ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ОБРАЗ СЕБЯ КАК УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ В ВОСПОМИНАНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Шахова Е . М.
Шахова Елизавета Михайловна, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, Краснодарский край, Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Эл. почта: [email protected].
В статье представлены результаты эмпирического исследования воспоминаний юношей и девушек о ситуациях успеха. Дается определение успешности человека, успешность рассматривается через субъективную оценку достижений в различных сферах жизнедеятельности. Результаты интерпретируются по определенным критериям, отражающим особенности конструирования автобиографических воспоминаний: образ другого человека, представленного в тексте, и его роль в достижении успеха; активность респондента в описываемых ситуациях; описание событий в различных временных формах; сферы жизнедеятельности, в которых чаще всего локализуются ситуации успеха; стратегии достижения успеха. Проанализированы основные различия в представлениях о себе как успешной личности в группах девушек и юношей: ориентация на разных людей в построении образа себя как успешной личности; разное определение собственной роли в достижении успеха; различия во временной ориентации; использование разных жизненных сфер для реализации успеха; предпочтение разных стратегий и целей достижения успеха. Описаны механизмы построения образа себя как успешной личности у юношей и девушек. Юноши ориентированы на образы успешных мужчин; успех часто рассматривают в перспективе; считают успех результатом собственных усилий; стремятся к подтверждению собственной успешности; чаще добиваются успеха в отношениях с друзьями, хобби и учебе. Девушки ориентированы на успех ближайших родственников; воспоминания об успехе переживаются в настоящем; ведущими мотивами достижения успеха служат оценки значимых людей и получение удовольствия. Представлены особенности построения образа себя как успешной личности в юношеском возрасте, не зависящие от пола респондента: ориентация на достижения отца; низкая значимость характеристик внешнего облика; слабая ориентация на сферу семейных отношений и высокая значимость образовательной сферы; ориентация на подтверждение успеха значимыми людьми.
Ключевые слова: успешность личности, ситуация успеха, автобиографические воспоминания, юношеский возраст.
Значимым моментом становления и развития современной личности является ее успешность в окружающем мире. Проблема успешности активно развивается в педагогике, психологии, социологии и носит междисциплинарный характер. В настоящее время имеется устойчивое понимание успешности как совокупности объективных и субъективных характеристик (Тульчинский, 1994;
Дементий, 2002; Демин, 2002, Лимонтьев, 2008; Истюфеева, 2008; Конюхова, 2009; Малышева, 2013 и др.).
Успешность рассматривается нами как субъективная оценка результатов деятельности, где личная цель служит главным критерием, который сформулирован самим человеком (Батурин, 1998).
Успешность связана с такими процессами, как идентичность личности (Макаревская, 2006), личностный рост и самоактуализация (Ключников, 2002; Конюхова, Конюхова, 2009), личностная зрелость (Либин, 2007), креативность (Савенков, Карпова, 2012), образ будущего и субъективная картина жизненного пути (Головчанова, 2009; Чепелева, 2010; Шлыкова, 2006).
Многие авторы указывают на понимание успешности через возможность человека реализовать свой потенциал, использовать собственные ресурсы (Демин, 2002; Истюфеева, 2008; Мальц, 2005; Толочек, 2010).
Таким образом, в понимании успешности личности важным становится учет того, как объективные условия, факторы достижения успеха преломляются в самосознании личности, в ее интериоризированной оценке значимости собственных достижений.
Наиболее интенсивно проводится изучение становления, формирования успешной личности в юношеском возрасте. Именно в старшем подростковом и юношеском возрасте формируются достаточно устойчивые и структурированные представления личности об успехе, успешном человеке (Белых, 2000; Маркелова, 2005; Пятунина, 2002; Шамионов, Тугушева, 2009); начинается анализ себя как успешной или неуспешной личности, поиск собственных ресурсов и ограничений (Макаревская, 2006; Шилова, 2008); осмысливается образ собственного будущего, ведущего к жизненной успешности (Тиханова, 2007; 18).
Конечно, в этом возрасте успех чаще всего молодежь связывает с социальным принятием и материальным достатком (Атюнина, 2009). Однако строящийся образ успешной жизни и себя как успешного человека во многом определяет дальнейшую активность личности в процессе социализации, самоопределения, достижения идентичности (Макаревская, 2006).
За последние несколько лет проведено немало исследований, связанных с изучением представлений молодежи об успешности личности. Наше исследование было направлено на содержательный анализ образа собственной жизненной успешности в воспоминаниях юношей и девушек. Юношеский возраст и ранняя зрелость — возрастные этапы, которые насыщены образами (окружающего мира, себя в этом мире, идеальных ценностей и конкретных жизненных целей). В связи с этим мы обратились к изучению воспоминаний молодежи о ситуациях успеха или неудачи, которые представлены в их субъективной картине собственной жизни.
Для изучения представленности себя как успешного человека в самосознании испытуемым предлагалось написать автобиографический текст на тему «Я
как успешный человек». Респонденты описывали автобиографический опыт, в котором отражены ситуации успеха. В ходе исследования испытуемые не были ограничены во времени, выборе воспоминаний, способах описания.
Тексты обрабатывались с помощью контент-анализа воспоминаний (Шлыкова, 2006; Шлыкова, 2008). Единицами анализа стали пять критериев:
- образ другого человека, представленного в тексте;
- активность респондента в описываемых ситуациях;
- способ описания (использование физических и инструментальных характеристик);
- сферы достижения успеха;
- стратегии достижения успеха.
Выбранные единицы анализа соответствуют содержанию исследуемой проблемы и позволяют изучить: локус контроля личности в ситуации достижения успеха, особенности ролевой идентичности, временную ориентацию личности (успех как прошлые достижения, успех как актуальное переживание, успех как цель), значимость инструментальных и физических характеристик при оценке себя как успешного человека, способы достижения успеха в жизни, широту самореализации личности.
В результате были выявлены структурно-содержательные особенности представления юношами и девушками образа успешного человека и себя как успешного человека.
В исследовании приняли участие 58 чел.— 28 юношей и 30 девушек в возрасте 19-21 года. Все респонденты — студенты Кубанского государственного университета, обучающиеся по разным направлениям подготовки. Группы девушек и юношей выравнивались по количеству. Результаты подвергались сравнительному анализу по группам юношей и девушек с использованием и-критерия Манна-Уитни.
Анализ и интерпретация данных
1. Частота встречаемости образа другого человека в текстах. В качестве основных персонажей выделены следующие: отец, мать, братья/сестры, одноклассники, однокурсники, друзья. В итоговые результаты вошло количество респондентов (% от всей группы), в текстах которых встречался каждый из предложенных персонажей.
Выявлено, что существуют значимые различия между встречаемостью отдельных персонажей в текстах юношей и девушек. Статистически значимые различия проявились по всем персонажам, кроме образа отца. Отец встречается часто у всех респондентов, независимо от их пола (у 93% юношей, 70% девушек). Содержательно отец описывается в очень разнообразных ролях: как наставник («отец учил меня, как правильно забрасывать удочку...»), помощник в сложной
ситуации («папа пришел в больницу с ружьем и запретил врачам везти меня на операцию...»), как некий эталон («папа всегда был очень обаятельным и легко добивался расположения женщин.»), как друг («у нас всегда были особые отношения с папой, только с ним я могла поделиться тем, как мне тогда было стыдно.»), как успешный человек («он тогда все-таки добился того, чтобы его восстановили.»). Образ отца встречается в описаниях совершенно разных жизненных сфер.
Мать значительно чаще (р<0,01) упоминается в текстах девушек (у 39% юношей, у 91% девушек). Можно предположить, что мать является для девушек человеком, на которого они ориентируются в жизни. В группе девушек это наиболее часто встречаемый образ из всех значимых других. Этот образ упоминается практически у всех девушек, причем очень часто. В текстах девушек мать, как и отец, встречается в связи с разнообразными ситуациями и ролями: мать как друг, как эталон женственности, как сильная женщина, добившаяся успеха, как защитница и т.д. У юношей образ матери в основном встречается как тендерный эталон и отражает поддержку самореализации как мать, как понимающая женщина, как терпеливая женщина («матери столько пришлось вытерпеть, пока я занимался борьбой.»).
Братья и сестры встречаются в текстах 77% девушек и 43% юношей (различия значимы при р<0,05). Для девушек влияние сиблингов на собственную успешность более важно, чем для юношей. В текстах очень много воспоминаний о событиях, связанных с сиблингами, приходящихся на два возрастных этапа. В воспоминаниях дошкольного детства сиблинги указываются как партнеры по нарушению норм и правил («мы залезли в чужой сад, и было чудом, что мы смогли сбежать оттуда.») и как конкуренты («сестра всегда выбирала себе самые красивые наряды, хотя, может, она просто так говорила, чтобы подразнить меня.»). И в воспоминаниях настоящего времени, у тех респондентов, для которых брат/сестра очень важны в жизни и выступают в роли ориентира («мне всегда приходилось тянуться за братом, доказывать, что я тоже смогу.») или друга («сестра тогда мне очень помогла, вообще она для меня хороший друг.»).
Друзья значительно чаще встречаются в текстах юношей (р<0,01): у юношей в 82% текстов, у девушек в 37%. Одноклассники или однокурсники встречаются у всех юношей, а у девушек только в 40% текстов. Роль друзей-одноклассников связана с поддержкой либо совместной деятельностью, а роль однокурсников — с реализацией совместных проектов.
Таким образом, мы можем говорить, что для девушек основным источником представлений о себе как успешной личности являются отец, мать и братья/ сестры. Юноши в образе успешного человека больше ориентируются на отца, друзей, одноклассников и однокурсников.
2. Позиция по отношению к ситуациям успеха: активная, пассивная, смешанная. Мы определяли ведущую позицию в тексте каждого респондента.
Ведущей для всей выборки является смешанная позиция (у 57% юношей, 73% девушек). Большинство респондентов используют в текстах, как активную позицию, так и пассивную. Различия между группами проявились в следующем:
- юноши чаще девушек (р<0,05) используют только активную позицию (43% против 10%), считают успех в жизни только собственной заслугой или совместным успехом, в котором они выполняли активную роль;
- девушки, в отличие от юношей, могут использовать только пассивную позицию (17% против 0%), т.е. считают, что их жизненный успех полностью зависит от других людей или от внешних обстоятельств.
3. Время глагола, используемое для описания жизненных событий. Все респонденты чаще всего описывают события в прошедшем времени. Это является нормой для автобиографических текстов (Шлыкова, 2006; Шлыкова, 2008).
Различия между группами проявились в следующем:
- девушки значительно чаще (р<0,05) используют настоящее время (32% против 7%), что говорит об актуальности для них переживания ситуаций жизненного успеха и значимости тех событий, которые привели к успеху, об их эмоциональной насыщенности;
- юноши значительно чаще (р<0,05) используют будущее время (36% против 6%), что свидетельствует об их направленности на перспективу, на будущие достижения, на новые ситуации успеха, на планирование успеха.
4. Характеристики, используемые для описания себя как успешного человека: физические (описание параметров внешнего облика: красивый, ухоженный, уверенная походка, стильная одежда и т.д.), инструментальные (описание себя через действия, различные виды деятельности: много работал, занимался спортом, училась допоздна, у меня уставали руки, я приходил к 7 утра и т.д.), личностные (описание черт характера, особенностей личности: уверенность, любознательность, общительность, доброта, напористость и т.д.).
Основное различие между юношами и девушками проявилось в том, что юноши чаще (р<0,05) используют инструментальные характеристики себя как успешного человека (67% против 29%), а девушки — личностные (56% против 24%).
Юноши чаще описывают себя в ситуации успеха через действия, конкретные виды деятельности. Девушки же чаще указывают на черты характера, особенности личности, имеющиеся способности.
Физические характеристики, описания внешности, манеры поведения используются редко всеми респондентами.
5. Жизненные сферы переживания успешности (учеба, хобби и творчество, семья, дружба, здоровье, отношения с противоположным полом).
Успех в учебе представлен примерно в одинаковом количестве текстов юношей и девушек (27 и 36%). Успех в хобби или творчестве встречается чаще (р<0,05) в группе юношей (37% против 6%). Отметим, что у девушек указывались скорее творческие достижения, а у юношей — занятия спортом.
Успешность в семейных отношениях представлена слабо, но у девушек немного чаще (4 и 21%). Мы связываем это с юным возрастом респондентов, в котором еще нет собственных успехов в построении семейных отношений. Сфера здоровья также представлена только в единичных текстах (2 и 8%).
Дружба является ведущей сферой достижения успеха в группе юношей (58%), а у девушек практически не выражена (5%) (р<0,01).
Отношения с противоположным полом — ведущий источник переживания успеха девушками (52%), но почти не встречается у юношей (10%) (р<0,01).
6. Стратегии достижения жизненного успеха. Успех как результат собственных усилий чаще описывают юноши (50% против 23%, р<0,05). Успех как ситуацию, в которой помогали другие люди, чаще указывают девушки (53% против 7%, р<0,01). Успех как стечение обстоятельств встречается часто у всех респондентов (63% у юношей, 47% у девушек). Демонстрацию превосходства над другими через достижения и доказательство другому своей состоятельности через успех чаще отмечают юноши (75 и 89%), но у девушек тоже выражены данные стратегии (47 и 70%).
Планирование успеха присуще в большей степени юношам (68%), у девушек данная стратегия встречается значительно реже (30%, р<0,01). Успех ради удовольствия достижения (у 87% девушек, 43% юношей), польза другим людям (у 63% девушек и 25% юношей) и значимость оценки других людей (у 87% девушек и 39% юношей) значительно чаще встречаются в текстах девушек (р<0,01 во всех случаях).
Таким образом, для юношей достижение успеха связано в большей степени с демонстрацией превосходства над другим человеком и доказательством другим людям собственной состоятельности в каком-либо виде деятельности. Также у юношей часто встречается планирование успеха в будущем и успех как результат спланированной деятельности. Для девушек характерно с помощью успеха доказывать что-либо другим людям и получать от них позитивные оценки, девушки также оценивают успех через переживание удовольствия, а не через реальную значимость достижения. Девушки используют большее количество стратегий в одном тексте, в отличие от юношей.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем описать особенности представлений о себе как успешном человеке юношами и девушками.
1. В описании ситуаций собственного успеха юноши используют значимые образы отца, друзей, одноклассников и однокурсников, т.е. ориентируются на мужские образы; описывают себя как успешного человека через собственные
поступки и действия; имеют выраженную перспективу будущего, в котором будет реализован план достижения успеха. Наиболее представленные сферы достижения успеха — дружба, учеба и хобби. Основные мотивы достижения успеха — демонстрация своего превосходства над другими, доказательство значимым людям своей состоятельности. Используются стратегии достижения успеха через труд и планирование успеха.
2. Девушки в биографических событиях, определивших образ себя как успешной личности, используют образы родителей и своих братьев и сестер; описывают себя как успешную личность через поступки, действия и через личностные характеристики; зачастую эмоционально переживают прошлые достижения как актуальные состояния, включаясь в описываемые ситуации снова и снова. Наиболее представленные сферы достижения успеха — учеба и отношения с противоположным полом. Основные мотивы достижения успеха — получение положительной оценки со стороны значимых людей, польза для другого человека и удовольствие от достигнутого результата. Используется большое количество разных стратегий в зависимости от ситуации.
Проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей построения образа собственной успешности юношами и девушками, а также продемонстрировало глубокую связь имеющегося образа с ведущими источниками развития личности на предыдущих этапах — значимыми социальными контактами, сферами самореализации, поведенческими стратегиями, особенностями ценностей и самооценки личности.
На наш взгляд, образ собственной успешности служит неким стержнем самоотношения взрослого человека. С этим образом связаны жизненные стратегии, ценностно-смысловые структуры личности, удовлетворенность жизнью, идентификация личности, направления самоактуализации. Мы считаем перспективным и значимым исследование механизмов перехода образа успешной личности из социально заданной формы во внутренний механизм саморегуляции, самоактуализации личности.
Библиографический список
1. Атюнина, В. С. (2009). Образ успешного человека в семантическом пространстве личности. Хабаровск: ДВГУПС.
2. Батурин, Н. А. (1998). Эмоциональные составляющие успеха и неудачи. Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология, 1, 98-106.
3. Белых, В. А. (2000). Зависимость восприятия образа успешности от индивидуально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Ставрополь.
4. Головчанова, Н. С. (2009). Жизненная успешность как предмет психологического исследования и психологического консультирования. Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, 3 (9), 47-50.
5. Дёмин, А. Н. (2002). Достижение успеха в ситуации безработицы. Социологические исследования, 10, 46-57.
6. Истюфеева, Ж. Н. (2008). Субъективные ресурсы достижения успешности личности: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Новосибирск.
7. Ключников, С. Ю. (2002). Фактор успеха: Новая психология саморазвития. Москва: Беловодье.
8. Конюхова, Т. В., Конюхова, Е. Т. (2009). Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода. Известия Томского политехнического университета, 314 (6), 112-116.
9. Либин, А. В. (2007). Стратегии жизненного успеха и мотивация достижения. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/08/29/strategii_uspekha_i_motivacija_ ёо stizhenij a.html
10. Макаревская, Ю. Э. (2006). Влияние продолжительного неуспеха на личностную идентичность: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар.
11. Мальц, Л. А. (2005). Психологические критерии жизненной успешности студентов педагогического вуза. Анализ гуманитарных проблем современного российского общества (с. 94-97). Омск: ОмГУПС.
12. Маркелова, Н. В. (2005). Развитие представлений об успешности в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь.
13. Пятунина В. М. (2002). Учет гендерной и возрастной специфики в процессе формирования социальной успешности взрослеющей личности. Вестник Костромкого государственного университета им. Н. А. Некрасова, 18 (1), 238-240.
14. Савенков, А. И., Карпова, С. И. (2012). Проблема прогнозирования учебной и жизненной успешности в психологии XX века. Вестник Тамбовского университета, 5, 180-187.
15. Тиханова, М. С. (2007). Особенности и истоки образа успешного будущего в юношеском возрасте. Психологические проблемы смысла жизни и акме (с. 247). Москва: ПИ РАО.
16. Толочек, В. А. (2010). Профессиональная успешность: понятия «способность» и «ресурсы» в объяснении феномена. Человек. Сообщество. Управление, 2, 20-38.
17. Чепелева, Н. В. (2010). Жизненный успех как нарратив. Устшн1сть особитост1 потенщала та обмеження (с. 251-254). Киев: НПУ iм М. П. Драгоманова.
18. Шамионов, Р. М., Тугушева, А. Р. (2009). Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи. Психологическая наука и образование, 3, 1-10.
19. Шилова, Л. С. (2008). Образ успеха и жизненные стратегии молодежи. Вестник Омского университета, 1-2, 24-36.
20. Шлыкова, Ю. Б. (2006). Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар.
21. Шлыкова, Ю. Б. (2008). Особенности проявления локуса контроля в автобиографических воспоминаниях личности. Человек. Сообщество. Управление, 4, 108-115.
Статья поступила в редакцию 28.01.2015.
SELF-IMAGE AS A SUCCESSFUL PERSON IN YOUNG MEN AND WOMEN'S RECOLLECTIONS
Shahova E.M.
Shahova Elizaveta Mihajlovna, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, str. Stavropol'skaja, 149.
The article introduces the results of empirical research on young men and women's recollections on success situations. There is given a definition of a person's successfulness, success is considered through a subjective evaluation of achievements in various life spheres. The results are interpreted under certain criteria, which reflect the peculiarities of autobiographical recollections development: the image of other person, mentioned in the text, and his or her role in success achievement; the respondent's activity in the situations described; events description in different temporal forms; life spheres with the most frequent success situations; success achievement strategies. There are analyzed the main differences between self-image as a successful person in young women and men's groups: focus on different people while designing a self-image as a successful person; different determination of his or her own role in success achievement; differences in temporal orientation; the use of different life spheres for success realization; preferring of different success achievement strategies and objectives. There are described young men and women's mechanisms of designing a self-image as a successful person. Young men go by successful men's images; often consider success in prospect; regard their success as a result of their own efforts; strive to prove their successfulness; with regard to friends, hobby and studying they succeed more often. Young women go by their nearest relatives' success; experience the recollections about success situations in present; the principle motives for success achievement are the judgements of important people and enjoying. There are given the peculiarities of designing a self-image as a successful person in teen-age, which don't depend on gender: orientation toward a father, low relevance of appearance characteristics, slight focus on family relationship sphere and high relevance of educational sphere; focus on success to be recognized by important people.
Key words: a person's successfulness, a success situation, autobiographical recollections, teenage.
References
1. Atjunina, B. C. (2009). Obraz uspeshnogo cheloveka v semanticheskom prostranstve lichnosti. [The image of a successful person in a personality's mental map] Habarovsk: DVGUPS [Khabarovsk: FESTU].
2. Baturin, N. A. (1998). Jemocional'nye sostavljajushhie uspeha i neudachi. [Emotional componenets of success and failure]. Teoreticheskaja, jeksperimental'naja iprikladnaja psihologija [Theoretical, experimental and applied Psychology], 1, 98-106.
3. Belyh, V. A. (2000). Zavisimost' vosprijatija obraza uspeshnosti ot individual'no-psiho-logicheskih osobennostej lichnosti vstudencheskom vozraste: avtoref. dis. ...kand. psihol. nauk. [The dependence of successfulness image perception on person's individual psychological traits in student age: the extract from the master's dissertation of the Cand. Sc. Psychology] Stavropol.
4. Golovchanova, N. S. (2009). Zhiznennaja uspeshnost' kak predmet psihologicheskogo issledovanija i psihologicheskogo konsul'tirovanija [Life successfulness as the subject of psychological research and psychological counseling]. Vestnik Jaroslavskogo gosu-darstvennogo universiteta im. P. G. Demidova [Bulletin of P. G. Demidov Yaroslavl State University], 3 (9), 47-50.
5. Djomin, A. N. (2002). Dostizhenie uspeha v situacii bezraboticy [Success achievement in the context of unemployment]. Sociologicheskie issledovanija [Social researches], 10, 46-57.
6. Istjufeeva, Zh. N. (2008). Sub#ektivnye resursy dostizhenija uspeshnosti lichnosti: avtoref. dis. ...kand. psihol. nauk [Subjective resources of personal successfulness achievement: the extract from the master's dissertation of the Cand. Sc. Psychology]. Novosibirsk.
7. Kljuchnikov, S. Ju. (2002). Faktor uspeha: Novaja psihologija samorazvitija [Success factor: New self-development psychology]. Moskva: Belovod'e [Moscow: Belovodje].
8. Konjuhova, T. V., Konjuhova, E. T. (2009). Izuchenie problemy uspeha i uspeshnosti lichnosti v kontekste mezhdisciplinarnogo podhoda [Success and person's successfulness study in the context of interdisciplinary approach]. Izvestija Tomskogopolitehnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University], 314 (6), 112-116.
9. Libin, A. V. (2007). Strategii zhiznennogo uspeha i motivacija dostizhenija [Life success strategies and achievement motivation]. Retrieved from: http://www.elitarium. ru/2007/08/29/strategii_uspekha_i_motivacija_dostizhenija.html
10. Makarevskaja, Ju. Je. (2006). Vlijanieprodolzhitel'nogo neuspeha na lichnostnuju identich-nost': dis. ... kand. psihol. nauk. [The influence of continuous failure on personal identity: the extract from the master's dissertation of the Cand. Sc. Psychology]. Krasnodar.
11. Mal'c, L. A. (2005). Psihologicheskie kriterii zhiznennoj uspeshnosti studentov peda-gogicheskogo vuza [Psychological criteria of pedagogical university students' life suc-cessfulness]. Analiz gumanitarnyh problem sovremennogo rossijskogo obshhestva [The analysis of humane problems of modern Russian society] (p. 94-97). Omsk: OmGUPS [Omsk: OSTU].
12. Markelova, N. V. (2005). Razvitie predstavlenij ob uspeshnosti v rannem junosheskom vozraste: avtoref. dis. ... kand. psihol. Nauk [Development of successfulness perception in early teen-age: the extract from the master's dissertation of the Cand. Sc. Psychology]. Stavropol.
13. Pjatunina V. M. (2002). Uchet gendernoj i vozrastnoj specifiki v processe formirovanija social'noj uspeshnosti vzroslejushhej lichnosti [Consideration of gender and age specificity in the process of growing person's social successfulness development]. Vestnik Kostromkogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Bulletin of N. A. Nekrasov Kostroma State University], 18 (1), 238-240.
14. Savenkov, A. I., Karpova, S. I. (2012). Problema prognozirovanija uchebnoj i zhiznennoj uspeshnosti v psihologii XX veka [The issue of study and life successfulness prognosis in psychology of XX century]. Vestnik Tambovskogo universiteta [Bulletin of Tambov University], 5, 180-187.
15. Tihanova, M. S. (2007). Osobennosti i istoki obraza uspeshnogo budushhego v junosh-eskom vozraste. Psihologicheskie problemy smysla zhizni i acme [Peculiarities and the origin of successful future image in teen-age. Psychological problems of the meaning of life and acme]. Psihologicheskie problemy smysla zhizni i acme [Psychological problems of the meaning of life and acme] (p. 247). Moskva: PIRAO [Moscow: PI RAE].
16. Tolochek, V. A. (2010). Professional'naja uspeshnost': ponjatija "sposobnost'" i "resursy" v ob#jasnenii fenomena [Professional successfulness: the notions of "ability" and "resources" in phenomenon explanation]. Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 2, 20-38.
17. Chepeleva, N. V. (2010). Zhiznennyj uspeh kak narrative [Life success as a narrative]. Uspishnist' osobitosti potenciala ta obmezhennja (p. 251-254). Kiev: NPU im M. P. Dragomanova [Kiev: M. P. Dragomanov NPU].
18. Shamionov, R. M., Tugusheva, A. R. (2009). Predstavlenija o social'noj uspeshnosti i samo-opredelenii molodezhi [The youth perception of social succefulness and self-determination]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and education] 3, 1-10.
19. Shilova, L. S. (2008). Obraz uspeha i zhiznennye strategii molodezhi [Success image and life strategies of the youth]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University], 1-2, 24-36.
20. Shlykova, Ju. B. (2006). Perezhivanie lichnost'ju smysla bytija i tip avtobiograficheskogo teksta: dis. ... kand. psihol. Nauk [Person's experience of the meaning of existence and the type of autobiographical text: the extract from the master's dissertation of the Cand. Sc. Psychology]. Krasnodar.
21. Shlykova, Ju. B. (2008). Osobennosti projavlenija lokusa kontrolja v avtobiograficheskih vospominanijah lichnosti [The peculiarities of the locus of control demonstration in person's autobiographical recollections]. Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 4, 108-115.