Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ, КАК ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ, КАК ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шрейдер А.А.

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема формирования компетентности современного педагога дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено проектной компетентности педагогов, как одной из важных при реализации образовательной программы ДОУ. Опираясь на мнения авторов представлен анализ компонентов проектной компетентности, сделаны выводы о необходимости ее формирования.The article discusses is relevant for today the problem of forming competence of the modern teacher of preschool educational institution. Special attention is paid to the design competence of teachers as one of the most important in the implementation of the educational program of the DOE. Based on the opinions of the presents an analysis of the of project competence, about the need for its.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шрейдер А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ, КАК ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

самооценку будущего специалиста, стимулирует формирование здорового честолюбия, является основой дальнейшего профессионального роста. Темы исследований соответствуют тематике изучаемых профессиональных модулей, расширяя содержание учебного материала. Наиболее интересными темами по ПМ.04. Профилактическая деятельность стали следующие темы: «Роль фельдшера в профилактике сахарного диабета во врачебной амбулатории села Быстрая», «Роль фельдшера смотрового кабинета в раннем выявлении онкологических заболеваний» в КГБУЗ «Идринская РБ», «Исследование факторов риска развития расстройств вегетативной нервной системы у школьников КГБУЗ ММБ Большеинской участковой больницы, филиал №1».

Таким образом, формирование научно-исследовательских умений у студентов в процессе обучения в медицинском техникуме способствует активизации научного потенциала молодых людей, пробуждению и повышению интереса к исследовательской деятельности и формированию профессиональных компетентностей будущих медицинских работников.

Использованные источники:

1. Васильева Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа/ Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 7-9.

2. Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.

УДК 37.013.2

Шрейдер А.А. воспитатель МАДОУ ДСКН № 7 Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ, КАК ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема формирования компетентности современного педагога дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено проектной компетентности педагогов, как одной из важных при реализации образовательной программы ДОУ. Опираясь на мнения авторов представлен анализ компонентов проектной компетентности, сделаны выводы о необходимости ее формирования.

Ключевые слова. Компетентность, дошкольная образовательная организация, образовательный процесс, проект, проектная деятельность, проектная компетентность, компоненты проектной компетентности, профессиональная компетентность.

Abstract. The article discusses is relevant for today the problem of forming competence of the modern teacher of preschool educational institution. Special attention is paid to the design competence of teachers as one of the most important in the implementation of the educational program of the DOE. Based on the opinions of the authors presents an analysis of the components of project competence, conclusions about the need for its formation.

Key words. Competence, preschool educational organization, educational process, project, project activity, project competence, components of project competence, professional competence.

Становление новой системы образования, ориентированной на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. Для этого современному педагогу необходимо совершенствовать свою профессиональную компетентность. Одним из путей её развития является освоение инновационной деятельности, новых педагогических технологий.

Одной из таких технологий является метод проектов. Он дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания для детей интересным и увлекательным. Проектный метод естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада и сегодня широко используется.

Используя в работе проектную деятельность у педагога формируется проектная компетентность, которая является выражением инновационного качества образовательной технологии, творческого стиля его деятельности. Проектирование является не только механизмом профессионального роста, развития самого педагога, но и механизмом стратегического развития дошкольной образовательной организации.

Необходимость овладения данной компетентностью и её развития как профессионального качества педагога обусловлена в том числе и включением проектирования в обобщённые трудовые функции, входящие в Профессиональный стандарт педагога, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защита РФ от 18.10.2013 г. № 544н.

Проектировочную компетентность Н.О. Яковлева определяет, как совокупность знаний, умений и качеств личности, необходимых для подготовки и внедрения в образовательный процесс педагогических проектов, повышающих качество образования обучающихся. При этом исследователь подчеркивает, что проектировочная компетентность не

является естественным новообразованием, которое возникает само по себе в процессе становления педагога, - ее необходимо специально формировать.

На основе процедуры проектирования образовательного процесса И.А. Колесникова определила состав проектировочных умений, представленный на рисунке 1.

Рис.1 Состав проектировочных умений педагога

В структуру проектировочной компетентности помимо знаний и умений включены профессионально значимые качества личности, формирование и проявление которых может быть обеспечено в условиях вуза. Таковыми, являются: целеустремленность, собранность, организованность, требовательность [3].

По мнению психолога Т.И. Руднева, выделенный набор качеств проявляется в профессионально-педагогической и познавательной направленности личности педагога, характеризует его отношение к работе и влияет на эффективность проектировочной деятельности.

Определяя сущность проектной компетентности воспитателя, педагогическая наука отмечает разные подходы к характеристике готовности педагога к проектной деятельности. В.А. Болотов, Г.Б.Голуб и др. выделяют несколько положений, раскрывающих готовность педагога к проектной деятельности, а именно:

- в первую очередь-это результат обучения в системе высшего профессионального образования;

- приобретение и распространение опыта в системе повышения квалификации;

- использование результатов самостоятельной профессиональной деятельности;

- реализация в работе основ современных подходов в образовании[2]

В качестве основных компонентов проектной компетентности педагога выделяются следующие: структурный и функционально-процессуальный, обеспечивающие соответствие целя и содержанию обучения. Перечень

элементов, раскрывающих компоненты проектной компетентности педагога представлены в таблице 1.

Таблица 1. Элементы компонентов проектной компетентности педагога

Элементы структурного компонента Элементы функционально-процессуального компонента

- когнитивный. Отражает процессы анализа и переработки поступающей информации. - культурологический. Способствует выбору условий, определяющих важные ценностные ориентации, вызывает потребность в развитии нравственной системы ценностей в ходе проектной деятельности, вырабатывает культуру проектной деятельности; - технологический. Отражает понимание структуры процесса проектирования, создание собственного продукта как результата проектной деятельности или презентацию итогов исследования; - коммуникативный. Включает комплекс умений, определяющих понимание, умение общаться, позволяющий использовать разнообразные формы и способы контактов в рабочей группе, имеющий одну цель, объединённой в решении поставленной проблемы; - рефлексивный. Это размышление, направленное на осмысление своих действий, самооценка по ходу выполнения проектов - инновационный. Характеризует введение новшества, появление нового результата. - личностный. Отражает владение опытом самоорганизации, поиск условий собственной успешности в реализации проектной деятельности; - мотивационный. Определяет мотивы овладения и осуществления проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе; - интерактивный. Предполагает создание ситуации развития личности, самореализации, творчества; - нормативный. Характеризуется нормами взаимодействия в ходе проектной деятельности; - оценочный. Предполагает умение предвидеть и прогнозировать развитие педагогического процесса в решении задач, поставленных в ходе реализации проектной деятельности.

Все компоненты проектной компетентности педагога ДОУ требуют процессов самореализации и переподготовки в системе непрерывного повышения квалификации. По мнению В.В. Серикова необходимо открыть в проекте новый смысл образования [5]. Это позволяет ориентироваться в условиях выбора стратегий жизни. Наличие проектной компетентности способствует созданию результативного профессионального опыта, появлению новых мотивов и ценностных ориентаций.

Повышая свою проектную компетентность, педагог активно использует современные компьютерные технологии, тем самым, повышая свою ИКТ-компетентность.

В рамках проектной деятельности ведется активная публицистическая работа. Результаты проектов публикуются на различных педагогических сайтах, на сайте ДОУ, презентуется опыт на городских методических объединениях перед коллегами, на семинарах и конференциях. Повышается рейтинг не только отдельного педагога, но и образовательного учреждения в целом. Успешно реализованные проекты вдохновляют педагогов поучаствовать в профессиональных конкурсах.

Большим плюсом использования проектной деятельности считается вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Формирование проектной компетентности педагогов ДОУ осуществимо на основе индивидуального и дифференцированного подхода через педагогические советы, модульные семинары, круглые столы, индивидуальное методическое сопровождение. Возможна организация сетевого взаимодействия между детскими садами для разработки алгоритма работы, технологических карт, методического пособия по данному направлению.

Сформированная проектная компетентность у педагогов дошкольной образовательной организации даёт возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

Использованные источники:

1. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. - №6. - С. 70 -78.

2. Голуб Г.Б. Метод проектов-технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие для педагогов -руководителей проектов учащихся основной школы / Г. Б. Голуб, Е.А., Перелыгина, О.В. Чуракова, ; под ред. Е.Я. Когана. - Самара : Учебная литература : Федоров, 2006. - 176 с.

3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

4. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. -С.80-84

5. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие / Под редакцией В.А Сластенина, И.А. Колесниковой. - М., 2008.

6. Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» http : //pandia.ru/text/78/113/104983.php

7. Циценко В. С., Красноперова Т.Н. Организация проектной деятельности в ДОУ. https : //moluch. ru/archive/120/33144/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.