Педагогика
УДК 372.881.1
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-
ЛОГОПЕДОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей и особенностей формирования коммуникативной компетентности у студентов - будущих логопедов. На основе анализа теоретических источников раскрыта модель разноуровневого формирования общекультурной компетенции, представлены результаты исследования уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов педагогического университета (г. Нижний Новгород) с учетом использования системы дидактических средств.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компетентностный подход, межкультурная коммуникация, тип коммуникативной компетентности.
Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities and features of communicative competence of students-future speech therapists. Based on an analysis of the theoretical model of multilevel disclosed sources of formation of general cultural competence. Presents the results of the research of the level of communicative competence of students of Pedagogical University (Nizhny Novgorod), taking into account the use of the system of teaching resources.
Keywords: communicative competence, competence approach, intercultural communication, the type of communicative competence.
Введение. Актуальной проблемой высшего педагогического образования является формирование профессиональных компетенций, которые повышают общую культуру студента - будущего педагога и его конкурентоспособность на отечественном и международном рынке труда. Компетентностный подход, принятый в современном образовании, определяет формирование нового понимания подготовки специалистов в области образования. Оно связано с ориентацией на становление человека как уникальной и неповторимой личности, способной и готовой решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, том числе на иностранном языке [1; 6]. В современных условиях поликультурного взаимодействия коммуникативная компетентность специалиста превращается в приоритетную, определяющую свободу профессионального общения на родном и иностранном языке. Понимание роли языка в подготовке специалиста помогает молодежи осознать культурно-исторические ценности и способствует формированию межкультурной коммуникации, гармонизации личности молодого человека в социуме, взаимопониманию и сотрудничеству в студенческой среде, а в будущем и в профессиональной сфере.
Коммуникативная компетентность как важнейшая характеристика специалиста глубоко и многоаспектно изучается многими российскими исследователями (Н.Д. Гальскова, Г. В. Елизарова, И.А.Зимняя, Р.П. Мильруд, В.В.Сафонова и др.). Современное понимание коммуникативной компетентности предполагает: умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться, знание языков, навыки работы в группе, овладение различными социальными ролями, систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий. Таким образом, под коммуникативной компетентностью следует понимать знания и умения личности, способствующие эффективному ее вступлению в социальные контакты в изменяющихся условиях коммуникативного процесса.
Формулировка цели статьи. Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению профессиональных и культурных контактов между представителями разных народов, создает возможности для разностороннего диалога: обмена идеями, технологиями, знаниями. В связи с этим увеличивается интерес к вопросам формирования межкультурной коммуникации у студентов педагогических вузов, что отражено в федеральных государственных стандартах высшего образования. Они нацелены на подготовку специалистов, способных эффективно участвовать в социокультурном и профессионально-деловом общении, как с учащимися, так и коллегами из различных регионов и стран. В настоящее время подготовка студентов вузов направлена не только на формирование профессиональных компетенций, но на взаимодействие с представителями разных стран с их самобытным менталитетом, что невозможно без усвоения принятых в обществе норм и правил межкультурного общения. Исследователи отмечают, что высокий профессионализм и конкурентоспособность будущего специалиста определяются не только наличием системно-языковых, социокультурных и культурологических знаний, но и умениями проявлять себя в качестве равноправного и полноценного участника диалога культур [2; 5; 9]. Коммуникативная компетентность (КК) рассматривается как интегративный компонент единой профессиональной подготовки специалиста, так как успешность в профессиональной деятельности определяет способность личности достигать взаимопонимания с участниками общения на основе признания их культурных ценностей и толерантного отношения.
Изложение основного материала статьи. При рассмотрения проблемы формирования КК будущих педагогов как интегративной характеристики профессиональной подготовки специалиста целесообразно обратиться к взглядам Р.П. Мильруда. Автор предлагает рассматривать коммуникативную компетентность как сложное образование, состоящее из следующих компонентов:
> языковая компетенция (содержит лингвистический компонент коммуникации: фонетические, лексические, грамматические навыки обучающихся);
> речевая компетенция (умение строить завершенный логичный, связный и последовательный устный или письменный текст и умение понимать устную и письменную речь и быть понятным для других людей в процессе коммуникации;
> компенсаторная компетенция (умение преодолевать коммуникативные затруднения, предупреждать неудачи коммуникации);
> социокультурная компетенция (содержит культурный компонент коммуникативной компетенции, включая умение действовать вербальными и невербальными средствами в другой культурной среде [8].
Доказано, что важными элементами проявления КК являются: умение понять готовность собеседника начать коммуникацию, степень вовлеченности в общение, определить правильную долю говорения и слушания, сохранять коммуникативную дистанцию, закончить и выйти из общения [4,с.145]. Особое значение овладение КК приобретает в подготовке специалистов-логопедов. В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (от 01.10.2015 № 1087) подготовка студентов к профессиональной деятельности предусматривает разноуровневое формирование общекультурной компетенции ОК-5 (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия). В подходе И. А. Зимней к понятию «коммуникативная компетентность» выделяются следующие аспекты, которые наиболее полно отражают ее структуру: мотивационный (готовность к проявлению компетентности); когнитивный (владение знанием содержания компетентности); поведенческий (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения); эмоционально-волевой (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [5, с. 25].
Мотивационный компонент включает в себя возможность и готовность к общению, осознанное желание обмениваться информацией с целью удовлетворения своих потребностей, получения ответов на интересующие вопросы, эмоциональной поддержки.
Когнитивный компонент предполагает владение знаниями о нормах и правилах общения, личностных качествах, которые способствуют или препятствуют эффективному общению, способах ведения и поддержания диалога, выражения своих мыслей [9, с. 53-54].
Поведенческий компонент КК содержит опыт проявления коммуникативных навыков и умений в различных ситуациях общения. Данный компонент отражает умение понять позицию собеседника, правильно воспринимать и оценивать его, прогнозировать и избегать негативных реакций партнера по общению. Кроме того, поведенческий компонент также подразумевает под собой и общий уровень культуры специалиста, умение подобрать подход к ребенку с каким-либо нарушением, который не всегда владеет речевой и неречевой коммуникацией [3, с. 23].
Ценностно-смысловой компонент структуры КК содержит отношение к собеседнику, коммуникативной ситуации, средствам общения, создаваемому (и воспринимаемому) высказыванию как к ценности, т.е. личностно-значимому объекту, имеющему характер привлекательности.
Эмоционально-волевой компонент КК связан с умением создавать и поддерживать позитивную атмосферу общения, реагировать на изменения эмоционального состояния собеседника и предвосхищать их, владеть эмоциональной отзывчивостью, способностью сопереживать, воспринимать оттенки настроения собеседника и действовать в соответствии с ними.
В формате заявленной проблемы нами было проведено исследование сформированности КК студентов-логопедов НГПУ им. К. Минина (г. Нижний Новгород, 2017 г.) по структуре, предложенной Р.П. Мильрудом. В качестве основных диагностических методик были выбраны: «Тестовая карта коммуникативной деятельности» (А. А. Леонтьев), «Методика определения уровня сработанности и совместимости», оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, теста «Умеем ли мы слушать?», «Понимаете ли вы язык мимики и жестов» В.Д.Коновалова и др. Оценивались следующие показатели сформированности КК в рамках будущей профессиональной деятельности: языковой (фонетические, лексические, грамматические навыки обучающихся); речевой (умение строить завершенный логичный, связный и последовательный устный или письменный текст); компенсаторный (умение преодолевать коммуникативные затруднения, предупреждать неудачи коммуникации); социокультурный (умение действовать вербальными и невербальными средствами). Из результатов диагностики типологических особенностей КК студентов-логопедов (4 курс) выявлено преобладание моноактивного типа КК (по Р.Д. Льюису), для которого свойственно: ориентированность на выполнение задач, тщательное планирование своих действий, пунктуальность, сдержанность, разграничение профессиональной и социальной жизни (56%). 24% студентов были отнесены к рецессивному типу КК, которые ориентированы на людей, молчаливы, сдержаны, скрывают свои эмоции, избегают зрительного контакта, пунктуальны. Полиактивный тип был выделен у 20% студентов; для него свойственны: ориентированность на людей, эмоциональность, общительность, импульсивность, частая смена планов, гибкость в общении, импровизация, смешанность социальной и профессиональной жизни. В процессе эксперимента студентам было предложено проанализировать личные положительные и отрицательные качества, которые помогают или мешают в профессиональной коммуникации.
Результаты анкетирования выявили следующие приоритетные характеристики: пунктуальность (100%), «хороший слушатель» (70%), общительность (68%), ориентация на людей (70%), гибкость в общении (80%).
К качествам, негативно влияющим на профессиональную коммуникацию, студенты отнесли: «не могу говорить «нет» (100%), избегание зрительного контакта (40%), «перебивание» другого (50%), что в рамках других культур может считаться нормой.
Важной стороной исследования явилось дидактическое построение учебных занятий. В процессе эксперимента со студентами проводились деловые игры посредством моделирования реальной ситуации; дискуссии для группового обсуждения профессионально значимых проблем, проблемно-поисковые коммуникативные задания по принятию и обоснованию этических решений, толкованию и интерпретации профессиональной ситуации, анализу профессиональных инцидентов. Особый интерес у студентов вызвала работа с электронными курсами, которая позволяет использовать ситуативный подход, работать с кейсами, отрабатывать навыки социальных контактов в электронной среде [7].
Выводы. Таким образом, исследование особенностей формирования коммуникативной компетенции у студентов-логопедов показало, что включение в процесс обучения специально разработанных коммуникативных практик с основами психологической грамотности, а также целесообразный отбор дидактического инструментария способствует их успешному овладению навыками межкультурного общения и построения диалоговой деятельности в различных поликультурных средах.
Литература:
1. Гуцу, Е.Г., Няголова, М.Б. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2
2. Жулина, Е.В., Барабанова, Л.Б. Формирование коммуникативной компетенции у студентов -логопедов // Проблемы науки. - 2016. - №12 (13). - С. 110- 112.
3. Жулина, Е.В. Коммуникативная компетентность как условие профессионализации выпускников педагогических вузов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / Е. В. Жулина // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. НГПУ им. К. Минина. -2015. (с. 22-25)
4. Жулина, Е.В., Чеснокова, Л.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов по профилю Логопедия / Е.В. Жулина, Л.С. Чеснокова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. №4. С. 145.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
6. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика. Арифулина Р.У., Батюта М.Б., Белова Е.А., Деменева Н.Н., Занозин Д.А., Киселева Е.С., Князева Т.Н., Лебедева И.В., Николина В.В., Папуткова Г.А. и др. Монография / Мининский университет. Нижний Новгород, 2014. - 350 с.
7. Лебедева, И.В., Горлова, В.Г. Интеграция кейс-метода и дистанционного обучения в подготовке социальных педагогов. В сборнике: «Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики». Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. С. 261-265.
8. Мильруд, Р.П. Коммуникативная компетенция: владение языком или готовность к иноязычному общению [Текст] / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. 2017. №7. С. 2-11.
9. Наливайко, Т. Е. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетенции личности / Т. Е. Наливайко, М. В. Шинкорук // Ученые записки Комсомольска-на Амуре государственного технического университета. 2010. №2 (2). С. 50-54
Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Медведская Ирина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ЛОГОСКАЗКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье представлены различные виды логосказок для работы над нарушениями звуковой и смысловой сторон речи. Рассмотрены основные приемы работы с логосказками.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, логосказки, виды логосказок, коррекция, связная речь.
An^tatton. Various types of speech therapy tales to work on violations of the sound and semantic aspects of speech present in the article. The main techniques of working with speech therapy tales are considered.
Keywords: General speech underdevelopment, speech therapy tales, types of speech therapy tales, correction, connected speech.
Введение. В дошкольном детстве овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, но количество детей, которые не могут самостоятельно овладеть речью постоянное увеличивается.
Одним из главных условий всестороннего полноценного психического развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем лучше его коммуникация и социализация.
Р.Е. Левина обращает внимание на то, что речь является важнейшей психической функцией человека, ведь именно в процессе овладения речью ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий [7, с. 10]. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и корректируя различные нарушения.
В последние время наблюдается рост нарушений речи детей. Часто встречается общее недоразвитие речи (ОНР), которое, во-первых, отрицательно влияет на становление всей речевой деятельности, во-вторых, обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Если ОНР не исправить в дошкольном возрасте, это вызовет вторичные нарушения в письменной речи при обучении в школе.
Л.Н. Ефименкова отмечает, что особенно связная речь как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с ОНР «самостоятельно не формируется», и старшим дошкольникам с ОНР требуется систематическая коррекционная помощь со стороны логопеда [4 с. 4].
Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.