Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ»'

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / COMPETENCY-BASED APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

В статье рассмотрены различные подходы к раскрытию сущности понятия «социально-коммуникативная компетенция» в теории образования, обобщены взгляды ученых на формирование компетентной личности. Раскрыто содержание понятий «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход», «коммуникативная компетенция», «социальная компетенция» в свете современной образовательной парадигмы и установлено отношение между ними. Особое внимание в научном поиске уделено рассмотрению указанных терминов в социально-педагогическом контексте.The article discusses various approaches to the disclosure of the essence of the concept of «socio-communicative competence» in the theory of education, summarizes the views of scientists on the formation of a competent person. The contents of the concepts of «competence», «competence», «competency-based approach», «communicative competence», «social competence» in the light of the modern educational paradigm are disclosed and the relationship between them is established. Particular attention in the scientific search is given to the consideration of these terms in a socio-pedagogical context.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ»»

практика подготовки дефектологов в условиях модернизации образования: монография / под ред. Н.В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - С. 56-79.

2. Лазарев, В.С. Деятельностный подход к новому пониманию целей высшего образования [Электронный ресурс] / В.С. Лазарев // Инноватика в образовании. Электронный научно-практический журнал. - 2014, февраль. - URL: http://invobr.ru.

3. Марголис, А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. - Том 6. -№ 2. - С. 1-18. - URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 08.10.2019).

4. Марголис, А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов / А.А. Марголис, М.А. Сафронова, Л.М. Шишлянникова А.А. Панфилова // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 5. - C. 77-91.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 123 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Документы Министерства образования и науки Российской Федерации». - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-123/ (дата обращения 07.10.2019).

6. Теория и практика подготовки педагогических кадров в условиях модернизации образования: монография / под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - 170 с.

7. Шукшина, Т.И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, И.И. Парватова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4. - С. 47-54.

8. Янушевский, В.Н. Системно-деятельностный подход в образовании в контексте ФГОС второго поколения: цели, программы, технологии [Электронный ресурс] / В.Н. Янушевский. - URL: http://www.dc.ulstu.ru/ipk/news_files/Ldoc.

Педагогика

УДК 372.27

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ»

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к раскрытию сущности понятия «социально-коммуникативная компетенция» в теории образования, обобщены взгляды ученых на формирование компетентной личности. Раскрыто содержание понятий «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход», «коммуникативная компетенция», «социальная компетенция» в свете современной образовательной парадигмы и установлено отношение между ними. Особое внимание в научном поиске уделено рассмотрению указанных терминов в социально-педагогическом контексте.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, социальная компетенция, социально-коммуникативная компетенция.

Annotation. The article discusses various approaches to the disclosure of the essence of the concept of «socio-communicative competence» in the theory of education, summarizes the views of scientists on the formation of a competent person. The contents of the concepts of «competence», «competence», «competency-based approach», «communicative competence», «social competence» in the light of the modern educational paradigm are disclosed and the relationship between them is established. Particular attention in the scientific search is given to the consideration of these terms in a socio-pedagogical context.

Keywords: competence, competence, competency-based approach, communicative competence, social competence, socio-communicative competence.

Введение. Динамика общественных процессов в XXI в. обусловливает постоянное изменение знаний в любой материальной или духовной сфере жизни. В современных условиях приоритетной возникает потребность в личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей социальной среды. Традиционная система образования, направленная на передачу воспитанникам только определенного объема теоретических знаний, умений и навыков, оказалась непродуктивной в современном обществе. Классические энциклопедические знания, которые обычно считались главной целью образовательного процесса, сегодня должны стать эффективным средством разностороннего личностного развития воспитанника.

Научные исследования в области социально-коммуникативной компетентности начали появляться в трудах ученных в конце ХХ века и до сих пор имеют определенные расхождения во взглядах ученных на трактовку самого понятия. Известно лишь то, что данный феномен представлен в исследованиях ученных относительно сложным новообразованием, организационно вбирающем в себя составные компоненты социальной и коммуникативной компетентности, однако при совокупном синтезе этих дефиниций образует на выходе качественно новый смысл. Ученные разных научных направлений (социологии, психологии, педагогики) придают данному понятию своеобразное значение, в связи с чем, пока не получается сформулировать общее толкование.

Целью данной статьи является рассмотрения сущности и структурных компонентов социально-коммуникативной компетенции в современной научной парадигме.

Изложение основного материала статьи. Взаимодействие и общение являются фундаментом социальных связей человека и способов их реализации в обществе. Формирование социально-

коммуникативной компетенции - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, залог нормального психологического развития личности, а также непременное условие ее будущего успешного обучения и самореализации в дальнейшей жизни.

В последнее время ученые начали выделять компетентность как отдельный подход к обучению. Компетентностный подход способствует формированию ряда компетенций, которые должен освоить каждый человек. В последние годы отечественные и зарубежные ученые занимаются изучением и внедрением компетентностного подхода в систему образования, при этом каждый из них предлагает свое видение его содержания, сущности и особенностей.

В русле данной проблемы мы будем руководствоваться положениями ученых о том, что в процессе реализации компетентностного подхода приобретаются знания, формируются умения и навыки, направленные на совершенствование ключевых, общеотраслевых и предметных компетенций личности (И. Зимняя, В. Краевский, А. Локшина, Л. Мамчур, С. Трубачева, А. Хуторской и др.).

Компетентностный подход предполагает, что образовательный процесс ориентирован на формирование общих компетенций личности, является его интегрированной особенностью. Такая особенность должна возникать в процессе обучения и включать в себя знания, навыки, отношение, опыт и модели поведения личности.

В то же время компетентностный подход в образовании связан с личностным и практическим подходом к обучению, поскольку он относится к личности учащегося и может быть реализован и протестирован в процессе конкретного человека, выполняющего определенный набор действий.

В наши дни компетентностный подход является воплощением инновационного процесса в образовании и базой для формирования ряда компетенций, которые должен освоить каждый говорящий (общих, лингвистических, коммуникативных, социолингвистических, дискурсивных и других) и способствует формированию ключевых, общеотраслевых и предметных компетенций. Этот подход непосредственно связан с идеей всестороннего развития индивида, профессионала своего дела, развитой личности, члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Основными для компетентностного подхода является понятие «компетенция / компетентность».

Достаточно часто термины «компетентность» и «компетенция» отождествляют, употребляя их как синонимы. Однако это не тождественные понятия, а разноуровневые, взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, ведь каждый из них имеет свое значения.

Мировая образовательная практика утверждает, что понятие «компетентность» является ключевым в обновлении содержания обучения, так как имеет интеграционную природу, объединяет знания, навыков и интеллектуальную составляющую современного образования.

В толковых словарях термин «компетентность» определяется как осведомленность, информированность, авторитетность.

Г. Коджаспирова в словаре по педагогике этот термин рассматривает как «личные возможности должностного лица и его квалификация, позволяющая участвовать в разработке определенного круга решений или решать вопрос самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков; уровень образованности личности, который определяется степени овладения теоретическими средствами познавательной и практической деятельности» [3, с. 133].

В своих исследованиях А. Маркова отмечает, что компетентность является «индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии; способностью и умением человека выполнять определенные трудовые функции» [5, с. 31].

Э. Зеер компетентность трактует как совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретико-практической подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности [2].

А. Митяева это понятие рассматривает в социально-педагогическом контексте и отмечает, что «компетентность как экзистенциональное свойство человека является продуктом его собственной жизнетворческой активности, инициированной процессом образования; как свойство индивида она существует в различных формах - как высокий уровень умелости, как способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечения), как некий итог саморазвития индивида, форма проявления способностей и т.п.» [6, с. 17].

Таким образом, понятие «компетентность» можно трактовать как результат учебной деятельности личности, способность реализовывать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности и различных жизненных ситуациях. То есть это личностная характеристика специалиста, обладающего рядом соответствующих компетенций.

По их мнению А. Хуторского, компетенция - это «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опыт» [9, с. 4].

Л. Мамчур отмечает, что «компетенция - это четко очерченные знания, которые должен иметь индивид, круг вопросов, в которых он должен быть осведомлен и необходимые для успешной практической деятельности в соответствии с общепринятыми нормами, законами, правилами»[4, с. 55].

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что компетенция - это ожидаемые и измеряемые достижения, подтверждающие способность человека выполнять определенные действия самостоятельно, после усвоения соответствующей системы знаний.

В результате анализа психолого-педагогической литературы, проводя разграничение вышеупомянутых категорий, необходимо отметить, что содержание понятия «компетентность» значительно шире, ведь это владение знаниями, которые позволяют делать выводы, а «компетенция» - это круг вопросов, в которых личность лучше понимается. Термин «компетенция» используется там, где речь идет об обучении и воспитании, а «компетентность» является комплексной характеристикой личности, которая впитывает в себя результаты предыдущего психического развития.

Таким образом «компетенция» - это комплекс соответствующих знаний, а «компетентность» - это способность эффективно и творчески владеть этими знаниями в межличностных отношениях, то есть компетенция реализуется в компетентности.

Сегодня понятие «компетенция» стало неотъемлемой частью педагогической практики и используется в исследованиях, посвященных развитию индивида, его обучению и воспитанию, означая общую способность личности, основанную на ее знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенных в течение обучения.

По нашему мнению, развитие личности в процессе обучения и воспитания предполагает овладение компетенциями, необходимыми для успешной деятельности в различных сферах общественной жизни, а также способность личности (или ее готовность) мобилизовать все имеющиеся ресурсы (организованные в систему знаний, умений, навыков, способностей и психических качеств) с целью выполнения определенной задачи на высоком уровне.

Актуальность компетенций обусловлена функциями, которые они выполняют в жизнедеятельности каждого человека, определяющими из которых становятся - формирование потребности в самообучении, самосовершенствовании и закрепление репрезентативности, а следовательно, и успеваемости (устойчивости) в конкурентной жизненной среде.

Общеизвестно, что в современном мире знания уже перестали быть «символическим капиталом». Поэтому сегодня важным становится не процесс их получения, а умение практически их реализовать при решении конкретных социальных задач. Логическим следствием перехода от отечественного общества к компетентностной образовательной модели на основе межличностного взаимодействия считаем особенно актуальным сегодня внимание к формированию социально-коммуникативной компетенции у личности.

Социально-коммуникативная компетенция содержит в себе две составляющие, которые также необходимо рассматривать в процессе анализа дефиниции «социально-коммуникативная компетенция».

Социальная компетенция личности включает прежде всего ее желание и умение общаться с другими людьми, наличие положительной мотивации в отношениях с ними, уверенность в себе, эмпатию и способность управлять социальными ситуациями и использовать эффективные стратегии для достижения коммуникативных целей. Для реализации последних необходимо обладать определенным коммуникативным опытом, который предусматривает прежде способы взаимодействия с людьми, которые нас окружают, а также сотрудничество в групповом общении, навыки работы в коллективе, способность брать на себя ответственность и преодолевать конфликты.

Современные отечественные и зарубежные исследователи (И. Бим, И. Зимняя, Л. Петровская, В. Сафонова, В. Хутмахер, А. Хуторской,) в своих многочисленных научных трудах толкуют коммуникативную компетенцию как:

1) совокупность знаний о языковой системе и ее единицах, ее построении и функционировании в речи, о формулировке мыслей на родном языке (иностранном языке) и понимании высказываний других людей, о национально-культурной специфике носителей языка, об особенностях разных типов дискурсов;

2) способность говорящего с помощью речи общаться в различных видах коммуникативно-речевой деятельности исходя от поставленных коммуникативных задач, понимать, интерпретировать и формулировать связные высказывания.

Е. Пассов условно разделяет многочисленные коммуникативные умения на две группы, которые постоянно взаимодействуют друг с другом:

1) базовые, относятся к отражению содержательной части самого общения (формулы речевого этикета; просьба и оказание поддержки, помощи, услуги; отказ; прощения);

2) процессуальные, которые обеспечивают социальное взаимодействие как процесс (умение анализировать чувства и состояния собеседника, его взгляды; выступать перед другими; слушать других; сотрудничать с ними; управлять (руководить) подчиняться и т.д. [7, с. 141]).

Итак, социальная компетенция личности определяется учеными как знания, умения и навыки человека, необходимые для решения социальных и поведенческих ситуаций. Коммуникативная компетенция личности, со своей стороны, включает комплексное применение ею языковых и неязыковых средств с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, инициативность общения. Следовательно, коммуникативная компетенция описывает сам коммуникативный процесс, а все межличностные отношения принадлежат к социальной.

Значение социально-коммуникативной компетенции личности описаны в исследованиях многих отечественных и зарубежных авторов, таких как А. Бодалев, Л. Булыгина, Э. Зеер, И. Зимняя, С. Курилова, А. Павлова, У. Пфингстен, Л. Роуз Креснор, В. Тищенко, А. Хуторской, Е. Шумилова, R. Вашей (Р. Барнетт) и др.

Ученые утверждают, что социально-коммуникативная компетенция личности - это базовая интегральная характеристика, отражающая уровень умения человека взаимодействовать, или контактировать с другими лицами; обеспечивает овладение социальной реальностью с помощью коммуникативных механизмов и дает возможность эффективно влиять на свое поведение и поведение других в среде, где происходит общение.

Социально-коммуникативная компетентность рассматривается в психологии в связи с поиском эффективных средств построения коммуникации и взаимодействия, накоплением знаний и умений в системе межличностных отношений, обменом информацией и познанием людьми друг друга, организацией профессиональной деятельности и управлением человеческим поведением.

Следовательно, понятие социально-коммуникативная компетентность взрослых отражает уровень развития коммуникативных умений, мастерства индивида в процессе межличностного взаимодействия и основано, прежде всего, на психологических знаниях о себе и окружающих людях, на выбранную стратегию межличностного взаимодействия.

С психологической точки зрения социально-коммуникативная компетентность может рассматриваться как интегративное образование, включающее понимание собственных мотивов и намерений, намерений, поведенческих стратегий, умение решать различные социально-психологические проблемы, понимать возможные препятствия для взаимного согласия, овладение современными коммуникационными технологиями и психотехникой.

В своих исследованиях Е. Шумилова непосредственно рассматривает социально-коммуникативную компетентность учителя профессионального образования, под которой она понимает тот вид профессиональной компетентности, который способен обеспечить реализацию социальных и коммуникативных действий при решении педагогических задач путем управления процессами социальной коммуникации [10].

Социально-коммуникативная компетенция детей старшего дошкольного возраста по М. Айзенбарт рассматривается как способность ребенка всесторонне использовать вербальные и невербальные средства коммуникативно-речевой деятельности с целью общения, как проявление инициативы в конкретных социальных и игровых ситуациях, как способность к планированию и организации разнообразных игр в

соответствии с их структурой, соблюдение ролевого партнерства и ролевого поведения, культуры речевого поведения в игровой деятельности [1].

В своей работе Т. Пушкарева описывает социально-коммуникативную компетентность личности как фундаментальную интегральную характеристику личности, которая отражает уровень развития коммуникативных отношений с другими людьми, обеспечивает овладение социальной реальностью через коммуникативные механизмы и дает возможность их поведению и поведению. эффективно влиять на других в коммуникативной среде [8].

Таким образом, социально-коммуникативная компетенция - это способность человека реализовывать собственные нужды и цели путем создания партнерских отношений с другими лицами в соответствии с их ожиданиями, потребностями и целями в пределах общественно приемлемого поведения и благодаря эффективной коммуникации.

М. Айзенбарт в процессе формирования социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста выделяет ряд последовательных этапов:

- организационно-мотивационный - в основе которого лежит создание разнообразной предметно-развивающей среды группы;

- деятельностно-игровой - подразумевает проведение непосредственно образовательной деятельности использую режиссерские, сюжетно-ролевые, коммуникативные игры);

- эмоционально-творческий - предполагает создание ситуаций по выработке партнерского взаимодействия и вербализации мыслей дошкольников [1].

Описывая сущностную характеристику социально-коммуникативную компетентность детей старшего дошкольного возраста М. Айзенбарт выделяет совокупность компонентов, представленных когнитивным, эмоциональным и коммуникативно-интерактивным компонентами. Показателями данных компонентов выступает работа по ознакомлению с нормами социального поведения, умение понимать и контролировать эмоциональное состояние как свое так и участников взаимодействия, способность выстраивать бесконфликтные взаимоотношения, слушать других, получать необходимую информацию и отстаивать свою позицию [1].

Таким образом, в социально-коммуникативной компетенции выделяют следующие составляющие:

- продуктивное сотрудничество с различными партнерами в группе, команде, классе, педагогическом коллективе;

- выполнение различных социально-коммуникативных ролей;

- способность управлять взаимоотношениями с другими участниками учебно-воспитательного процесса;

- умение применять продуктивные стратегии преодоления конфликтов в образовательном пространстве;

- способность брать на себя ответственность за принятые решения;

- умение эмоционально общаться (взаимодействовать) с различными участниками образовательного процесса и т.д.

В исследованиях Е. Шумиловой определена структура социально-коммуникативной компетентности будущего педагога профессионального обучения, в основе которой содержатся ряд компетенций: ключевые (информационно-коммуникативная, операционно-коммуникативная, оценочно-коммуникативная), базовые (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, этическая), специальные (социально-личностная, адаптивная) и частно-профессиональные (поведенческая, конструктивная, организаторская). Содержание каждой из компетенции представлено совокупностью определенных знаний, деятельностей, способностей, а также профессионально значимых личностных качеств специалиста в рамках определенной компетенции [10].

Выводы. Итак, нами раскрыта сущность понятия социально-коммуникативная компетенция, под которой мы понимаем способность индивида комплексно использовать вербальные и невербальные средства с целью коммуникации, проявление инициативности в разнообразных ситуациях общения, способность индивида выстраивать и поддерживать эффективные межличностные и социальные взаимоотношения, быть способным к анализу, оценке рисков, принятию решений в ситуации неопределенности учитывая интересы, цели и потребности собственные, других и не противоречащие общепринятым нормам, ценностям социума, в котором он находится.

Литература:

1. Айзенбарт, М.М. Формирование социально-коммуникативн компетенции старших дошкольников средствами игры / М.М. Айзенбарт // Междисциплинарный научно-методический и теоретический журнал «Социосфера». - Пенза: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. - № 1. - С. 198-202.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 478 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.

4. Мамчур Л.1. Перспектившсть i наступшсть у формуванш комушкативно! компетентност учшв основно! школи: дис. доктора пед. 13.00.02 - теорiя та методика навчання (укра!нська мова) / Лвдя 1вашвна Мамчур. - Херсон : Херсонський державний ушверситет, 2012. - 318 с.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.

6. Митяева, А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования: на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Митяева Анна Михайловна; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т]. - Волгоград, 2007. - 43 с.

7. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

8. Пушкарева, Т.Г. Формирование социальной компетентности студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Пушкарева Татьяна Григорьевна; [Место защиты: Том. гос. пед. ун-т]. - Томск, 2013.- 232 с.

9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

10. Шумилова, Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Шумилова Елена Аркадьевна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. - Челябинск, 2011. - 42 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Иванищева Мария Владимировна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); заместитель директора по учебно-воспитательной работе Воропаева Инна Сергеевна

МБОУ «Горская ООШ» (г. Орехово-Зуево)

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ВНЕУРОЧНОМ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

ШКОЛЬНОГО КУРСА ЗООЛОГИИ

Аннотация. Рассмотрена возможность использования проектного подхода при изучении ксилофильных насекомых в рамках внеурочной деятельности в школе. В качестве примера выбран один из наиболее опасных вредителей леса - короед-типограф, часто повреждающий продуктивные еловые леса на больших территориях. Приведены две методики обследования очага массового размножения этого вредителя, изучения его популяционно-видовых особенностей, динамики численности, возможности использования феромонного мониторинга.

Ключевые слова: проектный подход, внеурочная деятельность, ксилофагия, короед-типограф, феромонный мониторинг.

Annotation. The possibility of using the project approach in the study of xylophilic insects in the framework of extracurricular activities at school is considered. As an example, one of the most dangerous pests of the forest is the bark beetle, which often damages productive spruce forests in large areas. There are two methods for examining the focus of mass reproduction of this pest, studying its population and species characteristics, population dynamics, and the possibility of using pheromone monitoring.

Keywords: project approach, extracurricular activities, xylophages, bark beetle typographer, pheromone monitoring.

Введение. Леса планеты - являются гарантом устойчивого развития и экологической безопасности человечества. Поэтому перед людьми стоят задачи сохранения окружающей среды, в частности разумного использования природных ресурсов лесов, деятельности по защите биологического разнообразия, применения безопасных биотехнологий [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мнение о том, что вмешательство в естественные природные сообщества можно компенсировать созданием искусственных биоценозов, ошибочно. Искусственно создаваемые лесопосадки на месте масштабных вырубок естественных природных лесных экосистем, характеризуются меньшей устойчивостью к воздействию абиотических и биотических факторов среды и большей вероятностью экспрессивного развития в них очагов массового размножения насекомых-вредителей, среди которых важное место отводится ксилофагам.

Ксилофаги - экологическая группа насекомых, имеющая трофические связи с тканями стволов и ветвей древесных и кустарниковых пород. Многие виды стволовых вредителей являются переносчиками фитопатогенных грибов и бактерий, часто вызывающих массовую гибель растений. Поэтому наблюдение за ксилофильными насекомыми, систематический контроль их численности могут предоставить ценную информацию о состоянии лесных сообществ в целом, генезисе и становлении растительного и животного состава регионов.

Ксилофильных насекомых следует рассматривать не только как вредителей. Необходимо указать их участие в процессах естественного разрушения древесины и древостоя в целом. Именно ксилофаги являются неким «ускорителем» процесса круговорота веществ и энергии в природе, своеобразным гарантом устойчивости лесных экосистем.

Изложение основного материала статьи. Понятие о проектировании подразумевает деятельность, заключающуюся в осознании того, что должно быть. Другими словами, проект - это один из вариантов получения знаний. Проектная деятельность появилась в начале 20 века, когда Д. Дьюи и его единомышленники создали «метод учения посредством делания». У. Килпатрик охарактеризовал данный метод как проектный. Главную роль в нём играл труд. Такой подход к обучению был обусловлен тем, что развитие общества нуждалось в появлении новых методов самостоятельной учебной деятельности, применимой для каждого. Широкое использование информационных и сетевых технологий стимулировало введение проектного обучения в образовательную среду [4, 5, 7].

Проектный подход в обучении позволяет использовать полученные знания для решения многих вопросов. Такая деятельность основывается на самостоятельном анализе информации из различных источников (книг, журналов, электронных и сетевых носителей) [1].

Образовательный проект имеет ряд преимуществ:

- происходит индивидуализация образования;

- обучающиеся обсуждают проблемы реальной жизни;

- участники проекта учатся находить и анализировать информацию, четко излагать свои мысли;

- интенсивно используется компьютерная техника и технологии;

- сочетаются индивидуальная и групповая формы работы;

- изменяются роли учителя и обучающегося в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.