Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО'

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коник О.Г., Плотникова Н.А.

В статье ведется речь о критериях, показателях и уровнях формирования методической компетенции у будущих руководителей дошкольной образовательной организации, а также раскрыто понятие «методическая компетенция» изложены задания, подобранные к каждому показателю.The article is talking about the criteria, indicators and levels of formation of methodical competence of the future leaders of preschool educational organizations, as well as disclose the concept of "methodological competence" set out tasks, tailored to each indicator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО»

конференции: Юго-Запад. Гос. ун-т. - Курск. - 2011. - с. 365-369.

2. Ершова И.Г. Мультиатрибутивные характеристики рынка образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 318.

3. Посохов А. Ю. Определение основных характеристик алгоритмического и высокочастотного трейдинга // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества: материалы I Международной научно-практической конференции, 26-27ноября 2015 г. / Под ред. С.Л. Иголкина. Старый Оскол - 2015. -с. 74-78.

4. Методические подходы прогнозирования потребности человеческих ресурсов / Ершова И.Г. / Актуальные вопросы современной экономической науки сборник докладов международной научной заочной конференции. Науч. партнерство "Аргумент" и др. ; отв. ред. А. В. Горбенко. Липецк, 2010. С. 265-267.

5. Экономические исследования / Беклемешев В.П., Бирюков А.Н., Братухина Е.А., Вертакова Ю.В., Глущенко О.И., Гороховицкая Т.Н., Девятилова А.И., Ершов А.Ю., Ершова И.Г., Ильиных С.А., Крыгина А.М., Крыгина Н.М., Лимонова Е.В., Павлов В.Н., Панцева Е.Ю., Тойшева О.А. / Анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов) / Воронеж, 2015. Том Книга 37.

Коник О.Г., к.пед.н.

доцент Плотникова Н.А. студент 6 курса направление подготовки «Менеджмент в дошкольном образовании» Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Россия, г. Ялта

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО

В статье ведется речь о критериях, показателях и уровнях формирования методической компетенции у будущих руководителей дошкольной образовательной организации, а также раскрыто понятие «методическая компетенция» изложены задания, подобранные к каждому показателю.

Ключевые слова: компетенция, методическая компетенция, критерий, показатели, уровни, руководитель. Summary

The article is talking about the criteria, indicators and levels of formation of methodical competence of the future leaders of preschool educational organizations, as well as disclose the concept of "methodological competence" set out tasks, tailored to each indicator.

Keywords: competence, methodological competence, criteria, indicators, levels of head.

В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской системы образования. Необходимое условие ее модернизации - повышение профессионального уровня управленцев, ориентация на профессионалов нового уровня: инициативных, творческих, самодостаточных. Сегодня руководители являются непосредственными участниками инновационного развития образовательных организаций, именно на их плечи ложится вся ответственность реализации задуманных государством реформ [2].

Методическая компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности будущих руководителей, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности [4].

Методическая компетенция - базовая качественная характеристика руководителя, необходима для гармоничного осуществления преподавательской и управленческой деятельности.

Профессионал - работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью[1].

В системе образования распространена практика назначения руководителем образовательной организации наиболее опытного и компетентного педагога, который в процессе профессиональной деятельности получил знания, умения и навыки педагогической профессии. Управленческих знаний и опыта руководства организацией вновь назначаемые руководители из числа опытных педагогов, как правило не имеют. Более того, начинающему руководителю трудно представить весь объем управленческой деятельности, определить ее приоритетные направления, выбрать оптимальный вариант управленческого решения. При этом немалые затраты управленческого труда назначаемых руководителей направлены на поиск, освоение и использование на практике норм профессионального поведения, теоретических и практических знаний, накопленных системой управления образовательным учреждением[3].

Формирование данной компетенции на сегодняшний момент является очень актуальной проблемой в связи с этим, растет потребность разработке основных критериев, показателей и уровней формирования методической компетенции у будущих руководителей ДОО.

Мотивационный критерий. Цель: выявить у студентов на сколько они

заинтересованы в своей будущей профессии, готовы к получению и усвоению информации, а также к их способности к самообразованию и выявить уровень сформированости методической компетенции. Основными показателями мотивационного критерия является: осознание значимости будущей профессии и проявление интереса к развитию методических качеств в управленческой деятельности. Задания к показателю: Тест «Диагностика лидерских способностей», Эссе «Я будущий руководитель ДОО».

Следующим критерием будет являться информативно-методический. Основными показателями этого критерия будут: наличие общепрофессиональных и методических знаний, а также наличие методической компетенции для осуществления успешной управленческой деятельности будущего руководителя. Задания к показателю Опросник «Самоорганизация деятельности», планирование работы прогнозирование на неделю. Задачами этого критерия будут проверка и диагностика сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования самоорганизации деятельности; определить уровень подготовки методической компетенции будущих руководителей дошкольной образовательной организации.

Третьим критерием мы выделили практический критерий. Первый показатель этого критерия: использование знаний в практической деятельности, целью которого было использование знаний и умений в практической деятельности. Второй показатель владение навыками планирования и осуществления управленческой деятельности. Задания к показателю: составление и проведение педагогического совета. Задачами этого критерия будут продемонстрировать профессиональные умения и навыки руководителя ДОО.

На основе выделенных показателей и критериев были определены и охарактеризованы уровни развития у будущих руководителей методической компетенции: низкий, средний, высокий

Низкий уровень. Отсутствие осознания значимости будущей профессии и необходимости формирования методической компетентности; не понимают смысла профессионального саморазвития. Полное отсутствие или очень низкий уровень теоретических, методических знаний, необходимых для управления дошкольной образовательной организацией. Накопленных знаний не хватает при правильном планировании управленческой деятельности

Средний уровень. Частично осознают значимость выбранной профессии, не в полной мере понимает необходимость формирования методической компетентности и качеств личностного развития. Частично ориентируется в теоретических и методических знаниях, необходимых для управления дошкольной образовательной организацией. Средний уровень психолого-педагогических умений и навыков для осуществления грамотного

планирования.

Высокий уровень. Осознают и принимают значимость будущей профессии, проявляют интерес к формированию методической компетенции,

Имеет высокий уровень теоретических и методических знаний, а также хорошо развиты в психолого-педагогические навыки и умения по планированию управленческой деятельности. Способен использовать накопленные знания и творчески организовывать управленческую деятельность.

Каждый уровень взаимодействует с предшествующим и последующим, образуя так называемую ступень для последующего развития методической компетенции будущих руководителей дошкольной образовательной организации.

Таким образом, разработанные критерии и показатели позволили определить уровень сформированности методической компетенции у будущих руководителей дошкольной образовательной организации, их целостное качество личности, основанное на совокупности высокой профессиональной мотивации, форсированности личностных и профессиональных качеств, знаний содержания теории и практики по сформированности педагогических компетенций непрерывного развития уровня педагогического профессионализма.

Использованные источники:

1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) /В.И.Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 34-38.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -2004. -С. 40.

3. Иванов Д. А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 51-61.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. Рукопись поступила в редакцию 16.06.2011

5. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской. - Интернет-журнал „Эйдос". - 2005.

Конихина Ю.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ

Аннотация: В статье рассмотрена и проанализирована проблематика гендерных исследований и исследований различий между полами, а также методика этих исследований.

Ключевые слова: социологические исследования, пол, женщины, мужчины, метаанализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.