Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО'

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Л.И., Фильчева Н.В.

В статье ведется речь о критериях, показателях и уровнях формирования информационно-коммуникативной компетенции у будущих руководителей дошкольной образовательной организации, а так же раскрыто понятие «информационно-коммуникативная компетенция» изложены задания подобранные к каждому показателю.The article is talking about the criteria, indicators and levels of formation of information-communicative competence of the future leaders of preschool educational organizations, as well as disclose the concept of "information-communicative competence" described the job matched to each indicator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

Аббасова Л.И., к.пед.н.

доцент Фильчева Н.В. студент 6 курса направление подготовки «Менеджмент в дошкольном образовании» Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Россия, г. Ялте

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО

В статье ведется речь о критериях, показателях и уровнях формирования информационно-коммуникативной компетенции у будущих руководителей дошкольной образовательной организации, а так же раскрыто понятие «информационно-коммуникативная компетенция» изложены задания подобранные к каждому показателю.

Ключевые слова: компетенция, информационно-коммуникативная компетенция, критерий, показатели, уровни, руководитель.

Summary

The article is talking about the criteria, indicators and levels of formation of information-communicative competence of the future leaders of preschool educational organizations, as well as disclose the concept of "information-communicative competence" described the job matched to each indicator.

Keywords: competence, information and communicative competence, criteria, indicators, levels of head.

Для гармоничного развития, социум нуждается в людях, умеющих учиться и саморазвиваться, изменять сложившиеся стандарты, самостоятельно работать с информацией, преобразовывать её в личностно значимое знание и передавать в ходе профессиональной коммуникации [3].

Информационно-коммуникативная компетенция как педагогическая категория трактуется как часть профессиональной компетентности управленца. Она обладает качественными показателями личности, включающие в себя единство теоретической и практической готовности в общной структуре личности. Выражается информационно-коммуникативная компетенция в множестве профессиональных знаний и представлений, умений и навыков, личностных качеств, ценностных ориентаций, предоставляющих, ориентироваться и приспосабливаться в открытом, движимом, информационно-коммуникативном пространстве[4].

Развитие информационно-коммуникативной компетенции

представляет собой целенаправленный процесс поэтапного уменьшения области незнания к увеличению области знания, от усовершенствования одних умений к возникновению новых в процессе профессионально -ориентированной межсубъектной связи[1].

Формирование данной компетенции на сегодняшний момент является очень актуальной проблемой в связи с этим, растет потребность разработке основных критериев, показателей и уровней формирования информационно-коммуникативной компетенции у будущих руководителей ДОО.

Мотивационный критерий. Цель: выявить у студентов заинтересованность в своем саморазвитии и стремлении к обогащению себя новыми знаниями, выявить уровень коммуникативных способностей студента, насколько коммуникабелен испытуемый. Основными показателями мотивационного критерия является: стремление к расширению знаний, умений и навыков в области использования в своей практической деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, повышающих продуктивность профессионального труда; умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника. Задания к показателю: Анкета "Оценка потребностей в развитии и саморазвитии"; анкета «Определение степени использования информационных технологий», Тест «коммуникативных умений Михельсона», Тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей В. Ряховского».

Следующим критерием будет являться знаниевый. Основными показателями этого критерия будут: умение работать с информацией; знание современных телекоммуникационных систем. Задание к показателю: работа в текстовом редакторе Libre Office Writer; Публикации статей на интеренет-ресурсах Wikipedia, Parmenid. Задачами этого критерия будут: научить создавать буклет в текстовом редакторе Libre Office Writer, формировать навыки и умения работы с таблицами, графическими объектами; воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости, развитие познавательных интересов; совершенствование профессиональной деятельности; развитие познавательного интереса, логического мышления и внимания студентов; воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости; формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Третьим критерием мы выделили практический критерий. Показателями этого критерия будут: владение технологиями передачи и преобразования информации; знание способов представления педагогической информации с помощью ИТ. Задание к показателю: создание информационных буклетов в Microsoft PUBLISHER; создание методического портфолио. Задачами этого критерия будут: развитие коммуникационной компетентности у студентов, умений оценивать результаты выполняемых действий, применять полученные знания при

решении задач; развитие навыков индивидуальной практической деятельности; формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей; повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач.

На основе выделенных показателей и критериев были определены и охарактеризованы уровни развития у будущих руководителей информационно-коммуникативной компетенции: продвинутый, средний, элементарный.

Продвинутый уровень определяется знанием принципов конструкции единого образовательного пространства; при анализе информации применяет соответствующие схемы; обладает современными коммуникационными устройствами. Продвинутый уровень характеризуется наличием у будущего руководителя информационно-коммуникативной компетенции. Полностью осознается важность обладания коммуникативными умениями, интеллектуальными качествами.

На среднем уровне обладает совокупностью знаний в области информатизации, направленных на решение информационных задач; поиск информации осуществляется методом проб и ошибок; анализ информации осуществляется не систематизировано, хаотично; периодически применяет компьютерную технику; применяет на практике мультимедийные технологии. Формируются личные качества, важные для работы в информационно среде. Этот уровень характеризуется наличием у будущего руководителя информационно-коммуникативной грамотности.

Элементарный уровень был определен для студентов, которые не понимают необходимость формирования информационно-коммуникативной компетенции. Имеют низкий познавательный интерес. Отсутствует опыт решения информационных задач. Будущий руководитель обладает информационно-коммуникативной осведомленность, но не достаточно, чтобы оперировать информацией в проблемной ситуации.

Каждый уровень взаимодействует с предшествующим и последующим, образуя так называемую ступень для последующего развития информационно-коммуникативной компетенции будущих руководителей дошкольной образовательной организации.

Таким образом, выполнение данных заданий позволит будущим руководителям более эффективно осуществлять управленческий и образовательный процесс в дошкольной образовательной организации. Поможет достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление будущих руководителей, усиливать творческую составляющую труда, максимально способствуя повышению качества образования.

Использованные источники: 1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.:

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -2004. -С. 40.

2. Основы компьютерной грамотности / Машбиц Е.И., Бабенко Л.П., Верник Л.В. и др.; Под ред. Стогния А.А. и др. - К.: Высшая шк. Головное изд-во, 1998. - 215 с.

3. Сериков, Г. Н. Управление достижением качества образования / Г. Н. Сериков. - Челябинск, изд-во ЮУрГУ. - 2009. - 265 с.

4. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской. - Интернет-журнал „Эйдос". - 2005.

5. Фалина, И.Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность / И.Н. Фалина. - метод. рук. для подготовки к тестированию учителей -2007. - С. 8, 20-21.

Аббасова Л.И., к.пед.н.

доцент Ибраимова С.Р. студент 6 курса направление подготовки «Менеджмент в дошкольном образовании» Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Россия, г. Ялте ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье ведется речь о формировании профессиональной компетентности будущего руководителя дошкольной образовательной организации, а так же раскрыто понятие «компетентность», изложены порядок установления уровня, компетентности руководителя дошкольной образовательной организации; подано систему знаний и умений руководителя дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, знания, умения, навыки, руководитель.

Summary

The article is talking about the formation of the professional competence of the modern manager of preschool educational organizations, as well as disclose the concept of "competence", set out the procedure for establishing a level competence of the head of preschool educational institution; filed a system of knowledge and skills of the head of the pre-school educational institution.

Keywords: competence, professional competence, knowledge, skills, head.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.