Научная статья на тему 'Богословие Саида Нурси как идеологическая основа Российского исламизма'

Богословие Саида Нурси как идеологическая основа Российского исламизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
534
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / БОГОСЛОВИЕ САИДА НУРСИ / THEOLOGY OF SAIDА NURSI / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGIOUS EXTREMISM / МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "НУРДЖУЛАР" / INTERNATIONAL RELIGIOUS ASSOCIATION NURJULAR / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / EXTREMIST MATERIALS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Излученко Татьяна Владимировна

В статье дается характеристика вероучительных особенностей учения Саида Нурси, отличающихся и противопоставляющихся его традиционному исламскому богословию. Автор выделяет некоторые противоречивые моменты в его учении, вызывающие нарекания со стороны правоохранительных органов. Богословие Саида Нурси рассматривает как идеологическую основу исламизма в России на примере экстремистской организации «Нурджулар».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAID NURSA’S DIVINITY AS IDEOLOGICAL BASIS OF THE RUSSIAN ISLAMISM

In The article gives characteristic to belief features of Nursi teaching, that distinguish it from traditional Islamic theology. The author points out some contradictory moments in the teaching of Saida Nursi which call the complaints from the law enforcement. Theology of Saida Nursi is considered as an ideological basis of Islamism in Russia by example of the extremist organization Nurjular.

Текст научной работы на тему «Богословие Саида Нурси как идеологическая основа Российского исламизма»

РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 28 : 32 ББК 86.38

Т. В. Излученко

БОГОСЛОВИЕ САИДА НУРСИ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РОССИЙСКОГО ИСЛАМИЗМА

В статье дается характеристика вероучительных особенностей учения Саида Нурси, отличающихся и противопоставляющихся его традиционному исламскому богословию. Автор выделяет некоторые противоречивые моменты в его учении, вызывающие нарекания со стороны правоохранительных органов. Богословие Саида Нурси рассматривает как идеологическую основу исламизма в России на примере экстремистской организации «Нурджулар».

Ключевые слова: ислам, богословие Саида Нурси, религиозный экстремизм, международное религиозное объединение «Нурджулар», экстремистские материалы.

SAID NURSA'S DIVINITY AS IDEOLOGICAL BASIS OF THE RUSSIAN ISLAMISM

In The article gives characteristic to belief features of Nursi teaching, that distinguish it from traditional Islamic theology. The author points out some contradictory moments in the teaching of Saida Nursi which call the complaints from the law enforcement. Theology ofSaida Nursi is considered as an ideological basis of Islamism in Russia by example of the extremist organization Nurjular.

Keywords: Islam, theology of Saidа Nursi, religious extremism, international religious association Nurjular, extremist materials.

Как известно, численность приверженцев ислама в мире постоянно возрастает. Вместе с этим внутри мусульманского мира обостряются богословские споры, возникают новые учения, в которых часто содержатся экстремистские идеи. Экстремизм предполагает наличие определенной идеологии, теоретического обоснования, формирующегося на проявлениях религиозного радикализма [7, с. 48]. Одно из таких учений разработано турецким мыслителем Саидом Нурси, последователями которого в России являются члены международного религиозного объединения «Нурджулар» (далее - «Нурджулар»). В деятельности этой организации правоохранительные органы усматривают признаки экстремизма (ст. 280, 282.2 УК РФ), тогда как различные общественные деятели и объединения выступают в ее защиту, апеллируя к праву на свободу совести (ст. 28 Конституции РФ) [2] и необоснованности решений судов [12]. По-видимому, для налаживания цивилизованного диалога между государством и мусульманским сообществом, помимо юридических и лингвистических экспертиз, необходима экспертиза религиоведческая, а также выявление взаимосвязи между богослов-

скими учениями и политическими движениями.

Ислам в России достаточно подробно изучен с точки зрения культурологии, истории, политологии. Гораздо менее исследованы отношения между сторонниками традиционного ислама, государственными структурами и представителями учения Саида Нурси, о котором в России известно главным образом из публицистики. Немногочисленность теоретических работ объясняется трудностью их издания в связи с их внесением в Федеральный список экстремистских материалов [18], а также распространением положений учения и богословских взглядов между сторонниками путем личного общения. Здесь стоит отметить работу В. Пономарева «Российские спецслужбы против "Рисале-и Нур"» [15].

В данной работе автор стремится показать отличия учения Саида Нурси от традиционного исламского богословия и охарактеризовать фи-лософско-теологические изменения, которые происходят с данным учением в соответствии с современными целями и задачами религиозно-политического движения Фетхуллаха Гюлена, богословской основой которого являются сочинения Саида Нурси.

В основе всего учения находится собрание сочинений турецкого богослова Саида Нурси под названием «Рисале-и Нур» («Трактаты Света»). Книга написана самим богословом, позже дополнена многочисленными брошюрами его учеников («Двадцать пять лекарств», «Путь Сунны», «28 Слово» и так далее) и пособиями («Путеводитель для молодежи», «Путеводитель для женщин»). Данные произведения для исследователей-религиоведов являются смысловым толкованием Корана (тафсиром), написаны на турецком языке, переведены более чем на 50 языков [6] и состоят из посланий, поучительных рассказов и бесед, комментариев к ним, а также примечаний учеников.

В понимании последователей богословской позиции Саида Нурси «Рисале-и Нур» предстает воплощением последнего имама Махди как «живая и мыслящая», духовно высокоразвитая личность, несущая истину и знания о времени перед Страшным Судом, сама выбирающая себе учеников [10]. Для посвященного, вставшего на путь учения рекомендовано читать постоянно и

стремиться переводить «Рисале-и Нур», чтение Корана стоит после чтения трудов богослова, перевод которого не требуется. В основе такого подхода лежит представление о первичности турецкого языка, который душа человека понимает без перевода. Согласно Нурси, душа верующего сможет ответить на все вопросы, если тот прочитал трижды «Рисале-и Нур».

Несмотря на свою приверженность исламу, последователи Саида Нурси в философско-бого-словском толковании отошли от традиционного понимания многих важных аспектов религии. Сохранив исполнение основ и столпов ислама, они, без сомнения, являются мусульманами, но, привнеся иное толкование этих основ, уверовав в другое откровение - «Рисале-и Нур», отделили себя от остального мусульманского сообщества. Внешне сторонники учения Саида Нурси мало чем отличаются от других мусульман, но при сопоставлении представленных норм с ценностными основами ислама выявляются противоречия (см. табл.).

Стоит отметить положение, касающееся

Таблица

Отличия богословия Саида Нурси от традиционного ислама

Вопрос Богословие Саида Нурси Традиционный ислам

Понимание «Рисале-и Нур» Последняя истина, наделяемая сверхъестественными способностями Один из многих тафсиров (толкований Корана), не самый авторитетный

Вера в Страшный Суд Современный мир существует во время Страшного Суда Страшный Суд состоится, но никто не знает когда именно

Вера в потустороннюю жизнь Человек, сторонник «Рисале-и Нур», после смерти помещается в могилу, подвергается расспросам ангелов, после чего - в рай. При наличие грехов -минимальное наказание, так как душа сможет ответить на все вопросы, основываясь на данном собрании сочинений После смерти человек пребывает в могиле, где его расспрашивают ангелы и он ждет прихода Конца света, после которого попадает в рай или в ад для очищения

Отношение к представителям иного вероисповедания Истинные верующие - только сторонники С. Нурси, читающие его сочинения. Остальные, в том числе и мусульмане, не достойны истинного знания, только избранные придут к Аллаху Мусульмане, люди книги (христиане, иудеи) заслуживают уважения, а язычники требуют обращения в ислам

Социальные взаимодействия с другими мусульманами Возможна совместная религиозная деятельность, встречи и решение проблем, затрагивающих интересы всех участников Общение по вопросам общественной деятельности, возможны богословские споры

С представителями иных вероучений Только решение светских проблем, связанных с реализацией своих гражданских прав и свобод. Неучастие в общественной жизни государства Межрелигиозное общение

Философия права, 2015, № 4 (71)

трактовки государства и отношения к государственным структурам, которое отличает богословие Саида Нурси от традиционного мусульманского богословия и вызывает нарекания со стороны Российского государства. Данный вопрос является, с нашей точки зрения, наиболее значимым для существования религиозно-политической основы экстремисткой организации «Нурджулар», в течение времени он трансформировался из богословского аспекта Судного дня в возможность создания теократического исламского государства, невзирая на существующие границы.

Государство в богословии Саида Нурси понимается как устаревший механизм, непригодный для современных условий, поэтому истинному ученику не следует бояться правительств, так как те уже бессильны над духовной составляющей человека, могут заставить страдать только нафс -тело с его страстями. Однако это толкуется как награда, так как один час в заточении приравнивается к одному дню поклонения [9]. В «Десятое слово. О воскрешении из мертвых» Саида Нурси содержится указание на то, что только страдающие в этом мире истинно верующие получат спасение в вечном мире. Кроме того, верующие не должны отвлекаться на государственные границы и законы, на проблемы человечества и других религий, а стремиться к общему объединению, единству всех сторонников «Рисале-и Нур» в мире для совместного ожидания Страшного Суда. Однако государство, которое они создадут на земле, будет истинное, и его сохранит Аллах в раю, а земля станет частью этого рая. Многие разделы «Сияния» Саида Нурси посвящены данному толкованию.

В приведенных утверждениях прослеживаются идеи панисламизма - религиозно-политической идеологии, основанной на единстве мусульман и создании теократического исламского государства [13]. Однако эти идеи распространены в основном только в движении Фетхуллаха Гюлена, который выступает сторонником межрелигиозного диалога [4], что выделяет его среди остальных учеников Саида Нурси, и предоставляют платформу для возможной политической борьбы внутри государств, создавая угрозу конституционному устройству. Основные идеи изложены в сочинениях «Сомнения, порожденные веком», «Критерии, или Огни в пути».

Еще одним моментом богословия Саида Нур-си, вызывающим интерес у правоохранительных органов, на котором основывается обвинение в возбуждении ненависти либо вражды, а также в унижении достоинства человека либо группы лиц

по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенном публично или с использованием средств массовой информации (ст. 282.2 УК РФ). В многочисленных сочинениях Саида Нурси встречаются высказывания о сторонниках иных религиозных убеждений («Слова», «Письма», «Сияния», «Путеводитель для молодежи») как о людях, в лучшем случае заблудших, выбравших себе кумиров, которые имеют возможность спасения через возвращение к истине, а в худшем - как о ведомых злыми духами (шайтаном), которые не способны к познанию истины данного учения. Основная критика направлена на атеистические позиции, которые приравниваются к коммунистической идеологии государства [11]. Люди, разделяющие атеистические убеждения, считаются носителями опасных социальных заболеваний (коммунизм, социализм, возникновение науки, отрицающей божественность) и признаются вредными для общества членами.

Движение последователей Саида Нурси, учитывая отношение Российского государства, запрет на осуществление своей деятельности на ее территории и периодические судебные процессы в отношении членов, привносит иное толкование некоторых вероучительных моментов, направленное на разъяснение происходящих событий, дающее установку на дальнейшую деятельность и оказывающее психологическое воздействие (успокоение, поддержка). Например, действия правоохранительных органов в отношении каких-либо последователей понимается как их избранность Аллахом для жизни в раю, однако для самого богослова это являлось лишь моментом мирского существования. Такое изменение можно проследить в «Словах», «Письмах» Саи-да Нурси и в современных работах и рекомендациях учеников. Кроме того, осуществляется перевод на русский язык тех текстов, которые в наибольшей степени отражают актуальность современного положения. Так, например, в 2013 году после ряда судебных процессов по делам о причастности сторонников учения Саида Нурси к деятельности «Нурджулар» в Красноярске, Новосибирске, Оренбурге, Набережных Челнах и других были переведены на русский язык и изданы «Эмирдагские приложения» Саида Нурси, в которых описывается процесс борьбы богослова с государственными структурами, раскрывается его отношение к тюремному заключению и дается ряд указаний о том, как следует себя вести (меры предосторожности, ответы на возможные вопросы) [5, с. 31].

В российском обществе существует неоднозначное отношение к учению Саида Нурси, проходят судебные процессы, запрещается литература, однако также проводятся различные мероприятия в его поддержку и акции протеста действиям правоохранительных органов. При наличии многочисленных точек зрения на данную проблему отсутствует комплексное исследование движения сторонников Саида Нурси и его богословской основы. По нашему мнению, для составления максимально объективной оценки необходимо учитывать несколько моментов:

1. Содержание религиозной литературы отражает лишь часть общей идеологии, которая существует в конкретном сообществе. Основная масса представлений и толкований данного учения не имеет письменного источника в силу относительно недавнего появления [14], а передача норм и ценностей происходит путем непосредственного обучения в религиозных учебных заведениях Турции и России, срок пребывания в которых - от месяца до года.

2. В процессе исторического развития богословия на территории Турции возникло несколько его направлений, отношения к которым неоднозначно. Наиболее крупным течением, распространенным на территории России и получающим минимальную поддержку со стороны турецкого правительства, а также ряда стран Запада, опасающихся со стороны его последователей подрыва светского устройства, является религиозно-политическое движение Фетхуллаха Гюлена [1].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что некоторые вероучительные моменты богословия Саида Нурси, касающиеся вопросов государственности, осуществления своей деятельности и борьбы за истинную религию, существенно изменились вследствие современной обстановки в мире и в России. Корректировка положений происходила относительно поставленных политических целей и задач той или иной религиозно-политической организации. Так, «Нурджулар», положив в основу своей идеологии данное учение, внесла и развила панислами-стские и пантюркистские взгляды на мировое политическое устройство. Богословие Саида Нурси в своем первоначальном виде выдвигает теории (о происхождении мира и т. п.), содержащие только предпосылки развития экстремистских идей, которые могут быть не востребованы верующими. Однако их полное оформление, трактуемое как экстремистская деятельность, произошло в религиозно-политическом движении Фетхуллаха Гюлена в соответствии с целями этой организации.

Литература

1. Бороган И. «Нурджулар», или Последователи Саида Нурси. URL// http://studies.agentura.ru/ to/nursi/

2. Выступление Марии Кравченко на круглом столе «Давление на последователей Саида Нурси в России». URL//http://www.sova-center.ru/mis-use/publications/2013/01/d26253/

3. Журавский А. В. Ислам. М., 2004.

4. Иванов В. Движение Фетхуллаха Гюлена: экстремистская организация маскируется под сторонников «диалога между цивилизациями». URL // http://rostend.su/?q=node/167

5. Излученко Т. В. Идентификация экстремистских идей в религиозных материалах. Красноярск, 2014.

6. Излученко Т. В. Учение С. Нурси как результат богословского диалога в исламе // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2013. № 2. Ч. 1.

7. Меркурьев В. В., Гладков И. В., Соколов Д. А. Деятельность международных террористических и экстремистских организаций как источник угрозы национальной безопасности России // Вестник академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 4.

8. Мухаметов А. Р. От Нурси к России... URL // http://www.arminerussia.ru/politics/1894-ot-nursi-k-rossii.html

9. Нурси С. Путеводитель для молодежи / пер. с тур. Т. Н. Галимова, М. Ш. Абдуллаева. Стамбул, 2005.

10. Нурси С. Сияние / пер. с тур. М. Г. Та-мимдарова. Стамбул, 2012.

11. Нурси С. Эмирдагское приложение - I: пер. с тур. Стамбул, 2012.

12. Омбудсмен В. Лукин отмечает высокое значение запрещенных книг С. Нурси. URL // http://www.islamtat.ru/publ/62-1 -0-477

13. Панисламизм. URL//http://enc-dic.com/ enc_big/Panislamizm-43904.html

14. Покинувшего этот мир ученика Саида Нурси проводят в последний путь первые лица государства и народ. URL//http://islam-today.ru/ article/5872/

15. Пономарев В. Российские спецслужбы против «Рисале-и Нур». URL // http://www.memo. ru/uploads/files/8 8 5.pdf

16. URL//http://www.sova-center.ru

17. Родионов М. А. Классический ислам: монография. СПб., 2008.

18. URL//http://minjust.ru/ru/extremist-materials

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.