Научная статья на тему 'Диагностика ценностных ориентаций студентов педагогических колледжей на профессиональную деятельность'

Диагностика ценностных ориентаций студентов педагогических колледжей на профессиональную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL MOTIVATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комилова Гулбахор Дорулхоятовна

Статья посвящена диагностике сформированности профессионально значимых качеств студентов педагогических колледжей в русле системного и целостного подхода к профессиональной подготовке студентов. Автор выделяет особенности педагогической диагностики, к которым относит реализацию измерительной, информационной, оценочной, побудительной, формирующей, ориентирующей, корригирующей и рефлексивной функций, что позволяет учителю определить перспективу профессиональной деятельности и грамотно ее осуществлять. В статье представлена модель подготовки будущих учителей, которая характеризуется сформированностью ценностных ориентаций студентов на педагогическую профессию, их знаний в области своей специальности и мотивации профессионально-педагогической деятельности. Автор на основе содержания разработанной модели устанавливает показатели подготовленности студентов к педагогической деятельности профессиональные знания, профессиональная мотивация и профессиональная деятельность. При этом в качестве критериев и признаков определены теоретическая, научно-исследовательская и методическая деятельность наряду с формированием таких профессионально важных качеств личности учителя, как компетентность, креативность, аналитичность. Для диагностики разработаны специальные задания, позволяющие определить подготовленность будущих специалистов к профессионально-педагогической деятельности. Диагностика профессионально-педагогических знаний, умений и мотивов студентов педагогического колледжа позволяет автору констатировать, что у студентов доминирует интерес к практическим педагогическим делам, порой к механическому копированию достижений передового педагогического опыта и педагогической технологии, нередко пренебрегая грамотным, компетентным, творческим осознанным подходом к организации педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комилова Гулбахор Дорулхоятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING COLLEGES TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Article is devoted to diagnostics of formation of professionally significant qualities of students of teacher training colleges in line with system and complete approach to vocational training of students. The author marks out features of pedagogical diagnostics to which refers realization of the measuring, information, estimated, incentive, forming, focusing, corrective and reflexive functions that allows the teacher to define the prospect of professional activity and to competently carry out it. The model of training of future teachers which is characterized by formation of valuable orientations of students to a pedagogical profession, their knowledge in the field of the specialty and motivation of professional and pedagogical activity is presented in article. The author on the basis of the maintenance of the developed model establishes indicators of readiness of students to pedagogical activity professional knowledge, professional motivation and professional activity. At the same time as criteria and signs are defined theoretical, research and methodical activity along with formation of such professionally important qualities of the identity of the teacher as competence, creativity, analyticity. The special tasks allowing to define readiness of future experts to professional and pedagogical activity are developed for diagnostics. Diagnostics of professional and pedagogical knowledge, abilities and motives of students of teacher training college allows the author to note that at students interest in practical pedagogical affairs dominates, sometimes to mechanical copying of achievements of the best pedagogical practices and pedagogical technology, quite often neglecting competent, competent, creative conscious approach to the organization of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Диагностика ценностных ориентаций студентов педагогических колледжей на профессиональную деятельность»

педагогические науки

Комилова Гулбахор Дорулхоятовна ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ...

УДК 37.08

ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© 2018

Комилова Гулбахор Дорулхоятовна, соискатель кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова (735700, Республика Таджикистан, Худжанд, проезд Мавлонбекова 1, e-mail: faridun61@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена диагностике сформированности профессионально значимых качеств студентов педагогических колледжей в русле системного и целостного подхода к профессиональной подготовке студентов. Автор выделяет особенности педагогической диагностики, к которым относит реализацию измерительной, информационной, оценочной, побудительной, формирующей, ориентирующей, корригирующей и рефлексивной функций, что позволяет учителю определить перспективу профессиональной деятельности и грамотно ее осуществлять. В статье представлена модель подготовки будущих учителей, которая характеризуется сформированностью ценностных ориентаций студентов на педагогическую профессию, их знаний в области своей специальности и мотивации профессионально-педагогической деятельности. Автор на основе содержания разработанной модели устанавливает показатели подготовленности студентов к педагогической деятельности - профессиональные знания, профессиональная мотивация и профессиональная деятельность. При этом в качестве критериев и признаков определены теоретическая, научно-исследовательская и методическая деятельность наряду с формированием таких профессионально важных качеств личности учителя, как компетентность, креативность, аналитичность. Для диагностики разработаны специальные задания, позволяющие определить подготовленность будущих специалистов к профессионально-педагогической деятельности. Диагностика профессионально-педагогических знаний, умений и мотивов студентов педагогического колледжа позволяет автору констатировать, что у студентов доминирует интерес к практическим педагогическим делам, порой к механическому копированию достижений передового педагогического опыта и педагогической технологии, нередко пренебрегая грамотным, компетентным, творческим осознанным подходом к организации педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, профессионально значимые качества, профессиональная подготовка, педагогическая деятельность, будущий учитель, профессионально-педагогическая мотивация, компетентность.

DIAGNOSTICS OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING COLLEGES TO PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2018

Komilova Gulbakhor Dorulkhoyatovna, applicant of department of pedagogics and psychology of professional activity Khujand State University of a name of the academician B. Gafurov (735700, Republic of Tajikistan, Khujand, Mavlonbekov Drive 1, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. Article is devoted to diagnostics of formation of professionally significant qualities of students of teacher training colleges in line with system and complete approach to vocational training of students. The author marks out features of pedagogical diagnostics to which refers realization of the measuring, information, estimated, incentive, forming, focusing, corrective and reflexive functions that allows the teacher to define the prospect of professional activity and to competently carry out it. The model of training of future teachers which is characterized by formation of valuable orientations of students to a pedagogical profession, their knowledge in the field of the specialty and motivation of professional and pedagogical activity is presented in article. The author on the basis of the maintenance of the developed model establishes indicators of readiness of students to pedagogical activity - professional knowledge, professional motivation and professional activity. At the same time as criteria and signs are defined theoretical, research and methodical activity along with formation of such professionally important qualities of the identity of the teacher as competence, creativity, analyticity. The special tasks allowing to define readiness of future experts to professional and pedagogical activity are developed for diagnostics. Diagnostics of professional and pedagogical knowledge, abilities and motives of students of teacher training college allows the author to note that at students interest in practical pedagogical affairs dominates, sometimes to mechanical copying of achievements of the best pedagogical practices and pedagogical technology, quite often neglecting competent, competent, creative conscious approach to the organization of pedagogical activity.

Keywords: pedagogical diagnostics, professionally significant qualities, vocational training, pedagogical activity, future teacher, professional and pedagogical motivation, competence.

В системе ценностной ориентации личности важным является диагностика ценностных ориентаций. Данный аспект долгое время является объектом изучения педагогики и психологии. По мнению Д.Б. Эльконина [1], диагностика должна контролировать и корректировать процесс психологического развития. Диагностика - это важный аспект в оптимизации подготовки будущих учителей, она нацелена на изучение состояния компонентов учебно-воспитательного процесса.

В психолого-педагогической литературе имеется огромное количество научных работ, посвященных разработке теоретических и методологических аспектов профессиональной и педагогической диагностики. Известный ученый П.П. Блонский был убежден, что при целостно-структурном изучении личности, помимо всего прочего, необходимо прогнозировать зону развития личности [2].

Многие исследователи, такие как Ф.Н. Гоноболин [3], Н.В. Кузьмина [4], Н.Д. Хмель [5] задавались це-

лью изучить профессиональную деятельность учителя, выявить профессионально значимые качества личности учителя и определить противопоказания к педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика ставит перед собой задачу изучить когнитивную, мотивационно-эмоциональ-ную и деятельностную сферу формирования и развития личности будущего учителя, его профессиональную самооценку, профессиональную направленность, профессиональную активности и профессионально значимые качества личности педагога.

Диагностика ценностных ориентаций профессиональной подготовки студентов очень динамичная, она подвергается регулярным изменениям. Поэтому диагностику сформированности профессиональных показателей, их критериев, признаков и профессионально значимых качеств студентов как будущих учителей необходимо рассматривать в комплексе, в русле системного и целостного подхода к профессиональной подготовке

Komilova Gulbakhor Dorulkhoyatovna pedagogical

DIAGNOSTICS OF VALUABLE ... sciences

студентов.

В педагогической диагностике имеются некоторые особенности, к которым можно отнести реализацию измерительной, информационной, оценочной, побудительной, формирующей, ориентирующей, корригирующей и рефлексивной функций. Их осмысление даст возможность учителю определить перспективу профессиональной деятельности и грамотно ее осуществлять.

В трудах многих исследователей (А.И. Кочетов, М.К. Белова) на вопрос о классификации функций диагностики существуют разные взгляды и убеждения [6]. Изучив ряд психолого-педагогических работ, проанализировав практические результаты отдельных исследований [715], мы определили признаки сформированности ценностных ориентаций на профессию учителя:

1. Совокупность реальных проявлений (профессиональных умений, знаний, мотивов).

2. Характеристика ведущих личностных образований (профессиональная самооценка, профессиональная направленность, профессиональная активность).

3. Сформированность профессиональных качеств личности (компетентность, креативность, аналитичность).

4. Сформированность ориентации на системообразующие компоненты педагогической деятельности (теоретический, научно-исследовательский, методический).

5. Сформированность ориентации студента на профессию учителя как ценность.

На основе данных признаков нами выявлена модель подготовки будущих учителей, которую можно охарактеризовать сформированностью ценностных ориента-ций студентов на педагогическую профессию, их знаний в области своей специальности и мотивации профессионально-педагогической деятельности.

Диагностика ценностной ориентации студентов осуществляет следующие функции: формирующую, исследовательскую, обучающую.

Ценностные ориентации студентов определены значимостью и целесообразностью, а также самооценкой уровней сформированности объективной ценности в них самих. В связи с этим, мы определили содержание самоаттестации студентов, как одного из методов констатирующего эксперимента.

Итак, на основе содержания разработанной нами модели установлены показатели подготовленности студентов к педагогической работе - профессиональные знания, профессиональная мотивация и профессиональная деятельность с соответствующими им критериями и признаками - теоретической, научно-исследовательской, методической деятельностью с адекватным формированием профессионально важных качеств личности учителя, таких как компетентность, креативность, аналитичность.

Диагностика проводилась для того, чтобы изучить значимость и сформированность педагогических качеств, уровни знаний педагога, его умения и мотивы поведения. Поэтому мы разработали специальные задания, позволяющие определить подготовленность будущих специалистов к профессионально-педагогической деятельности.

Ниже нами представлены примерные задания, входящие в лист по самоаттестации:

В первом задании студентам предлагается перечень профессионально-значимых качеств учителя, который они должны сначала дополнить, затем выделить те, которые они считают наиболее значимыми для профессии учителя, а также, по 7-ми бальной шкале, выделить те которые у них сформированы на момент выполнения заданий (например, более высокий уровень сформирован-ности определенного педагогического качества нужно отметить цифрой 7, почти неразвитое качество - цифрой 1).

Во втором задании студентам предлагается перечень определенных знаний. Сначала студенты оценивают 126

значимость предложенных знаний для их будущей профессии, а затем оценивают в какой степени они владеют этими знаниями (также по 7-ми бальной шкале).

В третьем задании предлагается перечень определенных умений, а студенты должны оценить их значимость для педагога и его профессиональной деятельности.

В следующем задании предлагаются мотивы поведения. Респонденты сначала выделяют самые значимые из них, затем выбирают наиболее выраженные в их поведении.

В последнем задании предложены образовательные и воспитательные цели, которые необходимы при планировании уроков. Здесь участники эксперимента должны подчеркнуть то, что они должны учитывать при планировании учебно-воспитательной работы.

Цель проведенной самоаттестации заключалась в изучении самооценки сформированности когнитивной, поведенческой и мотивационной сфер будущих учителей, а также в раскрытии их мнений и осознанных суждений по поводу значимости уровня сформированности предложенных знаний, умений, мотивов. Полученные результаты самоаттестации позволили нам проанализировать соотношение между осознанием значимости и уровнем их сформированности, и прийти к выводу об удовлетворенности студентов профессиональной подготовкой в педагогическом колледже.

Анализ результатов опроса по первой части диагностики, связанной с изучением качеств личности, показал, что значимыми качествами личности учителя оказались - отзывчивость, креативность, коммуникабельность (73,1%), целеустремленность (68,2%), любовь к детям (67,5%), самокритичность (60,9%), аккуратность (58,5%), эмоциональность, компетентность (51,2%), эрудированность (46,3%), ответственность (36,5%), артистичность (36,5%), патриотизм, дисциплинированность (31,7%), честность (26,8%), порядочность (17%). Не столь значимые: инициативность и трудолюбие (по 4,9%), умение держать себя в руках, любовь к своей работе, любознательность, активность, объективность (по 2,4%) и т.д.

Анализируя диагностические данные, мы обнаружили разногласия между пониманием будущими учителями значимости качеств личности педагога и степенью их сформированности. Большинство участников эксперимента осознают, что те качества педагога, которые они считают более или менее значимыми, у них сформированы не в полной мере. Полученные результаты говорят о слабой ориентации будущих специалистов средних специальных учебных заведений на теоретическую подготовку.

Далее мы изучали самооценку студентов на предмет профессионально-педагогических знаний, умений и мотивов.

Диагностическое исследование результатов самоаттестации профессионально-педагогических знаний студентов показало, что почти все они отметили в качестве значимых знание инновационных технологий обучения и знание алгоритма решения педагогических ситуаций (97,6%), а как менее значимых - знания методологии (34,1%) и технологии исследования (26,8%).

Анализируя соотношения значимости и сформи-рованности профессионально-педагогических знаний студентов, мы заметили определенные расхождения в количественных показателях. Наивысший процент по значимости занимают методические знания (78,6%) и степень их сформированности у студентов (24,3%), а также знания теории урока (62,1%) и степень их сформированности (17,6%).

Результаты диагностического исследования содержательного компонента ценностного ориентирования студентов на профессию учителя свидетельствуют о достаточной степени осознания студентами значимости профессионально-педагогических знаний.

Следует отметить, что низкая оценка значимости, к

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Комилова Гулбахор Дорулхоятовна ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ...

сожалению, принадлежала научно-исследовательским и теоретическим профессиональным знаниям, а степень их сформированности была еще ниже.

На следующем этапе диагностического исследования студентам было предложено установить уровень значимости профессиональных умений и дать оценку их сформированности в себе самих.

Практически все участники эксперимента осознали значимость таких профессиональных умений, как умение проектировать содержание уроков, и умение правильно устанавливать взаимоотношения с детьми (по 100%). Наименее важным студенты посчитали умение анализировать социально-экономические условия развития общества (43,9%). Диапазон значимости профессионально-педагогических умений колеблется от 43,9% до 100%.

Анализ результатов самооценки студентов на предмет определения значимости и сформированности профессионально-педагогических умений в разрезе трех системообразующих компонентов выглядит следующим образом:

1. Теоретический компонент: 100% опрошенных студентов определили значимость умения проектировать содержание уроков, но лишь 29,2% считают, что оно у них сформировано; 70,7% осознают значимость умения обосновывать педагогические задачи в зависимости от изменений социально-экономического развития общества и только 17,0% считают его сформированным у себя; умение управлять педагогическими процессами в системе «педагог-учащийся» и своевременно корректировать его определено 78,1% и по степени сформированности - 14,6%; умение грамотно использовать на практике достижения педагогической науки и технологии (89,2% и 29,2% соответственно).

2. Научно-исследовательский компонент. В результате диагностического исследования показателями значимости и сформированности профессионально-педагогических умений студентов в составе научно-исследовательского компонента являются следующие цифры: умение проектировать развитие личности ребенка (92,6% и 12,1%); умение проектировать содержание воспитательных дел (82,9%и 43,9%); умение сопоставлять и обеспечивать единство существующего и желаемого результатов (68,2% и 29,2%); умение анализировать природу позитивных и устаревших тенденций в работе педагога (56,0% и 21,9%); умение анализировать социально-экономические условия развития общества (43,9% и 24,3%).

3. Результаты диагностики профессионально-педагогических умений методического блока профессиональной подготовки будущих учителей определяется нижеследующими количественными и качественными характеристиками: умение правильно устанавливать взаимоотношения с детьми (100% и 68,2%); умение применять альтернативные средства, формы, методы обучения и воспитания учащихся (92,6% и 17%); умение анализировать и оценивать педагогические ситуации (85,3% и 19,5%); умение перестраивать свои взаимоотношения (80,4% и 41,4%); умение проектировать взаимодействие участников педагогического процесса (58,5% и 4,9%).

Студенты осознают необходимость профессиональных умений обучать, воспитывать, строить и управлять педагогическим процессом на основе анализа, оценки, прогноза и достижений педагогической теории и науки.

При более подробном анализе степеней сформи-рованности профессионально-педагогических умений нами сделано заключение, что у студентов лучше сформировано умение правильно устанавливать взаимоотношения с детьми - 68,2% и недостаточно сформировано умение проектировать развитие личности ребенка -12,1%.

Данные диагностического анализа сформированно-сти профессионально-педагогических умений, сгруппированные в системообразующие компоненты поведен-

ческой сферы ценностной ориентации студентов педагогических колледжей на профессию учителя, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровни сформированности поведенческого компонента ценностной ориентации студентов педагогических колледжей на профессию учителя

№ Системообразующие поведенческого компонента Уровни (в %)

В С Н

1. Теоретические умения 22,5 44,4 33,0

2. Научно- исследовательские умения 26,2 31,1 42,5

3. Методические умения 30,2 37,0 31,3

Итак, более основательное и целенаправленное формирование профессионально-педагогических умений всех вышеперечисленных аспектов посредством механизмов ценностного ориентирования личности студентов на профессию учителя актуализирует и совершенствует профессиональную активность будущих учителей.

Таким же образом нами проведена диагностика состояния мотивации профессиональной деятельности.

В педагогических колледжах будущие специалисты наиболее значимыми для себя (более 90 %) нашли интерес к общению, к новому в педагогической деятельности, потребность в обновлении знаний. При этом не столь важными и менее выраженными (от 22% до 49%) они определили мотивы аналитической и творческой деятельности: интерес к анализу, оценке и прогнозу, желание анализировать педагогические явления, суть происходящих изменений.

Согласно анализу полученных данных, мы установили, что степень сформированности предложенных нами мотивов у будущих учителей практически соответствует уровню их значимости.

Исследование степени сформированности мотивов профессионально-педагогической деятельности показало, что наиболее выражена сформированность интереса к инновационным процессам педагогической практики: интерес к общению (85,3%), потребность в общении (80,4%), желание строить различные отношения с учащимися (58,5%), желание привнести в свою работу новый передовой опыт (41,4%), желание анализировать педагогические явления (19,5%).

Менее выражена сформированность интереса к современному уровню теоретических знаний: интерес к новому в педагогической деятельности (58,5%), потребность в обновлении знаний (68,2%), интерес к событиям, явлениям, окружающей среды (46,3%), потребность в творческом переосмыслении знаний (36,5%).

Наименее выражена сформированность интереса к исследовательской работе: потребность в планировании своей деятельности (51,2%), стремление найти позитивное + негативное в педагогическом процессе (24,3%), интерес к прогнозированию развития личности (31,7%), интерес к анализу, оценке, прогнозу (14,6%), желание анализировать суть происходящих изменений (21,9%).

Мотивы профессионально-педагогической деятельности студентов, проанализированные с точки зрения их значимости и сформированности, подтверждают наше исследовательское предположение о том, что у студентов доминирует интерес к практическим педагогическим делам, порой к механическому копированию достижений передового педагогического опыта и педагогической технологии, нередко пренебрегая грамотным, компетентным, творческим осознанным подходом к организации педагогической деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что модель диагностического изучения ценностных ориентаций

Komilova Gulbakhor Dorulkhoyatovna DIAGNOSTICS OF VALUABLE ...

pedagogical sciences

студентов на профессию учителя выполняет одновременно констатирующую и формирующую функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.

2. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. - Серия: Антология мысли. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 164 с.

3. Гоноболин Ф.Н. Прогностика управленческих решений в образовании // Советская педагогика. - 1988. -№1. - С. 50-56.

4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.: ЛГУ, 1970. - 114 с.

5. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей / Под ред. Н.Д. Хмель. -Алма-Ата: Мектеп, 1984. - 126 с.

6. Кочетов А.И. Теория формирования личности: в 2-х ч. - Минск: НИО, 1998. - Ч. 2: Социализация, воспитание и перевоспитание личности. - 228 с.

7. Димухаметов Р.С., Столбова Е.А., Цилицкий

B.С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21).

C. 422-424.

8. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.

9. Салов А.И. О концепции формирования этического мировоззрения учителя // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 302-307.

10. Румянцева Н.В. Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации междисциплинарной интеграции // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 276-278.

11. Корчагина М.В., Жаткин Д.Н. Креативность как основа педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 75-78.

12. Архипова И.В. К вопросу о развитии учебно-профессионального сознания будущих педагогов // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 17-20.

13. Кондаурова И.К., Коростелев А.А. Подготовка будущих педагогов к обучению школьников и студентов математике с учетом историко-культурного своеобразия региона // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 181-185.

14. Бездухов А.В. Формирование у будущих учителей опыта работы с категориями этики и понятиями морали // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 16-22.

15. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 124-126.

Статья поступила в редакцию 19.03.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

128

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.