптации дошкольников к обучению в начальной школе. Показано, что до 80% детей перед школьным обучением имеют те или иные психофизиологические проблемы. Это требует разработки и внедрения комплексной программы по предупреждению дезадаптации данного контингента.

В настоящее время перед современной школой стоит серьезная проблема сохранения здоровья школьников в связи с существующей тенденцией к росту заболеваемости в процессе обучения. Также растет число школьников, не справляющихся с учебной программой. Все это диктует необходимость более тщательного изучения психофизиологического функционирования организма ребенка при поступлении в школу.

Рациональная организация психофизиологических профилактических мероприятий среди детей, поступивших в школу, а также находящихся в подготовительной группе детского сада, являются необходимым условием для снижения заболеваемости и благоприятного течения адаптационного периода на начальном обучении. Актуальность данных исследований еще более возрастает в связи с реформой школьного образования. Из-за перехода к обучению с 6 лет нижняя граница возраста младшего школьника соответственно сдвинулась, а 5-летний возраст считается последней ступенью дошкольного периода. Однако в настоящее время нет достаточно адекватных диагностических методик для всестороннего обследования детей данного возраста и определения их готовности к школе. Имеющиеся несистематизированные данные по этим вопросам не решают проблему адаптации в целом [1].

Акселерация подрастающего поколения способствует интенсивному расширению психофизиологических возможностей детей 6 летнего возраста. Все больше появляется программ с повышенной сложностью, лицеи, гимназии разрабатывают инновационные технологии обучения, дошкольные учреждения расширяют сферу педагогической подготовки будущих первоклассников. Однако тенденция ухудшения здоровья заставляет поставить вопрос о необходимости обучения детей

с данного возраста, готовы ли они к этому и пригодны ли педагогические технологии и программы для такого обучения.

Таким образом, проблема формирования адаптационных возможностей у детей, выявление патогенетических механизмов отклонений в состоянии здоровья ребенка подготовительных групп дошкольного учреждения и при поступлении в школу, разработки способов их раннего прогнозирования, диагностики и предупреждения являются актуальными и требуют решения.

Целью нашей работы было исследование проблемы адаптации детей в начальной школе, выявление проблем дошкольного возраста для предотвращения дезадаптации их при поступлении в школу.

Материалы и методы. Учитывая, что организм представляет собой психосоматическое единство, проведено комплексное обследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на базе ДОУ № 51 «Угадайка» и СОШ № 6 им. А.С. Макаренко города Арзамаса.

Для оценки состояния здоровья детей был использован ретроспективный анализ карт индивидуального развития Ф № 026/у. Физиологическое развитие оценивали по основным показателям антропометрических измерений: длина тела, масса, окружность грудной клетки, для оценки гармоничности физического развития рассчитывался индексы Вервека и Кетле. Изучались основные показатели гемодинамики чистота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Кроме того, для оценки состояния ССС использовался метод вариационной пульсометрии, являющийся индикатором состояния регуляторных механизмов организма.

Психологические аспекты развития были изучены с использованием ряда тестов, рассчитанных на выявление отклонений в адаптационном периоде. Для определения школьной зрелости был применен ориентационный тест Керна— Йирасека, поскольку он наиболее пригоден для обследования детей 5—6-летнего возраста.

Результаты ретроспективного анализа карт индивидуального развития ребенка показали, что I группу здоровья имеют 11% дошкольников и 5% младших школьников, II группу здоровья — соответственно 77% и 54,7%, III группу здоровья 12% и 40,3%. В целом состояние здоровья обследованных детей находится на низком уровне, о чем свидетельствует большая доля детей, имеющих II и III группы здоровья, более четверти детей заболели в первый месяц обучения в школе, что свидетельствует о напряжении адаптационных процессов.

Показатели физического развития приведены в табл. 1.

Таблица 1

Результат антропометрических измерений младших школьников

Показатели Норма Полученные показатели

мальчики девочки мальчики девочки

Масса (кг) 20—24 19,9—24 25,09 ± 0,26 24,44 ± 1,62

Рост (см) 113,9—122 114—121,7 121,9 ± 1,12 123,0 ± 2,4

Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии существенных отклонений изученных показателей от возрастной нормы.

Расчет индекса Кетле показал, что доля детей с нормальным физическим развитием составляет 80%, дисгармоничное развитие имеют 20% детей (дефицит или избыток массы тела). Показатели окружности грудной клетке у многих детей имеют низкие значения, что отразилось на показателях индекса Вервека. Это можно объяснить тем, что данный возраст совпадает с периодом «вытягивания», когда прирост длины тела опережает увеличения массы, что согласуется с имеющимися данными, которые свидетельствуют, что вступление ребенка в фазу интенсивного вытягивания считается признаком вероятного снижения физической и психической выносливости, повышению риска развития заболеваний [3].

Показатели гемодинамики младших школьников отличаются от нормы значительным повышением ЧСС (до 100—120 уд. в мин.) и показателей средних значений АД (прослеживается снижение значений систолического и повышение диастолического давления). Все это также свидетельствует о напряженности процессов адаптации.

Анализ показателей оценки состояния сердечно-сосудистой системы на различные нагрузки (включая умственные) является одним из центральных в проблеме адаптации, особенно в шестилетнем возрасте, из-за изменения процессов нервной регуляции работы сердца. Адаптационные возможности сердечной деятельности у детей данной возрастной группы низкие, а степень напряжения механизмов регуляции — высокая. Поэтому при увеличении умственной нагрузки происходит учащение ритма сердечных сокращений и снижение его вариабельности.

Анализ данных вариационной пульсометрии показал значительное изменение влияния симпатической и парасимпатической нервной системы на сердечную деятельность при изменении умственной нагрузки. Исследования проводились до начала учебного года, в начале первой и второй учебной четверти, полученные результаты приведены на рис. 1.

Рис.1. Распределение обследованных детей по вегетативному типу

В соответствии со значениями индекса напряжения (ИН) были выделены группы детей по вегетативному типу: нормотоники — при величине ИН 50— 150 усл. ед. (зона адаптивных изменений), ваготоники — при ИН < 50 усл. ед, (зона сниженного уровня активности), симпатотоники — при ИН > 150 усл. ед. (зона напряжениия) [2]. Анализ данных показал увеличение доли симпатотони-ков в 1,6 раза в начале учебного года, что связано с изменением социального статуса и увеличением умственной и физической нагрузки за счет снижения в 1,5 раза нормотоников и увеличения ко второй четверти ваготоников в 1,7 раза. Это может свидетельствовать либо об увеличении утомляемости, либо об активизации ре-гуляторных механизмов, направленных на предупреждение избыточных эффектов симпатической системы.

Анализ данных вариационной пульсометрии дошкольников, приведенный на рис. 2, показал значительную разницу регуляции сердечной деятельности у детей обычной и логопедической группы.

Рис. 2. Распределение дошкольников 5,5—6 лет по вегетативному типу

По представленным данным видно, что в обычной группе произошло распределение детей на три типа с преобладании нормотоников в 2,5 раза. В логопедической группе установлено лишь два вегетативных типа с существенным 4-кратным преобладанием симпатотоников. Углубленный анализ показателей вариационной пульсометрии представлен в табл. 2.

Таблица 2

Показатели вариационной пульсометрии у дошкольников 5,5—6 лет

Показатель Критерий Стьдента Логопедическая группа Обычная группа

ИН t = 2,54 325,7 ± 39,45 181,44 ± 40,87

Амо t = 1,12 50,22 ± 3,21 44,44 ± 4,07

Вр t = 2,96 0,18 ± 0,02 0,31 ± 0,04

ЧСС t = 1,35 110,13 ± 2,83 100,28 ± 6,72

Наблюдается достоверное увеличение ИН и уменьшение показателя вариационного размаха (Вр), что свидетельствует о преобладании симпатической нервной системы и нахождении большинства детей в зоне напряжения регуляторных механизмов. Это связано с тем, что данные дети имеют задержку речевого развития, в связи с чем помимо обычной программы подготовительной группы они имеют дополнительные ежедневные занятия с логопедом, два раза в неделю фронтальные логопедические занятия и домашнее задание. Все это значительно увели-

чивает умственную и физическую нагрузку, что сказывается на напряженности регуляторных механизмов. Помимо этого данная группа детей имеет в анамнезе те или иные отклонения в формировании нервной системы. При изучении карт индивидуального развития Ф № 026/у было выявлено наличие перинатальной энцефалопатии или осложненный акушерский анамнез (анемии, гестозы, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение).

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация, ведущей становится учебная деятельность, на основе которой развиваются психологические девиации. Определение психологической готовности ребенка к школе заключается в исследовании исходного уровня функциональной готовности, или школьной зрелости, т.е. соответствия степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения [4]. Результаты данного раздела работы, проведенного с использованием организационного теста Керна—Йирасека приведены в табл. 3.

Таблица 3

Готовность к школьному обучению по данным психологического обследования учеников 1 класса

Уровень развития навыка Мелкая моторика, % Зрительная память, % Подражание образцу, % Следование устной инструкции, % Восприятие, %

Высокий 4,6 6,9 41,8 10,8 19,5

Выше среднего 18,6 25,5 28,2 36,9 8,6

Средний 44,1 18,6 10,52 21,7 28,2

Ниже среднего 25,5 18,8 14,99 20,1 26,4

Низкий 7,2 30,2 4,49 10,5 17,3

Полученные результаты позволяют выявить ряд проблемных зон: у детей недостаточно развита мелкая моторика, зрительная память находится на уровне низкого и ниже среднего, 1/3 детей не умеют подражать образцу, что связано с неумением прилагать волевые усилия, они не выполняют задания на зрительно-пространственное восприятие и не умеют следовать устной инструкции, которая является ведущей в школьном обучении.

Период психической адаптации к школе во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, особенно от наличия функциональных отклонений, проявляющихся в различных страхах, излишней подвижности, нарушении сна, от взаимоотношений в семье и наличия сформированной позиции школьника или учебной мотивации [5]. Для эффективного обучения и развития ребенка важно вовремя выявить и предотвратить данные нарушения в адаптационном периоде, а также знать: какие мотивы доминируют в мотивационной сфере первоклассника — игровые или учебные, поскольку при слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи. Использование комплексного психологического тестирования показало, что 17% респондентов имели низкую степень адаптации, 20% — высокую степень тревожности, а 77% — недостаточный уровень учебной мотивации. К факторам позитивной направленности следует отнести положительные взаимоотношения в семье, что характерно для 60% респондентов.

Таким образом, из представленных выше данных видно, что период адаптации детей к начальной школе имеет ряд физиологических и психологических проблем, связанных с недостаточной готовностью детей к школьному обучению. Поэтому целесообразно введение в работу школы и дошкольного учреждения методов раннего прогнозирования исхода адаптации. Это позволит формировать группы детей с адаптационным риском и обосновать дополнительные оздоровительные и профилактические мероприятия. В условиях дошкольного учреждения и школы рекомендуется введение методов психофизиологического контроля за течением адаптации, с применением психологической оценки и регистрации основных процессов формирования школьной готовности, а также динамики антропометрических данных и показателей сердечно-сосудистой деятельности методом вариационной пульсометрии. С целью раннего выявления невротических реакций и других отклонений в состоянии здоровья детей рекомендуется анкетирование родителей по специально разработанным анкетам.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.— М.: Просвещение, 1983. — 288 с.

[2] Клецкин С.З. // Вариационная пульсометрия // Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы / Под ред. Т.С. Виноградовой. — М.: Медицина, 1986.

[3] Воронцов И.В. Оценка антропометрических данных // Вопр. охраны матер. и детства. — 1985. — № 6. — С. 6—11.

[4] Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. — М., 1977. — 171 с.

[5] Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987.

PROBLEMS TO ADAPTATION CHILDREN TO GRADE SCHOOL AND DISCOVERY GAP IN SHAPING OF SCHOOL MATURITY BESIDE PRE-SCHOOL CHILDREN

E.S. Yurlova

GOU SPO «Arzamasskiy medical college»

sq. Cathedral, 7, Arzamas, Russia, 607220

A.I. Saburcev

Pulpit to anatomies and physiologies of the person and animal GOU VPO AGPI im. A.P. Gaydara str. K. Marksa, 33, Arzamas, Russia, 607220

Given work is dedicated to actual problem of the study to adaptation pre-school children дошкольников to education in grade school. It Is Shown that before 80% children before school education that or other nut-physiological problems. This requires the development and introducing the comprehensive program on warning desadaptation given contingent.

Keywords: adaptation, school maturity, pre-school children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.