Н.В. Буханевич
ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ ...
10. Козакова Н. В. Оргашзацшно-методичш засади школи в умовах ступенево! пвдготовки: Дис. канд. пед. педагопчно! практики майбутшх вчителiв початково! наук: 13. 00. 04. - К., 2004. - 248 с.
EVALUATION OF KNOWLEDGE OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY FOR THE PROTECTION OF LABOUR
© 2013
N.V. Bukhanevych, assistant of the Department of labour protection and civil security
Zhitomir State University named after Ivan Franco, Zhitomir (Ukraine).
Annotation: Formation of the system of education is based on the use faceted approaches, methods and technologies of student's knowledge evaluation. Solution of relevant issues provides not only the implementation of substantial control functions, but also the humanization of relations between teachers and students. Formation of modern democratic society supposes formation of the educational system humanistic trends.
Keywords: estimation, control of knowledge, training module, control module.
УДК 37.014.5: 37.014
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
© 2013
А.Ю. Величко, аспирант, преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Житомирского филиала Киевского института бизнеса и технологий
Житомирский государственный университет им. И. Франко, Житомир (Украина)
Аннотация: В статье представлены результаты анализа научной литературы по проблеме измерения гражданственности личности, на основе этого выделены критерии, показатели и уровни сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии и дана их характеристика.
Ключевые слова: гражданская компетентность, критерии сформированности гражданской компетентности, гражданственность, диагностическая карта.
Актуальность проблемы измерения уровней сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии определяется потребностями в анализе существующего положения процесса профессиональной подготовки в высших учебных заведениях Украины, возможностей обеспечения ими задач гражданского воспитания студенческой молодежи и выявление факторов педагогического влияния на повышение уровня гражданской активности студенческой молодежи.
Проблема гражданского воспитания учащихся и студенческой молодежи достаточно широко освещена в научной литературе. Общие теоретико-методологические основы формирования гражданских качеств личности представлены в работах И.Д. Беха, Е.П. Голобородько, А.П. Евсюкова, В.М. Оржеховской, А.В. Сухомлинской и др.. Эмпирические характеристики различных черт гражданственности и методики их формирования отражены в трудах А.П. Панчука, А.В. Салтыковой, М.Г. Семеновой, С. Чолий и др.. Кроме того, следует отметить разнообразие объектов научного познания исследователей гражданственности как результата учебно-воспитательного процесса в высшей школе - гражданская позиция, гражданские ценности, ценностные ориентации, гражданская культура, гражданская активность и т.д. Однако проблема формирования гражданской компетентности будущих специалистов как комплексное образование, отражающее все перечисленные характеристики гражданственности, еще не выступала предметом отдельного исследования.
Поэтому задачей нашего исследования считаем: на основе анализа научной литературы выделить критерии, показатели и уровни гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии для построения программы эмпирического исследования.
В условиях перехода к компетентностной модели подготовки особую актуальность приобретает определение технологий обучения в высшей школе, реализующих компетентностный подход. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, компетентностное обучение направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, еще и опыта практической деятельности с целью формиро-
вания у студентов профессионально и социально значимых компетентностей [7; С. 155].
Потребность изучения гражданской компетентности будущих менеджеров определяется значением гражданственности личности, является базовым компонентом мировоззренческой характеристики личности, ее фундаментальным качеством. Е.П. Голобородько определяет систему основных задач формирования гражданственности личности через воспитание соответствующего сознания и убеждений, организацию социально-значимой деятельности и взаимодействий, стимулирование положительного гражданского поведения, развитие воли [4, С. 35-40]. Система заданий, которую определил исследователь, соответствует структуре гражданской компетентности личности, что лежит в основе выделения диагностических критериев и показателей.
А.П. Евсюков в своем исследовании содержания и структуры гражданских качеств личности выделяет четыре базовых компонента гражданственности: познавательный или гносеологический - система знаний о человеке, права человека, об обществе и политике, государстве и праве и т.д.; ценностный или аксиологический - в частности такие ценности, как общее благо, свобода, равенство, справедливость, частная собственность, права человека, правда, плюрализм, толерантность и др.. ; личностный или диспозиционный - как система определенных качеств личности; деятельностный или праксео-логический - отражает уровень компетентности субъектов образовательного пространства [4, С. 53 - 59].
Собственное видение структуры гражданской компетентности, что обусловлено стремлением автора к объективным проявлениям в поведении испытуемых, представлено в работе А.В. Киричука. Структура включает следующие компоненты:
1. Базовые жизненные ценности - истина (в познании), полезность и целесообразность (в работе), любовь (в общении), добро в ценностно-ориентированной (по содержанию) и общей (по форме) деятельности; творчество (в общей жизнедеятельности).
2. Типы самоопределения личности - прагматический, моральный, самоактуализационный.
3. Характер смыслообразующих мотивов - саморегуляция, самовыражение, моральная саморегуляция, гар-
А.Ю. Величко
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ...
монизация своей жизни.
4. Духовные интенции и жизненные установки человека - вера, надежда, любовь [1, с. 11].
А.В. Салтыкова, при построении диагностического исследования гражданской ответственности старшеклассников, пользовалась подобной структурой, выделяя рационально-понятийный, эмоционально-рефлексивный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты, измеряемых соответствующими критериям - понимание сущности понятий, интериоризация гражданских ценностей, готовность брать ответственность, социальная активность [ 5].
Подобный взгляд на проблему отражено в научной работе А.П. Панчука [3], который выделяет когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты гражданской воспитанности студентов и отражает это в условиях: знания о гражданственности и ее проявление, отношение, ценностные ориентации; гражданское поведение.
Результаты анализа научной литературы по теме исследования позволяют выделить критерии сформиро-ванности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии: ценностно-мотиваци-онный, личностный, когнитивный, процессуальный (см. табл. 1.).
Таблица 1 - Соотношение между уровнями, критериями и показателями сформированности гражданской компетентности испытуемых
1 а. >1 Критерии сформированности гражданской компетентности
Ценностно-мотив анионный Личностныи Когнитивныи Процессуальный
1 1 ЕС Высокий уровень сформиров анности общественно значимых ценностей, направленность мотив аши на достижение успеха в будущей деятельности Высокий уровень ь! ежкуль турной. социальной и личностной толерантности, выраженная действия, осознание собственных жизненно важных пелей и их соотнесения с общественными Высокий уровень учебной успев аемости. высокий уровень проф есснональных. правовых и кросскультурных з наний, осознание взаимосвязи между уровнем гражданской успешностью самореализации Высокий уровень гражданской активности, участие в деятельности органов студенческого самоуправления и общественных движениях, направленность на овладение гражданской
1 & и В системе ценностей личные интересы преобладают над общественно значимыми, студент направлен на достижение успеха детерминантаыми по отношению к гражданским обязанностям, присущ средний уровень толерантности или доминирования отдельных ее видов, отсутствие способности брать ответственность на себя Присущ средний уровень учебной успеваемости. правовые, профессиональные и культурные знания не системны, отсутствует осознанность необходимости формирования гражданской Уровень общественной эпизодический характер, в зависимости от интересов и потребностей студента, имеется потребность во внешней мотивации достижения высокого уровня общественной
£ X Отсутствует мотивация к выполнению гражданских обязанностей, социально ориентации не выражены, отсутствует мотив алия на достижение успеха в деятельности Характеризуется неосознанностью жизненных пелей. желанием избежать действия и действия окружающих его людей, низкий уровень межкуль турнойи социальной толерантности Учебная успешность ниже среднего уровня, профессиональные знания не системны - на уровне в оспроиз в едения, отсутствуют правовые и кросскультурные знания Студент не участвует в деятельности студенческих и объединений, ск ептически относится к формированию гражданской
Система критериев показателей и уровней, что определена в табл. 1 позволяет, по нашему мнению, учесть как субъективные, так и объективные стороны гражданской компетентности студентов, поскольку субъективные, скрытые качества личности, например, цели, потребности, мотивы, направленность личности, т.д. находят свое выражение в объективных, внешних проявлениях - поведении, уровне обучения и гражданской активности.
В общем, важность учета ценностно-мотивационно-го и личностного критериев в структуре общественной компетентности будущих менеджеров туристической индустрии определяется системным подходом к исследованию педагогических явлений и процессов. В частности, в работе И.Д. Беха [4, С. 6-12] определяется важность целенаправленного и системного воздействия на личность. А именно, отсутствие осознания у студентов важности формирования общественной компетентности может быть следствием «внутренней духовной безопасности» личности и выражаться в общественной пассивности, халатном отношении к учебной и профессиональной деятельности и поведению, отсутствием усердия и ответственности - то есть деструкции личности. Ученый отмечает, что основными характеристиками такого со-
стояния является избирательность деятельности, что детерминируется конкретными содержательно-ценностными проявлениями, в первую очередь, целями-ценностями высшего уровня, которые определяют смысл жизни личности. Определенные выводы учтены нами при построении ценностно-мотивационного и личностного критериев сформированности гражданской компетентности студентов, путем внесения соответствующих показателей (см. табл. 1) и использования диагностического инструментария (см. табл. 2).
Внесение в личностный критерий измерения уровня сформированности гражданской активности ответственности, коррелирует с определением гражданственности как обязанности, ответственностью личности, введенным еще В.А. Сухомлинским [8, С. 439]. Продолжение этих идей прослеживается в работах современных исследователей, где под гражданственностью личности понимается высшая форма проявления ответственности личности в системе взаимодействия «общество - государство» [5].
Важность выделения когнитивного критерия в структуре гражданской компетентности определяется потребностями обеспечения в цепочке преобразования внутренних факторов (мотивов, стремлений, целей и т.д.) во внешние (общественная позиция, социальная активность), через овладение адекватными знаниями, представлениями, понятиями.
В диссертационном исследовании Н.Г. Семеновой определена роль знаний в процессе формирования гражданственности и охарактеризованы основные факторы влияния на эти знания по рейтингу: высшие учебные заведения, СМИ, родители, книги, друзья, ровесники [6].
Процессуальный критерий сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров определяется нами путем изучения уровня общественной активности студентов. Это соотносится с научными выводами П.В. Вербицкой о необходимости реализации гражданской позиции через непосредственное участие в общественно важной деятельности, взаимодействие с общественными объединениями и организациями, социальными институтами, государственными учреждениями и другими формами социальной практики [4, С. 19-29].
Исследователи социальной активности, как качества гражданственности, определяют основным показателем ее проявления, и, соответственно, измерения, способ жизнедеятельности студентов как сознательную целенаправленную деятельность по обеспечению общественных потребностей, интересов и целей, путем выдвижения и внедрения социальных инициатив [2].
На наш взгляд, важно отметить тесную корреляционную связь определенных критериев измерения уровня сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии. Все определенные критерии и показатели разделены на группы условно, поскольку они взаимосвязаны - это подтверждается результатами эмпирического исследования С. Чолий [10]. В частности, исследовательницей доказано существование прямой корреляционной связи между мотивационным и деятельностными компонентами гражданской компетентности: характер мотивации субъектов образования определяет уровень и специфику их социальной активности (спонтанной, общей или организованной), кроме того, отражена связь мотивации с определенными личностными чертами испытуемых.
Нам представляется интересной схема формирования компетентности, смоделированная Информационно-методическим отделом управления образования г. Казань [9], которая спроектирована нами в плоскость гражданской компетентности - гражданская компетенция является результатом ее последовательного формирования в таком порядке: ситуация, требующая проявления компетентности; мобилизация имеющихся знаний, умений и навыков поведения в ситуации; само-
А.Ю. Величко
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ...
управление как результат взаимодействия ценностных, мотивационных и личностных факторов; использование имеющихся ресурсов (внутренних и внешних) как характеристика уровня активности студентов. Таким образом, данная цепочка соотносится с выделенными и охарактеризованными выше критериям измерения уровня сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии.
Определена классификация критериев и показателей согласуется с мнением П. Пустовит [4, С. 82-88] о важности формирования научного мировоззрения субъектов влияния, их ценностной и мотивационной сфер путем выработки активной гражданской позиции. Поэтому считаем возможным использование ее для построения диагностического инструментария исследования уровня сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии, который представлен в табл. 2.
Таблица 2 - Диагностическая карта измерения уровня гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ
Ценностно- мотива- ционный Сформированность социально значимых ценностных ориентаций Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой
Мотивация к овладению успеха в будущей профессиональной деятельности Тест-опросник мотивации учения Е.П. Ильина; Н.А. Курдюкова / Опросник «Мотивации достижений» А. Мехрабиана
Личностный Осознание жизненных целей Тест животворных ориентаций Д.Леонтьева
Способность к принятию ответственности Тест локализации субъективного контроля
Уровень межкультурной, социальной и личностной толерантности Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)
Когнитивный Уровень правовых знаний Уровень профессиональных знаний Уровень кросскультур-ных знаний Анализ результатов учебной успеваемости
Процессуальный Уровень общественной активности Участие деятельности общественных и студенческих движений и объединений Выполнение обязанностей гражданина Авторский опросник уровня сформирован-ности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии
Выводы. Таким образом, определенная система критериев и показателей позволяет теоретически обосновать уровни сформированности общественной компетентности будущих менеджеров туризма: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень сформированности общественной компетентности будущих менеджеров характеризуется максимальным проявлением сложившейся системы показателей, а именно: доминантным уровнем сформи-рованности общественно значимых ценностей, направленностью мотивации на достижение успеха в будущей профессиональной деятельности, выраженной межкультурной, социальной и личностной толерантностью, наличием ответственности за свои действия, осознанием собственных жизненно важных целей и их соотнесением с общественными, высоким уровнем учебной успеваемости и, соответственно, профессиональных, правовых и кросскультурных знаний, осознанием взаимосвязи между уровнем гражданской компетентности и успешностью профессиональной самореализации, систематическими проявлениями гражданской активности, уча-18
стии в деятельности органов студенческого самоуправления и общественных движениях, направленности на овладение студентами гражданской компетентностью.
Средний уровень сформированности общественной компетентности будущих менеджеров туризма определяется несистемным характером проявления показателей: в системе ценностей студентов личные интересы преобладают над общественно значимыми, собственные жизненные цели являются детерминантными по отношению к гражданским обязанностям, присущ средний уровень толерантности или доминирования отдельных ее видов, отсутствие способности принимать ответственность на себя, присущ средний уровень учебной успеваемости, правовые, профессиональные и культурные знания не системны, отсутствует осознанность необходимости формирования гражданской компетентности, уровень общественной активности носит эпизодический характер в зависимости от интересов и потребностей студента, имеется потребность во внешней мотивации достижения высокого уровня общественной компетентности.
Низкий уровень сформированное™ общественной компетентности будущих менеджеров туристической индустрии является противоположным высокому и отличается отсутствием или недостаточным уровнем проявления показателей. То есть, у студентов с низким уровнем отсутствует мотивация к выполнению гражданских обязанностей, социально значимые ценностные ориентации не выражены, отсутствует мотивация на достижение успеха в профессиональной деятельности, жизненные цели являются неосознанными, характерно избегание ответственности за свои действия и действия окружающих людей, проявления межкультурной и социальной интолерантности, низкий уровень учебной успеваемости, профессиональные знания не системны, на уровне воспроизведения, отсутствуют правовые и кросскультурные знания, отсутствие участия в деятельности студенческих и общественных объединений, негативное отношение к формированию гражданской компетентности.
Для эмпирической диагностики состояния сформи-рованности гражданской компетентности у будущих менеджеров туристической сферы, в соответствии с каждым критерием, подобран диагностический инструментарий, который позволит определить уровень как каждого отдельного испытуемого, так и групп респондентов вцелом, путем соотнесения их с определенной шкалой.
Перспективы дальнейших исследований над выбранной темой видим в апробации определенного эмпирического инструментария в учебно-воспитательном процессе высшей школы; характеристике на основе полученных данных актуального состояния сформирован-ности гражданской компетентности будущих менеджеров туризма и проектировании педагогических форм и методов, направленных на оптимизацию процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Киричук А. В. Национальная идея: истоки, пути объективизации / В. Киричук / / Куда идем? Материалы научно-практической. конференции «Идеология и идейно-политические основы государственного строительства в Украине». - М., 1993. - С. 33-37.
2. Оржеховская В.М. Формирование социальной ответственности учащихся в современной школе / В. Оржеховская / / Педагогика i психология. - 1996. - № 4
- С. 25-31.
3. Панчук А.П. Гражданское воспитание студентов педагогических университетов в процессе туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. на соискание наук. степени кандидата педагогических наук: спец. 13.00.07 «Теория и методика воспитания» / Панчук А.П.
- Киев: Институт проблем воспитания АПН Украины, 2012. - 20 с._
A^. Beличкo
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ...
4. Педагогический альманах: сборник научных трудов. - Киев - Херсон: Институт профессионально-технического образования АПН Украины, Южно региональный институт последипломного образования педагогических кадров, 2006. - Выпуск 1. - 211 с.
5. Салтыкова О.В. Диагностика воспитанности гражданской ответственности старшеклассников в условиях внешкольного учебного заведения / В. Салтыкова / / Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи: сборник научных трудов. -2010. -Выпуск 15. - Книга 11. - С. 20-27.
6. Семенова М.Г. Педагогические функции социально-культурной практики как средства формирования гражданской культуры студенческой молодежи: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» / М. Г. Семенова. -Казань: ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», 2012. - 21 с.
7. Скворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 155.
8. Сухомлинский В. Рождение гражданина: избранные произведения; в 5-ти т. / В. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1977. - Т. 3. - 300 с.
9. Формирование компетентности участников образовательного процесса как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования: Методические рекомендации по реализации проблемы в образовательных учреждениях. - Казань: Отдел образования управления образования города Казани по Советскому району, 2010. - 36 с.
10. Чолий С. Потребности в структуре мотивации участия молодежи в деятельности общественных организаций / София Чолий / / Вестник Львовского университета. - Серия Философия. - 2011. - Вып. 14. - С. 209-217.
CRITERIA, INDEXES AND POINTS TO EVALUATE HOSPITALITY MANAGEMENT STUDENTS' SOCIAL MATURITY LEVEL
© 2013
O.U. Velichko, researcher, professor of humanities at Zhitomyr College affiliated to Kyiv Institute
of Business and Technologies
Zhytomyr State Franko University, Zhytomyr (Ukraine)
Annotation: The article shows the results of the research literature analysis regarding the problem of social maturity evaluation that reveal and specify criteria, indexes and points of hospitality management students' social maturity level. Keywords: social maturity, social maturity level criteria, sociability, test card.
УДК 378.622
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
© 2013
Е.В. Деревянко, соискатель кафедры педагогики
Житомирский государственный университет имени Ивана Франко, Житомир (Украина)
Аннотация: В CTarae paccмoтpeны ocoбeннocти пpимeнeния интepaктивныx тexнoлoгий в ^o^cce oбyчeния пpoфeccиoнaльныx дисциплин будущж roprnix инжeнepoв. Oбocнoвывaютcя пути пpимeнeния тexнoлoгии фopми-poвaния пpoфeccиoнaльнoй кoмпeтeнтнocти в иccлeдyeмoй cфepe.
Ключевые слова: интepaктивнaя тexнoлoгия oбyчeния, кoмпeтeнтнocть, дискуссия, дeлoвaя игра, пpoблeмныe ситуации.
Происходящие изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни современной Украины привели к необходимости формирования у человека, выпускника технического высшего учебного заведения активной жизненной позиции.
Украинская экономика испытывает острую потребность в специалистах горного профиля высокой квалификации, умеющих анализировать сложившуюся экономическую ситуацию, принимать нестандартные решения, критически мыслить, использовать знания как инструмент для решения жизненных проблем, генерировать новые идеи, вести переговоры, грамотно излагать свои мысли, сопоставлять инженерные средства с задачами и условиями профессиональной среды, учитывать социальные рамки, установленные для норм поведения. Способных выдерживать жесткую профессиональную конкуренцию на рынке труда, быстро адаптироваться к изменениям в требованиях к образованности и профессиональной компетентности.
Таким образом, быстрые изменения во всех сферах народного хозяйства указывают нам на необходимость определения новых целей, задач и методов для высшего профессионального образования. На наш взгляд основным суждением в теории высшего профессионального образования в горной отрасли становится такое понятие как компетентность.
Термин «компетентность», отображающий современные требования к результату подготовки специалиста, в научных кругах западных стран неразрывно связан с философией успеха. Именно успешная профессио-Карельский научный журнал. 2013. № 1
нальная деятельность и правильная жизненная позиция, является сегодня ожидаемым результатом и критерием качества образования [1, с.120-121].
Поэтому, мы считаем, что одним из эффективных средств формирования профессиональной компетентности будущих горних инженеров есть преобразование учебно-воспитательного процесса не только на уровне внедрения новых направлений профессиональной подготовки, но и глобального переосмысления уже существующих условий. Таким преобразованием, мы считаем модернизацию уже существующего образовательного процесса, путем повышения его качества, и использование интерактивных технологий обучения при преподавании специальных дисциплин будущим горным инженерам в процессе профессиональной подготовки.
Теоретические и методические основы организации интерактивного обучения раскрываются в работах отечественных ученых А. Пометун, Л. Пироженко, А. Пехоты, С. Сысоевой, Е. Селевко, Н. Мурадовой [2, 3], а также в работах многих зарубежных исследователей (Г. Фриц, Х. Дуглас, К. Роджерс, Ч. Бонуел, Т. Сазерленд).
Термин «интерактивная педагогика» был введен немецким исследователем Гансом Фрицем. И сегодня существуют различные варианты этого направления в современной методике обучения, которые носят названия - «Whole Language Content Approach», «Cognitive Approach», «Content-Based ESL Program», «Cognitive Academic Language Approach», «Co-operative Learning», «Interactive Training» [4, c.28].
Целью статьи, как составляющей нашего исследо-