Научная статья на тему 'Понятие формирования информационно-коммуникативной компетенции у будущих технических работников железнодорожного транспорта'

Понятие формирования информационно-коммуникативной компетенции у будущих технических работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / THE PROFESSIONAL COMPETENCE / THE INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE FORMATION OF THE INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE AT THE FUTURE TECHNICAL WORKERS OF THE RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веневцева Анастасия Алексеевна

Рассматриваются основные понятия проблемы формирования информационно-коммуникативной компетенции у студентов средних образовательных учреждений железнодорожного профиля; дается анализ существующих определений, выделяются свойства информационной, коммуникативной и информационно-коммуникативной компетенций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веневцева Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered the basic concepts of a problem of formation of the information-communicative competence at students of average educational institutions of a railway profile with the analysis of existing definitions and allocation of properties information, communicative and information-communicative competence.

Текст научной работы на тему «Понятие формирования информационно-коммуникативной компетенции у будущих технических работников железнодорожного транспорта»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 377.1 ББК 74.57

А. А. Веневцева

ПОНЯТИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Рассматриваются основные понятия проблемы формирования информационно-коммуникативной компетенции у студентов средних образовательных учреждений железнодорожного профиля; дается анализ существующих определений, выделяются свойства информационной, коммуникативной и информационно-коммуникативной компетенций.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, информационно-коммуникативная компетенция, формирование информационно-коммуникативной компетенции у будущих технических работников железнодорожного транспорта.

Проблема формирования информационно-коммуникативной компетенции у студентов средних образовательных учреждений железнодорожного профиля (здесь и в дальнейшем понятия «студент среднего образовательного учреждения железнодорожного профиля» и «будущий технический работник железнодорожного транспорта» будут использоваться нами как синонимы), вызванная усложнением профессиональной деятельности современного технического работника железнодорожного транспорта и необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетенции, связанной с интенсификацией информационного и коммуникативного взаимодействия, является весьма актуальной. Полноценное представление столь сложного и многоаспектного понятия как формирование информационно-коммуникативной компетенции у будущих технических работников железнодорожного транспорта требует, прежде всего, раскрытия понятий: «профессиональная компетенция», «информационная компетенция», «коммуникативная компетенция» и «информационно-коммуникативная компетенция технических работников железнодорожного транспорта».

Рассматривая основополагающее для нашего исследования понятие «компетенция», мы в ходе анализа пришли к заключению, что в его определении среди исследователей нет единодушия. Прежде всего, трактовка термина «competence» зависит от того, как он переведен. Например, в переводе с английского данное слово имеет четыре значения — способность, умение, компетентность, компетенция [9]. В отечественной парадигме образования, основанной на компетентностном подходе, термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника.

Рассматривая компетенции как желаемый результат образования ученые исследуют наполнение понятия «компетенция», определяют ключевые компетенции и объем входящих в них компонентов, разрабатывают критерии их оценки и осуществляют поиск эффективных путей формирования. В связи с этим феномен «компетенция» стал предметом специального исследования в психологии труда, педагогике.

Отметим, что значительный вклад в разработку данной проблемы на современном этапе внесли отечественные исследователи В.И. Байденко, Э.Ф Зеер, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, Л.М. Митина, Е.Н. Соловова и др.

CL О

ч:

о ю га

О.

х

J >.

:

J

га

о

о ш

го

ш

ф

^

ш

ф

I

ф

03

<С <

Профессиональная компетенция разными авторами определяется как:

• готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности [3];

• круг полномочий в сфере профессиональной деятельности, в которой субъект обладает опытом [8];

• система профессиональных знаний, умений и обобщенных способов профессиональных действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности [6] и др.

Проведенный нами анализ существующих точек зрения на трактовку понятия «профессиональная компетенция» позволил выделить основные характеристики данного феномена. Профессиональная компетенция:

• имеет системный характер (составляющие элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом);

• представляет собой синтез теоретического знания и практических умений;

• носит субъектно-личностный характер, поскольку присваивается личностью, синтезируется с уже имеющимися свойствами;

• включает в свой состав инвариантные компоненты (знания, умения, профессионально значимые личностные качества);

• содержательно и структурно детерминируется характером выполняемой деятельности;

• определяет результативность решения профессиональных задач;

• имеет различные уровни сформиро-ванности.

Принимая во внимание данные положения, в нашем исследовании мы понимаем профессиональную компетенцию как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, про-

фессионально значимые личностные качества, и определяющее продуктивное выполнение профессиональных задач.

Чтобы определить место информационно-коммуникативной компетенции в структуре профессиональной компетенции, обратимся к ставшей традиционной в настоящее время классификации, согласно которой профессиональные компетенции подразделяются на ключевые, базовые и специальные. Профессиональные ключевые компетенции — это определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики и поэтому являющиеся наиболее универсальными по своему характеру и степени применения (необходимы для профессиональной деятельности специалиста любой профессии); профессиональные базовые компетенции — компетенции, необходимые для осуществления основных видов профессиональной деятельности (опираются на систему базовых знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности специалиста определенной профессии или группы профессий); профессиональные специальные компетенции — это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности (опираются на систему специальных адекватных знаний, навыков и умений, необходимых для практической деятельности специалиста) [6]. В соответствии с данной классификацией исследуемая нами информационно-коммуникативная компетенция технических работников железнодорожного транспорта относится к группе базовых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

Являясь сложным по своей структуре, понятие «информационно-коммуникативная компетенция» может быть рассмотрена как синтез информационной и коммуникативной компетенций. Для более детальной характеристики проведем анализ составляющих компетенций — определим их сущностные особенности и взаимосвязь друг с другом.

Прежде чем раскрывать понятие «информационная компетенция», сформулируем несколько обобщений, значимых для наших дальнейших рассуждений. Во-первых, сам термин «информация» происходит от латинского information — осведомление о положении дел или о чьей-либо деятельности, сведения о чем-либо. Во-вторых, информация — это некоторая циркулирующая последовательность сведений, знаний, которые актуализируются с помощью определенных знаков. Это приращение, развитие, актуализация знаний, которые возникают в процессе целеполагающей деятельности человека. В-третьих, понятие информация трактуется как содержание какого-либо сообщения, сведения о чем-либо в аспекте их передачи в пространстве и во времени, иначе говоря, как содержание связи между материальными объектами, появляющиеся в измененном состоянии этих объектов. В-четвертых, информация не является изолированным феноменом общественного развития, не существует отдельно от общества, а наоборот отражает все процессы, происходящие в нем, и является выражением накопленного обществом опыта и знаний.

Анализ существующих определений понятия «информационная компетенция», показал, что в настоящее время оно остается одним из самых слабо-разработанных и неоднозначно трактуемых. Так, например, А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств [10]. Данное определение видится нам неполным с точки зрения комплекса качеств личности, обуславливающих информационную компетенцию. Указанный недостаток в определенной мере преодолен в исследовании О.Б. Зайцевой, которая рассматривает информационную компетенцию как «сложное

индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств» [4]. В большей степени нам импонирует определение С.В. Тришиной, в котором учтены и качества личности, и область применения компетенции. По мнению данного автора, информационная компетенция — это «интегратив-ное качество личности, являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [12].

Учитывая принятые в науке точки зрения на информационную компетенцию, нами в ходе исследования выделены следующие ее свойства:

• она является междисциплинарной и универсальной по степени применимости;

• составляющие ее компоненты (знания, умения, профессионально значимые личностные качества) формируются на основе внутриличностных интеграционных процессов;

• проявляется в процессе эффективного поиска, сбора, переработки и трансляции информации;

• учитывает овладение средствами общения (вербального, невербального) для установления, поддержания общения и передачи информации;

• ориентирована на подготовку специалистов к полноценной жизни и профессиональной деятельности в условиях развивающейся информационной среды.

Исходя из вышеизложенного, мы рассматриваем информационную компетенцию как вид профессиональной компетенции, обеспечивающей поиск, сбор, переработку и трансляцию информации при решении профессиональных задач.

Отметим, что информационная компетенция, имея профессиональный статус, является еще и социальной: с одной стороны, она вырабатывается, формируется и проявляется в социуме, а с другой, характеризует взаимодействие человека с обществом, социумом и другими людьми посредством коммуникации. Рассмотрим более подробно составляющие коммуникативной компетенции, и на основании проведенного анализа двух видов компетенции сформулируем понятие «информационно-коммуникативная компетенция будущих технических работников».

Коммуникация на любом уровне, от повседневного до профессионального, не представляется без информационного взаимодействия участников общения, без передачи, получения и переработки определенного количества информации. От умений владения приемами поиска, сбора, анализа, переработки информации специалистом напрямую зависит успешность усвоения получаемой информации. Речь идет не только о грамотном использовании информационных технологий для достижений целей, но и об успешном применении приемов межличностного взаимодействия как при устной, так и при письменной коммуникации.

Коммуникативная компетенция, как и другие профессионально важные характеристики специалиста, закладывается в процессе обучения и развивается в процессе осуществления профессиональной деятельности [2]. В литературе встречаются различные трактовки понятия «коммуникативная компетенция». По мнению А.В. Хуторского, коммуникативная компетенция включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки

2 работы в группе, владение различными

ш социальными ролями в коллективе [13].

ф

Зз И.А. Зимняя выделяет в структуре со-

03

^ циальных компетенций так называема; мые компетенции социального взаи-

модействия и компетенции общения. Компетенция социального взаимодействия рассматривается как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия; а компетенция общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии [5]. На наш взгляд, эти две компетенции комплексно отражаются в одной — коммуникативной — компетенции. И.Д. Агафонова отмечает, что коммуникативная компетенция является одной из базовых характеристик профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек — человек». Под коммуникативной компетенцией автор понимает «компетенцию, направленную на освоение обобщенных способов действий, основанных на полученных знаниях, умениях и навыках владения технологиями устного и письменного общения, способностях адекватного ситуациям взаимодействия и нахождения вербальных и невербальных средств и способах формирования и формулирования мысли и применения их в профессиональной деятельности» [1]. На наш взгляд, последнее определение наиболее полно отражает структуру коммуникативной компетенции. Кроме того, данное определение может быть применено к профессиональной деятельности специалистов различных областей.

Анализ литературы по вопросу коммуникативной компетенции (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) показал, что ее структура включает следующие компоненты: мо-тивационный (потребность в общении, стремление к самосовершенствованию и самореализации в коммуникативной деятельности, мотивация творческой деятельности, мотивация достижения успеха); когнитивный (знание основ коммуникативной деятельности, развитое творческое и логическое мышление);

личностный (толерантность, стремление к согласию, социально-коммуникативная адаптивность, эмпатия) и деятельност-ный (умение работать в коллективе, аргументировать свою точку зрения, в процессе коммуникации воздействовать и взаимодействовать).

Рядом исследователей выделяются следующие структурные составляющие коммуникативной компетенции: когнитивный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный компоненты. Когнитивный компонент включает высокий уровень профессиональной эрудиции, знание о применяемых коммуникативных стратегиях, методах психологического воздействия, правилах и приемов риторики, полемики, рефлексивного слушания и пр. Регулятивный компонент — умение вести диалог, убеждать, внушать, менять тактику коммуникаций, защищаться от манипуляций и психологических уловок, владеть инициативой в любом виде коммуникаций и ситуаций. Рефлексивно-статусный компонент — привлекательный имидж, осознание своего статуса, возможностей и ресурсов, высокий уровень рефлексивной культуры, позволяющей гибко и адекватно реагировать на изменение коммуникативной ситуации. Нормативный компонент — следование морально-этическим и корпоративным нормам поведения и общения.

В результате исследования сущности и содержания коммуникативной компетенции мы определили ряд ее специфических свойств:

• является универсальной и проявляется при профессиональном взаимодействии;

• обеспечивает профессиональную социализацию, адаптацию и самореализацию специалиста;

• определяется совокупностью знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для эффективного общения;

• включает в себя владение вербальными и невербальными средствами коммуникативного поведения;

• складывается из готовности ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации, получать необходимую информацию и передавать ее адекватно ситуации общения. Анализ особенностей и наполнения коммуникативной компетенции позволил нам сформулировать данное понятие следующим образом: коммуникативная компетенция — это вид профессиональной компетенции, обеспечивающей возможность использования средств устной и письменной коммуникации, адекватных ситуации профессионального взаимодействия.

Как показал анализ литературы, феномен информационно-коммуникативной компетенции в настоящее время находится на начальной стадии комплексного научного изучения. В педагогике пока не сформировалось общепринятого понимания этого термина. Проведенный теоретико-методологический анализ приводит нас к заключению, что информационно-коммуникативная компетенция является сложным и многоуровневым феноменом, определяется информационно-коммуникативными знаниями, умениями, профессионально значимыми личностными качествами, имеет деятельно выраженный и ситуативный характер, является метапредметной и относится к базовым профессиональным компетенциям.

Наше понимание информационно-коммуникативной компетенции технического работника построено на идее интеграции содержания, структурных характеристик и свойств коммуникативной и информационной компетенций. Проведенный нами анализ научной литературы показал, что в толковании понятия «информационная компетенция» появилась тенденция анализировать преимущественно процесс поиска информации, овладение компьютерными технологиями. В то же время, содержание понятия «коммуникативная компетенция» недостаточно раскрывает коммуникативные особенности организации подготовки

специалистов на уровне содержания информации. Отметим, что в осуществлении информационно-коммуникативной компетенции специалист железнодорожного транспорта должен понимать сложную динамику процессов экономического и социального развития, легко адаптироваться к профессиональной деятельности как составной части социализации, как процессу и результату усвоения и последующего воспроизведения социального опыта, осуществляемого в деятельности и в общении [7]. Как руководитель среднего звена, специалист должен уметь конструктивно взаимодействовать с коллективом, разрешать конфликты, быть способным находить нестандартные решения, быть готовым работать с информацией, обладать компьютерной грамотностью, работать с научно-технической литературой [14]. Научные идеи о том, что любое коммуникативное взаимодействие ставит своей целью получение, преобразование или трансляцию какой-либо информации, позволяют нам сформулировать понятие «информационно-коммуникативной компетенции технического работника железнодорожного транспорта».

Таким образом, информационно-коммуникативная компетенция технического работника железнодорожного транспорта — это вид его профессиональной компетенции, позволяющий получать, преобразовывать и адекватно передавать транспортно-техническую информацию другим субъектам коммуникативного взаимодействия.

Анализ должностных обязанностей и основных видов профессиональной деятельности технических работников железнодорожного транспорта позволил нам обосновать термин «транспортно-техническая информация» — это сведения, циркулирующие в рамках профес-2 сиональной деятельности технического

ф

ш работника железнодорожного транспор-

ф

Лз та и регламентирующие порядок ее осу* ществления. При этом к транспортно-< технической информации относится тех-

ническая документация (правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах), нормативные документы (нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации, ремонте электровозов, пожарной безопасности), оперативные сведения о текущей ситуации. Процесс преобразования и передачи транспортно-технической информации определяется коммуникативным взаимодействием технических работников с другими работниками, с причастными руководителями при выявлении недостатков по обеспечению графика и безопасности движения поездов, с должностными лицами ОАО «РЖД» по согласованию предложений совершенствования работы и т. д. [11].

Считаем необходимым отметить, что столь сложное и многоаспектное личностное образование не может возникнуть само по себе, необходимо целенаправленно его формировать. В ходе исследования нами было установлено, что процесс формирования информационно-коммуникативной компетенции обладает рядом специфических особенностей:

• носит системный и непрерывный характер;

• строится в логике усложнения познавательной деятельности (с целью повышения уровня сформированности компетенции);

• включает обучение навыкам поиска, сбора и переработки информации (информационный аспект);

• включает обучение приемам трансляции переработанной информации (коммуникативный аспект);

• должен быть максимально приближен к реальности (обучение действиям в нестандартных ситуациях).

Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение опыта исследователей по вопросам формирования профессиональных компетенций позволяет сформулировать определение «формиро-ваниеинформационно-коммуникативной компетенции у будущих технических работников железнодорожного транспорта». Под формированием информационно-коммуникативной компетенции у будущих технических работников железнодорожного транспорта мы понимаем процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять профессиональное взаимодействие.

Библиографический список

1. Агафонова И.Д. Педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции менеджеров в системе дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5. С. 249-251.

2. Александрова Н.В., Тарабано-ва В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность — эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8.

3. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

4. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002. - 19 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая

основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Львов Л.В. Технология формирования учебно-профессиональной компетентности (концепт): монография. Челябнск: ЧГАУ; ЮУНОЦ РАО, 2007. -151 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Молоткова Н.В., Баранова С.В. Формирование правовой компетентности специалиста железнодорожного транспорта // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2009. №» 2. С. 19-26.

8. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность: четыре ипостаси: сб. науч. трудов // Педагогическая наука на Южном Урале. - Челябинск: ЮУНОЦ РАО, ЧелГУ, 2003. С. 53-58.

9. Мюллер В.К. Новый англорусский словарь: ок. 200 000 слов и словосочетаний. - 15 изд., испр. - М.: Рус. яз. - Медиа; Дрофа, 2008. - XII, [II], 945, [1].

10. Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИКПРО, 2000. - 32 с.

11. Типовая должностная инструкция помощнику машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО «РЖД».

12. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория. [Электронный ресурс]. URL: // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. www.eidos.ru/jouraal/2005/0910-11.html.

13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО, 2002. [Электронный ресурс]. URL: Центр «Эйдос». www. eidos. ru / news / compet.html.

14. Шаталова Н.И. Технология отбора и работы с резервом руководителей среднего звена / Н.И. Шаталова, Н.М. Бур-носов. - М.: Маршрут, 2003. - 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.