Научная статья на тему 'Структура профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными'

Структура профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ / STRUCTURE OF READINESS / ПОДХОДЫ / APPROACHES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИКИ УИС / READINESS FO ACTIVITY / SPECIFIC FEATURES OF THE PENAL OFFICERS PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна

В статье анализируются особенности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) и обосновывается трехкомпонентная структура профессиональной готовности сотрудников к работе с осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL READINESS OF THE PENAL OFFICERS FOR WORK WITH THE PRISONERS

In the article the specific features of the penal officers professional activity are analyzed. Three component structure of the professional readiness of the officers for work with the prisoners is established.

Текст научной работы на тему «Структура профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными»

УДК 159.9

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ

©2016 О. В. Ощепкова

Аннотация. В статье анализируются особенности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) и обосновывается трехкомпонентная структура профессиональной готовности сотрудников к работе с осужденными.

Ключевые слова: профессиональная готовность, готовность к деятельности, структура готовности, подходы, профессиональная деятельность, сотрудники УИС.

THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL READINESS OF THE PENAL OFFICERS FOR WORK WITH THE PRISONERS

© 2016 O. Oshchepkova

Summary. In the article the specific features of the penal officers professional activity are analyzed. Three component structure of the professional readiness of the officers for work with the prisoners is established.

Keywords: professional readiness, readiness fo activity, the structure of readiness, approaches, specific features of the penal officers professional activity.

Сложная социально-экономическая ситуация в мире и в нашей стране выдвигает на передний план проблему подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно и компетентно принимать профессиональные решения.

Специфические особенности службы в УИС предъявляют к сотрудникам не только высокие, но и разносторонние требования. Сотрудникам УИС ежедневно приходится сталкивать с психологическим, а в некоторых случаях и с физическим риском, поскольку их служебная деятельность и профессиональные обязанности связаны с осужденными, то есть людьми, преступившими закон и отбывающими наказание в виде лишения свободы. В связи с этим актуализируется проблема формирования в образовательном процессе ведомственных вузов профессиональной готовности сотрудников УИС к работе с осужденными.

Несмотря на то, что понятие «готовность» было введено Б. Г. Ананьевым в середине XX века, общего представления о ее содержании и структуре в современной психолого-педагогической науке не существует. Ученые вкладывают в это понятие различное содержание, вводят разнообразные элементы в ее структуру. Например, выделяют личностную и функциональную готовность (Ф. Пуни, В. А. Сластенин); общую и специальную (Б. Г. Ананьев); профессиональную и моральную (Р. А. Низманов); временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) (Л, С. Нерсесян и В. Н. 11ушкин); психологическую и практическую (Ю. К. Васильев, Ф. Н. Гоноболин, Ю.К.Некрасов, А, И. Щербаков),

Определенные ориентиры в определении понятия «профессиональная готовность» могут дать существующие в психолого-педагогической науке подходы к ее пониманию. Так, функциональный подход основывается на взглядах С. Л. Рубинштейна1, который по-

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

нимает готовность к деятельности2 как сформированное^ обеспечивающих протекание этой деятельности психических функций. С позиций этого подхода необходимая нейро-динамическая обеспеченность действий - важнейшее условие успешности и эффективности профессиональной деятельности человека.

Психологический подход базируется на функциональном и фокусируется на исследовании особенностей психического состояния личности, служащего фоном для психических процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти) и обеспечивающего формирование знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления деятельности.

Распространенным подходом в современной отечественной науке является личностный. Он трактует готовность к деятельности как совокупность личностных качеств личности, как сложное свойство специалиста3, обеспечивающее выполнение им функций, адекватных требованиям профессии. Личностный подход позволяет рассматривать готовность к профессиональной деятельности либо как комплекс способностей личности (С. Л. Рубинштейн и др.); либо как устойчивое свойство личности (А. Г. Ковалев4 и др.), включая при этом в свойства личности характерологические, нравственные и профессиональные компоненты; либо как состояние личности, охватывающее внутреннюю установку, мобилизацию всех имеющихся способностей и возможностей личности, позволяющее преодолевать встречающиеся трудности и осуществлять деятельность на высоком профессиональном уровне.

Синтезирует все эти подходы интегративный, наиболее отвечающий современной научной парадигме. Этот подход расценивает профессиональную готовность специалиста как синтез состояний, способностей личности, ее знаний, умений, навыков, как синкретичное единство нравственной, эмоциональной, волевой, мотиванионных сфер человека. Именно этот подход разрешает объединить в единой структуре личностную и функциональную; общую и специальную; профессиональную и моральную; психологическую и практическую виды профессиональной готовности, поскольку при этом подходе все эти виды готовности предстают как часть общего целого, как некие грани или уровни единого в своей природе феномена, высвечивающиеся в фокусе того или иного взгляда исследователя.

Действительно, в профессиональную готовность с необходимостью входят знания, поскольку без них невозможно быть компетентным специалистом, навыки, понимаемые как автоматизированные в результате многократных повторений действия, и умения, включающие в себя наряду с автоматизированными и осознаваемые элементы, и способы поведения, и мотивационно-ценностное отношение к профессии, обеспечивающее специалисту возможность успешно трудиться в избранной им профессиональной сфере. Большое значение имеют особенности психических познавательных процессов, тип нервной системы, связанные с важнейшими сторонами профессиональной деятельности; эмоциональные и волевые компоненты, поскольку они могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, способствовать или тормозить совершение эффективных действий по достижению цели. Поэтому профессиональную готовность мы определяем как инте-гративное качество личности, имеющее в своем составе многоуровневую и сложносостав-ную структуру.

2 Термины «готовность к деятельности», «готовность к профессиональной деятельности», «профессиональная готовность» мы используем как синонимы.

3 Дьяченко М. Я., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. - Минск, 1993; Миха-лин В. Н. Сущность и основные компоненты готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов МЧС России [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. - № 86(02)/2013; Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/20l3/02/pdf/26.pdf.

4 Ковалев А. Г. Предмет и проблемы социальной психологии. - Л., 1962.

На сегодняшний день положение о том, что структура профессиональной готовности должна соответствовать требованиям профессии является аксиомой; чем выше это соответствие, тем более профессионален человек. Идеальным является вариант полного тождества профессиональных требований и профессиональной готовности специалиста. В этом случае говорят о высоком мастерстве, о высочайшем профессионализме, о таланте человека.

Остановимся на тех требованиях, которые предъявляет к личности сотрудника УИС его профессиональная деятельность. Специфика этой деятельности не раз становилась предметом пристального анализа. Остановимся на главных ее особенностях.

В деятельности исправительного учреждения принимают участие люди почти 50 профессий. Это, во-первых, сотрудники, которые организуют исполнение наказания (служба безопасности, оперативно-розыскная деятельность, охрана); во-вторых, это сотрудники, осуществляющие воспитательную работу (начальники отрядов), оказывающие психологическую и медицинскую помощь осужденным (врачи, психологи), а также обучающие осужденных (учителя, преподаватели ПУ); в-трстьих, работники технических и инженерных служб, обеспечивающие техническое и инженерное функционирование исправительных учреждений5.

Поэтому, во-первых, отмечают правовой характер деятельности сотрудника УИС: она регламентируется правовыми нормами, содержащимися в уголовном и уголовно-исполнительном кодексах, нормативно-правовых актах и других правовых документах, призванных неукоснительно гарантировать законность при исполнении и отбывании уголовного наказания. Правовому регулированию подвергаются практически все основные сферы жизнедеятельности осужденных: производственная, трудовая, учебная, бытовая, общественная и др., все взаимоотношения между сотрудниками и осужденными. В связи с этим каждое действие сотрудника «влечет за собой серьезные правовые последствия, что отличает его профессию от большинства других и придает ей особую социальную значимость»6. А это предъявляет особые требования к качествам личности офицера, в частности, к его волевым, умственным, личностным качествам.

Другая специфическая черта заключается в том, что деятельность сотрудников УИС носит субординационный характер, что выражается в беспрекословном выполнении приказов вышестоящих начальников. Без этого пенитенциарная система не может существовать, так как «от четкости, организованности, согласованности действий ее отдельных звеньев зависит эффективность всей деятельности»7.

Вся деятельность сотрудников направлена на осужденных — людей, нарушивших закон. Характеризуя эту среду, ее часто называют криминальной, поскольку самой общей ее характеристикой является низкий уровень образования и культуры осужденных, искажение системы их ценностных ориентации, наличие специфичной криминальной субкультуры и др. Микросреда осужденных весьма неблагоприятна: «в ней осуществляют деятельность малые группы отрицательной направленности, существует негативное общение и взаимоотношения»*. Как показывают исследования, в последнее время в деятельности исправительных учреждений прослеживаются тенденции, осложняющие процессы рссо-циализапии осужденных, к числу которые относят рост в местах лишения свободы числа лиц с высокой криминальной зараженностью, возрождение уголовных обычаев и законов,

5 УшатшовА. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: учебник. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. - С. 644.

6 Там же.-С. 645.

7 Тарасова С. А. Психология сотрудников УИС: личность, общение, деятельность: учебное пособие. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2007. - С. 7.

^ Горожанин А. ВМаслов В. ВБондарцова Ю. Л. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2008. - С. 31.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

усиление влияния на социальную среду осужденных организованной преступности; недостаточную психолого-педагогическую компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы; сохраняющийся авторитет режимной и оперативно-режимной деятельности по сравнению с оперативной работой. Поэтому деятельность сотрудника проходит в достаточно сложных условиях, иногда в экстремальных, что вызывает стрессовые состояния и профессиональную деформацию. А это в свою очередь требует от сотрудника постоянных умственных и волевых усилий.

К числу специфических особенностей деятельности сотрудника УИС относится и властный характер этой деятельности. Наличие властных полномочий ставит сотрудника исправительного учреждения в особое положение: он имеет право на применение санкций, уполномочен па принудительную силу власти. Поэтому умение пользоваться властью -одно из важнейших, проявляющееся в умении быть объективным при принятии решения, не включать в оценку ситуации ни сочувствия, ни возмущения, ни других эмоций.

Кроме того, необходимо отметить такую особенность деятельности сотрудников исправительных учреждений, как соблюдение служебной тайны, что также накладывает определенную психологическую нагрузку. В психологии обычного человека желание поделиться какой-то значимой и интересной информацией является вполне нормальным явлением. Однако профессиональная деятельность сотрудников УИС связана с получением такой информации, которая может представлять интерес для преступников, поэтому служебные условия с необходимостью востребуют такие качества личности, как дисциплинированность, стойкость, умение молчать, сохранять информацию, составляющую служебную тайну. Это качество должно быть профессиональной привычкой сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Выявленные особенности профессиональной деятельности позволяют обозначить основные структурные компоненты профессиональной готовности сотрудника УИС к работе с осужденными, В структуре профессиональной готовности мы выделяем: знаниевый (когнитивный) компонент, который включает знания: правовые (знания уголовного и уголовно-исполнительного законодательств, включая правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и иных ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы);

психолого-педагогические (знания о психологических особенностях осужденных и педагогических основах их ресоциализации);

организационные (знания об организационно-управленческой составляющей средств исправления осужденных, вся организационно-управленческая деятельность в отношении сотрудников);

служебные (знания об устройстве и правилах применения боевого оружия (ПМ, АК), приемах борьбы, рукопашного боя, спецсредств);

деятельностный (операционный, инструментальный, исполнительный) компонент, который включает в себя:

умения и навыки применять правовые, психолого-педагогические, организационно-управленческие и служебные знания на практике; личностный (персональный) компонент:

мотивация (желание работать и достигать результатов в профессиональной деятельности в работе с осужденными);

нравственность, честность, антикоррупционная направленность; профессионально важные качества личности (стрессоустойчивость, самоконтроль, воля).

Па наш взгляд, именно эти компоненты наполняют структуру понятия «профессиональная готовность сотрудников УИС к работе с осужденными».

Библиографический список

Горожанин, А. В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций / А. В, Горожанин, В. В. Маслов, Ю. Л. Бондарцова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2008.- 175 с.

Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -Минск, 1993.

Ковалев, А. Г. Предмет и проблемы социальной психологии / А. Г. Ковалев. - Л., 1962. -287 с. Михалин, В. Н. Сущность и основные компоненты готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов МЧС России [Электронный ресурс] / В. Н. Михалин // Научный журнал КубГАУ. - № 86(02)/2013; Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/02/рсИ726.р(1£

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М., 1989. - 486 с. Тарасова, С. А. Психология сотрудников УИС: личность, общение, деятельность: учебное пособие / С. А. Тарасова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2007. - 120 с.

Ушатиков, А. И. Пенитенциарная психология: учебник / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. - 758 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.