Полищук Г алина Александровна, учитель начальных классов МОУ «Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Наро-Фоминск.
143300, Московская обл, г.Наро-Фоминск, Комсомольская ул., д. 9.
Тел.: 8-917-520-66-84. E-mail: vasgar2010@yandex.ru
Г.А. Полищук
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Высшим уровнем познания человеком развития различных форм материи является творчество, представляющее собой сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер его психики, как взаимодействие отражения внешнего мира и активности личности. Исследуя деятельность и творчество как один из видов деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечает, что творческой является деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.; ученый подчеркивает, что «всякий труд включает в той или иной мере интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня. В какой-то мере всегда представлен в труде и момент изобретения, творчества [2, с. 10].
Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, Я.Л. Пономарёв и другие учёные установили единство творческого процесса у детей и взрослых: одинаковые стадии протекания и активности, одинаковое напряжение, одни и те же состояния, те же качества [1].
К.К. Платонов отмечал, что в творческой деятельности большое значение имеет воспитание эмоционально-волевых качеств личности.
Творческое развитие личности - процесс многогранный, требующий постоянного внимания и целенаправленной работы. Общеизвестно, что потребность в творчестве является фундаментальной человеческой потребностью. Однако для её практической реализации необходимы соответствующие условия [1, с.101]. Важно понимать, что творчество, как деятельность, способствующая созданию нового, присутствует не только в
интеллектуальном развитии, но и в духовно-нравственном, социальном становлении личности.
Особое место в творческом развитии личности, особенно на ранних стадиях ее развития, занимает патриотическое воспитание. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонно стями».
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [3].
Такое толкование сущности понятия «патриотизм» позволяет определить его основные содержательные характеристики:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Для формирования патриотизма в процессе творческого развития личности нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.
Патриотическое воспитание является первоочередной задачей современного образовательного пространства, требующей включения учащихся в активную творческую деятельность. В связи с этим предлагается рассмотреть методологические подходы к формированию каждого из указанных компонентов в процессе творческого развития личности в младшем школьном возрасте.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Примером организации творческого подхода к изучению истории страны можно рассматривать цикл мероприятий, которые проводились в школах в период подготовки к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста необходимо широко использовать проектную деятельность. Проект, как вид детского творчества, способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности в соответствии с их возрастом. Активное участие детей в конкурсах исторических проектов позволяет не только представить продукт своей творческой деятельности компетентным экспертам, но и узнать мнение ровесников. В таком
общении формируется чувство сотворчества, единения и взаимопонимания, а не жесткой конкуренции.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены детьми, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.
В духовности, историзме и родовой памяти в сердцах молодых людей зарождается понимание патриотизма и любви к Родине, которое не может быть абстрактным понятием. Любовь к Родине всегда проявляется в конкретных
делах. Она начинается с заботы о детях, о родителях, бабушках и дедушках, о
благополучии той части России, которую мы называем малой Родиной.
Одним из эффективных шагов обновления содержания патриотического воспитания в условиях новой российской действительности является социальное проектирование. У детей, подростков, молодежи появляется реальный шанс делом доказать свою любовь к Родине. Разрабатывая и осуществляя социальный проект, направленный на выявление, анализ и решение определенной
социальной проблемы, учащиеся показывают не только знание нормативноправовых законов, но и свое творчество. Этим процессом невозможно
руководить из кабинетов «начальников всех рангов». Проектная деятельность обучающихся предполагает их активную работу по выбору конкретной социальной проблемы, ее тщательному и всестороннему анализу, разработке разных вариантов решения. Насколько естественным и полным окажется этот процесс, зависит успешность и значимость подрастающего поколения в России.
«Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач.
Социальное проектирование... самостоятельная и направленная на практическое решение определенной проблемы» деятельность [1].
Предлагаемые подходы к развитию патриотизма через социальное проектирование представляют новую систему воспитательной работы в процессе развития детского творчества. Данная система предусматривает использование инновационных психолого-социально-педагогических технологий, центром которых является проектирование личностного развития, развития социальной компетентности ребёнка, что максимально способствует оптимизации психологосоциального и духовно-нравственного развития личности.
В научно-исследовательской и экспериментальной работе, подготовленной И.П. Гладилиной, Г.М. Королевой, Н.Д. Шафеевой и другими учеными-педагогами с использованием системного подхода (компонентно-структурный и функциональный анализ) в исследовании формирования патриотизма в процессе развития творчества детей, была предложена психолого-педагогическая система, которая меняет подходы к содержанию патриотического воспитания. Практика организации воспитательной работы и личный опыт автора свидетельствуют о педагогической целесообразности такого подхода к развитию патриотизма через социальное проектирование. Воспитание по предложенной системе способствует целостному социальному развитию детей, социализации личности и эффективно включает воспитанников в разные формы совместной и коллективной деятельности. Вместе с тем, система психолого-педагогического проектирования развития требует глубокого теоретико-методического осмысления и широкой огласки для организации научной дискуссии, внедрения в другие образовательные учреждения.
Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся через развитие их творчества позволяет повысить его эффективность. Именно творческое развитие личности, особенно в младшем школьном возрасте, в процессе патриотического воспитания способствует становлению Гражданина и Патриота, готового к активной созидательной деятельности
* * *
1. Гладилина И.П. Развитие творческой одаренности российского студенчества как одно из направлений государственной молодёжной политики: монография. М., 2009. 404 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.