Научная статья на тему 'Жанр в фанфикшн: закономерности использования (на материале фандомов "Шерлок", "Мерлин", "Сверхъестественное")'

Жанр в фанфикшн: закономерности использования (на материале фандомов "Шерлок", "Мерлин", "Сверхъестественное") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1321
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНФИКШН / ФАНДОМ / ЖАНР / СЛЭШ / РОМАНТИКА / АНГСТ / FANFI CTION / FANDOM / GENRE / SLASH / ROMANCE / ANGST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коробко М.А.

В статье исследуются закономерности использования жанровой системы в фанфикшн, где наиболее частотными оказываются жанры «слэш», «романтика» и «ангст». Отмечается близость в понимании жанра фанфикшн и фольклорного жанра. Особое внимание уделяется сложностям в определении термина «жанра» в фанфикшн, а также объема понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE IN FANFICTION: THE PATTERNS OF USAGE (BASED ON FANDOMS "SHERLOCK","MERLIN", "SUPERNATURAL")

This article examines patterns of genres' system usage in fanfi ction, where the most popular genres are «slash», «romance» and «angst». It is worth mentionimg that the understanding of fanfi ction as a genre is quite close to that of the folk genre. Special attention is paid to the diffi culties in defi ning the term «genre» in the fanfi ction as well as the concept.

Текст научной работы на тему «Жанр в фанфикшн: закономерности использования (на материале фандомов "Шерлок", "Мерлин", "Сверхъестественное")»

УДК 39

М.А. КОРОБКО

аспирант, кафедра истории русской литературы XI-XIX веков, Орловский государственный университет E-mail: mari-korobok2009@yandex.ru

UDC 39 M.A. KOROBKO

Graduated student, Department of history of Russian literature of the XI-XIX centuries, Orel State University E-mail: mari-korobok2009@yandex.ru

ЖАНР В ФАНФИКШН: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФАНДОМОВ «ШЕРЛОК», «МЕРЛИН», «СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ»)

GENRE IN FANFICTION: THE PATTERNS OF USAGE (BASED ON FANDOMS «SHERLOCK»,

«MERLIN», «SUPERNATURAL»)

В статье исследуются закономерности использования жанровой системы в фанфикшн, где наиболее частотными оказываются жанры «слэш», «романтика» и «ангст». Отмечается близость в понимании жанра фанфикшн и фольклорного жанра. Особое внимание уделяется сложностям в определении термина «жанра» в фанфикшн, а также объема понятия.

Ключевые слова: фанфикшн, фандом, жанр, слэш, романтика, ангст.

This article examines patterns of genres' system usage in fanfiction, where the most popular genres are «slash», «romance» and «angst». It is worth mentionimg that the understanding of fanfiction as a genre is quite close to that of the folk genre. Special attention is paid to the difficulties in defining the term «genre» in the fanfiction as well as the concept.

Keywords: fanfiction, fandom, genre, slash, romance, angst.

Проблема жанрового определения в фанфикшн представляется наиболее сложной для анализа, поскольку в науке и в самой культуре фанатства не сложилось точного определения «жанра». Из большого количества «жанров» фанфикшн исследователей в подавляющем большинстве интересует «слэш» как проблема тендерного самоопределения авторов фанфиков: этому аспекту посвящены многие зарубежные работы [8; 9; 10], заложенным традициям следуют и отечественные научные исследования [2; 4; 6]. Однако следует обратить внимание на комплексный анализ жанровой системы фандомов, что поможет выявить закономерности развития сообществ в аспекте выбора фикрайтерами «жанра» фанфика.

В качестве материала исследования были выбраны три фандома («Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное»), которые оформились на крупном русскоязычном ресурсе фанфикшн - сайте http://ficbook.net/. Выбор фандомов обусловлен тем, что каждый из них основан на сериальной продукции с похожими типами персонажей и особенностями построения их взаимоотношений.

Для исследования создана электронная база фанфиков: общее количество текстов в фандоме «Шерлок» составило 1272 текста, в «Мерлине» - 1793 фанфика, «Сверхъестественное» - 2682 текстов. Наблюдение за развитием сообществ проводилось с момента появления первого текста до 27.08.2013 года (2010-2013).

Сайт http://ficbook.net/ предлагает для авторов и читателей 35 «жанров», которые являются универсальными для всех сообществ, находящихся на фикбуке. Вместе с рейтингом и пейрингом жанр является одной из обязательных категорий фанфикшн.

Наибольшую трудность, как уже было сказано, представляет само определение понятия «жанр» применительно к фанфикшн. Дело в том, что опираться на литературоведческое понимание этого термина полностью мы не можем. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (2001) «жанр литературный» трактуется как «тип словесно-художественного произведения, а именно: 1) реально существующая <.. .> разновидность произведений (эпопея, роман, повесть, новелла в эпике; комедия, трагедия и др. в области драмы; ода, элегия, баллада и пр. - в лирике); 2) 'идеальный' тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта» [7]. Однако в фандомах под понятие «жанр» попадает не только тип произведения. Можно выделить следующие понимания «жанра» в сообществах вообще:

1. Жанр = тип произведения. В этом случае фан-фики четко разделяются на три основных «жанра» фанфикшн: гет, джен и слэш. Подобное распределение во многом связано с возрастными ограничениями. Так, джен (general) - жанр, не описывающий романтических отношений и допускающий прочтение для всех возрастных групп (в идеале соотносится с рейтингом G); гет (het, heterosexual) - связан с описаниями гетеросексуальных отношений (должен соотноситься с рейтингом PG-13); слэш (slash) - жанр, связанный с описаниями гомосексуальных отношений между героями фанфика (должен соотносится с рейтингами R и NC-17). Однако нами уже было замечено, что слэш активно существует совместно с общедоступным рейтингом, поэтому при-

© М.А. Коробко © M.A. Korobko

веденное распределение не может претендовать на универсальность (См. Коробко М.А. «Рейтинг в фанфикшн: закономерности использования», Москва, 2015).

2. Жанр = модель построения текста. В этой категории рассматриваются такие «жанры», как AU, POV, songfic, ER и многие другие. Основное их отличие в том, что эти жанры задают исключительно структуру и вопросов содержания практически не касаются. Из 35 жанров, которые выделяет сайт, в данной категории представлено 18 (подавляющее большинство).

3. Жанр = настроение фанфика. Такие «жанры» фанфикшн, как флафф, hurt/comfort, повседневность, ангст и др., задают эмоциональный фон текста, но никак не влияют на структуру и содержание фанфика. Отмечено 8 «жанров» из 35.

4. Жанр = собственно жанр произведения. Здесь отмечаются такие «жанры», которые напрямую связаны с литературными: романтика (= роман), драма, фэнтези, фантастика, детектив, ужасы.

Мы можем заметить, что наиболее значимо для фикрайтеров (а точнее для культуры фанатства) задать модель построения будущего фанфика. Постоянное использование одних и тех же моделей, предлагаемых сайтом, порождает множество вариантов, основанных на одном оригинальном произведении. Возможность использовать в одном тексте сразу несколько «жанров» в разы увеличивает количество вариантов фанфиков.

Использование типичных моделей при создании фанфика свидетельствует о сходстве понятия «жанр» в фанфикшн и фольклоре. Так, В.Я. Пропп понимает фольклорный жанр как «совокупность произведений, объединенных общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения<...> Специфика жанра состоит в том, какая действительность в нем отражена, какими средствами эта действительность изображена, какова ее оценка, каково отношение к ней и как это отношение выражено» [5]. В.П. Аникин называет жанром «тип образно-поэтической структуры, который <.> приобретает вневременные черты» [1].

Каждому фольклорному жанру свойственна «общая идейная сущность» [3], связанная с изображением жизни народа, отражением его психологии, идеалов, воззрений. Единой задачей фольклорного жанра является всестороннее отображение действительности. Общие идеи и задача приводят к сходству тем, сюжетов и героев, что в свою очередь сказывается на принципах и средствах изображения: для фольклорных жанров характерна простота, краткость, сюжетность и т.д., - а также на особенностях композиции произведения.

«Общая идейная сущность» прослеживается и в жанрах фанфикшн. Во многих фанатских текстах, основой для которых служит исторический или же фэнте-зийный канон, мы наблюдаем использование реалий современной действительности. Например, у Мерлина могут оказаться джинсы, а покушение на Артура, по словам Гаюса, было профессионально «срежиссировано». Подобные явления говорят о стремлении отразить в тексте действительность, близкую автору и читателю.

Типичность образов, сюжетов и поэтики прослеживается и в фанфикшн, о чем свидетельствует паблик «Шыдевры Фикбука» (http://vk.com/bredovii_fanfiki), где под тегом #типичный_фанфег выкладываются скриншоты фанфиков, описывающих стандартные и уже надоевшие читателям истории, героями которых чаще всего выступают Мэри Сью или ОЖП. «Типичные фанфеги», как правило, представляют собой краткую безграмотную зарисовку, в которой акцент делается на действие, нежели на отражение чувств и душевного состояния персонажа; герои не раскрываются, а типично описываются «йуными аффтарами». Например, типичный сюжет с Мэри Сью в «Шерлоке» может начинаться примерно так:

«Наверное, стоит представиться. Меня зовут Полина Мориарти, а моего брата Джим Мориарти. Раньше мы жили вместе в Лондоне, а потом я уехала к тете в Санкт-Петербург с целью получения высшего образования. И вот, после долгого обучения, я снова приехала на Родину. Лондон совсем не изменился с тех пор» (Фанфик: «Второй-в-мире консультирующий детектив» Автор: Pouline).

Участники сообщества сами высмеивают подобную стандартность, о чем говорит ироничное название тега. Фанаты даже могут предполагать, чем же закончится «типичный фанфег», и даже угадывать концовку. Все это свидетельствует о том, что фанфикшн в целом свойственны типичные образы, сюжеты и особенности построения текста. В этом проявляется сходство фанфиков с текстами фольклора.

Сходство с жанром в фольклоре мы наблюдаем также и в стремлении к взаимодействию: в рамках одного фанфика могут сочетаться сразу несколько жанров, и это нормально для текста фанфикшн. Кроме того, «жанр» в фанфикшн, как и в фольклоре, генетически связан с другим, существовавшим ранее (не обязательно в фанфикшн). Так, к примеру, излюбленный авторами «слэш» берет свое начало в японской традиции, связанной с мангой в стиле «яой» - «жанр манги и ани-ме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами. Целевой аудиторией яоя и авторами яойной манги являются девушки и женщины, как правило, гетеросексуальные» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Яой].

Расплывчатые границы понятия «жанр» приводят к тому, что у пользователей возникает понимание фанфикшн как жанра литературного произведения, а не самостоятельного явления. Трудность в определении и понимании «жанра» в фанфикшн может быть связана со следующими моментами:

1. Неоднозначность характеристики конкретных жанров. В фанфикшн существуют такие жанры, которые по сути обозначают одну и ту же схему или же настроение (различия между ними несущественны). Сравним: angst - сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события [https://ficbook.net/genres/angst]. Darkfic - фанфик с мрачным содержанием. Среди тем таких фанфиков -

физическое и сексуальное насилие, нанесение увечий, самоубийство и т.д. [https://ficbook.net/genres/darkfic];

2. Избыточность. Жанров на ресурсе довольно много, и начинающий автор (иногда и опытный фикрай-тер) теряется в изобилии жанровой системы, поэтому тексты подчас маркируются не теми жанрами, которыми должны;

3. Совпадение с предупреждением. На ресурсе https://ficbook.net помимо категории «жанр», присутствует и категория «предупреждение». Зачастую некоторые предупреждения принимаются авторами за жанр (ОЖП, Мэри Сью и др.).

Но несмотря на отсутствие четких границ понятия, все члены сообщества легко используют принятую в фандоме терминологию, неправильного толкования того или иного «жанра» в фанфикшн вообще и в сообществах в частности быть не может.

Для дальнейшей работы мы будем понимать «жанр в фанфикшн» как типичную модель построения фанатских текстов, отражающую общие черты для группы конкретных произведений: основные, с точки зрения фикрайтера, события в фанфике, мотивы и сюжетные элементы, а также определенный эмоциональный настрой.

Из 35 «жанров», предлагаемых сайтом http://ficbook. net/, в исследуемых сообществах наиболее активно используется «слэш» (-50% от общего числа текстов в каждом конкретном фандоме), что может свидетельствовать об отходе от жанровой системы канонических сериалов.

Сравним:

- сериал «Мерлин», жанры «фэнтези, драма, приключения, семейный» - в фандоме «Мерлин» 903 фанфика-слэш;

- сериал «Шерлок», жанры «триллер, драма, криминал, детектив» - в фандоме 597 фанфиков-слэш;

- сериал «Сверхъестественное», жанры «ужасы, фэнтези, триллер, драма, детектив» - в сообществе 1290 текстов жанра слэш.

Такую привязанность к слэшу К.А. Прасолова, Линор Горалик, К. Хэлликсон и многие другие исследователи объясняют гендерным фактором: «девять десятых авторов фанфика - женщины» [2]. Слэш рассматривается как чисто женская практика: с одной стороны, протест-ная (попытка вписать себя в текст как равноправного партнера), с другой - как жанровая модификация эротики (женские фантазии, облаченные в более или менее литературную форму) [4]. Возможно, следует несколько расширить такое понимание слэша, поскольку эротические фантазии и протест слабо объясняют стремление девочек от 12 до 16 лет писать слэш. Вероятно, здесь прослеживается момент «запрета»: гомосексуализм в России не принято позиционировать и популяризировать, это, своего рода, «запретный плод», и поэтому условно табуирован-ный слэш вызывает такой интерес.

Другими популярными «жанрами» в исследуемых сообществах являются «романтика» - «фанфик о нежных и романтических отношениях, как правило,

имеет счастливый конец» (https://ficbook.net/genres/ romance), и «ангст» - «это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события» (https://ficbook.net/genres/ angst). Представим в таблице количество текстов этих «жанров» в фандомах:

Таблица 1.

Объем текстов с жанрами «романтика» и «ангст» в фандомах «Шерлок», «Мерлин» и « Сверхъестественное»

^"^-^.фандом Жанр^"^-^ «Шерлок» «Мерлин» «Сверхъестественное»

«Романтика» 356 текстов 596 текстов 726 текстов

«Ангст» 356 текстов 567 текстов 756 текстов

Популярность романтической линии объясняется стремлением фикрайтеров создать для любимых героев идеальные взаимоотношения. При этом отношения совершенно необязательно между разнополыми героями, даже наоборот: жанр «романтика» часто сочетается со слэшем. В оригинальных сериалах «Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное» было мало интересных женских персонажей, с которыми главные герои могли бы построить отношения, и авторы фанфиков восполняют этот пробел в трех направлениях:

1. Описывают неканонические отношения между героем и существующим женским персонажем (Артур/ Моргана, Шерлок/Ирэн, Сэм/Руби).

2. Создают оригинальный женский персонаж (ОЖП) или вписывают себя в текст (Мери Сью).

3. Слэш. Если нет подходящих женских персонажей, авторы фанфиков ставят в отношении главных героев (Шерлок/Джон, Артур/Мерлин, Дин/Сэм).

Если популярность жанра «романтика» свидетельствует о некотором отходе от традиции канонических сериалов (ни один из сериалов не отмечен жанром романтики), то востребованность «ангста», наоборот, может говорить о сильном влиянии канона на фанон. В оригинальных телевизионных сериалах важное место отводилось эмоциональному напряжению, сильным переживаниям центральных персонажей. Авторы фан-фиков стараются сохранять стиль и атмосферу канонических сериалов, делать свои тексты узнаваемыми и популярными в сообществах. Так, мы можем выделить некоторые ведущие мотивы жанра «ангст» в каждом из исследуемых сообществ:

- «Шерлок» - сюжетная линия «Пострейхенбах» (-144 текста): великий детектив спрыгнул с крыши. Авторы фанфиков рассматривают события после падения Шерлока в нескольких вариантах: Шерлок выжил - Джон счастлив; Шерлок выжил - Джон негодует; Шерлок умер - Джон страдает.

- «Мерлин» - сюжетный ход «смерть героя» (-161 текст). Создатели сериала часто используют сюжетный ход, при котором кто-то из главных героев оказывается при смерти, а другой активно ищет возможности спасения. Авторы фанфиков часто используют подобную линию развития событий, иногда привнося в нее свое видение взаимоотношений главных персонажей.

- «Сверхъестественное» - мотив ада (-171 фан-фик). Гибель главных героев, страдания Дина в аду, постоянное ощущение близости смерти - все это держит в напряжении зрителей сериала и находит отражение в текстах фанфиков в сообществе. Именно серии, связанные с приключениями в аду, стали для фикрайтеров кульминационными и сильно повлияли на содержание фанфиков.

Отсутствие четкого определения жанра в фанфикшн приводит к тому, что «жанр» некоторых фанфиков не соответствует содержанию текста. Подобное явление мы можем наблюдать в трех ситуация:

1. Текст представляет собой статью о всех жанрах фандома («Мерлин: жанры и предупреждения» Автор: kate_senuta; «Шерлок в жанрах» Автор: The Sound of Drums; «Пирожки» Автор: Бубеня).

2. Текст принадлежит перу «йуных аффтаров». Неграмотные фикрайтеры подчас не могут правильно определить, о чем в их тексте идет речь, поэтому графа «жанр», как и другие, заполняются «ЙА-шками» ран-домно (иногда с опорой на их собственное представление о популярных жанрах в сообществе).

3. Во время написания текста «жанр» изменился, но отредактировать «шапку» фанфика фикрайтер забыл.

Возможность легко менять жанры в любой момент написания фанфика, сочетать в рамках одного текста сразу несколько «жанров» делает фанфики пластичными, склонными к вариативности.

Таким образом, мы можем отметить, что культура фанатов склонна понимать «жанр» как модель построения текста, а не как тип произведения (что наиболее близко к понятию «жанра фольклорного»). Широкое пространство интерпретации в тексте обеспечивается возможностью сочетать сразу несколько жанров в пределах одного фанфика, самыми популярными из которых в сообществах «Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное» являются жанры «слэш», «романтика» и «ангст». В последних двух отмечаются частотные сюжеты и мотивы, что говорит об определенной традиции, сложившейся в фандомах. Заявленные «жанры» не всегда совпадают с содержанием основного текста, что также говорит об отсутствии четких границ понятия «жанр» в среде фанатов.

Библиографический список

1. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996. С.96-111.

2. Горалик Л. Как размножаются Малфои: Жанр « фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый Мир. 2003, №12. С. 131-146.

3. КравцовН.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил.спец.ун-тов. 2-е изд., испр. и доп.. М.: Высш.шк., 1983. С. 26-28.

4. Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX-начала XXI века (творчество поклонников Дж.К.Ролинг). Дис. канд. филол. наук. М., 2008. С.258

5. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. С.36.

6. Самутина Н.В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта// Социологическое обозрение. 2013, Т. 12. №3. С. 137-195.

7. Тамарченко Н.Д. Жанр литературный // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России]; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. М.: Интелвак, 2001. Стб. 263

8. Hellekson K., Busse K. Work in Progress// Fan fiction and fan communities in the age of the Internet, ed. Busse K. and Hellekson K. McFarland - Jefferson, NC, 2006. Pp.5-32

9. Jenkins H. Textual poachers: Television fans and participatory culture. Routledge - New York, 1992b.352 p.

10. Shave R. Slash fandom on the Internet, or Is the carnival over? //Refractory No 6 2004. URL: http://www.refractory.unimelb.edu. au/journalissues/vol6/RShave.html (дата обращения: 28.09.2008)

References

1. Anikin V.P. Theory of folklore: a Course of lectures. M., 1996. Pp. 96-111.

2. GoralikL. How to multiply the Malfoys: the Genre of «fanfic»: the consumer of mass culture in dialogue with the media content // New World. 2003, №12. Pp. 131-146.

3. Kravtsov N. I, Lazutin S. G. Russian oral folk arts: a Textbook for Phil.spec.universities. 2-e ed., Rev. M.: High School., 1983. Pp. 26-28.

4. Prasolova, К.А. Fanfiction: the literary phenomenon of the late XX-early XXI century (the works of J.K. Rowling's fans). Dis. Cand. of Philology. M., 2008. P. 258

5. Propp V.Y. Folklore and reality. M., 1976. P. 36.

6. Samutina N.In. The great female readers: fanfics as a form of literary experience// Sociological review. 2013, Vol. 12. № 3. Pp. 137-195.

7. Tamarchenko N.D. Genre of literature // Literary studies terms (materials for the dictionary). Vol. 2. Literary encyclopedia of terms and concepts / ROS. Acad. of Sciences, INION, [Feder. prog. publisher. Russia]; GL. red. I sost. A. N. Nikolyukin. M : Intelvak, 2001. STB. 263

8. Hellekson K., Busse K. Work in Progress// Fan fiction and fan communities in the age of the Internet, ed. Busse K. and Hellekson K. McFarland - Jefferson, NC, 2006. Pp.5-32.

9. Jenkins H. Textual poachers: Television fans and participatory culture. Routledge - New York, 1992b.352 p.

10. Shave R. Slash fandom on the Internet, or Is the carnival over? //Refractory No 6 2004. URL: http://www.refractory.unimelb.edu. au/journalissues/vol6/RShave.html (visited on: 28.09.2008)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.