УДК 371.036
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
© Т.Ю. Забавникова
Ключевые слова: эстетическое воспитание; мультимедиа технологии; критерии.
Эстетическое воспитание студентов рассматривается автором как организованный целенаправленный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и искусству, как комплекс эстетических воздействий, направленный на процесс формирования эстетических качеств. Для оценки воздействия мультимедиа технологий на эстетические качества студентов разработан комплекс критериев и показателей к ним.
На всех этапах развития педагогической теории и практики особое место отводилось эстетическому воспитанию личности студентов.
Отечественная философия и педагогика ставят вопрос об эстетическом воспитании студентов как о важной стороне и условии формирования всесторонне развитой личности, как основе педагогического процесса. В последнее время большинство ученых, занимающихся проблемами эстетического воспитания, отказались от созерцательного взгляда на эстетическое воспитание в пользу его активно-действенного понимания.
На современном этапе проведены исследования процесса эстетического воспитания студентов. Вместе с тем анализ научно-педагогической литературы показал, что в связи со спецификой процесса эстетического воспитания и возрастными особенностями студентов разработанные технологии не могут быть применены без изменения с целью формирования эстетических качеств студентов. Таким образом, к настоящему времени сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей процесса эстетического воспитания студентов, например, средствами мультимедиа технологий, обусловленные формированием определенных потребностей общества, семьи и личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
Основываясь на исследованиях ведущих специалистов, эстетическое воспитание студентов рассматривается автором в работе [1] как организованный целенаправленный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и искусству, как комплекс эстетических воздействий, направленный на процесс формирования эстетических качеств. Автор уделяет внимание формированию эстетических качеств студентов средствами мультимедиа технологий.
Суть эстетического воспитания состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых как для восприятия эстетических ценностей общества, так и для деятельности по законам красоты во всех видах и сферах человеческой деятельности путем воздействия на эстетические качества студентов, в т. ч. средствами мультимедиа технологий.
Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информационных технологий. Они имеют целью создание продукта, содержащего коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механиз-
1957
мы управления. Очевидным является тот факт, что мультимедиа технологии имеют существенный потенциал в области эстетического воспитания.
В работе [2] отражено, что понять сущность эстетического воспитания студентов средствами мультимедиа технологий как сложного, многопланового, целостного явления можно только в единстве следующих аспектов содержательной трактовки рассматриваемого понятия -как ценность, как фактор изменения качеств личности, как процесс, как результат.
Ценностная характеристика рассматривается автором с трех позиций: эстетическое воспитание студентов как ценность государства, общества и личности. Рассмотрение ценностного аспекта позволило сформулировать главную цель эстетического воспитания студентов средствами мультимедиа технологий - формирование эстетического сознания студентов, формирование способности к самореализации на основе удовлетворения личностных, общественных и государственных потребностей в условиях изменяющегося социума. Цель эстетического воспитания средствами мультимедиа технологий является частной целью по отношению к эстетическому воспитанию студентов и частной целью по отношению к целям системы высшего образования [3].
Разработка и обоснование критериев эстетического воспитания относится к числу наиболее сложных и неразработанных теоретических проблем, т. к. отсутствует теория оценочной деятельности, также явно выражена несогласованность понятийного аппарата, требующая закрепления в нормативных источниках, возникают трудности с определением общей стратегии разработки основ конструирования критериального аппарата.
Для оценки воздействия мультимедиа технологий на эстетические качества студентов автором был разработан комплекс критериев и показателей к ним. Критериями служат следующие качества: эстетический вкус; эстетический идеал; эстетическая способность; эстетический интерес; эстетическая потребность; воображение художественное; эстетическое чувство; эстетическое восприятие. Обоснованием такого выбора служат проведенные Г.И. Королевой, Г.А. Петровой, В.Т. Лисовским, З.В. Сикевич [4, 5] и другими учеными исследования, в которых выделены основные качества личности студентов в контексте процесса эстетического воспитания. Показатели сформированности эстетических качеств студентов выявлены с учетом работ В. Муриан, Г.А. Орловой, А.В. Моторина, Н.М. Копытцевой [6, 7] и других исследователей проблемы эстетического воспитания студентов. Так, показателями сформированности эстетического вкуса являются: способность к оценке явлений действительности и произведений искусства с позиций красоты, а также способность обоснования собственной эстетической оценки. Показателями сформированности эстетического идеала могут быть стремление к совершенству, чувство красоты и гармонии. Воспитание эстетического идеала находится в диалектической взаимосвязи с воспитанием эстетических интересов. Эстетические потребности выступают как психологический механизм функционирования вкусовых предпочтений студентов, их эмоций и интересов.
Изменение отношения к искусству является сложным диалектическим процессом, который определяется изменением системы эстетических потребностей. В качестве показателей сфор-мированности эстетической потребности в работе [8] выделена заинтересованность студентов в эстетических ценностях, создаваемых с помощью компьютерных программ, желание создавать эстетические ценности средствами мультимедиа. Теоретические и эмпирические поиски свидетельствуют, что показателями сформированности эстетического восприятия являются целостность, глубина и гармония интеллектуального и эмоционального в оценке графических изображений, звука, видео.
Эстетическое восприятие статических графических изображений всегда сопровождается активной деятельностью художественного воображения. Воображение зависит от многих факторов: от опыта, потребностей и интересов, в которых выражаются эти потребности, от комбинаторной способности и упражнений в создании графических изображений. Деятельность художественного воображения тесно связана с эстетическим восприятием, является переработкой данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями, а также с умением создавать собственные художественные образы при помощи компьютерных программ. Показателями сформированности эстетического чувства служат явления, возникающие при восприятии изображений, созданных при помощи программ мультимедиа технологий: адекватность воспринимае-
1958
мому, устойчивая положительная оценка и способность к катарсису - вершине положительных эмоций [8].
Студенты могут не только правильно воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве и отталкиваться от безобразного, но проявлять себя в активной преобразующей деятельности по законам красоты, в т. ч. с помощью мультимедиа технологий. Психологической предпосылкой воспитания эстетической активности является воспитание эстетических способностей студентов. Показателями эстетической способности являются: зрительная память, художественные способности, интеллектуальные способности.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что процесс формирования эстетических качеств студентов вуза средствами мультимедиа технологий существенно улучшен при направленности процесса эстетического воспитания на формирование эстетического сознания студентов, т. е. эстетического вкуса, идеала, чувства, эстетической потребности, способности, эстетического восприятия, художественного воображения; овладение знаниями в области теории эстетики, искусствознания, обеспечивающими высокий уровень деятельности в области мультимедиа технологий; создание инфраструктуры обеспечения процесса эстетического воспитания студентов средствами мультимедиа технологий (методическое, технологическое, инструментальное обеспечение).
ЛИТЕРАТУРА
1. Забавникова Т.Ю. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики: автореф. дис. ... канд пед. наук. Тамбов, 2005. С. 16.
2. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: монография. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 518 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания. М.: Владос, 2001. 530 с.
4. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. 181 с.
5. Лисовский В.Т., Сикевич З.В. О системе художественного воспитания в вузе // Эстетическое воспитание в техническом вузе: учеб.-метод. пособие / под ред. Г. С. Гуна. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
6. Муриан В. Эстетический идеал. М.: Искусство, 1977. 61 с.
7. Основные направления деятельности кафедры нравственного и эстетического воспитания Новгородского государственного университета / Моторин А.В. Орлова Г.А. Копытцева Н.М. и др. // Нач. шк. на рубеже веков: взгляд в будущее. 2001. Вып. 1. С. 18.
8. Эстетика: словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 445 с.
Поступила в редакцию10 сентября 2010 г.
Zabavnikova T.J. Criteria of process estimation of aesthetic education of students by means of multimedia technologies
Aesthetic education of students is considered by the author as the organized purposeful and controllable pedagogical process of formation in the person of the esthetic relation to the validity and art as the complex of esthetic influences directed on process formation of esthetic qualities. The complex of criteria and indicators to them is developed for an estimation of influence of technologies multimedia on esthetic qualities of students.
Key words: esthetic education, multimedia technology, criteria.
1959