Научная статья на тему 'К проблеме определения жанров произведений фанфикшн'

К проблеме определения жанров произведений фанфикшн Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5147
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР / ФАНФИКШН / ФАНФИК / ФИКРАЙТЕР / ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КАТЕГОРИИ / РЕЙТИНГИ / LITERARY GENRE / FANFICTION / FANFIC / FICWRITER / GENRE / CATEGORY / RATING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шатрова Елена Дмитриевна, Ласица Любовь Александровна

Каждое литературное произведение принадлежит к тому или иному жанру. Жанр отражает устойчивые свойства текста, будь то объем, тема или принадлежность к определенному роду. Сложившаяся в художественной литературе система жанровых обозначений не всегда применима к новым специфическим литературным течениям, одним из которых является фанфикшн. Фанфикшн явление настолько многостороннее, что общепринятой системы жанров недостаточно для упорядочения всех его произведений. Поэтому возникает необходимость составления новой классификации жанровых обозначений. Фанфикшн является современным литературным направлением, которое объединяет любительские сочинения, написанные по мотивам популярных книг, фильмов, компьютерных игр. Все те устойчивые свойства, которые в художественной литературе отражены одним понятием жанр, в литературе фанфикшн отражаются сразу несколькими терминами: размер, жанр, категория, рейтинг. Под жанром понимается группа произведений, написанная на определенную тему. Понятие «категория» отражает отдельные черты произведения от соответствия реалиям мира оригинального произведения до наличия в тексте любовной линии. Под рейтингом понимается система оценки содержания фанфика, отдельной истории, и его пригодности для различных возрастных групп. В результате исследования была составлена классификация произведений фанфикшн. По жанрам фанфики делятся на экшн, флафф, дарк, ангст, а также приключенческий, юмористический и детективный жанры. Категории классифицируются по нескольким основаниям. По связи с оригинальным произведением они делятся на приквелы, сиквелы, POV и отсутствующие сцены. По наличию любовной линии на джен, гет, слэш, RPS, RPV. По соответствию реалиям мира оригинального произведения на кроссоверы, AU и истории, не имеющие расхождений с миром оригинала, которые не имеют отдельного обозначения. Система рейтингов делит фанфики на группы от «G», доступные читателям любого возраста, до NC-17, которые не рекомендуется читать детям до 17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF DEFINING FANFICTION GENRES

Every literary work or composition has its own genre. Genres define persistent text features such as length, theme or relation to a certain kind of literature. The system of genres that already exists in fiction cannot always be applied to the new literary movements such as fanfiction. Fanfiction is so diversified a phenomenon that the generally accepted system is not enough to classify all of its works. Therefore there is a need to create new genre classification. Fanfiction is a modern literary movement that unites amateur works based on a particular book, film, or computer game. All features represented in fiction by “genre” in fanfiction are represented by several terms at the same time: “size”, “genre”, “category”, “rating”. Genre is a group of works written on a particular topic. The term “category” represents distinct features of the text such as correspondence with the realities of original work or presence of a love line in it. Ratings system is used to evaluate the content of the text and its suitability for different age groups. The result of our research is new classification of fanfiction works. There are such genres as action, fluff, dark, angst, adventure, humor, detective genre. Categories classification is based on several features. Relation to an original work of art: prequel, sequel, POV, missing scene. Presence of a love line: gen, get, slash, RPS, RPV. Correspondence with the realities of original work: crossover, AU and work that doesn’t have any discrepancies with the original and doesn’t have a special term. Ratings system includes ratings from “G” (General audience) to NC-17 (No one under 17 admitted).

Текст научной работы на тему «К проблеме определения жанров произведений фанфикшн»

УДК 81

Шатрова Е.Д., Ласица Л.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: elenashatrova@inbox.ru

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФАНФИКШН

Каждое литературное произведение принадлежит к тому или иному жанру. Жанр отражает устойчивые свойства текста, будь то объем, тема или принадлежность к определенному роду. Сложившаяся в художественной литературе система жанровых обозначений не всегда применима к новым специфическим литературным течениям, одним из которых является фанфикшн. Фан-фикшн - явление настолько многостороннее, что общепринятой системы жанров недостаточно для упорядочения всех его произведений. Поэтому возникает необходимость составления новой классификации жанровых обозначений.

Фанфикшн является современным литературным направлением, которое объединяет любительские сочинения, написанные по мотивам популярных книг, фильмов, компьютерных игр. Все те устойчивые свойства, которые в художественной литературе отражены одним понятием жанр, в литературе фанфикшн отражаются сразу несколькими терминами: размер, жанр, категория, рейтинг. Под жанром понимается группа произведений, написанная на определенную тему. Понятие «категория» отражает отдельные черты произведения от соответствия реалиям мира оригинального произведения до наличия в тексте любовной линии. Под рейтингом понимается система оценки содержания фанфика, отдельной истории, и его пригодности для различных возрастных групп.

В результате исследования была составлена классификация произведений фанфикшн. По жанрам фанфики делятся на экшн, флафф, дарк, ангст, а также приключенческий, юмористический и детективный жанры. Категории классифицируются по нескольким основаниям. По связи с оригинальным произведением они делятся на приквелы, сиквелы, POV и отсутствующие сцены. По наличию любовной линии - на джен, гет, слэш, RPS, RPV. По соответствию реалиям мира оригинального произведения - на кроссоверы, AU и истории, не имеющие расхождений с миром оригинала, которые не имеют отдельного обозначения. Система рейтингов делит фанфики на группы от «G», доступные читателям любого возраста, до NC-17, которые не рекомендуется читать детям до 17 лет.

Ключевые слова: литературный жанр, фанфикшн, фанфик, фикрайтер, жанровые особенности, категории, рейтинги.

Под литературными жанрами понимаются группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы и обладающие комплексом устойчивых свойств.

Б.В. Томашевский называл жанры специфическими группировками приемов, которые сочетаемы друг с другом, обладают устойчивостью и зависят «от обстановки возникновения, назначения и условий восприятия произведений и возникающей литературной традиции». Признаки жанра ученый характеризовал как доминирующие в произведении и определяющие его организацию [7].

Литературные жанры с трудом поддаются классификации и систематизации. Это объясняется, прежде всего, их большим количеством: в разных культурах жанры специфичны. Например, хокку и танка в литературах Восточных стран. Кроме того, жанры имеют различный исторический объем. Одни соотнесены с определенными эпохами, другие бытуют на протяжении всей истории словесного искусства. Также часто одним и тем же термином

обозначаются жанровые явления глубоко различные. Элегия, к примеру, древними греками мыслилась как произведение, написанное определенным размером - элегическим дистихом и исполнялась речитативом под аккомпанемент флейты. Такие элегии охватывали широкий круг мотивов и тем: от философских размышлений до прославления доблестных воинов. В дальнейшем, у римских поэтов, элегия сосредоточилась на любовной теме. А в Новое время элегический жанр стал определяться настроением грусти, печали и меланхолии. Очевидно, что термином «элегия» обозначается сразу несколько жанровых образований, обладающих различными признаками. Подобный характер имеют многие другие жанровые обозначения (роман, поэма и др.).

Как справедливо утверждал Ю.Н. Тынянов - «самые признаки жанра эволюционируют». Он же отмечал: «... то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признаком, что во времена Ломоносова».

К тому же, авторы нередко произвольно обозначают жанры своих произведений. Так, «Дом у дороги» А.Т. Твардовский назвал «лирической хроникой», «Мертвые души» названы Н.В. Гоголем поэмой и т.д. Именно поэтому установление систем и классификаций жанров всегда будет сохранять опасность случайности и субъективизма [8].

Устойчивыми признаками, по которым можно провести классификацию жанров являются: деление по родам литературы, по объему произведений и по их тематической направленности.

В эпическом роде литературы организующим началом является повествование о героях, их чувствах и поступках, событиях в их жизни, описание которых и составляет сюжет. Как правило, описываемые в произведении явления отдалены от автора во времени и эмоционально. Такая дистанция является существенной отличительной чертой эпических жанров, к которым относят сказку, миф, рассказ, повесть, новеллу, роман и др. [4].

В рамках эпического рода литературы жанры отличаются по размеру. Рассказ считается малой литературной формой, описывающей отдельный эпизод из жизни персонажа. Роман -объемное произведение со сложным сюжетом, в центе которого - судьба личности, ее становление и развитие. Повесть занимает между рассказом и романом промежуточное положение.

Тематическое деление также характерно в основном для эпических жанров. Рассказы, романы и повести могут быть фантастическими, детективными, философскими, историческими, приключенческими и т. д.

Характерной чертой драматических жанров является отсутствие развернутого повествования. Основной текст произведения занимают высказывания и реплики персонажей, в то время как речь автора вспомогательна и эпизодична. К драматическим жанрам относят комедию, трагедию, драму, трагикомедию и некоторые другие формы.

В лирических жанрах основное внимание уделяется эмоциональному состоянию автора или лирического героя, его чувствам и впечатлениям. Событийный ряд если и обозначается, то очень скупо, без развернутых описаний. К лирическим в основном относят малые формы: элегию, стихотворение, сонет, оду и др.

Стоит отметить, что помимо эпических, драматических и лирических выделяют и лиро-эпические жанры, объединяющие в себе особенности двух родов. Одной их таких форм является поэма - объемное произведение, написанное в стихотворной форме, с сюжетно-повествовательной организацией [4].

Проблема определения жанров и их классификации актуальна для литературного направления фанфикшн, появившегося в конце

XX века. Под литературой фанфикшн понимаются истории, написанные поклонниками художественных произведений, кинофильмов, сериалов или компьютерных игр. Особенностью этих историй является «заимствование» идей, сюжета или героев оригинального произведения искусства. Авторов таких «производных» сочинений называют фикрайтерами, а их работы - фанфиками. Средой существования фанфиков является Интернет, где созданы специальные сайты и архивы, предназначенные для публикации подобных произведений (www. fanfiction.net, ficbook.net и др.) [12].

На этапе становления, когда любительских сочинений писалось немного, и их «производный» характер объединял их в отдельную группу, фанфикшн как литературное явление в целом считался жанром. В настоящее же время такое утверждение будет упрощенным и даже неверным, поскольку в рамках фанфикшн пишутся произведения совершенно различные по форме, объему, темам, стилистическим и лингвистическим особенностям. Фанфикшн начала

XXI века стал отдельным уникальным, отличающимся от традиционной художественной литературы, направлением, в рамках которого существует своя специфическая система жанров и обозначений. Несомненно, большинство историй, написанных фикрайтерами, могли бы подойти под определение того или иного общеизвестного жанра: рассказа, повести, поэмы или романа. Такие жанровые обозначения, однако, совершенно не отражают особенности, присущие исключительно фанфикам и не встречающиеся в других литературных направлениях. В связи с этим, авторы произведений фанфикшн отошли от традиционных жанров, заменив их принципиально новыми формами [16].

Одним из оснований для классификации форм фанфиков, как показано в таблице 1, яв-

ляется объем произведения. Особенностью является то, что размер фанфика никак не влияет на его принадлежность к тому или иному жанру. Авторы, пишущие в определенном жанре, не ограничены количеством слов или страниц. Объем произведения указывается отдельно и только после его написания, делается это, прежде всего, для удобства читателей, намеревающихся прочесть данную историю [13].

Поскольку большинство произведений фанфикшн публикуется на специально предназначенных для этой цели Интернет сайтах, размер историй часто указывается не в знаках, словах, строках или страницах, а в килобайтах.

Выделяют фанфики следующих размеров:

- макси (Max) - история большого объема, нередко превышающая по размеру средний роман или повесть. Примерно от семидесяти машинописных страниц или 200 Кб;

- миди (Midi) - фанфик средний по объему: от двадцати до семидесяти машинописных страниц или от 50 Кб до 200 Кб;

- мини (Min) - маленький фанфик, размером от одной до двадцати машинописных страниц. Иногда такие истории, состоящие из одной главы, называются в среде фикрайтеров «One-shot»;

- драббл (Drabble) - отрывок. Такие произведения часто детально описывают одну сцену или персонажа. Драббл может быть дополнен и превратиться в законченное произведение или же остаться в незавершенном виде. Иногда драбблом называют короткую историю, имеющую скрытый подтекст или неожиданную концовку;

- виньетка (Vignette) - небольшая история, раскрывающую единственную мысль. Часто описывает чувства героя в определенный момент времени или внутренний монолог;

- фанфиклет (Fielet) - короткий фанфик в несколько предложений.

Стоит отметить, что в русскоязычном сообществе фикрайтеров могут использоваться как англоязычные обозначения, так и их русифицированный вариант. Часто указываются оба варианта [2].

На этапе становления фанфикшн, когда характерные для этого направления литературные традиции еще не сложились, истории размера maxi могли обозначаться как «роман» или

Таблица 1. Классификация произведений литературы фанфикшн

Признак Виды

Размер

Объем макси (Max)

произведения миди (Midi) мини (Min) драббл (Drabble) виньетка (Vignette) фанфиклет (Ficlet)

Жанр

Тема Экшн (Action) Приключенческий жанр (Adventure) Детективный жанр (Detective) Романтический жанр (Romance) Флафф (Fluff) Юмористический жанр (Humor) Дарк (Dark) Дитфик (Deathfic) Ангст PWP (Plot, What Plot?)

Категория

Соответствие Фанфик, соответствующий

реалиям мира реалиям мира оригинала, не

оригинального произведения имеет специального термина AU (Alternative Universe) Кроссовер (Crossover)

Соответствие OOC (Out Of Character)

характера Фанфик, не имеющий

персонажа фанфика расхождений, не имеет специального термина

характеру

персонажа в

оригинальном

произведении

Наличие любовной линии Джен (General audience) Гет (Heterosexual) Слэш (Slash) RPS (Real Person Slash) RPF (Real Person Fiction)

Связь с оригинальным произведением Приквел (Prequel) Сиквел (Sequel) POV (Point Of View) Отсутствующая сцена (Missing scene) Сайдстори (Sidestory)

По способу создания Ролевка (Round Robin) Сонгфик (Songfic) Филк (Filk)

Рейтинг

Пригодность для различных возрастных групп G (General Audience) PG (Parental Guidance Suggested) R (Restricted) NC-17 (No One 17 & Under Admitted)

«повесть», фанфики размера midi назывались «рассказами», размера mini - «зарисовками». В настоящее время такие обозначения считаются устаревшими и практически не встречаются.

Говоря непосредственно о жанрах литературы фанфикшн, стоит отметить, что их деления по родам литературы не предусмотрено. История может отвечать характеристикам эпоса, лирики или драмы, но фикрайтеры не уделяют этому внимания, сосредоточившись на других отличительных чертах своих сочинений.

Под жанром в литературной среде фанфикшн понимается группа произведений, объединенная общей темой. Эта классификация во многом схожа с делением эпических произведений на приключенческие, фантастические, исторические и т.д.

Как следует из таблицы 1, жанры фанфи-ков многочисленны и разнообразны, названия некоторых из них могут быть понятны рядовому читателю, не знакомому с литературой фанфикшн. И в то же время можно выделить специфические жанровые определения, часто существующие в форме аббревиатур, догадаться о смысле которых невозможно, не ознакомившись с литературной традицией фанфикшн. Опять же, фикрайтеры могут использовать как русскоязычный, так и английский вариант обозначения.

Одним из часто встречающихся жанров является экшн (Action), такие фанфики отличаются динамичным сюжетом, быстрой сменой действий, в то время как мыслям, чувствам и отношениям героев времени практически не уделяется. С жанром экшн схож приключенческий жанр (Adventure), в котором акцент делается на ум, смекалку персонажей, которым необходимо перехитрить «злодея», анти-героя, с блеском выйти из сложной ситуации. Такие истории, как правило, имеют счастливый конец.

Пишут фикрайтеры и детективные истории (Detective), в которых герои раскрывают загадочные преступления и исчезновения.

Удачное завершение характерно также для жанра романтика (Romance), повествующего о нежных, романтических отношениях между персонажами. Разновидностью такого жанра является флафф (Fluff) - тёплая, светлая, ничем не омраченная история, отличающаяся простотой, незамысловатостью сюжета.

Встречаются в литературе фанфикшн и юмористические жанры. Строгого жанрового определения здесь не существует. Разные авторы указывают различные названия: юмор (Humour), комедия (Comedy) или пародия (Parody). Особенностью таких произведений является способность автора иронично описывать ситуации, подмечать в событиях, явлениях и героях комичные, смешные стороны. Часто шутки, упоминающиеся на страницах таких историй понятны исключительно фанатам, вращающимся в одной среде (на Интернет-сайтах, посвященных фанфикам по мотивам того или иного произведения) и будут неясны читателю, впервые столкнувшемуся с литературой фан-фикшн [17].

Одной из заметных тенденций литературной традиции фанфикшн является то, что произведения приключенческих, романтических и юмористических жанров значительно уступают по популярности жанрам мрачным, жестоким, с негативной эмоциональной окраской. Одним из них является дарк или даркфанфик (Dark, Darkfic) - история с большим количеством смертей и жестокостей, описываемых с разной степенью детальности. Его разновидностью считается дитфик (Deathfic) - рассказ, в котором один или несколько героев умирают. Для романтических историй с печальным финалом используется обозначение «драма» (Drama). Часто этот жанр включают в описание фанфи-ка только потому, что концовка его считается «несчастливой».

Специфическим жанром является ангст (Angst). Этот термин, заимствованный фикрай-терами из немецкого языка, обозначает страх, тоску или тревогу. Подобные истории описывают сильные физические, но чаще духовные страдания персонажа, столкнувшегося с неразрешимой проблемой или переживающего утрату. Такие произведения могут закончиться трагично, но чаще всего не имеют концовки, поскольку автору, рассказывающему о мучениях и переживаниях персонажа, не важен сюжет истории и последовательность событий.

Вариацией жанра ангст, для которой характерно счастливое окончание, является Hurt/ comfort - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.

Помимо любви к мрачным, трагическим событиям, особенностью фанфикшн как литературного направления является склонность большинства авторов к описанию сексуальных отношений между персонажами и сцен эротического характера. Уникальным жанром считается PWP, аббревиатура, которая может расшифровываться по-разному: «Plot, What Plot?» (Дословно - «Сюжет? Какой сюжет?) или Porn Without Plot (порнография без сюжета). Жанр бессюжетен, основной упор делается на описание откровенных сцен [11].

Помимо специфических жанров для литературы фанфикшн характерно наличие определенных категорий. Понятия «жанр» и «категория» отчасти взаимозаменяемы и используются авторами как синонимы. Многие фикрайтеры также используют термины «вид» или «тип». Категория, как и жанр, отражает наиболее существенные свойства произведения. Отличие заключается в том, что фанфик определенного жанра может соответствовать сразу нескольким категориям или видам литературы фанфикшн.

В отличие от жанра, категории поддаются классификации по нескольким признакам. Такая классификация не является строгой или универсальной и не может упорядочить все многообразие видов фанфиков, однако позволяет систематизировать некоторые из них.

Один из критериев - соответствие реалиям мира оригинального произведения, по мотивам которого пишется история. При этом для фанфиков, не имеющих расхождений с миром оригинала, не существует специального жаргонизма. Для историй, которые значительно отличаются от первоисточника или переносят героев в другую обстановку или «вселенную», выдуманную фикрайтером, используется обозначение «AU» (Alternative Universe). Кроме того, существует категория «Кроссовер» (Crossover), которая объединяет реалии двух или более известных произведений: книг, фильмов, сериалов и т.д.

Следующий критерий классификации -соответствие характера персонажа фанфика характеру персонажа в оригинальном произведении. Здесь речь идет не об изменении сцены, на фоне которой разворачивается действие, а о наделении героя такими качествами, которыми он не обладает в первоисточнике. Если в исто-

рии наблюдаются значительные расхождения, противоречия с оригиналом, и фикрайтер наделяет героя новыми мотивами и чертами, то фанфик относится к категории OOC (Out Of Character). Среди фанфиков данной категории особенно популярны те, в которых общепризнанный «злодей» обладает добродетелями или ведет себя несвойственным образом. Если же расхождений с оригиналом нет, то категория фанфика не указывается [14].

Также фанфики делятся на категории по наличию любовной линии. Так истории, где любовная линия отсутствует или малозначима, относятся к категории джен (General audience), часто такие фанфики написаны в приключенческом жанре или жанре экшн и отношения между персонажами не раскрываются вообще. К категории гет (Heterosexual) относят фанфи-ки, описывающие романтические отношения между разнополыми персонажами. А для историй, в которых присутствует описание или упоминание гомосексуальных отношений и чувств используется обозначение «Слэш» (Slash). Данный термин произошел от обычая участников Интернет-сообществ объединять персонажей мужского пола, отношения которых описываются, наклонной чертой (слэшем). В настоящее время слэш является одной из самых популярных литературных традиций фанфикшн. Повсеместная привлекательность слэша для фикрайтеров разных возрастов объясняется исследователями тем, что он переворачивает привычный гендерный порядок и позволяет ввести в повествование те варианты действий, чувств и эмоций, которые осуждаются или не принимаются обществом. Фанфики категории слэш пишутся не только подростками, но и женщинами старшего возраста. Они выбирают именно эту категорию фанфика поскольку она позволяет им отождествить себя или своего персонажа с героем-мужчиной и при этом наделить такого героя эмоциональностью и душевной уязвимостью, присущей женской половине человечества [6].

Разновидностью слэша считается RPS (Real Person Slash) - фанфик, описывающий гомосексуальные отношения между реальными людьми. Похожей на RPS категорией является RPF (Real Person Fiction) - это истории, персонажами которых являются реально существую-

щие лица, как правило, знаменитости, ученые, политические деятели. Не смотря на то, что в Интернет-сообществах не утихают споры на тему, можно ли считать RPS и RPF фанфиками, учитывая, что они не базируются на каком-либо оригинальном произведении искусства, данные категории давно стали неотъемлемой частью литературной традиции фафикшн [15].

Фанфики могут делиться на группы по наличию героев, придуманных фикрайтером. История, действующими лицами которой являются исключительно персонажи оригинального произведения, не имеет специального жаргонизма. Если же в фанфике появляются новые персонажи, то под заголовком фанфика указывается категория OC (Original Character). Вариациями такой категории являются OFC (Original Female Character) и OMC (Original Male Character), которые указываются автором в зависимости от того, женский или мужской персонаж был включен в повествование. Популярным видом фанфика является «вписка» или Self-insertion. Автор тем или иным образом вписывает себя в контекст произведения. Он может стать главным действующим лицом или же только наблюдать за событиями, происходящими в произведении-первоисточнике, со стороны [2].

Вариантом, объединяющим Self-insertion и OC, является категория Мэри Сью (Mary Sue) или Марти Стю (Marty Stu). Мэри Сью - это героиня, обладающая гипертрофированными способностями, достоинствами и везением, часто считается воплощением самого автора фанфика. Фикрайтер, чаще всего девушка или женщина, наделяет персонажа теми характеристиками и качествами, какими хотела бы обладать сама. Многие факты и детали биографии Мэри Сью бывают взяты из жизни автора. Героини фанфи-ков такой категории обычно прекрасны, умны и интересны, способны вызвать восхищение окружающих, порой обладают сверхъестественными способностями, могут с блеском выйти из любой сложной ситуации. Недостатки Мэри Сью всегда подаются автором как достоинства. Мэри Сью - характеристика пренебрежительная, появление подобной героини в произведении считается дурным тоном. Персонажи такого типа, обладающие доведенными до абсурда добродетелями, обычно включаются в историю

ради комического эффекта. Но иногда фикрай-тер может включить такую героиню в повествование совершенно неосознанно. Указание на то, что персонаж является Мэри Сью, может показаться автору оскорблением.

Марти Стю - мужская ипостась Мэри Сью. Такой персонаж появляется лишь затем, чтобы очаровать главную героиню и, как правило, в фанфиках встречается значительно реже [9].

Фанфики делят на категории в зависимости от того, как именно они связаны с оригинальным произведением. Приквел (Prequel) описывает события, которые случились до событий первоисточника. Сиквел (Sequel) является неофициальным продолжением ранее созданной книги или фильма. Фанфик категории POV (Point Of View) пересказывает уже существующую историю от лица одного из главных действующих лиц или от лица второстепенного персонажа, который не принимал участия в событиях, а наблюдал их со стороны. Популярны фанфики категории Missing scene - это истории, которые заполняют (по мнению автора) пробелы в оригинальном произведении. Такие рассказы пишутся тогда, когда в популярном произведении искусства отсутствует описание нескольких часов, дней, месяцев или лет из жизни главного действующего лица. Категория Sidestory предназначена для обозначения фанфика, описывающего приключения второстепенного персонажа, которые происходят параллельно с событиями первоисточника и так или иначе с этими событиями пересекаются.

Также фанфики могут делиться на виды по способу создания. Обычная история, написанная одним автором, не имеет специального обозначения. Но иногда фанфики пишутся несколькими фикрайтерами, каждый из которых по очереди вставляет свой эпизод в повествование. Такая категория называется Round robin, отличительной ее особенностью является несогласованность стиля и резкий переход между отдельными частями фанфика.

Уникальной формой фанфика является сонгфик (Songfic) - это история, созданная по мотивам отдельной песни, которая пространно цитируется автором в повествовании. Строки песни включаются в текст фанфика для того, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в

самой истории. Такой вид фанфика довольно специфичен но, тем не менее, всегда находит своего читателя. Сонгфик следует отличать от филка (Filk). Филк - это фанфик в виде песни, созданный по мотивам какой-либо книги или фильма [1].

Помимо сложной системы жанров и категорий фикрайтерами создана система предупреждений, предостерегающих читателя о том, с чем он может столкнуться, читая историю. Предупреждения чаще всего касаются наличия в фанфике нецензурной лексики, сцен сексуального характера или сцен гибели главного действующего лица.

С наличием предупреждений тесно связан рейтинг фанфика - неформальная система оценок содержания произведения, принятая авторами для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика пригодно для различных возрастных групп. Система рейтингов была заимствована фикрайтерами у Американской киноассоциации. Шкалы в разных Интернет-сообществах и среди фикрайтеров разных стран могут несколько отличаться. Обычно используется следующая шкала:

- G (General Audience) - фанфики, предназначенные для читателей любого возраста. Данный рейтинг показывает, что история не содержит ничего из того, что большинство читателей могло бы посчитать неприемлемым. Истории, которым присваивается рейтинг G, обычно написаны в жанре флафф или приключений;

- PG (Parental Guidance Suggested) и PG-13 - фанфики, которые могут содержать незначительное количество нецензурной лексики, а так же намеки, недоступные пониманию детей младше тринадцати лет. Родителям рекомендуется прочитать текст такого фанфика, прежде чем одобрить его чтение детьми;

- R (Restricted) - фанфики, в которых могут присутствовать непродолжительные сцены с наготой, насилием, ситуации с сексуальным контекстом. Рейтинги PG и R могут присваиваться произведениям разных жанров: от экшн до романтического;

- NC-17 (No One 17 & Under Admitted) -истории, не предназначенные для чтения детьми младше семнадцати лет. Такие фанфики

обычно пишутся в жанре дарк, ангст, deathfic или PWP и содержат графическое описание секса и/или насилия, различные перверсии.

Рейтинги обычно присваиваются произведению самим фикрайтером или так называемым «бета-ридером» - читателем, который первым просматривает текст фанфика перед его публикацией, исправляет возможные ошибки и помогает автору определить, к какому жанру и категориям относится история. При этом фанфики, особенно хранящиеся в Интернет-архивах, обычно доступны любому пользователю. Поэтому рейтинги только предупреждают потенциального читателя о содержимом истории, но никак не запрещают прочесть ее.

Таким образом, установлено, что жанром, в среде фикрайтеров называется группа произведений, написанная на определенную тему:

- экшн (Action);

- приключенческий жанр (Adventure);

- детективный жанр (Detective);

- романтический жанр (Romance);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- флафф (Fluff);

- юмористический жанр (Humor);

- дарк (Dark);

- дитфик (Deathfic);

- ангст (Angst);

- PWP (Plot, What Plot?).

Для обозначения всех других характерных особенностей произведения фикрайтеры используют термин «категория». Категории классифицируют произведения по таким признакам как:

- соответствие миру первоисточника (Фан-фик, соответствующий реалиям мира оригинала, не имеет специального термина / AU (Alternative Universe) / Кроссовер (Crossover)),;

- соответствие характера персонажа фанфи-ка характеру персонажа в оригинальном произведении (OOC (Out Of Character) / Фанфик, не имеющий расхождений, не имеет специального термина);

- способ создания (Ролевка (Round Robin) / Сонгфик (Songfic) / Филк (Filk));

- наличие любовной линии (Джен (General audience) / Гет (Heterosexual) / Слэш (Slash) / RPS (Real Person Slash) / RPF (Real Person Fiction)).

Рейтинг служит для оценки содержания произведения и его пригодности для различных

возрастных групп (G (General Audience) / PG Данная классификация поможет рядовому

(Parental Guidance Suggested) / R (Restricted) / читателю разобраться в многообразии произ-NC-17 (No One 17 & Under Admitted)). ведений литературы фанфикшн.

10.12.2016

Список литературы:

1. Архив англоязычных фанфиков. Интернет ресурс. URL: https://www.fanfiction.net/ - 02.11.2016

2. Архив русскоязычных фанфиков. Интернет ресурс. URL: http://fanfics.me/index.php?section=html&article=thatisfanfi c -05.11.2016

3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986 - 423 с.

4. Венедиктова, Т. Литература как опыт / Т. Венедиктова // НЛО, 2012, № 115.

5. Гудков, Л.Д. Литература и общество: введение в социологию литературы / Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, В. Страда. - М.: РГГУ 1998 - 77 с.

6. Самутина, Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта / Н. Самутина // Социологическое обозрение. - 2013. Т. 12. №3. - С. 137-194.

7. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1999 - 334 с.

8. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002 - 438 с.

9. Busse К., Hellekson К. Introduction // Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. P. 5-40.

10. Derecho, Abigail. Archontic Literature: A Definition, a History, and Several Theories of Fan Fiction // Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. P.77.

11. Ewan Morrison. In the beginning, there was fan fiction: from the four gospels to Fifty Shades. - URL: http://www.theguardian. com/books/2012/aug/ 13/fan-fiction-fifty-shades-grey - 03.11.2016

12. Felski R. Uses of Literature. - URL: https://books.google.ru/books /about/Uses_of_Literature.html?id=8pArhNgNqFkC&redir_ esc=y - 30.10.2016

13. Foltermann, C.L. Fanfiction: A Worldwide Phenomenon / C.L. Foltermann. - URL: https://fanslashfic.com/2015/11/25/fanfiction-a-worldwide-phenomenon/ - 27.10.2016

14. Jenkins, Henry. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. - URL: http://eclass.uoa.gr/modules/document/file.php/ Textual_Poachers_Television_Fans_and_Participatory_Culture_Studies_in_Culture_and_Communication_.pdf - 07.11.2016

15. Jones, Sara Gwenllian. The Sex Live of Cult Television Characters // Screen, 2002. №43

16. L. Rogue. Fanfiction as a Genre of Literature. - URL: http://www.trickster.org/ symposium/symp189.htm - 05.11.2016

17. Laura Miller. Fan Fiction: The Next Great Literature? - URL: http://www.psmag.com/books-and-culture/fan-fiction-next-great-literature-67706 - 03.11.2016

18. Pugh, Sheenagh. The democratic genre: Fan fiction in a literary context. Bridgend, UK: Seren, 2005.

Сведения об авторах:

Шатрова Елена Дмитриевна, магистрант факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета.

Ласица Любовь Александровна, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук

460018, Оренбург, прт Победы, д. 13, ауд. 4106 тел.: (3532) 372433, e-mail: elenashatrova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.