Kulikova Tatyana Alekseevna, Pronina Natalya Andreevna PROJECT COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS ..
pedagogical sciences
УДК 378.147.34
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0095
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
© 2020
SPIN-код: 9604-4590 AuthorID: 647505 ORCID: 0000-0003-0747-4965
Куликова Татьяна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин
SPIN-код: 8070-4542 AuthorID: 647453 ORCID: 0000-0002-0166-7064
Пронина Наталья Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (300026, Россия, город Тула, Пр. Ленина, 125, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена формированию проектной компетентности будущих педагогов. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом причин. Во-первых, система профессионального образования претерпела изменения, назрела необходимость подготовки высококвалифицированного учителя, обладающего высокой проектной компетенцией. Во-вторых, количество студентов с низким уровнем проективных умений растет. Таким образом, целью статьи создание модели формирования проектной компетентности будущего педагога и проверка на практике ее эффективности. В исследовании используются такие методы: анализ литературы, моделирование, тестирование, формирующий эксперимент. К результатам исследования можно отнести следующие: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты формирования проектной компетентности будущего учителя формируются в процессе обучения в вузе. Приводятся результаты тестирования студентов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию обучения и образования в высшей школе, расширяет и обогащает представление о содержательных и технологических основах подготовки будущего учителя и открывает перспективы для дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки специалиста в области образования. Практическая значимость состоит в том, что предложенная в статье методика формирования проектной компетентности студентов может быть применена в процессе обучения учителя-предметника в любой образовательной области. Статья может предоставлять интерес для профессорско-преподавательского состава средних и высших учебных заведений, психологов, учителей.
Ключевые слова: будущий учитель, проект, проектная компетентность, профессионализм, будущий педагог, высшее образование, бакалавр, педагогическое образование, метод проектов, учащиеся, модель проектной компетентности, проектное мышление.
PROJECT COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS AS A FACTOR OF PROFESSIONALISM
© 2020
Kulikova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department of «Legal disciplines» Pronina Natalya Andreevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Psychology and pedagogics» Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (300026Russia, Tula, Lenin Street 125, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the formation of project competence of future teachers. The relevance of the problem under study is due to a number of reasons. First, the system of vocational education has changed, and there is a need to train a highly qualified teacher with high project competence. Second, the number of students with low level of projective skills is increasing. Thus, the purpose of the article is to create a model of formation of project competence of the future teacher and to test in practice its effectiveness. The study uses methods such as literature analysis, testing, forming experiment. The results of the study include the following: cognitive, motivational, activity and reflexive-evaluation components of formation of project competence of the future teacher are formed in the process of study in the university. The results of testing students are given. The theoretical significance of the study is that it contributes to the theory of learning and education in higher education, expands and enhances the understanding of the substantive and technological foundations of the training of the future teacher and opens up prospects for further improvement of the professional training of the specialist in the field of education. The practical significance is that the methodology proposed in the article for forming the project competence of students can be applied in the course of teaching a subject teacher in any educational field. The article can provide interest for faculty of secondary and higher education institutions, psychologists, teachers.
Keywords: future teacher, project, design competence, professionalism, future teacher, the higher education, bachelor, pedagogical education, method of projects, pupils, model of project competence, project thinking.
ВВЕДЕНИЕ
Проекты прочно вошли в различные сферы жизни современного человека. Каждый должен уметь организовать свою жизнь как творческий проект: определить актуальные и перспективные цели; использовать имеющиеся, найти и привлечь недостающие резервы; наметив жизненный план, реализовать его, оценить степень его реализации. Современные политики, бизнесмены, спортсмены умеют проектировать.
Современная общеобразовательная школа все возможности для развития проектировочных умений учащихся. Выполняя творческие проекты, они овладевают
основами технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать и интегрировать новые знания и умения.
В XIX веке в США сельскохозяйственные рабочие учились, выполняя проект на заданную тему. В 20-х годах XX века Дж. Дьюи, Х.Килпатрик реализовали его в педагогической практике [1,2]. В России внедрением метода проектов в образовательную практику занимался С.Т. Шатский [3]. С 30-х по 60-е годы XX века проектная деятельность учащихся была под запретом. Интерес к данной теме возродился лишь с 80-90-х годов XX века. Результатом обучения по системе В.Т. Шаталова стало развитие самостоятельности и творческого мыш-
педагогические науки
Куликова Татьяна Алексеевна, Пронина Наталья Андреевна ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ...
ления [4]. И.П. Волков разрешал детям выбирать самостоятельно инструмент, дело, которым им бы хотелось заняться [5]. В современной образовательной практике интерес к проектам переживает второе рождение и связан с именами Т.Н. Куреневой, Н.В. Артемкиной, Л.И. Ермаковой [6,7,8]. Все проанализированные нами работы фокусируют свое внимание на этапах и способах реализации проекта школьниками.
Проектное обучение является одной из инновационных технологий, способствующих овладению учащимися разных возрастов знаниями, умениями, навыками, формированию умению перерабатывать и хранить информацию, развитию критического мышления. Анализ существующих стандартов образования свидетельствует об этом [9,10,11]. Несомненно, что в связи с этими нововведениями изменилась роль учителя, который теперь должен сопровождать проектную деятельность школьников. Умение применять метод проектов на уроке можно рассматривать как высокий уровень мастерства и профессионализма педагога [12,13].
Отсюда назрело противоречие между общественной необходимостью в учителях, способных к сопровождению проектной деятельности школьников, и отсутствием подготовленных кадров.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Целью нашего исследования является обоснование и проверка в практической деятельности модели проектной компетентности будущего учителя.
Вопросами формирования готовности учителя к педагогической деятельности занимались следующие ученые: С.П. Беловолова [14], Н.А. Пронина, Т.А. Куликова [15], В.А. Сластенин, Л.С. Подымова [16] и др.
Проблемами технологии обучения студентов проектированию занимались Р.И. Кузьминов [17], Н.А. Птицына [18], Л.А. Филимонюк [19] и др.
Мы использовали теоретические и практические методы исследования: моделирование, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, включенное наблюдение, тестирование, формирующий эксперимент.
Умения педагога выполнять различные проекты, его способность к управлению проектной деятельностью обучаемых являются составляющими его профессиональной компетентности, а педагога, владеющего проектированием, можно назвать компетентным специалистом. Будущий педагог учится проектировать еще на студенческой скамье.
Проектная компетентность будущего учителя - «мотивированное желание будущего педагога, его готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности по планированию, разработке, реализации, методическому и организационному сопровождению проектов в различных образовательных, научных и социальных сферах» [20].
Модель проектной компетентности будущего учителя включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивно-оценочный. Она отражает также обновление содержания преподаваемых дисциплин в соответствии с потребностями современной школы (см. рис 1).
Когнитивный компонент включает в себя знания о проектировании и дидактических возможностях подобранных средств руководства этой деятельностью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Изучение дисциплин психолого-педагогической подготовки «Психология», «Педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Методика преподавания предмета», курса по выбору «Проектирование в профессиональной деятельности педагога» знакомят будущего учителя с проектной деятельностью.
Знания оцениваются с точки зрения систематичности, системности, оперативности, глубины, прочности и полноты.
В мотивационный компонент входят отношение бу-
дущего учителя к проектированию.
Деятельностный компонент состоит из формирования опыта проектной деятельности. Студенты принимают участие в исследовательской деятельности еще в период их обучения в университете.
Рефлексивно-оценочный компонент позволяет студентам оценить свой уровень сформированности проектной компетентности.
Мы выделяем следующие уровни проектной компетентности: низкий, средний, высокий.
и оудущего учителя
Компоненты прое будущего учителя
J /
Когнитиеный: психоюго- Мотивационный: Деятельно стный: Рефлексивно-
педагогических основ природы развитие выполнение оценочныи: оценка
проектной исследовательской внутренней проектов;
деятельности и методических приемов мотивации методическое проектной
управления этой деятельностью с учетом и индивидуальных руководство проектами
Условия плоектной компетентности
Психолого-педатогнческие условия {проведение диагностики характеристик мотивации студентов; создание н поддержание благоприятного эмоционального климата, обеспечение рефлексии) Организационно-педагогические условия {использование ресурсов нормативных дисциплин и курса по выбору «Проектирование в профессиональной деятельности педагога»,взаимосвязь аудиторной н квазипрофессиональной
Критерии в деятельно стный, рефлексивно-оценочный.
Уровни: низкий, средний, в
оудущего учит ел;
мстиЕационныи.
Iг
ъ оудущего педагога
Рисунок 1 - Модель проектной компетентности будущего учителя
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В эксперименте участвовали 189 учащихся 1-5 курсов очной формы обучения факультетов русской филологии и документоведения и истории и права.
Для формирования когнитивного компонента мы использовали интенсификацию учебного процесса и активизацию познавательной активности учащихся, для этого мы применяли проблемный и исследовательский пути изложения материала, которые способствовали формированию у студентов навыка работы с информацией, развитию активности. Также в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла применялись активные методы обучения (кейсы, деловые игры, мозговой штурм и т.д.), которые также способствовали лучшему запоминанию учебного материала.
Мы изучили зачетные ведомости по дисциплинам «Психология» «Педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Методика преподавания предмета», курса по выбору «Проектирование в профессиональной деятельности педагога» с целью анализа когнитивного компонента. Это позволило нам сделать вывод о 100% усвоении теории студентами. Но нельзя говорить о проектной компетентности будущих педагогов в полной мере только руководствуясь лишь когнитивным компонентом.
Деятельностный компонент формировался следующим образом: в содержание учебных дисциплин «Психология» «Педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Методика преподавания предмета», курса по выбору «Проектирование в профессиональной деятельности педагога» были внедрены задания по выполнению различных проектов, а также в процессе прохождения производственной практики студенты осуществляли методическое руководство проектами учащихся.
Мы выделяем следующие виды проектов: информационные; исследовательские; творческие; ролевые.
Студенты 2 курса во время изучения дисциплины «Педагогика» выполняют проект «Индивидуально-дифференцированный подход в работе с одаренным ребенком», дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии», изучаемая на 4 курсе, позволяет
Kulikova Tatyana Alekseevna, Pronina Natalya Andreevna PROJECT COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS ..
pedagogical sciences
задуматься об инклюзивном образовании и создать проект урока для массовой школы, где обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты исследования можно опубликовать в ежегодных студенческих конференциях, проводимых на базе ТГПУ имени Л.Н. Толстого «Молодежь и наука - третье тысячелетие», «Проблемы молодежи глазами студентов».
Научно-исследовательская лаборатория «Позиция», работавшая в 2019 году, позволила выявить много талантливых студентов, которые заявили о себе как о будущих ученых-исследователях.
В марте 2019 года начал свою работу студенческий проектный офис ТГПУ имени Л.Н. Толстого, который позволит объединить студентов, магистрантов и молодых ученых, способных реализовывать различные виды исследовательских проектов.
Примером творческого проекта может служить создание буклета по теме «Противодействие экстремизму», изучаемой содержащего рекомендации для родителей и их детей в экстремальной ситуации (дисциплина «Основы вожатской деятельности»).
Ролевой проект очень интересен для студентов, потому что позволяет имитировать реальные социальные отношения, разыграть с помощью вымышленных героев различные ситуации. Например, вы мама девочки-подростка зашли к ней в комнату и обнаружили открытую страницу социальной сети «В контакте». Ваши действия?
По составу участников выделяют проекты коллективные и индивидуальные.
Студенческое объединение или научное сообщество занимается руководством проектной деятельности учащихся младших курсов. Организаторские умения являются очень важными для будущих педагогов, а работа в коллективе единомышленников позволяет приобрести ценный эмпирический опыт.
Студенты также принимали участие в коллективных студенческих проектах, например, при организации волонтерского движения. Преподаватели отдельных дисциплин на втором курсе курируют данные типы проектов, но они могут иметь интеграционный характер.
Работа над собственным проектом начинается на втором-третьем курсах вуза, результатом которой является научная статья и выступление на конференциях. Рабочие учебные программы отдельных изучаемых дисциплин предусматривали в качестве итоговой формы контроля проведение зачета и даже экзамена в форме защиты студентами индивидуальных творческих проектов практической направленности.
Кураторство проектной деятельности одного учащегося выполнялось в рамках практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической практики).
Опыт управления проектной деятельностью коллектива учащихся студенты приобретали, участвуя в проведении дней открытых дверей и университетских олимпиад для школьников. Можно отметить профори-ентационную направленность таких проектов, для их реализации могут использоваться дистанционные формы взаимодействия групп учащихся различных школ города и области.
Во время прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической практики) студенты помогали учителю-предметнику в организации проектной деятельности учащихся, приобретая опыт проведения мероприятий и исследований в конкретной общеобразовательной организации.
Будущие учителя оценивали проекты учащихся в роли членов жюри. Необходимо отметить, что организация подобного вида проектной деятельности в условиях обучения студентов-бакалавров - задача сложная. Как правило, к такой деятельности чаще привлекаются
студенты-магистранты. Студенты активно участвуют в проведении традиционных Праздников труда в одном из Центров образования города.
Таким образом, выполнение различных видов проектов позволяет будущему учителю сформировать практическое умение реализовывать свои идеи на практике.
Задача преподавателей вуза состоит в приобщении студентов с первого курса к работе в исследовательских или творческих коллективах с целью накопления ими опыта проектной деятельности. Например, участие в ежегодных праздниках «День знаний», «Знакомьтесь: мы - первый курс!».
Результаты диагностики мотивации профессиональной деятельности, полученные с помощью методики «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана), представлены на рисунке 2.
Выражена в Выражена в не Выражена в
незначительной мере большой, но и не большой мере
малой мере
Количество испытуемых, %
■ Внутренняя мотивация (ВМ)
■ Внешняя положительная мотивация (ВПМ)
■ Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ)
Рисунок 2 - Результаты диагностики мотивации профессиональной деятельности на констатирующем этапе исследования
Анализ данных, представленных на рисунке 2, позволяет констатировать следующее, что внутренняя мотивация профессиональной деятельности была выявлена у 40,0% будущих учителей, поскольку будущие учителя в значительной мере хотят получать удовлетворение от будущей профессиональной деятельности, от результатов своей работы, а также возможность наиболее полной самореализации именно в выбранной сфере деятельности. Оставшиеся 60,0% будущих педагогов продемонстрировали менее выраженные результаты по данной шкале. Высокий уровень внешней положительной мотивации был выявлен у подавляющего большинства обучающихся (88,0%). В наибольшей степени данную группу испытуемых привлекает денежный заработок, стремление к карьерному росту. 60,0% испытуемых по шкале по шкале «внешняя отрицательная мотивация» показали высокие баллы, что свидетельствует о стремлении данной группы испытуемых избежать критики со стороны преподавателей. Низкие результаты по данному параметру показали 16,0% будущих педагогов.
Рефлексивно-оценочный компонент определяет уровень развития оценки сформированности проектной деятельности. Для его оценки мы использовали отзывы студентов, в которых отмечалось необходимость и важность умения проектировать свою деятельность и руководить проектной деятельностью учащихся.
Во время формирующего этапа эксперимента проводилась апробация на практике разработанной модели компетентности будущего педагога. Эффективность опытно-экспериментальной работы определялась формированием выделенных компонентов профессиональной компетентности. Сравнительные данные приведены в рисунке 3.
Рисунок 3 - Сравнительные данные сформированно-сти проектной компетентности будущих педагогов (в %)
Из рисунка 3 видно, что позитивные изменения произошли во всех компонентах проектной компетентности. Особенно следует отметить позитивную динамику
педагогические науки
Куликова Татьяна Алексеевна, Пронина Наталья Андреевна
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ...
в деятельностном компоненте. Сначала эксперимента он увеличился с 18,4% до 29,4%. Можно сделать вывод, что будущие педагоги овладели умением проектировать.
Для выявления уровня проектной компетентности будущих педагогов авторами исследования была разработана диагностическая карта.
Рисунок 4- Показатели сформированности проектной компетентности будущих учителей (в %).
На рисунке 4 явно видно, что показатели проектной компетентности в конце эксперимента находятся на высоком уровне у 41,6% испытуемых, а у 54,5% на среднем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом по результатам проведенного исследования следует сделать следующие выводы:
Проектная компетентность будущего педагога состоит четырех взаимосвязанных и взаимозависимых когнитивного, мотивационного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов.
Важное место занимает получение практического опыта проектировочной деятельности.
Именно в процессе обучения в вузе необходимо формировать проектную компетентность, которая будет востребована в практической деятельности педагога.
Взаимосвязь нормативных дисциплин и курса по выбору «Проектирование в профессиональной деятельности педагога», аудиторной и квазипрофессиональной работы позволяет сформировать проектную компетентность будущего педагога.
Эффективными психолого-педагогическими условиями формирования проектной компетентности являются: проведение диагностики характеристик мотивации студентов; создание и поддержание благоприятного эмоционального климата, обеспечение рефлексии.
Разработанная программа формирует проектную компетентность будущих педагогов, что свидетельствует об ее эффективности и позволяет ее использовать в других педагогических вузах нашей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего. Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. 178 с.
2. Килпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон. 1925. 43 с.
3. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение Педагогические сочинения: В 4 т. М.: Просвещение, 1962-1965. Т.2.
4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. М.: Педагогика, 1987. 158 с.
5. Волков И.П. Цель одна — дорог много: Проектирование процессов обучения. М.: Просвещение, 1990.
6. Куренева Т.Н. Обучение будущих учителей организации проектной деятельности школьников//Сибирский педагогический журнал. №2. С.161-165.
7. Артемкина Н.В. Метод проектов в деятельности учителя начальных классов//Гаудеамус. №4.Т.15.С.80-83.
8. Ермакова Л.И. Подготовка будущего учителя к организации проектной деятельности школьников//Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=26973 (дата обращения: 31.03.2020).
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373 «Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февра-
ля 2018 г. № 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование"
14. Беловолова С.П., Орлова Р.А. Готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности//Сибирский педагогический журнал. 2008.№.14. С. 140-157.
15. Куликова Т.А., Пронина Н.А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета.2018. №3(192), С.84-91.
16. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности //Педагогическая наука и образование. 2006. № 1.С.42-49.
17. Кузьминов В.И. Проектирование процессной модели развития информационно-компьютерной готовности иностранных студентов к обучению в российских вузах: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Калининград, 2007. 120 с.
18. Птицына Н.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому проектированию (на примере урока) Дисс... к. пед. наук: 13.00.08. Тула.2009. 68 с.
19. Филимонюк Л.А. Педагогическое проектирование и обучение студентов педагогическому проектированию//Наука. Инновации. Технологии. 2005. №40. С. 113-120.
20. Зайцева С.А., Смирнов П.В. Проектная компетентность современного учителя// Университет — новой школе: материалы IX Международной научной конференции студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. 2016. С. 40.-45.
Статья поступила в редакцию 23.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020