Научная статья на тему 'Творческое развитие личности в процессе патриотического воспитания'

Творческое развитие личности в процессе патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2136
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / . ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полищук Галина Александровна

Автор статьи исходит из того, что творчество, как деятельность, способствующая созданию нового, присутствует не только в интеллектуальном развитии, но и в духовно-нравственном, социальном становлении личности. Особое место в творческом развитии человека занимает патриотическое воспитание, являясь неотъемлемой частью формирования и развития личности. Делается вывод, что, развивая патриотизм в младшем школьном возрасте, мы развиваем человека, готового к творческому преобразованию и в личной жизни, и в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческое развитие личности в процессе патриотического воспитания»

Полищук Г алина Александровна, учитель начальных классов МОУ «Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»,

г. Наро-Фоминск.

143300, Московская обл, г.Наро-Фоминск, Комсомольская ул., д. 9.

Тел.: 8-917-520-66-84. E-mail: vasgar2010@yandex.ru

Г.А. Полищук

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Высшим уровнем познания человеком развития различных форм материи является творчество, представляющее собой сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер его психики, как взаимодействие отражения внешнего мира и активности личности. Исследуя деятельность и творчество как один из видов деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечает, что творческой является деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.; ученый подчеркивает, что «всякий труд включает в той или иной мере интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня. В какой-то мере всегда представлен в труде и момент изобретения, творчества [2, с. 10].

Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, Я.Л. Пономарёв и другие учёные установили единство творческого процесса у детей и взрослых: одинаковые стадии протекания и активности, одинаковое напряжение, одни и те же состояния, те же качества [1].

К.К. Платонов отмечал, что в творческой деятельности большое значение имеет воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Творческое развитие личности - процесс многогранный, требующий постоянного внимания и целенаправленной работы. Общеизвестно, что потребность в творчестве является фундаментальной человеческой потребностью. Однако для её практической реализации необходимы соответствующие условия [1, с.101]. Важно понимать, что творчество, как деятельность, способствующая созданию нового, присутствует не только в

интеллектуальном развитии, но и в духовно-нравственном, социальном становлении личности.

Особое место в творческом развитии личности, особенно на ранних стадиях ее развития, занимает патриотическое воспитание. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонно стями».

Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [3].

Такое толкование сущности понятия «патриотизм» позволяет определить его основные содержательные характеристики:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Для формирования патриотизма в процессе творческого развития личности нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

Патриотическое воспитание является первоочередной задачей современного образовательного пространства, требующей включения учащихся в активную творческую деятельность. В связи с этим предлагается рассмотреть методологические подходы к формированию каждого из указанных компонентов в процессе творческого развития личности в младшем школьном возрасте.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Примером организации творческого подхода к изучению истории страны можно рассматривать цикл мероприятий, которые проводились в школах в период подготовки к 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста необходимо широко использовать проектную деятельность. Проект, как вид детского творчества, способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности в соответствии с их возрастом. Активное участие детей в конкурсах исторических проектов позволяет не только представить продукт своей творческой деятельности компетентным экспертам, но и узнать мнение ровесников. В таком

общении формируется чувство сотворчества, единения и взаимопонимания, а не жесткой конкуренции.

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены детьми, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

В духовности, историзме и родовой памяти в сердцах молодых людей зарождается понимание патриотизма и любви к Родине, которое не может быть абстрактным понятием. Любовь к Родине всегда проявляется в конкретных

делах. Она начинается с заботы о детях, о родителях, бабушках и дедушках, о

благополучии той части России, которую мы называем малой Родиной.

Одним из эффективных шагов обновления содержания патриотического воспитания в условиях новой российской действительности является социальное проектирование. У детей, подростков, молодежи появляется реальный шанс делом доказать свою любовь к Родине. Разрабатывая и осуществляя социальный проект, направленный на выявление, анализ и решение определенной

социальной проблемы, учащиеся показывают не только знание нормативноправовых законов, но и свое творчество. Этим процессом невозможно

руководить из кабинетов «начальников всех рангов». Проектная деятельность обучающихся предполагает их активную работу по выбору конкретной социальной проблемы, ее тщательному и всестороннему анализу, разработке разных вариантов решения. Насколько естественным и полным окажется этот процесс, зависит успешность и значимость подрастающего поколения в России.

«Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач.

Социальное проектирование... самостоятельная и направленная на практическое решение определенной проблемы» деятельность [1].

Предлагаемые подходы к развитию патриотизма через социальное проектирование представляют новую систему воспитательной работы в процессе развития детского творчества. Данная система предусматривает использование инновационных психолого-социально-педагогических технологий, центром которых является проектирование личностного развития, развития социальной компетентности ребёнка, что максимально способствует оптимизации психологосоциального и духовно-нравственного развития личности.

В научно-исследовательской и экспериментальной работе, подготовленной И.П. Гладилиной, Г.М. Королевой, Н.Д. Шафеевой и другими учеными-педагогами с использованием системного подхода (компонентно-структурный и функциональный анализ) в исследовании формирования патриотизма в процессе развития творчества детей, была предложена психолого-педагогическая система, которая меняет подходы к содержанию патриотического воспитания. Практика организации воспитательной работы и личный опыт автора свидетельствуют о педагогической целесообразности такого подхода к развитию патриотизма через социальное проектирование. Воспитание по предложенной системе способствует целостному социальному развитию детей, социализации личности и эффективно включает воспитанников в разные формы совместной и коллективной деятельности. Вместе с тем, система психолого-педагогического проектирования развития требует глубокого теоретико-методического осмысления и широкой огласки для организации научной дискуссии, внедрения в другие образовательные учреждения.

Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся через развитие их творчества позволяет повысить его эффективность. Именно творческое развитие личности, особенно в младшем школьном возрасте, в процессе патриотического воспитания способствует становлению Гражданина и Патриота, готового к активной созидательной деятельности

* * *

1. Гладилина И.П. Развитие творческой одаренности российского студенчества как одно из направлений государственной молодёжной политики: монография. М., 2009. 404 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.