Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы'

Некоторые аспекты развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1259
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полищук Галина Александровна

Творческое отношение ко всем вопросам жизнедеятельности стало повседневным требованием к каждому человеку. Формирование потребности в творчестве – актуальная проблема современного образования. Младший школьный возраст позволяет развивать творческое начало личности ребенка. В статье раскрыт потенциал социокультурной среды современной школы в развитии творчества младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы»

Полищук Галина Александровна Учитель начальных классов сош №3 г. Наро - Фоминска

vasgar2010@yandex.ru

Развитие творчества младших школьников в социокультурной среде

современной школы

Развитие Подмосковья как многокультурного региона с неизбежно высокими социальными рисками требует от системы образования новых подходов к развитию творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы. Несмотря на то, что проблема развития творческих начал ребёнка исследуется достаточно давно, многие вопросы остаются нерешёнными. Во многом это объясняется тем, что большинство учебного времени по-прежнему отводится нетворческой деятельности. Генерирование идей, гибкость мышления и другие общие творческие способности остаются вне внимания педагога. Потребность общества в интенсивном развитии творчества каждого человека предоставляет особую роль в этом процессе именно школе. Школьная среда, которая претерпевает постоянные изменения в своей социокультурной составляющей, должна способствовать формированию у ребёнка потребности в творчестве. Самостоятельно мыслить, действовать в нестандартных ситуациях, оригинально решать бытовые, учебные и другие задачи - всё это должно быть подчинено идее развития творчества школьников.

Сущность творчества, его структура стали предметом исследований Г.С. Батищева, Г.А. Давыдова, Т.С. Комаровой и др. Основные виды творчества рассматриваются в трудах Ф.В. Асмуса, Б.М. Кударова, А.И. Савенкова (техническое творчество), Н.М. Сокольниковой, Т.И. Баклановой (художественное творчество) и др. учёных. Психологические аспекты творчества нашли отражение в трудах А.Н. Лука, Я.А. Пономарёва и др. Особенности творческой деятельности школьников активно изучались и представлены в ряде диссертационных исследований.

Рассмотрим различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых к пониманию сущности научной категории «творчество». Анализ литературы по теме исследования позволил выделить многоаспектность данного явления.

Рассмотрим основные определения научной категории «творчество»:

Автор Творчество - это...

С.Л. Рубинштейн деятельность по созданию нового, оригинального, что входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и пр.

Л.С. Выготский деятельность человека по созданию нового: предметов окружающего мира, выводов ими чувств, которые живут и находятся только в самом

человеке

К.К. Платонов мышление в его высшей форме, которое выходит за границы необходимого для решения задачи уже известными способами

В.И. Андреев один из видов человеческой деятельности, направленный на решение противоречия (решение творческого задания), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой имеет новизну и оригинальность, личностную и социальную значимость

В.А. Моляко процесс создания, открытие нового, которое раньше для конкретного субъекта было неизвестным

Эволюция исследования творчества раскрыта в трудах Я.А. Пономарёва, который, опираясь на идеи С.О. Грузенберга, рассматривает разные подходы к теории творчества: философские, психологические, интуитивные. Я.А. Пономарёв отмечает, что, несмотря на разнообразие представлений о творчестве, все исследователи едины в понимании того, что проблема творчества является комплексной.

Выделенные в ходе исследования исходные теоретические положения о сущности научной категории «творчество» позволили определить деятельность как основу творчества. Творческая деятельность младшего школьника не является социально-значимой в прямом значении этого слова. Творчество младшего школьника - это субъективно значимое творчество, новизна которого заключается в самостоятельном подходе к созданию уже известного. Творчество ребенка младшего школьного возраста представляет собой не только результат, но и мотивы, отношения, переживания и другие формы проявления личностных качеств.

Определение творческой личности носит многофакторный характер, так как интегрирует в себе теории личности, теории деятельности, теории творчества. Не существует общепризнанного понимания сущности творческой личности, что во многом объясняется отсутствием общепризнанного толкования сущности научной категории «структура личности».

Таким образом, исходя из множества подходов к определению творчества в ходе исследования было уточнено понятие «творческая личность», которое рассматривается нами как субъект творческих социальных отношений и социально значимой творческой деятельности.

Особенностью младшего возраста является то, что ребёнок включается в новую деятельность, в новую социальную группу, и, как результат, в новый тип отношений. Социокультурная среда школы позволяет ребёнку «найти» себя на основе уже имеющегося опыта деятельности. При этом нужно

помнить, что не всегда предыдущий опыт удовлетворения основных потребностей в новых условиях эффективен.

Классики психологии и педагогики Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие раскрыли в своих трудах проблемы учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Исследования в области развития творчества детей (Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Н.С. Лейтес, В.С, Юркевич и др.) позволяют проанализировать возрастные и индивидуальные составляющие данного процесса.

В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев и др. авторы младший школьный возраст рассматривают в контексте личностного роста. Ребёнок готов осмыслить свои возможности; он понимает, что интересен другим своими знаниями и умениями. В структуре творческой личности младшего школьника ученые выделяют внутренние предпосылки творчества и приобретённые (дополнительная мотивация, характерологические особенности, творческие умения и др.), которые развиваются в социокультурной среде школы. Анализ научных исследований и передового педагогического опыта в области детского творчества позволяет утверждать, что врождённое и приобретённое в личности младшего школьника в процессе педагогического взаимодействия разделить невозможно. Для исследования развития творчества младших школьников мы использовали понятие «творческие возможности младшего школьника». Основываясь на научных идеях Б.Г. Ананьева, Т.С. Комаровой, И.П. Гладилиной, Т.Я. Шпикаловой творческие возможности младших школьников мы рассматриваем как многомерное явление, отражающее индивидуальные особенности развития личности ребёнка и проявления его творческих качеств, которые формируются, развиваются и проявляются в творческой деятельности.

Развитие творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы требует дополнительных педагогических усилий.

Педагогическое управление развитием творчества младших школьников основываются на анализе мониторинга результатов их творческой деятельности. Перед педагогом стоит комплекс задач: подбор, совершенствование и использование целей, содержания форм и методов прогнозирования, планирования, организации, координации, контроля и диагностики учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творчества младших школьников.

Формирование у младших школьников потребности в творчестве во многом определяется системой социальных ожиданий. Л.С. Выготский отмечал, что одна из основных преград для теоретического и практического изучения развития ребенка - это неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста. Зачастую среда рассматривается как что-то внешнее по отношению к ребенку. Идеи С.Л. Рубинштейна о роли социокультурной ситуации в развитии творчества ребенка являются основополагающими в организации данного процесса. В.С. Мухина отмечает как основную социальную потребность, имеющую определенную возрастную динамику, потребность в признании. Именно потребность в

признании, в самостоятельности позволяет младшим школьникам искать пути и способы творческого самовыражения.

В процессе исследования была разработана и апробирована годовая программа психолого-педагогической поддержки развития творчества учащихся начальных классов, как оптимальная организация педагогического процесса, интегрирующего основное и дополнительное образование младших школьников для качественного решения проблемы развития творчества каждого ребенка. Данная программа состоит из следующих проектов: «Что такое творчество?» (май-август), «Ребенок-творец»

(сентябрь), «Учимся творить вместе (октябрь-апрель), « Творческие достижения» (май). Результаты авторского подхода к реализации данной программы отражены в следующей матрице:

Тема опыта: развитие творчества младших школьников.

Автор: Полищук Галина Александровна, учитель

общеобразовательного учреждения Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы № 3 с углубленным изучением отдельных предметов.

Ведущая педагогическая идея: Реализация идей развития творчества младших школьников как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной среде современной школы.

Актуальность опыта: Создание оптимальных условий для развития творчества, формирование творческого мышления младших школьников при условии организации сотрудничества и сотворчества учителя и ученика в системе учебных занятий и внеурочной деятельности в социокультурной среде современной школы.

Научно-теоретическая база: Научно-методическое обоснование

опыта базируется на идеях ведущих педагогов и психологов Т.С. Комаровой,

Н.М. Сокольниковой, Т.И. Баклановой, И.П. Гладилиной, А.И. Савенкова.

Технология деятельности: Развитие творчества младших школьников в процессе интеграции основного и дополнительного образования строится по модулям:

информационный - предусматривает употребление оригинальных приёмов усвоения научной информации учащимися с разным уровнем развития;

иллюстративный - способствует осмыслению учащимися полученной информации в процессе выполнения заданий с разноуровневым и разнообразным дидактическим материалом;

структурно-логической - обеспечивает развитие мыслительных процессов учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) путем выполнения серии дифференцированных заданий;

проектно-практический - учащиеся творчески решают задания разных уровней сложности, создавать авторские проекты, адаптировать полученную информации. К новым условиям, отрабатывать нестандартные проблемно-поисковые ситуации.

результативность - использование вышеуказанных этапов научноисследовательского мышления для развития творчества младших школьников, индивидуализация общения, развитие личностного потенциала школьника, способствует усвоению всеми учениками обязательного минимума знаний, дает возможность младшим школьникам максимально развивать свои познавательные интересы.

Концептуальные основы развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы, обобщение и осмысление собственного педагогического опыта работы учителем начальных классов позволили разработать модель развития творчества младших школьников.

Цель Модели - развивать творчество младших школьников в социокультурной среде современной школы посредством интеграции основного и дополнительного образования.

На достижении данной цели были направлены следующие задачи:

- разработать основные модули (методологический, организационнопедагогический, содержательно-процессуальный, аналитико-

корректирующий) деятельности по использованию возможностей социокультурной среды школы для развития творчества младших школьников;

- разработка, в соответствии с Моделью, программы ее внедрения -«Развитие творчества младших школьников»;

- выявление эффективности Модели на основе анализа результатов мониторинга динамики развития творчества младших школьников в социокультурном пространстве школы.

В основу Модели были положены следующие принципы: информированности (особая значимость информации о механизмах развития творчества; об истории развития науки; о жизни знаменитых людей и др.); саморазвития (в процессе интеграции основного и дополнительного образования опора на сильные и максимальный учет слабых сторон личности ребенка), оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности; вера в ребенка.

Модель развития творчества младших школьников была реализована через комплексно-целевую программу «Развитие творчества младших школьников». Программа состоит из следующих проектов: «Первоклассник на пути к творчеству» (ожидаемые результаты: дети должны уметь понимать себя как часть мира; иметь элементарные знания о внимании, памяти, мышлении и воображении, как важнейших познавательных процессах, необходимых и в учебе, и в повседневной жизни; должны знать элементарные приемы развития познавательных процессов и переносить усвоенное на овладение новым материалом; иметь представление о своих индивидуальных особенностях познавательных процессов); «Второклассник на пути к творчеству» (ожидаемые результаты: учащиеся должны знать способы усовершенствования и тренировки внимания, памяти и воображения; уметь искать нестандартные подходы к решению проблем); «Третьеклассник на пути к творчеству» (ожидаемые результаты:

третьеклассники должны уметь сознательно руководить процессами восприятия, внимания и запоминания; должны знать, как правильно классифицировать, группировать материал, подбирать ассоциативный ряд; использовать такое свойство мышления как критичность) и проекта «Я -творец!». Проект «Я - Творец!» реализуется в 4 классе и состоит из модулей «Я открываю мир»; «Нарисуй «значение слова»; «Моя - колыбельная»; «Сделай себе подарок»; «Мой жизненный путь», способствующих пониманию школьником того, что именно творчество является одной из самых важных составляющих человеческой жизни. Реализация данной программы позволит сформировать у младших школьников потребность в творчестве.

Федеральным государственным образовательным стандартом образования определено, что предметом итоговой оценки является достижение предметных и межпредметных результатов. Индивидуальные достижения обучающихся, которые не подлежат итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностные характеристики, ценностные ориентации и др. Мониторинг исследования личностных результатов важнейшая задача современной школы. В ходе исследования была реализована матрица педагогической диагностики и мониторинга качества развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы (рис.1 )

Рис.1. Матрица педагогической диагностики и мониторинга качества развития творчества младших школьников.

Данная матрица основывается на идеях Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной и др. о роли социокультурной среды в развитии творчества ребенка. Методологической основой экспериментальной работы явились подходы С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского и др. ученых о научном анализе и обосновании эксперимента; опоры на современные достижения науки о человеке и передового педагогического опыта; комплексного анализа результатов эксперимента.

. Программа психолого-педагогической поддержки развития творчества учащихся начальной школы определила направления и мероприятия её реализации. В основе программы лежит принцип непрерывного обновления, позволяющий гибко и в опережающем режиме реагировать на запросы детей и родителей, а также тренды развития общества. Концептуальный подход к работе педагогов по проблеме развития творчества детей младшего школьного возраста представлен на рис.2.

Выполнение основных мероприятий программы способствовало научно-практическому решению вопросов развития творчества ребёнка, повышению профессиональной компетентности учителя, становлению школы на принципах гуманизации и интеграции образования, реализации деятельностного подхода и др. В процессе реализации Программы были решены вопросы формирования интегрированных представлений обучающихся об окружающем мире, их экологическая культура, интегрированный подход к здоровому образу жизни, формирование профессионализма учителя и др., что позволило говорить о творческой личности младшего школьника как субъекта творческих социальных отношений и продуктивной творческой деятельности. Основные направления и мероприятия Программы имеют определенные положительные результаты, полученные в процессе реализации программы в 1 -4 классах «Развитие творчества младших школьников».

Подготовка педагогов к деятельности по развитию творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы предусматривает интерактивные формы обучения с учетом имеющегося опыта.

Коррекция профессиональных деформаций, обучение навыкам эффективного консультирования наиболее качественно были реализованы в процессе тренингов и кейс-семинаров. Игровая реконструкция реальных ситуаций позволила участникам посмотреть на себя глазами других людей, отрефлексировать слабые стороны профессиональной деятельности и убедиться в значимости творческого взаимодействия. Ценность такого подхода к повышению квалификации педагогов, заключается в их адекватности динамике современного общества, где знания, быстро устаревая, требуют постоянного обновления и преобразования.

Интерактивный характер обучения, небольшие временные и материальные затраты, возможность приобретения концентрированных знаний в объёме, достаточном для разрешения проблем составляют ядро

конкурентных преимуществ программы подготовки педагогов к развитию творчества младших школьников.

Рис.2.Концептуальное решение организации внутришкольной деятельности по решению проблемы развития творчества младших школьников

Таким образом, развитие творчества младших школьников в социокультурной среде школы - одна из важнейших задач образования, основанного на принципе объединения социокультурных ресурсов, включающих в себя современные инструменты, педагогические технологии, разрабатываемые и внедряемые высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Литература

1. Гладилина И.П., Королева Г.М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодёжи: концептуальные основы. Монография.

- М.,МГУУ Правительства Москвы,2012. - 150 с.

2. Гончарова О. В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка / О. В. Г ончарова // Нач. шк. плюс до и после. - 2003. - № 10. - С. 24-27

3. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. -М. Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2003. - 720 с.

4. Основные концепции одаренности и творчества, под ред.

Д. Б. Богоявленской. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 214-242

5. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив : дет. одаренность и домаш.

обучение / А. И. Савенков. - Ярославль: Акад. развития, 2002. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.