Василий Иванов
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ САИДА НУРСИ И ФЕТХУЛЛАХА ГЮЛЕНА
В РОССИИ
4 сентября 2012 года ряд интернет-СМИ сообщили о том, что в Казани на VIII Международном фестивале мусульманского кино будет показан фильм режиссера Мехмета Танрисевера под названием "Свободный человек" ("Free man") - о жизни основателя секты «Нурджулар» Саида Нурси. Эта новость обеспокоила как сектоведов, так и мусульманскую общественность. Ведь деятельность «Нурджулар» в России была запрещена Верховным судом России ещё в 2008 году. Верховный суд РФ пришёл к выводу, что деятельность структурных подразделений «Нурджулар» на территории Российской Федерации угрожают межнациональной и межконфессиональной стабильности в обществе, территориальной целостности государства. Ещё раньше, 21 мая 2007 года, Коптевский районный суд г.Москвы принял решение о признании изданных в русском переводе сочинений основателя секты «Нурджулар» экстремистской литературой. Представители мусульманского духовенства обоснованно встревожились из-за информации о том, что откровенно апологетический фильм о Саиде Нурси включен в программу Казанского кинофестиваля. Приверженцы традиционного ислама расценили это как знак того, что опасная псевдоисламская секта стремится к реваншу, несмотря на законодательный запрет её деятельности в России.
Между тем, на самом деле фильм о Саиде Нурси не прошёл отборочный тур VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, несмотря на то что турецкие эмиссары упорно добивались чтобы кинолента была включена в программу этого знаменательного мероприятия. Деятельность последователей Нурси в России запрещена, печатные труды основателя секты признаны экстремистской литературой, и в этих условиях, поразмыслив над сложившейся ситуацией, турецкие радикал-исламисты решили распростра-
нять свою идеологию через кино. Как говорит народная мудрость: ты их в дверь — а они в окно. Последователи Нурси на своих интернет-сайтах даже самонадеянно успели раструбить о том, что фильм якобы уже включен в программу Казанского кинофестиваля. Однако их планам не суждено было сбыться.
Исламовед Раис Сулейманов вовремя выступил с заявлением, в котором отметил, что «показ апологетического фильма о Саиде Нурси равносилен тому, если бы на казанском фестивале мусульманского кино показали бы фильм о Мухаммеде ибн Ваххабе - идеологе ваххабизма»86. После этого председатель Совета улемов Духовного Управления мусульман Республики Татарстан, член отборочной комиссии VIII казанского международного кинофестиваля мусульманского кино Рустам Бат-ров проинформировал организаторов фестиваля о том, что движение последователей Саида Нурси запрещено в России. Благодаря своевременному вмешательству этих двух известных представителей мусульманской общественности Поволжского региона кинолента не была допущена к конкурсной программе.
В кулуарах кинофестиваля члены отборочной комиссии откровенно заявили о том, что фильм не стоит допускать на кинофестиваль уже потому что этот «шедевр» сектантской кинопропаганды откровенно слабый в художественном отношении.
Однако этот инцидент, в результате которого из программы кинофестиваля был убран апологетический фильм о турецком радикал-исламисте, стал причиной бурных обсуждений на мусульманских интернет-форумах. Верующие задавали вопрос: действительно ли произведения Саи-
86 В программу казанского кинофестиваля хотели включить фильм о турецком исламисте // «ТемаКа-зань», 6 сентября 2012 года. URL: http://www.temakazan.ru/news/culture/item/5273/
да Нурси несут в себе опасность и являются экстремистской литературой? На ряде мусульманских форумов на такие вопросы вызывались ответить адепты салафитской (ваххабитской) идеологии. Вот как на вопрос молодой мусульманки на одном из форумов ответил человек, не скрывающий своей приверженности ваххабизму: «Джа-маат нурсистов - это еретики, это мунафи-ки, которые считают Саида Нурси пророком, но для кяферского государства эта
.. 87
секта никакой опасности не несет» («джамаат нурсистов» - так секту последователей Саида Нурси называют ваххабиты; «мунафик» - лицемер, который не являясь верующим, внешне себя показывает набожным мусульманином).
На других форумах ответы ваххабитов на данный вопрос были схожи с тем, что процитировано выше. Практически ни на одном интернет-форуме мусульмане не могли получить адекватного ответа на этот типовой вопрос. Всего автором данной статьи было просмотрено восемь мусульманских интернет-форумов, и лишь на одном из них на такой типовой вопрос прозвучал ответ, в котором рекомендовалось изучить статьи известного мусульманского теолога Валиуллы Якупова (1963-2012), который считал последователей Саида Нурси псевдоисламской сектой, и обвинял нурсистов (как и ваххабитов) в подрывной деятельности против татарского и других мусульманских народов России.
С ваххабитами можно согласиться в том, что Саида Нурси адепты «Нурджу-лар» фактически считают пророком. Однако невозможно согласиться с ваххабитами в том что «для кяферского государства эта секта никакой опасности не несет».
Печатные труды Саида Нурси действительно несут в себе опасность, как и сочинения современного идеолога «Нурд-жулар» Фетхуллаха Гюлена - для любого светского государства и его граждан. В сочинениях этих двух лидеров турецкой секты мы видим не просто полемику с несогласными, в них пропагандируется крайне негативное отношение к людям по призна-
87 Обсуждение в социальной сети «В контакте».
URL: vk.com/topic-20978804_20593024
ку их мировоззрения, неприятие любого инакомыслия.
Следует помнить, что известный татарский общественный и религиозный деятель Валиулла Якупов, которого современные татары считают выдающимся мусульманским богословом, опусы Саида Нурси считал псевдоислаимским лжеучением далеким от традиционного ислама и для обозначения идеологии «Нурджулар» (как и идеологии ваххабизма) даже применял термин «Анти-Ислам»88.
Неудивительно, что когда 21 мая 2007 года Коптевский районный суд г.Москвы рассмотрел гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан, то в этот же день принял решение о признании изданных в русском переводе сочинений основателя секты «Нурджулар» экстремистской литературой. 18 сентября того же года это решение подтвердила коллегия Московского городского суда. В этом же году в заявлении для СМИ представители прокуратуры Татарии отметили, что распространение идеологии данной секты помимо разрушения душевного здоровья граждан представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Тогда представитель прокуратуры Республики Татарстан сообщил о том, что в деятельности секты «Нурджулар» прослеживаются определенные параллели с деятельностью таких тоталитарных сект как «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», «Аум Синрике».
Основатель общества «Нурджулар» Саид Нурси, которому посвящен «киношедевр» режиссера Мехмета Танрисевера, родился в Турции в 1876 году в Битлис-ской области, в селении Нурс. Некоторое время он обучался у сельского муллы Мехмеда Джелали. Фактически не имея никакого образования, он решил открыть собственное медресе. Как можно понять из его сочинения «Рисале-и-Нур» («Послания света»), он посчитал что знаний полученных им у сельского муллы достаточно для того, чтобы учить других людей. Саид Нурси стал считать себя алимом (мусульманским ученым) и фактически стал стра-
88 Якупов В.М. Анти-Ислам. - Казань: "Иман", 2006
дать манией величия, как и многие лидеры сект. Неудивительно, что в одно время он даже был помещён в сумасшедший дом. Международное общество «Нурджулар» было им создано в Турции вскоре после Первой мировой войны. Нурси проповедовал установление шариатского правления. После развала Османской империи и прихода к власти Кемаля Ататюрка деятельность религиозных орденов в Турции была запрещена. Действия Нурси по пропаганде радикал-исламистской идеологии и по созданию законспирированных ячеек организации вошли в противоречие с новым законодательством, поэтому на протяжении всей жизни он преследовался властями светской Турции - более 23 лет провёл в тюрьмах и ссылках, умер в 1960 году.
В наше время для целого ряда публицистов, занимающихся исламоведческой тематикой, характерны утверждения, согласно которым движение «Нурджулар» никоим образом нельзя расценивать в качестве экстремистского, и последователей Нурси следует относить к т.н. «умеренным исламистам». От многих востоковедов можно услышать высказывания о том, что печатные труды Саида Нурси якобы вообще не имеют никакого отношения к экстремизму, несмотря на то, что они внесены в Федеральный список экстремистских материалов, на основании решений судов.
Однако сами тексты турецкого проповедника не позволяют согласиться с такой «примиренческой» точкой зрения.
Так, в трудах Нурси формируется резко негативное отношение к людям по признаку их мировоззрения. По мнению Нурси, отвергающий исламское вероучение человек «не достоин милости и блага, так же он заслуживает жестокого наказания. И ни с какой стороны не заслуживает
89
проявления к нему милости» .
Как считал основатель «Нурджу-лар», неверующий человек «не достоин благосклонности и милосердия»90.
А в книге «Истины Веры» Нурси пишет: «У бросившего свою религию нет права на жизнь»91.
Без сомнения, данные высказывания свидетельствует о нетерпимости взглядов основателя секты «Нурджулар». Мы видим, что право человека на жизнь Нурси определял на основе его отношения к религии.
Как считал Нурси, «безбожие является нарушением огромного множества прав, то, конечно, оно является безгранично огромным преступлением, и стало быть, заслуживает безгранично великого наказания», «неверие является абсолютным преступлением, прощения не заслуживает» -об этом он пишет в книге «Посох Мусы».
И это лишь малая часть экстремистских высказываний в книгах Саида Нурси. Между тем, решением Коптевского районного суда г.Москвы (21.05.2011) экстремистскими были признаны 14 книг из собрания сочинений Саида Нурси «Рисале-и Нур»: «Вера и Человек», «Основы искренности», «Истины вечности души», «Истины веры», «Путеводитель для мужчин», «Плоды веры», «Рамадан, бережливость, благодарность», «Мунаджат, молитва, третий луч», «Тридцать три окна», «Основы братства», «Путь истины», «Посох Мусы», «Краткие слова», «Брошюра для больных». В решении Коптевского районного суда говорится о том, что идеи, изложенные в его трудах, содержат не только призывы, способствующие возбуждению национальной и религиозной розни, в том числе связанной с насилием, но также последовательно пропагандируют мысль исторической, социальной, умственной и моральной неполноценности народов и социаль-
93
ных групп, не исповедующих ислам .
Нурси Саид. Путеводитель для женщин //раздел "Из Третьей Темы Тридцать второго Слова. Вторая тема пятого пункта". URL:
http://www.risaleinur.com.tr/risaleler/russian/ptvd.htm 90 Там же.
Нурси Саид. Истины веры // URL:
http://nagon.net/books.php?q=S-Nursi3
92 Книга Саида Нурси "Посох Мусы" находится в свободном доступе в интернете (доступная для чтения онлайн) // URL: http://risale-i-nur.narod.ru/iskrennost_i_bratstvo/nastavleniya_dushe/ lu..., http://said-nur-
si.narod2.ru/velikoe_znamenie_sedmoi_luch/kratkie_sl ova_k...
93 Решение Коптевского районного суда САО Мо-
сквы от 21 мая 2007 года о признании экстремист-
В заявлении для СМИ (2007) представители прокуратуры Татарии высказали уверенность в том, что произведения Нур-си оказывают деструктивное воздействие на личность. Привлеченные прокураторой Татарстана эксперты назвали содержание книг Нурси "культом Смерти", которая неоправданно возвеличивается, предстает в виде цели жизни, в чем прослеживается сходство с психологической подготовкой адептов печально известной секты "Аум Синрике". Как тогда указали эксперты, произведения Нурси могут использоваться в качестве пособия для подготовки террористов-смертников, а тот, кто сделал их частью своей системы взглядов, будет испытывать религиозную враждебность ко всем, кто придерживается иных ценно-
«94
стей .
Как указывалось выше, не меньшую опасность в себе несут и труды последователя Саида Нурси, проживающего в американском штате Пенсильвания современного идеолога секты «Нурджулар» Фет-хуллаха Гюлена95. В России в 2012 году решением суда целый ряд книг Фетхулла-
ской литературой книг из собрания сочинений Саида Нурси «Рисале-и Hyp»: 1) «Вера и человек», 2000 год издания, перевод М.Г. Тамимдарова; 2) «Основы искренности», 2000 год издания, переводчик не указан; 3) «Истины вечности души», 2000 год издания, перевод М.Ш. Абдуллаева; 4) «Истины веры», 2000 года издания, переводчик не указан; 5) «Путеводитель для женщин», 2000 года издания, перевод М.Ш. Абдуллаева; 6) «Плоды веры», 2000 год издания, перевод М.Г. Тамимдарова; 7) «Рамадан. Бережливость. Благодарность», 2000 год издания, переводчик не указан; 8) «Мунаджат (Молитва). Третий луч», 2002 года издания, перевод М.Г. Тамимдарова; 9) «Тридцать три окна», 2004 год издания, перевод М.Ирсала; 10) «Основы братства», 2004 года издания, перевод М.Г. Тамимдарова; 11) «Путь истины», 2004 год издания, перевод М.Ш. Абдуллаева и М.Г. Тамимдарова; 12) «Посох Мусы», год издания не указан, перевод Т.Н. Гали-мова и М.Г. Тамимдарова; 13) «Краткие слова», год издания не указан, перевод М.Г. Тамимдарова; 14) «Брошюра для больных», 2003 год издания, перевод М.Г. Тамимдарова (решение суда доступно в сети Интернет).
94 Амелина Я.А. Нурси против России // ИА Рос-балт, 17 апреля 2007 года. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2007/04/17/293543.html
95 Официальная биография Фетхуллаха Гюлена на интернет-сайте "Института Гюлена" // URL: http://www.guleninstitute.org/about-gulen/biography
ха Гюлена был включен в Федеральный список экстремистской литературы.
В настоящее время Гюлен возглавляет наиболее мощную в финансовом и организационном плане организацию среди прочих ответвлений «Нурджулар». Сам лидер секты свою организацию в настоящее время предпочитает называть «Движение Гюлена» (англ. Gulen Movement)96. В 1971 году Гюлен был осужден на три года тюрьмы турецкими властями за деятельность возглавляемой им секты. Целью организации было создание в Турции государства, основывающегося на шариате, что вовсе не пришлось по нраву официальной Анкаре. Выйдя из тюрьмы, он вновь занялся пропагандой своего учения. Постепенно градус проповедей повысился до призыва к созданию шариатского государства в Турции. В 1997 году турецкие военные, отстранив от власти проислами-стское правительство Нежметдина Эрба-кана, развернули судебное преследование радикал-исламистов, и через короткое время Гюлен предпочел уехать в США «на лечение». Он осел в Пенсильвании, где при прямой поддержке американских спецслужб начала действовать штаб-квартира секты.
В книге Фетхуллаха Гюлена «Сомнения, порожденные веком» (том 1) можно увидеть высказывания на тему свержения законной власти в государстве и установления господства над всем миром. Этот современный «мусульманский учёный» писал в своих трудах о том, что уничтожение иноверцев вполне допустимо и даже необходимо, и превознося идею вооруженного джихада, считает вполне возможным и оправданным ведение войн по религиозным причинам. Об этом автор уже писал на страницах журнала «Мусульманский мир», в которой подробно проанализировал печатные труды этого
97
«учёного» .
96 An analysis of the Gulen Movement (подборка публикаций на интернет-сайте секты Гюлена) // URL: http://www.fethullahgulen.org/about-fethullah-gulen/an-analysis-of-the-g...
97 Иванов В.В. Движение Фетхуллаха Гюлена как секта: идеология и механизм вербовки // Мусульманский мир. - 2014. - №1. - С.55-65
В апологетических публикациях, посвященных лидеру радикал-
исламистской секты, можно встретить лживое утверждение о том, что якобы Гю-лена отличает толерантное отношение чуть ли не ко всем существующим на Земле религиям. Между тем, в книге Гюлена «Критерии или огни в пути» содержится утверждение о неполноценности тех народов (культур), которые не исповедуют ислам: «Воистину не поддается пониманию то безбожно враждебное упрямство, с каким другие культуры отвергают Коран, хотя сами пребывают в более чем жалком и унылом состоянии, а сердца, лишенные его света, не знают покоя, и муки их беспре-
98
дельны» .
В отношение атеистов Гюлен придерживается той же непримиримой позиции, что и Нурси: «Проявить милосердие к этой темной душе, поминутно пятнающей себя сотнями преступлений - величайшее из оскорблений, которые можно нанести
99
самому милосердию» . Эти слова - из второго тома книги Гюлена «Сомнения порожденные веком»).
В 1999 году турецкий телеканал «АТВ» показал фрагменты проповеди Гю-лена перед толпой последователей, в которой гуру раскрыл свою цель - установление в Турции шариатского правления, а также раскрыл методы рекомендуемые им своим адептам для достижения этих целей. В проповеди он призвал своих сторонников проникать в органы госаппарата, и призвал их к терпению, рекомендовав им воздержаться от «прежде временных шагов» до тех пор пока на сторону секты не перейдут «все конституционные институты Турции»100.
Как уже было отмечено выше, в сочинениях Нурси и Гюлена мы видим не просто полемику с другим мировоззрени-
98 Гюлен Фетхуллах. Критерии или огни в пути. Глава "Священный Коран" // URL: http://ru.fgulen.com/contentMew/2005/7/
99 Гюлен Фетхуллах. Сомнения, порожденные веком. Том 2 // URL: http://nagon.net/books.php?q=F-Gyulen2
100 Sharon-Krespin R. Fethullah Gulen's Grand Ambition. Turkey's Islamist Danger (2009) // URL:
http://www.meforum.org/2045/fethullah-gulens-grand-ambition
ем, в них пропагандируется крайне негативное отношение к людям по признаку их мировоззрения, неприятие любого инакомыслия.
Наверное, любой искренне верующий человек (вне зависимости от того -мусульманин он или христианин), не разделяя взглядов атеистов, не согласится с таким немилосердным отношением к последним, которое пропагандируют адепты «Нурджулар», распространяя книги своих кумиров Нурси и Гюлена.
Необходимо сказать, что по свидетельству бывших адептов секты «Нурджу-лар» в России во время занятий в «домашних медресе» «наставниками» внушалась мысль не только о неполноценности христианской культуры и христианской цивилизации, но и о том, что христианская религия представляет собой «форму неверия» и «форму безбожия», о том, что «нет принципиальной разницы между христианином и неверующим». В этом утверждении они солидарны с той частью салафит-ского (ваххабитского) сообщества, которое придерживается аналогичных взглядов на приверженцев христианства.
В этой связи целесообразно упомянуть о следующем свидетельстве. Один из бывших голландских последователей Саи-да Нурси, который когда-то работал в школах организации «Нурджулар», сообщил, что члены организации Фетхуллаха Гюлена называют голландцев «грязными кощунствующими неверными», для них характерно убеждение, что «лучший голландец это тот, кто принял ислам, все голландцы должны стать мусульманами»101.
Известный татарский теолог Вали-улла Якупов писал о том, что несмотря на то, что в секте «Нурджулар» «публично провозглашаются либеральные лозунги», однако за кулисами движения внутренние порядки далеки от либерализма. По мнению мусульманского теолога, чем дальше от центра движения находятся его последователи, «тем больше к ним проявляется терпимости», причём «наивысшую степень снисхождения заслуживают неофиты». «Такая маскировка позволяет поддержи-
101 Там же.
вать имидж, приемлемый для западного потребителя»102, - отмечал Якупов.
Однако, несмотря на то, что Фет-хуллах Гюлен не гнушается высказываний о неполноценности тех народов, которые не исповедуют ислам, превозносит идею вооруженного джихада, в своих публичных выступлениях лидер нового религиозного движения лицемерно высказывается за межрелигиозную толерантность, «диалог между религиями».
Приверженцы «Нурджулар» на территории России встречаются и молятся в «домашних медресе», устроенных в обычных квартирах. В «домашних медресе» на занятиях под руководством «наставников» изучаются труды Саида Нурси и Фетхул-лаха Гюлена. Среди адептов имеют хождение листовки (формат А4) с заголовком "Что нужно знать вступающему в организацию света - "Нурджулар"103.
По свидетельствам бывших адептов, для возглавляемой Гюленом секты характерны следующие особенности:
1) Коран (первоисточник ислама) замещается текстами собрания сочинений Саида Нурси «Рисале-и-Нур». Восприятие и понимание Корана определяется содержанием «Рисале-и-Нур», к которому относятся как к священному тексту, а также сочинениями самого Фетхуллаха Гюлена. «Наставники», опираясь на слова самого Нурси, утверждают будто бы в Коране есть скрытые указания на «Рисале-и Нур», таким образом, авторитет Корана используется для возвеличивания сочинений Нурси.
2) Пантюркизм и панисламизм. Почитание Турции как величайшего государства, вокруг которого должны объединиться все тюркоязычные народы. При этом пантюркизм рассматривается как своеобразное «преддверие» панисламизма - вынашиваются мечты о том, что после объединения тюркских народов, вокруг Турции должны будут объединиться все мусульманские народы. Характерна установка на
102 Якупов В.М. К пророческому исламу. - Казань, 2006. - С.393
103 Федеральный список экстремистских материа-
лов, пункт 1350 // URL: http ://www. minjust. ru/nko/fedspisok/
всемирное распространение ислама, при которой совершенно игнорируется то, что многие из народов, исповедующих ислам, являются гражданами полиэтнических государств, где панисламистская политическая установка провоцирует межнациональную и межрелигиозную роль. Игнорируется также тот факт, что многие тюркские народы не являются народами, исповедующими мусульманскую религию (нурсисты считают, что они также должны обратиться в ислам, впрочем, как и все народы мира).
3) Формирование у адептов негативного образа людей, не являющихся мусульманами, а также мусульман, не разделяющих идеи С.Нурси и Ф.Гюлена, в сочетании с пропагандой исторической, социальной, умственной и моральной неполноценности всех немусульман. Восприятие деятельности секты как «возрождение ислама» наряду с отрицанием истинности традиционного ислама ханафитского маз-хаба и традиционного ислама шафиитско-го мазхаба. Традиционный ислам объявляется «отсталым», «несовместимым с наукой и прогрессом» (Для народов России традиционным является ислам ханафит-ского мазхаба - для народов Поволжья и Кавказа, и ислам шафиитского мазхаба -для некоторых народов Кавказа. Для крымских татар традиционным является ислам ханафитского мазхаба).
4) Формирование у адептов негативного отношения к светскому государству. Неприятие светского типа государства и установка на активное вмешательство в политику с целью изменения формы государственного устройства в виде установления шариатского правления.
5) Допущение использования насильственных методов достижения цели, если они имеют достаточную религиозную мотивацию. С опорой на опубликованные в сети Интернет труды Фетхюллаха Гюле-на превозносится идея вооруженного джихада.
6) Упор на необходимость распространения среди молодежи вероучения «Нурджулар» с тем, чтобы в будущем это способствовало достижению поставленной цели захвата власти в данном государстве.
В заявлении для СМИ (2007) представители прокуратуры Татарии, ссылаясь на материалы уголовного дела (2005) заведенного по поводу деятельности ячейки гюленовской организации в г.Набережные Челны, сообщили о том, что «конечная цель сторонников Гюлена - построение халифата».
В свете вышеприведенного не вызывает удивления и тот факт, что в свое время секта «Нурджулар» занималась оказанием помощи бандитам и террористам в Чечне.
В некоторых публикациях, оправдывающих деятельность «Нурджулар», содержится утверждение, что учение турецкой секты якобы идентично традиционному исламу народов Российской Федерации, как и к традиционному исламу крымских татар, придерживающихся ха-нафитского мазхаба. Между тем, характерное для нурсистов нетерпимое отношение к лицам, обвиняемым в неверии не является нормой для традиционного ислама.
Известный мусульманский теолог Валиулла Якупов в своих трудах писал о том, что именно терпимое отношение к людям с иным мировоззрением, к людям иной веры отличает традиционный ислам народов Российской Федерации (ислам ха-нафитского мазхаба - у народов Поволжья и Северного Кавказа, и ислам шафиитско-го мазхаба - у некоторых народов Северного Кавказа), в отличие от завезенных на постсоветское пространство извне нурси-стской и ваххабитской версий «реформи-
104
рованного» псевдоислама .
Известно, что татарский богослов XVIII века Габденнасыр Курсави (17761812) был сторонником религиозной терпимости и неоднократно ставил вопрос о правомочности обвинения человека в куф-ре (обвинения в том, что человек является кяфиром - неверным). Как считал татарский теолог, необходимо достоверное знание того, что в действительности является куфром, но в Коране и Сунне отсутствует точное определение. Более того, татарский теолог писал, что для того, чтобы обви-
104 Якупов В.М. К пророческому исламу. - Казань, 2006. С.3
нить какого-либо человека в неверии, требуется его собственное признание. По мнению Курсави, свидетельства других людей здесь не могут учитываться: «Нельзя осмелиться на фетву обвинения в неверии (такфир), так как она нуждается в двух трудных обстоятельствах. Первое из них -проверка убеждений, а это предполагает сложность относительно осведомленности того, что в сердце. Ведь человек затрудняется в отношении проверки своих собственных убеждений...не говоря уже об убеждениях кого-либо другого. Второе -знание того, что есть куфр (неверие), ибо это предполагает сложность относительно затруднительности источника вероубеж-дения и различения истины и лжи. И после точного выполнения этих двух условий можно говорить о такфире или его отсутствии. Что же касается такфира отдельного человека, то вместе со всем этим дополнительно условием считается признание в неверии самого человека»105.
Нурсисты, как и ваххабиты, придерживаются кардинально противоположного мнения по вопросу об обвинении человека в куфре.
Следует указать, что под воздействием трудов Курсави происходило формирование взглядов известного татарского мусульманского теолога и просветителя Шигабутдина Марджани (1818-1889), в трудах которого концепция Курсави получила дальнейшее развитие. Труды Курсави и Марджани оказали влияние на многих мусульманских теологов не только в Поволжье, но и на Северном Кавказе106.
Кроме того, несоответствие учения секты «Нурджулар» традиционному исламу проявляется и в следующем. Адепты секты фактически считают Саида Нурси пророком, приход которого якобы был предсказан в Коране. Основателя «Нурд-жулар» они называют «Бадиуззаман» (что
105 Идиятуллина Г. Жизнь и наследие Курсави.// URL:
http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/ 1/idiyatul.htm
106 Доклад ректора Российского исламского университета (Казань) Рафика Мухаметшина на круглом столе «Религиозное образование как элемент формирования духовности современной молодежи»
в переводе означает "диво времени"). На своих интернет-сайтах нурсисты пишут: «Саид Нурси действительно является Ба-диуззаманом, т.е. удивительным, необыкновенным человеком нашего времени».
Известный в Турции сторонник светского государства, публицист Туран Дурсун обращает внимание на то, что ряд сур Корана Нурси толковал как пророчества, в которых якобы указывается на самого основателя секты «Нурджулар».
В частности, пророчеством о себе Саид Нурси считал 35 аят суры «Нур». В этом аяте говорится: «Аллах — свет небес и земли. Его свет — словно ниша, в которой— светильник, заключенный в стекло, подобное жемчужной звезде.[Светильник] возжигается от благословенного оливкового дерева, которое растет не на востоке и не на западе. Масло от его [плодов] загорается почти что без соприкосновения с огнем. [Это] — средоточие света. Аллах направляет к Своему свету того, кого пожелает, и Аллах приводит людям притчи. Аллах ведает о всем сущем».
Нурси даёт этому аяту следующие комментарии: «И составитель «Посланий света» [Саид Нурси] светит без пламени, не обременяясь заботами об образовании и не затрудняя себя учебой, он станет ученым». «[Саид Нурси] за три месяца прочитал все те книги, которые в медресе изу-
107
чают 15 лет» .
112-й аят суры Худ начинается словами: «[О, Мухаммад] будь же стоек на прямом пути, как тебе велено». Саид Нур-си, желая показать, что он получает повеления непосредственно от Аллаха и что является подобием пророка, объявляет, что этот аят обращается к нему самому108. Другие аяты Корана Нурси также толковал как откровения о себе самом и своем сочинении «Рисаля-и-Нур».
Подобное отношение к толкованию аятов Корана характерно для лидеров некоторых новых религиозных движений, но не для мусульманских теологов, которые придерживаются традиционного ислама.
107 Дурсун Туран. Ислам и Саид Нурси. - Казань: изд-во "Иман", 2008. - С.8-9
108 Там же.
Как указывалось выше, «наставники» в секте, опираясь на слова самого Нур-си, утверждают, будто бы в Коране есть скрытые указания на «Рисале-и Нур», таким образом, авторитет священной для мусульман книги используется для возвеличивания сочинений Нурси. Дело в том, что аяты Корана Саид Нурси толковал не только как пророчества о себе самом, но и как пророчества о своей книге «Рисаля-и-Нур». Подобная вероучительная практика секты также противоречит традиционному исламу.
На территории России и Украины главными объектами внимания секты «Нурджулар» всегда были прежде всего те регионы, где проживают тюркские народы, те регионы, в которых компактно проживают мусульмане. На постсоветском пространстве турецкая секта начала действовать с начала 90-х годов ХХ столетия.
В 2002 году ФСБ пресекла в России деятельность более 50 функционеров данной турецкой религиозной секты, действовавших в Башкирии, Дагестане, Карачаево-Черкесии, других регионах.
В 2002 году директор ФСБ Николай Патрушев заявил о том, что сектой «Нурджулар» на территории России «осуществлялся сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, велась пантюркистская и панисламистская обработка российской молодежи, изучались кандидаты на вербовку в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения».
Ячейка «Нурджулар», действующая с 1992 года в Башкирии, была напрямую связана с международным пантюркист-ским террористическим движением «Серые волки». Летом 2003 года силами ФСБ в Башкирии были обезврежены 10 членов этой ячейки гюленовской секты. В этом же году правоохранительными органами была приостановлена деятельность подконтрольной «Нурджулар» коммерческой фирмы «Серхат», которая с 1992 года обеспечивала финансовую поддержку группам по подготовке и вербовке террористов из числа учащихся колледжей".
Примечательно, что на известном сайте чеченских сепаратистов "Кавказ-центр" это событие было описано как акция по незаконному задержанию «простых учителей, далеких от политики сотрудниками так называемой службы безопасности России, незаконно находящимися на территории независимого государства Башкортостан».
Вряд ли эта поддержка со стороны чеченских сепаратистов носила случайный характер. По данным ФСБ, функционеры «Нурджулар» контактировали с представителями турецких посредников чеченских боевиков.
Во время I и II чеченских кампаний информация о ситуации в Чеченской Республике в принадлежащих медиа-холдингу организации Фетхуллаха Гюлена газетах и телеканале подавалась с выраженной антироссийской направленностью.
Особо следует остановиться на таком аспекте деятельности «Нурджулар» как сотрудничество с американскими спецслужбами.
США рассматривают присутствие структурных звеньев турецкой секты в странах постсоветского пространства в качестве одного из способов усиления своего политического и экономического влияния. По мнению научного сотрудника Института Ататюрка Стамбульского университета Мехмета Перинчека, «Турция в первую очередь страдает» от деятельности секты Гюлена, «инициированной западными спецслужбами». По мнению турецкого учёного, организация Гюлена - один из элементов стратегии Запада, и прежде всего США, по реализации проекта так называемого «Большого Ближнего Востока». Основная цель проекта - контроль над богатейшими запасами энергоресурсов. «Для реализации этого плана в числе прочих политических и идеологических инструментов используются религиозные секты, деструктивные по отношению к нацио-
109
нальным государствам» , - считает сотрудник Института Ататюрка.
109 Цит. по: Мельников А. Турция надеется на Россию в борьбе с собственными сектантами // Независимая газета - Регион, 6 февраля 2008 года. URL: http://religion.ng.ru/printed/205882
По свидетельству отставного турецкого разведчика Османа Нури Гюндеша, еще в 1990-е годы «Нурджулар» активно предоставляло «крышу» ЦРУ в странах Центральной Азии. В лицеях «Нурджула-ра» только на территории Узбекистана и Киргизии работали «под прикрытием» 130 сотрудников ЦРУ. Все эти люди были гражданами США, обладавшими дипломатическими паспортами, но при этом были «залегендированы» под преподавателей турецких лицеев110.
В докладе специально созданной группы военной разведки Турецкой Республики сообщается, что «начиная с 2000 года секта проводила активную деятельность направленную на инфильтрацию своих членов в армию, полицию и судебные органы». Выводы турецких военных аналитиков говорят о серьезной угрозе государственной безопасности Турции «в связи с усилением вследствие этого влияния радикальных исламистов в жизненно важных
для страны органах власти и управле-
111
ния» .
По мнению турецких и американских экспертов, в данном случае следует говорить не об усилении в Турции радикал-исламистского влияния (влияния секты «Нурджулар») , а усиления в первую очередь американского влияния. Внедрение радикал-исламистов из секты «Гюле-на» в указанные государственные структуры происходило при поддержке разведорганов США, которые работали «на перспективу». «Нурджулар» активно использовалась американскими спецслужбами в самой Турции для сбора информации в отношении политических процессов, происходящих в стране и формирования «пятой колонны» в госорганах.
Лидер секты с 1998 года проживает постоянно в США, при этом вид на жи-
110 Gulen, the CIA's favourite Imam, 6.01.2011 // URL: http://www. intelligenceonline.com/government-intelligence/2011/01/06/gulen-the-cia-s-favourite-imam,87279114-EVE-SUM
111 Stein Jeff. Islamic group is CIA front, ex-Turkish intel chief says, 01.05.2011 // URL: http://voices.washingtonpost.com/spy-
talk/2011/01/islamic_group_is_cia_front_ex-.html
тельство был им получен только в 2008 году. Попытки Гюлена получить «зеленую карту» увенчались успехом только после фактически открытой поддержки со стороны ЦРУ США. «Поручителями» Гюлена выступили два ветерана этой организации: Грэхэм Фулер, с которым Гюлен имел личные контакты еще с того периода, когда этот разведчик возглавлял резидентуру ЦРУ в Кабуле; и Джордж Фидас, который отвечает в «конторе» за контакты с аналитическими центрами и научной общественностью.
Не может быть никаких сомнений в том, что в современный период деятельность секты на территории России штаб-квартира организации (базирующаяся на территории США) согласует с американскими спецслужбами, поскольку находится в зависимом положении по отношении к последним.
Данная секта представляет собой эффективный инструмент реализации долгосрочных геополитических целей американского государства. Тот факт, что власти США позволяют действовать на своей территории мощной организации орденского типа (которая фактически представляет собой «государство в государстве»), свидетельствует о заинтересованности в использовании данного инструмента влияния.
Как в Турции, так и за её пределами специфическим «почерком» «Нурджулар» является акцент на сфере образования. По данным из разных источников, под контролем движения, которое возглавляет Фетхуллах Гюлен, - около 2000 учебных заведений по всему миру.
Под прямым патронажем организации Гюлена в России практически сразу же после развала Советского Союза начали действовать более 30 турецко-татарских, турецко-хакасских, турецко-карачаевских, турецко-башкирских и других подобных им лицеев и колледжей. На территории Украины тогда также начали действовать лицеи, связанные с турецкой сектой. С начала 1990-х годов в странах СНГ начали функционировать более 200 лицеев, связанных с турецкой сектой: были открыты туркмено-, узбеко-, киргизо- и тому по-
добные турецкие лицеи. Создаваемые организацией на постсоветском пространстве учебные заведения рекламировались как дающие качественное образование, туда отбирались способные ученики.
В Республике Татарстан к 2007 году действовали семь контролировавшихся сектой турецких лицеев-интернатов (три в Казани, по одному в Альметьевске, Бу-гульме, Нижнекамске и Набережных Челнах).
Однако помимо открытия собственных учебных заведений в странах СНГ, организация Гюлена практиковала внедрение своих агентов в уже существующие светские учебные заведения. Методы деятельности эмиссаров Гюлена на территории России ярко демонстрирует деятельность гражданина Турции Байтуллы Яма-ка. Он прибыл в Казань в 1992 году и начал с преподавания на курсах при мечети «Нурислам», причём занятия у девочек вела его супруга Сагадат. Однако помимо этого Ямак устроился преподавателем турецкого и арабского языков сразу в двух школах-гимназиях г.Казани, где начал отбирать юношей для отправки в Турцию. Известно, что за время своей деятельности в Казани (депортирован из России Ямак был лишь в конце 1990-х годов) он отправил на учёбу в Турцию не менее 20 детей, причём не менее трёх устроил на теологический факультет в университет города Конья112.
Придя на постсоветское пространство, секта «Нурджулар» занялась долгосрочными инвестициями в перспективную молодежь, стремясь формировать взгляды будущей элиты. В планы последователей Фетхуллаха Гюлена в России, на Украине и в других странах СНГ входила подготовка людей, которые в будущем должны занять ключевые посты в экономике, науке и госаппарате. Стратегия «Нурджулар» на постсоветском пространстве в образовательной сфере заключалась в том, чтобы воспитать новое поколение элиты, которая будет комплиментарно относиться к Турции и западным странам. Для этого и были
112 Якупов В.М. К пророческому исламу. - Казань, 2006. - С.388
открыты вышеназванные учебные заведения. Эти заведения давали действительно качественное образование. Турецкие стратеги планировали: через ближайшие 10-15 лет выпускники этих учебных заведений станут предпринимателями или государственными служащими и, благодаря качественному образованию, неизбежно сменят истеблишмент постсоветских государств, прежде всего, в регионах проживания тюркских народов. Нурсисты рассчитывали на то что выпускники турецких лицеев сформировав элиту в постсоветских государствах, неизбежно займутся лоббированием интересов секты113.
Неудивительно, что деятельность нурсистских лицеев на территории России вызвала вполне обоснованные нарекания со стороны соответствующих государственных органов. У властей России возникли вполне обоснованные вопросы: кому будет лояльна эта элита? Российскому государству или турецкой секте, подконтрольной американским спецслужбам? Именно поэтому деятельность подконтрольных «Нурджулар» образовательных учреждений в России была прекращена.
В частности, по требованию прокуратуры Татарии вынуждены были покинуть Россию 44 турецких преподавателя татаро-турецких лицеев. Вынуждены были вернуться в Турцию 6 преподавателей чувашско-турецкого лицея (г.Чебоксары).
Всего в рамках расследования деятельности организации последователей Саида Нурси в 2002-2007 годах из России были депортированы несколько сотен граждан Турции.
113 Раис Сулейманов: «Фетхуллах Гюлен: в маске и без маски» // Этнорелигиозные исследования в Поволжье, 6 марта 2013 года. URL: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/364/