Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 371 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10043
Шикалова Т.Н.
Функциональный компонент конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в структуре профессиональной компетентности
Шикалова Татьяна Николаевна - автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования» (Ижевск, Россия)
В статье рассматривается проблема формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя дошкольной образовательной организации. Особое внимание акцентируется на функциональном компоненте обозначенной компетенции, поскольку он является одним из важных условий приобретения опыта в вопросах конструирования образовательной деятельности, создания дидактических и методических материалов, новых форм, методов, программ и технологий организации образовательной деятельности на основе знаний, навыков и практической деятельности. Для решения обозначенной цели и проверки гипотезы определены методы исследования: а) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ и обобщение теории и практики системы повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО; б) эмпирические: изучение и анализ педагогического опыта по проблеме формирования конструктивной компетенции музыкальных руководителей ДОО; наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент; в) методы математической и статистической обработки: выполнение процедуры математической и статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение, обобщение.
Статья освещает результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие выдвинутую гипотезу и доказывающие научную новизну исследования, которая заключается в уточнении понятия конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, разработке и реализации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, определении и обосновании критериев, показателей и средств педагогической диагностики для определения уровня сформированности конструктивной компетенции музыкальных руководителей ДОО.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, конструктивная компетенция, музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации, повышение квалификации, технология.
Для цитирования: Шикалова Т.Н. Функциональный компонент конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в структуре профессиональной компетентности // Современное дошкольное образование. - 2019. - №2(92). - С. 40-51. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10043
Материалы статьи получены 14.01.2019.
* Контакты: [email protected], ORGD: https://orcid.org/0000-0003-0417-473X
UDC 371 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10043 Functional Component of the Constructive Competence of the Musical Director of a Preschool Educational Organization in the Structure of Professional Competence Tatyana N. Shikalova, Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education of the Udmurt Republic "Institute of Education Development", Izhevsk, Russia This paper considers the problem of formation of constructive competence of the musical director of preschool educational organization. A special attention has been paid to the functional component of the designated competence, because it is one of the important conditions for gaining experience in the design of educational activities, the creation of didactic and methodological materials, new forms, methods, programs and technologies of educational activities based on knowledge, skills and practical activities. The following research methods have been defined: a) theoretical: analysis of psychological, pedagogical and methodical literature; analysis and generalization of the theory and practice of the system of advanced training for musical directors of pre-school educational organizations; b) empirical: study and analysis of pedagogical experience on the problem of formation of constructive competence of musical directors of pre-school educational organizations; observation, questionnaires, pedagogical experiment; c) methods of mathematical and statistical processing: performance of the procedure of mathematical and statistical processing of results, experimental work, comparison, generalization. This paper highlights the results of experimental work, confirming the hypothesis put forward and proving the academic novelty of the study, which is to clarify the concept of constructive competence of the musical director of a pre-school educational organization, the development and implementation of technology for the formation of constructive competence, the definition and justification of criteria, indicators and means of pedagogical diagnosis to determine the level of constructive competence. Keywords: professional competence, constructive competence, musical director of a pre-school educational organization, advanced training, technology. For citation: Shikalova T.N. (201 9). Functional component of the constructive competence of the musical director of a preschool educational organization in the structure of professional competence. Preschool Education Today. 2:1 3, 40-51 (in Russian). DOI: 1 0.2441 1/1 997-9657-201 8-1 0043 Original manuscript received 14.01.2019.
Введение
Компетентностный подход в образовании в условиях социальных, духовных и экономических преобразований в обществе приобретает особую актуальность. В соответствии с требованиями Российского законодательства в сфере образования, современному педагогу необходимо владеть ключевыми компетенциями, обеспечивающими реализацию концептуально новых подходов, современных программ и технологий. Наряду с профессионально значимыми компетенциями педагога, такими как управленческая (Ю.В. Васильев, В.П. Симонов и др.), коммуникативная (Ананьев, 1962), (Маркова, 1996),
(Трофимова, 2003), (Трофимова, 2012), гностическая (В.Л. Дубинина, М.Н. Скаткин), проектировочная (О.И. Генисарецкий, К.М. Кантор), методическая (Гладун, 2009), одной из значимых является конструктивная компетенция, направленная на создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации образовательной деятельности. Следовательно, конструктивная компетенция основана на творческой созидательной деятельности педагога и является ведущей мотивацией к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.
Проблема конструктивной функции педагога в системе его педагогической деятельности интересовала исследователей еще в XX в.
и по сей день остается актуальной. По справедливому утверждению Н.М. Борытко, «отбор эффективных средств и условий побуждает педагога к конструированию более совершенной педагогической системы, что чаще всего выражается в разработке различного рода авторских программ» (Борытко, 2001), что, в свою очередь, обеспечивает качество образовательной деятельности с воспитанниками. При недостаточном владении конструктивной компетенцией педагог, в частности музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), сталкивается с трудностями в вопросах планирования, разработки проектов, сценариев музыкальной образовательной деятельности, структуризации музыкального репертуара для детей и дидактических пособий и др. Кроме того, педагог, ограниченный рамками той или иной программы, технологии, часто не склонен к самостоятельным действиям в плане инновационных преобразований, конструирования системы обучения (Stronge, 2007).
Методологическая основа исследования
В связи с актуальностью проблемы конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО был проведен анализ научной педагогической литературы, в результате которого уточнено и скорректировано понятие «конструктивная компетенция музыкального руководителя ДОО». Данное понятие рассматривается нами как структурный компонент профессиональной компетентности, определяющий круг функциональных обязанностей музыкального руководителя ДОО, в который входит знание методов конструирования и умение грамотного применения их в систематизации методического материала, планировании и проектировании музыкальной образовательной деятельности, конструировании музыкальной развивающей предметно-пространственной среды, содержания музыкального и методического материала, а также умение применять гибкий подход к конструированию совместной музыкальной деятельности с детьми в изменяющихся ситуациях, что обеспечивает адекватное выполнение его профессиональной деятельности.
Конструктивная компетенция является структурным компонентом профессиональной компетентности педагога. По мнению В.А. Сластенина, «понятие профессиональ-
ной компетентности педагога... выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» (Сластенин, 2002). В.Г. Суходольский трактует понятие «профессиональная компетентность педагога» как «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности» (Кухарев, 1990). Таким образом, педагогическая компетентность - это один из значимых показателей педагогического мастерства, состоящий из совокупности теоретических знаний, профессиональных умений, опыта и личностного отношения к образовательной деятельности.
При изучении и структуризации теоретического материала по теме исследования нами было выделено три основных компонента конструктивной компетенции педагога в структуре его профессиональной компетентности:
1) когнитивный компонент, состоящий из двух аспектов:
а) теоретические знания педагога, являющиеся базовой основой конструктивной компетенции;
б) когнитивные психические процессы, связанные с познавательной функцией человека (восприятие, запоминание и переработка информации), являющиеся предпосылками успешной реализации конструктивной деятельности педагога;
2) функциональный компонент, выражающийся в умениях и способностях педагога заниматься конструктивной деятельностью;
3) личностный компонент, состоящий из личностных качеств и направленности личности педагога, способствующих достижению эффективных результатов в конструктивной деятельности.
В рамках обозначенной темы представляется необходимым раскрыть функциональный компонент конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, который является основополагающим, поскольку он включает в себя конструктивную деятельность музыкального руководителя ДОО, основанную на знаниях, умениях, навыках и опыте их практического применения. Понятие «конструктивная деятельность» Е.Ю. Круговой и Н.А. Чемодановой определяется как «практическая деятельность, направленная на по-
лучение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению» (Кольцовская, 2016).
Функциональный компонент связан с направлениями деятельности педагога, в рамках которых он сможет реализовать конструктивную компетенцию. К ним относятся проектно-плановое, предметно-развивающее, содержательно-образовательное, информационно-образовательное и диагностическое направления (Шикалова, 2017). Структура конструктивной деятельности педагога, по определению В.А. Сластенина, и.Ф. исаева, Е.н. Шиянова, состоит из таких структурных компонентов, как конструктивно-содержательная деятельность, конструктивно-материальная деятельность, конструктивно-операциональная деятельность (Сластенин, 2002). Функциями конструктивной деятельности по классификации В.и. Гинецинского являются: презентативная, инсентивная, корректирующая, диагностическая (Савва, 2012). В.А. Сластенин, М.А. данилов в конструктивной деятельности выделяют разные масштабные уровни: как «основная линия развертывания процесса обучения по курсу в целом; как логика процесса обучения, ограниченная определенной темой; как логика учебного процесса в масштабе единицы усвоения» (Сластенин, 2002). Функциональный компонент профессиональной компетентности педагога также рассматривается в работах Е.н. Ковтун (Ковтун, 2014), Г.и. Михалевской (Михалевская, 1998), А.В. Мудрика, Е.А. Панько, и.Ю. Соколовой Александрова, 2015), о.П. радыновой (радынова, 1998), А.и. Щербакова (радынова, 1998) и др.
Материалы исследования
на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме для определения уровня сфор-мированности конструктивной компетенции музыкального руководителя доо в структуре его профессиональной компетентности были определены структурные компоненты конструктивной компетенции музыкального руководителя доо: когнитивный, функциональный, личностный и их показатели. Функциональный компонент включает в себя следующие показатели: 1.1. «умение работать с информацией»; 1.2. «владение современными приемами, технологиями конструирования музыкальной обра-
зовательной деятельности с детьми»; 2.3. «умение планировать, конструировать музыкальную образовательную деятельность с детьми»;
2.4. «умение прогнозировать и корректировать музыкальную образовательную деятельность с детьми в изменяющихся ситуациях»;
2.5. «умение устанавливать внутренние связи между конструктивной и другими компетенциями педагога» (Шикалова, 2017) (см. рис. 1).
Рис. 1. Показатели функционального компонента конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО (разработаны автором )
основными формами диагностики функционального компонента конструктивной компетенции музыкального руководителя доо стали:
1. Карта оценки «информационные умения» (по методике и.Ю. Соколовой «изучение профессионального мастерства педагогов» (Александрова, 2015).
2. Карта самооценки уровня сформи-рованности конструктивных умений музыкального руководителя доо, разработанная автором статьи, состоящая из показателей, критериев оценки и пятибалльной шкалы, по которой респонденты производят самооценку уровня сформированности конструктивных умений.
Представляется необходимым раскрыть критерии оценки по каждому показателю функционального компонента конструктивной компетенции музыкального руководителя доо:
1. Показатель «умение работать с информацией» включает критерии, основанные на умении педагога: грамотно и обоснованно отбирать, анализировать и компоновать
методический, музыкальный, искусствоведческий материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом возраста и уровня развития воспитанников; периодически обновлять и систематизировать материал для музыкальной образовательной деятельности; творчески перерабатывать необходимую информацию; осуществлять выбор программ, методик, технологий музыкальной образовательной деятельности в соответствии с основной образовательной программой ДОО; использовать возможности информационной среды для обеспечения качества образовательной деятельности (извлекать необходимую информацию из электронных библиотек, журналов, сети Интернет); адаптировать материал из информационных источников для дошкольников; создавать базы данных интернет-ресурсов по вопросам музыкального воспитания дошкольников, взаимодействия с семьей; создавать информационно-наглядный материал для родителей; создавать фонотеки и медиатеки музыкальных развивающих игр; использовать ИКТ в оформлении документации музыкального руководителя, конспектов занятий, сценариев праздников и развлечений.
2. Показатель «владение современными приемами, технологиями конструирования музыкальной образовательной деятельности с детьми» включает критерии, основанные на умении педагога: конструировать музыкальную образовательную деятельность с детьми на основе современных педагогических технологий; соблюдать алгоритм образовательной технологии конструирования при ее выполнении; педагогически целесообразно выбирать и обоснованно применять приемы конструирования образовательной деятельности; разрабатывать содержание музыкальной образовательной деятельности на основе современных технологий конструирования, учитывая возраст, способности, интересы детей; самостоятельно конструировать деятельность, направленную на развитие песенного творчества детей, с учетом поэтапного развития творческих способностей детей; модифицировать и применять технологии конструирования системы обучения песенному творчеству в других видах музыкальной деятельности детей; грамотно интегрировать образовательные технологии конструирования в разных видах музыкальной деятельности, не нарушая целеполагания и логики построения образовательной деятельности;
при планировании и разработке конспектов, сценариев использовать разные варианты алгоритмов построения занятий и утренников; применять технологии конструирования в разных масштабных уровнях: целостном (в рамках программы), тематическом (в рамках одной темы), единичном (в рамках одного занятия); создавать новые приемы, алгоритмы, технологии конструирования системы обучения на основе известных освоенных приемов и технологий.
3. Показатель «умение планировать, конструировать музыкальную образовательную деятельность с детьми» включает критерии, основанные на умении педагога: планировать музыкальную образовательную деятельность детей (составлять перспективный, календарный планы, рабочую программу и т.д.); планировать музыкальные занятия в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОО; планировать взаимодействие с родителями, коллегами по вопросам музыкального развития детей; планировать своевременную подготовку атрибутов для занятий и утренников, наглядных пособий; конструировать музыкальную совместную деятельность с детьми на материале разных парциальных программ, разработок, сценариев; планировать действия педагога и детей на занятии; рассматривать конкретное занятие в системе музыкальной образовательной деятельности; самостоятельно структурировать, разрабатывать, перерабатывать, преобразовывать методический, дидактический и музыкальный материал в соответствии со стандартами образования, педагогической ситуацией и индивидуальными возможностями воспитанников; создавать диагностический инструментарий; разрабатывать образовательные проекты.
4. Показатель «умение прогнозировать и корректировать музыкальную образовательную деятельность с детьми в изменяющихся ситуациях» включает критерии, основанные на умении педагога: выявлять потенциальные творческие способности детей и моделировать действия педагога для их развития; корректировать деятельность с учетом потребностей, интересов и предпочтений ребенка; предвидеть действия детей на занятии и педагогическое руководство их деятельностью; прогнозировать трудности и риски в музыкальной образовательной деятельности; гибко реагировать на непредвиденный ход занятия и принимать оптимальное конструк-
тивное решение в конкретной педагогической ситуации; разрабатывать и заполнять карту индивидуального образовательного маршрута ребенка (в условиях инклюзивного и коррекци-онного образования); использовать функции конструирования музыкальной образовательной деятельности: презентативную (представление), инсентивную (побуждение), корректирующую, диагностическую; планировать и конструировать сценарии мероприятий в соответствии с условиями доо; совершенствовать методы, приемы, средства и формы организации музыкальной образовательной деятельности; рефлексировать совместную деятельность с детьми и принимать дальнейшие конструктивные решения с целью совершенствования педагогического процесса.
5. Показатель «умение устанавливать внутренние связи между конструктивной и другими компетенциями педагога» включает критерии, основанные на умении педагога: заниматься исследовательской деятельностью по вопросам конструирования образовательного процесса; реализовывать рабочую программу, сценарии образовательной деятельности средствами профессионального общения; конструировать развивающую предметно-пространственную среду для организации музыкальной образовательной деятельности; организовывать образовательную деятельность в соответствии с комплексно-тематическим планом образовательной организации; планировать и подавать материал в увлекательной форме; грамотно структурировать ход занятия и следить за его последовательностью во время организации образовательной деятельности; находить мотив, вызвать интерес детей к деятельности средствами моделирования игровой ситуации; преподносить материал в логичной последовательности, в доступной для восприятия форме; устанавливать партнерское взаимодействие с родителями и воспитателями в соответствии с перспективным планом; выстраивать конструктивную деятельность на основе взаимосвязи структурных компонентов: содержательного, материального и операционального.
диагностический инструментарий разработан с учетом специфики профессиональной деятельности музыкального руководителя дошкольной образовательной организации и является одним из условий определения уровня сформированности его конструктивной компетенции при проведении опытно-экспериментальной работы в системе дополнительного профессионального образования.
Результаты исследования
опытно-экспериментальная работа проводилась в автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования», на кафедре дошкольного и начального образования. Респондентами исследования являлись слушатели курсов повышения квалификации, музыкальные руководители детских садов Удмуртской Республики. общую выборку составили 226 испытуемых. На этапе эмпирического исследования выборку составили 112 респондентов: 56 респондентов экспериментальной группы и 56 респондентов контрольной группы.
результаты входной диагностики уровня сформированности конструктивной компетенций респондентов в контрольной и экспериментальной группах констатируют тот факт, что испытуемые обеих групп находились примерно на одном уровне сформированности конструктивной компетенции (средний показатель в контрольной группе - 1,904; средний показатель в экспериментальной группе - 1,981). При этом следует отметить, что в ходе анализа были выявлены наиболее низкие показатели функционального компонента конструктивной компетенции: 1.2. «владение современными приемами, технологиями конструирования музыкальной образовательной деятельности с детьми», 1.4 «умение прогнозировать и корректировать музыкальную образовательную деятельность с детьми в изменяющихся ситуациях», наиболее высокий показатель -1.1. «умение работать с информацией».
Сравнительный анализ количества респондентов контрольной и экспериментальной групп по трем обозначенным уровням сформи-рованности конструктивной компетенции, полученный на входной диагностике, представлен на диаграмме в процентном отношении (см. рис. 2).
Полученные в процессе диагностики результаты позволяют судить о том, что количество респондентов контрольной и экспериментальной групп примерно одинаковое на каждом уровне. В силу того, что участниками эксперимента являются педагоги, имеющие определенный опыт конструктивной деятельности, преобладающим уровнем конструктивной компетенции педагогов является средний (от 64,64 до 66,07%), который находится в стадии формирования. Низкий «недостаточный» уровень (от 17,85% до 20,35%) и высо-
кий «достаточный» (от 15% до 16,07%) находятся примерно на одном уровне. Поскольку педагоги имеют достаточно высокую заинтересованность к профессиональной деятельности и курсам повышения квалификации в части формирования и совершенствования конструктивной компетенции, предполагалось, что они обладают большим потенциалом профессионального роста в данном направлении. По результатам анализа первичной диагностики были внесены коррективы в содержание образовательной программы курсов повышения квалификации в целях качественного и эффективного обучения.
■ 1МК1Л11У.-интел«™ ¥Ьпми ДДЛЛШ п * тап—
Рис. 2. Уровневые показатели сформиро-ванности конструктивной компетенции респондентов КГ и ЭГ (в %) на констатирующем этапе (получены автором)
Основу формирующего эксперимента составила авторская образовательная технология
Таблица 1. Содержательно-процессуальные эт
формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, реализуемая через курсы повышения квалификации, структурно-содержательная программа которой включает в себя этапы, выстроенные в логической последовательности формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО: организационно-установочный, пропедевтический, обучающий, пре-зентационно-творческий, рефлексивно-оценочный (см. таблицу 1).
Эффективность реализации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО была доказана в результате контрольного эксперимента, целью которого явилось определение итогового уровня сформированности обозначенной компетенции. На данном этапе использовался тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе. Анализируя результаты итоговой диагностики, следует отметить, что средний показатель сформированности конструктивной компетенции респондентов экспериментальной группы значительно превышает средний показатель сформированности конструктивной компетенции испытуемых контрольной группы (в контрольной группе он составил - 2,009 балла, в экспериментальной группе - 2,696 балла). При этом динамика формирования функционального компонента конструктивной компетенции музыкального руководите-
технологии
Этапы технологии Организационно-установочный этап Пропедевтический этап Обучающий Презентационно-творческий этап Рефлексивно-оценочный
Формы, методы и приемы • объяснительно-иллюстративный метод; • лекция-диалог; • беседа; • решение проблемной ситуации; • тестовое задание «Педагог и ребенок». •беседа о про-фессиональ-ных трудностях педагога; •прием активного включения в тему; •деловая игра «Конструкт Консульт Центр»; • круглый стол; • информацион-но-образователь-ные ресурсы; • консультативная помощь слушателям. • поисковый метод; • метод проблемного обучения; • исследовательский метод; • мини-конференция; • самостоятельная работа в библиотеке; • мастер-класс. • метод активизации творческого процесса; • выставка методических разработок; • участие в Сетевом сообществе педагогов, Фестивале «Мозаика творческих идей». • анкетирование «Рефлексия деятельности» по результатам работы участников в творческих мастерских.
Тематика курса • Конструктивная компетенция музыкального руководителя как аспект профессиональной компетентности. • Конструктивная компетенция музыкального руководителя как аспект профессиональной компетентности. • Технология конструирования образовательной деятельности музыкального руководителя дОО. • Творческая мастерская по созданию методической разработки на основе парциальной программы «Вдохновение» Т.Н. Шикаловой (Шикалова, 2011), (Шикалова, 2016). • Формирование рефлексивно-оценочной способности как профессионально значимого качества личности педагога.
ля ДОО в контрольной группе - 1,2%, в экспериментальной группе - 26,87%. Наиболее высокими показателями функционального компонента конструктивной компетенции педагогов экспериментальной группы выявлены: 1.2. «владение современными приемами, технологиями конструирования музыкальной образовательной деятельности с детьми»; 2.3. «умение планировать, конструировать музыкальную образовательную деятельность с детьми».
Сравнительный анализ количества респондентов контрольной и экспериментальной групп по трем обозначенным уровням, полученный на контрольном этапе, показывает, что испытуемые экспериментальной выборки достигли более высокого по сравнению с контрольной выборкой уровня сформированности конструктивной компетенции (см. рис. 3).
-И31Ж- щ
I
ill
Рис. 3. Уровневые показатели сформиро-ванности конструктивной компетенции респондентов КГ и ЭГ (в %) на контрольном этапе (получены автором)
На основе сравнительного анализа с использованием статистических методов обработки результатов было выявлено, что динамика сформированности конструктивной компетенции респондентов экспериментальной группы на констатирующем этапе имеет уровень статистической значимости по отношению к показателям контрольного этапа в экспериментальной группе и показателям констатирующего этапа в контрольной группе.
Опытно-экспериментальным путем была проверена эффективность и доказана методическая ценность разработанной технологии, а также подтверждена гипотеза о том, что процесс формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО будет результативным при условии реализации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО (Шикалова, 2018).
Выводы
В результате исследования функционального компонента конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО предлагаем характеристику разных уровней его сформированности.
Педагог на низком (недостаточном) уровне сформированности функционального компонента испытывает большие затруднения в вопросах обработки информации, анализа и синтеза. Педагог: а) не способен к самостоятельному планированию и разработке разных видов конспектов и сценариев в связи с тем, что не знает структуру их построения; б) не владеет навыками конструирования, структурирования, разработки, переработки, преобразования методического, дидактического и музыкального материала; в) не умеет выявлять потенциальные творческие способности детей и моделировать собственные действия для их развития.
Педагог на среднем (в стадии формирования) уровне испытывает некоторые затруднения в подборе и структуризации методического, дидактического и музыкального материала. Владеет недостаточными навыками творческой переработки материала, выбора программ, методик, технологий музыкальной образовательной деятельности. Не всегда учитывает способности, интересы детей при подборе музыкального репертуара, методического и дидактического материала. Испытывает некоторые сложности в разработке технологических карт, в планировании конкретных действий педагога и детей на занятии, создании диагностического инструментария и проектов.
Педагог на высоком (достаточным) уровне умеет грамотно и обоснованно отбирать, анализировать и компоновать материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом возраста и уровня развития воспитанников. Кроме того, педагог отличается умением творчески перерабатывать необходимую информацию, осуществлять выбор программ, методик, технологий музыкальной образовательной деятельности в соответствии с основной образовательной программой ДОО. Педагог умеет планировать свои действия и действия детей на занятии. Просчитав все риски и сложности, педагог способен выбрать и эффективно применить адекватный метод решения конкретной проблемы, ситуации. Педагог способен выявлять потенциальные творческие способности детей и моделировать собственные действия. Умеет найти мотив, вызвать интерес
детей к деятельности средствами моделирования игровой ситуации, преподносить материал в логичной последовательности, в доступной для восприятия форме.
Подводя итоги выполненного исследования, следует отметить практическую значимость исследования, которая состоит в использовании авторской технологии как одного из эффективных педагогических условий формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО с целью совершенствования профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОО как в системе дополнительного профессионального образования, так и в системе вузовской подготовки. Кроме того, разработанный диагностический инструментарий может использоваться не только в рамках опытно-экспериментальной работы, но и для определения квалификационного уровня во время аттестации и с целью формирования рефлексивно-оценочной способности педагога как профессионально значимого качества личности.
На основании данных, полученных в ходе исследования, можно констатировать, что функциональный компонент конструктивной компетенции педагога базируется на деятель-ностном подходе и является важным условием приобретения опыта в вопросах конструирования образовательной деятельности, создания дидактических и методических материалов, новых форм и методов организации образовательной деятельности на основе знаний, навыков и практической деятельности, что обусловливает развитие творческого потенциала и профессионального мастерства педагога. ■
Информация об авторе
Шикалова Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования», (Ижевск, Россия), [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-041 7-473X
Information about the author
Tatyana N. Shikalova, Senior Lecturer, Department of Early Childhood and Primary Education, Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education of the Udmurt Republic "Institute of Education Development", Izhevsk, Russia, [email protected], https:// orcid.org/0000-0003-041 7-473X
Литература
1. Александрова АА. Диагностирование педагогов - основа эффективной методической деятельности в ДОУ (диагностический инструментарий для педагогов). [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/03/25/metodicheskaya-razrabotka-diagnosti rova nie-ped agogov-os n ova
2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 15-42.
3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 127.
4. Гладун ЛА. Методическая компетентность и методические компетенции специального педагога // Современность и пути развития специального образования. Ч. 1: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования. -Екатеринбург, 2009. - С. 96-103.
5. Ковтун Е.Н. Способы оценки уровня сформированности компетенций / Доклад на семинаре «Совершенствование компетентнос-тного подхода в НИУ СГУ». СПб. - Пушкин: Учебный центр подготовки руководителей, 2014. - С. 33.
6. Кольцовская И.Г. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества. [Электронный ресурс]: Для дошкольников. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста. URL: http://raguda.ru/ou/muzykalnoe-tvorchestvo-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
7. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. - С. 159.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
9. Михалевская Г.И. Общепедагогические умения педагога. СПб., 1998. - 20 с.
10. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. -М.: Академия, 1998. - 240 с.
11. Савва Л.И., Солдатченко А.Л., Плотникова Е.Б., Рабина Е.И., Рязанова Л.С. Социализация студентов в профессиональном образовании / Под ред. Л.И. Савва. -М.: Изд. дом Академии естествознания, 2012. -С. 116-194.
12. Сластенин ВА. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
13. Трофимова Г.С. Компетентностью подход как предмет исследования в педагогике // Актуальные проблемы образования в высшей школе: Материалы научно-методической конференции. - Ижевск, 2003. - С. 9-11.
14. Трофимова Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: Монография. - ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2012. -116 с.
15. Шикалова Т.Н. Вдохновение: Программа по развитию песенного творчества дошкольников: Учебно-методическое пособие. -Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2011. - 93 с.
16. Шикалова Т.Н. Модель формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО как аспект повышения квалификации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - Вып. 56. Часть VI. - Ялта, 2017. - С. 297-304.
17. Шикалова Т.Н. Психолого-педагогические условия развития песенного творчества детей дошкольного возраста // Научный вестник Института развития образования Удмуртской Республики: сборник статей. Вып. 1. - Ижевск: Изд-во «АОУ ДПО УР ИРО», 2016. - С. 74-78.
18. Шикалова Т.Н. Сущность конструктивной деятельности музыкального руководителя ДОО // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - Вып. 55, часть VII. -Ялта, 2017. - С. 228-237.
19. Шикалова Т.Н. Формирование конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в системе курсов повышения квалификации / Т. Н. Шикалова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. - Вып. 58, часть II. - Ялта, 2018. -С. 298-301.
20. Stronge James H. (2007) Qualities of Effective Teachers / James H. Stronge// Association for Supervision and Curriculum Development, (2nd edition). - 197 p.
References
1. Aleksandrova A. A. (2015). Diagnostirovanie pedagogov - osnova jeffektivnoj metodicheskoj dejatel'nosti v DOU (diagnosticheskij instrumen-tarij dlja pedagogov) [Diagnosing teachers. The basis of effective methodological activities in preschool (diagnostic tools for teachers)]. Social'naja
set' rabotnikov obrazovanija nsportal.ru [Social Network of Educators nsportal.ru] Retrieved from: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/03/25/metod icheskaya- raz rabotka-di-agnosti rova nie-ped agogov-os n ova (accessed: 16.06.2016).
2. Anan'ev B.G. (1962). O sootnoshenii spo-sobnostej i odarennosti [On the ratio of abilities and giftedness]. Problemy Sposobnostej [Problems of Abilities] Moscow. APN RSFSR, 15-42.
3. Borytko N.M. (2001). V prostranstve vospitatel'noj dejatel'nosti [In the space of educational activities]. Monografija [Monograph]. Volgograd: Peremena.
4. Gladun L.A. (2009). Metodicheskaja kompetentnost' i metodicheskie kompeten-cii special'nogo pedagoga [Methodical competence and methodological competence of a special teacher]. Sovremennost' i puti razviti-ja special'nogo obrazovanija, Ch. 1: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, posvjawennoj 45-letnemu jubileju Instituta special'nogo obrazovanija [Modernity and the development of special education - Part 1: materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 45th anniversary of the Institute of Special Education]. Ural'skij gosu-darstvennyj pedagogicheskij institut, Ekaterinburg, 96-103.
5. Kovtun E.N. (2014). Sposoby ocenki urovnja sformirovannosti kompetencij [Methods for assessing the level of competence development]. Doklad na seminare «Sovershenstvovanie kompetentnost-nogo podhoda v NIU SGU» [Report at the seminar "Improving the competence approach in NRU SSU"], St. Petersburg: Pushkin. Uchebnyj centr podgotovki rukovoditelej, 33
6. Kol'covskaja I. G. (2016). Razvitie tvorchesk-ogo potenciala detej doshkol'nogo vozrasta v im-provizacionnyh vidah pesennogo tvorchestva [The development of the creative potential of preschool children in improvisational types of song creation]. Dlja doshkol'ni kov. Muzykal'noe tvo rc h estvo d etej doshkol'nogo vozrasta [For preschoolers. Musical creativity of children of preschool age]. Retrieved from: http://raguda.ru/ou/muzykalnoe-tvorchest-vo-detej-doshkol nogo-vozrasta. html (accessed: 16.06.2016).
7. Kuharev I.V. (1990). Na puti k professional'nomu sovershenstvu [On the way to professional excellence]. Kn. dlja uchitelja [Book for the teacher]. Moscow. Prosvewenie, 159.
8. Markova A.K. (1996). Psihologija profession-alizma [Psihologija professionalizma]. Moscow. Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie».
9. Mihalevskaja G.I. (1998). Obschepeda-gogicheskie umenija pedagoga [General pedagogical skills of a teacher]. St. Petersburg.
10. Radynova O.P., Katinene A.I. (1998). Muzykal'noe vospitanie doshkol'nikov [Musical education of preschoolers]. Moscow. Akademija Moskva.
11. Savva L.I.,. Soldatchenko A.L, Plotnikova E.B., Rabin E.I., Ryazanov L.S. (2012). Socializacija studentov v professional'nom ob-razovanii [Socialization of students in vocational education]. Moscow. Izdatel'skij Dom Akademii Estestvoznanija, 116-194.
12. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. (2002). Pedagogika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij [Pedagogy. Proc. allowance for stud. higher ped. studies. Institutions]. Moscow. Izdatel'skij Centr "Akademija".
13. Trofimova G.S. (2003). Kompetentnostnyj podhod kak predmet issledovanija v pedagogike [Competence-based approach as a subject of study in pedagogy]. Aktual'nye problemy obrazovanija v vysshej shkole: Materialy nauchno-metodicheskoj konferencii [Actual problems of education in higher education: Materials of the scientific and methodological conference]. Izhevsk, 9-11.
14. Trofimova G.S. (2012). Pedagogicheskaja kommunikativnaja kompetentnost': teoreticheskij i prikladnye aspekty [Pedagogical communicative competence: theoretical and applied aspects]. Monografija [Monograph]. Izhevsk: Izdatel'stvo «Udmurtskij universitet».
15. Shikalova T.N. (2011). Vdohnovenie: Programma po razvitiju pesennogo tvorchestva doshkol'nikov [Inspiration: Program for the development of preschoolers' songwriting]. Uchebno-metodicheskoe posobie [A teaching guide]. Izhevsk. Izdatel'stvo IPK i PRO UR.
16. Shikalova T.N. (2017). Model' formirovani-ja konstruktivnoj kompetencii muzykal'nogo ruko-voditelja DOO kak aspekt povyshenija kvalifikacii [Model of formation of the constructive competence of the music director of the OED as an aspect of advanced training]. Problemy sovremenno-go pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of Modern Pedagogical Education]. 56, VI. - Jalta, 297-304.
17. Shikalova T.N. (2016). Psihologo-peda-gogicheskie uslovija razvitija pesennogo tvorchestva detej doshkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical conditions for the development of song creativity of children of preschool age]. Nauchnyjvestnik Institutarazvitija obrazovanija Udmurtskoj Respubliki: sbornik statej [Scientific Herald of the Institute for the Development of Education of the Udmurt Republic: collection of articles]. V. 1. Izhevsk: izdetel'stvo «AOU DPO UR IRO», 74-78.
18. Shikalova T.N. (2017). Sushchnost konstruktivnoj dejatel'nosti muzykal'nogo rukovoditel-ja DOO [The essence of the constructive activity of the music director of the DOO]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [ Problems of modern pedagogical education ]. 55, VII. Jalta, 228-237.
19. Shikalova T.N. (2018). Formirovanie konstruktivnoj kompetencii muzykal'nogo rukovoditel-ja DOO v sisteme kursov povyshenija kvalifikacii [Formation of the constructive competence of the music director of the OED in the system of advanced training courses]. Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovanija [Problems of Modern PedagogicalEducation]. 58, II. Jalta, 298-301.
20. Stronge James H. (2007). Qualities of Effective Teachers. Association for Supervision and Curriculum Development, (2nd edition).
Читайте все самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo preschool
Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook:
https://www.facebook.com/sdojournal