УДК 37.0 (075. 8)
Ж. С. Пустовалова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, иностранный язык.
В статье рассматриваются основные проблемы развития коммуникативной компетенции студентов технического вуза. Оценивается значение иностранного языка как средства развития коммуникативной компетенции. Анализируются возможности изучения иностранного языка как средства развития коммуникативной компетенции.
Keywords: communicative competence, foreign language.
The article tells about maim problems of development of communicative competence of students of technical universities. The significance of foreign language as the means of communicative competence development is estimated. The possibilities of foreign language studying as the means of communicative competence development are analyzed.
Перемены, которые произошли в российском обществе за последние двадцать лет, значительно повысили требования, предъявляемые к работникам всех сфер общественной жизни. В настоящее время, наряду с высоким профессионализмом, на первый план выходят такие черты личности как предприимчивость, инициативность, динамичность, способность быстрой реакции на актуальную ситуацию, коммуникабельность. Все эти характеристики личности не могут существовать без коммуникативной компетенции.
Умение вести себя с людьми в соответствии с принятыми в обществе нормами является одним из важнейших факторов, определяющим возможность достижения успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Высокий уровень развитости коммуникативных способностей работника обеспечивает плотный психологический контакт с коллегами, начальниками и подчиненными. Умение преодолеть разнообразные психологические барьеры, которые возникают в процессе взаимодействия, определяют плодотворность межличностных взаимоотношений, при помощи которых гармонично сочетаются деловой и личностный уровни общения.
В процессе общения необходимо уметь адекватно оценивать личностные черты и эмоциональное состояние партнеров по общению, правильно понимать вербальные и невербальные высказывания, определять характер отношений, которые складываются в процессе общения.
Надо отметить, что вышеперечисленные положения в большей степени свойственны студентам, которые обучаются по гуманитарному профилю, в то время как у обучающихся в технических вузах данные качества надо формировать и развивать.
Анализ учебных планов и перечень дисциплин, изучаемых в техническом высшем учебном заведении, выявил ряд учебных предметов, при преподавании которых возможно развитие у будущих инженеров коммуникативной компетенции. Одним из таких предметов является иностранный язык. В последнее время значение предмета «иностранный язык» возросло. Без знания иностранного языка очень сложно в наше время устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу и претендовать на карьерный рост, отсюда и огромное желание у студентов технических специальностей овладеть речевой деятельностью на иностранном языке. В этом им должны помочь практические занятия по иностранному языку в высшем техническом учебном заведении.
Во многих работах, посвященных психологии общения в качестве основного момента в оптимальном общении рассматривается коммуникативная ситуация, когда человеку есть что сказать, когда он заинтересован в том, чтобы высказаться.
Создание коммуникативной ситуации — это один из методов, способствующих развитию коммуникативной компетенции у студентов технических специальностей. Являясь одним из главных условий развития личности в целом, общение в студенческом возрасте приобретает особое значение. При этом оно тесно связано с учебной деятельностью, которая опосредована общением, по крайней мере, по трем направлениям: общение с
преподавателями, общение с однокурсниками, профессиональное общение во время практики. Наряду с этим эмоционально-личностное общение в сферах, непосредственно не связанных с учебой, в сущности, тоже во многом определяется характером включенности субъекта в учебную деятельность в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе.
Таким образом, коммуникативная компетентность, на наш взгляд, - это индивидуальнопсихологические свойства личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями.
Чтобы оценить значение иностранного языка как учебного предмета в развитии коммуникативной компетенции, нужно, прежде всего, понять, что получает общество, страна, если ее граждане владеют иностранным языком, и что дает владение иностранным языком самому человеку, начинающему жить в условиях рыночных отношений, а через него -обществу.
Наиболее важным является определить, каким образом иностранный язык может способствовать формированию важных для будущего специалиста деловых качеств личности и профессиональных умений делового общения. Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу высшего образования -социальный заказ общества. Иностранный язык, как и родной, не существует изолированно в обществе и не может жить своей собственной жизнью. Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, искусством, образованием и т. д., отражая менталитет, культуру страны, которую представляет. Иностранный язык, также как и родной язык, выполняет две важные функции в жизни человека и общества: общения и познания. Однако различие состоит в том, что иностранный язык служит средством не только межличностного, но и международного общения.
Кроме того, с помощью иностранного языка происходит познание того, что познать на родном языке не всегда можно адекватно и своевременно. В последние годы в различных сферах общества начали действовать новые факторы, коренным образом меняющие статус иностранного языка как учебного предмета. В экономических и социологических исследованиях последних лет отмечается, что, для того, чтобы отечественные предприятия могли успешно конкурировать с лучшими зарубежными фирмами, каждый квалифицированный специалист должен знать по зарубежным первоисточникам, что делается, что планируется развитыми странами в соответствующих областях науки и техники. Практика показала, что нужны не просто переводчики, а именно высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком.
Таким образом, владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности, в том числе и специалиста в технических областях.
Говоря о важной роли иностранного языка как учебной дисциплины в процессе подготовки специалиста, следует остановиться на его основных функциях. Без сомнений, одна из общих функций иностранного языка как любого другого учебного предмета заключается в обеспечении общего развития обучаемого, расширении его кругозора, его знаний об окружающем мире, о других национальных культурах. Кроме того, любое обучение связано с формированием определенных черт личности обучаемого. Целенаправленное воспитание будущих инженеров в целом и формирование определенных качеств личности в частности, необходимых для профессионального становления - это еще одна из важнейших функций иностранного языка.
Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад и в культуру умственного труда учащихся за счет развития таких специфических учебных умений, как умение пользоваться двуязычными лингвистическими словарями, грамматическими справочниками. Все это учит студентов работать самостоятельно, создает предпосылки для развития потребности в лингвистическом самообразовании.
Иностранный язык как учебный предмет оказывает огромное влияние также на развитие творческих способностей обучаемых. Коммуникативное обучение иностранному языку оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций человека. Особенно ярко оно сказывается на развитии обобщенного абстрактного мышления. Иностранный язык дает возможность понять, что существуют иные, чем в родном языке, способы выражения мысли, другие мысли, другие связи между формой и значением. Моделирование на занятиях ситуаций реальной действительности, участие в речевых играх, действиях в предполагаемых обстоятельствах развивают воображение и творческие способности учащихся.
Следует также отметить, несомненно, благотворное воздействие изучения иностранного языка на культуру общения, на речевую деятельность на родном языке. Так, формирование речевых умений на иностранном языке способствует развитию всех уровней речевой способности учащихся: слуховых, зрительных и моторных ощущений. Учащиеся учатся планировать свое речевое поведение, соотносить цели каждого поступка с содержанием, которое они выражают, с помощью имеющихся у учащегося языковых средств. Работа над текстом учит вдумчиво относиться к чтению книги вообще. Такие упражнения, как составление плана, тезисов к тексту, теме, рассказы по плану или рисунку, грамматическая и лексическая разминка, внеаудиторное чтение развивают навыки логично излагать свои мысли. Все это, несомненно, содействует повышению не только речевой, но и общей культуры. Таким образом, положительное влияние изучения иностранного языка на совершенствование владения родным языком следует понимать как в широком плане (культура речевого общения), так и в более узком (вдумчивое пользование средствами родного языка).
Необходимо также отметить, что в современных условиях первостепенное значение приобретает функция иностранного языка как средства формирования профессиональной направленности, т. е. интереса к будущей профессии и стремления получить знания по возможно большему числу коммуникационных каналов, одним из которых в таком случае становится владение иностранным языком, что дает возможность ознакомиться с достижениями в профессиональной области за рубежом. Эта функция реализуется через организацию всего учебного процесса, содержание самого учебного материала, его направленность, а также через методы введения этого материала и формы взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе. При этом устанавливается двусторонняя связь между желанием студента приобрести специальные знания и успешностью овладения иностранным языком.
Как известно, в основе организации производства и общественных отношений, сферы управления и сферы обслуживания лежит умение общаться, а именно это является целью обучения иностранному языку - обучение общению. Коммуникативное обучение предполагает организацию процесса обучения как модели процесса общения. Поэтому сегодня иностранный язык, как никакой другой предмет программы, может способствовать повышению культуры общения. Занятия иностранного языка становятся занятиями обучения общению посредством общения. В процессе обучения студенты учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, узнают специфику диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами, т. е. овладевают умениями общаться, налаживать контакты с другими людьми, учатся проявлять инициативу, доброжелательность, тактичность, что является одними из наиболее профессионально значимых качеств современного специалиста. «Иностранный язык, - по утверждению И.А. Зимней[1], -
единственный предмет в вузе, в процессе обучения которому преподаватель может позволить себе целенаправленно учить культуре речевого общения взрослого человека».
Поднятый нами вопрос о необходимости развития коммуникативной компетенции у обучающихся в техническом вузе является очень современным и актуальным. Технические вузы нашей страны готовят профессиональные кадры для производств различных направлений, которые еще не завершили этап реформирования, а стоят на пути достижения новых качественных и количественных показателей. Поступательное развитие в этой области могут осуществить только высокопрофессиональные кадры, подготовленные не только с точки зрения своей специальности, но и умеющие ладить с людьми, преодолевать психологические барьеры в общении, находить выход из любой конфликтной ситуации.
Литература
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя .- М.: Логос, 2004 - 384 с.
2. Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе./ О.В. Долженко, В.Л.Шатуновский. - Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 191 с.
3. Алещанова, И.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза / И.В.Алещанова, Н.А.Фролова // Современные проблемы науки и образования.-2010.- № 4. -С. 87-90.
© Ж. С. Пустовалова - ст. препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КГТУ, zhannusya22@mail.ru.