Научная статья на тему 'Модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики'

Модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / MODEL OF PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION / COMPUTER GRAPHICS / AESTHETIC QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забавникова Татьяна Юрьевна

В статье отражена разработанная модель процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики; представлено теоретическое обоснование выбора составных элементов модели и порядок взаимодействия между ними, а также приведена схема взаимосвязи эстетических качеств студентов, составляющих основу критериальной базы, представленной в модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of process of students' esthetic education by computer graphic

In the article the developed model of process of students' aesthetic education is reflected by means of a computer graphics; theoretical substantiation of choice of components of model and an order of interaction between them and the scheme of interrelation of aesthetic qualities of the students comprising a basis of criteria base, presented in the model is reflected.

Текст научной работы на тему «Модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики»

УДК 14.35.09

МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

© Т.Ю. Забавникова

Ключевые слова: модель процесса эстетического воспитания; компьютерная графика; эстетические качества.

В статье отражена разработанная модель процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики; представлено теоретическое обоснование выбора составных элементов модели и порядок взаимодействия между ними, а также приведена схема взаимосвязи эстетических качеств студентов, составляющих основу критериальной базы, представленной в модели.

Протекание творческого процесса характеризуется цикличностью, а для активизации творческой деятельности студентов необходимо постоянное и системное применение способов и методов использования средств компьютерной графики.

В структуру модели эстетического воспитания студентов включены следующие основные блоки: социальный заказ общества на эстетически развитых специалистов в области компьютерной графики; процесс эстетического воспитания и его основные компоненты: субъект деятельности; цель воспитания; принципы эстетического воспитания студентов; содержание учебного материала; методы и средства эстетического воспитания средствами технологий компьютерной графики; сами средства компьютерной графики, оказывающие влияние на формирование эстетических качеств студентов (средства обучения и средства профессиональной деятельности); эстетические качества студентов, которые подвергаются воздействию; критерии оценки уровней сформированности эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики.

Основной целью эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики является формирование эстетических качеств, системы эстетических взглядов, эстетических отношений, необходимых как для восприятия эстетических ценностей общества, так и для деятельности по законам красоты во всех видах и сферах человеческого общества. А также: формирование эстетического отношения к явлениям действительности благодаря художественно-эстетическому образованию; закладывание теоретических и ценностных основ эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; формирование потребности к эстетическому самообразованию, самовыражению личности; воспитание творческих потребностей и эстетических интересов; освоение системы эстетических и предметно-практических культурных ценностей; активизация непосредственного творческого участия в динамичности овладения профессиональными специальными качествами (рис. 1).

Как правило, в педагогике выделяют качественные и количественные критерии, которые дополняют друг друга. Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с другими видами воспитания, поэтому при определении компонентных критериев, так или иначе отражающих состояние (уровень) сформированности эстетических качеств студентов, отобраны те из них, которые наиболее ярко отражают развитие элементов эстетического воспитания средствами компьютерной графики. Компонентными критериями служат: эстетический вкус; эстетический идеал; эстетическая способность; эстетический интерес; эстетическая потребность; воображение художественное; эстетическое чувство; эстетическое восприятие.

Процесс эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики понимается как процесс формирования эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики.

Взаимосвязи между эстетическими качествами студентов можно представить в виде рис 2.

Таким образом, на основе интегративного подхода была представлена система диагностики результатов эстетического воспитания в процессе обучения студентов компьютерной графике.

Диагностика результатов эстетического воспитания -сложная проблема, ни одна из методик по отдельности не дает полной картины развития эстетических качеств студентов. Относительно объективную картину может дать комплексное использование различных методик. С точки зрения повышения эффективности процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики необходимо усилить внимание на: ориентацию процесса эстетического воспитания студентов на формирование эстетического сознания средствами компьютерной графики; введение в процесс эстетического воспитания средств, форм и методов, адекватных содержанию обучения компьютерной графике; тот факт, что воспитательный процесс будет опираться на теоретически обоснованную и разработанную модель процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики; включение в содержание обучения теории эстетики, искусствознания и основ дизайна.

Социальный заказ

Рынок рабочей силы

Рынок образовательных услуг

Личность

Организация эстетического воспитания студентов в процессе изучения компьютерной графики

цель: Пршципы: Методы:

ФормированиеПринцип единства и Стимулирование комплексност и зрелищно стью, метод

визуальных аналогий,

эстетических качеств студентов

эстетической

направленности ЭВ в вузе; кооперативное обучение, рефлексивного управления; метод проектов ; оптимального с°°тн°шения наглядные, практические теоретического, наглядно- методы , метод образного и практического упражнений аспектов.__________________________

Содержание:

Система знаний по эстетике, навыков использования средств КГ, качеств личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть студенты в соответствии с поставленными целямии задачами

Средства компьютерной графики, оказывающие влияние на эстетические качества студентов

Рис. 1. Модель процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики

Рис. 2. Схема взаимосвязи эстетических качеств

Поступила в редакцию 8 апреля 2009 г.

Zabavnikova T.Yu. Model of process of students’ esthetic education by computer graphic. In the article the developed model of process of students’ aesthetic education is reflected by means of a computer graphics; theoretical substantiation of choice of com-

ponents of model and an order of interaction between them and the scheme of interrelation of aesthetic qualities of the students comprising a basis of criteria base, presented in the model is reflected.

Key words: model of process of aesthetic education; computer graphics; aesthetic qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.