УДК 373.1
Педагогические науки
Лаптева Екатерина Игоревна, аспирант Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЧГПУ)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК БАЗИС ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматривается понятие коммуникативно -компенсаторной компетенции обучающихся на ступени основного общего образования и процесс формирования данной компетенции, основанный на компетентностном методологическом подходе, раскрывается сущность данного подхода.
Ключевые слова: основное общее образование, эффективное коммуникативное взаимодействие, компетенция, компетентность, компетентностный подход, коммуникативно-компенсаторная компетенция.
Abstract: in this article are discussed the concept of communicative-compensative competence of students at the level of basic general education and the process of formation of this competence, based on a competence methodological approach, the essence of this approach is revealed.
Keywords: basic general education, effective communicative interaction, competence, competence approach, communicative-compensative competence.
Процесс присоединения России к Болонской декларации, повлекший за собой модернизацию системы высшего образования, обусловил впоследствии необходимость реформирования и системы основного общего образования,
реализуемого в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Так, государственная политика в области школьного образования заключается в смене образовательной парадигмы: от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме компетенции и компетентности [3], направленной в сторону развития мобильности и вариативности процесса обучения. Сформированная в процессе обучения компетенция обладает определенными свойствами: способность личности использовать полученные знания и умения, воплощать новые смыслы, новую информацию, объекты действительности, при непрерывном личностном самосовершенствовании [5].
Важно отметить, что обучающимся основной школы как представителям подросткового, сенситивного периода становления личности необходимо владеть коммуникативными умениями, что продиктовано социальным заказом, затруднениями в процессе общения или его отсутствием, дефицитом языковых средств в процессе коммуникации на иностранном языке, а также нехваткой знаний этнокультурной направленности. Преодоление вышеназванных барьеров является одним из приоритетных направлений формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции, заключающегося в создании системы знаний, умений и развитии личностных качеств, направленных на поиск выхода из положения в условиях дефицита языковых средств, объективное выстраивание коммуникативно-стратегических ходов для достижения эффективности в процессе иноязычной коммуникации.
Резюмируя вышеизложенное, очевидно, что формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы должно базироваться на компетентностном подходе, который предполагает развитие и саморазвитие личности обучающегося, значительное использование субъектного опыта, практическую направленность образования.
Анализ генезиса проблемы формирования исследуемой компетенции показал, что введение компетентностного подхода в обучение иностранным языкам на ступени основного общего образования характеризуется необходимостью соотношения российских образовательных стандартов с
общеевропейскими, которые предусматривают владение необходимым набором компетенций (присоединение России к Совету Европы). Межкультурные знания и умения входят в состав общеевропейских компетенций владения иностранным языком [4].
Обращение к понятиям «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» в связи с изменениями, происходящими в современном обществе, а также дискуссиями о путях модернизации российского образования, нашло отражение в трудах многих отечественных ученых и исследователей: И. И. Бекбасаровой, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, В. Д. Шадрикова, А. В. Хуторского и др.
Мы определяем компетентностный подход как приоритетную ориентацию образования на его результаты: формирование необходимых ключевых компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию [1], что подтверждает актуальность исследуемой проблемы и объективное применение данного подхода для построения системы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы как целенаправленного процесса организации образовательной деятельности. В рамках нашего исследования внедрение компетентностного подхода ориентировано на междисциплинарность и интегративность образовательного процесса и регламентирует новый вид образовательных результатов, базирующихся на абстрагировании от традиционного формирования комплекса знаний, умений и навыков и детерминировании практической составляющей процесса обучения.
К числу основных принципов компетентностного подхода, на которых базировалось наше исследование, относятся развитие на основе использования личного опыта, способность обучающихся самостоятельного решать образовательные задачи, саморазвитие и саморефлексия, подразумевающие осуществление оценки личностных образовательных результатов. Формулируя основные положения реализации компетентностного подхода, отражающие особенности процесса формирования коммуникативно-компенсаторной
компетенции обучающихся основной школы, отметим, что данный подход позволил определить:
- структуру исследуемой компетенции;
- содержание коммуникативно-компенсаторной компетенции, которая позволит им в процессе изучения иностранного языка решать образовательные задачи и стать конкурентоспособными.
Коммуникативно-компенсаторная компетенция как комплексная структура подразумевает наличие компонентов, отражающих ее содержательное наполнение. Возникновение общения требует определенных мотивационных установок, обуславливающих необходимость коммуникативного взаимодействия без страха эмоционального барьера. Оказавшись в коммуникативной ситуации, обучающемуся необходимо оперировать определенным перечнем вербальных и невербальных знаний, которые используются затем в коммуникативной деятельности в виде сформированных навыков. Однако, для достижения успешного общения не последнюю роль играют личностные качества, позволяющие наиболее эффективно реализовывать коммуникативно-компенсаторную деятельность. Так, на основании компетентностного подхода нами определена структура коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся среднего звена, которая включает мотивационно-личностный, когнитивный, и прагматический компоненты.
Мотивационно-личностный компонент базировался на ориентации на успешное коммуникативное взаимодействие; готовность принимать на себя ответственность; установка на отсутствие эмоционального страха в ситуации письменного и устного коммуникативного затруднения; настрой на положительную адаптацию к имеющимся условиям. Когнитивный компонент отражался в формировании знаний этикета; набора речевых формул, необходимых при общении на иностранном языке; вербальных и невербальных средств компенсации в ситуации коммуникативного затруднения. Прагматический компонент включал коммуникативно-речевые,
коммуникативно-ситуативные умения оперировать лексико-грамматическими и фонетическими средствами общения; предвидеть результаты коммуникации; находить рациональные способы конструктивного взаимодействия; использовать вербальные средства (переспрос, запрос нового слова и др.); использовать невербальные средства (жесты, мимика и др.); восполнять пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде; адекватно сопоставлять коммуникативную задачу с речевыми возможностями.
Таким образом, интерес к введению компетентностного подхода в рамках основного общего образования объективно продиктован и социальным запросом в сфере образования и интересом участников образовательного процесса [2]. Основанный на компетентностном подходе процесс формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечит обучающемуся уже на этапе средней школы возможность оперирования языковыми средствами в процессе письменной и устной коммуникации, владение социокультурными знаниями, а также создания полноценного иноязычного общения как основной задачи изучения иностранного языка.
Библиографический список:
1. Goodenough, W.H. Cultural antropology and linguistics / W.H. Goodenough // Language in Culture and Society / ed. D. Hymos. - N.Y., 1964. - P. 36.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 147 с.
3. Куницына, В. Н. Коммуникативная компетентность и коммуникативный интеллект: структура, функции, взаимоотношения. [Текст] / В. Н. Куницына. -СПб. 2015. - 86 с.
4. Кретин, С. А. Сущностная характеристика компенсаторных стратегий обучения разговорной речи [Текст] / С. А. Крекнин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (105). -С. 94-96.
5. Малкова, И.Ю., Абакумова Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. [Текст] / И.Ю. Малкова, Н.Н. Абакумова- Томск: Томский государственный университет, 2007. - 368 с.