Научная статья на тему 'К вопросу о формировании информационной культуры и коммуникативно-речевой компетенции у бакалавров по направлению «Технологическое образование»'

К вопросу о формировании информационной культуры и коммуникативно-речевой компетенции у бакалавров по направлению «Технологическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / THE COMMUNICATIVELY-SPEECH СOMPETENCE / TECHNOLOGICAL FORMATION / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Н. К.

Статья посвящена определению понятий информационная культура и коммуникативно-речевая компетенция выпускника вуза по направлению «Технологическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарифуллина Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted definition of concepts information culture and the communicatively-speech competence of the graduate of university in a direction «Technological formation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании информационной культуры и коммуникативно-речевой компетенции у бакалавров по направлению «Технологическое образование»»

Н. К. Гарифуллина

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Ключевые слова: технологическое образование, информационная культура, коммуникативно-речевая компетенция.

Статья посвящена определению понятий информационная культура и коммуникативно-речевая компетенция выпускника вуза по направлению «Технологическое образование».

Keywords: technological formation, information culture, the communicatively-speech шmpetence.

Article is devoted definition of concepts information culture and the communicatively-speech competence of the graduate of university in a direction «Technological formation.

В Казанском государственном технологическом университете на базе кафедры обучения на двуязычной основе открыто направление 050500.62 «Технологическое образование», которое должно подготовить специалистов, компетентных в сфере агропромышленных, нефтехимических и строительных технологий, а также преподавателей технологии, призванных осуществлять педагогическую деятельность и обеспечить промышленность региона специалистами среднего звена и высококвалифицированными рабочими.

Чему в первую очередь следует научить студента, выбравшего эту специальность? Ответ на этот вопрос очевиден - его надо научить работать с информацией. Использование информационных технологий обучения должно быть ориентировано на подготовку в вузе не специалиста-исполнителя, а творчески мыслящей личности, способную к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому основной задачей совершенствования качества подготовки следует рассматривать формирование у студентов информационной культуры. «Информационная культура выпускника вуза может быть представлена гораздо шире - как относительно целостная подсистема общей и профессиональной культуры человека, состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных компонентов:

• аксиологического, подразумевающего принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека;

• коммуникативно-этического, характеризуемого культурой общения и сотрудничества в области информационных контактов, эффективным использованием возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственным поведением в сфере информационных отношений;

• познавательно-интеллектуального, включающего в себя компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;

• прогностического, предполагающего предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальную адаптацию в постоянно обновляющихся информационных условиях;

• прикладного, характеризуемого использованием информационнотехнологических возможностей для наиболее эффективного решения учебных и профессиональных задач, освобождения студента от выполнения рутинных операций;

• правового, включающего знания и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с информационными ресурсами» [1].

Особенности обучения студентов, получающих профессионально-педагогическое образование в технологическом вузе, ставят перед профессорско-преподавательским составом иные задачи, диктуют и иные технологии обучения, так как в процессе обучения происходит формирование как собственно познавательной, так и готовности к будущей профессиональной деятельности, при этом будущая профессиональная деятельность направлена на организацию учебно-познавательной деятельности. Формы организации учебно-познавательной деятельности студентов данного направления аналогичны формам их будущей профессиональной деятельности - лекции, практические и лабораторные занятия, семинары, зачеты, экзамены. Содержание и технологии предметного обучения с студентов в последующей профессиональной деятельности выступают в качестве теоретико-методологической базы, обеспечивающей эффективное преподавание учебных дисциплин. Это основные обстоятельства, которые диктуют единство структуры и содержания образовательной и будущей профессиональной деятельности студента.

Профессионально ориентированная информационная подготовка будущих бакалавров по направлению «Технологическое образование» предполагает:

• принцип реализации технологичности обучения (усвоение студентами не только предметного содержания, но и педагогических приемов, форм и методов обучения, технологии обучения в целом);

• личностно и профессионально ориентированное предметное обучение контекстного типа в рамках предметной подготовки;

• выполнение методических заданий при изучении специальных дисциплин

(анализ содержания, составление его тезауруса и логической структуры; составление учебного текста на основе адаптации вузовского материала, планирование его изучения и т.д.);

• включение студентов в систему научно-исследовательской и научно-

методической работы кафедры, начиная с 1 курса (возможная схема: конспектирование -реферирование - аннотирование - рецензирование - научно-методическая работа -научно-исследовательская работа);

• включение студентов в профессионально ориентированную систему

внеаудиторной деятельности;

• мониторинг качества образования: входной, постоянный текущий,

промежуточный и итоговый контроль (в виде компьютерного тестирования);

• социально-коммуникативную среду межличностного взаимодействия [2].

Кроме того, будущая профессиональная деятельность студента, получающего

технологическое образование, - это диалог с коллегами, с партнерами, с руководством; если же наш выпускник выберет педагогическую деятельность, он должен осознавать, что является носителем гражданского самосознания и хранителем традиций русской речевой

культуры и литературного языка. Речь педагога должна являться образцовой для учащихся и речевым идеалом в их самостоятельной речетворческой деятельности.

Практически все государственные, образовательные, финансовые, промышленные организации оценивают и отбирают кадры, проявившие компетентность в своей области. Речевой имидж - важная составляющая профессионала, то есть хорошее владение русским языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетентности современного специалиста. Образованность, интеллект, знание своего дела - эти качества всегда высоко ценились. Наше время - время активных, предприимчивых, деловых людей. Но для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере, требуется развитие коммуникативных возможностей современного человека, а именно:

• овладение риторическими знаниями;

• овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

• овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказывания;

• развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в разнообразных коммуникативных ситуациях и т.д. [3].

Следовательно, важно научить будущего бакалавра по направлению «Технологическое образование» эффективному взаимодействию с людьми, что предполагает готовность к диалогу, овладение навыками полилога, стремление позитивно воспринимать точку зрения партнера по общению, способность корректировать свою позицию в соответствии с дискурсом, что в свою очередь предполагает умение строить аргументированное высказывание.

Основная задача дисциплин «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Основы коммуникативной культуры педагога», «Культура и этика общения» - сформировать у студентов потребность анализировать свою и чужую речь, что позволит научить мотивированно использовать языковые средства, оптимальные для достижения коммуникативных задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью.

Профессионально ориентированный курс педагогической риторики позволяет сформировать общекультурную компетентность будущих бакалавров, а это предполагает:

• формирование профессиональной педагогической коммуникативной компетентности, умение находить оптимальные средства речевого воздействия и взаимодействия как важнейшего компонента педагогического мастерства;

• воспитание речевой личности специалиста как коммуникативного лидера, способного применить верную технологию воздействия и добиться взаимодействия.

Основная функция педагогической риторики - информативность. Ее задача - не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

1) в ней не должно быть ничего спорного;

2) она должна вызывать интерес;

3) сообщение должно быть актуально.

Особенность педагогической речи заключается в необходимости поддержания интереса к своему предмету, отсюда возникает необходимость включения в педагогическую речь элементов убеждающей речи.

Цель педагогического общения успешно реализуется в том случае, если педагог,

хорошо знающий свою аудиторию, умеет выбирать из личного арсенала речевых средств те слова речевого воздействия, которые будут наиболее адекватны и эмоционально созвучны данной ситуации [4].

Риторика охватывает все сферы человеческого общения - этическую, эмоциональную и логическую - и поэтому является мощнейшим инструментом реализации не только профессиональных целей, но и формирования взглядов, убеждений людей, коллективов и всего общества в целом.

Изучение риторики дает возможность решить следующие практические вопросы:

• повысить общую и деловую культуру общения;

• установить деловые связи с людьми, организациями, структурами;

• подготовить и успешно провести деловые переговоры;

• организовать эффективную рекламную кампанию фирмы;

• создать творческую атмосферу в коллективе;

• установить благоприятный психологический климат на предприятии;

• совершенствовать процесс управления фирмой с помощью речевых средств.

Коммуникативная компетенция специалиста включает следующие компоненты:

• лингвистическую компетенцию (владение орфоэпическими, лексическими, морфологическим, синтаксическими нормами современного русского литературного языка);

• лингвопрагматическую компетенцию (умение правильно оценивать и не нарушать социолингвистический контекст речи);

• социокультурную компетенцию (знание правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения, в том числе учет специфики межкультурного диалога);

• дискурсивную компетенцию (знание правил построения риторически грамотного текста);

• стратегическую компетенцию (умение отбирать и использовать наиболее эффективные речевые технологии для решения прогнозируемых задач);

• предметную компетенцию (применительно к менеджменту - это профессиональные умения в соответствии с тремя основными моделями управления: переработка информации, принятие решения, передача управленческой задачи).

Овладение орфоэпической, грамматической, лексической, стилистической нормой -шаг необходимый, но не достаточный для формирования общекультурной компетенции. Актуальна работа над остальными коммуникативными качествами речи - точностью, логичностью, чистотой, уместностью, богатством и выразительностью. Для этого студентам на занятиях по дисциплинам, формирующим эти качества, должна даваться краткая история ораторского искусства; необходимо тщательно работать над такими понятиями как тема, вид, цель, композиция и план ораторской речи. Особо рассматриваются такие вопросы, как искусство речи делового человека, культура дискуссий и обучение риторике в век компьютеров и т. д.

Кафедра обучения на двуязычной основе КГТУ большое внимание уделяет формированию личности. А речь человека - это существенная часть внутреннего «Я», это первый показатель развития и интеллектуальной самостоятельности человека. «От культуры слова - к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры - к культуре моральных чувств и поступков» - таков путь к гармонии знаний и нравственности [5].

Наша основная цель - воспитание личности; ориентир - общечеловеческие ценности, возрождение традиций русской духовной культуры, принципы

общечеловеческой морали; конечная цель - профессиональное общение, умение вести дискуссию.

Выпускник высшей школы должен быть не только профессионалом, но и творческой личностью и обладать высокой духовностью. Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее

совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

Литература

1. http://pavelobraztsov.narod.ru/indexru.htm

2. Турбовский, Я.С. Концепция высшего профессионального педагогического образования / Я.С.Турбовский // Мир образования - образование в мире. -2002. - №4.

3. Педагогическая риторика: учебное пособие / Под ред. Н.А.Ипполитовой. - М., 2001. - 352с.

4. Далецкий, Ч. Риторика: Заговори и я скажу, кто ты / Ч.Далецкий. - М.: Омега. - Л., 2003. - 488с.

5. Чеснокова, М.П. Повышение языковой компетенции студентов технических вузов / М.П.Чеснокова // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании. - М., 2006. -С.160.

© Н. К. Гарифуллина - ст. преподаватель каф. ОДО, КГТУ, cppkp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.