Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
Надежда Юрьевна ГОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия Профессор кафедры философии и культурологии, доктор культурологии, доцент
Komsomolsk-on-Amur State Technical University, Komsomolsk-on-Amur, Russia Department of Philosophy and Cultural Studies Associate Professor, PhD (Cultural Studies) kosturina@mail. ru
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АКСИОЛОГИИ ИЛИ ЖЕНСКАЯ МЕЧТА
О ГЕЙСКОЙ ЛЮБВИ
В статье рассматриваются особенности аксиологии современного российского зрителя. Автор исходит из понимания ценности как субъективной установки, определяющей личностный выбор и действия человека, как субъективного смысла, который индивид придает тому или иному объекту, как субъективного идеала какого-либо явления, позволяющего ориентироваться в окружающем мире и выбирать жизненные стратегии.
Материалом исследования стали тексты фанфикшн, обладающие, по мнению автора, исключительной информативностью для исследователя ценностных ориентиров современного общества, в силу того, что большинство фантекстов создаются вне каких-либо художественных, эстетических задач и характеризуют именно автора, выявляя его симпатии и антипатии, представления о должном или возможном, свидетельствуя о картине мира автора, его аксиологии.
Составлен рейтинг наиболее популярных произведений на основе читательской и авторской активности в фандомах (выборка из 19 297 групп), подробно рассмотрены особенности фанатской интерпретации образов героев, основных идей кинотекста на материале популярного сериала ВВС «Шерлок».
Сопоставлены канонные, фанонные и ран-домные варианты персонажей, предпринята попытка обнаружить основу целостности образа, за счет которой происходит идентификация героя с прототипом. Учтено значение имени, внешнего облика, типов отношений, связывающих героев.
Сделан вывод, что любовь/страсть и равенство выступают в аксиологии современного зрителя высшими экзистенциальными ценностями, однополый секс воплощает представления о равенстве партнеров.
Ключевые слова: аксиология, современная культура, фанфикшн, ценность, кинематограф.
131
THE QUESTION OF CONTEMPORARY AUDIENCE AXIOLOGY OR WOMEN'S DREAM ABOUT GAY LOVE
The distinctive features of axiology of contemporary Russian audience are shown in the article. The author implies values as subjective purpose, determining the personal decision and actions of a human and as subjective meaning, which the individual gives to one or another object and as subjective ideal of any phenomenon, allowing to feel confident in the outside world and to make choice of living strategies.
The texts of fan fiction having, as the author implies, particular informative value for the researches of modern society value orientation, due to the fact that, the majority of fan fiction texts are produced without any art, aesthetic objectives, the texts define particularly the author, revealing his likes and dislikes, conceptions about the proper and possible, establishing about the author's world view, axiology, are used as practical material.
The rating of the most popular compositions on the basis of reader and author's activity in fandoms
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
(extracts from 19297 groups) is developed, the peculiarities of the image of characters fan interpretation, basic concepts as exemplified in the popular BBC serial «Sherlock» are considered in depth.
The traditional, original and random variants of characters are compared; an attempt of revealing the basis of the image entirety was undertaken, due to the attempt the character identification with the prototype is occurred. The meaning of a name, an outer look, the types of relations linking the characters are taken into
consideration.
The conclusion, of love or passion and equality are the existential values in the axiology of contemporary Russian audience, sexual relationship of the same sex embodies the perceptions about equality of partners, is drawn.
Key words: axiology, contemporary culture, fan fiction, value, cinematography.
Да нафиг этот сериаль-чик, - сказал джонлокер номер два, - в фандоме качественней будет трава.
Jane K. Перашки и порошки по «Шерлоку»
Основной задачей данной статьи является реконструкция ценностных ориентиров современного российского зрителя из текстов фанфикшн.
История изучения фандомных1 текстов, в том числе, в русскоязычной науке, составляет уже не одно десятилетие. Само явление фанатского литературного творчества (по крайней мере, в современной форме) и его исследовательские стратегии складываются в англоязычной традиции с 1960-х годов и несколько позже распространяются в России.
Первыми читателями, переводчиками и исследователями фанфикшн в России становятся филологи, что во-многом определяет (и ограничивает)
предмет и задачи исследований. Затяжная литера-туроцентричность отечественной культуры также способствовала концентрации интересов исследователей вокруг литературоведческих проблем. Жанровым особенностям фанфикшн, художественным достоинствам текстов, их месту в современном литературном процессе и соотношению с «большой» / «профессиональной» литературой посвящено немало статей2.
Внимание читателей и исследователей фанфикшн сосредоточено, прежде всего, натекстах, за которыми возможно признать эстетическую/художественную ценность.
Тем не менее, значительную долю фанатских текстов составляют сочинения, которые можно охарактеризовать как форму / результат автоматического / спонтанного письма, писания без плана, зачастую без представлений о развитии сюжета, даже приблизительном финале, т.е. действия «вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений» (А. Бретон3). Сами фикрайтеры честно предупреждают читателей о непредсказуемости
1 Содержание и объем терминов обсуждаются экспертным сообществом, что не мешает их широкому применению авторами и читателями фанфикшн. См. значение терминов на страницах: https://ru.wikipedia.org/wiki Со-общество(субкультура);
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Фэндом; https://m.wikipedia.org/wiki/Фанфик;http://m.wikifш•.com/ wiki/Краткий_словарь_фанфиков; https://ficbook.net; http://lurkmore.to/Фанфик; http://www.fanfics.me и пр.
2 См. подробнее: Костюрина Н.Ю. Фанфикшн как предмет научного исследования в российском гуманитарном знании // Ученые Записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. 2016. № 1. С. 63-68.
3 Бретон А. Манифест сюрреализма. (1924 г.) http://www.e-
reading. dub/bookreader.php/ 1019711/ВгеЮп_-_Manifest_syurrealizma.html
4 Авторские орфография и пунктуация сохранена
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
повествования: «Фанфик, можно сказать, является экспериментом. Я пока не могу сказать, куда заведет меня эта идея, но надеюсь, что я смогу ее осуществить»5; «Буду периодически "завершено" ставить, потому что сказать, когда данное безобразие решит прийти к логическому завершению, автор не в силах. Отдаюсь на волю музят-дьяволят»6; «Пока это только набросок, поэтому жанров и предупреждений мало (как и самого текста), НО я страстно желаю найти СОАВТОРА, чтобы продолжить написание этого маленького безобразия, так что жду всех желающих в лс!!! P.S. Особенного смысла в фф не планирую, он изначально задуман лёгким, добрым, на "посмеяться"»7; «На этот раз не знаю, как быстро и куда ЭТО приведет. Аффтор не в курсе. Все очень смутно, но персонажи сильно настаи-вали...»8; «Это серия миников и куда меня заведет моя фантазия даже я сказать бы не смогла, ага!»9; «Чем теперь дело закончится, одному Богу известно, и даже ему не на сто процентов..»10.
Тексты, которые становятся результатом такого спонтанного творческого процесса, как нам представляется, обладают исключительной информативностью для исследователя ценностных ориентиров современного общества, поскольку все сюжетные повороты, аллюзии, цитаты (часто скрытые и даже, возможно, не всегда осознаваемые самим фикрайтеромкак цитаты) воспроизводятся в нихвнепродуманного плана / замысла, зачастую вне каких-либо художественных, эстетических задач и характеризуют именно автора, выявляя его симпатии и антипатии, представления о должном или возможном, свидетельствуя о картине мира автора, его аксиологии.
Восприятие художественного текста читателем / зрителем всегда было значимой исследовательской проблемой, однако никогда прежде это
5 https://ficbook.net/readfic/4025423
6 https://ficbook.net/readfic/3837283
7 https://ficbook.net/readfic/4231811
8 https://ficbook.net/readfic/1273287/3782964
9 https://ficbook.net/readfic/4086933
10 https://ficbook.net/printfic/3189148/8554554
восприятие не оказывалось зафиксированным в таком объеме письменных документов, как фанфикшн. На одном лишь русскоязычном ресурсе «Книга фанфиков»11 к началу 2016 года опубликовано 1 849 860 фанфиков по 19 297 различным фандомам; это 18 541 499 страниц текста, каждая из которых - пример рецепции художественного текста зрителем. Объемный и интересный источник представляют собой и комментарии читателей фанфиков, которых, по данным ресурса, еженедельно появляется около 160 тысяч. При этом «Книга фанфиков» - далеко не единственная публикационная площадка в рунете (опыт сравнения содержания аналогичных ресурсов предпринят, например, Е. Четиной и Е.Клюйковой12).
Исследователи фанфикшн, как правило, стремятся охарактеризовать популярность того или иного произведения/образа/сюжета/автора, подчеркивая беспрецедентные масштабы этого явления. Так, например, Н. Ефимова отмечает, что в 133 2005 году «на одном из ресурсов самодеятельных произведений по мотивам Гарри Поттера находилось 50 000 текстов, в 2012 году их уже полмиллиона, а количество видеоклипов, иллюстраций, комиксов, созданных поклонниками серии, вряд ли подлежит какому-либо подсчету или систематизации... Новая тенденция в развитии поттероманов-ского сообщества - деятельность фанатов в социальных сетях. К марту 2012 в популярной социальной сети "ВКонтакте" насчитывалось 12442 группы, в названии которых фигурирует фраза "Гарри Поттер"»13.
К. Прасолова отмечает, что к 2008 году количество текстов на сайте fanfiction.net было представлено более чем двумя миллионами текстов
11 https://ficbook.net
12 Четина Е.М., Клюйкова Е.А. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник пермского университета, 2015, Вып. 3 (31). С. 95 - 104.
13 Ефимова Н.И. Британский культурный мир в современной английской литературе и самодеятельном творчестве русских читателей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 5, С. 35.
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
разной степени законченности, причем, по статистике «данный ресурс содержит лишь около 20% всех фанатских художественных текстов, циркулирующих в Интернете (Ellen 2003) - и речь идет
г 14
только об англоязычных произведениях» .
Однако с учетом цели данной статьи представляется возможным и целесообразным сузить исследовательское поле до одного фандома на одном сайте: расширение его приведет лишь к увеличению количества примеров, не влияя на качество выводов. Материал для анализа принципиально взят из общедоступных ресурсов, не требующих регистрации и вступления в закрытую группу для знакомства с контентом15.
Сам перечень фандомов (19 297) и рейтинг текстов, вокруг которых складываются сообщества, уже оказываются достаточно информативными для исследователя и более убедительными, нежели многочисленные соцопросы, призванные выявить пристрастия публики, стандартная цель которых -«изучение читательских предпочтений современного россиянина»16.
Наибольшее количество текстов «Книги фанфиков» объединено вокруг мультфильмов, фильмов, сериалов, музыкальных групп и телешоу, т.е. текстов, в первую очередь, визуальных искусств. В наши задачи не входит подробный анализ фанатских предпочтений, однако обозначим топовые позиции - двадцать самых популярных фандо-мов из девятнадцати тысяч (в скобках указано ко-
Прасолова, К. А. Фанфикшн: литературный феномен конца ХХ-начала XXI века (творчество поклонников Дж.К.Ролинг). Дисс. ... канд. филол. наук : Калининград, 2008. - Режим доступа:
http://www.dslib.net^literatura-mira/fanfikshn-literatumyj-fenomen-konca-xx-nachala-xxi-veka.html
15 Общедоступность текста предполагает возможность широкой трансляции смыслов/ценностей, заложенных в нем, не ограничивая процесс трансляции только группой фанатов.
16 См., напр.: Самохина, М.М. Чтение молодежи: XXI век (по результатам исследований 2001-2011 гг.) - Режим досту-
па:http://www.library.ru/1/socюlog/text/artide.php?a_шd=3 38 и т.п.
личество фанфиков в фандоме по состоянию на апрель 2016 года):
книги:
• Джоан Роулинг «Гарри Поттер» (42716)
мультфильмы:
• Bleach (17091);
• Мой маленький пони: Дружба - это магия
(7285);
• Как приручить дракона (5896);
• Чудесная божья коровка (ЛедиБаг и Кот Нуар) (4076);
• Черепашки-ниндзя (2927);
• Клуб Винкс: Школа волшебниц (2868);
• Финес и Ферб (2444);
фильмы и сериалы:
• Сверхъестественное (31299);
• Шерлок (BBC) (22775);
• Гарри Поттер (22617);
• Мстители (10631);
• Волчонок (18526);
• Сумерки. Сага (5226);
музыкальные группы:
• EXO - K/M (35964) Корейско-китайская поп-группа;
• Bangtan Boys (BTS) (13346) Корейская хип-хоп группа;
• Super Junior (9222) Корейская поп-группа;
• The GazettE (3908) Японская рок-группа;
• 5 seconds of summer (5SOS) (3461) Австралийская поп-рок-группа;
• Dong Bang Shin Ki (3334) Корейская поп-
группа.
Не считая фандомов по «Гарри Поттеру», которые вне конкуренции, в тройку лидеров попадают корейско-китайская поп-группа «EXO»17, се-
134
https://ficbook. net/fanfiction/rpf/exo k m
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
риалы «Сверхъестественное»18 и «Шерлок» (BBC)19. В настоящей статье материалом для анализа стали тексты фандома «Шерлок», выбранного по ряду формальных признаков, в первую очередь потому, что рассказы о Шерлоке Холмсе широко известны, в меньшей степени нуждаются в представлении героев, дополнительных объяснениях и комментариях. Отметим, что этот выбор никак не влияет на выводы исследования; эмпирический материал мог быть взят случайным образом из любого фандома, что в ряде случаев сделало бы анализ более трудоемким и вынужденно развернутым. Еще одним доводом в пользу «Шерлока» стала беспрецедентная популярность образов Конан Дойля в литературе и кинематографе: Шерлокиана насчитывает сотни текстов продолжений и подра-жаний20, экранизаций насчитывается более 20021 (этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннесса); такое разнообразие позволяет изучить динамику и образа героя, и ценностных ориентаций общества в хронологической последовательности.
Сериал ВВС «Шерлок», съемки которого начались в 2009 году по сценарию С. Моффата и М. Гэтисса, стал очередной репликой на популярную тему. Кинотекст ВВС вместе с оригинальными текстами Конан Дойля считается в фандоме образцом/исходным текстом, или каноном, вокруг которого формируется корпус творчества фанатов -фанон. Для выявления ключевых ценностей зрительской аудитории мы должны рассмотреть те изменения, которые фикрайтеры вносят в канон, проанализировать причины и цели этих изменений.
Методологическим основанием данной работы является понимание ценности, во-первых, как субъективной установки, определяющей личност-
18https ://ficbook. net/fanficüon/movies_and_tv_series/supern atural
19https ://ficbook. net/fanfiction/movies_and_tv_series/sherlo ck_bbc
20 См. например, гигантскую библиографию, размещенную в Вики https://ru.wikipedia.org/wiki/Шерлокиана, более 1,5 тыс. наименований
21 https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_ филь-
мов_о_Шерлоке_Холмсе)
ный выбор и действия человека, «ключевой формы
« « 22 всей человеческой деятельности» ; во-вторых, как
субъективного смысла, который индивид придает тому или иному объекту или явлению культуры или природы (при этом, формирование ценности опирается на индивидуальный опыт субъекта культуры и его знания о вреде/пользе того или иного объекта); и в-третьих, как личностно (и социально) субъективно понимаемый идеал какого-либо явления, вписанный в целостную картину мира человека и общества, позволяющий индивиду ориентироваться в окружающем мире и выбирать жизненные стратегии.
Объем статьи не позволяет описать зрительскую аксиологию достаточно полно, поэтому мы сосредоточимся на выявлении экзистенциальных ценностей, занимающих ключевые позиции в системе ценностей и объединяющих все группы ценностей в единую модель; они обнаруживаются в ходе анализа трансформаций образов героев, ха- 135 рактера основных сюжетных линий, типологии мотивов и ситуаций в тексте фанфика.
Сценаристы «Шерлока» неоднократно отмечали, что стремились максимально бережно обращаться с текстом Конан Дойля, перенося действие из XIX века в XXI, однако нельзя не заметить изменений, произошедших с главным героем23.
Холмс Конан Дойля, в первую очередь, рационален и сдержан; содержание любого рассказа -это утверждение возможностей разума: наблюдения, систематизации данных, анализа и выводов. Все, что связано с эмоциональной сферой, «проти-
22 Докучаев, И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Изд-во «Наука», 2009. С. 64.; Завалишин А. Ю., Костюри-
на Н. Ю. Аксиология современной России: ценностные ориентации молодежи Дальневосточных городов. Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2015. 259 с.
23 Среди работ, посвященных анализу героя сетературы, можно назвать статью Бурцевой Е. А. Литературный герой как основная примета литературной эпохи // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 1-6.
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
воположно чистому и холодному разуму» («Знак четырех»). Гениальность Холмса связана именно с интеллектом и разумом. Собственно человеческим качеством, отличающим человека как вид, а Холмса как уникальную личность, становится именно способность мыслить. Чуть ли не единожды он изменяет этой сдержанности («Три Гарридеба»): «Стоило получить рану, и даже не одну, чтобы узнать глубину заботливости и любви, скрывавшейся за холодной маской моего друга»24.
Шерлок Моффата-Гэтисса экспрессивен и эмоционален, он маскирует страстную натуру маской социопата. Он способен прыгать от радости, предвкушая интеллектуальное удовольствие от расследования серийного убийства, игнорируя нормы морали:
- О приличиях забыл! - говорит ему квартирная хозяйка в ответ на нездоровый энтузиазм в связи с очередным убийством.
- Да кому они нужны, когда вокруг такое веселье! - отвечает Шерлок («Этюд в розовых тонах»).
Сериальный Шерлок, как любой романтический герой25, противопоставлен обществу, «обычным» людям, живущим скучной обыденной жизнью, в которой «ничего не происходит»; «реальные люди в реальной жизни» имеют «знакомых, которые им нравятся или не нравятся, любовников, любовниц», изменяющих друг другу - «унылая картина», жизнь, в которой даже «дышать скучно».
Люди постоянно не понимают его поступков и приписывают ложные мотивы его действиям. Он слишком необычен, чтобы не быть изгоем, непосредственен и искренен как ребенок, противопоставлен миру взрослых:
- Взрослые обожают условности, - говорит Шерлок, явно не причисляя себя к ним.
- Почему?
- Не знаю. Спрошу. («Знак трех»).
24 Конан Дойль, Артур. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 3 М.: Правда, 1966. С. 414.
25 Исключительный герой в исключительных обстоя-
тельствах.
Тема детскости возникает неоднократно, начиная с первого эпизода, где Лестрейд называет Шерлока ребенком: «Вы ребенок и есть», - упрекая его в том, что он заигрывается, нарушает правила и договоренности; в «Знаке трех» сам Шерлок говорит Мэри и Джону: «Раз у вас настоящий ребенок на подходе, я вам больше не понадоблюсь».
Сериальный Шерлок уверен в своих выводах, но не всегда уверен в себе, нуждается в одобрении; Джон упрекает его в позерстве, желании порисоваться: «Может, все-таки обойдешься без этого? Я о твоем обыкновении загадочно двигать скулами и поднимать воротник пальто. Ты и без этого крут» («Собаки Баскервиля»).
Шерлок Моффата и Гэтисса обладает некоторыми чертами супергероя: он довольно отчетливо, «по-голливудски», занимает сторону Добра в вечном противостоянии двух начал, где Зло, конечно, персонифицировано в образе Мориарти. Хотя сам Шерлок отрицает существование героев: 136 «Не превращай людей в героев, Джон. Их нет. А будь - я из другой оперы», - он оказывается способен на самопожертвование для спасения друзей. Образ сверхчеловека («Я порой сомневался, что ты вообще человек», «Ты был самым лучшим, самым гуманным») расширяется до ангельского и божественного за счет рефреном звучащих утверждений: «Ты на стороне ангелов», «Ты скучен и зауряден, потому что ты на стороне ангелов», «Возможно я по виду и ангел».
Ангел, операция «Лазарь», просьба о чуде («Будь, пожалуйста, живым»), воскресение - все эти нарративы актуализирует дополнительный интерпретационный контекст - христианский, который, как пыталась показать Флора Олломоуц26, возможно, задан самим Артуром Конан Дойлем.
2610-е заседание семинара, посвященного труду «Комментарий: теория и практика», в Отделе теории литературы ИМЛИ РАН. Ведущая семинара - Татьяна Касаткина. Доклад Флоры Олломоуц «Произведения по мотивам как комментарии к авторскому тексту («Записки о Шерлоке Холмсе» А.К. Дойла, сериал "Шерлок")», режим доступа: http://t-kasatMna.livejournal.com/91299.html
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
Эта сверхчеловеческая, ангельская или даже божественная природа не предполагает сексуальной определенности; Шерлок Моффата-Гэтисса андрогинен. Окружающие не принимают его, объявляя гениальные выводы подлогом, фальшивкой, стремление раскрыть преступление - патологической потребностью в зрелище/картине смерти, привязанность и дружбу - гомосексуальными предпочтениями.
В целом, герой сериала предстает очень привлекательным и человечным, демонстрируя те качества, которые в эпоху технократизма оказываются собственно человеческими, отличающими человека от машины.
Образы героя-ребенка, ангела, супермена, спасителя достаточно распространены в массовом искусстве и хорошо узнаваемы. Сериал мгновенно приобрел поклонников и фанатов-фикрайтеров.
Ряд созданных ими фантекстов детализирует сериальный образ, прописывая подробности сюжетных поворотов, проясняя / комментируя поведение героев, используя устойчивые характеристики, в т.ч. речевые, что является достаточно распространенным приемом, как отмечают исследователи фанфикшн, например, Е. Четина и Е. Клюйко-ва: «Подавляющее большинство интернет-текстов представляет собой набор клишированных формул: фанфикер стремится корректировать систему персонажей и классические сюжетные коллизии в соответствии со стереотипами массовой культуры»27, наивной литературы. Образ героев в таких текстах будет близок оригиналу и маркирован термином «канонный». Незначительно трансформированный образ, ставший достаточно популярным в фанатской среде, многократно воспроизводимый в фан-фиках, называют «фанонным».
Однако фикрайтеры вносят значительные изменения и в этот образ. Шерлок-герой фан-фикшн может утратить нравственную целостность
и стать убийцей или насильником, садистом или мазохистом, изменить человеческой природе, представ в фанфике инопланетянином, вампиром, компьютерной программой или даже уткой, сойти с ума или утратить интеллектуальные способности, потерять память / зрение / слух / речь, избрать профессию писателя, актера, хастлера, манекенщика, стать отцом, мужем и т.д. Такой герой, далеко отстоящий от «канонных» образцов может быть обозначен как «рандомный». Отдельную группу составляют Шерлоки - герои кроссоверов, примеряющие на себя маски персонажей Дж. Остин, Ш. Бронте и т.д. Не приводим здесь ссылки на конкретные фантексты, т.к. они исчисляются десятками / сотнями по каждой группе или сюжетному варианту.
Возникает закономерный вопрос: за счет чего сохраняется целостность образа, или как возможна / происходит идентификация героя фанфика с прототипом (т.е. рандомного героя с канонным). 137 Что собственно шерлоковского остается, например, в потерявшем память и самоконтроль убийце-наркомане? С. Моффат, говоря о сценарии телесериала «Шерлок», формулирует проблему сходным образом: «Интересно, до какой степени можно что-то менять [в герое], чтобы он все ещё оставался Шерлоком Холмсом?»28 Какие свойства / характеристики персонажей значимы настолько, что позволяют удерживать читательские / зрительские внимание и интерес?
Очевидно, что общее, объединяющее ка-нонного, фанонного и рандомного29 героев, позволяющее усмотреть в многообразии версий первоначальный образ Шерлока, и будет наиболее цен-
Четина Е. М., Клюйкова Е. А. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник пермского университета, 2015, Вып. 3 (31).С. 95 - 104.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шерлок_(телесериал)
29 Эту терминологию использует, например, М.А. Ко-робко. См.: Коробко М. А. Соотношение канона и фано-
на (на материале фандомов «Шерлок», «Мерлин»,
«Сверхъестественное») // Вестник Брянского государственного университета. №2 (2015): Педагогика. Психология. История. Право. Литературоведение. Языкознание. Экономика. Точные и естественные науки. Брянск: РИО БГУ, 2015. С. 254-256.
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
ным элементом, ради которого пишется / читается текст.
Таким элементом оказывается имя; оно почти всегда сохраняется.
Чаще всего сохраняется и внешний облик (у героя Бенедикта Камбербэтча характерная внешность), детали, имеющие отношение к телу / телесности: цвет глаз, кудри, рост, худоба, отсутствие потребности в отдыхе и еде, употребление наркотиков, курение.
И самое главное, без чего текст не состоится - это отношения между героями. Именно развитие отношений, а не детективного сюжета оказывается основой повествования в фанфике. «Самое дорогое в мире - это человеческие взаимоотноше-ния»30 - эта цитата вполне может служить девизом любого фикрайтера.
Значимость отношений для произведений массовой культуры неоднократно отмечалась исследователями. Так, например, М. Черняк пишет: «В фокусе внимания массовой литературы стоят не эстетические проблемы, а проблемы репрезентации человеческих отношений, которые моделируются в виде готовых игровых правил и ходов»31.
Широко утвердилась точка зрения, в соответствии с которой произведения массовой культуры компенсируют недостаток положительных эмоций современному читателю / зрителю, позволяя через сопереживание герою, соотнесение себя с ним, убежать от фрустрирующей реальности в мир бурных страстей и захватывающих приключений.
Анализируя русский любовный роман как жанр массовой литературы, М. Черняк отмечает, что в нем отражен«тот идеал (часто весьма примитивный), отсутствие которого остро ощущается в обществе, зафиксированы представления о гендер-
30 https://ficbook.net/readfic/3421114/9185036
31 Черняк М.А. «Розовый роман» в контексте современной массовой литературы:
Тенденции развития жанра // Вестник Череповецкого государственного университета 2015. №6. С. 101-106.
ных ролях и поведенческих стереотипах современного человека»32.
Однако в отличие от преобладающих в российском обществе стереотипных представлений о социальных и гендерных ролях, нормативных отношениях мужчины и женщины, отраженных в «розовом романе», в фанфикшн наиболее часто репрезентированы романтические или эротические отношения между героями одного пола. Жанр «слэш» (в мужском (яой), реже в женском (юри) вариантах) значительно более популярен, нежели любой другой33.
В фанфикшн по «Шерлоку» основными типами отношений, связывающих героев фандома стали: Джонлок (Шерлок / Джон), Шериарти (Шерлок / Мориарти), Майстрэйд (Майкрофт / Ле-стрейд), Холмсцест (Шерлок / Майкрофт), Шерлок / Лестрейд, Шерлок / Молли, Шерлок / ОМП («оригинальный» мужской или женский (ОЖП) персонаж). 138
Подчеркнем, что интерес к жанру слэш не является специфической чертой избранного для анализа фандомаи не обусловлен текстом Конан Дойля или сценарием сериала, а является устойчивой характеристикой фандомных текстов, зачатую привлекая читателя значительно больше первоначального (канонного) текста, формируя пристрастие к чтению / писанию фанфикшн почти патологическое / наркотическое, что мы и попытались отразить эпиграфом к данной статье.
Одним из первых русскоязычных исследователей слэша стала К. Прасолова, представившая краткую историю слэша как явления, систематизировавшая основные подходы к его изучению (на 2008 год более 100 работ англоязычных авторов)34.
32 Там же.
33 Не вдаваясь в детали терминологии, отметим, что в качестве жанра на фансайтах указывается до 50 позиций.
34 Прасолова, К.А. Слэш: проблемы дефиниции // Вестник РГУ им. Канта. Вып. 8. Серия «Филологические науки». Калининград: Изд-во РГУ им. Канта. 2008. С.100-106.
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна ЮСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
В большей степени привлекательными для исследователя оказываются вопросы определения специфики слэша как жанра, причин его возникновения. Основными вариантами значений, закрепленных за термином«слэш», К. Прасолова считает: (1) эгалитарную порнографию для женщин (где протагонистами являются сексуально привлекательные мужчины), (2) подвид любовного романа, сближающийся с ним композиционно, (3) протест против гетеронормативности современной культуры, (4) контекстную интерпретацию, развивающую заложенные в тексте-первоисточнике гомосексуальные подтексты.
В англоязычных текстах слэш как жанр складывается к середине 1970-х, в русскоязычных распространяется значительно позже. Однако тот факт, что большинство современных исследователей фанфикшн считают необходимым объяснять значение используемой на фансайтах терминологии, свидетельствует, что ни само явление, ни научные его исследования пока не стали предметом широкого осмысления обществом или экспертным сообществом. В случае сериала «Шерлок» это приводит к неспособности неискушенного зрителя отличить авторский (сценаристов и режиссеров) замысел от внутритекстовой полемики с фанатами и опровержения фанатской версии взаимоотношений героев.
Наиболее интересными с точки зрения аксиологии оказываются версии любовных отношений, связывающих героев-антагонистов, например, Шерлока и Мориарти. Очевидно, что подобная связь оказывается разрушительной для образа положительного героя. От читателя фанфикшн, таким образом, ускользают не только эстетические проблемы, но и этические. Если «одним из доминантных кодов массовой литературы является эскапизм, уход от реальности в другой, более комфортный, мир, где побеждают добро, ум, красота и си-ла»35, как отмечает М. Черняк, то в приведенных
35 Черняк, М.А. «Розовый роман» в контексте современной массовой литературы:
вариантах отношений размываются границы добра и зла. Страсть, связывающая героев, оказывается для писателя / читателя фанфикшн более значимой, нежели представления о моральных / нравственных нормах. Столь же подвижными становятся и границы между полами. Преодоление препятствий в любви (социального или имущественного неравенства, любых других форм мезальянса) уже мало актуальны для читателя рубежа XXI века, препятствия не столько преодолеваются, сколько игнорируются, никакие качества или поступки героя не мешают автору привести повествование к хэппи-энду, обязательному элементу фанфика, как и большинства произведений массовой культуры.
Таким образом, исключительную важность обретают взаимная страсть / любовь (возможность избежать одиночества, обрести пару), вне которой неосуществимым представляется целостное и гармоничное существование человека. Именно страсть оказывается базовой ценностью в картине 139 мира читателя фанфикшн.
Отметим, что, хотя в ряде текстов любовные отношения получают официальный статус, в большинстве случаев он остается незначимым, что приводит нас к пониманию кризиса ценности семьи в традиционном наполнении этого понятия.
Счастливый финал любого фанфика - соединение героев. В отдельных случаях заключение брака (ср. фольклорное «честным пирком, да за свадебку») оказывается хэппи-эндом, но чаще всего таким финалом становится секс, причем, т.н. «графический секс», как высшее проявление любви и знак полной принадлежности друг другу («секс для меня не существует отдельно от человека, с которым он происходит. Секс для меня лишь способ выразить свои чувства, стать ближе к тому, которого я люблю. Секс сам по себе не цель, а средство»36), любовь выступает и целью, и способом стирания социальных, гендерных и даже видовых
Тенденции развития жанра// Вестник Череповецкого государственного университета 2015. №6.С. 101-106.
36 https://ficbook.net/readfic/1488497/4692545#part_content
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна ЮСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
различий, оправданием любого, самого чудовищного поступка / действия.
Любовь и секс являются в аксиологии современного зрителя высшими экзистенциальными ценностями.
Столь же значимой является ценность равенства / равноправия партнеров; возможно именно повествование о гомосексуальных связях позволяет отказаться / избежать традиционной иерархии в отношениях гетеросексуальной пары. Представление о равенстве партнеров реализуется довольно последовательно, даже на уровне композиции, например, постельные сцены чаще всего «симметричные», герои показаны меняющимися ролями, в активной и пассивной позициях равное количество раз.
Важно иметь в виду, что авторами фан-фикшн в большинстве случаев являются женщины; гендерная специфика считается единственным неизменным стратификационным признаком аудитории фансайтов: «фанфикшн по-прежнему читают и пишут преимущественно женщины. Но сегодня это женщины всех возрастов, сексуальных ориентаций, уровней дохода и образования (доступ к Интернету становится здесь единственным условием), любого семейного положения»37. Однако сложно согласиться с тем, что основной целью писания / чтения текста становится самоидентификация читателя/автора с героем, возможность «проживания» недоступных в реальном мире эмоций. Речь, скорее, идет об изображении в тексте именно должных отношений, идеальных в противовес возможным; «будучи переполнены описаниями гомосексуальных контактов всех степеней откровенности, эти тексты репрезентируют не собственно гомосексуальность, а идеальные представления своих авторов и читательниц о гармоничном человеке и «правильных» человеческих отношениях»38.
37 Самутина, Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 145.
38 Там же.
В качестве характерного примера идеальных отношений обратимся к интересному кроссоверу «Шерлок» (BBC) - «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена, героями которого являются wing!Джон и wing!Шерлок. Фанфик называется «Урод»39, с точки зрения жанровой принадлежности определяется автором как сказка, основным содержанием становится история утенка Джона, изгнанного за уродство с птичьего двора и разделившего пещеру с изгоем-Шерлоком. Оба стыдятся своего уродства и «общаются только в темноте». Автор использует описанные выше механизмы идентификации героев: утка-Шерлок демонстрирует дедуктивные способности и имеет узнаваемые речевые характеристики: «Они вели долгие беседы, причём новый знакомый отпускал язвительные и саркастические замечания касательно всего на свете. Как оказалось, Шерлок был просто кладезем полезной информации о жизни на воле. И при этом с любопытством выспрашивал у Джона, как обсто- 140 ят дела в быту домашних птиц. Джон добросовестно рассказывал об иерархии, царившей во дворе, о порядках кормления и времяпрепровождения. После подробного отчёта Шерлок лишь пробормотал вполголоса: «Идиоты» - и больше ничего не ска-зал»40; утка-Джон, как мы видим, разбирается в социальном устройстве птичника.
«Внешность соседа не играла для Джона никакой роли», - такая мысль рефреном проходит через весь текст, однако в финале (хэппи-энд) преображенные герои (белый и черный лебеди) остаются вдвоем, не стремясь присоединиться к стае, и Джон говорит: «Во-первых, ты гораздо красивее самого красивого лебедя, которого я видел в жизни. Во-вторых, найти друга намного важнее, чем какое-то общество»41. Есть и послесловие: через 2 месяца прекрасные птицы вдвоем летят на юг.
В этом тексте, на наш взгляд, достаточно экзотическом для фандома по «Шерлоку», ценно-
39 https://ficbook.net/readfic/3158888
40 Там же.
41 Там же.
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна ЮСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
сти отношений (любви / дружбы) и красоты («телесных» характеристик) не просто важны, - они оказываются единственным содержанием повествования, мораль сказки прямо утверждает ценность обретения пары, эффектно иллюстрирует тезис об исключительной значимости личных / частных отношений.
Многократное, бесконечное воспроизведение в каждом фике истории обретения героями друг друга, безусловно, выполняет функцию, характерную для мифологического или фольклорного текста42 - упорядочивание мира, поддержание космоса, в основании которого ценность взаимной любви.
Очевидно, что ценности, которые репрезентируются и транслируются в русскоязычном фан-фикшн - это ценности современного «расколотого» человека (лишенного целостности, утратившего идентичность, выключенного из хода истории), человека вне социальных связей, без потребительских целей, без социально-ориентированных жизненных стратегий и задач. Экзистенциальные смысложизненные ценности помещаются в пространство приватного, частного, они больше не связаны со сферой надличностного, с такими ценностями предшествующих эпох как спасение души, достижение общего блага, господство отдельной нации, достижение социальной справедливости. Осознание современным человеком собственной ценности и своего места в мире оказывается невозможным вне межличностных отношений.
Не претендуя на художественно-эстетическую значимость, фанфикшн, так же, как любовный роман, является своеобразным «слепком эпохи» (М. Черняк), и если «феномен массовой литературы вообще и дамского романа в частности недостаточно оценен как верный показатель невы-
сказанных стремлений и потаенных желаний массового человека - показатель коллективных умонастроений эпохи»43, то для фанфикшн это утверждение столь же, если не более, справедливо.
В связи с этим уточним степень репрезентативности нашего анализа.
История изучения фанфикшн с 1990-х годов основывалась на представлении о фикрайтер-стве как специфической практике фанатских сообществ, форме / способе приобщения к субкультуре; сегодня же мы видим, что писание и чтение фан-фиков уже не связано с принадлежностью к фанатской субкультуре, становится зачастую случайным, частным делом, не предполагающим инкультура-ции, включения в фанатское сообщество, идентификации себя как фаната.
Необходимо признать, что используемые в статье термины («фанаты», «фанатское сообщество», «сетевое сообщество» и др.) мало проясняют структуру писательской и, особенно, читательской 141 аудиторий «Книги фанфиков». Следует согласиться с тем, что в каждом фандоме есть категория активных авторов, годами пишущих, участвующих в ежегодных фандомных битвах и конкурсах; такие участники могут быть описаны в качестве субкультурной группы. Но столь же очевидно, что читателем и автором фанфика сегодня может оказаться любой человек, заинтересованный фильмом / книгой / клипом настолько, чтобы ввести название в поисковой строке. Ссылка на фанатский сайт будет в первой десятке. Еще раз подчеркнем, что количество посещений в день «Книги фанфиков» позволяет говорить об аудитории этого сайта как достаточно репрезентативной к зрительской аудитории россиян, с учетом гендерной асимметрии, отмеченной выше, и возможности доступа к интернету различных возрастных групп.
42 Функции фольклорных и мифологических мотивов исследовала Н. И. Васильева в работе Фольклорные архетипы в современной английской литературе и нарра-тиве «фанфикш» (на материале произведений Дж. К. Ролинг и творчества поклонников ГП). Дис. ... канд. филол. наук: Н. Новгород, 2005. 243 с.
43 Черняк М.А. «Розовый роман» в контексте современной массовой литературы:
Тенденции развития жанра// Вестник Череповецкого государственного университета 2015. №6.С. 101-106.
12 (23) 20161
Надежда Юрьевна КОСТЮРИНА / Nadezhda KOSTYURINA
| К вопросу о современной зрительской аксиологии или женская мечта о гейской любви / The Question of Contemporary Audience Axiology or Women's Dream about Gay Love |
Ив заключение несколько слов о практической значимости исследования, в первую очередь, в контексте молодежной аксиологии.
Отметим следующее: если ребенку / подростку нравятся, например, японские мультики, то есть основания ожидать, что:
1. описанные выше ценности, частью какого бы маргинального контекста они ни казались на первый взгляд, включены в его картину мира, и, возможно, занимают в ней не последние позиции;
2. для него характерно более толерантное отношение к миру, в т.ч. к гендерным стереотипам;
3. он владеет языком для разговора на интимные темы, включающем лексику не только медицинскую и обсценную.
Хорошей иллюстрацией этих тезисов является почти стопроцентное знакомство школьников средних и старших классов с терминами «слэш», «яой», «пейринг», «фанфик». Очевидно, что о «фанфикшн давно пора говорить серьезно, не как о курьезе, а как о распространенной коммуникативной практике»44, фиксирующей и формирующей актуальные ценностные ориентиры.
142
44 Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 151.
12 (23) 20161