КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Зотова И.В.1, Кадырова Г.Н.2
1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Кадырова Гулнора Нуриевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены критерии, показатели и уровни развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Раскрыты основные понятия: критерий, показатель, уровень. Дана содержательная характеристика критериям и показателям, подобран диагностический инструментарий в виде заданий, направленных на выявление сформированности определенного показателя профессиональной компетентности. Ключевые слова: критерий, показатель, уровень, профессиональная компетентность, диагностика, диагностические задания, педагог дошкольных образовательных учреждений.
УДК 373.84
На основании определения, что профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, которое включает в себя систему теоретических знаний педагога, способов применения полученных знаний в конкретных ситуациях педагогической деятельности, ценностные ориентации педагога, интегративные показатели его культуры (стиль общения, речь, отношение к себе и собственной деятельности, к смежным областям знания и т.д.) (Н.Н. Лобанова) мы выдели показатели компетентности воспитателя ДОО в сфере общения с родителями воспитанников.
Словари дают примерно одинаковое толкование понятия «критерий». Критерий в Большой советской энциклопедии (от греч. kriterion - средство для суждения) - это признак, на основании которого производится определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки [1].
В философском словаре критерий определяется как признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки; в теории познания - признак истинности или ложности положения [2].
В социологическом словаре критерий — это мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой квалификации [3].
С.А. Маврин предлагает свою трактовку понятия «критерий», которое характеризуется как признак, по которому классифицируются и оцениваются факты педагогической реальности [4].
На основе анализа научных трудов А.Н. Майорова, С.Е. Шишова и В.А. Кальней, Гличева А.В., Руссмана И.Б., М.М. Калейчик, В.Н. Фомина и др. мы определяем понятие «критерий» как качественную характеристику сформированности профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений, эталонный признак, служащий основой классификации.
В научно-педагогической литературе «показатели» рассматриваются как «количественные или качественные характеристики сформированности того или иного критерия».
В философском словаре «качественные показатели» трактуются как свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначают первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое ещё не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно.
В этом же источнике рассматриваются «количественные показатели» (количество) - число, величина, численная определённость. О количестве спрашивают: «сколько», «как много», «как долго».
Уровень - это качественная характеристика процесса формирования, которая определяет его как степень сформированности компонентов, критериев и показателей. Уровневой подход позволяет рассматривать любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественному.
Н.Н. Лобанова выделяет такие показатели профессиональной компетентности педагога:
- содержательный (наличие теоретических знаний, обеспечивающих при определении педагогом содержания собственной профессиональной деятельности, осознанность);
- деятельностный (профессиональные умения и знания, апробированные в действии и освоенные как наиболее эффективные);
- личностный (профессионально-личностные качества, определяющие направленность и позицию педагога как субъекта своей деятельности) компоненты [5].
Данные показатели были обобщены нами и подведены под критерии сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ. К выделенным критериям и показателям, были подобраны ряд диагностических заданий.
Итак, критерий «Профессиональная компетентность, соответствующая специфике дошкольного образования» со следующими показателями:
- умение применять на практике современные образовательные технологии;
- владение методами и средствами самоконтроля, обобщения собственного педагогического опыта. Для определения выделенных показателей были подобраны следующие диагностические задания: анкетирование, «Диагностика технологической компетентности педагога», «Прогноз педагогической деятельности».
Следующий критерий «Методическая компетентность» с показателями:
- умение реализовывать содержания разделов образовательной программы по каждой возрастной группе;
- умение отражать содержание образовательных областей;
- знание программных целей и задач работы воспитателей по каждому из разделов образовательной программы;
- умение осуществлять мониторинг знаний, умений и навыков воспитанников по разделам образовательной программы.
Для определения выделенных показателей были подобраны следующие диагностические задания: карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов.
Уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений
высокий уровень - определяется знанием и умением применять на практике современных образовательных технологий, умением планировать и анализировать, владеть полным пониманием проблем и направлений развития в соответствии с ФГОС ДО;
средний уровень - определяется пониманием и выделением проблемы, но в тоже время у педагога отсутствует стратегия и понимание, как (способ) решить данную проблему, делается акцент на теоретический аспект, а не на практический;
низкий уровень - определяется не пониманием современных инновационных технологий и особенностей применения, поверхностные, не глубокие знания.
Таким образом, обозначенные нами критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ и подобранный диагностический инструментарий позволят нам оценить актуальную ситуацию происходящего и собрать относительно достоверные результаты по каждому педагогу - участнику нашей исследовательско-экспериментальной работы.
Список литературы
1. Большая Советская Энциклопедия [Текст] / М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 18240 450 с.
2. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: Инфра-М, 2000. С. 576.
3. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. М.: «Экономика», 2004. С. 620.
4. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии: уч. пособие для студентов педвузов [Текст] / С.А. Маврин. Омск: ОмГПУ, 1993. С. 98.
5. Лобанова Н.Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования [Текст] / Н.Н. Лобанова // Профессиональная педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов: проблемы, поиск, опыт. СПб., 1992. С. 12-19.
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Комилова Ф.М.
Комилова Фотима Махмудовна - старший преподаватель, кафедра педагогики,
Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена проблемам развития творческой личности. Выделены рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся и развитию интеллекта младшего школьника.
Ключевые слова: развитие, обучение, учебная деятельность, творчество, системно-деятельностная основа, способности.
В науке сегодня общепризнанно, что источником формирования творческой личности является включенность в деятельность. Это основной пути развития человека. Фактор, обеспечивающий формирование способностей. Любая деятельность - это процесс достижения поставленной человеком определенной цели, которая предполагает определенную мотивацию, осознание потребности, связанную с ее удовлетворением. Творческая деятельность также является процессом достижения цели. Но главное здесь не погоня за ее достижением, а реализация способностей, раскрытие творческого потенциала.
В педагогическом плане обучения творческому мышлению в проблемных ситуациях появляется вместе с потребностью в передаче социального опыта подобного мышления. Обучение, как пишет Г.П. Щедровицкий, заполняет разрыв в социальной деятельности, связанный с необходимостью и неумением копировать ее практическую сторону. В результате обучения усваиваются образцы, средства и методы, используемые при построении новой деятельности [1].
Однако творческая деятельность характерна ее уникальностью, неповторимостью, поэтому от усвоения образцов приходится переходить к созданию соответствующих частных проблемных ситуаций. Каким же образом совместить развитие человека в любой деятельности, в решении любых задач и развитие в проблемном обучении, учитывающем современные способы преодоления проблемных ситуаций в производственной деятельности? В силу того, что учебная деятельность осуществляется в контексте обучения, а обучение основывается на базе механизмов