УДК 82-995 ФЕДОРЧУК М.А.
специалист по УМР, кандидат филологических наук, кафедра истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 82-995 FEDORCHUK M.A.
Specilist in educational and methodical work, candidate of philology, Department of history of Russian literature of XI-XIX centuries, Orel State University E-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ В ФАНФИКШН (НА МАТЕРИАЛЕ ФАНДОМОВ «ШЕРЛОК», «МЕРЛИН» И «СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ»)
CRITERIA OF TRUTH IN FANFICTION (BASED ON THE FANDOMS «SHERLOCK», «MERLIN» AND «SUPERNATURAL»)
В статье рассматривается специфика такого характерного явления для фанфикшн, как истинный пей-ринг, отмечается влияние истинного пейринга на персонажную, пространственную, временную и сюжетную структуру фанатского текста в сообществах «Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное». Особое внимание уделяется механизму возникновения истинного пейринга, который становится сюжетообразующим в фанфиках.
Ключевые слова: фанфикшн, фанфик, фандом, истинный пейринг.
The article examines the specifics of such a characteristic phenomenon for fanfiction as «one true pairing». The regularities of the emergence of the « one true pairing»in communities «Sherlock», «Merlin» and «Supernatural» are appeared. Influences «one true pairing» character's, spatial, temporal and narrative structure of the fantext. Special attention is paid to the the mechanism of occurrence of the «one true pairing, which becomes the plot in fanfiction.
Keyword: Fanfiction, fanfics, fandom, one true pairing.
В центре всей системы фанфикшн и каждого кон -кретного фанфика в частности стоит категория «пейринг», основой которой является пара персонажей, вступающих в отношения в фанатском тексте. Особое внимание фанатов направлено на персонажей, романтические отношения которых представляются авторам и читателям «правильными», единственно верными. Такие пары в сообществах получили специальное обозначение - one true pairing, ОТР, истинный пейринг. Он представляет собой разновидность фанонных пар фан-фиков, у подавляющего большинства членов сообщества является не просто любимым и популярным, а единственно возможным. Зарубежные исследователи К. Хелликсон и К. Бьюс отмечают, что «многие авторы пишут об «одном истинном пейринге» фандома, выражая собственное мнение о романтических отношениях двух конкретных персонажей, при этом фикрайтеры будут писать и читать только о них, исключая все другие пейринги» [1]. Таким образом, другие возможные, более логичные и мотивированные каноническим произведением отношения между героями частью читателей фанфиков сознательно игнорируются.
Истинный пейринг отражает специфику конкретного фандома: в сообществах есть свои ОТР, которые не переходят из фандома в фандом. Наиболее популярные в сообществе пейринги приобретают устойчивые сокращения (Шериарти, Джонлок, Динокас и т.д.).
© Федорчук М.А. © Fedorchuk M.A.
ОТР доброжелательно принимается читателями в фан-домах, поскольку большинство фанатов испытывает к нему сильную привязанность (таких фанатов называют «шиппер» (англ. shipper)).
Особенность «истинного пейринга» заключается в том, что фанаты выбирают из канона таких персонажей, взаимоотношения которых представляются им наиболее интересными и правильными. Фикрайтеры ставят этих героев в пару, что, как правило, противоречит оригинальному тексту. Тексты, написанные с ОТР, имеют специфическую персонажную, сюжетную, пространственную и временную структуру фанфика. При этом до сих пор не ясен принцип выделения «истинного пейринга» читательской аудиторией, равно как и не объяснено в научной литературе, что входит в понятие «истинности», с точки зрения фанфикшн.
Прежде всего, необходимо отметить, что термин «one true pairing» пришел из английского языка, в котором слово «true» переводится как:
«1. Истинный, настоящий, подлинный, действительный, реальный, истинный (real, genuine);
2. Верно;
3. Правдивый, точный, достоверный (truthful, accurate, authentic)» (https://translate.yandex. ru/?lang=en-ru&text=true).
В русском языке слова «истинный», «настоящий», «правдивый», «достоверный» имеют ряд отличий в
10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)
значениях. Тем не менее, в российской традиции фан-фикшн такой пейринг принято называть истинным.
Истина - это одна из базисных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческих знаний объективной действительности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету. В логике критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий. Кроме того, истина - это проверенное, правильное знание, подтвержденное на практике.
Понятие истины предполагает разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а также отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями [3]. Таким образом, можно выделить ряд критериев истинности:
1. Соответствие действительности;
2. Логическая правильность (полнота знания, отсутствие противоречий, подтверждение практикой);
3. Совершенство, идеал.
Важно отметить, что в фанфикшн понимание ряда устоявшихся терминов несколько отличается от трактовок тех же понятий в науке и обществе. К примеру, определения жанра и рейтинга отличаются от принятых в литературоведческих и социологических науках. Это касается и понятия «истина». В фанфикшн истинность имеет значение, в первую очередь, безальтернативно-сти, все внимание фанатов сосредоточено на отношениях двух конкретных героев, другие возможные пары игнорируются читателями и писателями в сообществах.
В данной статье мы анализируем тексты с ОТР в фан-домах «Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное», которые оформились на крупномасштабном ресурсе фанфикшн «Книга фанфиков» (https://ficbook.net). Объем исследуемых текстов составил 7503 фанфика.
Формально ОТР возникает в противовес канону, оригинальному произведению. Для этого фанатам не требуется открытое указание автора на то, что два героя могут быть парой, более того, явные романтические отношения главных героев канонического текста в большинстве случаев игнорируются членами сообщества. Каноничная, к примеру, пара Артур/Гвен в фандоме «Мерлин» не привлекает внимание фанатов, игнорируются фикридерами и фикрайтерами отношения Шерлока и Ирэн, которые в сериале ВВС были показаны с достаточной полнотой. Аудитории неинтересно писать и читать то, что уже было раскрыто в первооснове. Кроме того, авторов привлекает тема запретной любви между однополыми персонажами (чаще мужчинами). Нарушение негласного табу на описание гомосексуальных отношений является одним из характерных признаков текстов с «истинным пейрингом» в рамках анализируемых сообществ.
Члены сообщества выбирают для своих фанфиков из канона таких персонажей, романтические отношения
между которыми либо невозможны в силу гендерной принадлежности, либо нарушают логику оригинального произведения. Возникновение таких пар никак не мотивировано каноном: персонажам достаточно просто однажды поговорить друг с другом, встретиться взглядами или даже постоять рядом, и ОТР начинает жить и функционировать в сообществе:
«Мое ОТП: взаимодействует / просто посмотрели друг на друга / дышат одним воздухом
Я: » (Законы фанфиков, 30 сентября
2018 года).
Выбор «истинной пары», таким образом, совершенно не соотносится с каноническими текстами и нарушает его логику. Истинный пейринг не создается фанатами, а возникает в фандоме в результате влияния определенных читательских ожиданий или социальных стереотипов.
Для фанатов истина всегда спрятана, это тайна, которую им нужно раскрыть. Настоящий фанат будет «шиперить» не явные пейринги, а те, которые он «разгадал», раскрыл. Иными словами, фикрайтер подсознательно рассматривает истинный пейринг как скрытое послание, тайный замысел автора оригинального текста. По их мнению, на самом деле создатель канона хотел рассказать историю, в которой данные два персонажа будут вместе, но определённым причинам не мог себе позволить сделать это. Автор прецедентного текста зависит от этики и морали современного общества и не может открыто писать о вещах, вызывающих неоднозначную реакцию у читателя/зрителя. Это проявление определенных культурных запретов. Поэтому создатель первоосновы спрятал истинную пару и обозначил её для посвященных намеками и недоговоренностями, или же вовсе проигнорировал возможность этих отношений, чтобы внимательный читатель раскрыл невозможное1.
Так, например, в фандоме «Шерлок» фанаты охотно используют предлагаемые первоосновой намеки на романтические отношения между Шерлоком и Джоном. Несмотря на то, что герои постоянно настаивают на своей гетеросексуальности, а Джон в 4 сезоне сериала женится, фанаты «раскрывают истинный замысел». Объем текстов о гомосексуальных отношениях Шерлока и Джона составляет 546 фанфиков, (42,9% от всего объема текстов сообщества) и их популярность в сообществе сделали этот пейринг «истинным».
В фандоме «Мерлин» фанаты также активно интерпретируют сюжетные намеки и создают истинный пей-ринг Артур / Мерлин. Поводом к этому в сериале могли послужить слова Гаюса или дракона о том, что Мерлину предначертано судьбой быть с Артуром. В оригинальном сериале, разумеется, не было намека на романтические отношения между героями, но такая формулировка интерпретировалась фанатами в свойственной фан-фикшн манере. Как в сообществе «Шерлок», частот-
1 Например, в фандоме «Гарри Поттер» нет никаких на-
меков на романтические отношения между Гермионой и Северусом Снейпом, однако фанаты раскрывают этот тайный пейринг, и он становится истинным для многих членов сообщества.
ность этого пейринга составляет 609 текстов (33,9% от всего объема текстов сообщества), что позволяет отнести его к «истинным».
Фандом «Сверхъестественное», самое богатое текстами сообщество, имеет не один истинный пейринг. Самой популярной и частотной (1117 фанфиков, 25% от всего объема текстов сообщества) у фанатов этого сериала является пара Дин / Кас. Вторым по частотности является пейринг Дин / Сэм (398 текстов, 8,9%). Тесная эмоциональная связь в сериале между Дином Винчестером и ангелом Кастиэлем, старшим братом и младшим послужила толчком для развития этой темы в фанатских текстах. При этом никаких явных или даже неявных намеков на любовные отношения между героями в оригинальном сериале не было.
Каждый член сообщества уже имеет в собственном представлении определенный сценарий развития событий с участием двух конкретных персонажей. Об этом свидетельствуют рубрики (хэштеги) «Imagine your OTP» и «Idea OTP» в сообществе «Законы фанфиков», где фанаты предлагают краткие зарисовки ситуаций, в которые можно свободно подставлять персонажей любого «истинного пейринга».
«Я приверженец пар, где Персона А ранен, а Персона В выручает его. Но, если присмотреться, то мы видим, что Персона В так же имеет повреждения, но менее заметное или другое, и Персона А уже является спасением Персоны В. #imagineyourotp #фанфики #ideaOTP» («Законы фанфиков», https://vk.com/zakonff, 14 марта 2019 года).
«Представь свой отп как молодого преподавателя (А) и «плохого» студента (Б). Б нарочно часто совершает безумные поступки, чтобы попасть в кабинет А и слушать, как тот мягко отчитывает его. Бонус: на самом деле А и Б встречаются и А очень своеобразно наказывает Б за его выходки дома #imagineyourotp #ide aotp #otpidea #otp» («Законы фанфиков», https://vk.com/ zakonff, 12 марта 2019 года).
Предлагаемые фанатами ситуации подчас иллюстрируют устойчивые культурные сценарии, которые со временем трансформируются в типичные сюжеты фанфиков («Золушка», «Барышня и хулиган», «Путешествие», «Учитель-ученик» и т.д.) [2]. Культурные сценарии складываются под влиянием массовой культуры и отвечают запросам сообщества, одновременно с этим оказывают влияние на фикрайтеров. Темы сценариев меняются от эпохи к эпохе. Некоторые культурные сценарии возникли давно («Золушка», «Барышня и хулиган», «Учитель и ученица»), другие появились совсем недавно («Личность и виртуальная реальность»). Универсальность и частота воспроизведения культурных сценариев в текстах фанфикшн привели к возникновению типичных сюжетов и способствовали свободному включению в них любых персонажей различных прецедентных текстов.
В восприятии фанатов отношения между персонажами, составляющими истинную пару, более логичны и мотивированы, чем между героями канона. Самым
главным фактором, объясняющим отношения внутри «истинного пейринга», становится невозможность существования одного персонажа без другого, тяжелые душевные переживания во время разлуки. Джон страдает после мнимой смерти Шерлока; Дин испытывает глубокие душевные переживания, когда исчезает Кас; Мерлин всегда волнуется за судьбу Артура, когда будущий король отправляется в опасное путешествие без волшебника.
«Джон опять вспомнил тот разговор на крыше, те слова, что сказал Шерлок. К горлу поступил комок, на глазах выступили слезы, так больше не могло продолжаться, доктор был в отчаянии» («Пострейхенбах», автор Морт Рейни).
«Странно, но всё будто вернулось назад по спирали. В те времена, когда были только он, Сэм, Бобби и монстры. Никаких ангелов, никаких апокалипсисов — всё как прежде.
О том, что в его жизни когда-то был Кас, Дину напоминали только левиафаны и воспоминания. Но Дин уже мало доверял своей памяти и не удивился бы, если б узнал, что пафосный ангел ему только приснился» («Жди меня, и я вернусь...» автор Осгга).
«Для Мерлина просто нет другого пути - за Артуром, ради Артура, для Артура. Кто важнее всех для Мерлина? Конечно же Артур» («То, что важнее всего» автор: бсуп_:гш)
Сами герои в фанфиках противопоставлены друг другу по характеру и поведению: один персонаж доминирует, другой оказывается ведомым. Однако это не свидетельствует о противоречивости текстов, а скорее подтверждает мысль о том, что противоположности притягиваются, тем самым создавая идеальную пару и совершенные отношения. Иными словами, фаннфики с «истинным пейрингом» описывают, как правило, антитетические отношения. «Шерлок/Мерлин/Дин являются ведущими, доминирующими образами с рядом странностей в поведении и образе мышления, в то время как Джон/Артур/Кас выступают как персонажи, ведомые теми, на кого направлено внимание первой группы» [4].
Персонажи, которые составляют ОТР, в рамках исследуемых фандомов приобретают универсальные черты идеального мужчины. Герои похожи внешне: «привлекательные мужчины, высокие, темноволосые, спортивного телосложения» [4]. Наблюдается сходство персонажей фанфиков разных фандомов в речи, поступках и характере.
В паре Шерлок / Джон Холмс - эксцентричный скептик со специфическим чувством юмора и в то же время отстраненный социопат; Джон - надежный, верный, добродушный, небездарный напарник, вынужденный терпеть шутки со стороны гениального друга.
В паре Артур / Мерлин заглавный герой сериала -человек ироничный, общительный, сострадательный и справедливый, однако он вынужден хранить тайну, что делает его скрытным и подозрительным. Принц, а затем король Артур высокомерен, иногда груб, но при этом он остается храбрым и добросердечным человеком, пре-
10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)
данным своему отцу и королевству.
В паре Дин / Сэм старший брат ироничен, прямолинеен, несдержан на язык и поступки, в ситуации борьбы с нечистью оказывается более сведущ, чем младший Винчестер. Для него семья - сверхценность. Сэм показан человеком, ценящим «нормальную жизнь», его меньше, чем брата, притягивают поиски приключений, он более спокоен и уравновешен, чтит закон, но ради Дина пойдет на все.
Истинный пейринг - неотъемлемая часть фанатской культуры и фанфиков. Можно отметить, что прослеживается определенная закономерность возникновения текстов с ОТР в разных сообществах. Представление об «истинном пейринге» базируется на читательских ожиданиях и культурных сценариях современности, что
способствует его популярности, частотности и универсальности в фандомах. Фанатская культура вкладывает иной смысл в понятие «истинность», который не соответствует общепринятым критериям истины в науке. Фанфики с ОТР создаются в связи с нарушением культурного запрета, в основе истинного пейринга лежат персонажи, противоположные друг другу и не являющиеся парой в каноне. При этом романтические отношения персонажей ОТР является более интересными, с точки зрения фанатов, чем каноничные отношения главных героев. С точки зрения фанатов, фанфики с «истинным пейрингом» раскрывают тайный замысел автора и являются воплощением представлений сообщества об идеальной паре и совершенных отношениях.
Библиографический список
1. Hellekson K., Busse K. Work in Progress // Fan fiction and fan communities in the age of the Internet, ed. Busse K. and Hellekson K. McFarland - Jefferson, NC. 2006. Pp.5-32.
2. Белякова О., Жиляева А., Залогина Ю., Конюченко А., Лазарева А., Тимчук С. «Типичный фанфег»: опыт исследования частотных сюжетных линий фанфикшн (на материале фандомов «Шерлок», «Сумерки», «Дневники вампира») // Фольклорный текст в современном культурном контексте: традиция и ее переосмысление. Сборник статей по материалам международной научной конференции. Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2016. с. 154-161
3. Касавин И.Т., Можейко М.А., Кемеров В.Е. Истина. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2019 (последняя редакция: 30.03.2019).
4. Федорчук М.А. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Орел, 2017. 252 с.
5. Книга Фанфиков. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL:http://ficbook.net/ (посещена 1.04.2019).
6. Законы фанфиков. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://vk.com/zakonff (посещена 1.04.2019)
References
1. Hellekson K., Busse K. Work in Progress // Fan fiction and fan communities in the age of the Internet, ed. Busse K. and Hellekson K. McFarland - Jefferson, NC. 2006. Pp.5-32.
2. Belyakov O., Zhilyaeva A., Zalogina Y., Konichenko A., Lazarev A. TimchukS. «Typical fanfic»: a study of the frequency of fanfiction's storylines (based on the fandoms «Sherlock», «Twilight», «The vampire Diaries») // Folklore text in the contemporary cultural context: tradition and reinvention. Collection of articles on the materials of the international scientific conference. Orel: I. S. Turgenev Orel State University, 2016. p. 154-161
3. KasavinI. T., MozheikoM. A., Kemerov V. E. Truth. / Humanitarian encyclopedia: Concepts [Electronic resource] // Center for humanitarian technologies, 2002-2019 (last edition: 30.03.2019).
4. Fedorchuk M. A. The specificity of the text generation is emphasized in fanfiction (on the material of russian-speaking fandoms) : dis. ... cand. philol. sciences: 10.01.01. - Eagle, 2017. - 252 p.
5. Ficbook. - [Electronic resource.]- Access mode: URL: http: // ficbook.net / (visited 1.04.2019).
6. The ruels of fanfics. - [Electronic resource.]- Access mode: URL: https://vk.com/zakonff (visited 1.04.2019).