Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Татьяна Александровна

Рассматриваются вопросы, связанные с процессом формирования проектной компетентности будущих педагогов. Предложена модель проектной компетентности будущих педагогов, а также описана система её формирования в условиях профессионального образования. Подведены некоторые итоги эмпирического исследования формирования проектной компетентности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE DESIGN COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN TERMS OF VOCATIONAL EDUCATION

The issues related to the process of formation of design competence of future teachers. The author proposes a model project competence of future teachers, as well as describes a system of formation of design competence in terms of professional education. Article summarizes some of the results of empirical research project competence formation of future teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2015. № 1. С. 61-65.

УДК 378 ББК 88.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. А. Парфенова

ФГБОУВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», Самара, Россия

Рассматриваются вопросы, связанные с процессом формирования проектной компетентности будущих педагогов. Предложена модель проектной компетентности будущих педагогов, а также описана система её формирования в условиях профессионального образования. Подведены некоторые итоги эмпирического исследования формирования проектной компетентности будущих педагогов.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная компетентность, компетентность педагога, проектная компетентность.

Происходящие в мировом образовательном пространстве глобальные изменения несут в себе огромный потенциал для активизации гуманитарного образования в Российской Федерации. Перспективы дальнейшего развития российского образования делают обязательной задачу подготовки такого профессионала, который был бы способен к эффективному проектированию своей деятельности в различных социально-культурных областях, поиску путей решения возникающих проблем независимо от частных обстоятельств и условий.

В современной образовательной среде востребованность проектирования как метода образования и одновременно потенциала человеческой личности связана с тем, что постепенная замена научно-технократической ориентации на ценностно-смысловое самоопределение педагогов и приоритета гуманистической ориентации послужила основанием для поиска нового облика образовательного пространства, который соответствовал бы социальному и государственному заказу и потребностям всех субъектов образовательного процесса.

Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование процесса формирования проектной компетентности будущих педагогов проходило на базе факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. В исследовании приняли участие 109 студентов-бакалавров выпускных курсов. Экспериментальная деятельность проходила в три этапа: диагностический, формирующий и контрольный. На первом этапе для определения уровня сформированности проектной ком-

петентности будущих педагогов мы применяли несколько диагностических методик. Для определения уровня развития управленческого компонента проектной компетентности мы применяли 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттел), а также опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Для оценки эмоционально-личностного компонента проектной компетентности мы применяли методику диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методику диагностики уровня развития рефлексивности (А. В. Карпов), тест коммуникативных умений (Л. Михельсон). Для качественного анализа проектной компетентности в творческом аспекте будущего педагога использовалась методика диагностики личностной креативности (Е. Е. Туник).

На формирующем этапе экспериментальной деятельности реализовывалась система педагогических технологий для формирования проектной компетентности будущих педагогов на базе академии. На данном этапе у студентов формировалась система знаний о проектной деятельности, изучались различные способы освоения проектной деятельности, а также создавались условия для применения полученных навыков в процессе самостоятельной проектной деятельности. Формирующий эксперимент проходил в течение двух лет, диагностические мероприятия проходили не только до начала и после окончания формирующего этапа, но и в процессе формирующего этапа, что позволяло контролировать, корректировать и устранять недостатки процесса формирования проектной компетентности будущих педагогов.

Для формирования проектной компетентности применялись различные педагогические тех-

нологии. В процесс академического обучения бакалавров были включены такие учебные дисциплины, как «Основы проектной деятельности», «Социальное проектирование», «Коммуникации в проектировании», на которых студенты познакомились с базовыми знаниями об организации проектной деятельности, со спецификой организации проектной деятельности в условиях коллектива учащихся, с инновационными технологиями в педагогическом проектировании. Применить полученные знания и отработать навыки студенты могли в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях. Для формирования проектной компетентности будущих педагогов была создана система реализации студенческих проектов в совместном творчестве с детьми, многие из которых были реализованы на всероссийском и региональном уровнях. В процессе подготовки и защиты выпускных бакалаврских работ, курсовых проектов применялись элементы проектной деятельности. В разработанную модель формирования проектной компетентности будущих педагогов были внедрены активные методы обучения, такие как имитационное моделирование, деловые игры и тренинги, групповые дискуссии в режиме круглого стола, ИК-технологии, также применялась техника «рефлексивного мышления», «кейс»-методика сопоставление собственных проектов с актуальными социально-педагогическими потребностями современности. В процессе обучения будущих педагогов организовывались встречи и открытые публичные лекции представителей учреждений образования, социальных структур, благотворительных фондов, заинтересованных в реализации социальных и педагогических проектов, мастер-классы профессионалов в области социального и педагогического проектирования. Для развития коммуникативной и творческой составляющих проектной компетентности были организованы обучающие семинары и тренинги, на которых студенты получали теоретические основы проектирования, учились организовывать и направлять коллективное детское творчество, интенсифицировать оригинальность, продуктивность мышления и разрабатывать гипотезы, выявлять социально значимые проблемы, создавать здоровую конкурентную атмосферу.

На заключительном этапе эксперимента проводилась контрольная диагностика уровня сфор-мированности проектной компетентности у будущих педагогов с помощью методик, перечис-

ленных выше. Обработка эмпирических данных осуществлялась с учётом возраста и пола испытуемых, с помощью программы Statistica 6.0 для среды Windows.

Результаты исследования и их обсуждение. Целью данной статьи является рассмотрение проблемы формирования проектной компетентности и распространение педагогического опыта в области профессиональной подготовки проектно-компетентных педагогов.

Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что процесс профессиональной подготовки педагогов исследуется многоаспектно. Исследованию процесса педагогического проектирования посвящены работы В. С. Безруковой, В. П. Беспалько, В. А. Болотова, В. А. Сластёнина, В. З. Юсупова [3]. Вопросы технологического обоснования проектирования учебного процесса рассматриваются в исследованиях В. М. Монахова, Г. А. Табар-данова, Т. Н. Шабоновой и др. П. Н. Пестряков,

B. Е. Радионов занимались изучением вопросов профессиональной подготовки педагогов к осуществлению проектной деятельности. Вопросами организации обучения по методу проектов занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как Д. Дьюи, У. Х. Килпатрик,

C. Т. Шацкий и др. [5].

Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в педагогической науке остаются неизученными некоторые параметрические характеристики проектной компетентности педагога. Изучения требуют такие стороны проектной компетентности педагога, как её составляющие, определение содержания и методов, обеспечивающих эффективный уровень её развития и формирования. Это приводит к усилению противоречий в педагогической теории и образовательной практике между объективной потребностью формирования проектной компетентности будущего педагога и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этого процесса в условиях вуза. Обозначенное противоречие определяет научную проблему исследования: каковы условия, факторы и технология, обеспечивающие эффективность формирования проектной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки? Значимость выявленной проблемы довольно велика, поскольку её решение, на практическом и теоретическом уровнях, не только создаст базу для профессионального взращивания современных компетентных педа-

гогов, улучшит сферу образовательной деятельности на всех её ступенях, но и обозначит новые пути развития российской науки.

Проведённый нами анализ психолого-педагогических исследований говорит о том, что уровень разработанности проблемы формирования проектной компетентности будущего педагога в условиях профессиональной подготовки не является достаточным и исчерпывающим. Технологической стороне применения проектирования в образовательном процессе посвящены работы по технологическому обоснованию проектирования учебного процесса В. М. Монахова, Т. К. Смыковской, Г. А. Табарданова, Т. Н. Шабо-новой и др. Профессиональной подготовке педагогов к использованию метода проекта в учебном процессе посвящены исследования П. Н. Пестря-кова, В. Е. Радионова и др. [2]. Проблема проектирования профессионального педагогического образования раскрывается в трудах В. А. Болотова, Е. И. Исаева, В. А. Слободчикова, Н A. Шайденко и др. [5].

Проектная компетентность педагога — это составная часть профессиональной компетентности педагога, которая предполагает способность применять в образовательной деятельности знания, умения, навыки и профессиональные личностно значимые качества, обеспечивающие эффективное прогнозирование, моделирование и планирование образовательного процесса [1]. Проектная компетентность педагога состоит из управленческого, эмоционально-личностного, творческого компонентов.

Управленческий компонент проектной компетентности педагога выражается в умении определять реальные цели создаваемого проекта, выбирать пути их достижения, в согласовании процедур планирования и прогнозирования, в умении организовать детский коллектив в процессе проектной деятельности, дифференцировать и объединить деятельность учащихся, в навыках делегирования прав, полномочий и ответственности в условиях проектной деятельности, в умении проводить текущий контроль проектной деятельности и исправлять нежелательные результаты проекта, а также в наличии знаний и умений, необходимых для анализирования и применения дидактических средств в процессе проектирования.

Эмоционально-личностный компонент выражается в следующих особенностях деятельности педагога: желании работать в детском коллективе

и искреннем интересе в качественном результате реализуемого проекта, эмоциональной устойчивости, компетентности в педагогическом оценивании, умении трансформировать учебную задачу в личностно-значимую, компетентности в установлении субъект-субъектных отношений, проявлении эмпатии, демократичности, тактичности в общении с коллективом учащихся, рефлексивных умениях.

Творческая составляющая проектной компетентности педагога выражается в способности педагога к творческой деятельности и нестандартному решению проблемных задач в условиях реализации проекта, изобретательности, гибкости, критичности ума, самобытности, чувстве новизны, чуткости к противоречиям, преодолении стереотипов, склонности к риску [4].

Для эмпирического исследования проблемы становления проектной компетентности будущего педагога нами были разработаны три уровня её сформированности. Низкий уровень проектной компетентности включает в себя лишь частичные проявления некоторых навыков, входящих в её состав. Средний уровень сформирован-ности проектной компетентности предполагает развитые способности педагога активно влиять на происходящее. При высоком уровне сформи-рованности проектной компетентности педагог способен активно проявлять способности, эффективно использовать как внутренние, так и внешние средства, проявлять соответствующие навыки в нестандартной ситуации. Основой для дифференциации уровней сформированности проектной компетентности является совокупность таких показателей, как эмоциональная стабильность, умение управлять своими эмоциями, настойчивость и упорство в достижении целей, общительность, высокая нормативность поведения, смелость, чувствительность, дипломатичность, профиль саморегуляции, уровень мотивации к успеху, уровень развития рефлексивности, коммуникативные умения, креативные особенности.

Анализ результатов контрольной диагностики показал значимые различия по показателям уровня сформированности проектной компетентности в экспериментальной группе. До начала формирующего этапа эксперимента высокий уровень сформированности проектной компетентности был зафиксирован у 18 % испытуемых, средний — у 42 %, низкий — у 40 %. По окончании контрольной диагностики мы можем констатировать, что высокий уровень сформированности

проектной компетентности был выявлен у 36 % испытуемых — это вдвое превышает первичный показатель. Средний уровень сформированности проектной компетентности на контрольном этапе был зафиксирован у 55 % испытуемых в экспериментальной группе, что также превышает первичный показатель. Низкий уровень сформи-рованности проектной компетентности на контрольном этапе эксперимента был диагностирован лишь у 9 % испытуемых в экспериментальной группе, что на 31 % меньше первоначального показателя, тогда как в контрольной группе существенных показателей зарегистрировано не было.

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что предложенная система формирования проектной компетентности педагогов в процессе профессиональной подготовки является эффективной, поскольку показатели её сформированности в ходе экспериментального исследования качественно и количественно изменились в лучшую сторону. Нам представля-

ется, что применение в профессиональной подготовке разработанной нами системы формирования проектной компетентности будущих педагогов — эффективный, проверенный практикой путь развития творческого, коммуникативного и исследовательского потенциала, становления волевого характера исследователя, воспитание активной инициативы, ответственности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, дипломатичности, что заключает в себе понятие проектной компетентности будущего педагога.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Изучение процесса формирования проектной компетентности педагогов в процессе профессиональной подготовки может быть продолжено в направлении исследования особенностей формирования проектной компетентности в условиях дистанционного и дополнительного образования.

Список литературы

1. Афанасьев, В. В. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе / В. В. Афанасьев, С. С. Ермолаева // Теория и практика обществ. развития. - 2012. - № 2. - С. 128-130.

2. Иванова, Л. В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя / Л. В. Иванова // Науковедение (интернет-журнал). - 2014.- Вып. 4. - С. 37. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/37PVN414.pdf

3. Кетриш, Е. В. Непрерывная педагогическая практика в формировании проектировочной компетенции будущих педагогов / Е. В. Кетриш // Учён. зап. Ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). -С. 96-101.

4. Соловьёва, Ю. А. Социально ориентированная проектная культура студентов: понятие и значение в формировании профессиональной компетентности выпускника вуза / Ю. А. Соловьёва // Соврем. проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 15.

5. Филимонюк, Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. ... д-ра пед. наук / Л. А. Филимонюк. - Махачкала, 2008. - С. 425.

Сведения об авторе

Парфенова Татьяна Александровна — старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Самара, Россия. parfenovasgpu@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2015. № 1. P. 61-65.

FORMATION OF THE DESIGN COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN TERMS OF VOCATIONAL EDUCATION

T. A. Parfenova

Senior Lecture of the Department of Psychology and Social Pedagogy, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, Russia, parfenovasgpu@mail.ru

The issues related to the process of formation of design competence of future teachers. The author proposes a model project competence of future teachers, as well as describes a system of formation of design competence in terms of professional education. Article summarizes some of the results of empirical research project competence formation of future teachers.

Keywords: higher education, professional competence, competence of teachers, project competence.

References

1. Afanasjev V.V. and Ermolaeva S.S. Pedagogicheskoe proektirovanie obrazovateljnogo processa kak vid professionaljnoyj deyateljnosti pedagoga v vuze [Instructional design of the educational process as a kind of professional work of the teacher in high school]. Theory and Practice of Social Development. 2012. No 2. P. 128-130. (In Russ.)

2. Ivanova L.V. Proektnaya deyateljnostj kak osnova razvitiya proektnoyj kompetentnosti uchitelya [Project activity as the basis of design competence of the teacher]. Naukovedenie. 2014. No 4. P. 37. (In Russ.)

3. Ketrish E.V. Neprerihvnaya pedagogicheskaya praktika v formirovanii proektirovochnoyj kompetencii buduthikh pedagogov [Continuous pedagogical practice in the formation of the designing competence of future teachers]. Uchenihe zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2013. No 3(97). P. 96-101. (In Russ.)

4. Solovjeva Yu.A. Socialjno-orientirovannaya proektnaya kuljtura studentov: ponyatie i znachenie v formirovanii professionaljnoyj kompetentnosti vihpusknika vuza [Socially-oriented design culture of students: the concept and importance in the formation of professional competence of the graduates]. Modern problems of science and education. 2014. No 5. P. 15. (In Russ.)

5. Filimonyuk L.A. Formirovanie proektnoyj kuljturih pedagoga v processe professionaljnoyj podgotovki [Formation of design culture of the teacher in the process of training] (Thesis for the Degree of Doctor of Pedagogy). Makhachkala, 2008. P. 425. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.