ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 378.114
Г. С. Гаязова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: речевая компетенция, бакалавр технологического образования, речевая деятельность, речевая грамотность, речевые модели, педагогический процесс, деятельностный подход, междисциплинарный подход,
профессиональные знания.
В статье раскрыто понятие «речевая компетенция», отражено формирование данной компетенции у бакалавров технологического образования. Особое внимание уделено выделению компетенций, относящихся к речевой деятельности выпускника технического вуза из ФГОС-3. Перечислены показатели, включенные в термин речевая компетенция, и дана краткая характеристика педагогического процесса в условиях деятельностного подхода.
Keywords: Speech competence, technological education bachelors’ competence, speech activity, speech correctness, speech models, pedagogical process, activity involving approach, interdisciplinary approach, professional knowledges.
The article reveals the conception of speech competence; it touches upon the process of forming technological education bachelors’ competence in this sphere. Special attention is paid to the competences, attributed to speech activity of technological institute graduate (ФГОС-3). Indicators constituting the term "speech competence" are enumerated. The author also gives a brief description of a pedagogical process in the conditions of activity involving approach.
Высшая профессиональная школа на современном этапе развития общества претерпевает кардинальные преобразования. Эти изменения направлены на преодоление противоречий между содержанием подготовки и требованиями к личности будущего специалиста, традиционной организацией образовательного процесса вуза и закономерностями межличностного и межкультурного взаимодействия.
Переход на многоуровневую систему обучения требует от вузов обеспечения такой подготовки кадров высшей квалификации, которая могла бы сочетать в себе готовность решать актуальные научно-технические задачи с учетом социально-экономических проблем, возникающих в современной действительности. Традиционная педагогическая деятельность приобретает новое качественное развитие, наполняется новым содержанием.
Сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение будущего специалиста общению с учетом специфики профессиональной деятельности. Поэтому так важно подготовить специалиста, обладающего профессиональной речевой компетенцией.
Говоря о профессиональной компетентности, подразумеваются, прежде всего, «фундаментальная естественнонаучная и общетехническая подготовка, широкий научнотехнический кругозор, способность быстро овладевать новыми профессиями, специализациями, подвижность функций профессиональной деятельности с учетом изменяющихся условий» [1], но в то же время профессиональные знания должны быть подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Умение общаться для целого ряда профессий является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденном Министерством
образования и науки РФ 22.12.2009 г. [2], среди прочих, предполагается обладание выпускником следующими компетенциями:
• умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную
речь;
• способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
• владение основами речевой профессиональной культуры;
• готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
Владение вышеперечисленными компетенциями предполагает знание теоретических основ общения, формирование умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, речевую грамотность, а также постоянное стремление к самоактуализации в коммуникативной деятельности.
С позиций реализации конечной цели в подготовке бакалавра технологического образования целесообразно говорить о формировании его профессиональной речевой компетенции.
Речевая компетенция (от лат. сотрйепйБ способный) — владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Речевая компетенция является промежуточным звеном на пути к коммуникативной компетенции и подлежит усвоению в объеме, достаточном для решения задач взаимодействия в процессе общения в соответствии с нормами, традициями культуры изучаемого языка. [3]
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование у студентов профессиональной речевой компетенции охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.
В понятие речевой компетенции включаются такие показатели, как:
• осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
• знание теории речи, владение основными видами речевой деятельности;
• способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу речевого поведения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели [4].
Отметим также, что в условиях деятельностного подхода к обучению педагогический процесс характеризуется такими критериями:
• целенаправленностью взаимодействия педагога и учащихся, совершаемого для достижения осознанной коммуникативной цели;
• речемыслительной активностью студентов, их участием в решении коммуникативных задач;
• ситуативностью, предполагающей создание учебных ситуаций, в которых студенты актуализировали бы коммуникативные знания и умения [4].
Участники образовательного процесса, будущие бакалавры технологического образования не должны забывать о языковой ответственности, о повышении уровня практического владения современным русским литературным языком, о развитии умения пользоваться речью как средством общения и передачи информации. А высшая профессиональная школа должна совершенствовать подготовку бакалавра, компетентного не только в профессиональном, но и в коммуникативном отношении. К сожалению, речевая компетенция студентов как технических, так и гуманитарных факультетов отечественных вузов оставляет желать лучшего. На первых же занятиях по культуре речи, деловому
общению, выясняется отсутствие элементарных коммуникативно-речевых знаний и умений их применения в моделируемых на занятиях ситуациях взаимодействия.
Для повышения профессиональной речевой компетенции бакалавров технологического образования необходимо разработать такую «... методическую систему формирования речевой компетенции, которая учитывала бы речевые модели, соотносимые с разными учебными предметами.» [5].
Эффективной методической системой формирования коммуникативно-речевой компетенции бакалавров технологического образования можно считать междисциплинарный подход к отбору и организации учебного материала по ряду дисциплин. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения конкретной учебной дисциплине, но и развиваются способности мысленного видения отдельного явления в контексте его целостных связей с множеством других явлений; закладываются основы для формирования индивидуальных стратегий познавательной и метапознавательной деятельности, для развития комплексных подходов решения сложных проблем реальной действительности [6].
Перечень последовательно вводимых дисциплин, имеющих коммуникативную составляющую, для будущих бакалавров технологического образования КГТУ представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Дисциплины, имеющие коммуникативную составляющую
Наименование предмета р т е м е форма контроля Общее количество часов лекция Практические занятия и Рч и
ГСЭ — цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Русский язык и культура речи 1 экзамен 60 8 8 24
Риторика и основы ораторского искусства 4 экзамен 129 18 54 57
ЕН — цикл общих естественнонаучных дисциплин
Логика и аргументация 6 зачет 100 18 36 46
ОПД - цикл общепрофессиональных дисциплин (дисциплин направления)
Основы коммуникативной культуры педагога 6 экзамен 200 72 128
Одной из задач формирования профессиональной речевой компетенции бакалавров технологического образования является анализ содержания данных дисциплин, позволяющих обеспечить мотивацию студентов к овладению необходимыми профессиональными знаниями, умениями и сформировать соответствующие профессиональные качества.
В таблице 2 частично представлена общность компонентов предметного содержания названных дисциплин:
Таблица 2 - Общность компонентов предметного содержания дисциплин
Название дисциплины Компоненты дисциплин Русский язык и культура речи Риторика и основы ораторского искусства Логика и аргументация Основы коммуника- тивной культуры педагога
Информация (получение, передача, анализ) + + + +
Текст, высказывание + + + +
Сферы взаимодействия + + + +
Коммуникативные ситуации + + + +
Речевые характеристики + + + +
Виды, типы, жанры коммуникации + + + +
Документ (деловая бумага) + - - +
Вербальные/невербальные формы коммуникации + + + +
Формы воздействия + + + +
Реферат, библиографическая справка, аннотация + - -
Публичное выступление + + - +
Диалогические формы общения. Спор. Беседа + + + +
Преодоление барьеров общения + + + +
Формирование профессиональной речевой компетенции в процессе изучения данных предметных компонентов будет эффективной при внедрении в учебно-методический процесс следующего алгоритма действий преподавателей:
1. Составление словаря, включающего определения предметных компонентов, общих для разных дисциплин. Им могут воспользоваться как преподаватели, так и студенты. Он может пополняться и служить основанием для выполнения разнообразных учебных заданий.
2. Совместное составление рабочих программ разных дисциплин путем сравнения учебных материалов с целью исключения ненужных повторов информации, а также с целью предъявления студентам одних и тех же объектов изучения под углом зрения разных наук. Упоминание преподавателями разных дисциплин одних и тех же понятий, определений, примеров повысит степень восприятия информации студентами, облегчит запоминаемость, сократит время на поиски объяснений к тому или иному разделу знаний.
3. Создание базы данных (библиографии, картотеки, подборки рефератов, фонотеки и т. д.) для межкафедрального использования позволит сократить время, затрачиваемое преподавателями на поиски дополнительной литературы, наглядных материалов и т.д.
4. Разработка и издание учебных пособий, методических указаний по вышеизложенным дисциплинам с учетом направления подготовки.
Действенность междисциплинарных приемов формирования коммуникативной компетенции можно проверить как в процессе обучения бакалавров технологического образования, так и в процессе обучения студентов-технологов дисциплинам коммуникативноинформационного направления и иностранных студентов разным предметам на русском языке.
Таким образом, реализация предложенной методической системы, с учетом межпредметной координации, может способствовать созданию общей методической базы, использование которой облегчит процесс понимания студентами определенных, достаточно сложных, предметных компонентов содержания (объектов изучения), а также повысит уровень их коммуникативно-речевой компетенции.
Литература
1. Кирсанов, А.А. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста / А.А.Кирсанов, В.В. Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 12. - С. 18-21.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"), приказ N 788, утвержден Министерством образования и науки РФ 22.12.2009 г.
3. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. Кузнецов С. А. -1998. - 1536 с.
4. Печенева, Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку / Т.А. Печенева // Педагогика. - 2003. - № 4. С. 26-31.
5. Барабанова, Н.Р. Междисциплинарная координация в формировании коммуникативно-речевой компетенции студентов / Барабанова, Н.Р. // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПб ГПУ, - 2004. - с 271-280.
6. Гончарук, Н.П. Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности будущих специалистов в области информационно-коммуникационных технологий / Н.П.Гончарук, Л.Б. Таренко // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 3. - С. 128-132.
© Г. С. Гаязова - ст. препод. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, [email protected].