Научная статья на тему 'Основы формирования творческих способностей'

Основы формирования творческих способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2544
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА / СПОСОБНОСТИ / DEVELOPMENT / TRAINING / LEARNING ACTIVITIES / ART / SYSTEM-ACTIVITY BASIS / THE ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замалетдинова Зальфира Исхаковна

Статья посвящена проблемам развития творческой личности. Выделены рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся и развитию интеллекта младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATIONS FOR CREATIVITY

This article is devoted problems of the creative personality. Identified recommendations for the development of creative abilities of students and the development of intelligence younger pupils.

Текст научной работы на тему «Основы формирования творческих способностей»

УДК 37

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

© 2013 З.И.Замалетдинова

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Казанского (Приволжского) Федерального университета

Статья поступила в редакцию 21.02.2013

Статья посвящена проблемам развития творческой личности. Выделены рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся и развитию интеллекта младшего школьника.

Ключевые слова: развитие, обучение, учебная деятельность, творчество, системно-деятельностная основа, способности.

В науке сегодня общепризнанно, что источником формирования творческой личности является включенность в деятельность. Это основной путь развития человека. Фактор, обеспечивающий формирование способностей. Любая деятельность - это процесс достижения поставленной человеком определенной цели, которая предполагает определенную мотивацию, осознание потребности, связанную с ее удовлетворением. Творческая деятельность также является процессом достижения цели. Но главное здесь не погоня за ее достижением, а реализация способностей, раскрытие творческого потенциала.

В педагогическом плане обучения творческому мышлению в проблемных ситуациях появляется вместе с потребностью в передаче социального опыта подобного мышления. Обучение, как пишет Г.П.Щедровицкий, заполняет разрыв в социальной деятельности, связанный с необходимостью и неумением копировать ее практическую сторону. В результате обучения усваиваются образцы, средства и методы, используемые при построении новой деятельности1.

Однако творческая деятельность характерна ее уникальностью, неповторимостью, поэтому от усвоения образцов приходится переходить к созданию соответствующих частных проблемных ситуаций. Каким же образом совместить развитие человека в любой деятельности, в решении любых задач и развитие в проблемном обучении, учитывающем современные способы преодоления проблемных ситуаций в производственной деятельности? В силу того, что учебная деятельность осуществляется в контексте обучения, а обучение основывается на базе механизмов коммуникации, в качестве исходного материала взята учебная коммуникация. Она наибольшей ступени «очевидна» для обучаемого, вследствие чего, процес-

Замалетдинова Зальфира Исхаковна, старший преподаватель, почетный работник общего образования РФ. E-mail: z. zamaletdinova&mail. ru

1 Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. - М.: 1964.

сы проблематизации сначала опознаются в коммуникации, а затем и в учебной деятельности в целом. Вместе с построением учебного процесса, содержанием которого выступает формирование умения мыслить в учебной деятельности, в поле внимания входят все традиционные педагогические проблемы и идеи, включая идеи проблемного обучения. Однако наши усилия сконцентрированы были, прежде всего, в направление рефлексивно - осознаваемого обучения, обеспечивающего осознание и владение учащимися формой деятельности и мышления.

Теоретический анализ проблемы формирования и развития творческих способностей младших школьников предполагает решение двух принципиальных вопросов. Во-первых, отражение сущности формирования творчества в содержании начального общего образования; во-вторых, использование научно-педагогического потенциала начального обучения для развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Попытаемся охарактеризовать особенности решения вышеуказанных проблем на современном этапе.

В контексте формирования творческих способностей учащихся перед учителями начальной школы стоит проблема выбора путей дальнейшего развития систем и технологий начального обучения. Как показывают результаты изучения передового опыта, из них условно можно выделить интеграцию нескольких, на наш взгляд, основных путей: 1) личностная ориентация содержания обучения, предполагающая развитие личностных способностей младших школьников с учетом их интересов, задатков, качеств личности; 2) усиление деятельностного компонента содержания образования; 3) обеспечение активности самих младших школьников в процессе формирования творческих способностей, соотносящихся с содержанием изучаемых дисциплин.

Основой формирования творческих способностей остается полноценное развитие интеллекта младшего школьника. В условиях начального

Педагогика

общего образования для полноценного развития ребенка необходимо формировать у него когнитивные, эмпирические и эмоционально-чувственные знания. «Однако в процессе вооружения знаниями и образования младших школьников необходимо формировать у них также творческие способности, их гуманистические ос-новы»2.

В новейших педагогических исследованиях отмечается, что процесс воспитания творческих способностей личности учащихся достигает своей цели, если активизируется и интенсифицируется процесс саморазвития личности. «Такой подход в полном соответствии с принципом учебной деятельности, организуемый педагогом в сфере начального обучения и воспитания»3. Личностно-ориентированная педагогика реализуется при соблюдении определенных теоретических положений. В контексте нашего исследования весьма важным является сочетание идей личностно ориентированной педагогики с принципами деятельного подхода. Идеи деятельностного подхода в изучении в психики личности младшего школьника утверждали и развивали М.Я.Басов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и их ученики. Деятельностный подход рассматривается «как положение порождения, функционирование и определения структуры психологического отражения индивида в процессе деятельности»4. Анализ научных источников показывает, что дея-тельностный подход основывается на следующих принципах: принципе развития и историзма, принципе предметности, принципе активности, принципе единства строения внешней и внутренней деятельности личности, принципе системного анализа психологии и т.д.

Сущностью деятельностного подхода является личностная адаптированность младшим школьником условий труда применительно к самому себе и выработка на основе этого индивидуального стиля производительного творческого поведения. Деятельностный подход предполагает проявление творческих способностей на двух уровнях - общеобразовательном и производительном. Данное подразделение учитывает в условиях начального обучения при организационном делении процесса обучения: 1) на обеспечение усвоения знаний; 2) на формирование умении использовать эти знания на практике и тем самым приобретать и расширять творческие способности в конкретной ситуации.

Учитель должен создать такую ситуацию на уроке, чтобы у ребенка появилось желание действовать принимать участие в решении проблемной

2 Рахимов А.З. Психодидактика. - Уфа: 2003.

3 Там же.

4 Рубинштейн С.Л. О мышлении

исследования. - М: 1958.

ситуации, отвечать на поставленный вопрос, выполнять работу самостоятельно. При отсутствии подобных стимулов интереса к учебному познанию при монотонной и однообразной работе, по мнению С.И.Архангельского, «можно наблюдать возникновение таких очагов торможения, которые все более распространяются на все пункты мозга, в том числе и на те, которые были возбуждены, в результате наступает состояние скуки, отсутство-вания интереса и желания понимать поступающую информацию»5.

Педагог в процессе обучения должен управлять деятельностью ученика, формировать у него перманентную потребность в творческом мышлении. Рассматривая сущностные аспекты творчества с позиций диалектического материализма, можно определить творчество как процесс создания нового выражающих созидательный преобразующий труд человека неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объектального мира в создании человека.

В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объектального мира, но и познаются цели, условия, и причины возникновения, существования этих предметов и явлений. Поэтому творчеству можно рассматривать как процесс сложенных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования. Это, в свою очередь, является познавательным компонентом мировоззрения, так необходимым для формирования качеств личности ребенка. Иными словами, творческой мы можем считать такую деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. А, следовательно, результат мышления будет творческим только в том случае, если он не мог быть получен простыми логическими действиями по алгоритму. Творчество необходимо рассматривать, как деятельность, требующую устойчивой мотивации в процессе которой формируется социально значимые качества личности, т.е. оно представляет в различных аспектах: что создано, как создано, и каким развивается.

И.Я.Лернер выделил следующие черты творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; ведение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; введение новой функции знакомого объекта умение видеть альтернативу решения умение комбинировать раннее известные способы решения проблемы в новый способ; умение создавать оригинальные способы при решении известных других. Наиболее важными мы считаем следующие

и путях его

5 Кузнецов Е.В. Метод и результат: к оценке творчества С.И.Архангельского // Англия и Европа: Проблемы истории и историографии. - Арзамас: 2001.

признаки творчества: 1) творчество как высшая форма самостоятельной деятельности; 2) творчество как результат деятельности, характеризующийся новизной и ценностью для субъекта и общества; 3) творчество как многомерный синтез, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и иррационального6.

Психологическая наука определяет творчество как родовую черту человека, характерного для его деятельности. По определению Я.А.Пономарева, «... творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества»7. Многими учеными творчество рассматривается как главный принцип развития человечества. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключается в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должны органически слиться8.

Как показывает наш опыт, конкретные виды творческой деятельности успешно могут реализоваться при соблюдении следующих педагогических условий: регулярная включенная актуализация, (повторение), уточнение и дополнение основных, существенных и необходимых знаний, созданий ситуации для сознательного применения общих приемов и способ умственной деятельности; самостоятельная постановка учебной цели, дифференцированная помощь педагога при самостоятельной деятельности учащихся и поощряющая оценка результатов; побуждение учащихся к постановке вопросов, к выдвижению предложе-

ний, гипотез, к выражению сомнений, критических замечаний и т.д.; стимулирование коллективных, нравственных отношений в группе, таких как товарищеская взаимопомощь, инициативность, ответственность.

Для успешного руководства творческой деятельностью учащихся целесообразно пользоваться определенными учебными ситуациями. Они создаются и педагогически управляются педагогом и включает в себя творческое порождение, применение знаний, приемов, способов, аргументов, убеждений, а также технических и искусственных: средств в следующих формах: учащиеся анализируют свою учебную деятельность, выделяют в ней составные компоненты (учебные задачи и способы решения, действия контроли и оценки); анализируют мотивацию своего учебного поведения, видят в ней отдельные компоненты (мотивы, способы, цели, результаты, эмоции), оценивают их, ставят новые цели, соотносят их с мотивами; сознательно сотрудничают с другими, строят правильное общение и управляют своим поведением; обучаемый умеет осуществлять различные формы контроля: итоговый по конечному результату, процессуальный-пошаговый, пооперационный, прогнозирующий - мысленное выделение этапов решения учебной задачи и др.9.

Многообразие и уровень творческой деятельности возрастают по мере того, как растут самостоятельность, инициативность и чувство ответственности в ходе вовлечения всех членов коллектива в учебно-трудовой процесс.

6Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М.: 1989.

7 Большой толковый психологический словарь. - Т.1 (А - О) / Пер. с англ. Ребер Артур. - М.: 2001.

8 Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. - 2003. - № 4.

9. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН РФ № 363 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009.

FOUNDATIONS FOR CREATIVITY

© 2013 Z.I.Zamaletdinova°

Volga Interregional Centre of Professional Development and training of educators Kazan (Volga)

Federal University

This article is devoted problems of the creative personality. Identified recommendations for the development of creative

abilities of students and the development of intelligence younger pupils.

Keywords: development, training, learning activities, art, system-activity basis, the ability.

Zamaletdinova Zalfira Ishakovna, Senior Lecturer, Honorary Worker of General Education. E-mail: z. zamaletdinova&mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.