Научная статья на тему 'Формирование профессиональной речевой компетенции как основа профессиональной деятельности бакалавров технологического образования'

Формирование профессиональной речевой компетенции как основа профессиональной деятельности бакалавров технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БАКАЛАВР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / TECHNOLOGICAL EDUCATION BACHELORS' COMPETENCE / SPEECH COMPETENCE / SPEECH ACTIVITY / SPEECH CORRECTNESS / SPEECH MODELS / PEDAGOGICAL PROCESS / ACTIVITY INVOLVING APPROACH / INTERDISCIPLINARY APPROACH / PROFESSIONAL KNOWLEDGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаязова Г. С.

В статье раскрыто понятие «речевая компетенция», отражено формирование данной компетенции у бакалавров технологического образования. Особое внимание уделено выделению компетенций, относящихся к речевой деятельности выпускника технического вуза из ФГОС-3. Перечислены показатели, включенные в термин речевая компетенция, и дана краткая характеристика педагогического процесса в условиях деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаязова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the conception of speech competence; it touches upon the process of forming technological education bachelors' competence in this sphere. Special attention is paid to the competences, attributed to speech activity of technological institute graduate (ФГОС-3). Indicators constituting the term "speech competence" are enumerated. The author also gives a brief description of a pedagogical process in the conditions of activity involving approach.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной речевой компетенции как основа профессиональной деятельности бакалавров технологического образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 378.114

Г. С. Гаязова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: речевая компетенция, бакалавр технологического образования, речевая деятельность, речевая грамотность, речевые модели, педагогический процесс, деятельностный подход, междисциплинарный подход,

профессиональные знания.

В статье раскрыто понятие «речевая компетенция», отражено формирование данной компетенции у бакалавров технологического образования. Особое внимание уделено выделению компетенций, относящихся к речевой деятельности выпускника технического вуза из ФГОС-3. Перечислены показатели, включенные в термин речевая компетенция, и дана краткая характеристика педагогического процесса в условиях деятельностного подхода.

Keywords: Speech competence, technological education bachelors’ competence, speech activity, speech correctness, speech models, pedagogical process, activity involving approach, interdisciplinary approach, professional knowledges.

The article reveals the conception of speech competence; it touches upon the process of forming technological education bachelors’ competence in this sphere. Special attention is paid to the competences, attributed to speech activity of technological institute graduate (ФГОС-3). Indicators constituting the term "speech competence" are enumerated. The author also gives a brief description of a pedagogical process in the conditions of activity involving approach.

Высшая профессиональная школа на современном этапе развития общества претерпевает кардинальные преобразования. Эти изменения направлены на преодоление противоречий между содержанием подготовки и требованиями к личности будущего специалиста, традиционной организацией образовательного процесса вуза и закономерностями межличностного и межкультурного взаимодействия.

Переход на многоуровневую систему обучения требует от вузов обеспечения такой подготовки кадров высшей квалификации, которая могла бы сочетать в себе готовность решать актуальные научно-технические задачи с учетом социально-экономических проблем, возникающих в современной действительности. Традиционная педагогическая деятельность приобретает новое качественное развитие, наполняется новым содержанием.

Сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение будущего специалиста общению с учетом специфики профессиональной деятельности. Поэтому так важно подготовить специалиста, обладающего профессиональной речевой компетенцией.

Говоря о профессиональной компетентности, подразумеваются, прежде всего, «фундаментальная естественнонаучная и общетехническая подготовка, широкий научнотехнический кругозор, способность быстро овладевать новыми профессиями, специализациями, подвижность функций профессиональной деятельности с учетом изменяющихся условий» [1], но в то же время профессиональные знания должны быть подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Умение общаться для целого ряда профессий является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма.

Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденном Министерством

образования и науки РФ 22.12.2009 г. [2], среди прочих, предполагается обладание выпускником следующими компетенциями:

• умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную

речь;

• способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

• владение основами речевой профессиональной культуры;

• готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

Владение вышеперечисленными компетенциями предполагает знание теоретических основ общения, формирование умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, речевую грамотность, а также постоянное стремление к самоактуализации в коммуникативной деятельности.

С позиций реализации конечной цели в подготовке бакалавра технологического образования целесообразно говорить о формировании его профессиональной речевой компетенции.

Речевая компетенция (от лат. сотрйепйБ способный) — владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Речевая компетенция является промежуточным звеном на пути к коммуникативной компетенции и подлежит усвоению в объеме, достаточном для решения задач взаимодействия в процессе общения в соответствии с нормами, традициями культуры изучаемого языка. [3]

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование у студентов профессиональной речевой компетенции охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

В понятие речевой компетенции включаются такие показатели, как:

• осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;

• знание теории речи, владение основными видами речевой деятельности;

• способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу речевого поведения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели [4].

Отметим также, что в условиях деятельностного подхода к обучению педагогический процесс характеризуется такими критериями:

• целенаправленностью взаимодействия педагога и учащихся, совершаемого для достижения осознанной коммуникативной цели;

• речемыслительной активностью студентов, их участием в решении коммуникативных задач;

• ситуативностью, предполагающей создание учебных ситуаций, в которых студенты актуализировали бы коммуникативные знания и умения [4].

Участники образовательного процесса, будущие бакалавры технологического образования не должны забывать о языковой ответственности, о повышении уровня практического владения современным русским литературным языком, о развитии умения пользоваться речью как средством общения и передачи информации. А высшая профессиональная школа должна совершенствовать подготовку бакалавра, компетентного не только в профессиональном, но и в коммуникативном отношении. К сожалению, речевая компетенция студентов как технических, так и гуманитарных факультетов отечественных вузов оставляет желать лучшего. На первых же занятиях по культуре речи, деловому

общению, выясняется отсутствие элементарных коммуникативно-речевых знаний и умений их применения в моделируемых на занятиях ситуациях взаимодействия.

Для повышения профессиональной речевой компетенции бакалавров технологического образования необходимо разработать такую «... методическую систему формирования речевой компетенции, которая учитывала бы речевые модели, соотносимые с разными учебными предметами.» [5].

Эффективной методической системой формирования коммуникативно-речевой компетенции бакалавров технологического образования можно считать междисциплинарный подход к отбору и организации учебного материала по ряду дисциплин. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения конкретной учебной дисциплине, но и развиваются способности мысленного видения отдельного явления в контексте его целостных связей с множеством других явлений; закладываются основы для формирования индивидуальных стратегий познавательной и метапознавательной деятельности, для развития комплексных подходов решения сложных проблем реальной действительности [6].

Перечень последовательно вводимых дисциплин, имеющих коммуникативную составляющую, для будущих бакалавров технологического образования КГТУ представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Дисциплины, имеющие коммуникативную составляющую

Наименование предмета р т е м е форма контроля Общее количество часов лекция Практические занятия и Рч и

ГСЭ — цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Русский язык и культура речи 1 экзамен 60 8 8 24

Риторика и основы ораторского искусства 4 экзамен 129 18 54 57

ЕН — цикл общих естественнонаучных дисциплин

Логика и аргументация 6 зачет 100 18 36 46

ОПД - цикл общепрофессиональных дисциплин (дисциплин направления)

Основы коммуникативной культуры педагога 6 экзамен 200 72 128

Одной из задач формирования профессиональной речевой компетенции бакалавров технологического образования является анализ содержания данных дисциплин, позволяющих обеспечить мотивацию студентов к овладению необходимыми профессиональными знаниями, умениями и сформировать соответствующие профессиональные качества.

В таблице 2 частично представлена общность компонентов предметного содержания названных дисциплин:

Таблица 2 - Общность компонентов предметного содержания дисциплин

Название дисциплины Компоненты дисциплин Русский язык и культура речи Риторика и основы ораторского искусства Логика и аргументация Основы коммуника- тивной культуры педагога

Информация (получение, передача, анализ) + + + +

Текст, высказывание + + + +

Сферы взаимодействия + + + +

Коммуникативные ситуации + + + +

Речевые характеристики + + + +

Виды, типы, жанры коммуникации + + + +

Документ (деловая бумага) + - - +

Вербальные/невербальные формы коммуникации + + + +

Формы воздействия + + + +

Реферат, библиографическая справка, аннотация + - -

Публичное выступление + + - +

Диалогические формы общения. Спор. Беседа + + + +

Преодоление барьеров общения + + + +

Формирование профессиональной речевой компетенции в процессе изучения данных предметных компонентов будет эффективной при внедрении в учебно-методический процесс следующего алгоритма действий преподавателей:

1. Составление словаря, включающего определения предметных компонентов, общих для разных дисциплин. Им могут воспользоваться как преподаватели, так и студенты. Он может пополняться и служить основанием для выполнения разнообразных учебных заданий.

2. Совместное составление рабочих программ разных дисциплин путем сравнения учебных материалов с целью исключения ненужных повторов информации, а также с целью предъявления студентам одних и тех же объектов изучения под углом зрения разных наук. Упоминание преподавателями разных дисциплин одних и тех же понятий, определений, примеров повысит степень восприятия информации студентами, облегчит запоминаемость, сократит время на поиски объяснений к тому или иному разделу знаний.

3. Создание базы данных (библиографии, картотеки, подборки рефератов, фонотеки и т. д.) для межкафедрального использования позволит сократить время, затрачиваемое преподавателями на поиски дополнительной литературы, наглядных материалов и т.д.

4. Разработка и издание учебных пособий, методических указаний по вышеизложенным дисциплинам с учетом направления подготовки.

Действенность междисциплинарных приемов формирования коммуникативной компетенции можно проверить как в процессе обучения бакалавров технологического образования, так и в процессе обучения студентов-технологов дисциплинам коммуникативноинформационного направления и иностранных студентов разным предметам на русском языке.

Таким образом, реализация предложенной методической системы, с учетом межпредметной координации, может способствовать созданию общей методической базы, использование которой облегчит процесс понимания студентами определенных, достаточно сложных, предметных компонентов содержания (объектов изучения), а также повысит уровень их коммуникативно-речевой компетенции.

Литература

1. Кирсанов, А.А. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста / А.А.Кирсанов, В.В. Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 12. - С. 18-21.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"), приказ N 788, утвержден Министерством образования и науки РФ 22.12.2009 г.

3. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. Кузнецов С. А. -1998. - 1536 с.

4. Печенева, Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку / Т.А. Печенева // Педагогика. - 2003. - № 4. С. 26-31.

5. Барабанова, Н.Р. Междисциплинарная координация в формировании коммуникативно-речевой компетенции студентов / Барабанова, Н.Р. // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПб ГПУ, - 2004. - с 271-280.

6. Гончарук, Н.П. Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности будущих специалистов в области информационно-коммуникационных технологий / Н.П.Гончарук, Л.Б. Таренко // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 3. - С. 128-132.

© Г. С. Гаязова - ст. препод. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.