Научная статья на тему 'Учение С. Нурси как результат богословского диалога в исламе'

Учение С. Нурси как результат богословского диалога в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
656
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / БОГОСЛОВСКИЙ ДИАЛОГ / УММА / БОГОСЛОВИЕ С. НУРСИ / ДВИЖЕНИЕ Ф. ГЮЛЕНА / ГОСУДАРСТВО / THEOLOGY OF S. NURSI / MOVEMENT OF F. GULAIN / ISLAM / THEOLOGICAL DIALOGUE / UMMAH / STATE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Излученко Татьяна Владимировна

Исследуются особенности богословского диалога в мусульманском мире. Основное внимание уделено учению современного турецкого богослова С. Нурси, которое автор рассматривает как результат рефлексии по поводу противоречий религиозного сознания мусульман. Статья построена на сравнительном анализе учения С. Нурси и ортодоксального ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Doctrine of S. Nursi as a Result of Theological Dialogue in the Islam

The article examines the features of theological dialogue in the Muslim world. The main attention is paid to the doctrine of modern Turkish theologician S. Nursi, that is considered by the author as the result of reflection on the contradictions of religious consciousness of the Muslims. The article is based on a comparative analysis of the doctrine of S. Nursi and orthodox Islam.

Текст научной работы на тему «Учение С. Нурси как результат богословского диалога в исламе»

Серия «Политология. Религиоведение»

2013. № 2 (11), ч. 1. С. 295-300 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 297.1

Учение С. Нурси как результат богословского диалога в исламе

Т. В. Излученко

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, г. Красноярск

Исследуются особенности богословского диалога в мусульманском мире. Основное внимание уделено учению современного турецкого богослова С. Нурси, которое автор рассматривает как результат рефлексии по поводу противоречий религиозного сознания мусульман. Статья построена на сравнительном анализе учения С. Нурси и ортодоксального ислама.

Ключевые слова: ислам, богословский диалог, умма, богословие С. Нурси, движение Ф. Гюлена, государство.

Как известно, численность приверженцев ислама в мире постоянно возрастает. Вместе с этим внутри мусульманского мира обостряются богословские споры, возникают новые учения, в которых часто содержатся экстремистские идеи. Одно из таких учений разработано турецким мыслителем С. Нурси, последователями которого в России являются члены международной организации «Нурджулар». В деятельности этой организации правоохранительные органы России усматривают признаки экстремизма, тогда как различные общественные деятели и организации выступают в ее защиту, апеллируя к праву на свободу совести. По-видимому, для налаживания цивилизованного диалога между государством и мусульманским сообществом помимо юридических и лингвистических экспертиз необходима экспертиза религиоведческая.

Ислам в России достаточно подробно изучен с точки зрения культурологии, истории, политологии. Имеется большое количество отечественных исследователей (А. Малашенко, А. Игнатенко, Р. Силантьев, М. Родионов и др.), рассматривающих ислам как единое религиозно-политическое течение. Гораздо менее исследованы изменения в религиозном сознании мусульман, обусловленные напряженным диалогом между сторонниками традиционного ислама и представителями новых учений, в частности, учения С. Нурси, о котором в России известно главным образом из публицистики. Немногочисленность теоретических работ объясняется трудностью использования источников в связи с их внесением в Федеральный список экстремистских материалов [10]. Среди научных материалов стоит отметить работы юристов Е. Л. Забарчука, С. А. Бурьянова, исламоведа Л. Сюкияйнен, а также

В. Пономарева, который посвятил данной теме свой труд «Российские спецслужбы против “Рисале-и Нур”» [7].

В данной работе учение С. Нурси рассматривается как результат рефлексии религиозного сознания мусульман относительно богословских вопросов, касающихся основ вероучения и норм поведения. Выявляются основные отличия учения С. Нурси от ортодоксального ислама, исследуется вопрос о наличии в нем экстремистских идей.

Технический прогресс, мировые войны, процессы глобализации способствовали в XX в. росту религиозных движений, в которых эклектически сочетаются эсхатологизм, догматизм, стремление к самосовершенствованию, апелляция к авторитету и достижениям научного знания [2]. В исламе одним из многих направлений философской мысли в XX в. стало учение Саида Нурси (1876-1960). В учении С. Нурси предпринята попытка разрешить углубившиеся противоречия между ортодоксальными взглядами на мироустройство и современным состоянием общества. Признавая необходимость выполнять все заданные традиционным исламом предписания, он и его сторонники переосмысливают традиционную мусульманскую картину мира, выстраивают альтернативное традиционному толкование происходящего с учетом достижений современной медицины, астрофизики, географии, биологии.

В основе учения лежат 14 книг турецкого богослова под названием «Ри-сале-и Нур» («Трактаты Света»), написанных на турецком языке (в настоящее время переведены более чем на 50 языков). «Рисале-и Нур» - собрание сочинений, являющееся смысловым тафсиром (толкованием) Корана. Оно состоит из писем, поучительных рассказов и бесед, комментариев к ним, а также примечаний учеников.

«Рисале-и Нур» в понимании богослова и его последователей есть воплощение последнего имама Махди - «живая и мыслящая», духовно высокоразвитая Личность, несущая истину и знания о времени перед Страшным Судом, сама выбирающая себе учеников. Данные идеи пронизывают все сочинения С. Нурси и его учеников, особенно это выражено в «Словах» и «Сиянии». Посвященному, вставшему на путь учения, рекомендовано читать постоянно и стремиться переводить «Рисале-и Нур»; чтение Корана стоит после чтения трудов богослова, перевод которого не требуется. В основе такого подхода лежит представление о первичности турецкого языка, который душа человека понимает без перевода. Согласно Нурси, душа верующего сможет ответить на все вопросы, если тот прочитал трижды «Рисале-и Нур».

Данные представления подкрепляются указанием на то, что он писал свои книги под вдохновением, подобным откровению Мухаммеда. Часто С. Нурси, читая уже написанное, говорил, что открывает новое, ранее даже ему неизвестное; это зафиксировано в брошюре «25 лекарств». В результате такого толкования сочинений турецкий богослов представляется только передатчиком высшей воли и первейшим учеником этих произведений. Без сомнения, жизненный путь самого богослова достоин особого внимания со стороны исследователей. Выходец из бедной семьи, пройдя через политические преследования многих государств, в том числе и Российской империи, он стал одним из важнейших как политических, так и религиозных деятелей своего времени в Турции. Взгляды на повседневные вещи в быту, в политике,

в хозяйстве отношение к подаркам, с друзьями, в экономии средств и необходимости довольства малыми средствами, - стало для последователей С. Нурси своеобразной «сунной» [3]. Довольно подробную биографию турецкого богослова составила Мэри Ф. Велд «Ислам в современной Турции. Интеллектуальная биография Бадиуззамана Саида Нурси» (Стамбул, 2008).

На наш взгляд, стоит отметить несколько вероучительных моментов, по которым учение С. Нурси отличается от ортодоксального ислама и вызывает нарекания со стороны Российского государства. Во-первых, согласно Нурси, страшный суд на земле уже начался. Обосновывая данный тезис в труде «Путеводитель для молодежи», сторонники учения приводят в качестве доказательств происходящие на планете глобальные катаклизмы (землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы и т. п.), которые рассматриваются ими как «несущие имя Аллаха». Однако главные подтверждения прихода конца света они находят в сердцах людей, которые отошли от своего Создателя и погрузились в мир желаний и страстей. Люди одолели многие болезни и прочие несчастья, но не верят в рай и не ищут его в себе, не испытывают страха перед адом, так как находятся в вечном опьянении («Путеводитель для молодежи» и «Двадцать шестое сияние. Сияние для пожилых»).

Во-вторых, государство понимается как устаревший механизм, непригодный для современных условий, поэтому истинному ученику не следует бояться правительств, так как те уже не властны над духовной составляющей человека, могут заставить страдать только нафс - тело с его страстями [4]. Однако страдание тела толкуется как награда, так как один час в заточении приравнивается к одному дню поклонения, согласно «Путеводителю для молодежи». «Десятое слово. О воскрешении из мертвых» С. Нурси учит, что только страдающие в этом мире, истинно верующие, спасутся и получат льготы в вечном мире. Кроме этого, верующие не должны обращать внимания на государственные границы и законы, на проблемы человечества и других религий, а стремиться к общему объединению, к единству всех сторонников «Рисале-и Нур» в мире для совместного ожидания страшного суда. Однако государство, которое они создадут на земле, будет истинное и его сохранит Аллах в раю, а земля станет частью этого рая. Многие разделы «Сияния»

С. Нурси посвящены данному толкованию. В приведенных утверждениях прослеживаются идеи панисламизма - религиозно-политической идеологии, ставящей целью объединение мусульман и создание общемусульманского государства в мировом масштабе [5]. К учению С. Нурси существует неоднозначное отношение в российском обществе. Находятся как защитники, в основном религиозные и общественные деятели, так и противники со стороны правоохранительных органов. По нашему мнению, для составления объективной оценки необходимо учитывать следующее:

1. Содержание религиозной литературы отражает лишь часть той общей идеологии, которая существует в конкретном сообществе. Основная масса представлений и толкований данного учения содержится в устной форме в силу относительно недавнего появления и развития. К примеру, недавно скончался последний ученик самого С. Нурси Мустафа Сунгур [6], осуществ-

лявший контроль переиздания «Рисале-и Нур» и перевод на другие языки, в частности на русский. Это свидетельствует о динамическом становлении учения в настоящем времени, где передача норм и ценностей происходит путем непосредственного обучения в религиозных учебных заведениях Турции и России, срок пребывания в которых - от месяца до года.

2. Учет процесса исторического развития богословия на территории самой Турции, в ходе которого возникло несколько направлений под руководством различных деятелей и богословов, отношение к которым неоднозначно по всему миру. Наиболее крупным направлением, которое наиболее распространено на территории России и имеет минимальную поддержку со стороны турецкого правительства, а также ряда стран Запада, опасающихся со стороны его последователей подрыва светского устройства, является учение Ф. Гюлена [1]. В результате упущения этого момента возможны неправомерные ссылки на государственную поддержку во многих странах мира с целью доказательства благонадежности последователей и в России, что может привести к необоснованным противоречиям в среде российских исследователей и дискуссиям по данному вопросу с представителями мирового сообщества, у которого может сложиться впечатление о притеснении свободы совести в государстве [9].

Богословские отличия учения С. Нурси от взглядов ортодоксального ислама, а также моменты, подтверждающие принадлежность к традиции, приведены в сравнительной таблице.

Таблица

Аналитическое сравнение учения С. Нурси с ортодоксальным исламом

Вопрос Учение С. Нурси | Ортодоксальный ислам

Аллах Творец, Единый, обладающий 99 именами и т. д.

Соблюдение пяти столпов веры Обязательно, близко к обязательному выполнение ночного намаза Обязательно

Вера в священные книги Только Коран и «Рисале-и Нур». Превосходство турецкого языка над другими, в том числе и арабским Священными считаются книги христиан и иудеев. Чтение необходимо на арабском языке

Вера в пророков Признаются все ветхозаветные, последним является Мухаммад. Однако для каждого периода Аллах посылал определенного пророка. Пророком сегодняшнего времени является Саид Нурси Признаются все ветхозаветные, последним является Мухаммад

Вера в страшный суд Современный мир существует во время страшного суда Страшный суд будет, но никто не знает когда

Скрытый имам -Махди «Рисале-и Нур» есть Махди, это Личность, воплощенная в собрании сочинений Появится перед концом света

Вера в потустороннюю жизнь Человек, сторонник «Рисале-и Нур», после смерти попадает в могилу, там расспросы ангелов, после чего в рай. В случае грехов минимальное наказание, так как душа сможет ответить на все вопросы, основываясь на данном учении После смерти человек пребывает в могиле, где его расспрашивают ангелы и он ждет прихода конца света, после которого попадает в рай или в ад для очищения

Окончание табл.

Вопрос Учение С. Нурси Ортодоксальный ислам

Отношение к святым местам Священные места хаджа, особое почитание к местам жизнедеятельности С. Нурси и его ближайших учеников Мекка, Кааба, могилы Мухаммада и его семьи, праведных халифов

Отношение к представителям иного вероисповедания Истинные верующие - только сторонники С. Нурси, читающие сочинения. Остальные, в том числе и мусульмане, не достойны истинного знания; только избранные придут к Аллаху Мусульмане, люди книги (христиане, иудеи), требующие уважения, и язычники, требующие обращения к исламу

Социальное взаимодействие с другими мусульманами Возможна совместная религиозная деятельность, встречи и решение каких-либо проблем, затрагивающих интересы всех участников Осуществление общения по вопросам общественной деятельности, возможны богословские споры

Социальное взаимодействие с представителями иных вероучений Только в отношениях светских проблем, связанных с реализацией своих гражданских прав и свобод. Неучастие в общественной жизни государства Межрелигиозное общение, проведение встреч и конференций

Отношение к научному знанию Резко негативное отношение к занятиям наукой, особенно философией, так как она ведет к заблуждению и отдалению от Аллаха. Все необходимые знания содержатся в «Рисале-и Нур», необходимо только его пристальное изучение Поощряется, так как наука является одним из путей постижения творений Аллаха

Подведем итоги. Учение С. Нурси имеет ряд моментов, вследствие которых возникли конфликтные ситуации с богословской традицией ислама: отношение к священным источникам и к представителям иных религиозных взглядов, трактовка конца света и скрытого имама и т. д. Хотя это учение возникло в ходе богословского диалога в исламе, его сторонники настаивают на полном запрете общения с целью смыслообразования. Тем самым они ограничивают возможности диалога с представителями ортодоксального ислама. Таким образом, вместо заявленной адаптации ислама к реалиям современности Нурси и его последователи фактически предлагают его радикализацию. Декларируя единство с мусульманским сообществом, на деле они противопоставляют себя всем не согласным с ними мусульманам. Выдвигаемая ими идея развития сознания верующих и мусульманского сообщества в целом на деле оборачивается идеей самоизоляции, отгораживания от всех инакомыслящих.

Изложенное свидетельствует о наличии в учении С. Нурси предпосылок для проявления религиозного экстремизма по отношению к современному государственному устройству, социальным институтам и к инаковерующим. Это учение легко может быть использовано в качестве идеологической основы для деятельности радикально настроенных политических организаций.

1. Бороган И. «Нурджулар» или последователи Саида Нурси [Электронный ресурс] // Agentura.ru : исслед. центр. - URL: // http://studies.agentura.ru/to/nursi/.

2. Григорьева Л. И. Свобода совести и актуальные проблемы государственноправового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений / Л. И. Григорьева. - М. : Красноярск : РИО КГПУ, 1999. - 405 с.

3. Журавский А. В. Ислам / А. В. Журавский. - М. : Весь Мир, 2004. - 224 с.

4. Нафс [Электронный ресурс] // Исламский энциклопедический словарь. -URL: http://dic .academic .ru/dic.nsf/islam.

5. Панисламизм [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. - URL: http://enc-dic.com/enc_big/Panislamizm-43904.html.

6. Покинувшего этот мир ученика Саида Нурси проводят в последний путь первые лица государства и народ [Электронный ресурс] // Ислам сегодня : информ.-аналит. портал. - URL: // http://islam-today.ru/article/5872//

7. Пономарев В. «Российские спецслужбы против «Рисале-и Нур» [Электронный ресурс] // Мемориал : сайт рос. правозащитного центра. - URL:

http://www.memo.ru/uploads/files/885.pdf.

8. Родионов М. А. Классический ислам / М. А. Родионов. - СПб. : Азбука-классика, Петерб. Востоковедение, 2008. - 224 с.

9. Russia: What's the matter with Said Nursi? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1811.

10. Федеральный список экстремистских материалов [Электронный ресурс] // Офиц. сайт М-ва юстиций. - URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials.

The Doctrine of S. Nursi as a Result of Theological Dialogue in the Islam

T. V. Izluchenko

Krasnoyarsk State Pedagogical University of V. P. Astafyev, Krasnoyarsk

The article examines the features of theological dialogue in the Muslim world. The main attention is paid to the doctrine of modern Turkish theologician S. Nursi, that is considered by the author as the result of reflection on the contradictions of religious consciousness of the Muslims. The article is based on a comparative analysis of the doctrine of S. Nursi and orthodox Islam.

Key words: Islam, theological dialogue, ummah, theology of S. Nursi, movement of F. Gulain, state.

Излученко Татьяна Владимировна - аспирант кафедры религиоведения Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел. 8(391)2639537, e-mail: izluchenko@mail.ru

Izluchenko Tatyana Vladimirovna - Postgraduate student at the Department of Religious Studies, the Krasnoyarsk State Pedagogical University of V. P. Astafyev, 660049, Krasnoyarsk, Ada Lebedeva Str., 89, phone 8(391)2639537, e-mail: izluchenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.