Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виситаева Ирсана Зайндыевна

Противоречивость и непостоянство современного мира ставит молодых людей в ситуацию необходимости развития личностных ресурсов и стремлению к достижению успеха в учебной и общественной деятельности. Понятно, что успешность каждого человека определяется его психофизиологическими особенностями и системой взаимоотношений, выстраиваемых им в обществе. Для достижения успеха человек должен обладать такими качествами как целеустремленность, упорство, активность, трудолюбие, коммуникативность, умение работать в команде, отстаивать собственную точку зрения. Категория «успешность» ассоциируется со сферой управления и бизнеса, что дает о ней представление как сугубо экономического понятия. Однако сегодня к успешности стремится каждый человек, осмысливающий трансформации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности. В контексте рассматриваемой нами темы учить быть успешным может только успешный человек, поэтому, на наш взгляд, формирование данного феномена важно и нужно для будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMATION OF SOCIAL SUCCESS AMONG FUTURE TEACHERS

The inconsistency and impermanence of the modern world puts young people in a situation of the need to develop personal resources and the desire to achieve success in educational and social activities. It is clear that the success of each person is determined by his psychophysiological characteristics and the system of relationships he builds in society. To achieve success, a person must have such qualities as purposefulness, perseverance, activity, diligence, communication skills, the ability to work in a team, defend their own point of view. The category of "success" is associated with the sphere of management and business, which gives an idea of it as a purely economic concept. However, today every person who comprehends the transformations taking place in all spheres of life strives for success. In the context of the topic we are considering, only a successful person can teach to be successful, therefore, in our opinion, the formation of this phenomenon is important and necessary for future teachers.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

4. Дегтярев, С.Н. Дивергентная карта: развивающие и диагностические возможности / С.Н. Дегтярев // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - №2. - URL: https://cyberieninka.m/article/n/divergentnaya-karta-razvivayuschie-i-diagnosticheskie-vozmozhnosti (дата обращения: 20.07.2022).

5. Ломбина, Т.Н. Проблемы чтения в новой цифровой реальности / Т.Н. Ломбина, В.А. Мансуров, О.В. Юрченко // Социологическая наука и социальная практика. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 97-110.

6. Лукьянец, Г.Н. Влияние гаджетов на развитие детей / Г.Н. Лукьянец, Л.В. Макарова, Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина, М.С. Шибалова // Новые исследования. - 2019. - № 1 (57). - С. 25-35.

7. Смирнова, С.И. Зрительное восприятие как психофизиологическая основа объекта текста типа «описание» / С.И. Смирнова // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. - 2019. - №4. - URL: https://cyberieninka.m/article/n/zritelnoe-vospriyatie-kak-psihofiziologicheskaya-osnova-obekta-teksta-tipa-opisanie (дата обращения: 20.07.2022).

8. Ткачук, Е.А. Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «фундаментального цивилизационного сдвига» / Е.А. Ткачук // «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» - Междунар. информ.-аналит. журн. - 2014. - № 1. - С. 290-300. - URL: http://ce.ifmstuca.ru/wp-content/uploads/2014/03/tkachuk.pdf (дата обращения: 28.08.2021).

9. Nyiri, K. The mobile telephone as a return to unalienated communication / K. Nyiri // Knowledge, Technology & Policy. -2006. - Vol. 19. - №. 1. - P. 54-61.

Педагогика

УДК 371

преподаватель кафедры педагогики Виситаева Ирсана Зайндыевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. Противоречивость и непостоянство современного мира ставит молодых людей в ситуацию необходимости развития личностных ресурсов и стремлению к достижению успеха в учебной и общественной деятельности. Понятно, что успешность каждого человека определяется его психофизиологическими особенностями и системой взаимоотношений, выстраиваемых им в обществе. Для достижения успеха человек должен обладать такими качествами как целеустремленность, упорство, активность, трудолюбие, коммуникативность, умение работать в команде, отстаивать собственную точку зрения. Категория «успешность» ассоциируется со сферой управления и бизнеса, что дает о ней представление как сугубо экономического понятия. Однако сегодня к успешности стремится каждый человек, осмысливающий трансформации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности. В контексте рассматриваемой нами темы учить быть успешным может только успешный человек, поэтому, на наш взгляд, формирование данного феномена важно и нужно для будущих учителей.

Ключевые слова: будущий учитель, социальная успешность, критерии и показатели.

Annotation. The inconsistency and impermanence of the modern world puts young people in a situation of the need to develop personal resources and the desire to achieve success in educational and social activities. It is clear that the success of each person is determined by his psychophysiological characteristics and the system of relationships he builds in society. To achieve success, a person must have such qualities as purposefulness, perseverance, activity, diligence, communication skills, the ability to work in a team, defend their own point of view. The category of "success" is associated with the sphere of management and business, which gives an idea of it as a purely economic concept. However, today every person who comprehends the transformations taking place in all spheres of life strives for success. In the context of the topic we are considering, only a successful person can teach to be successful, therefore, in our opinion, the formation of this phenomenon is important and necessary for future teachers.

Key words: future teacher, social success, criteria and indicators.

Введение. В российском обществе, к сожалению, устойчив стереотип восприятия учителя как человека, несущего свой крест, уставшего от работы и жизни, неоцененного по достоинству. На самом деле ситуация сегодня совершенно другая. Достаточно сказать о мотивационных программах поддержки педагогов в разных регионах России: различные конкурсы «Учитель года», «Молодой педагог», программы «Земский учитель» и др., развивающие потребность успеха у учителей. Успех связан не только с материальным благополучием, достижениями личности во внешнем мире, карьерой, известностью, здесь важно понимать, как человек воспринимает это состояние. Какие условия создаются в семье, в школе, в вузе для того, чтобы личность осмысленно стремилась к успешности и правильно умела расставлять приоритеты и ценности.

Следует отметить, что категории «успех» и «успешность» рассматриваются на стыке философии, психологии и социологии. Такой междисциплинарный подход позволяет характеризовать успех как жиз ненную траекторию каждого человека. Личность ставит цель собственной деятельности, направленной на достижение чего-либо, что в конечном счете приводит к результату, к определенным материальным либо духовным благам [1].

Изложение основного материала статьи. Рефлексия научных трудов известных ученых - философов, психологов позволяет утверждать, что успех каждого человека обуславливается личностными особенностями, как, например, активность. Так, Г. Олпорт, К.Г. Юнг, Г.В. Гегель, Д.Н. Узнадзе, И.С. Кон, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская связывали успех с деятельностью человека, выра жающейся через акт творения либо достижения определенного уровня. Справедливо утверждение [4] о том, что для достижения успеха, определяющими являются мотив достижения успеха и установка на успешность. Они могут формироваться постепенно, например, таким социальным институтом как образовательный. В работе [6] выделены социально-психологические предикторы профессиональной успешности личности. К которым отнесены: уровень образованности; характеристики мышления; высокий уровень развития саморегуляции, самоконтроля и стрессоустойчивости; коммуникативные компетенции и навыки эффективного межличностного взаимодействия; непротиворечивая «Я-концепция»; высокое самоуважение; развитые волевые и личностные качества, такие как: активность и мобильность, настойчивость и целеустремлённость, направленность на результат, стремление к повышению профессионализма.

Согласно мнению Ф.О. Семеновой [6] жизненная успешность может быть рассмотрена как совокупность реальных достижений за сравнительно короткий период (1-3 года), значимость которых соизмерима с социальными стандартами успешного человека и может быть оценена и суммирована другими людьми; совокупность реальных достижений за какой-то достаточно протяженный период жизни (около 5 лет), значимость которых оценивает и соизмеряет с жизненной

успешностью других людей и социальными стандартами успешности сам человек; интегральная оценка успешности жизни человека без выделения конкретных событий и их оценки с точки зрения социальных стандартов успешности, а соизмеримая только с субъективными представлениями человека об успешности жизни.

В работах [7, 8] подчеркивается, что социальная успешность связана с академической, профессиональной и личной компетентностью, проявляющейся в процессе самореализации студента в образовательной среде. Среди факторов, влияющих на качество образования и, следовательно, на социальную успешность обучающихся, можно отметить мотивацию, профессиональную направленность, активность, цифровое поведение, навыки освоения цифровой образовательной среды.

Справедливо утверждение Т.Н. Гущиной о роли социально-педагогического сопровождения в развитии социальной успешности молодых людей. Автор подчеркивает, что социально успешные молодые люди склонны воспринимать успех не только как результат собственных действий, но и как результат сопровождения [3].

Социальная успешность коррелирует с психологическим благополучием личности. Успеха можно достичь, если человек чувствует себя комфортно в эмоциональном отношении. Психологический неустойчивый человек не в состоянии разрабатывать траекторию собственной жизненной карьеры и успеха. Ему сложно строить планы на будущее, так как он направлен на свое внутреннее состояние, на собственные сомнения и тревоги. Как правильно отмечено в работе [2.] психологическое благополучие - это, прежде всего, субъективная реальность, наиболее полно находящая свое выражение в эмоциональном (точнее, психологическом) самочувствии и ценностном самоотношении личности. Следует отметить, что в некоторых исследованиях процесс формирования успешности связывают с условиями развития личности в семье [5].

Нами определены критерии формирования социальной успешности: когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный. На наш взгляд, каждый человек должен иметь определённые знания о том, что такое социальная успешность, какие факторы благоприятствуют ее формированию и развитию. Мотивационный критерий позволяет выявить насколько человек направлен на достижение успеха в учебной, профессиональной, личностной сфере. Деятельностный критерий характеризует какие формы, методы и приемы использует человек в достижении поставленных целей и задач. Рефлексивный критерий позволяет судить о том, что и как получилось, какие ошибки допущены и как их корректировать. В совокупности все критерии помогают разработать индивидуальную траекторию успеха.

В зависимости от критериев и показателей нами были определены уровни сформированности социальной успешности у студентов педагогического вуза: достаточный, допустимый, низкий. Достаточный уровень характеризуется направленностью личности на успех, имеющейся четкой целью, разработанной траекторией развития, личностными качествами. Допустимый уровень предполагает наличие у личности определенного представления о социальной успешности, внутреннего плана действий, желания добиться успеха в жизни, но, при этом низкая мотивированность, слабоволие, низкая сосредоточенность. Низкий уровень сфлормированности социальной успешности отличается отсутствием мотивации к успеху, преобладанием лени и скептического отношения к тому, чем занимается личность, неверие в то, что в современных условиях в педагогической деятельности возможно добиться карьерного роста и неосознанный выбор профессии.

В экспериментальном исследовании, проведенном на базе Чеченского государственного педагогического университета приняло участие 540 студентов 1-2 и 5 курсов. Нами было выдвинуто предположение о том, что уровень социальной успешности студентов повышается к периоду завершения учебы в вузе. Выдвигая такое предположение, мы исходили из того, что в первые годы обучения в университете многие студенты не совсем точно могут определиться с выбором профессии. Среди них оказываются и те, которые пришли в педагогический вуз по остаточному принципу. При этом, некоторые меняют свою точку зрения и находят себя в педагогической профессии. С целью определения уровня сформированности социальной успешности студентов нами были использованы известные в современной психолого-педагогической науке методики: тест для исследования культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда, методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элера, методика Дембо-Рубенштейн, модификация Прихожан А.М.

Согласно, проведенному исследованию, нами получены следующие результаты, приведенные в таблице № 1.

Таблица № 1

Уровни сформированности социальной успешности у студентов педагогического вуза

Уровни Студенты 1-2 курсов (220 чел.) Студенты выпускных курсов (220 чел.)

Достаточный 30% 75%

Допустимый 23% 15%

Низки 47% 10%

Выводы. Таким образом, основываясь на теоретическом анализе научной литературы по исследуемой проблеме и результатах экспериментального исследования мы можем констатировать, что:

- социальная успешность определяется нами как интегральная характеристика личности, содержащая в себе совокупность личностных качеств, позволяющих успешно адаптироваться в условиях неустойчивого и непредсказуемого мира, отражающих достижения в социальной и профессиональной деятельности и способствующих самореализации и самоактуализации человека;

- уровень сформированности социальной успешности возрастает к выпускным курсам почти в два раза, что, на наш взгляд, обуславливается более сознательным и ответственным отношением к будущей профессии, а также более высокой мотивацией молодых людей к успеху, связанной с их личностно-психологическими особенностями.

Литература:

1. Батурина, Н.В. Оотношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия / Н.В. Батурина, Ю.Е. Черняева // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2018. - Т. 11. - №. 4. - С. 18-23.

2. Берзин, Б.Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия / Б.Ю. Берзин // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2018. - Т. 24. - № 4 (180). -С. 74-81.

3. Гущина, Т.Н. О социально-педагогическом сопровождении развития социальной успешности молодёжи / Т.Н. Гущина // В сборнике: Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Материалы научно-практической конференции. Под научной редакцией И.Ю. Тархановой. - Ярославль, 2021. - С. 234-239.

4. Конюхова, Т.В. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода / Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2009. -Т. 314. - №. 6.

5. Мусханова, И.В. Этнопсихологические особенности развития личности в чеченской семье / И.В. Мусханова // Вестник Академии наук Чеченской Республики. - 2015. - № 3 (28). - С. 121-124

6. Семенова, Ф.О. Социально-психологические предикторы профессиональной успешности личности / Ф.О. Семенова // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2018. - №. 10. - С. 98-104.

7. Razinkina, E. Education quality as a factor of modern student's social success / E. Razinkina, L. Pankova, E. Pozdeeva, L. Evseeva, A. Tanova // В сборнике: E3S Web of Conferences. - Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. - 2020. - С. 12008.

8. Safin, R.S. Innovative entrepreneurship in education: a new look in the students training content and existing problems / R.S. Safin, A.R. Shaidullina, R.A. Alikhanova, I.V. Muskhanova, T.V. Yusupkhadzhieva, L.A. Dzhamalkhanova, F.V. Mezhidova, V.M. Nigmetzyanova, L.G. Akhmetov // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 2. - С. 51-56.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА

ВУЗА

Аннотация. В статье проанализировано понятие маркетинговой компетентности, рассмотрен перечень умений и навыков, необходимых для молодых специалистов по окончанию вуза. Развитие рынка образовательных услуг, реализация маркетинговых методик предполагают учет таких факторов, как потребность в образовательных услугах, новейшие достижения в области науки, использование эффективных методов, программ обучения, мобильность обучения, что позволяет быстро менять характер обучения.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образование, маркетинговая компетентность.

Annotation. The article analyzes the concept of marketing competence, considers the list of skills and abilities necessary for young professionals upon graduation. The development of the educational services market, the implementation of marketing techniques involve taking into account factors such as the need for educational services, the latest achievements in science, the use of effective methods, training programs, mobility of training, which allows you to quickly change the nature of training.

Key words: competitiveness, education, marketing competence.

Введение. В конкурентной среде современного этапа нашего экономического развития все хозяйствующие субъекты книжного рынка поставлены перед вопросом выбора наиболее эффективных методов и средств ведения цивилизованного и прибыльного бизнеса. Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой проблемы является интеграция и использование маркетинговых коммуникаций в книгоиздательской отрасли. Изучение существующих систем маркетинговых коммуникаций позволит книгоиздательским организациям определить наиболее перспективные пути повышения эффективности использования собственных маркетинговых программ и, следовательно, повышения эффективности производственной, экономической и финансовой деятельности. В этой связи существующая структура исследований и маркетинговых коммуникаций, планируемых, реализуемых, управляемых и контролируемых высококвалифицированными выпускниками, особенно важна для книгоиздательских предприятий, работающих на рынках печатных и электронных изданий.

Изложение основного материала статьи. Современная система высшего профессионального образования основной задачей считает подготовку такого специалиста, который должен уметь мобилизовать личностный потенциал для решения профессиональных задач. Выпускники высшего учебного заведения должны обладать навыками изучения рыночных условий, определения своих жизненных приоритетов и уметь конкурентоспособно позиционировать себя на рынке труда. Поэтому существует явная необходимость перехода высшего образования на новый качественный уровень, так как высшее образование определяет вопрос удовлетворения потребностей рынка труда и формирования у студентов маркетинговых навыков. Поэтому мы считаем, что формирование профессиональных маркетинговых навыков будет способствовать личностному росту студентов и совершенствованию процесса обучения в университете [3].

Современные предприятия и компании любой отрасли предъявляют особые требования к специалистам с целью формирования высококвалифицированного сотрудника, способного мобилизовать индивидуальный потенциал для решения профессиональных задач. В связи с этим актуализируется проблема формирования маркетинговой способности студентов высшего учебного заведения, которая способствует изучению, формированию и удовлетворению потребностей индивидуального дифференцированного образования.

В контексте формирования маркетинговых способностей студентов в образовательном процессе вуза целью профессиональной деятельности педагога является содействие осознанному и целенаправленному выполнению студентами маркетинговых образовательных действий, проведение маркетинговых исследований, разработка маркетинговых стратегий, реализация маркетинговых коммуникаций, с позиции ценностной мотивации, спроса и саморегулирующейся маркетинговой деятельностью.

В процессе формирования маркетинговых способностей студентов ВУЗа субъект деятельности вступает во взаимодействие взаимного влияния, что обеспечивает единство совместного действия и взаимоотношений между маркетинговой организацией и ее участниками-исполнителями. В этих условиях раскрываются способности студентов, их опыт, внутренние ресурсы и педагогические навыки преподавателей. Результатом взаимодействия в маркетинговой и преподавательской деятельности является сотрудничество [6].

Формирование маркетинговой компетентности студентов ВУЗа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

1. Реализация мотивации студентов к формированию маркетинговой компетентности.

2. Направленность образовательного процесса вуза, систематизирующая маркетинговые знания студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.