Научная статья на тему 'Формирование грамматического компонента коммуникативном компетентности студентов в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе'

Формирование грамматического компонента коммуникативном компетентности студентов в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / A GRAMMATICAL COMPONENT / A FOREIGN LANGUAGE / SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова И.Ю.

Статья посвящена формированию грамматического компонента коммуникативной компетентности студентов в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Анализируются определения компетентности, коммуникативной компетентности и их составляющих. Автор акцентирует внимание на этапах формирования грамматического компонента, на применении разнообразных видов упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A GRAMMATICAL COMPONENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE COURSE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE NON- LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article is devoted to the formation of a grammatical component of communicative competence of students in the course of teaching a foreign language in the nonlanguage higher education institution. The determination of competence, communicative competence and their components are analyzed. The author pays attention to the stages of the formation of a grammatical component, the application of various types of exercises.

Текст научной работы на тему «Формирование грамматического компонента коммуникативном компетентности студентов в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе»

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (80), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 80. 2018

УДК 372881.111.1 ПОПОВА И.Ю.

старший преподаватель кафедры «Иностранные языки в сфере профессиональной коммуникации», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: irenepopova2014@yandex.ru

UDC 372881.111.1 POPOVA I.Y.

Senior teacher of the Department «Foreign languages in the sphere of professional communication», Orel State University Е-mail: irenepopova2014@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

THE FORMATION OF A GRAMMATICAL COMPONENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE COURSE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE NON- LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Cтатья посвящена формированию грамматического компонента коммуникативной компетентности студентов в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Анализируются определения компетентности, коммуникативной компетентности и их составляющих. Автор акцентирует внимание на этапах формирования грамматического компонента, на применении разнообразных видов упражнений.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, грамматический компонент, иностранный язык, речевая деятельность.

The article is devoted to the formation of a grammatical component of communicative competence of students in the course of teaching a foreign language in the non- language higher education institution. The determination of competence, communicative competence and their components are analyzed. The author pays attention to the stages of the formation of a grammatical component, the application of various types of exercises.

Keywords: communicative competence, a grammatical component, a foreign language, speech activity.

В настоящее время компетентностный подход к обучению - одно из главных направлений модернизации образования. Он представляет собой дидактическую концепцию, где определяются цели и методы современного высшего образования, которые ориентируются на приобретение студентами ключевых компетенций. На новом этапе реализации Государственного плана в образовании в компетент-ностном ключе формируются образовательные стандарты, учебные планы, рабочие программы дисциплин, методы преподавания и оценки учебных достижений.

Между тем, на данном этапе организация учебного процесса в вузах характеризуется следующими противоречиями:

- между огромными возможностями гуманитарных дисциплин в плане подготовки компетентных специалистов в свете современных требований и несистемным использованием их в образовательной деятельности высших учебных заведений;

- изначально неглубокие знания иностранного языка у студентов неязыковых вузов и предъявляемые высокие требования к профессиональным компетенциям, которыми должен владеть выпускник по окончании вуза.

Эти противоречия обуславливают необходимость проводить процесс обучения иностранным языкам с учетом профессиональной компетенции, то есть обратиться к компетентностному подходу. Он позволит интегрировать теоретическое и практическое обучения, переосмыслить место и роль теоретических знаний в процессе освоения

компетенций. Применение компетентностного подхода при обучении иностранным языкам позволит в полной мере развить личность студента.

Понятие «компетентность» И.Р. Рыбина рассматривает как «интегративную личностную характеристику, представляющую собой совокупность ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков, готовности и способности, обусловливающих формирование опыта эффективной деятельности в ситуациях реальной действительности» [3, с. 59].

Одной из задач преподавания гуманитарных дисциплин в вузе является формирование коммуникативной компетентности студентов, представляющее собой комплексное свойство личности, характеризующееся степенью включенности в коммуникативную деятельность и определяющее качество этой деятельности. Формирование данной компетентности предполагает наличие у студентов умения «использовать иностранный язык в различных ситуациях общения для достижения любых целей» [1, с.62].

Коммуникативная компетентность студентов необходимо системно формировать в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий, различных видов практики, где создаются определённые условия, среда, используются различные методы и приемы.

Р. П. Мильруд отмечает, что данная компетентность содержит следующие компетенции: лингвистическую, дискурсивную и деятельностную. А лингвистическая компетенция, в свою очередь, состоит из грамматического и

© Попова И.Ю. © Popova I.Y

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

лексического компонентов [2, с. 33].

В грамматический компонент лингвистической компетенции входит знание грамматических правил, преобразующих лексические единицы в осмысленное высказывание, и умение применять их в речевой деятельности в ситуациях реальной действительности.

Акцентируем внимание на формировании данного компонента коммуникативной компетентности. Рассматривая иностранный язык как целостную систему, можно утверждать, что грамматика является её важнейшим структурным элементом. Нереально сформировать хорошие коммуникативные навыки без систематического занятия грамматикой. Регулярное выполнение многочисленных тренировочных упражнений - самый эффективный способ формирования устойчивых грамматических навыков. Выполнение упражнений разделов «Лексика», «Говорение», «Письмо» развивает и совершенствует навыки устной и письменной речи, формирует грамматические навыки.

Следует отметить, что формирование грамматического компонента коммуникативной компетентности - сложный процесс, который можно разделить на три этапа:

- этап ознакомления с грамматическим материалом и его первичной тренировкой;

- этап подготовки самостоятельных высказываний при помощи заданных грамматических структур;

- этап самостоятельного выполнения речевых действий.

На каждом этапе выполняются приемлемые упражнения.

На первом этапе при введении нового грамматического явления предлагаются имитационные упражнения для тренировки интонации и ритма и для дальнейшего заучивания наизусть типовых образцов. Также выполняются: чтение текстов, диалогов и полилогов; разнообразное проговари-

вание фраз, которые содержат определённые структуры; образование грамматических форм по образцу; составление словосочетаний и предложений из готовых частей по образцам; придумывание предложений с помощью подстановочной таблицы; подстановка грамматических структур в определённый текст.

На втором этапе студентам предлагается ответить на специальные вопросы в рамках какой-то коммуникативной ситуации; составить предложения из предлагаемых частей; употребить определённые грамматические структуры в диалоге с пропущенными репликами; сделать сообщение по заданной коммуникативной ситуации с использованием изучаемого материала.

На третьем этапе можно предложить употребление определённых грамматических явлений в ситуативных упражнениях, в импровизированных сюжетно-ролевых играх.

Важным условием эффективного формирования грамматического компонента является разнообразие обстоятельств, ситуаций и задач. При данном условии применение принципа новизны будет здесь очень актуальным. Новые задачи, установки и языковой материал будут не только мотивировать студентов выполнять различные действия, но и способствовать становлению такого качества как гибкость мышления.

Следует заметить, что при работе над этапами целесообразно гармонично сочетать традиционные и интерактивные методы и формы учебной работы.

Результатом формирования грамматического компонента коммуникативной компетентности студентов в процессе преподавания иностранного языка в вузе должно стать умение решать коммуникативные задачи путём использования адекватных языковых форм в ситуациях межкультурного общения.

Библиографический список

1. Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации: коллектив авторов под ред. В.П. Барбашова, И.И. Климовой, М.В. Мельничук, Л.С. Чикилёва - М.: Финансовый университет, 2014. 240 с.

2. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 7. С. 30-36.

3. Рыбина И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: Дис. ... канд. пед. наук. Орёл, 2011. 199 с. Библиогр.: с. 164-177.

References

1. The linguistic and methodological aspects of professionally focused training in foreign languages: traditions and innovations: the group of authors under the editorship of V. P. Barbashov, I. I. Klimova, M. V. Melnichuk, L. S. Chikilyova M.: Financial university, 2014. 240 p.

2. MilrudR.P. Competence of studying language // Foreign languages at school. 2004. No. 7. P. 30-36.

3. RybinaI.R. The pedagogical conditions of the formation of healthkeeping competence of students at the lesson: Diss. ... of cand, of ped. sciences. Orel, 2011 199 p. Bibliogr.: Pp. 164-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.