Научная статья на тему 'Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка'

Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1253
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LINGUISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Порывалова Александра Евгеньевна

Цель исследования раскрыть сущность понятия «лингвистическая компетенция» и выявить способы формирования лингвистической компетенции на уроках русского языка. В статье освещены вопросы, касающиеся процесса обучения русскому языку на основе компетентностного подхода, раскрыты понятия «компетенция» и «компетентность», описано понятие «лингвистическая компетенция» и обозначена её важность при формировании коммуникативной компетенции, также в работе представлено несколько примеров упражнений, способствующих развитию коммуникативных навыков и формированию лингвистической компетенции.The aim of the study is to reveal the essence of the concept of "linguistic competence" and to identify ways of forming linguistic competence in Russian language lessons. The article covers issues related to the process of teaching the Russian language based on a competency approach, describes the concepts of "competence" and "competence," describes the concept of "linguistic competence" and indicates its importance in the formation of communicative competence, as well as several examples of exercises contributing to the development of communicative skills and the formation of linguistic competence are presented in the work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Порывалова А.Е. Email: [email protected]

Порывалова Александра Евгеньевна - студент, факультет филологии и межкультурной коммуникации, направление подготовки: педагогическое образование, профиль: современное лингвистическое образование, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

Аннотация: цель исследования - раскрыть сущность понятия «лингвистическая компетенция» и выявить способы формирования лингвистической компетенции на уроках русского языка. В статье освещены вопросы, касающиеся процесса обучения русскому языку на основе компетентностного подхода, раскрыты понятия «компетенция» и «компетентность», описано понятие «лингвистическая компетенция» и обозначена её важность при формировании коммуникативной компетенции, также в работе представлено несколько примеров упражнений, способствующих развитию коммуникативных навыков и формированию лингвистической компетенции.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция.

FORMATION OF LINGUISTIC COMPETENCE IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS Poryvalova A^.

Poryvalova Aleksandra Evgenyevna - Undergraduate, FACULTY OF PHILOLOGY AND INTERCULTURAL COMMUNICATION, DIRECTION OF TRAINING: PEDAGOGICAL EDUCATION, PROFILE: MODERN LINGUISTIC EDUCATION, FEDERAL STATE BUDGET HIGHER EDUCATION INSTITUTION VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY, PETROPAVLOVSK-KAMCHATSKIY

Abstract: the aim of the study is to reveal the essence of the concept of "linguistic competence" and to identify ways of forming linguistic competence in Russian language lessons. The article covers issues related to the process of teaching the Russian language based on a competency approach, describes the concepts of "competence" and "competence," describes the concept of "linguistic competence" and indicates its importance in the formation of communicative competence, as well as several examples of exercises contributing to the development of communicative skills and the formation of linguistic competence are presented in the work.

Keywords: competence-based approach, competence, competence, communicative competence, linguistic competence.

УДК: 372.881.161.1

В настоящее время русский язык является не только учебной дисциплиной, но и средством воспитания и развития личности. Помимо того, что русский язык является родным для большинства людей, проживающих на территории РФ, он признан государственным языком, выступает главным средством общения и взаимодействия,

отражает культуру русского народа, служит источником усвоения и хранения знаний, отсюда исходит образовательная значимость дисциплины русский язык. Овладение речевыми средствами русского языка создаёт условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального развития подрастающего поколения, подготавливает его к участию в общественной жизни страны. Таким образом формируется потребность в изучении структуры языка и языковых значений.

В современной средней школе организация обучения русскому языку осуществляется на основе компетентностного подхода к построению образовательных процессов, который понимается как результат взаимодействия компетенции и компетентности. Здесь компетентность стоит понимать, как качество личности, которое проявляется сформированностью компетенций, а компетенцию -способность применять заложенные знания в зависимости от ситуации, т.е. это способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка. Уроки русского языка в современной школе направлены на формирование четырёх компетенций: лингвистических, коммуникативных, языковых, культуроведческих. Формирование лингвистической компетенции является основополагающей на уроках русского языка, так как именно осмысленное знание основ языка развивает коммуникативные навыки, обеспечивающие успешную адаптацию, социализацию и самореализацию подрастающего поколения в современных жизненных условиях. Иными словами лингвистическая компетенция является основой для формирования других компетенций.

В методической литературе лингвистическая компетенция представляет собой совокупность знаний о языке и способности к их применению в речевой деятельности. Лингвистическая компетенция тесно связана с коммуникативной. В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Михаил Ростиславович Львов пишет: «Коммуникативная компетенция - термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи - говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека».

Коммуникативная компетенция - это одна из важнейших характеристик личности, заключающая в себе сочетание навыков успешного общения и взаимодействия с окружающими, позволяющая удовлетворять потребность в социальном признании, способствующая успешному процессу социализации. Сформированная коммуникативная личность представляет собой человека, владеющего грамотно поставленной речью (устной и письменной), навыками ораторского искусства и способностью налаживать контакт с разными типами людей. По содержанию коммуникативная и лингвистическая компетенции разные, но их формирование одинаково важно для развития компетентной личности. Формирование лингвистической компетенции происходит в процессе изучения всех разделов русского языка: «Фонетики и орфоэпии», «Лексикологии и фразеологии», «Морфемики и словообразования», «Морфологии», «Синтаксиса» [1].

В современных действующих программах по русскому языку под лингвистической компетенцией понимается умение использовать в речевой деятельности слова и их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, что позволяет ребёнку овладеть богатством родного языка и успешно осуществлять речевую деятельность. Следует отметить, что реализация компетентностного подхода начинается ещё на начальном этапе обучения в школе.

В 1 классе при пропедевтическом изучении раздела «Фонетика» дети приобретают фундаментальные знания, умения и навыки, которые в дальнейшем будут расширяться и развиваться. Формирование лингвистической компетенции в процессе изучения «Фонетики» в 1 классе происходит посредством выполнения упражнений,

предполагающих применение полученных на уроках русского языка знаний о звуках. Например, на доске записаны пары слов: жар - шар, лук - люк, палка - галка. Перед школьниками стоит задача определить значение каждого слова и определить смыслоразличительную функцию звуков, аргументировав свой ответ [5].

В 5 классе, изучение «Фонетики» как самостоятельного раздела, является фундаментальной основой развития лингвистической компетенции. В процессе формирования лингвистической компетенции важно научить обучающихся знать и различать компоненты каждого раздела языка. Поэтому задача учителя подбирать и внедрять в образовательный процесс задания, способные научить детей видеть эти компоненты и соотносить с одним из разделов русского языка. Так, например, при изучении фонетики в средней школе учитель может вывести на доску звуки, объединённые по группам:

[з], [с], [к], [в] - имеют мягкую пару [ч'], [й'], [щ'] - всегда мягкие [в], [й'], [б], [р], [н] - звонкие [н], [м], [н], [л'], [р], [й']- сонорные [х], [п], [т'], [ч'] - глухие [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые

Обучающимся необходимо определить признаки, по которым объединены эти звуки в группы. Данное упражнение позволяет детям актуализировать уже имеющиеся знания о звуках русского языка [1].

В процессе коммуникации человек выстраивает высказывания, передавая информацию другим людям, отвечает на вопросы, заданные ему, использует разные части речи, имеющие свои особенности и способы употребления, в связи с чем возникает необходимость изучения такого раздела языкознания как «Морфология». Для формирования лингвистической компетенции на уроках, посвящённых изучению «Морфологии», учитель может использовать различные упражнения, актуализирующие уже имеющиеся знания, требующие аргументированные ответы на поставленные вопросы, развивающие логику, мышление и воображение, формирующие умение систематизировать, группировать и обобщать материал. Например, на доске записаны слова:

Красный, краснота, краснеть, по красному, красно; зеленый, зелень, зеленеть, зелено, зеленка; доброта, добрый, добреть, по-доброму, добрейший [1].

Задача обучающихся найти общее между словами каждого ряда, сопровождая объяснением свой ответ. Далее дети определяют частеречную принадлежность каждого слова. Это необходимо для того, чтобы показать, что слова, имеющие общий признак могут быть выражены разными частями речи.

Для развития у обучающихся воображения и творческого мышления учитель русского языка может использовать упражнения, предполагающие замену данных предложений или словосочетаний синонимичными или противоположными по смыслу. Например, учитель раздал каждому ребёнку небольшой текст и ставит перед учениками задачу заменить все слова, которые возможно, синонимам. Это задание можно давать детям обучающимся как в старших классах, так и детям младшего возраста (для этого необходимо выделить слова, которые возможно заменить):

Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки) [5].

Процесс формирования лингвистической компетенции зависит от учителя, которому необходимо правильно подобрать упражнения и использовать их на уроках русского языка. Формирование лингвистической компетенции необходимо, так как

знания о языке важны для общего развития школьника, эти знания обучающиеся применяют не только на уроках русского языка, но и изучая другие предметы.

Суть формирования лингвистической компетенции заключается в применении на уроках русского языка системы упражнений, применяемых учителем. Выполнение каждого упражнения подразумевает аргументирование обучающимися каждого этапа выполнения задания, развёрнутые ответы на вопросы учителя. Из всего вышесказанного следует вывод, что формирование лингвистической компетенции является неотъемлемой частью преподавания русского языка.

Список литературы /References

1. Алексеева Е.А. Система упражнений по формированию лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка в 5-11 классах / Магнитогорск, 2012.

2. Юсупова З.Ф. «Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе». Казань, 2015. С. 13.

3. Мазурова Н.А., Бахор Т.А., Зырянова О.Н. «Формирование лингвистической компетенции с использованием элементов занимательной лингвистики на уроках русского языка в начальной школе». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/pdf/2017/6-2/1725.pdf/ (дата обращения: 02.06.2020).

4. Методика преподавания русского языка. Под ред. М.Т. Баранова. М., 2001.

5. НедовесоваА.В. Система упражнений по теме «Синонимы». Саратов.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.

7. Серебренникова Ю.А., Амусина В.А. «Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка». // Начальная школа: журнал, 2016. № 6. С. 29-32.

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-lingvisticheskih-kompetentsiy-na-urokah-russkogo-yazyka-v-shkole/viewer/ (дата обращения: 02.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.