Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности'

Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7438
868
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL SPACE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL STANDARD / THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильковская И. М.

Социально-экономические преобразования последних десятилетий оказывают большое влияние на функционирование образовательной среды, формируя конкретный социальный заказ. Проблема определения набора профессиональных компетентностей современного руководителя образовательной организации, соответствующих современным требованиям, оказывается в центре внимания автора статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильковская И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL OF ORGANIZATION: DEFINITION AND CHARACTERISTICS

Socio-economic changes of recent decades have a great influence on the functioning of the educational environment and it helps to form a particular social order. The problem of determining a set of professional competencies the modern head of the educational organization, in line with modern requirements, is in the spotlight of the author of the article.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности»

УДК 378.1

И.М. Ильковская ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Социально-экономические преобразования последних десятилетий оказывают большое влияние на функционирование образовательной среды, формируя конкретный социальный заказ. Проблема определения набора профессиональных компетентностей современного руководителя образовательной организации, соответствующих современным требованиям, оказывается в центре внимания автора статьи.

Образовательное пространство, профессиональная компетентность,

профессиональный стандарт, руководитель образовательной организации

I.M. Ilkovskaya

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL OF ORGANIZATION: DEFINITION AND CHARACTERISTICS

Socio-economic changes of recent decades have a great influence on the functioning of the educational environment and it helps to form a particular social order. The problem of determining a set ofprofessional competencies the modern head of the educational organization, in line with modern requirements, is in the spotlight of the author of the article.

Educational space, professional competence, professional standard, the head of the educational organization

Системное, глубинное реформирование социально-экономических отношений в государственных и муниципальных структурах диктует современной образовательной организации необходимость переосмысления собственной деятельности. Несоответствие основным нормативным документам, регламентирующим деятельность организации в сфере образования, в частности требованиям Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», может обусловить глобальное осложнение стабильного функционирования и конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке предоставляемых услуг. Залогом успеха эффективного развития системы управления образовательной организацией в современном социуме является доступность качественного образования всех уровней, при этом успешность модернизации системы образования в целом и конкретной образовательной организации, в частности, связаны с квалифицированной деятельностью руководителя организации [1].

Целевые установки, стоящие сегодня перед образовательными организациями, требуют формирования у ее руководителей новых компетенций, готовности к осуществлению инновационной деятельности, к принятию новых моделей стандартизации, активному формированию многофункциональной информационно-образовательной среды. Однако предъявляемые требования к компетентно-

сти управленцев в сфере образования во многом оказываются завышенными по сравнению с имеющейся компетентностью действующих руководителей.

Очевидный дефицит подобной управленческой компетентности, к сожалению, фактически замедляет и усложняет реализацию инновационных проектов, проводимых в рамках модернизации отечественной социально-экономической системы, оказывается значительной преградой на пути корректного и эффективного развития системы управления образованием в целом и конкретной образовательной организацией в частности.

В соответствии с вышесказанным очевидно, что необходимость в переосмыслении целей, содержания, организации и технологий формирования профессиональной компетентности руководителей становится государственной проблемой. Одним из решений, способных минимизировать заявленное рисковое поле, может стать создание эффективной системы профессиональных стандартов, в которой одно из ключевых мест должен занять Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)». На сегодняшний день представлен для обсуждения лишь проект указанного профстандарта, однако уже очевидны некоторые концептуальные разногласия в определении статуса и формата предложенного материала.

Безусловно, профессиональный стандарт как документ, регламентирующий набор трудовых функций - профессиональных компетентностей, оказывается в состоянии внести значительный вклад в формирование качественных образовательных услуг, предоставляемых организацией; способен стать основой для создания систем сертификации и аттестации различных категорий персонала, для разработки и реализации программ развития человеческих ресурсов, а также для создания и внедрения согласованных программ подготовки и переподготовки кадров [2].

Профессиональный стандарт как управленческий инструмент соотносим с понятием «квалификационный уровень» и представляет собой систему основанных на компетенциях требований к профессии, модель специалиста. В таком случае в рамках процессов управления в сфере образования профессиональный стандарт руководителя образовательной организации будет способствовать постоянному профессиональному росту руководителей в сфере образования [3].

Таким образом, профстандарт руководителя образовательной организации так или иначе в своем содержательном наполнении при многообразии функциональных характеристик выводит нас на определение основного понятийно-терминологического аппарата статьи, доминантой которого оказывается профессиональная компетентность.

Долгое время в современной отечественной педагогике актуальной оказывалась полемика в определении приоритетности понятий «компетенция» и «компетентность».

Очевидно, что анализируемые понятия активно начали функционировать во второй половине ХХ века в работах И.А. Зимней, А.В. Хуторского, Д.Б. Эльконина и многих других, особенно при актуализации концепции компетентностного подхода. Проведенный анализ научно-методической литературы вопроса выявил закономерное терминологическое разногласие; однако, несмотря на явное разнообразие в трактовках, очевидно, что на данный момент научный спор фактически прекратился. При этом большинство исследователей трактует содержательное наполнение искомых понятий, рассматривая их в соотношении частное - обобщенное, теоретическое - практикоориентированное. Так, на наш взгляд, традиционным с позиций классического образования можно считать определение, данное Э.Ф. Зеером, по мнению которого, компетентность - это интегративное качество личности, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определённого вида профессиональной деятельности [4]. Безусловно, ключевой характеристикой дефиниции оказывается ориентация на личностный фактор. В подобном же ключе свое определение компетентности предлагает Л.Ю. Степашкина, акцентируя внимание на умении человека «мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт» [5].

Интересна точка зрения М.А. Чошанова, выделяющего три основные составляющие понятия «компетентность»: критичность мышления, мобильность знания, вариативность метода, используемого при решении функциональных задач [6]. Заметим, что сосуществование заявленных качественных характеристик в неразрывном единстве оказывается залогом эффективной реализации формулы профессиональной компетентности руководителя / специалиста.

Таким образом, понятие «компетентность» обладает емким содержательным пластом, в основе которого функционируют интегрирующие профессиональные, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность руководителя рассматривается как совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в сфере образования.

Традиционно в системе развития образовательной парадигмы выделяются разнообразные составляющие компетентности руководителей: профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность, правовая компетентность. Остановимся на анализе каждой из них более подробно.

Профессиональная компетентность. Очевидно, что в социально-экономической сфере, к которой принадлежит и образовательная среда, компетентность используется при характеристике профессиональной деятельности. Однако до сих пор существует многообразие дефиниций, позволяющих различным исследователям предлагать собственные трактовки. Приведем лишь некоторые из них.

Профессиональная компетентность - характеристика, которая отображает деловые и личностные качества специалиста, отображает уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также моральную позицию специалиста [7].

Профессиональная компетентность - это главный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [8].

Представленные определения демонстрируют значимость не столько знаниевой, сколько конструктивной составляющей профессиональной компетентности руководителя. Недаром в современном социуме ключевыми оказываются бизнес-качества личности, среди которых наиболее востребованными являются творческое (креативное) мышление, мобильность в принятии решений, стратегическое прогнозирование и нацеленность на конечный результат, инициативность и при этом высочайшая стрессоустойчивость. Очевидно, что приоритетными в подобных условиях становятся навыки эффективной самоорганизации и организации деятельности педагогического коллектива с использованием различных способов мотивации; психологические навыки межличностного общения, нацеленные на разрешение и предупреждение возможных конфликтов, сохранение корпоративного единства и культуры; навыки аналитико-прогностического характера, предполагающие вдумчивую работу по продумыванию шагов от поэтапного планирования к всеобъемлющей рефлексии. Соответственно, модернизационные изменения в социально-экономическом пространстве страны расширяют рамку требований к системе базовых профессиональных умений руководителя образовательной организации. К традиционным структурным составляющим: интеллектуальной компетентности, инструментальной компетентности - добавляется комплекс социально-психологических навыков, формирующих индивидуально-личностную компетентность руководителя.

Таким образом, профессиональную компетентность в сфере образования можно рассматривать как качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников [9]. Именно данные составляющие соотносимы с перечнем обобщенных трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт руководителя в сфере образования.

Коммуникативная компетентность. Дискуссия по поводу необходимости выделения коммуникативной компетентности как самостоятельной единицы, обладающей определенным набором качественных характеристик, не угасает до сих пор. В большинстве научно-методических исследований коммуникативная компетентность рассматривается как составляющая профессиональной компетентности. Однако, учитывая полиструктурность и многоаспектность данного феномена, можно говорить о том, что коммуникативная грамотность, коммуникативная мобильность руководителя становятся маркером конкурентоспособности образовательной организации в системе современных рыночных отношений. Соответственно, изучение коммуникативной компетентности оказывается актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Бесспорно и то, что обсуждение реальных изменений в определении статуса профессии руководителя образовательной организации сегодня свидетельствует о приоритетной значимости коммуникативной компетентности при характеристике профессиональной деятельности. Именно коммуникативный навык позволяет личности углублять сумму профессиональных знаний, совершенствовать профессиональные умения, рефлексировать, способствовать саморазвитию и развитию внутренней и внешней среды образовательной организации.

Более детально представить содержательное наполнение коммуникативной компетентности возможно, определив целевые установки, возникающие перед руководителем. Взяв за основу посту-

лат, что основной задачей профессиональных коммуникативных умений оказывается не только общение, но и взаимодействие, можно определить систему целеполагания, на которой основывается коммуникативная компетентность руководителя:

— получение или сообщение информации, которая необходима для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей;

— управление поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;

— удовлетворение собственной потребности человека в общении, как профессиональном, так и личном.

При этом оказывается очевидным, что общение как качественная целевая установка коммуникации в большей степени ориентировано на создание атмосферы, формирование отношений, неформального влияния; а взаимодействие, в свою очередь, требует качественного продукта определенного вида совместной профессиональной деятельности.

Таким образом, коммуникативная компетентность в управленческом общении помимо знания руководителем основных законов межличностного взаимодействия требует выбора эффективной коммуникативной стратегии, свободы владения всеми ресурсами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, что позволит ей выступить интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.

Информационная компетентность. В последние десятилетия информационную компетентность руководителя приравнивают к его умениям грамотно использовать информационнокоммуникационные технологии в управленческой деятельности, что не всегда соответствует действительности. Безусловно, понятие информационной компетентности возникло в связи с бурным развитием ИКТ и их вхождением во все социальные сферы деятельности общества. Возникновение этого понятия относят к началу 2000-х гг. Однако в соответствии с требованиями и ЕКС, и проекта профстандарта руководителя образовательной организации понятие информационной компетентности значительно расширено. Под информационной компетентностью понимаются:

— способность определять информационные требования к вопросу исследования для формулирования стратегии поиска сведений, ориентированные на эффективное восприятие и оценку информации, а также отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов;

— способность определять формы представления необходимых сведений, в процессе которой актуализируется работа с различными информационными источниками и ресурсами;

— умение организовывать сведения наиболее благоприятным для анализа, синтеза и понимания способом, позволяющим проектировать оптимальное решение управленческих рисков и педагогических практических задач, а также осуществлять ведение документации образовательной организации на электронных носителях;

— осознавать этические, юридические и политические проблемы использования информационных ресурсов [10].

Очевидно, что полиструктурность и многоаспектность понятия информационной компетентности связаны с прогрессивным развитием информационного общества, с массовым распространением электронных носителей и актуализацией информационно-коммуникативных технологий. Возможно, в дальнейшем именно это наполнение заявленного понятия станет ключевым; основанием для подобного предположения оказывается терминологическая синонимия, все чаще появляющаяся при характеристике информационной компетентности руководителя («медиакомпетентность», «медиаграмотность»). К тому же развитие современной системы образования во многом связывается с мировыми тенденциями развития информационных технологий и ресурсов.

Правовая компетентность. Характеристика правовой компетентности руководителя в большей степени однозначна: от руководителя требуется знание законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, корректное их использование в управленческой деятельности при выполнении руководителем социальных норм и правил поведения, которые санкционируются или устанавливаются государством в соответствии с его правами, обязанностями и полномочиями [11].

Однако при внешней однозначности и простоте правовая компетентность руководителя является сложным, развивающимся и многофункциональным личностно-профессиональным свойством, определяемым интро- и экстраличностными факторами, на формирование которого оказывает значительное влияние синтез традиционных и инновационных методов управления, приоритетность самообразования, воз-

можность получения квалифицированной информационной поддержки в вопросах правоотношений в образовательном пространстве.

Таким образом, мы обозначили ключевые компетентности, которыми должен обладать современный руководитель системы образования. В условиях интенсивных социальных перемен потребность в высококвалифицированных руководителях, обладающих соответствующими современным требованиям профессиональными навыками, явно возрастает. Соответственно, увеличивается и набор компетентностей, необходимых для эффективного и качественно управления, что связано и с изменениями социальноэкономического характера развития страны, и с решением федеральных властей узаконить перечень обобщенных трудовых функций, и с определенным социальным заказом всех субъектов образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

2. Панкина Г.В. Анализ профессиональных стандартов / Г.В. Панкина, С.В. Бабыкин, Д.В. Панкин // Компетентность. 2010. № 9-10. С. 14.

3. Филиппов В.М. Профстандарт руководителя образовательной организации / В.М. Филиппов, А.П. Ефремов // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. № 4. С. 29-31.

4. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования / Э.Ф. Зеер // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: тез. докл. II науч.-практ. конф. Ч. 2. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. С. 23-25.

5. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции / Л.Ю. Степашкина // Эйдос: Интернет-журнал. 2005. 10 сентября. http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-09.htm.

6. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие / М.А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. 160 с.

7. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 368 с.

8. Деркач А.А. Акмеология / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

10.Information Literacy Competency Standards for Higher Education / URL: //www .ala. org/ala/ acrl/acrlstandards/informationliteracycompetency.htm

11. Лежнев П.И. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения: учеб.-практ. пособие / П.И. Лежнев, Е.А. Мигаль; под ред. А. П. Притыко. Ростов н/Д: Рост. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 1996. С. 96.

Ильковская Ирина Михайловна - Irina M. Ilkovskaya -

кандидат педагогических наук, ректор Ph. D., Rector

Г осударственного автономного образовательного State Autonomous Educational Institution учреждения дополнительного профессионального of Additional Professional Education for

образования (повышения квалификации) Professionals «Saratov Institute for Further Training and

специалистов «Саратовский институт повышения Continuing Education»

квалификации и переподготовки работников образования»

Статья поступила в редакцию 12.02.14, принята к опубликованию 15.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.