Научная статья на тему 'Основы формирования творческих способностей учеников начальных классов'

Основы формирования творческих способностей учеников начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комилова Фотима Махмудовна

Статья посвящена проблемам развития творческой личности. Выделены рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся и развитию интеллекта младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования творческих способностей учеников начальных классов»

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия [Текст] / М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 18240 450 с.

2. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: Инфра-М, 2000. С. 576.

3. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. М.: «Экономика», 2004. С. 620.

4. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии: уч. пособие для студентов педвузов [Текст] / С.А. Маврин. Омск: ОмГПУ, 1993. С. 98.

5. Лобанова Н.Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования [Текст] / Н.Н. Лобанова // Профессиональная педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов: проблемы, поиск, опыт. СПб., 1992. С. 12-19.

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Комилова Ф.М.

Комилова Фотима Махмудовна - старший преподаватель, кафедра педагогики,

Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена проблемам развития творческой личности. Выделены рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся и развитию интеллекта младшего школьника.

Ключевые слова: развитие, обучение, учебная деятельность, творчество, системно-деятельностная основа, способности.

В науке сегодня общепризнанно, что источником формирования творческой личности является включенность в деятельность. Это основной пути развития человека. Фактор, обеспечивающий формирование способностей. Любая деятельность - это процесс достижения поставленной человеком определенной цели, которая предполагает определенную мотивацию, осознание потребности, связанную с ее удовлетворением. Творческая деятельность также является процессом достижения цели. Но главное здесь не погоня за ее достижением, а реализация способностей, раскрытие творческого потенциала.

В педагогическом плане обучения творческому мышлению в проблемных ситуациях появляется вместе с потребностью в передаче социального опыта подобного мышления. Обучение, как пишет Г.П. Щедровицкий, заполняет разрыв в социальной деятельности, связанный с необходимостью и неумением копировать ее практическую сторону. В результате обучения усваиваются образцы, средства и методы, используемые при построении новой деятельности [1].

Однако творческая деятельность характерна ее уникальностью, неповторимостью, поэтому от усвоения образцов приходится переходить к созданию соответствующих частных проблемных ситуаций. Каким же образом совместить развитие человека в любой деятельности, в решении любых задач и развитие в проблемном обучении, учитывающем современные способы преодоления проблемных ситуаций в производственной деятельности? В силу того, что учебная деятельность осуществляется в контексте обучения, а обучение основывается на базе механизмов

коммуникации, в качестве исходного материала взята учебная коммуникация. Она наибольшей ступени «очевидна» для обучаемого, вследствие чего, процессы проблематизации сначала опознаются в коммуникации, а затем и в учебной деятельности в целом. Вместе с построением учебного процесса, содержанием которого выступает формирование умения мыслить в учебной деятельности, в поле внимания входят все традиционные педагогические проблемы и идеи, включая идеи проблемного обучения. Однако наши усилия сконцентрированы были, прежде всего, в направление рефлексивно - осознаваемого обучения, обеспечивающего осознание и владение учащимися формой деятельности и мышления.

Теоретический анализ проблемы формирования и развития творческих способностей младших школьников предполагает решение двух принципиальных вопросов. Во-первых, отражение сущности формирования творчества в содержании начального общего образования; во-вторых, использование научно-педагогического потенциала начального обучения для развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Попытаемся охарактеризовать особенности решения вышеуказанных проблем на современном этапе.

В контексте формирования творческих способностей учащихся перед учителями начальной школы стоит проблема выбора путей дальнейшего развития систем и технологий начального обучения. Как показывают результаты изучения передового опыта, из них условно можно выделить интеграцию нескольких, на наш взгляд, основных путей:

1) личностная ориентация содержания обучения, предполагающая развитие личностных способностей младших школьников с учетом их интересов, задатков, качеств личности;

2) усиление деятельностного компонента содержания образования;

3) обеспечение активности самих младших школьников в процессе формирования творческих способностей, соотносящихся с содержанием изучаемых дисциплин.

Основой формирования творческих способностей остается полноценное развитие интеллекта младшего школьника. В условиях начального общего образования для полноценного развития ребенка необходимо формировать у него когнитивные, эмпирические и эмоционально-чувственные знания. «Однако в процессе вооружения знаниями и образования младших школьников необходимо формировать у них также творческие способности, их гуманистические основы» [2].

В новейших педагогических исследованиях отмечается, что процесс воспитания творческих способностей личности учащихся достигает своей цели, если активизируется и интенсифицируется процесс саморазвития личности. «Такой подход в полном соответствии с принципом учебной деятельности, организуемый педагогом в сфере начального обучения и воспитания». Личностно-ориентированная педагогика реализуется при соблюдении определенных теоретических положений. В контексте нашего исследования весьма важным является сочетание идей личностно ориентированной педагогики с принципами деятельного подхода. Идеи деятельностного подхода в изучении в психики личности младшего школьника утверждали и развивали М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и их ученики. Деятельностный подход рассматривается «как положение порождения, функционирование и определения структуры психологического отражения индивида в процессе деятельности». Анализ научных источников показывает, что деятельностный подход основывается на следующих принципах: принципе развития и историзма, принципе предметности, принципе активности, принципе единства строения внешней и внутренней деятельности личности, принципе системного анализа психологии и т.д.

Сущностью деятельностного подхода является личностная адаптированность младшим школьником условий труда применительно к самому себе и выработка на

основе этого индивидуального стиля производительного творческого поведения. Деятельностный подход предполагает проявление творческих способностей на двух уровнях - общеобразовательном и производительном. Данное подразделение учитывает в условиях начального обучения при организационном делении процесса обучения:

1) на обеспечение усвоения знаний;

2) на формирование умении использовать эти знания на практике и тем самым приобретать и расширять творческие способности в конкретной ситуации.

Учитель должен создать такую ситуацию на уроке, чтобы у ребенка появилось желание действовать принимать участие в решении проблемной ситуации, отвечать на поставленный вопрос, выполнять работу самостоятельно. При отсутствии подобных стимулов интереса к учебному познаний при монотонной и однообразной работе, по мнений С.И.Архангельского, «можно наблюдать возникновение таких очагов торможения, которые все более распространяются на все пункты мозга, в том числе и на те, которые были возбуждены, в результате наступает состояние скуки, отсутствования интереса и желания понимать поступающую информацию» [3].

Педагог в процессе обучения должен управлять деятельностью ученика, формировать у него перманентную потребность в творческом мышлении. Рассматривая сущностные аспекты творчества с позиций диалектического материализма, можно определить творчество как процесс создания нового выражающих созидательный преобразующий труд человека неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объектального мира в создании человека.

В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объектального мира, но и познаются цели, условия, и причины возникновения, существования этих предметов и явлений. Поэтому творчеству можно рассматривать как процесс сложенных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования. Это, в свою очередь, является познавательным компонентом мировоззрения, так необходимым для формирования качеств личности ребенка. Иными словами, творческой мы можем считать такую деятельности, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. А, следовательно, результат мышления будет творческим только в том случае, если он не мог быть получен простыми логическими действиями по алгоритму. Творчество необходимо рассматривать, как деятельность, требующую устойчивой мотивации в процессе которой формируется социально значимые качества личности, т.е. оно представляет в различных аспектах: что создано, как создано, и каким развивается.

И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; ведение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; введение новой функции знакомого объекта умение видеть альтернативу решения умение комбинировать раннее известные способы решения проблемы в новый способ; умение создавать оригинальные способы при решении известных других. Наиболее важными мы считаем следующие признаки творчества:

1) творчество как высшая форма самостоятельной деятельности;

2) творчество как результат деятельности, характеризующийся новизной и ценностью для субъекта и общества;

3) творчество как многомерный синтез, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и иррационального.

Психологическая наука определяет творчество как родовую черту человека, характерного для его деятельности. По определению Я.А. Пономарева, «...творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества». Многими учеными творчество рассматривается как главный принцип развития человечества. В психике

ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключается в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должны органически слиться [4].

Как показывает наш опыт, конкретные виды творческой деятельности успешно могут реализоваться при соблюдении следующих педагогических условий: регулярная включенная актуализация, (повторение), уточнение и дополнение основных, существенных и необходимых знаний, созданий ситуации для сознательного применения общих приемов и способ умственной деятельности; самостоятельная постановка учебной цели, дифференцированная помощь педагога при самостоятельной деятельности учащихся и поощряющая оценка результатов; побуждение учащихся к постановке вопросов, к выдвижению предложений, гипотез, к выражению сомнений, критических замечаний и т.д.; стимулирование коллективных, нравственных отношений в группе, таких как товарищеская взаимопомощь, инициативность, ответственность.

Для успешного руководства творческой деятельностью учащихся целесообразно пользоваться определенными учебными ситуациями. Они создаются и педагогически управляются педагогом и включает в себя творческое порождение, применение знаний, приемов, способов, аргументов, убеждений, а также технических и искусственных: средств в следующих формах: учащиеся анализируют свою учебную деятельность, выделяют в ней составные компоненты (учебные задачи и способы решения, действия контроли и оценки); анализируют мотивацию своего учебного поведения, видят в ней отдельные компоненты (мотивы, способы, цели, результаты, эмоции), оценивают их, ставят новые цели, соотносят их с мотивами; сознательно сотрудничают с другими, строят правильное общение и управляют своим поведением; обучаемый умеет осуществлять различные формы контроля: итоговый по конечному результату, процессуальный-пошаговый, пооперационный, прогнозирующий -мысленное выделение этапов решения учебной задачи и др.

Многообразие и уровень творческой деятельности возрастают по мере того, как растут самостоятельность, инициативность и чувство ответственности в ходе вовлечения всех членов коллектива в учебно-трудовой процесс.

Список литературы

1. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964.

С. 56.

2. Рахимов А.З. Психодидактика. Уфа, 2003. С. 79-80.

3. Кузнецов Е.В. Метод и результат: к оценке творчества С.И. Архангельского //

Англия и Европа: Проблемы истории и историографии. Арзамас, 2001. С. 45-46.

4. Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок, 2003. № 4. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.