ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.37523/SUI.2020.41.5.017 УДК 159.923.2:343.83
Кириллова Татьяна Васильевна
доктор педагогических наук, профессор, эксперт РАН, профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: [email protected]
Кусакина Елена Аркадьевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Санкт-Петербургский университет ФСИН России, 196602, Россия, г. С.-Петербург, Пушкин, ул. Саперная, 34, e-mail: [email protected]
Макаров Евгений Владимирович
кандидат педагогических наук, начальник факультета очного обучения, Пермский институт ФСИН России, 614012, Россия, г. Пермь, ул. Карпинского, 125, e-mail: [email protected]
Tatyana V. Kirillova
Doctor of Pedagogics, Professor,
Expert of the Russian Academy of Sciences,
Professor of the Department of kgal psychology and pedagogy,
faculty of psychology,
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000, e-mail: [email protected] Elena A. Kusakina
Candidate of Psychology, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of criminal law disciplines, Saint-Petersburg University of the Federal Penitentiary Service of Russia, Sapernaya str., 34, Pushkin, St. Petersburg, Russia, 196602, e-mail: [email protected]
Evgeniy V. Makarov
Candidate of Pedagogics,
Head of the full-time education Faculty,
Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Karpinsky str., 125, Perm, Russia, 614012,
e-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем кадровой политики Российского правового государства на современном этапе развития. Уголовно-исполнительная система нуждается в сотрудниках, способных противостоять агрессии со стороны спецконтингента в рамках международных требований, использовать свои должностные полномочия в соответствии с законом и способствовать адаптации осужденных к условиям изоляции от общества и дальнейшей ресоциализации. Одним из возможных путей решения проблемы является формирование социально-профессиональной готовности сотрудников пенитенциарной системы, обучающихся по программе профессионального обучения в вузах ФСИН России. Опираясь на положения А. М. Столяренко и принимая во внимание специфические особенности профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы, авторами были определены критерии социально-профессиональной готовности: аксиологический, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческий и рефлексивный. Для определения уровня сформированно-сти был использован пакет психодиагностических методик, включающий в себя метод беседы, интервьюирования, феноменологическую технику и стандартизированные тесты. Исследование проводилось на базе Пермского института ФСИН России. Респондентами выступили сотрудники, впервые принятые на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, находящиеся на должностях рядового и младшего начальствующего состава, в количестве 168 человек. В результате психологической диагностики по каждому критерию социально-профессиональной готовности были определены уровни: начальный, допустимый, профессиональный. Анализ полученных результатов свидетельствует, что у большинства сотрудников (44,4 %) по всем критериям отмечается начальный уровень. В связи с этим возникает необходимость в создании специальных педагогических условий на этапе освоения программы профессионального обучения в образовательных организациях ФСИН России. Анализ полученных данных в результате использования проективных методов позволил определить основные направления. Приоритетным направлением должно стать совершенствование института наставничества. Второе направление предполагает создание педагогического условия по организации социального партнерства между ведомственными образовательными учреждениями и пенитенциарными учреждениями. Включение в рабочие учебные программы специальных курсов по формированию коммуникативных компетенций для конструктивного общения с субъектами профессиональной деятельности, в том числе и с осужденными, является третьим педагогическим условием, обеспечивающим формирование социально-профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: ведомственное образование, первоначальное обучение, социально-профессиональная готовность, сотрудник, пенитенциарная система, уровень готовности, аксиологический критерий, рефлексивный критерий, педагогические условия.
© 2020 Кириллова Т. В., Кусакина Е. А., Макаров Е. В.
CRITERIA OF SOCIAL AND PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF PENAL OFFICERS
Summary. The article views one of the urgent problems of Russian personnel policy as the rule of law state at the present stage of development. The penal system of Russia needs the officers who can counter detainees ' a g-gression according international requirements, use their official powers in conformity with the law, and contribute to convicts' adaptation to incarceration conditions and further resocialization. One of the possible ways to solve the problem is to provide social and professional preparedness of penal officers training in Professional Education Program at departmental institutions of higher education of the Federal Penal Service of Russia. Relying on the ideas of A.M. Stolyarenko and taking into account particular features of penal officers' professional activity, the authors define criteria of social and professional preparedness: axiological, intellectual, emotional and volitional, communicative and behavioural, reflexive. To determine the preparedness level, the set of psychodiagnostic methods, including the method of conversation, interviewing, phenomenological techniques and standardized tests, was used. The survey was carried out at Perm Institute of the Federal Penal Service. Respondents were officers obtained employment in the service in the penal system of the Russian Federation, occupied positions of enlisted and junior commanding staff, totally 168 people. By the results of psychological diagnostics, the levels (initial, permissible, professional) were identified for each of criterion. The analysis of results obtained shows that the majority of officers (44,4 %) has the initial level of all the criteria. Thereby the need of creation of special pedagogical conditions at the stage of mastering Professional Education Program in departmental educational organizations of the Federal Penal Service of Russia arises. Due to using projective methods, the analysis of findings allows ascertaining the main directions. Improving the institution of tutorship should be the first priority. The second direction assumes providing such pedagogical condition as organization of social partnership between departmental educational establishments and penal facilities. Inclusion special courses on forming communicative competencies for constructive dialogue with subjects of professional activity (including convicts) in academic course working programs is the third pedagogical condition guaranteeing formation ofpenal officers ' social and professional preparedness.
Keywords: departmental education, initial training, social and professional preparedness, officer, penal system, level of preparedness, axiological criterion, reflexive criterion, pedagogical conditions.
Одной из важнейших функций Российского правового государства является охрана общественного порядка, борьба с преступностью, гуманизация уголовных наказаний и укрепление гарантий прав граждан, совершивших преступления. Для реализации этих функций возникает потребность в подготовке сотрудников, обладающих высоким уровнем культуры правоприменительной практики, способностью противостоять агрессии со стороны осужденных в рамках международных стандартов, а также на высоком профессиональном уровне оказывать психолого-педагогическое воздействие на правонарушителей с целью предупреждения новых преступлений, адаптации к условиям изоляции и дальнейшей ресоциализации. Часто в первые месяцы работы специалисты сталкиваются с проблемами реализации своих должностных обязанностей. Недостаточный уровень профессиональной подготовки, несоответствие теоретической подготовленности и запросов практики, отсутствие необходимых навыков в работе с осужденными становятся предпосылками для профессиональной деформации и потери стремления к дальнейшей профессиональной реализации [1]. Вышесказанное свидетельствует о необходимости рассмотрения системы ведомственного образования как возможности формирования не только профессиональных знаний, ориентированных на соответствие формальным критериям эффективности трудовой деятельности, но и становления качественно иного статуса работника УИС - как социально и профессионально успешного, самостоятельного, ответственного и гуманного участника профессиональной деятельности, нацеленного на физическое и нравственное оздоровление осужденных, безусловное обеспечение их прав, свобод и интересов, приобретение ими необходимых профессий и образования, возвращение обществу законопослушных и дееспособных граждан [2].
В связи с этим одной из важных задач профессионального образования становится социально-профессиональная подготовка сотрудников, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему. Специальное первоначальное обучение можно рассматривать как начальный этап подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему. Это обусловлено гибкостью и адресностью рабочих программ, ориентированных на реализацию образовательных потребностей разного уровня. Перспективность позволяет формировать у сотрудников стремление к профессиональному совершенствованию, реализации себя в профессиональном труде и нацеленности на служебно-профессиональное продвижение.
Не менее важным аспектом ведомственного обучения является расширение контекста профессиональной деятельности в соответствии со спецификой будущей служебной деятельности и требованиями правоохранительного ведомства, вариативность форм и методов практики, необходимых отработки профессиональных навыков качественного выполнения служебных задач. Согласно принципу системности изучаемый нами феномен рассматривается с точки зрения целостности, в то же время характеризуется наличием частей и фрагментов [3]. Обращаясь к понятию «личность профессионала» в широком понимании этого термина, следует отметить, что оно включает в себя следующие компоненты: психологический, гносеологический (когнитивный, интеллектуальный), аксиологический и эмоционально-волевой [4]. По А. М. Столяренко, структура личности сотрудника правоохранительных органов включает в себя 4 базовых компонента: целе-мотивационный, нравственно-деловой, профессионально-деловой и психофизиологический [5]. Многочисленные исследования, посвященные изучению качеств и свойств личности сотрудника (А. В. Кокурин, А. Н. Ломакина, В. И. Хальзов и др.), свидетельствуют об определении их уровня через направления деятельности [6, 7, 8]. Личностные характеристики сотрудников определяются спецификой профессиональной деятельности и требованиями к морально-нравственному облику, что, на наш взгляд, позволит объективно определить социально-профессиональную готовность.
В связи с этим, опираясь на положения А. М. Столяренко и учитывая специфику профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы, нами были определены основные критерии социально-профессиональной готовности. Цель исследования - определение первоначального уровня выраженности критериев социально-профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях специальной первоначальной подготовки. В соответствии с целью необходимо решение следующих задач. Во-первых, подбор необходимого психодиагностического инструментария для выявления уровня сформированности социально-профессиональной готовности сотрудников, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему. Во-вторых, определение проблем и затруднений, препятствующих повышению уровня социально-профессиональной готовности к службе в пенитенциарных учреждениях. В-третьих, поиск оптимальных направлений по созданию специальных педагогических условий для формирования высокого уровня социально-профессиональной готовности.
Изучение первоначального уровня выраженности критериев социально-профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы проводилось на базе Пермского института ФСИН России. В качестве респондентов выступили сотрудники, проходившие обучение по программе профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему РФ на должности рядового и младшего начальствующего состава, в количестве 168 человек.
С целью изучения системы отношения сотрудников к различным аспектам профессиональной деятельности мы применяли метод беседы и интервьюирования. Кроме того, участникам предлагалось рассказать истории из своего жизненного и профессионального опыта [9, 10]. С помощью феноменологической техники [11, 12] нам удалось определить наличие профессиональных намерений и внутренние субъективные противоречия, которые выражаются в отношении личности к профессии, ее ценностям и несформированности и аморфности профессиональной позиции.
Для определения уровня выраженности каждого критерия мы опирались на результаты исследования Г. А. Бокарева, О. С. Гребенюк, Е. П. Ильина [13, 14, 15] и положения С. Л. Рубинштейна, где готовность к деятельности понимается как поступательное развитие к образованию целостности. Качества личности предыдущего уровня при специально созданных условиях могут моделироваться как образцовые [16].
Уровневая система выраженности того или иного компонента определяется не только качественными изменениями, но и взаимозависимостью и взаимодействием этих компонентов. Так, исходя из теоретических положений нами выделено три уровня выраженности каждого критерия: начальный, допустимый и профессиональный. Опираясь на положения А. М. Столяренко и учитывая специфику профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы, нами были выявлены основные критерии социально-профессиональной готовности (табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности социально-профессиональной готовности
Начальный уровень Допустимый Профессиональный
Аксиологический критерий
профессия не воспринимается как ценность и не является личностно значимой положительное отношение к профессии нейтральное отношение к себе как к субъекту профессионального труда профессия как одна из ведущих ценностей, осознание престижности профессиональной деятельности
Интеллектуальный критерий
поверхностные знания по основным аспектам профессиональной деятельности знания общие и фрагментарные обладают конкретными точными знаниями по всем аспектам профтруда
Эмоционально-волевой критерий
испытывают трудности в адаптации к условиям служебной деятельности испытывают затруднения в адаптации к служебной деятельности высокий уровень адаптивных возможностей, стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях
Коммуникативно-поведенческий критерий
фрагментарно владеет навыками коммуникации с сотрудниками и осужденными на элементарном уровне реализует основные стороны коммуникационного процесса на профессиональном уровне устанавливает конструктивные способы общения с сотрудниками и осужденными
Рефлексивный критерий
несоответствие «Я реального» с требованиями профессии, отсутствие потребности в реализации себя в профессии фрагментарное соответствие «Я реального» требованиям профессии, ситуативные потребности в реализации себя как профессионала соответствие «Я реального» и «Я возможного» в профессии, активное стремление к реализации себя в профессии
Для изучения уровня сформированности каждого критерия нами был подобран пакет психодиагностических методик. Так, для изучения ценностно-смысловой сферы и определения профессии в ней нами была использована методика К. Замфир в модификации А. Реана [17]. Использование данной методики позволяет разработать программу, направленную на профессиональное воспитание и самовоспитание. Как известно, одним из важнейших компонентов социально-профессиональной готовности выступает определенный уровень мотивации. Несмотря на наличие профессиональных знаний, умений и навыков, его отсутствие может привести к увольнению сотрудника из уголовно-исполнительной системы. Для определения интеллектуального критерия социально-профессиональной готовности, который включал в себя знания основ по всем видам деятельности, нами был составлен тестовый материал, включающий 76 заданий по различным направлениям деятельности основных служб пенитенциарных учреждений.
Так, респондентам необходимо было определить новый вид учреждений, исполняющих уголовные наказания, для содержания осужденных к принудительным работам. Содержательная сторона вопросов позволила выявить аналитико-психологические умения, особенности внимания, оперативность памяти, критичность мышления. Эмоционально-волевой критерий социально-профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы проявляется в способности личности преодолевать возникающие препятствия на пути к достижению поставленной цели. Адекватное, позитивное восприятие служебной ситуации и быстрая адаптация к непредсказуемым и нестандартным условиям профессиональной деятельности позволяют говорить
об эмоционально-волевой готовности. Для выявления эмоционально-волевого компонента были определены качества в соответствии с функциями волевой регуляции [18]. Наличие таких качеств, как настойчивость в преодолении трудностей, способность брать на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей в ситуации дефицита времени, уравновешенность, эмоционально-волевая устойчивость, способность противостоять усталости, активно действовать в условиях сложной оперативной ситуации, говорит о готовности к службе в уголовно-исполнительной системе.
Коммуникативно-поведенческий критерий выражается в наличии конструктивных способов взаимодействия со спецконтингентом в различных ситуациях, готовности к общению с различными категориями граждан и владением техниками бесконфликтного построения системы взаимоотношений. Кроме того, данный критерий включает в себя признание профессии через все направления социально-профессиональной деятельности. В качестве методов диагностики эмоционально-поведенческого критерия была использована шкала самооценки И. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ха-нина и тест определения уровня общительности В. Ф. Ряховского. Для определения рефлексивного критерия применялась методика профессионального самосознания Дембо-Рубинштейн [19]. Данный критерий представляет собой соотнесение процессов самопознания возможностей с требованиями, которые предъявляет профессия, с последующей направленностью на самореализацию в ней. Кроме применения стандартизированных методов, мы изучали характеристики с места службы сотрудника, оценивали состояние здоровья, психологической и физической подготовки, а также принимали во внимание уровень академической успеваемости слушателя. В отношении выбора профессии респондентам было предложено составление рассказа о своем жизненном и профессиональном пути. С помощью метода фокусированного интервью удалось раскрыть участников в обсуждении вопроса, связанного с понятием «профессионал УИС» и значением наставника в формировании социально-профессиональной готовности к службе в уголовно-исполнительной системе.
Определяя уровень сформированности критериев социально-профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы, мы опирались на структуру личности правоохранительных органов, которая состоит из 4 компонентов, каждый из которых предполагает характеристику детализированных свойств и качеств личности.
Таблица 2
Результаты диагностики уровня сформированности социально-профессиональной
готовности сотрудника УИС (%)
начальный допустимый профессиональный
Аксиологический 47,1 38,6 14,3
Интеллектуальный 45,5 32,9 21,6
Эмоционально-волевой 40,2 39,4 20,4
Коммуникативно -поведенческий 43,2 37,5 19,3
Рефлексивный 36,9 42,1 21
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что у большинства респондентов преобладает начальный уровень проявления всех компонентов социально-профессиональной готовности (табл. 2). Так, для 47,1 % испытуемых характерно отсутствие ценностного и позитивного отношения к профессии, при выполнении служебных обязанностей прослеживается фрагментарное следование принципам и нормам профессиональной этики. Сотрудники, имеющие допустимый уровень, характеризуются нейтральным отношением к профессии и безразличием в отношении поставленной цели и путей ее достижения. Незначительная часть респондентов (14,3 %) воспринимает выбранную профессию как ценность, безупречно выполняет служебные обязанности, опираясь на принципы справедливости, гуманности и законности. По интеллектуальному критерию знаниями, имеющими прямое отношение к выполнению функциональных обязанностей и в целом к функционированию уголовно-исполнительной системы, обладает 21 сотрудник (6 %). Когнитивный критерий не сформирован у 45,5 % и допустимый уровень, который проявляется в наличии общих знаний, наблюдается у 32,9 % обследуемых. Аналогичная ситуация наблюдается при анализе результатов по эмоционально -поведенческому критерию. У 40,2 % сотрудников
отмечается ситуативное восприятие себя как субъекта профессиональной деятельности, в связи с этим возникают трудности в адаптации к изменяющимся условиям служебной деятельности. Допустимый уровень характерен для 39,4 % и только 20,4 % находятся на профессиональном уровне адаптационных возможностей, стрессоустойчивости в сложных и экстремальных ситуациях служебной деятельности. Коммуникативный критерий сформирован на высоком уровне лишь у 19,3 % опрошенных, что свидетельствует о способности на высоком профессиональном уровне устанавливать конструктивные способы взаимодействия как с коллегами, так и с осужденными. Значительная часть сотрудников испытывает сложности в выборе эффективных способов и приемов взаимодействия в рамках служебной деятельности, и недостаточная ориентировка в основных видах профессиональной деятельности не позволяет позиционировать выбранную профессию как социально значимую. По рефлексивному критерию наблюдается небольшое увеличение в сторону допустимого уровня. Для 42,1 % сотрудников свойственно фрагментарное соответствие «Я реального» требованиям профессии и отмечаются ситуативные потребности в реализации себя как профессионала. Глубокое осмысление своих возможностей, их соотношение с показателями профес-сиограммы, направленность саморефлексии на саморазвитие в профессии характерно лишь для 21 % обследуемых.
Диагностика критериев сформированности социально-профессиональной готовности сотрудника к службе в уголовно-исполнительной системе позволяет говорить о достаточно низком уровне всех ее критериев. На наш взгляд, сложившаяся ситуация вполне закономерна и связана с факторами как объективного, так и субъективного характера. Социально-профессиональная готовность впервые принятых на службу сотрудников выступает как интегративная профессионально-личностная характеристика и включает в себя большой спектр проявлений. Высокий уровень интеллектуального критерия отражает диапазон специальных профессиональных знаний в различных областях служебной деятельности. Повышение данного критерия в рамках первоначальной подготовки сотрудников возможно лишь в условиях формирования устойчивого интереса к своей профессии и осознания ее необходимости для общества в целом и для себя лично. Низкий уровень коммуникативно-поведенческого критерия свидетельствует о несформированности профессионально значимых качеств (стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, работоспособность), а также об отсутствии опыта правоприменительной практики, включающего в себя мероприятия, направленные на укрепление законности, использование оптимальных методов психолого-педагогического воздействия на осужденных в период отбывания наказания и подготовки их к освобождению. Низкий показатель рефлексивного критерия сотрудников констатирует факт отсутствия профессионально-карьерной ориентации и способности раскрыть свой функциональный потенциал. Возможно, фрагментарное представление о профессии, отсутствие четко поставленной цели, неуверенность в себе и правильности своих решений, избегание риска могут выступать причинами несформированности рефлексии по самореализации и саморазвитию личностного потенциала. Диагностика сформированности критериев социально-профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы, находящихся на специальном первоначальном обучении, позволяет говорить о недостаточном уровне их развития.
Социально-профессиональная подготовка впервые принятых сотрудников уголовно-исполнительной системы на этапе освоения программы профессионального обучения в ведомственных образовательных организациях ФСИН России должна осуществляться в специально созданных педагогических условиях. Полученные результаты констатирующего эксперимента наглядно демонстрируют основные направления совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы. Первым и приоритетным направлением (педагогическим условием) должно стать совершенствование института наставничества, где в рамках профессионально ориентированного взаимодействия наставника и сотрудника осуществляется процесс развития профессиональной мотивации, адаптационных возможностей личности и формирования навыков выполнения определенных норм и требований уголовно-исполнительной системы. Несовершенство функционирования системы «подшефный - наставник» приводит к формализации данного органа и низкой профессионально-личностной готовности сотрудника к выполнению служебных обязанностей на высоком уровне [20]. Так, в результате анкетирования нами были выявлены острые, проблемные вопросы. Таковыми являются трудности в установлении психологического контакта, отсутствие навыков конструктивного общения и доверия, несовершенство правовой базы, специальной программы и наличие бюрократических барьеров. На наш взгляд, грамотно построенная профессионально ориентированная деятельность
наставника будет способствовать развитию социально-профессиональной готовности во всех ее аспектах. Второе педагогическое условие должно включать в себя организацию социального партнерства системы ведомственного профессионального образования и учреждений уголовно-исполнительной системы. Установление согласованности теории и практики, которая выражается в стирании граней между учебной и практической деятельностью, позволит повысить уровень коммуникативно-поведенческого и эмоционально-волевого критерия социально-профессиональной готовности. Третье педагогическое условие, направленное на формирование социально-профессиональной готовности сотрудника уголовно-исполнительной системы, включает в себя освоение профессионально-этических норм при общении с осужденными. Особое внимание должно быть уделено содержательным аспектам рабочих учебных программ. Кроме изучения нормативно-правовой документации, регламентирующей особенности взаимодействия со спецконтингентом, должны реализовываться спецкурсы по формированию навыков и умений конструктивного взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности. В процессе реализации данного педагогического условия возможна реальная оценка сотрудниками своих потенциальных способностей, социально значимых и профессиональных качеств и их соответствия требованиям профессии.
Специальное первоначальное обучение выступает как начальный этап социально-профессиональной подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы, впервые принятых на службу. Резюмируя полученные нами данные, необходимо констатировать, что интегра-тивная профессионально-личностная характеристика, включающая в себя ряд критериев, характеризуется достаточно низким уровнем их сформированности. В связи с этим возникает необходимость в создании специальных педагогических условий, которые обеспечат овладение и непрерывное совершенствование сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему.
Библиографический список
1. Фурсов Н. С. Организация и правовые основы деятельности учебных центров ФСИН России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 28 с.
2. Чернякова О. Н. Организационная культура уголовно-исполнительной системы: понятие, сущность и структура // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2012. № 1(17). С.23-26.
3. Барабанщиков А. В. Принцип системности в современной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 3-17.
4. Ангеловский А. А. Структура личности профессионала: функциональные компоненты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2(2). С. 265-271.
5. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 607 с.
6. Кокурин А. В., Петров В. Е. Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием [Электронный ресурс] // Lex russica (Русский закон). 2018. № 9. С. 119-128. URL: https://doi.Org/10.17803/1729-5920.2018.142.9.119-128 (дата обращения: 10.02.2020).
7. Ломакина А. Н. Педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы как необходимое условие их профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2014. № 14(73). С. 300-302.
8. Хальзов В. И., Муханов Ю. В., Воротник А. Н. Процесс формирования у курсантов вузов МВД России потребности в физическом самосовершенствовании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 48-51.
9. Sigler M. Private prisons, public fonctions, and the meaning punishment // Florida State University Law Review. 2010. Vol. 38, is. 1. P. 149-178. URL: https://ssrn.com/abstract=1650872 (дата обращения: 10.02.2020).
10. Lytras M. D. Competencies management: integrating semantic web and technology enhanced learning approaches for effective knowledge management // Journal of Knowledge Management. 2008. Vol. 12, is. 6. URL: https://doi.org/10.1108/jkm.2008.23012faa.001 (дата обращения: 10.02.2020).
11. Dolovich Sh. State punishment and private prisons // Duke Law Journal. 2005. Vol. 55, is. 3. URL: https://ssrn.com/abstract=890326 (дата обращения: 10.02.2020).
12. Torres J. R. Innovación y tecnología: necesidad de cambios en los procesos de enseñanza -aprendizaje, inclusión de competencias y compromiso desde la formación docente // Vivat Academia. Revista de Comunicación. 2011. № 117(E). P. 31-50. URL: https://doi.org/10.15178/va.2011.117E.31-50 (дата обращения: 10.02.2020).
13. Бокарева Г. А., Ефентьев В. П. Система управления качеством образовательного процесса в морском академическом комплексе (теория и практика): монография. Калининград: БГАРФ, 2005. 236 с.
14. Гребенюк Т. Б., Гребенюк О. С. Теория обучения. М.: Владос, 2003. 384 с.
15. Ильин А. В., Ильин В. Д. Основы теории s-моделирования. М.: ИПИ РАН, 2009. 143 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 347 с.
17. Реан А. А. Философско-антропологические основания кросскультурного взаимодействия России и Европы: исторический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-2(52). С.176-179.
18. Калин В. К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. 1989. Т. 10. №. 2. С. 46-55.
19. Психодиагностика: учебное пособие / под ред. А. К. Белоусовой, И. И. Юматовой. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 256 c.
20. Кусакина Е .А. Основные аспекты функционирования системы наставничества в организации ФСИН России // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., 2-4 апреля 2019 г. / сост. Н. А. Санников. Пермь: Пермский институт ФСИН России, 2019. С. 321-323.
21. Ангеловский А. А. Структура личности профессионала: функциональные компоненты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2(2). С. 265-271.
References
1. Fursov N. S. Organizatsiya i pravovye osnovy deyatel'nosti uchebnykh tsentrov FSIN Rossii. Avtoref. diss. kand. yurid nauk [Organization and fundamental legal principles of the training facilities of the Federal Penal Service of Russia activity. Extended of candidate's of Law thesis]. Ryazan, 2005, 28 p. [in Russian].
2. Chernyakova O. N. Organizatsionnaya kul'tura ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: ponyatie, sushchnost' i struktura [Penal system organizational culture: concept, content and structure]. Bezopasnost' ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Security of penal system], 2012, no. 1(17), pp. 23-26 [in Russian].
3. Barabanshchikov V. A. Printsip sistemnosti v sovremennoi psikhologii [The systems' principle in contemporary psychology]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2004, t. 1, no. 3, pp. 3-17 [in Russian].
4. Angelovskiy А. А. Struktura lichnosti professionala: funktsional'nye komponenty [Structure of professional personality: functional componentsy. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2011, t. 13, no. 2(2), pp. 265-271 [in Russian].
5. Entsiklopediya yuridicheskoi psikhologii [Encyclopedia of legal psychology]. In A. M. Stoly-arenko (ed.). Moscow, 2003, 607 p. [in Russian].
6. Kokurin A. V., Petrov V. E. Lichnostnye osobennosti voennosluzhashchikh i sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov, obuslovlivayushchie psikhologicheskuyu gotovnost' k neseniyu sluzhby s ognestrel'nym oruzhiem [Personal characteristics of military personnel and law enforcement officers that determine psychological readiness for duty with firearm]. Lex Russica, 2018, no. 9, pp. 119-128. URL: https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.142.9.119-128 (Accessed: 10.02.2020) [in Russian].
7. Lomakina A. N. Pedagogicheskaya kompetentnost' sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi siste-my kak neobkhodimoe uslovie ikh professional'noi deyatel'nosti [Pedagogical competence of officers of the penal system as a necessary condition for their professional activity]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2014, no. 14(73), pp. 300-302 [in Russian].
8. Halzov V. I., Mukhanov Y. V., Vorotnik A. N. Protsess formirovaniya u kursantov vuzov MVD Rossii potrebnosti v fizicheskom samosovershenstvovanii [Forming of requirement for physical self-improvement at the cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs
in Russia]. Problemy pravookhranitel'noi deyatel'nosti [Problems of law-enforcement activity], 2013, no. 2, pp. 48-51 [in Russian].
9. Sigler M. Private prisons, public functions, and the meaning punishment. Florida State University Law Review, 2010, vol. 38, no. 1, pp. 149-178. URL: https://ssrn.com/abstract=1650872 890326 (Accessed: 10.02.2020) [in English].
10. Lytras M. D. Competencies management: integrating semantic web and technology enhanced learning approaches for effective knowledge management. Journal of Knowledge Management, 2008, vol. 12, no. 6. URL: https://doi.org/10.1108/jkm.2008.23012faa.001 (Accessed: 10.02.2020) [in English].
11. Dolovich Sh. State punishment and private prisons. Duke Law Journal, 2005, vol. 55, no. 3, URL: https://ssrn.com/abstract=890326 (Accessed: 10.02.2020) [in English].
12. Torres J. R. Innovación y tecnología: necesidad de cambios en los procesos de enseñanza -aprendizaje, inclusión de competencias y compromiso desde la formación docente. Vivat Academia. Revista de Comunicación, 2011, no. 117(E), pp. 31-50. https://doi.org/10.15178/va.2011.117E.31-50 (Accessed: 10.02.2020) [in French].
13. Bokareva G. A., Efent'ev V. P. Sistema upravleniya kachestvom obrazovatel'nogo protsessa v morskom akademicheskom komplekse (teoriya i praktika) monographia [Quality management system of the educational process in the Maritime academic complex (theory and practice)]. Kaliningrad, 2005, 236 p. [in Russian].
14. Grebenyuk T. B., Grebenyuk O. S. Teoriya obucheniya [Learning theory]. Moscow, 2003, 384 p. [in Russian].
15. Il'in A. V., Il'in V. D. Osnovy teorii s-modelirovaniya [S-modelling fundamentals]. Moscow, 2009, 143 p. [in Russian].
16. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [General psychology fundamentals]. Saint-Petersburg, 2013, 347 p. [in Russian].
17. Rean A. A. Filosofsko-antropologicheskie osnovaniya krosskul'turnogo vzaimodeistviya Ros-sii i Evropy: istoricheskii aspekt [Philosophical-anthropological foundations of cross-cultural interaction between Russia and Europe: historical aspect]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice], 2015, no. 2-2(52), pp. 176-179 [in Russian].
18. Kalin V. K. Na putyakh postroeniya teorii voli [The ways of construction of the doctrine of will]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 1989, t. 10, no. 2, pp. 46-55 [in Russian].
19. Psikhodiagnostika [Psychodiagnostics]. In A. K. Belousova, I. I. Yumatova (eds.). Rostov-on-Don, 2018, 256 p. [in Russian].
20. Kusakina E. A. Osnovnye aspekty funktsionirovaniya sistemy nastavnichestva v organizatsii FSIN Rossii [Main aspects of tutorship system functioning in organization of the Federal Penal Service of Russii]. Penitentsiarnaya sistema i obshchestvo: opyt vzaimodeistviya: sb. materialov VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 2-4 aprelya 2019 [Penal system and society: experience of cooperation. Proceedings of VI International research and practice conference, April, 2-4 2019]. Perm, 2019, pp. 321-323 [in Russian].
21. Angelovskiy A. A. Struktura lichnosti professionala: funktsional'nye komponenty [Structure of professional personality: functional components]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2011, t. 13, no. 2(2), pp. 265-27 [in Russian].