Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Л.И., Ибраимова С.Р.

В статье ведется речь о формировании профессиональной компетентности будущего руководителя дошкольной образовательной организации, а так же раскрыто понятие «компетентность», изложены порядок установления уровня, компетентности руководителя дошкольной образовательной организации; подано систему знаний и умений руководителя дошкольной образовательной организации.The article is talking about the formation of the professional competence of the modern manager of preschool educational organizations, as well as disclose the concept of "competence", set out the procedure for establishing a level competence of the head of preschool educational institution; filed a system of knowledge and skills of the head of the pre-school educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -2004. -С. 40.

2. Основы компьютерной грамотности / Машбиц Е.И., Бабенко Л.П., Верник Л.В. и др.; Под ред. Стогния А.А. и др. - К.: Высшая шк. Головное изд-во, 1998. - 215 с.

3. Сериков, Г. Н. Управление достижением качества образования / Г. Н. Сериков. - Челябинск, изд-во ЮУрГУ. - 2009. - 265 с.

4. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской. - Интернет-журнал „Эйдос". - 2005.

5. Фалина, И.Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность / И.Н. Фалина. - метод. рук. для подготовки к тестированию учителей -2007. - С. 8, 20-21.

Аббасова Л.И., к.пед.н.

доцент Ибраимова С.Р. студент 6 курса направление подготовки «Менеджмент в дошкольном образовании» Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Россия, г. Ялте ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье ведется речь о формировании профессиональной компетентности будущего руководителя дошкольной образовательной организации, а так же раскрыто понятие «компетентность», изложены порядок установления уровня, компетентности руководителя дошкольной образовательной организации; подано систему знаний и умений руководителя дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, знания, умения, навыки, руководитель.

Summary

The article is talking about the formation of the professional competence of the modern manager of preschool educational organizations, as well as disclose the concept of "competence", set out the procedure for establishing a level competence of the head of preschool educational institution; filed a system of knowledge and skills of the head of the pre-school educational institution.

Keywords: competence, professional competence, knowledge, skills, head.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе «Об образовании Российской Федерации», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОО. В ДОО руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. От профессиональной компетентности руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития образовательной организации, ее социального статуса.

На современном этапе существенно повышаются требования к квалификации и качества подготовки будущих руководителей ДОО. Будущий руководитель ДОО должен обладать такими качествами как профессионализм, компетентность, умение нестандартно мыслить и общаться, приобретение личного опыта, уверенность в себе, развитие способностей, глубокие знания [1, с. 23].

Каждый этап выдвигает новые запросы к личности руководителя ДОО и его подготовки. Одна из основных проблем сегодня - это создать все условия для обучения детей в современных условиях. Мы разделяем мнение многих исследователей и ученых о том, что современным ДОО нужны современные руководители. Особенности профессиональной компетентности руководителей стали предметом изучения таких авторов, как И. В. Букреева, Н. С. Веселовская, В. Б. Гаграй, И. В. Гришина, Д. Ф. Ильясов, М. Г. Ермолаева, Э. М. Никитин, М. М. Поташник, Е. П. Тонконогая, П. И. Третьяков, Л. Ю. Шемятихина. В определении сущности, структуры и перечня профессионально-педагогических компетенций определенный интерес представляют научные разработки В. И. Байденко, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеера, И. А.Зимней, И. А. Колесниковой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. П. Панина, Г. К. Селевко, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского[1, с. 81].

Разработке проблем профессиональной компетентности руководителя в процессе профессиональной деятельности придают большое значение Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк. Для того чтобы говорить о компетентности руководителя, сначала обратимся к толкованию данного феномена. Так, в большом толковом словаре понятие «компетентный» - лицо, которое обладает достаточными знаниями в какой-либо отрасли, с чем-нибудь хорошо осведомлен, смышленый, квалифицированная[2, с. 11].

Считается, что в деятельности руководителя ДОО достаточно важно индивидуальный стиль его работы, который проявляется в его темпераменте, манере поведения, стиле педагогического общения; использовании средств психолого-педагогического воздействия на коллектив и родителей.

Реформы, которые происходят в обществе на сегодняшний день, требующие кардинальных изменений в организации подготовки управленческих кадров.

Таким образом, выделяется важная составляющая подготовки будущих руководителей ДОО как профессиональная компетентность. Существует мнение, что профессиональная компетентность является одним из ступеней профессионализма, и представляет собой владения руководителя необходимой совокупностью знаний, умений и навыков, которые определяют сформированность его управленческой деятельности, педагогического общения и личности руководителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания[3, с. 16].

«Компетентность - это система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих в практике профессионально-педагогических задач». Профессиональная компетентность - это имеющийся, результативный уровень подготовленности руководителя, который проявляется в овладении профессией, опыте, такое определение дает Б. Д. Эльконин [6, с. 4].

Таким образом, можно выделить следующие определения профессиональной компетентности руководителя:

- поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работы;

- любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работы;

- основные способности и потенциальные возможности, необходимые, чтобы хорошо делать определенную работу;

- все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работу;

- основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы [6, с. 5].

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

а) интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность к инновационной деятельности;

б) коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию, способность конструировать обратную связь;

в) информационная компетенция - объем информации о себе, обучающихся, их родителях, о коллегах;

г) регулятивная компетентность - умение управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии,

стрессоустойчивость [3, с. 17].

Во время своей профессиональной деятельности руководитель предстает перед решением разносторонних задач, которые способствуют созданию благоприятной среды для развития, воспитания и обучения дошкольника. Профессиональная деятельность и взаимодействие с коллективом и родителями требует от руководителя высокой личностной педагогической и психологической зрелости, духовности [1, с. 63].

Итак, рассмотрев особенности подготовки будущих руководителей ДОО к профессиональной и управленческой деятельности и овладения ими управленческих, педагогических и психологических качеств, знаний и умений, можно сказать, что студент, который не только имеет опыт своих преподавателей, но и занимается самообразованием и самосовершенствованием может достичь высоких результатов в своей профессиональной деятельности и быть компетентным руководителем ДОО.

Использованные источники:

1. Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста / Всероссийского совещания // Дошкольное воспитание. - 2007. -№8. - С. 127.

2. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2004. - № 3. С. 25.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. С. 15-18.

4. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федеральный закон: [принят Гос. Думой 13 февраля 2002 г.]. 5-е изд. М. : Ось-89. - 2003. - 48 с.

5. Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход в подготовке отраслевых специалистов / Э. Э. Сыманюк, Л. Ю. Шемятихина, М. Г. Синякова // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 5. С. 141-146.

6. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. - Самара : Профи, 2001. - С. 4-5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.