Научная статья на тему 'КРИТИКА ТРУДОВ САИДА НУРСИ НА ФОНЕ СБЛИЖЕНИЯ РОССИИ С ТУРЦИЕЙ'

КРИТИКА ТРУДОВ САИДА НУРСИ НА ФОНЕ СБЛИЖЕНИЯ РОССИИ С ТУРЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
404
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / САИД НУРСИ / РИСАЛЕ-И НУР / БАДИУЗЗАМАН / ТУРЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьменко А.С.

В кризисное время России важно искать точки соприкосновения со своими геополитическими партнерами, в то же время необходимо отдаляться от спорных моментов, чтобы не разрушить отношения. Данная статья посвящена проблеме оценки религиозных текстов религиоведами, которые по причине своей некомпетентности вносят массу трудностей в решение различных государственных задач: укрепление государственных связей, борьба с экстремизмом и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТИКА ТРУДОВ САИДА НУРСИ НА ФОНЕ СБЛИЖЕНИЯ РОССИИ С ТУРЦИЕЙ»

СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №11-5. С. 774778

З.Кузнецова А.Р. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РУСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс-2015».

Кузьменко А. С., к ф. н. соискатель ученой степени Россия, г. Красноярск КРИТИКА ТРУДОВ САИДА НУРСИ НА ФОНЕ СБЛИЖЕНИЯ

РОССИИ С ТУРЦИЕЙ

Аннотация: В кризисное время России важно искать точки соприкосновения со своими геополитическими партнерами, в то же время необходимо отдаляться от спорных моментов, чтобы не разрушить отношения. Данная статья посвящена проблеме оценки религиозных текстов религиоведами, которые по причине своей некомпетентности вносят массу трудностей в решение различных государственных задач: укрепление государственных связей, борьба с экстремизмом и пр.

Ключевые слова: Ислам, Саид Нурси, Рисале-и Нур, Бадиуззаман, Турция

Россия в тяжелых условиях внешней блокады со стороны Запада все больше сближается с геополитическими партнерами, с которыми планирует решение многих задач. Одной из таких стран является Турция, с которой в последнее время в еще больше степени налаживаются экономические отношения. В этой связи важно, чтобы взаимоотношения двух союзников крепли с каждым днем. Известно, что в Турции мусульмане занимают доминантное положение, а президент Р.Эрдаган известен своей религиозностью. В Турции насчитывается множество школ суннитского толка, одной их таких общин являются люди, изучающие наследие исламского ученого Саида Нурси, труды которого насчитывают десятки произведений, а сами книги переведены более чем на 50 языков. В одном из выступлений президент Турции заявил: «Саид Нурси является совестью турецкой нации, и без этого богослова нет турецкой морали и нравственности» [3]. Такое важное место этого богослова в Турции никак не увязывается с гонениями представителей учеников С. Нурси в России. На мой взгляд, одна из главных причин такой проблемы - это не суды, не Следственный комитет, не ФСБ, а так называемые эксперты, которых привлекают к анализу той или иной литературы. В данной статье мною

проводится пример такой работы, автором которой была Излученко Т.В., сотрудник Сибирского Федерального университета. В статье «Учение С. Нурси как результат богословского диалога в исламе» [2] она указала, на ее взгляд, ошибки этого деятеля. Цель данной статьи - проанализировать данную статью путем соотнесения выводов автора с оригиналами работ С.Нурси, а также опровергнуть высказанные идеи Излученко Т.В.

С самого начала работы Излученко Т.В. уверяет, что в трудах С. Нурси утверждается «первичность турецкого языка, который душа человека понимает без перевода». При этом она не приводит ни одной ссылки на книги, что делает её высказывание сомнительным. Известно, что в исламской доктрине арабский язык является первичным, все молитвы читают на арабском, даже простые мольбы к Богу желательны на арабском, основываясь на том факте, что это Сунна. Чтобы убедиться в ложном заявлении Излученко Т.В. приведем цитату из трудов С.Нурси. Так как многая литература запрещена для распространения на территории РФ, возьмем цитаты из оригиналов на турецком, которые можно найти в интернете. Саиду Нурси задали как-то вопрос: «Чему в это время будет лучше отдать большее предпочтение, стремлению заучить весь Коран наизусть или же заниматься переписыванием Рисале-и Нур?». Он написал в своей работе, что здесь имеется «очевидный ответ, потому что Коран во всей этой вселенной и в каждом веку обладает самой великой степенью. Чтение и заучивание Корана ...является предпочтительным и превосходящим любое служение. Однако по причине того, что Рисале-и Нур является также аргументом и доводом истин веры этого Величественного Корана, и с позиции его чтения и заучивания является причиной и средством для этого, а также комментарием и толкованием его истин, то так же необходимо наряду с заучиванием Корана стараться и в служении Рисале-и Нур» [6, стр. 45]. Тем самым С.Нурси говорит о том, что Коран, написанный на арабском, всегда был и будет книгой номер. Также Саид Нурси писал: «... неопровержимые доказательства «Рисале-и Нур» твердо обосновали, что точный перевод Корана невозможен, и другой язык помимо арабского не сможет сохранить особенности и тонкие смыслы Корана» [4, стр. 61]. К тому же у самого С.Нурси есть труды на арабском, и ученики этого ученого читают их по всему миру.

Далее Излученко Т.В. пишет, что «согласно Нурси, душа верующего сможет ответить на все вопросы, если тот прочитал трижды «Рисале-и Нур». Отсутствие ссылок на оригинал говорит, что это очередная ложь Излученко Т.В.. Я требую цитаты из любой книги С.Нурси с такими словами, но заранее напишу, что таковых слов в его трудах нет. Поэтому называю это попыткой дискредитации. Сам же С.Нурси писал: «Всевышний дарит Рай и вечное счастье лишь по Своей истинной Милости и Щедрости. И ты всегда прибегай в мольбе к Его Милости и Щедрости» [7, стр. 351]. Также он писал: «Ад является наказанием за поступки, но Рай может быть дарован лишь по Милости Аллаха» [5, стр. 85]. Таким образом, никаких указаний на

заявленный Излученко Т.В. тезис в трудах С.Нурси нет, что делает ее работу схожей желтой прессе, где по заказу «третьих лиц» оскорбляют и унижают любого для достижения низменных целей. Неужели такие люди могут называться учеными? Их нужно отдалить от любого рода экспертиз, лекций и пр.

Далее, выделяя отличительные черты учения Саида Нурси, Излученко Т.В. утверждает, что «согласно Нурси, страшный суд на земле уже начался». Она, видимо, не знает, что существуют малые и большие признаки Судного дня. Большинство теологов утверждает, что уже давно имеют место малые признаки судного дня. Однако Излученко Т.В., не имея представления об одном из 6 столпов Веры, обвиняет в чем-то учение С.Нурси. Поэтому это не может быть отличительной чертой, это описано во всех исламских книгах по теме Судного Дня.

Следующая отличительная черта С.Нурси, по мнению Излученко Т.В., - это то, что «верующие не должны обращать внимания на государственные границы и законы». Что она этим хочет сказать? Если бы этот лозунг был в основе учения С.Нурси, то президент Турции не хвалил бы как самого Саида Нурси, так и его учеников [2]. Более того причина запрета книг С.Нурси в России вообще не связана с этой мыслью. Это уже исключительная фантазия Излученко Т.В., не требующая опровержения.

Далее автор говорит, что скончался «последний ученик самого С. Нурси Мустафа Сунгур», добавив, что именно он осуществлял контроль «переиздания «Рисале-и Нур» и перевод на другие языки, в частности на русский». Откуда такая информация у исследователя из Красноярска, не знающего турецкий и не бывавшего в Турции - вопрос открытый для самого автора. Где сказано, что Мустафа Сунгур - это последний ученик С.Нурси? Добавим лишь, что в источнике, на который ссылается сама Излученко Т.В. было сказано: «После погребальной молитвы Эрдоган выразил свои чувства словами: «Пусть простит Аллах Мустафу Сунгур бея...На протяжении всей жизни они долго и упорно трудились. Они испытали серьезные страдания и боль.. .Проявленный к ним интерес очень ясно показывает - кто есть кто» [2]. При этом президент Турции не говорил о том, что эти люди призывают к антигосударственным лозунгам, а хвалил его. Это еще раз подтверждает высокий статус С.Нурси в Турции в глазах государства и общества.

Пиком непрофессионализма Излученко Т.В. явилась таблица «Аналитическое сравнение учения С. Нурси с ортодоксальным исламом». Разберем основные пункты на предмет соответствия реальности.

1. Почему-то Излученко Т.В. утверждает, что соблюдение пяти столпов веры у С.Нурси какое-то особенное. Чтобы это доказать она пишет, что у них (речь об учениках С. Нурси) «обязательно, близко к обязательному выполнение ночного намаза», а в ортодоксальном Исламе просто «обязательно». Что такое близко к обязательному? К тому же укажем на очередную грубую ошибку Излученко Т.В., что существует «5 столпов веры». Видимо, Излученко Т.В. не знакома с терминологией в Исламе. Вера

в арабском - это Иман, и существует 6 столпов Имана. Что же касается 5 столпов Ислама, то это иное, лишь дилетант (как Излученко Т.В.) не знает этого.

2. Излученко Т.В. утверждает, что С.Нурси и его последователи не признают Библию и Тору. Однако следует напомнить, что в Исламе отрицающий Тору и Библию считается немусульманином. В очередной раз отсутствующие ссылки на оригинал указывают на ложь автора в этом отношении. В частности, сам С.Нурси написал: «Подобно тому, как это светлое доказательство единобожия подтверждается единогласием и достоверными преданиями прошлого и будущего, также его подкрепляют и подтверждают сотни указаний таких небесных книг, как Тора и Евангелие...» [7, стр. 232]. В другом месте в этой же книге он пишет: «В качестве образца, приведём несколько примеров из Торы, Евангелия и Псалтыря, касающихся нашего Пророка». Далее он говорит: «Вот слова из Евангелия: «Я ухожу, дабы пришёл к вам Фараклит». То есть, дабы пришёл Ахмад.Другая фраза Евангелия: «Я прошу у Господа такого пророка, отличающего истину от лжи, который был бы с вами до самой вечности». Также он пишет: «Вот фраза из Торы: «Мать пророка Исмаила Хаджар будет иметь ребёнка, и из потомков его выйдет один такой, чьи руки будут выше всех, и руки всех протянутся к нему в смирении и покорности». Таким образом, С.Нурси сам цитирует стихи из Еванглия и Торы. Что заставило Излученко Т.В. явно лгать - вопрос открытый.

3. Излученко Т.В. утверждает, что ученики С.Нурси считают своего учителя «пророком сегодняшнего времени». В Исламе однозначно указано, что последний Пророк - это Мухаммад, а кто так не считает, тот не признается мусульманином. Очередная клевета и свидетельство непрофессионализма Излученко Т.В., что также легко доказать на основе цитат из книг С.Нурси: «Потому что Мухаммад (Мир Ему и Благо) - это последний из пророков.его религия и призыв обращены ко всему роду человеческому, и он.дает урок всем людям по всем истинам, и доказывает это в блестящем виде вот уже четырнадцать столетий, и является основанием для гордости рода человеческого» [7, стр. 138]. Также С.Нурси писал: «Пророк Мухаммад (Мир Ему и Благо) - имам всех верующих, проповедник всего человечества, предводитель всех пророков (в т.ч. и последний из них), господин всех праведников и глава в кругу восхваляющих и прославляющих Творца, состоящем из пророков и святых людей» [7, стр. 231]. Также С.Нурси писал: «Из истории известно, что два таких знаменитых прорицателя-ясновидца, как Шикк и Сатих, незадолго до пророческой миссии Мухаммада (Мир Ему и Благо) сообщали о его пророчестве и о том, что он будет Последним Пророком перед Концом Света. Подобных достоверных исторических сообщений было зафиксировано много» [7, стр. 561].

4. Излученко Т.В. далее в статье, противопоставляя, на ее взгляд, ортодоксальных мусульман ученикам С.Нурси, утверждает, что они

(ученики) не почитают «могилы Мухаммада и его семьи, праведных халифов», а почитают на ряду с местами хаджа «места жизнедеятельности С. Нурси и его ближайших учеников». Как и ранее у Излученко Т.В. нет никаких ссылок. Естественно, что это ложь, замаскированная лицом «религиоведа». Для доказательства приведем цитаты из трудов С.Нурси: «Интересно, кроме аравийца Мухаммада (Мир Ему и Благо), кто появился в мире более знающим, умелым и содержательным по вышеизложенным качествам и обязанностям? И был ли когда-то за все времена кто-то более подходящий, более достойный звания пророка и обязанности призыва и сообщения, чем он? Нет! Нигде и никогда! Если точнее, он - предводитель всех посланников, имам всех пророков, глава всех праведников, самый близкий из всех приближенных, самый совершенный из всех созданий, повелитель всех наставников» [7, стр. 59]; «Также поймешь тайну того, почему даже самый великий праведник не сможет достичь степени ни одного пророка» [7, стр. 130]. Также он писла: «Единодушное согласие ученых Ахл-и Суннат валь-Джамаат в том, что после пророков лучшими представителями рода человеческого являются сподвижники» [7, стр. 475]. Также он писал: «В постскриптуме этого "Слова" прекрасно и ясно доказывается, что уровень сподвижников Пророка (Мир Ему и Благо) является более высоким, чем уровень праведников (аулия), а также здесь твердо доказывается, что после пророков в человеческом роде самыми выдающимися личностями являются сахабы, т.е. сподвижники Пророка (Мир Ему и Благо), и что достичь их степени невозможно» [7, стр. 760]. Тем самым видно, что С.Нурси не считал себя лучше ни пророков, ни семьи Пророка Мухаммада, ни сподвижников. Естественно, что ученики С.Нурси тем более не превозносятся выше пророков и сподвижников.

5. Нельзя не отметить следующие слова Излученко Т.В. в отношении С.Нурси и его учеников, определяя их особенность, на ее взгляд: «Резко негативное отношение к занятиям наукой, особенно философией, так как она ведет к заблуждению и отдалению от Аллаха». В какой книге С.Нурси говорит о том, что математика или биология отдаляют от Аллаха? Если речь лишь о философии, то этого в статье нет, однако и в отношении философии нужно сказать, что сам С.Нурси учил философию и опроверг идеи её основных лидеров в отношении тем, касающихся материализма. Сам С. Нурси писал: «Атака "Рисале-и-Нур " и его мощные удары по философии не касаются абсолютно всей этой науки, а только лишь вредной ее части. Потому что часть философии и мудрости, служащая общественной жизни людей, воспитанию и совершенству человечества, а также развитию мастерства находится в мире с Кораном и спорить с ним не может. К этой части "Рисале-и-Нур" претензий не имеет. Что же касается другой части философии, то оттого, что она стала причиной для заблуждений и неверия, завело человечество в болото натурализма и дала такие результаты, как распутство, разгул грехов, рассеянность и заблуждение, а также выходит против потрясающих истин Корана со своими диковинами, подобными

колдовству, то "Рисале-и-Нур" в большинстве своих частей с помощью верных весов и устойчивого, основательного равновесия бросает вызов этой сошедшей с пути части философии и бьет ее. К честной же, полезной философии претензий не имеет. Поэтому учащиеся и учителя входят и должны входить в школу "Рисале-и-Нур" без споров и сомнений» [4, стр. 3]. Также в другой работе он пишет: «Каждая из наук, которую вы изучаете, своим особым языком непрерывно упоминая Аллаха, знакомит нас с Творцом, дает нам познать Его» [4, стр. 17]. Также в другой работе он писал: ««Рисале-и Нур» показывает свет единобожия и, приводя примеры и факты из материального мира, разъясняет истины веры. Используя те же науки и знания, что изучаются в лицеях и университетах, на тех же примерах демонстрирует доводы истин веры на уровне ясности и очевидности взошедшего солнца» [6, стр. 3]. Итак, С.Нурси не порицает, а хвалит науки, но в той части, в которой это помогает возвыситься человеку.

Таким образом, во всей статье Излученко Т.В. нет ни одного тезиса, который приведен с указанием на первоисточник. Откуда же она берет эти мысли? Неужели это умышленная попытка дискредитации известного во всем мире богослова? В любом случае, мною было доказано, что её мысли -это или свидетельство её невежества, или умышленное искажение фактов. Надеюсь, что она и ей подобные «эксперты» будут отстранены от любой работы, связанной с Исламом до того момента, пока они не повысят свой уровень, или хотя бы не будут лгать в отношении известных вещей. В противном случае вновь и вновь будут запрещать книги на основе дилетантских заключений, будут сажать в тюрьмы невинных людей. Что касается геополитических союзников, то конкретно критика С.Нурси может навредить отношениям с Турцией, так как известно что турецкие власти на государственном уровне взяли под защиту наследие этого богослова.

Использованные источники:

1. Излученко Т. В. Учение С. Нурси как результат богословского диалога в исламе. Серия «Политология. Религиоведение». 2013. № 2 (11), ч. 1. С. 295300.

2. Покинувшего этот мир ученика Саида Нурси проводят в последний путь первые лица государства и народ [Электронный ресурс] // Ислам сегодня : информ.-аналит. портал. - URL: // http://islam-today.ru/article/5872//

3. Эрдоган: Саид Нурси - совесть турецкой нации. Режим доступа: http://www. islamnews.ru/news-27054. html.

4. Asa-i Musa. N§. Sözler, 2012, стр. 61.

5. Lemalar. N§. Sözler, 2005, стр. 85.

6. Kastamonu. N§. Sözler, 2012.

7. Sözle N§. Sözler, 2012, стр. 351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.