Г. Л. Котова
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Э. А. Мальцева
Рассмотрены основные условия формирования гражданской компетентности студентов. Предложены результаты исследований, которые выявили, что наиболее эффективной формой воспитания является клуб. При анализе данных экспериментального исследования установлено, что клубная деятельность формирует у студентов приоритет положительных ценностей.
G. Kotova
FORMING OF STUDENTS' CIVIL COMPETENCE
The paper touches upon the main conditions of students' civil competence forming. The author proposes the results of the researches that have revealed that the most effective education form is a club. Analysing the data of the experimental investigation, the author states that club activity form the priority of positive values among students.
Современное российское общество переживает смену формации, в связи с чем происходит ряд реформ в сфере образова-
ния. На первый план выходит компетент-ностная парадигма образования, что требует от исследователей разработки нового
понятийного аппарата, новых методологических подходов.
Одним из новых для отечественной педагогики понятий является «гражданская компетентность», зачастую отождествляемая с гражданским воспитанием. Исходя из представлений о компетенции как «круге вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом», а компетентности - как интегральной характеристике личности, совокупности ряда компетенций, мы понимаем сущность термина «гражданская компетентность» как совокупность, сумму компетенций гражданственности. Термин «компетенции гражданственности» был введен И. А. Зимней, подразумевающей под ним «знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн)» [1].
Структура гражданской компетентности представлена в виде трехмерной модели, включающей в себя мотивационно-ценностный блок (гуманистическую ценностную диспозицию), когнитивный (знаниевый) и деятель-ностный блоки.
На основании охарактеризованной выше структурной модели было сделано предположение о том, что основными условиями формирования гражданской компетентности студентов являются:
а) достаточность знаний студентов о гражданских качествах личности и требованиях общества, предъявляемых к гражданину; умений соотносить полученные знания с адекватной им системой ценностей; видение пути своего гражданского самосовершенствования;
б) создание мотивации участия в лично-стно осознанной гражданской деятельности, формирование ценностных ориентаций, соответствующих требованиям общества;
в) предоставление студентам возможностей актуализации личности, выполнения социальной роли гражданина посредством вовлечения в гражданскую деятельность различного характера.
Особое внимание в данном исследовании уделяется значению вовлечения молодежи в процесс гражданской деятельности. При этом под гражданской деятельностью подразумевается целеустремленная активность, направленная на формирование у индивида гражданских качеств и ценностей, обусловленная наличием психологической готовности и социально значимых мотивов.
На протяжении 2005-2008 гг. осуществлялось экспериментальное исследование, которое проводилось в три этапа:
а) поисково-теоретический этап (20052006 гг.);
б) реализация диагностико-преобразую-щего педагогического эксперимента (20062008 гг.);
в) анализ и обработка полученных данных (2008 г.).
В результате анализа и обобщения научной литературы (203 источника) были уточнены понятия «гражданская компетентность», «гражданская деятельность», изучен опыт формирования гражданской компетентности у подрастающего поколения в Российской Федерации и зарубежных странах (США, Франции, немецкоговорящих государствах Европы, Польше, Австралии).
Нами было установлено, что формой воспитания, использование которой будет наиболее эффективным для процесса формирования гражданской компетентности, является клуб. Под термином «клуб» в данном исследовании понимается специфическая форма воспитания, характеризующаяся относительной независимостью от государственных социальных институтов, наличием социально-группового сознания, особого морально-психологического климата, высокой интенсивностью коммуникативных процессов.
Преобразующий педагогический эксперимент заключался в разработке и апробации авторской технологии воспитательной работы со студентами - конструировании и изучении деятельности студенческого клубного объединения «Люди будущего». Клубное объединение было создано на базе ГОУ СПО «Чайковский профессионально-педагогиче-
Проблема формирования гражданской компетентности студентов
ский колледж» (г. Чайковский Пермского края).
В работе студенческого клуба осуществляется реализация четырех основных видов деятельности:
а) деятельность, направленная непосредственно на развитие социальной активности и гражданских инициатив (участие в волонтерских акциях, сотрудничество с общественными организациями, посещение музеев и выставок, организация экскурсий);
б) деятельность, направленная на воспитание «диалога культур» (проведение тематических заседаний и страноведческих праздников, дискуссий);
в) деятельность, направленная на формирование традиций и сплочение участников объединения (проведение и организация тематических вечеров, тренингов);
г) работа с различными медиаресурсами (локальной сетью колледжа, локальным радио, глобальной сетью Интернет).
Участники клубного объединения активно сотрудничают с общественными организациями города, в частности с «Комитетом ветеранов войны в Афганистане, Чечне и других локальных конфликтах».
Для диагностики уровня сформирован-ности гражданской компетентности студентов применялись анкетирование и специальные стандартизированные опросники (по Ш. Шварцу, В. И. Андрееву, В. Ш. Масленниковой). Использовался метод включенного педагогического наблюдения.
Также была разработана авторская методика «Гражданская компетентность» (адаптированный вариант «Методики измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя» (по Г. С. Трофимовой) [2]), апробация которой проводилась в форме экспертного оценивания. На основании анализа и обобщения научной литературы, педагогического наблюдения было выработано 30 суждений, первые 10 из которых несут на себе «смысловую нагрузку когнитивного плана» и выявляют степень информированности обследуемой личности в области гражданственности. Суждения 11-20 несут в себе
содержание конативного параметра и характеризуют внешние проявления личности, ее умения реализовывать себя как гражданина. Последние 10 суждений характеризуют мотивацию личности участвовать в личностно осознанной гражданской деятельности, несут в себе содержание эмотивного параметра. Каждому из экспертов (преподавателей колледжа) предлагалось оценить по 10-балльной шкале испытуемых экспериментальной и контрольной групп. При обработке полученных данных высчитывались как суммарные показатели по группе, по блокам, так и средние арифметические значения для каждого испытуемого в отдельности.
В результате анализа данных, полученных в ходе экспериментального исследования, было установлено, что процесс клубной деятельности оказывает положительное воздействие на формирование у студентов ценностей традиций, власти, достижений, доброты. Это подтверждают различия между показателями экспериментальной и контрольной групп, выявленные в результате расчетов критерия ф* - углового преобразования Фишера в сочетании с критерием X Колмогорова-Смирнова. Также выявлена положительная динамика таких гражданских качеств личности испытуемых, как социальная активность, принципиальность и подвижничество.
Повышение когнитивного уровня гражданской компетентности выражается прежде всего в приобретении студентами новых знаний из истории России, политики, экологии.
Участие в гражданской деятельности рассматривается в нашем исследовании как основное условие эффективного формирования гражданской компетентности. В результате диагностики уровня сформированности деятельностного блока гражданской компетентности также были выявлены достоверные различия между показателями, продемонстрированными испытуемыми экспериментальной и контрольной групп.
Возможно резюмировать, что проведенный эксперимент показал, что представленная нами технология воспитательной работы
действительно оказывает позитивное влияние на формирование гражданской компетентности - повышает эффективность процесса гражданского формирования личности студента колледжа. Ее реализация в экспериментальной группе - студенческом клубном объединении «Люди будущего» - обес-
печила переход исследуемых характеристик по уровню эффективности с допустимого (среднего) на средневысокий и, частично, на высокий уровни. Полученные результаты носили стабильный характер, что позволяет сделать вывод о достижении поставленной цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. С. 33-45.
2. Трофимова Г. С. Методика измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя: Метод. рекомендации. Ижевск: Республ. инновационный учебно-метод. центр, 1997. 24 с.