Научная статья на тему 'Мэри Сью как отражение читательских представлении о красоте в фанфикшн (на материале фандомов "Шерлок", "Мерлин" и "Сверхъестественное")'

Мэри Сью как отражение читательских представлении о красоте в фанфикшн (на материале фандомов "Шерлок", "Мерлин" и "Сверхъестественное") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
417
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНФИКШН / ФАНФИК / ФАНДОМ / МЭРИ СЬЮ / ДЕВИЧИЙ РУКОПИСНЫЙ РАССКАЗ / FANFICTION / FANFICS / FANDOM / MARY SUE / MAIDEN HANDWRITTEN STORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федорчук М.А.

В статье рассматривает типичный образ Мэри Сью в фанфиках трех сообществ («Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное»). Выявляется связь Мэри Сью с традиционным женским образом девичьего рукописного рассказа. Особое внимание уделяется выявлению композиционных особенностей образа, который становится сюжетообразующим в фанфиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARY SUE AS A REFLECTION OF READERS'' NOTIONS OF BEAUTY IN FANFICS (BASED ON THE FANDOMS "SHERLOCK", "MERLIN" AND "SUPERNATURAL")

The article examines the typical image of Mary Sue in fanfics of communities («Sherlock»,»Merlin»and»Supernat ural»). Mary Sue’s connection with the traditional feminine image of the maiden handwritten story is revealed. Special attention is paid to the identification of compositional features of the image, which becomes the plot in fanfiction.

Текст научной работы на тему «Мэри Сью как отражение читательских представлении о красоте в фанфикшн (на материале фандомов "Шерлок", "Мерлин" и "Сверхъестественное")»

УДК 82-995 ФЕДОРЧУК М.А.

специалист по УМР, магистр 1 курса, кафедра истории русской литературы XI-XIX вв., Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: mari-korobok2009@yandex.ru

UDC 82-995 FEDORCHUK M.A.

Specilist in educational and methodical work, MSC 1 course Department of history of Russian literature of XI-XIX centuries, Orel State University E-mail: mari-korobok2009@yandex.ru

МЭРИ СЬЮ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КРАСОТЕ В ФАНФИКШН (НА МАТЕРИАЛЕ ФАНДОМОВ «ШЕРЛОК», «МЕРЛИН» И «СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ»)

MARY SUE AS A REFLECTION OF READERS' NOTIONS OF BEAUTY IN FANFICS (BASED ON THE FANDOMS

«SHERLOCK», «MERLIN» AND «SUPERNATURAL»)

В статье рассматривает типичный образ Мэри Сью в фанфиках трех сообществ («Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное»). Выявляется связь Мэри Сью с традиционным женским образом девичьего рукописного рассказа. Особое внимание уделяется выявлению композиционных особенностей образа, который становится сюжетообразующим в фанфиках.

Ключевые слова: фанфикшн, фанфик, фандом, Мэри Сью, девичий рукописный рассказ.

The article examines the typical image of Mary Sue in fanfics of communities («Sherlock»,»Merlin»and»Supernat ural»). Mary Sue's connection with the traditional feminine image of the maiden handwritten story is revealed. Special attention is paid to the identification of compositional features of the image, which becomes the plot in fanfiction.

Keywords: fanfiction, fanfics, fandom, Mary Sue, maiden handwritten story.

В среде ученых и читателей уже давно сложилось устойчивое представление о фанфикшн как о творчестве девочек-подростков. В пользу этого говорит как шаблонность фанатских текстов, построенных по одним и тем же моделям, так типичность образов, которые зачастую приобретают идеализированные черты в фанфиках. Одним из таких типичных образов в произведениях фанатов является Мэри Сью.

Мэри Сью (или ее мужской вариант Марти Стью) представляют собой идеализированное воплощение самого автора в тексте; это то, какой/каким хочет видеть себя фикрайтер. Для многих авторов подобное самовведения является одним из популярных способов сделать свой текст оригинальнее. По мнению К. А. Прасоловой, «Мэри Сью» как способ достижения оригинальности фанфика представляет собой «образ, сочетающий оба стремления» «быть с героем» и «быть героем» [5]. В первом случае автор вписывает себя как ценного помощника/ возлюбленного главного героя фанфика, но при этом равноправного персонажа (повествование ведется от третьего лица), во втором - сам становится главным действующим лицом, обретая навероятные способности. Во многом Мэри Сью похожа на героиню девичьего рукописного рассказа: она «отличается от всех девушек редкой, удивительной, «невиданной» (4с) красотой» [4], у нее особенное имя, сильный, волевой характер, она «часто обладает неукротимым нравом, ... упряма, горда» [4]

Если мы посмотрим на типичный образ Мэри Сью, складывающийся в фандомах вообще, то мы заметим

его сходство с образом героини девичьего рукописного рассказа. Н.В. Кургузова в работе «Специфика женского образа девичьего рукописного рассказа» говорит о самоидентификации юных читательниц с героиней девичьего рукописного рассказа, что «характерно для фольклорной лирики в целом» [4] и является одним из «важнейших законов жанра» [2]. Как и женский образ в девичьем рукописном рассказе, образ Мэри Сью в фанфиках «стереотипен, именно его шаблонность и позволяет функционировать идентификационным механизмам» [4].

Если в тексте появляется Мэри Сью, то все внимание автора сосредоточивается исключительно на этой героине: Мэри подчиняет себе все повествование, и даже размышления других героев полностью сходятся на фигуре Сью. «Можно предположить, что девичья субкультура знает только одного героя и одну героиню» [3]. Здесь проявляются «самые универсальные, узнаваемые стереотипы мужского и женского» [1], которые повторяются из текста в текст, из фандома в фандом.

В данной статье мы обратимся к анализу стереотипного образа Мэри Сью в фандомах «Шерлок», «Мерлин», «Сверхъестественное», которые оформились на крупномасштабном русскоязычном ресурсе «Книга фанфиков» (http://ficbook.net). Выбор фандомов обусловлен тем, что в основе каждого сообщества лежит сериальная продукция с похожими типами персонажей и особенностями построения их взаимоотношений [6].

Авторские самовведения в фандоме «Шерлок» встречаются в 16 текстах (-1,25% от общего числа тек-

© Федорчук М.А. © Fedorchuk M.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (79), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 79. 2018

стов), немного фиков маркированы «Мэри Сью» и в сообществе «Мерлин» - 15 фанфиков (-0,83%), и, наконец, в фандоме «Сверхъестественное» Мэри Сью появляется в 84 фантекстах (-1,89%). Количественное сходство текстов с Мэри Сью в фандомах «Шерлок» и «Мерлин» обусловлено, скорее всего, объемом текстового фонда в целом (1272 фанфика и 1793 текста соответственно) по сравнению с сообществом «Сверхъестественного» (4446 фанфиков) [6].

Как и героиня в девичьем рукописном рассказе, в фанфиках Мэри Сью (Машка, Марисья) - это чаще всего девушка подросткового возраста, обладающая всем спектром возможных талантов: она невероятно умна, ангельски красива (блондинка с голубыми глазами или же брюнетка с зелеными, которые могут менять цвет в зависимости от настроения Сью, и фигурой модели); владеет редкими видами единоборств, в которых достигла совершенства, и без нее героям ни за что не справиться с чем бы то ни было.

«Из коридора послышались лёгкие шаги, и в зал вошла юная девушка. Кудрявые волосы цвета горького шоколада спадали чуть ниже поясницы, молочно-белая кожа, густые ресницы, каре-зеленые глаза, алые губы... У принцессы походка очень легкая, невесомая. Словно лодочка по воде плыла. Но при этом она уверенно двигалась вперед<...> Сулу перевела свой взгляд на Артура, который дернулся от столь уверенного взора. Принцесса Сулу была обворожительна. Её черты лица были мягкими, не в пример артуровым. Необычная причёска подчёркивала форму лица, делая её более совершенной. И двигалась принцесса... как прекрасная нимфа. <. > ни с чем земным Сулу никак не отождествлялась. И теперь мысль о свадьбе не вызывала у Артура того зудящего раздражения, как раньше! Теперь эта мысль была... Притягательна. Нужно благодарить судьбу, за то, что в невесты ему прочат такую красавицу» («Мерлин-новая история» Автор: Бзихико-Бата/

Часто именно вокруг Мэри Сью разворачиваются основные любовные конфликты и треугольники, но выбрать кого-то для Мэри практически невозможно (если сама Бзихико-8аша не смогла определиться, кто ей больше нравится, то как же может выбрать героиня?). Именно способность Мэри Сью «закукливать вокруг себя все действие, а нередко и хронотоп» [5] К. А. Прасолова считает принципиальной характеристикой этого персонажа, в то время как формальные и описательные критерии оказываются не столь объективны (любой персонаж может стать красивым, невероятно умным и изобретательным под пером фикрайтера).

Другой отличительной характеристикой Мэри, не связанной с внешностью и талантами, является ее биографическая связь с автором (у Мэри Сью и фикрай-тера сходные биографии). Мэри является выразителем мыслей, чувств и идей автора фанфика, реализацией его фантазий [5].

Исследователи и фанаты отмечают еще одну интересную особенность Мэри Сью - ее имя. Чаще всего,

это невероятно длинные, сложные для произношения конструкции, построенные по кумулятивному принципу, но при этом предлагается сокращенный вариант имени (в фандоме «Сверхъестественное» имени «Оливия» предложен краткий аналог «Ливи»); или же просто несочетающиеся имя и фамилия («Марго Лентова»). Особенности имянаречения Мэри Сью отсылают нас к традиции девичьего рукописного рассказа, где «выбор имени главной героини может быть связан с популярными именами поколения» [4].

Традиция использовать в текстах Мэри Сью, обладающую «особой красотой, знаковым прозвищем, статусом, дающим право на властное и независимое поведение» [4], отсылает нас не только к девичьему рукописному рассказу, но и глубже - к жанровому канону волшебной сказки, «который предполагает «выделен-ность» героини из ряда других девушек» [4]. Красавица всегда оказывается в центре сюжета.

Несмотря на общие представления авторов о женской красоте, фанаты негативно относятся к грубому введению Мэри Сью в ткань повествования, поскольку этот образ резко нарушает не только канон, но и фанон. Отсутствие какой-либо связи с каноном и грамотного обоснования для введения такого персонажа делают использование Мэри Сью прерогативой неопытных авторов («йунных аффтаров», ЙА). Доказательством негативного отношения к Мэри Сью могут служить юмористические заметки на тему «Мэри Сью в фандо-ме». К примеру, в сообществе «Мерлин» даются следующие характеристики Мэри Сью:

«1. Она выросла в далёооооких ...кхм, землях от Камелота.

2. Её воспитывали друиды.

3. Она - сильнейший маг-эльф-повелитель драконов неведомая херомантия.

4. Её сила столь же велика, как и её бюст.

5. И любовь к филосовским размышлениям.

6. Она столь же чиста и правильна, как Супермен(!!!)

7. В юбке.

8. Или в брюках.

9. И в том, и в том она выглядит великолепно!

10. Ей зачем-то понадобилось в Камелот.

11. За ней ухлестывает половина мужского населения Камелота.

12. В неё влюблен принц Артур!( ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!)

13. Она - потерянная сестра/близнец/подруга/ любовь-всей-жизни Мерлина! <.>

22. Да ОнА - СаМ ХоСпОдЬ БоГ!!!

23. Именно она способна выполнить пророчество!

26. Она погибает во имя великой цели!( послышался облегченный вздох)

27. Но нет, мои юные зрители, она воскреснет!

28. Камелот спасен!

29. Она победила всех врагов изящным движением брови!

30. Скоро их с Артуром свадьба.

31. И Утер вытирает глаза кружевным платоч-

ком(!!!) <...>

35. И усе щастливы!!1!!1

RS Вот такие пирожки, ребята». (Кассандра_ Муто «Великая Мери Сью... В 'Мерлине'!»).

Приведенная цитата из фанфика Кассандры_Муто подтверждает мысль о шаблонности образа Мэри, а также четко отражает негативное отношение к персонажу Сью в фандоме.

«Образ главной героини приобретает черты шаблонности, что способствует созданию эффекта достоверности и самоидентификации с героиней. В ряде ключевых параметров образ героини соответствует традиционному фольклорному портрету светоносной красавицы и традиционному этническому представлению о красоте, но также включает в себя и характерные приметы времени, выходящие за рамки фольклорного канона. Образ красавицы в девичьем рукописном рассказе [прим. - и фан-фикшн] становится сюжетообразующим» [4]. Создается типичная композиция фанфиков с Мэри Сью:

1. Появление Мэри Сью издалека в городе/стране/ дома персонажей канона. Представление.

2. Короткий рассказ о воспитании, родителях. Чаще всего родители нужны только для того, чтобы Мэри появилась на свет, все остальное действие проис-

ходит без их участия (они либо погибают в катастрофе, либо Мэри уезжает от них).

3. Проявление уникальных способностей Сью (самых невероятных и необходимых для победы над врагом);

4. Влюбленность одного из героев в Мэри. Авторы сознательно подчеркивают незначительность возлюбленного Мэри Сью по сравнению с самой героиней;

5. Разрешение длительного конфликта с помощью Мэри Сью. При этом Мэри либо выкладывается по полной, истощает себя и, фактически, приносит себя в жертву, либо легко побеждает врага, с которым долгое время не могли справиться другие герои;

1. Если врага не удается победить легко, то Мэри умирает, но потом возрождается еще более сильной и прекрасной.

2. Свадьба с выбранным Мэри героем или же Мэри «уходит в закат», чтобы не разрушать крепкую дружбу героев.

Несмотря на то что Мэри Сью во многом является идеализированным воплощением самого автора в тексте, фанфики с таким предупреждением оказываются малопопулярными и возникают не с момента формирования фандомов, а с 2012 года. Это говорит об изначальном желании фикрайтеров следовать канону, а не создавать персонажей, нарушающих его атмосферу.

Библиографический список

3. Бочарова О. Формула женского счастья // Новое литературное обозрение. 1996. №22. С. 363-380.

4. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1996. №22. С. 303-331.

5. Жаворонок С.И. Девичьи рукописные любовные рассказы. Предисловие // Русский школьный фольклор. От вызываний Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф.Белоусов. М. 1998. С. 185-194.

6. Кургузова Н.В. Специфика женского образа девичьего рукописного рассказа // Фольклор XXI века: Герои нашего времени: сборник статей. М. 2013. С. 108-123.

7. Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX-начала XXI века (творчество поклонников Дж.К.Ролинг): Дис. канд. филол. наук. М. 2008. 258 с.

8. ФедорчукМ.А. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Орел, 2017. 252 с.

9. Книга Фанфиков. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL:http://ficbook.net/ (посещена 1.04.2015).

References

1. Bocharova O. Formula of female happiness // New literary review. 1996. No. 22. Pp. 363-380.

2. Weinstein O. Pink novel as a machine of desires // New literary review. 1996. No. 22. Pp. 303-331.

3. Zhavoronok S.I. Maiden handwritten love stories. Preface // Russian school folklore. From summoning the Queen of Spades to family stories / Comp. A. F. Belousov. M. 1998. Pp. 185-194.

4. KurguzovaN.B. Specificity of the female image of the maiden handwritten story // Folklore of the XXI century: Heroes of our time: collection of articles. M. 2013. Pp. 108-123.

5. PrasolovaA. K. Fanfics: a literary phenomenon of the late XX-early XXI century (the work of fans of John.K. Rolling): Dis. kand. Philol. sciences'. M. 2008. 258 p.

6. FedorchukM.A. The specificity of the text generation is emphasized in fanfics (on the material of russian-speaking fandoms) : dis. ... cand. philol. Sciences: 10.01.01. Orel, 2017. 252 p.

7. Ficbook. - [Electronic resource.]- Access mode: URL: http: // ficbook.net / (visited 1.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.