Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста'

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4241
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Сабият Тагировна

Проведен анализ научных работ и государственных документов по вопросу сущности, структуры и особенностей патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, который позволил вычленить теоретические положения, определяющие подход к рассматриваемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»

Психолого-педагогические науки

• ••

39

УДК 373.1.02

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

©2009 Алиева С.Т.

Дагестанский государственный педагогический университет

Проведен анализ научных работ и государственных документов по вопросу сущности, структуры и особенностей патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, который позволил вычленить теоретические положения, определяющие подход к рассматриваемой проблеме.

In this article the author leans on the analysis of philosophical pedagogical works and the state document concerning essence, structures and features of patriotic junior pupils’ education. This analysis allowed to isolate theoretical positions which define the approach to a considered problem.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, Отечество, дети младшего школьного возраста, формирование представлений, интегративные фольклорные формы.

Keywords: patriotism, native land, fatherland, junior pupil age, formation of representations at junior pupil about a public life, Integrative folklore forms as ditty, ditty -humorous catchphrase riddles public holydays, using of fairy - tale personage and so on.

Патриотизм как одна из важнейших духовно-нравственных ценностей уходит корнями в историю, культуру, экономику и политику конкретного народа и государства. Значимость этого явления обусловила необходимость его исследования различными областями науки и культуры.

В существующих научных исследованиях в качестве общих задач патриотического воспитания учащейся молодежи выделяют: формирование у граждан России преданности многонациональному и многоконфессиональному государству,

гордость за Родину; воспитание любви к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу; воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина сочетается с его любовью к малой родине

(родной республике, области, национальному округу); воспитание чувства и сознания дружбы народов РФ; формирование уважительного отношения к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [8], ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан. При этом учитываются опыт и достижение прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества. Важным направлением данной программы является разработка научно-теоретичес-ких и методологических основ патриотического воспитания. Предусматривает-

40

Известия ДГПУ, №2, 2009

ся разработка учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям.

Теоретический анализ проблемы патриотического воспитания детей диктует необходимость рассмотреть вопрос о сущности понятия «патриотизм» и его структуры. Патриотизм -явление вторичное, производное, в материальной жизни общества имеется его первооснова - отечество. Патриотизм выражает определенное отношение индивидов, социальных групп к существующему отечеству.

Основоположники марксизма-лени-низма вскрыли конкретно-историчес-кий характер патриотизма. Поскольку отечество есть «историческая категория, отвечающая развитию общества на определенной его стадии», не остается неизменным и отношение к нему в форме патриотических чувств, взглядов и идей.

Идеи классиков марксизма-ленини-зма о сущности патриотизма явились методологической основой в дальнейшей разработке патриотического воспитания в трудах философов советского периода. Ими разрабатывались проблемы содержания, структуры, особенностей патриотизма и пути формирования у людей любви к Родине, преданности Отечеству. Сущность патриотизма философы определяют как отношение к Родине и Отечеству, гармоничную любовь к родине, беззаветную преданность ей, своему народу, культуре, языку, как проявление толерантности к другим народам, проживающим в российском отечестве.

Философы и педагоги характеризуют особенности российского патриотизма - сознательный и массовый характер, который, не ограничиваясь любовью к родной земле, краю, языку, культуре, обычаям и традициям, природе, включает понимание россиянами своего долга и обязанностей перед Отечеством [6,

24]. Ими подчеркивается действенный и активный характер патриотизма людей, проявляющийся в добросовестном творческом труде на благо общества, заботливом отношении к сохранению и умножению общественного достояния, постоянной готовности к вооруженной защите отечества. Для российского патриотизма, по мнению З. Т. Гасанова, характерно единство с интернационализмом. Интернациональная сущность российского патриотизма заключается в единстве, дружбе, равноправии, взаимоуважении, братском сотрудничестве, взаимопомощи наций и народностей России [6].

К теоретическим положениям, которые определяют подход к рассматриваемой проблеме, относятся:

- патриотизм - это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания;

- патриотизм неотделим от понятий «родина» и «отечество». Сущность его определяется отношением к родине (народу, культуре, традициям, обычаям, языку, истории, природе родного края) и отечеству (как социальной, политической, социокультурной среде);

- отношение человека к родине и отечеству проявляется в сфере чувств, деятельности и мышления. Научное понимание сущности и особенностей патриотизма обусловливает поиск психологами и педагогами путей патриотического воспитания юных граждан России. Его сущность определена также в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», программе систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязан-

Психолого-педагогические науки •••

ностей по защите интересов Родины [7].

Педагогической наукой доказано, что основы патриотических чувств формируются у детей еще в дошкольном возрасте [9, 13, 20]. Эти чувства проявляются в осознании детьми родного края как частицы большой родины, любви к родному краю, уважении к народу, гордости за его боевые и трудовые успехи, культурные достижения, заботливом отношении к людям, бережном отношении к результатам их труда, природе, в желании реализовать в творческой деятельности свое отношение к Родине.

Особенностью патриотических чувств детей 6-7 лет является то, что они рождаются на основе любви к родителям, семье, дому, детскому саду, родному городу, природе родного края [1, 5, 20, 21]. Авторы отмечают, что эти чувства отличаются яркостью, эмоциональностью. По мере ознакомления детей 6-7 лет с окружающим миром, формирования у них представлений о родном городе, крае, стране, ее истории, природе родного края постепенно растет, наполняясь новым содержанием, чувство любви детей к Родине.

Знания о Родине младшие школьники получают в процессе занятий, экскурсий, наблюдений, чтения художественных произведений, бесед со взрослыми. Занятия по ознакомлению с явлениями общественной жизни, как отмечается в исследованиях, являются ведущим средством патриотического воспитания детей 67 лет [11, 16, 17, 20]. Они создают наиболее оптимальные условия для накопления впечатлений, формирования представлений, воспитания чувств детей.

Авторы определяют способы оптимизации процесса ознакомления детей 6-7 лет с явлениями общественной жизни: правильный отбор содержания знаний об окружающем мире, продуманность методики их преподнесения, построение педаго-

41

гического процесса на основе связей между видами деятельности.

В педагогике большое внимание уделяется вопросу содержания знаний об окружающем мире, которые были бы доступны детям, интересны им и ценны в воспитательном отношении. Разработкой этой проблемы занимались Р. И. Жуковская [9], А. П. Никонова [18], Е. И. Радина [20]. Они очертили круг явлений окружающей действительности, ознакомление с которыми способствует воспитанию у детей 6-7 лет патриотических чувств.

Исследователями подчеркивается важность отбора наиболее ценных фактов с точки зрения нравственного воспитания личности ребенка: отношение россиян к труду, его общественная значимость, факты счастливой жизни людей, дружба народов и т.д. Таким образом, основная цель занятий по ознакомлению младших школьников с явлениями общественной жизни - воспитание чувств и отношений, которые являются основой патриотизма: любви к родному краю, стране; интереса к Родине; стремления больше узнать о ней; гордости за свой народ, этнос и т.д. [11, 25].

Чрезвычайно важными представляются, на наш взгляд, теоретические положения, высказанные педагогами, о том, что эмоциональноположительное, осознанное отношение к окружающему появляется у детей 6-7 лет при условии активизации их интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер личности [5, 9, 11, 17, 23].

Однако сложность восприятия общественной жизни ребенком не позволяет раскрыть перед ним в полной мере реалии современной жизни. Он еще не в состоянии осознать идею государственного обустройства, составляющую основу патриотизма. Но дети 6-7 лет могут получить конкретные впечатления от социальной жизни, образец любви к Родине через яркий образ, который будет им понятен. В этом случае им поможет фольклор, представленный

42

Известия ДГПУ, №2, 2009

в школе в виде интегративных форм - праздников и развлечений. Особенно важным в этом случае является учет возрастных особенностей детей при включении их в реальную жизнь в процессе подготовки и проведения праздника. Сами праздники достаточно разнообразны и не ограничиваются одними общественно-полити-ческими.

Формирование у детей 6-7 лет представлений о российской действительности, на наш взгляд, можно осуществлять на фольклорном материале, близком и понятном младшим школьникам.

Заслуживает внимания идея о том, чтобы отобранный материал группировать вокруг определенных тем, а материал внутри темы выстраивать в строгой последовательности, выделяя ядро знаний по каждой теме [11, 13]. Подчеркивая значение такого планирования фольклорных праздников и развлечений, педагоги утверждают, что оно «способствует не только лучшему усвоению знаний о национальной культуре, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения радостных эмоциональных переживаний».

Важной, на наш взгляд, является идея комплексного использования средств, методов и приемов, направленных на активизацию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка [9, 11, 16, 17, 20]. Методы и приемы преподнесения знаний, считают авторы, должны быть направлены на создание интереса к объекту, явлению, побуждать к активной деятельности каждого ребенка на занятии, способствовать возникновению переживаний и отношений. Эмоциональное восприятие младшими школьниками знаний является важнейшим условием формирования у них нравственных чувств, в том числе патриотизма.

Исследователи подчеркивают, что важнейшим условием, предопределяющим уровень нравственной воспитанности детей 6-7 лет, является

• • •

организация педагогического процесса на основе установления связей между видами занятий и видами деятельности [2, 3, 4, 9, 11, 12, 15, 16]. Такое построение педагогического процесса объединяет одной задачей различные занятия, игровую, трудовую, самостоятельную деятельность детей, способствуя системному усвоению знаний об окружающей действительности, применению усвоенного в каждом виде деятельности.

Но не все аспекты проблемы воспитания патриотизма у детей 6-7 лет решены в достаточной степени. Рассматривая близкие к исследуемой теме вопросы, связанные с формированием у младших школьников представлений об общественной жизни и воспитанием у них положительного отношения к ней, исследователи-педагоги вместе с тем слабо освещают проблемы взаимосвязи воспитания у младших школьников патриотизма с использованием в процессе воспитания интегрированных фольклорных форм, предполагающих взаимодействие и взаимосвязь таких элементов народного творчества, как песенки, попевки, песенки-прибаутки, песенки-потешки, частушки, загадки, народные праздники, использование сказочных персонажей и т.д.

Эффективное осуществление процесса воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста возможно лишь на основе понимания его сущности. Знание структурных компонентов данного процесса обеспечивает целенаправленность и результативность воспитания младших школьников. Вычленить указанные компоненты процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет позволяет утвердившаяся в педагогической литературе структура качества личности. В частности, В. Г. Нечаева [17] подчеркивает: «Можно определенно говорить о том, что к семи годам у детей возможно сформировать относительно устойчивые нравственные качества». Опираясь на выводы В. Г. Нечаевой о том, что нрав-

Психолого-педагогические науки

43

• ••

ственное качество включает в себя три основных компонента - нравственное чувство, привычки нравственного поведения и нравственные представления, мы отмечаем, что патриотизм как нравственное качество личности структурно включает в себя: интеллектуальный, чувственноэмоциональный и действенно-

практи-ческий компоненты.

Сущность образовательно-интеллектуального компонента состоит в сформированности представлений о жизни российского народа; социальном устройстве общества; истории страны, природе родного края.

Эмоциональный компонент характеризуется переживанием ребенком отношений к родной стране. Проявляется он в любви к семье, родной улице, городу, краю, стране, национальной культуре, к событиям, происходящим в ней, в уважении к историческому прошлому родной страны, восхищении народным творчеством, любви к родному языку, любви и восхищении природой родного края и т.д.

Важным является деятельностный компонент, соответственно которому

знания и отношения детей 6-7 лет проявляются в деятельности. Показателями сформированности его являются: участие в различных видах деятельности, умение использовать знания о родной культуре в творческой деятельности, положительное отношение к труду на общую пользу, проявление заботы о людях, бережное отношение к природе и т.д.

На основе понимания структурных компонентов патриотизма и конкретизирующих их показателей мы определили критерии воспитанности патриотизма у детей 6-7 летнего возраста. При этом учитывались: степень овладения школьниками знаниями о родной стране (обществоведческий кругозор), характер проявления ими эмоций и чувств (эмоциональная отзывчивость), отношение к социально значимой деятельности (социальная активность). Измерение признаков проявления каждого из критериев позволяет определить уровень воспитанности у детей чувства патриотизма (табл. 1).

44

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

Таблица 1

Критерии уровня воспитанности патриотизма, показатели и характеристика их проявления

Критерии Признаки их проявления Показатели

Обществоведческий кругозор адекватность (соответствие знаний действительным явлениям) а) элементарные знания о социальном устройстве общества

объем (доступная возрасту полнота знаний о городе, крае, стране) б) знания о жизни российского народа

степень обобщенности (понимание и использование в речи понятий) в) исторические сведения

наличие оценочных суждений (умение высказать свое отношение, дать оценку конкретным событиям) г) знания о природе родного края

Эмоционально- чувственная отзывчивость переживание и сопереживание в процессе ознакомления с окружающим миром (сосредоточенность, оживление, удивление, восторг, радость, огорчение и т.д.)

эмоционально положительное отношение к занятиям по ознакомлению с родной страной (ожидание, внимание, дисциплинированность, активность, эмоциональные ответы) а) любовь к родному городу, краю, стране б) гордость за трудовые и боевые успехи российского народа в) уважение к истории народа

стремление обогатить свои обществоведческие знания (темы бесед детей между собой, содержание вопросов к взрослым, интерес к книгам с определенным содержанием) г) восхищение произведениями народного творчества (фольклор)

выражение детьми эмоционального состояния в деятельности (тематика, содержание творческих игр и рисунков) д) любовь к родному языку

интерес и положительное отношение к труду на общую пользу (удовлетворение, радость от деятельности для других людей) е) любовь и восхищение природой родного края

Социальная активность самостоятельность; инициативность а) умение оказать помощь взрослым, проявить заботу о людях

умение довести дело до конца б) желание участвовать в общественно-полезном труде

добросовестность; дисциплинированность; ответственность в) бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу

заинтересованность активность г) умение отразить полученные знания в творческой деятельности

мотивы участия в общественно-полезной деятельности д) стремление выполнить задание взрослого, доставить радость другим

Реализация выдвинутых в исследовании задач поставила нас перед необходимостью исторического анализа и содержания современной методической литературы и сценариев прошлых лет особенностей развития эмоциональной и деятельностной сторон личности ребенка, составляющих педагогическую основу воспитания патриотизма. Изучение прошлого опыта поможет понима-

нию многолетней традиции по воспитанию патриотизма извлечь лучшее, что было в духовно-моральной сфере, и использовать его в современной практике школ и учебновоспитательных комплексов «детский сад - школа».

Выявление взаимосвязи праздников и патриотического воспитания детей 6-7 лет в педагогике потребовало от нас изучения статей, журна-

Психолого-педагогические науки •••

лов «Дошкольное воспитание», «Начальная школа» и методических сборников, изданных за период 19602007 гг.

В 60-70-е годы ХХ в. наблюдается определенная интеллектуализация патриотического воспитания, когда основной акцент в исследовании проблемы был сделан на изучение содержания патриотического воспитания детей 6-7 лет (школа Р. И. Жуковской), и праздники рассматривались как средство реализации и закрепления полученных знаний.

Значительный интерес наряду с теоретическим исследованием представляют методические пособия «Наша Родина» и «Родной край» Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой.

«Наша Родина» - это хрестоматия литературных произведений, подобранных в соответствии с задачами ознакомления детей 6-7 лет с явлениями общественной жизни, в том числе с задачами патриотического и интернационального воспитания с учетом их возрастных возможностей. Каждый раздел сопровождается методическими рекомендациями по использованию данных художественных произведений на занятиях. Пособие предлагает определенную систему занятий, где итогом являются музыкально-литературные композиции (авторы Л. Фурмина, Л. Исаева), в сценарии которых включается фольклорный материал, но их построение соответствует общепринятым сценариям праздников.

В работе слабо используются другие формы воспитания патриотических чувств детей, которые могли бы применяться в их повседневной жизни, а не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Достаточно полное решение вопросов патриотического воспитания представлено в книге «Родной край». В ней наряду с явлениями социальной действительности широко отражен материал по ознакомлению детей с народным творчеством, а также методические рекомендации по организации воспитательной работы с детьми разных возрастных групп.

Анализ статей и пособий показывает, что в целом формирование у

45

детей определенного мировоззрения были подчинены все средства воспитания, в том числе и праздники, как наиболее адекватная форма самовыражения и сопричастности детей к социальной действительности.

Именно поэтому в этот период государственные праздники рассматривались, прежде всего, как средство патриотического и интернационального воспитания. Главным в проведении праздника было формирование классово-интернационального сознания через усвоение основной идеи и соответствующих форм поведения.

Вместе с тем, в методической литературе (1920-1950 гг.) прослеживается необходимость учета возрастных и психологических особенностей детей. Сочетание этих двух линий привело к разработке специфической формы организации праздника, поделенного на две части: первая - торжество, прославляющее идею праздничного события, и вторая -эмоциональная реакция детей на праздник как таковой [13]. Однако материалы сценариев праздников свидетельствуют, что логически соединить эти две части не всегда удавалось. В разные периоды развития нашего государства к решению этой проблемы подходили по-разному, часто одни и те же авторы. Так, если в 30-е годы смысл праздника, по мнению авторов этого периода, заключался в показе его идеи, то уже в более поздний период, в 40-е годы, отмечалось, что праздник не должен быть подчинен только идее, обязательно должна быть и зрелищноэмоциональная часть, не обязательно связанная с идеей праздника [14]. Успешное решение обозначенной проблемы можно отнести к 60-м годам, когда четко сформировалась структура праздника, принявшего законченные формы. Это, прежде всего, 2частная форма праздника: с первой торжественной частью, строящейся прежде всего на идеях и символах проводимого праздника, и второй, посвященной деятельности и творчеству детей, часто противопоставляемой первой части. С. А. Козлова отмечает, что «этот традиционный праздник во многом был выключен из педагогиче-

46

Известия ДГПУ, №2, 2009

ской системы детского учреждения, а смысловое противопоставление частей праздника привело к смешению его основных идейных понятий. В результате этого детям оказалось малодоступно понимание основной идеи праздника, так как основной упор делался на эстетическое оформление и восприятие праздников, а формирование положительного отношения к идее праздника в основном выносилось за его рамки. На утреннике же предполагаемые чувства лишь констатировались стихами и песнями, что нашло отражение в сценариях разных лет» [11].

Празднование Первого мая было связано с посещением интернациональных детских учреждений и фабрик в городе и полевыми работами в деревне с сопутствующими шествиями детей. Таким образом, во всех приведенных сценариях выделяются общественно значимые действия детей, имитирующие чаще всего действия взрослых, и непосредственная деятельность детей - песни, танцы, игры. В 1935 году возобновлено празднование Новогодней елки. Этому празднику был посвящен сборник О. Окунь, Л. Пиньевской и А. Гавриловой «Праздник новогодней елки», где были представлены сценарии проведения праздника для всех возрастов, отличающиеся от подобных сценариев. Здесь за основу взято не столько развитие интел-лектуально-идеоло-гического отношения ребенка к окружающему, сколько развитие его эмоциональной сферы с учетом возрастных особенностей. Сам праздник рекомендуется начинать со свободного входа детей в зал и рассматривания елки достаточно длительное время с возможностью потрогать понравившиеся игрушки и даже взять их себе. Для этого рекомендуется делать самодельные игрушки, которые затем дарят детям прямо с елки. Музыкальное оформление праздника включает в себя наряду с классическими произведениями Грига, Шумана, Римского-Корсакова также и народные песни и мелодии, под музыку которых водятся хороводы с самыми разнообразными движениями. Рекомендуется также использовать фольклорный

персонаж - Деда Мороза, но без Снегурочки. Приход Деда Мороза связан с вручением подарков, однако он не является безусловным персонажем. В некоторых сценариях подарки привозит Спортсменка-лыжница, которая попутно рассказывает о жизни людей в тех местах, где она проезжала. В то же время и новогодние праздники рекомендовалось заканчивать стихами и песнями, прославляющими вождей страны и Сталина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце 50-х годов неоднократно выходили сборники «Праздник в детском саду», «Развлечения в детском саду» и другие, представляющие собой сценарии различных праздников с небольшими рекомендациями по их организации с детьми шестилетнего возраста, но воспитательные задачи при этом не рассматривались.

В период 50-80 гг. ХХ в. праздники и развлечения рассматривались в основном как средство эстетического воспитания, когда основное внимание уделялось даже не столько содержанию праздника, сколько отдельным музыкальным номерам: песням, танцам, играм под музыку. Этот материал помещался в журналах «Дошкольное воспитание» в рубрике «В помощь музыкальному руководителю» как приложение, без каких-либо методических рекомендаций.

Нужно отметить, что в отличие от ранних сценариев у более поздних отсутствует сравнение жизни страны до и после революции. Существует фольклор, использование которого также могло бы помочь в формировании патриотических чувств детей. Однако на практике он в большей степени использовался как фон или, в лучшем случае, как сопровождение праздника без определенной идейной нагрузки.

В целом развитие проблемы праздников и развлечений в методической литературе представляет собой смещение акцентов в идее праздника от интеллектуального компонента к эмоционально-

эстетическому. И, как следствие этого, изменилось и отношение к празднику как средству всестороннего развития личности ребенка, в результа-

Психолого-педагогические науки

47

• ••

те чего значение праздника рассматривалось с позиции его зрелищности и как средство эстетического воспитания. Данное положение во многом определило и место фольклорного материала на праздниках и развлечениях, наибольшее использование которого наблюдается в период 5060-х годов. Однако этот материал имеет четко обозначенные пространственные границы. Фольклорные песни и танцы воспринимались детьми - «так живут в деревне, в селе». Поэтому для большинства детей, живущих в городе, это могло выглядеть как нечто, не относящееся к реальной жизни. Кроме этого, в сборниках тех лет специально оговаривалось, какие сценарии следует использовать на селе, а какие - в городе.

Наряду с праздниками, проводились и вечера развлечений, которые отличались от праздников способами их организации, степенью подготовленности детей, а именно отсутствием излишней тренировки и натаскивания детей.

Особенностью вечеров развлечений было их проведение на природе, в сельской местности. Сюжетом этих развлечений являлись народные сказки. Хозяйкой таких вечеров бывает деревенская бабушка, которая приглашает детей в гости и затем рассказывает им сказки. Основное назначение вечеров развлечений, по мнению автора, создание жизнерадостного настроения, без выделения каких-либо воспитательных задач. В 60-70-е годы были выпущены сборники сценариев вечеров развлечений, где были даны только методические рекомендации по их организации и проведению.

В начале 80-х годов, связанных с перестройкой, мы опять наблюдаем повышение интереса к национальному фольклору. Это нашло отражение как в теоретических исследованиях [22, 25], так и в методических материалах из опыта работы в журнале «Дошкольное воспитание».

В этот период появляются первые сценарии фольклорных развлечений, которые представляли собой чередование текстового и музыкального материала по концертному принципу.

Вместе с тем, данные мероприятия, на наш взгляд, носят ситуативный, периодический характер, а фольклорный материал отбирается для них произвольно, чаще без учета возрастных возможностей детей и регионально-националь-ных особенностей. Публикуемые праздники и вечера развлечений рекомендуется проводить практически во всех возрастных группах, с единственным отличием в количестве фольклорного материала. Сами же сценарии не отличаются разнообразием форм. Так, сценарии вечеров развлечений конца 90-х годов представляли собой чередование стихотворного и песенного фольклора, практически не объединенного сюжетной линией. Позже аналогичные сценарии стали составляться для детей младших групп детского сада, главным образом это было обыгрывание народных игрушек, а также выполнение действий, соответствующих содержанию песен, прибауток и потешек. Появляются сценарии, объединенные единой сюжетной линией - сельские посиделки, игры-драматизации с использованием малых музыкальных фольклорных форм, а также фольклорные праздники «Святки - коляда», «Масленица» (Россия, Украина, Белоруссия), «Рамадан», «Навруз» (Северный Кавказ) и др. В исследовании Е. И. Корнеевой отмечен тот факт, что многие сценарии были составлены без опоры на конкретный детский возраст. Это свидетельствует о некотором своеобразии фольклора: он не имеет четко выраженных возрастных границ. Так, потешки и прибаутки для маленьких, имеющие обучающий или развлекательный характер, сменяются понятийными, часто со скрытым смыслом, пословицами и поговорками, для понимания которых требуется наличие определенного опыта и знаний. Использование же музыкального фольклора объясняется его звуковысотным рядом и ладовой интонационной выразительностью, особенности которых характерны для всего дошкольного возраста. Поэтому музыкальные игры-хороводы присутствуют в сценариях как для младших, так и старших дошкольников.

48

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

Важно отметить, что были попытки систематизировать отобранный фольклорный материал. Наибольший интерес для нас в данном случае представил опыт работы сотрудников учебно-воспитательного комплекса «Звездочка» г. Печоры А. Е. Михайловой и О. С. Баусовой, которые считают, что главная причина бездуховности общества кроется в формальном отношении к народной культуре и, как следствие, в формальном отношении к важнейшим общественным явлениям и к самой Родине. Один из путей преодоления этого явления - приобщение детей к сокровищам национальной культуры. Авторы предложили собственную систему работы по ознакомлению детей 6-7 лет с трудом, бытом, некоторыми обрядами наших предков по сезонам. При этом важной вехой, отмечающей определенный итог работы, был праздник, приходящийся на каждый сезон. Авторы справедливо отмечают, что нельзя заставить полюбить свой народ, Родину, но можно заинтересованно изо дня в день знакомить детвору с новыми сторонами народной жизни, вызывать ра-

достное волнение от встречи с самобытной культурой и формировать постепенно чувство сопричастности ко всему этому.

В связи с этим в основу всего воспитательного процесса был положен принцип комплексного подхода, который нашел отражение в своеобразном построении занятий, где родное слово сочеталось с изобразительной деятельностью, песнями, плясками, народными играми и обрядовыми действиями, где наряду с образовательными задачами ставились задачи и нравственнопатриотического воспитания детей.

80-90-е годы ХХ века характеризовались отношением к празднику как праздничному утреннику, состоящему из 2-х частей с обязательной торжественной (построение и перекличка) и эмоциональнозрелищной (игры и танцы). И, наконец, 1990-2007 гг. знаменуются обращением к самобытным народным праздникам, традициям, обрядам, что отражает осознание людьми своей принадлежности к данному народу, этносу, государству.

Примечания

1. Анциферова А.А. Формирование представлений о Родине в процессе знакомства детей с окружающей жизнью. Ульяновск : Изд-во «Радуга», 1973. С. 15-35. 2. Беляева Л.И. Формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни. На материале знакомства с современной армией. Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1997. 23 с. 3. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М. : Просвещение, 1988. 112 с. 4. Бойченко Н.А. Педагогические условия формирования игровых интересов у детей шестого года жизни. Автореф. дис... канд. пед. наук. Л., 2000. 23 с. 5. Виноградова А.М. Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1974. 27 с. 6. Гасанов З.Т Педагогика межнационального общения М. : Изд-во ДГПУ, 1999. 385 с. 7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005 годы» (Одобрена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №122) // Официальные документы в образовании. №9. 2001. С. 2-35. 8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» (Одобрена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. №422) // Воспитание в школе. №12. 2005. С. 3-7. 9. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М. : Просвещение, 1990. 174 с. 10. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М. : Просвещение, 1985. С. 8-28. 11. Козлова О.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М. : Педагогика, 1988. 102 с. 12. Кондратова В.В. Патриотическое воспитание через игру //Дошкольное воспитание. 1979. №9. С. 8-12. 13. Корнеева Е.И. Воспитание патриотических чувств детей среднего возраста средствами фольклора. Дис... канд. пед. наук. 1998. 19 с. 14. Косминская В. Праздники в детском саду // Дошкольное воспитание. 1940. №11-12. С. 23-25. 15. Лаунер И., Маркова Т.А., Буре Р.С., Шольц И. Современные проблемы нравственного воспитания дошкольников // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье: Об. научн. тр. М. : Изд-во АПН СССР. С. 3-12. 16. Мельникова Н.В. Совершенствование процесса ознакомления с явлениями общественной жизни детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1980. 16 с. 17. Нечаева В.Г. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запо-

Психолого-педагогические науки

• ••

49

рожца, Т.А. Марковой. 1999. 259 с. 18. Никонова Л.Е. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дис... канд. пед. наук. М., 1989. 156 с. 19. Педагогика: Уч. пос. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 2000. 20. Радина Е.И. К методике ознакомления детей младшей группы с окружающим // Дошкольное воспитание. №3. 1954. С. 4-14. 21. Сайфулина К.З. Совместная деятельность музеев, учреждений дополнительного образования и школ как средство формирования патриотических чувств. Казань, 1999. 199 с. 22. Самсонюк Н.Ф. Народные пословицы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1983. 16 с. 23. Суслова Э.К. Патриотическое и интернациональное воспитание // Воспитание детей в игре / Под ред. Д. В. Менджерицкой. М. : Просвещение, 1979. С. 47-58. 24. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Кишинев, 1978. 276 с. 25. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1984. 21 с .

Статья поступила в редакцию 28.05.2009 г.

УДК 373.1.02

НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ САМОБЫТНОСТИ СВОЕГО НАРОДА И ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ В ДИАСПОРАХ

© 2009 Магомедова А.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

Показано, что в условиях диаспоры национальная школа выступает в роли инструмента консолидации этноса, сохранение этнической самобытности.

The author of the article tries to prove the fact that under conditions of diaspora the national school plays the positive role in consolidating the ethnos and keeping the ethnic identity.

Ключевые слова: национальная школа, воскресная школа, диаспора, этническая самобытность, патриотическое воспитание.

Keywords: national school, Sunday school, Diaspora, ethnic identity, patriotic education.

Процесс радикальных общественных преобразований, который охватил российское общество в начале 90-х годов прошедшего века, имел своей целью такую перестройку общества, которая обеспечила бы переход страны к интенсивной модели социальной динамики. Это означало необходимость выдвижения в фокус реформ задачи формирования человека, адекватного новым условиям. Признание важности,

приоритетность гуманитарной проблематики реформ, в свою очередь, выступили стимулом ее научного обеспечения - развития соответствующего направления научных исследований.

В педагогической практике проблема формирования патриотизма и этнического самосознания приобрела наибольшую остроту в последние 10-15 лет. Это во многом связано с социальными факторами (распадом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.