УДК 37.06
в н. Карташова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения педагогических условий, при которых воздействие на развитие гражданской активности приводит к формированию нового типа инициативных, самостоятельных и компетентных учащихся. По мнению автора, проблема гражданской активности в настоящее время недостаточно разработана, имеющиеся работы не отражают всей полноты данного феномена. В данной статье предпринята попытка не только описать педагогические условия, способствующие развитию гражданской активности, а доказать их важность в организации воспитательной работы. Автор иллюстрирует возможности формирования гражданской активности и самостоятельности в учебном, воспитательном и профессиональном отношении на примере модели. В статье показано, каким образом через формирование гражданской активности осуществляется развитие демократизации, защиты интересов и потребностей учащихся. Благодаря созданию благоприятных педагогических условий в сознании учащихся проявляются и фиксируются ценностные, социально значимые ориентации личности.
Ключевые слова: гражданская активность, гуманизация образовательного процесса, самоуправленческая деятельность, профессиональное самосознание, гражданская компетентность, социальная зрелость, социально значимая деятельность.
Victoriya Kartashova PEDAGOGICAL CONDITION OF THE SHAPING TO CIVIL
ACTIVITY STUDENTS
Annotation. The Article is dedicated to questions of the ensuring the pedagogical conditions, under which influence on development of the civil activity brings about shaping the new type initiative, independent and competent учащихся. In the opinion of author, the problem to civil activity at present it is not enough is designed, available work do not reflect whole_ fullness's given phenomenon. In given article is undertaken attempt not only to describe the pedagogical conditions, promoting development to civil activity, but prove that their importance in organizations educational work. The Author illustrates the possibility of the shaping to civil activity and independence in scholastic, educational and professional attitude, on example of the models. In article is shown, what image through shaping the civil activity is realized development to democratizations, protection interest and need students. Due to making the _ favorable pedagogical conditions, in consciousness students reveal itself and are fixed value, social-significant orientations to personalities. Keywords: civil activity, humanization of the educational process, local government activities, professional identity, civic competence, social maturity, socially significant activities.
Реформы образования сегодняшнего дня заново ставят перед педагогическим сообществом проблему формирования гражданской активности, развития самосознания и самостоятельности учащихся, что приводит к поиску новых воспитательных ориентиров в работе с молодежью. Упущения в воспитательной работе прошлых лет, когда только обучение было приоритетным в подготовке специалистов, уже привело к появлению целого поколения инертных молодых людей с потребительским взглядом на жизнь, деструктивным отношением к государству и обществу. Кроме того, сложные, часто противоречивые процессы в социальной, экономической и духовной жизни нашего общества существенно расширяют спектр проблем воспитания молодежи: от подростковой беспризорности, безнадзорности и противоправного поведения до созревшего циничного нигилизма. Сложившаяся ситуация требует переосмысления используемых технологий работы с учащимися. Таким образом, назрела необходимость выявить совокупность педагогических условий, при которых развитие гражданской активности будет эффективным.
В настоящее время накоплено большое количество исследований в области воспитания гражданской активности, однако недостаточно изучены вопросы разработки условий педагогического воздействия на формирование гражданской активности учащихся во взаимосвязи обучения и воспи-
© Карташова В.Н., 2014
тания, а также практически отсутствуют базовая составляющая воспитательной системы, общие характеристики гражданской активности как проявления гражданской ответственности.
Формирование гражданской активности возможно при грамотно организованной воспитательной работе учебного заведения. Необходимо сделать ее демократичной (доступной в понимании содержания), адресной (ориентированной на каждого учащегося), позиционной (основанной на принципах гуманизма), свободной (независимой от протекающих социально-политических перемен в государстве). Сформировать гражданскую активность учащихся - значит научить их самостоятельности и самоопределению, внутренней свободе и социальной активности, а в первую очередь ответственности не только за деятельность, но и за принятые решения. Для этого необходимо оперировать к морально-нравственным качествам личности, и если потребуется, развивать их. Такими качествами выступают честность, смелость, открытость, гуманизм, чувство долга и справедливости, гражданственности, патриотизма. Поэтому на воспитателя ложится вся полнота ответственности за личность учащегося, который, став специалистом, в первую очередь останется гражданином страны и частью социума. Процесс формирования гражданской активности носит систематический глубинный характер, должен воздействовать на личностные качества учащегося, ориентировать его на общечеловеческие духовно-нравственные идеалы, научить принимать установленные общественные нормы и следовать им.
При формировании гражданской активности воспитательная система образовательного учреждения должна опираться на принципы системности, целостности, личностного подхода, установления партнерства, организации жизненного пространства учащихся, развития самоуправления. Гражданская активность представляет собой социально-педагогический феномен, имеющий сложную структуру. Данный феномен характеризуется осмысленным участием молодежи в общественной жизни, выражается в реальных поступках, направленных на выполнение социального заказа, решение задач профессиональной деятельности, исполнение гражданского долга.
Феномен гражданской активности определяется совокупностью таких составляющих, как гражданская ответственность и социальная активность. Опираясь на мнения таких ученых, как Б.З. Вульфов, О Д. Грекулов, В.Д. Иванов, М.В. Чельцов, можно определить понятие «гражданская ответственность» как некое свойство личности, проявляющееся в добровольном умении брать на себя ответственность за свою деятельность и ее последствия. А социальная активность проявляется как осознанная деятельность по преобразованию материально-духовной среды социума [2].
Таким образом, гражданская активность - сознательная добровольная деятельность, мотивированная конкретным социальным заказом или потребностями социума, основанная на внутреннем побуждении и способности нести всю полноту ответственности за данную деятельность. Механизм развития гражданской активности проявляется в систематизации воспитательного воздействия по целенаправленному ориентированию учащихся на качественный уровень самовоспитания. Формирование гражданской активности учащихся может стать ключом к оздоровлению российского общества, путем воспитания грамотного специалиста, инициативного, самостоятельного, ответственного, социально активного, готового к защите своих интересов, интересов государства и общества, зрелого и независимого.
Формирование гражданской активности учащихся возможно при реализации следующих педагогических условий:
- создание благоприятной атмосферы для воспитания и обучения учащихся;
- социально-образовательная форма организации воспитательной деятельности;
- оказание психолого-педагогической поддержки в развитии творческого потенциала учащихся;
- формирование коммуникативных навыков, активности, познавательной мотивации;
- развитие самоуправления;
- воспитание гражданственности;
- профилактика девиантного поведения;
- формирование валеологической культуры учащихся;
- привлечение учащихся к волонтерской работе;
- участие и поддержание инициативы в организации социальных акций.
Технология реализации педагогических условий носит многоуровневый характер [1]. На каждом уровне (в зависимости от курса обучения) воспитательная деятельность строится через студенческое самоуправление, структуры студенческих объединений, клубов по интересам, спортивных секций, в целом создающих пространство для сотрудничества и взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности (учащиеся, преподаватели, психологи, администрация учебного заведения). Объектом социально-педагогического воздействия здесь выступает поведение учащихся, функционирующих по специально разработанным программам, с учетом личностного потенциала учащихся и уровня сформированное™ их гражданской активности.
Оценка уровня сформированное™ гражданской активности определяется на начальном этапе обучения и воспитания по совокупности критериев: когнитивного (овладение знаниями государственного устройства, усвоение понятий гражданской активности, гражданского долга, ответственности), деятельностно-интегративного (приобретение умений и навыков в процессе освоения профессиональных знаний, способность применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности), мотивационно-коммуникативного (сформированность ценностно-мотивационых качеств личности, креативности, коммуникабельности), а также по завершении каждого учебного курса. Это позволяет проводить мониторинг изменения гражданской активности учащихся, прогнозировать и определять перспективы индивидуальной и групповой работы, выявлять необходимость социально-педагогического сопровождения отдельных учащихся.
Показателем уровня сформированное™ гражданской активности выступает количественное выражение совокупности критериев. При этом по средствам методики шкалирования (от нуля до 5 баллов) определяется процент освоения гражданской активности исходя из формулы
Д - И(6) + М - К(6)
К(б)
где ДИ - деятельностно-интегративный критерий, б - количество баллов, МК - мотивационно-коммуникативный критерий, К - когнитивный критерий.
Педагогическими средствами развития гражданской активности являются разработка и проведение семинаров-тренингов, организация органов студенческого самоуправления, различных секционных занятий, клубов по интересам, педагогических чтений по работе с учащимися, работа в группах по разбору текущих проблем. Модель такой воспитательной работы основана на сочетании помощи учащимся, их поддержки, сопровождения, теоретической и практической подготовки к жизни в социуме.
Для определения уровня сформированное™ гражданской активности используют следующие методы:
диагностику - первоначальное установление уровня гражданских представлений, знаний общественно-политического устройства;
наблюдение - отслеживание изменений представления о гражданской активности под влиянием воспитательного процесса;
интервьюирование - опрос учащихся в целях корректировки знаний гражданской компетенции;
эксперимент - практические задания по моделированию гражданской активности; анализ - оценка результатов общественно-культурной и профессиональной деятельности учащихся путем использования проблемных ситуаций и задач, касающихся будущей профессиональной деятельности учащихся и затрагивающих различные жизненные сферы;
портфолио - выявление уровня сформированное™ гражданской активности и гражданской компетенции и их совершенствования путем внесения коррекции в воспитательную и образовательную работу учебного заведения;
тестирование - тесты, содержание которых непосредственно связано с будущей профессиональной деятельностью;
экспертное оценивание - привлечение к оценке уровня профессиональной подготовки студента (как части сформированное™ гражданской компетенции) специалистов-экспертов: представителей научно-педагогической общественности, работодателей, социальных партнеров.
В качестве определяющих свойств в формировании гражданской активности личности следует учитывать процессуальную характеристику, которая заключается в недетерминированности или неполной детерминированности учащимися соответствующей деятельности, незнании (неполное знание) понятий гражданственности, гражданского долга. В процессе реализации педагогических условий, в процессе усвоения гражданской компетенции (знаний и понятий, связанных с гражданской активностью) возрастают требования к формированию навыков принятия самостоятельных решений, необходимости использования совокупности приемов эмпирического и теоретического характера в обучении и воспитании учащихся.
Условия педагогического воздействия включают в себя следующие этапы:
- диагностический (выявление уровня форсированности гражданской активности, самостоятельности, ответственности, социальной зрелости, мотивированности, ориентированности на ситуации достижения);
- организационный (групповая и индивидуальная работа с учащимися по развитию навыков гражданской активности, использование педагогических технологий, таких, как обратная связь, обучение лидерским качествам);
- прогностический (осуществление социального моделирования и прогнозирования). Работа строится таким образом, что объединяет учащихся с разными личностными данными в
единую систему интересов и поиска истины. Уровень развития гражданской активности отражает степень реализации учащимся своих возможностей в профессиональном и нравственном планах. Он будет изменяться при правильном педагогическом воздействии от первоначального (диагностического этапа) к конечному (прогностическому) этапу, от курса к курсу меняя вектор сформированной гражданской активности в позитивную сторону: подражательно-пассивный (генерирование репродуктивных понятий о гражданственности и гражданском долге), активно-поисковый (способность к самостоятельному поиску алгоритмов социальной активности), креативный (формирование индивидуального самосознания личности с устойчивыми взглядами и достойным поведением), компетентный (выражающийся в практической деятельности). Каждый уровень отражает определенные средства реализации, их конкретное содержание культуры, коммуникативности, ответственности, гражданственности. Степень воспитательного воздействия выражается в рамках участия учащихся в структуре студенческого самоуправления и совместной деятельности как внутри учебного заведения, так и за его пределами.
Отработка организационной стороны воспитательной работы по формированию гражданской активности учащихся позволила выявить, насколько эффективно ее влияние в проблемных группах. Оно проявляется в осмыслении учащимися знаний, умений и навыков гражданской активности (социально-политической грамотности), при выработке приемов и технологий развития социальной ак-
тивности, а также характера поведения в ситуациях, искусственно моделируемых и реализуемых преподавателем. Наиболее эффективным вариантом на заключительном этапе воспитательной работы с учащимися выступают проблемные семинары. Они проводятся для выбора тех или иных альтернативных путей или идей, которые вырисовываются в ходе воспитательной работы. Сама форма работы диктует потребность создания условий для систематических диалогов между субъектами педагогического воздействия. Таким образом, в основе формирования гражданской активности уча -щихся лежат результаты усвоения ими социального опыта, моделирования жизненных проблем, их решение, усвоение социализирующих задач. Создание благоприятных педагогических условий призвано обеспечить качественный процесс социализации учащихся, подготовить их к успешной и динамичной жизни в социуме, создать благоприятные условия для предупреждения асоциального, деструктивного поведения.
Библиографический список
1. Абдулова Л.Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синер-гетического подхода / Л.Ш. Абдулова. - Элиста, 2010.
2. Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения / М.В. Чельцов. - Новосибирск, 2006.