Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОО / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE HEAD OF PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коурова Н.В.

В статье раскрыты понятия «компетенция» и «компетентность». Даны определения понятий «профессиональная компетентность руководителя образовательной организации» и «профессиональная компетентность руководителя профессиональной образовательной организации». Охарактеризовано законодательное определение профессиональной компетентности руководителя образования. Рассмотрены особенности профессиональной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND STRUCTURE OF THE CONCEPT PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE HEAD OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discloses the concept of "competence".The definitions of the concepts of “professional competence of the head of an educational organization” and “professional competence of a head of a professional educational organization” are given. The legislative definition of professional competence of the head of education is characterized. The features of professional competence of the head of a professional educational organization are considered.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 371.1

Коурова Н.В. студент магистратуры ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально -

педагогический университет» Россия, г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье раскрыты понятия «компетенция» и «компетентность». Даны определения понятий «профессиональная компетентность руководителя образовательной организации» и «профессиональная компетентность руководителя профессиональной образовательной организации». Охарактеризовано законодательное определение профессиональной компетентности руководителя образования. Рассмотрены особенности профессиональной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность руководителя образовательной организации, профессиональная компетентность руководителя ПОО, трудовые функции.

Kourova N.V. student of magistracy

FGAOU VO "Russian State Professional Pedagogical University"

Russia, Yekaterinburg CONTENT AND STRUCTURE OF THE CONCEPT PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE HEAD OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract: The article discloses the concept of "competence".The definitions of the concepts of "professional competence of the head of an educational organization" and "professional competence of a head of a professional educational organization" are given. The legislative definition of professional competence of the head of education is characterized. The features of professional competence of the head of a professional educational organization are considered.

Keywords: competence, professional competence of the head of the educational organization, professional competence of the head of professional education, professional functions.

Основателем компетентностного подхода в образовании считается английский ученый Дж. Равен [11], который привел в систему многочисленные исследования структуры компетентности, открыл психологическую природу компетентности, охарактеризовал проблемы формирования компетентности на различных возрастных ступенях становления человека, выделил условия, нужные для развития

компетентности.

В науке представлено несколько подходов к определению компетентностного подхода. В частности, Зеер Э.Ф. [2] и Сымнюк Э.Э. [13] рассматривают компетентностный подход как приоритетную ориентацию на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. О.Е. Лебедев определяет компетентностный подход как общие принципы определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных достижений. К данным принципам относятся:

- значение образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в любых сферах и видах деятельности на базе собственного социального опыта;

- содержание образования основывается на дидактически приспособленном социальном опыте решения познавательных, мировоззренческих, моральных, политических и других проблем;

- сущность организации образовательного процесса заключается в обеспечении условий для формирования у обучаемых навыка решения познавательных, коммуникативных, организационных, моральных и других задач;

- оценка итогов образования базируется на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на конкретном этапе обучения [9, с. 7].

По ходу распространения идей компетентностного подхода возникло множество определений его базисных понятий - «компетенция» и «компетентность». Большое количество имеющихся определений данных понятий говорит о неустоявшейся терминологии и о многогранности самих феноменов.

Анализ психолого-педагогической литературы устанавливает два подхода к соотношению понятий «компетенция» и «компетентность». Представители одного подхода не разделяют данные понятия и используют их как синонимы. Представители другого разделяют эти понятия.

На наш взгляд, данные понятия имеют ряд характерных различий. Мы считаем, что компетенция — характеристика потенциального состояния личности, компетентность — характеристика личности, проявляемая в реальной деятельности. На основании этих определений можно сделать вывод, что компетентность является интегральной характеристикой, состоящей из набора компетенций, содержание которых зависит от целей, задач и характера деятельности. Данную точку зрения разделяют многие современные ученые. Например, В.В. Сериков определяет компетенцию как структурную единицу компетентности, позволяющей эффективно взаимодействовать в той или иной области. Чтобы говорить о компетентности в целом, считает автор, необходимо выделить ключевые компетенции. Овладение компетенциями является целью саморазвития индивида, требует

наличия познавательных и творческих способностей, необходимого культурного уровня и сформированных представлений о смысле деятельности. И лишь при достижении этой цели происходит формирование компетентности человека, в результате приобретения опыта реализации компетенции и появления качеств личности, необходимых для эффективных действий в ситуации, требующей применения соответствующей компетенции[12, с. 60].

С. Е. Шишов подразумевает под термином «компетенция» общую готовность и способность индивида к деятельности, основанные на приобретенных в процессе обучения знаниях и опыте. «Компетенция не может быть определена через некую сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам» [17, с. 33].

А. В. Хуторской рассматривает компетенцию как совокупность взаимосвязанных свойств личности (знаний, умений, навыков, методов деятельности) по отношению к конкретному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности [15].

Вышеупомянутые определения характеризуют

понятие «компетенции» как готовности индивида к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности по решению конкретной жизненной ситуации.

В то время, как "компетентность" чаще рассматривается как совокупность способностей, умений и знаний достаточных и актуальных для выполнения определенных трудовых функций, сумма психических качеств, позволяющее осуществлять деятельность самостоятельно и ответственно.

М.А. Чошанов рассматривает компетентность как сумму трех признаков: мобильности знаний, обладания оперативными знаниями и умения применять метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время [16, с. 23].

И.А.Зимняя трактует понятие «компетентность», как опыт социально-профессиональной жизнедеятельности, основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что «компетентость» является более широким понятием, включающим в себя сумму компетенций, наобходимых для рализации того или иного вида деятельности.

Более узкое понятие профессиональная компетентность конкретизируется через границы его применимости (область его использования - профессиональная деятельность) и определяется:

1. Как система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью (А.А.Деркач, А.В.Хуторской и

др.);

2. Как потенциал для выполнения профессиональных обязанностей -совокупность необходимых знаний, умений и навыков для выполнения

определенного виды профессиональной деятельности (Э.Ф.Зееер, Г.М.Коджаспирова и др.);

3. Как психическое состояние личности, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно в профессии (А.К.Маркова и др.).

Законодательное определение профессиональной компетентности руководителя образования произошло в результате утверждения квалификационных характеристик должностей работников образования в 2009 г. В квалификационных характеристиках под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия [6].

В литературных источниках представлено несколько подходов к определению профессиональной компетентности руководителя образовательной организации. Основные из них:

1. совокупность знаний, умений, способностей, профессионального опыта и личностных качеств руководителя, обеспечивающих эффективное управление образовательной организацией;

2. комплексное личностно- профессиональное свойство, обусловленное личностными и внешними факторами, формируемое с помощью традиционных и инновационных методов, технологий и форм обучения, самообразования и информационной среды [8].

Структура профессиональной компетентности директора образовательной организации формируется из перечня трудовых функций (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) или профессиональных обязанностей (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ). В таблице 1 представлена структура профессиональной компетенции руководителя ОО.

Таблица!

Область компетенций Компетенции и ответственность по ФЗ «Об образовании в РФ» Трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником

Правовые компетенции - Соблюдение государственных требований в части материально-технического обеспечения образовательного процесса в пределах собственных финансовых средств; - Разработка и принятие локальных актов ОО -Осуществление руководства ОО в соответствии с документами нормативно-правового характера федерального, регионального и локального уровней

Финансово экономические компетенции - Привлечение дополнительных источников финансовых и материальных - Обеспечение образовательной и административно-хозяйственной деятельности ОО;

средств - Привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств

Организационные компетенции - Самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты - Формирование контингента обучающихся (воспитанников, детей), обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников ОО в установленном законодательством РФ порядке

Анализ литературных источников демонстрирует практически полное отсутствие работ, посвященных системному, комплексному анализу феномена «профессиональная компетентность руководителя (директора) профессиональной образовательной организации». Тем не менее, используя доступные работы, посвященные деятельности директора ПОО, квалификационные характеристики, проекты профессиональных стандартов, а также собственный опыт практической деятельности, мы можем выделить следующие особенности профессиональной компетентности руководителя организации профессионального образования относительно руководителей профессиональных организаций других типов.

1. Многообразие трудовых действий - выполнение большего количества трудовых функций по сравнению с руководителями образовательных организаций другого уровня. Например, трудовая функция «Управление производственной деятельностью профессиональной образовательной организации».

2. Необходимость обладать знаниями передовых производственных технологий, специфики современного оборудования и материалов, особенностей оценки эффективности деятельности производства по профессиям и специальностям, по которым осуществляется подготовка в ПОО. Следовательно, профессиональную компетентность руководителя ПОО необходимо рассматривать в трехмерной модели: управленческая, психолого- педагогическая и производственная деятельность.

3. Мониторинг дефицита квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена рынка труда в разрезе программ подготовки ПОО. Анализ требований работодателей к квалификации выпускников в целях формирования актуальных и востребованных компетенций в ПОО. Следовательно, руководитель ПОО тесно взаимодействует с работодателями и объединениями работодателей, что требует развития эффективной коммуникации и стратегического мышления.

4. Выполнение управленческих функций в условиях модернизации, постоянно меняющихся условий. С одной стороны, движение в направлении децентрализации и автономии в сочетании с ростом ответственности; а с другой, инновационные подходы к организации образовательного процесса

и увеличивающееся разнообразие контингента обучающихся расширяют обязанности руководителей ПОО. В результате данных нововведений, профиль руководителя ПОО кардинально изменился. В настоящее время он преимущественно характеризуется множеством ответственных ролей, включая административные и управленческие задачи, финансовые и кадровые ресурсы, связи с общественностью, обеспечение качества образования и воспитания.

Таким образом, современные целевые ориентиры ПОО требуют формирования у руководителей новых компетенций, готовности к осуществлению инновационной деятельности, к принятию новых моделей образования, активному формированию полифункциональной образовательной среды.

Использованные источники:

1. Деркач, А. Акмеология: учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256с.

2. Зеер, Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании/ Э. Ф. Зеер// Образование и наука. Известия УрО РАО.-2000. - № 3(5). - С. 7-11.

3. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования/ Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - М., 2005. - № 4. - С. 23-30.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос" . Режим доступа к журн. URL : http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 01.10.2018)

6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)// Система ГАРАНТ. Режим доступа: URL : http://base.garant.ru/180422/#ixzz55YDUnYNy (дата обращения: 12.01.2018)

7. Коджаспирова Г.М.Словарь по педагогике/Г.М. Коджаспирова, А.М. Коджаспиров.- Ростов н/Д.: МарТ,2005.-448с.

8. Крымовская И.А. Подготовка руководителей профессиональных образовательных организаций к образовательному нормотворчству:дис.на соискание уч.степни канд.пед.наук:13.00.08:защищена 21.02.15: утв. 14.08.15.М.,2015.231с.

9. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании /О.Е.Лебедев//Школьные технологии. - 2004.-№5. С.3-12

10.Маркова А.К. Психоогия профессионализма/А.К.Маркова.-М.:Знание, 1996.-308с.

11.Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление,

развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. - М.: Когито- центр, 2002. -396 с.

12.Сериков В.В.Образование и личность/В.В.Сериков.-М., 1999.-242с.

13.Сыманюк, Э. Э. Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта/ Э. Э. Сыманюк, Ю. А. Тукачев // Образование и наука. - М., 2005. - № 4. - С. 96105.

14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г.// Система ГАРАНТ. Режим доступа: URL : http://base.garant.ru/70291362/#ixzz55pokgNif (дата обращения: 14.01.2018)

15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторскогого на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23.04.2002 г. / А. В. Хуторской. - Центр «Эдйдос». - URL: www.eidos.ru/news/compet.htm(дата обращения: 14.09.2018)

16.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

17.Шишов, С. Е. Компетентностный подход в образовании как необходимость/ С. Е. Шишов, ИГ. Агапов // Мир образования - образование в мире. - 2001.-№4.-С.31-36

18.Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования/ С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 1999. - № 2. - С. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.