ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Кашкарева В. Б.
В статье проводится теоретический анализ исследований, посвященных профессиональной успешности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Автор выделяет компоненты структуры профессиональной компетентности, а также критерии и показатели профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования.
Приведены результаты эмпирического исследования профессиональной компетентности в соответствии с квалификационными и содержательными критериями. Эмпирическим объектом выступили 56 человек - работников системы дошкольного образования.
Исследование показало, что прослеживается недостаточное развитие индикаторов личностного компонента профессиональной компетентности, который является центральным в ее структуре. Полученные данные говорят о необходимости проведения целенаправленной работы, обеспечивающей формирование профессионализма деятельности через совершенствование профессионализма личности.
Ключевые слова: дошкольное образование, педагоги, профессиональная успешность, профессиональная компетентность.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы профессионального развития педагогических кадров на одно из ведущих мест. Новые образовательные приоритеты порождают необходимость переосмысления и переоценки целого ряда психолого-дидактических проблем. Готовность педагогов к работе в соответствие со спецификой социального заказа становится ключевым элементом в успехе проводимых преобразований. Это ориентирует современную систему дошкольного образования на постановку новых задача и выдвижение новых требований к личности и деятельности педагогических кадров, где ведущее место занимают требования, связанные с формированием определенных квалификационных характеристик, совокупность которых в целом составляет профессиональную компетентность педагога дошкольного учреждения как субъекта профессиональной деятельности. При этом следует отметить, что для современного педагога неотъемлемой составляющей профессионализма деятельности является профессионализм личности. Это обусловлено тем, что профессионализм деятельности не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и качественной совокупностью профессионально
важных личностных качеств, направленностью личности, особенностями мотивации, ценностными ориентациями.
На протяжении всего периода трудовой деятельности педагога структура его личностных характеристик подвергается качественным изменениям. Характер динамики изменений и их эффективность обусловлены, с одной стороны, индивидуальными особенностями самого специалиста, с другой - воздействием тех условий, которые могут оказать реальное воздействие на формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Анализ основных исследований по изучаемой проблеме в широком системном контексте показывает, что «квалификационные характеристики» как феномен, несмотря на достаточное количество исследований, сегодня еще не имеет точного определения и не получил своего исчерпывающего анализа. На сегодняшний день наблюдается очевидный дефицит исследований проблемы развития личности педагогов дошкольных образовательных учреждений и их профессиональной успешности в соответствие с новым уровнем требований государства и общества.
Необходимость поиска оптимальных условий развития педагогов усиливается наличием целого ряда противоречий, существующих в системе дошкольного образования между:
- устоявшейся адаптивной моделью профессиональной подготовки педагога ДОУ, ориентированной на сиюминутное реагирование на внешние изменения и необходимостью повсеместного использования модели профессионального развития, предполагающей учет и прогнозирование будущих изменений в деятельности и личности педагога посредством разработки и реализации программ повышения квалификации, обеспечивающих внедрение инновационных процессов;
- необходимостью развития высокого уровня профессиональной компетентности педагогических кадров и существующей консервативной системой повышения их квалификации;
- признанием значимости профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования для качества воспитательного процесса, создания развивающей и воспитывающей среды в дошкольном учреждении и отсутств ием реальных услови й для ее эффективного развития.
Разрешение этих противоречий определяет научную проблему данного исследования - каким образом может быть обеспечена эффективность развития профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований в данном направлении (Б. С. Гершунс -кий, Т. В. Добудько, В. А. Извозчиков, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Г. С. Сухобская и др.) позволил нам сделать вывод о том, что сегодня огромное значение придается компетентности специалиста, работающего в различных образовательных системах, поскольку именно компетентностью детерминирована успешность его профессиональной деятельности.
Опираясь на работы Т. Г. Браже, В. Г. Воронцовой, С. М. Годник, И. С. Гришиной, Л. В. Губановой, С. А. Дружилова, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Лобановой, А. К. Марковой, А. И. Мищенко, Е. В. Поповой, А. П. Самородовой, В. А. Сластенина и др., мы выделили следующие компоненты в структуре профессиональной компетентности педагогов системы ДОУ:
1) личностный компонент (мотивация, ценностно-смысловое содержание профессиональной деятельности, профессиональное мышление; эмоционально-волевая сфера; рефлексивные способности; креативность и творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей);
2) когнитивный компонент (академические, психолого-педагогические, методические, научные и правовые знания);
3) деятельностныйкомпонент (проектировочные, организаторские, коммуникативные, здоровьес-берегающие, диагностические, информационные научно-исследовательские умения). Исследования Е. А. Гребенщиковой, Г. И. Захаровой,
О. Е. Лебедева, В. Е. Морозовой, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушиной, Р. Б. Стеркиной и др. явились основанием для выделения критериев и показателей профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования. В результате изучения специфики деятельности педагога дошкольного образования мы выделили три группы критериев.
I. Квалификационные критерии. Их показателями являются профессиональная подготовленность (наличие образования соответствующего профилю профессиональной деятельности, уровень образования, стаж работы по профессии) и профессиональное развитие/стагнация (повышение квалификации, научно-исследовательская работа, участие в конкурсах и т. д.).
II. Содержательные критерии. К ним мы отнесли личностный, когнитивный и операционно-деятельностный показатели, которые определяют готовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности.
III. Интегральные критерии, которые включают совокупность внешних и внутренних показателей и оценивают степень удовлетворенности педагогами результатами деятельности.
Как мы уже писали выше, качество функционирования системы дошкольного образования обусловлено наличием целого ряда условий и факторов. Детерминирующим фактором, на наш взгляд, выступает профессиональная компетентность личности и деятельности воспитателей. При изучении данного вопроса мы исходили из того, что формирование, развитие профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности; основным источником профессиональной компетентности являются обучение и субъективный опыт; профессиональная компетентность проявляется не только в качестве выполняемой деятельности, но и в постоянном стремлении к саморазвитию; психологической основой компетентности является готовность личности к постоянному повышению своей квалификации.
Эти положения стали ориентиром при исследовании проблемы развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения, которое включало несколько этапов.
В констатирующем эксперименте приняло участие 56 человек. Среди испытуемых были воспитатели,
педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды и педагоги-психологи. Исследовательская работа была направлена на изучение профессиональной компетентности в соответствии с квалификационными и содержательными критериями. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Квалификационная характеристика педагогов дошкольного образования, участвующих в эксперименте
1.Образование
Среднее специальное Неоконченное высшее Высшее
Абс. % Абс. % Абс. %
22 39,3 8 14,3 26 46,4
2. Стаж
0-5 лет 5-10 лет 10 и более лет
Абс. % Абс. % Абс. %
22 39,3 12 21,4 22 39,3
3. Квалификационная категория
Без категории 1-2 категория Высшая категория
Абс. % Абс. % Абс. %
26 46,4 13 23,2 17 30,4
4. Сведения о повышении квалификации
1 раз в пять лет 2 и более раз в пять лет Ежегодно
Абс. % Абс. % Абс. %
50 8 2 6 10,7 - -
5. Участие в научно-исследовательской работе
1 раз в пять лет 2 и более раз в пять лет Ежегодно
Абс. % Абс. % Абс. %
53 94,6 3 5,4 - -
По данным таблицы мы может сделать вывод о том, что в целом контингент сотрудников подготовлен к работе с детьми дошкольного возраста. Все имеют образование, соответствующее профилю педагогической деятельности. При этом следует выделить ряд недостатков. Во-первых, несмотря на достаточно большой стаж педагогической деятельности, многие педагоги имеют недостаточный уровень квалификации. Это позволяет говорить о том, что у педагогов отсутствует стремление повышать свою профессиональную компетентность в соответствии с необходимыми квалификационными требованиями. Во-вторых, такие способы совершенствования педагогического мастерства, как участие в научно-исследовательской работе, конкурсах педагогического мастерства, не определяются среди испытуемых как значимые для повышения своей профессиональной компетентности.
Дальнейшая исследовательская работа была направлена на изучение профессиональной компетентности в соответствии с содержательным критерием, где ведущее значение принадлежит личностному компоненту. В связи с чем мы определили методики для диагностического исследования: методика диа-
гностики профессиональной мотивации (К. Замфир); диагностика уровня развития рефлексивности (А. В. Карпова); исследование уровня эмпатийных тенденций (И. М. Юсупов); диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова).
Анализ полученных данных показал следующее. Личностный компонент характеризуется тем, что мотивация профессиональной деятельности сформирована достаточно высоко. Внутренняя положительная мотивация преобладает у 19,6 %, внешняя положительная мотивация - у 69,6 % педагогов. Внешняя отрицательная мотивация наблюдается у 10,7 %. Эти результаты подтверждаются показателями по мотивационному компоненту: высокий уровень готовности к профессиональной деятельности отмечен у 21,4 %, средний -у 66 % и низкий - у 12,5 %. Учитывая, что готовность к осуществлению деятельности является важным условием ее продуктивности, необходимо акцентировать внимание на том факте, что более 70 % испытуемых имеют средний и низкий уровень готовности.
Что касается уровня развития эмпатийных тенденций то, очень высокий уровень продемонстрировали 17,8 % педагогов, высокая эмпатийность - у 28,6 % испытуемых. Люди с повышенным уровнем эмпатий-ности не всегда способны видеть правильные пути решений проблем за переживаниями чувства сострадания и жалости к детям, животным и т. д. Поэтому в отношении профессии учителя-логопеда завышенный уровень эмпатийности нежелателен. Нормальный уровень эмпатийности - у 37,5 %. Это оптимальный вариант, т. к. при этом уровне эмпатийности педагог способен сочувствовать ребенку и в то же время четко контролировать процесс взаимодействия с ним по направлению к достижению максимальных позитивных результатов. Низкий уровень эмпатийности - у 10,7 % и очень низкий уровень эмпатийности - у 5,3 %. Уровень эмпатийности ниже среднего для педагогической профессии нежелателен, т. к. в этом случае возможны проявления эмоциональной холодности, отчужденности от детей, что будет отрицательно сказываться на установлении контакта с ними, и как следствие, отражаться на качестве результатов педагогического взаимодействия.
Исследование уровня развития рефлексии у педагогов системы дошкольного образования показал, что высокий уровень рефлексивности имеют 25 % педагогов; средний - 41,1 % испытуемых; низкий уровень был выявлен у 33,9 % испытуемых. Наличие низкого уровня рефлексивности у педагога является тревожным фактором, т. к. у такой личности, как правило, отсутствует ответственность за происходящее и потребность в анализе и оценке собственной деятельности; проявляется «нежелание» видеть себя глазами других людей, относиться к себе критично.
Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности позволила определить уровень стремления к саморазвитию, оценке качеств, способствующих саморазвитию, а также оценить возможность реализации себя в профессиональной деятельности.
Результаты диагностики показали, что у педагогов системы дошкольного образования выявились следующие уровни: выше среднего - 17,8 %, средний -48,2 %, ниже среднего - 19,6 %>, низкий - 14,2 %. Следует отметить, что преобладающим оказывается диапазон, охватывающий уровни, начиная от выше среднего до ниже среднего. Низкий уровень представлен незначительно, однако так же, как и очень низкий уровень, высокий и очень высокий уровни не представлены. Усредненные показатели демонстрируют как недостаточный уровень стремления к саморазвитию, так и возможную перспективу для его роста.
Это подтверждается еще и тем, что самооценка качеств, способствующих саморазвитию
у педагогов выше. Очень высокая самооценка отмечена у 16 %, завышенная - 17,8 %, нормальная - 41 %, заниженная - 21,4 %. Низкой и очень низкой самооценки у педагогов не отмечается. Следовательно, педагоги системы дошкольного образования достаточно высоко оценивают свои возможности для профессионального саморазвития, отмечают у себя наличие необходимых личностных качеств. Однако наличие очень высоких и завышенных самооценок говорит о том, что педагоги не всегда объективны по отношению к себе, что можно объяснить защитной реакцией личности в процессе профессионального становления и самоутверждения.
Обобщая результаты, отражающие сформи-рованности личностного компонента профессиональной компетентности у педагогов системы дошкольного образования, мы дифференцировали показатели в соответствии с выделенными уровнями (табл. 2).
Таблица 2
Уровень сформированности личностного компонента профессиональной компетентности у педагогов ДОУ
№ Индикаторы Уровни(%) Значение с2 - критерия
Очень высокий Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Очень низкий
1 Профессиональная мотивация - 21,4 - 66 - 12,5 - 12,297
2 Эмпатия 17,8 28,6 - 37,5 - 10,7 5,3 12,483
3 Рефлексивность - 25 - 41,1 - 339 - 16,903
4 Стремление к саморазвитию - - 17,8 48,2 19,6 - 14,2 19,469
5 Профессиональная самооценка 16 17,8 41 - 21,4 - - 14,237
Статистический анализ с помощью с2-критерия показал значимость различий в распределении педагогов системы дошкольного образования по уровням сформированности индикаторов личностного компонента профессиональной компетентности (эмпирическое значение критерия превосходит критическое значение равное 14,07 на уровне достоверности 0,05).
Обобщенные результаты данных по личностному критерию при исследовании профессиональной компетентности у педагогов системы дошкольного образования, в совокупности с данными по всем критериям, позволили вывести итоговые показатели и построить сводную диаграмму, которая представлена на рисунке 1.
Изучение профессиональной компетентности у педагогов системы дошкольного образования показало, что положительным является отсутствие недопустимого уровня профессиональной компетентности у испытуемых.
Однако то, что показатели высокого уровня по сравнению с другими выявленными уровнями яв-
ляются самыми низкими, говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию личностного компонента профессиональной компетентности данного контингента специалистов.
42,80%
□ Высокий □ Достаточный □ Критический □ Недопустимый
Рис. 1. Уровень профессиональной компетентности у педагогов системы дошкольного образования
По итогам анализа развития содержательных характеристик личностного компонента мы сделали следующие выводы.
Преобладающими уровнями профессиональной компетентности у педагогов системы дошкольного образования являются достаточный и критический. Отсутствие недопустимого уровня говорит о подготовленности педагогических кадров к работе с детьми, что в целом соответствует квалификационным требованиям. Наличие невысоких показателей в рамках высокого уровня компетентности свидетельствуют об ограниченности профессиональных возможностей педагогов и отсутствии у них стремления к творческому выполнению функций.
Исследование показало, что прослеживается недостаточное развитие индикаторов личностного компонента профессиональной компетентности, который является центральным в ее структуре. Полученные данные говорят о необходимости проведения целенаправленной работы, обеспечивающей формирование профессионализма деятельности через совершенствование профессионализма личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапов В. С., ПлугинаМ. И. Акмеология профессионального становления преподавателей высшей школы. Монография. - М., 2012.
2. Кашкарева В. Б. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образования: прикладные аспекты // Сб. научных трудов «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ЧТЕНИЯ». - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2011.
3. Кашкарева В. Б. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь: СтГМА. 9 декабря 2011 г. - Ставрополь, 2011. -С. 98-102.
4. Кашкарева В. Б. Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования: теория и практика // Прикладная Психология и Психоанализ. - 2011. - Вып. 1. - ШЬ: ppip.idnk.ru/index.php/-1-2011.html
5. Лучшие психологические тесты / сост. М. В. Олейникова. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.