Научная статья
УДК 347.96:[331.445:159.9] йО!: 10.17853/2686-8970-2022-1-39-47
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
Даниил Дмитриевич Лощаков
студент
Всероссийский государственный университет юстиции,
Москва, Россия
danielpost@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6682-0800
Анна Борисовна Лощакова
начальник отдела разработки образовательных программ и стратегического планирования Управления образования, преподаватель психологических и управленческих дисциплин
Мурманский государственный технический университет,
Мурманск, Россия
labpost@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9885-3893
Аннотация. Вопросы достижения успешности и ее влияния на эффективность профессиональной, в том числе юридической, деятельности вызывают определенный общественный интерес. Предлагаемая статья посвящена анализу научных исследований по проблеме личностной успешности, рассмотрены различные подходы к пониманию данного термина. Актуальность публикации определяется тем, что результативность работы юриста во многом обусловлена не только профессионализмом, но и характеристиками его личности. С опорой на разработанную исследовательскую модель кратко рассмотрены проявления внешней и внутренней форм личностной успешности, основные психологические механизмы ее регуляции, факторы и условия достижения, критерии оценки, обозначены положительные и отрицательные результаты и следствия.
Ключевые слова: личностная успешность, юрист, психологическое содержание, модель, карьерное развитие
Для цитирования: Лощаков Д. Д., Лощакова А. Б. Психология личностной успешности современного юриста // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 39-47. ШрБ:// doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-39-47.
© Лощаков Д. Д., Лощакова А. Б., 2022
МЭЮНГ. 2022. № 1 (9)
39
Original article
PSYCHOLOGY OF PERSONAL SUCCESS OF A MODERN LAWYER
Daniil D. Loshchakov
Student
The All-Russian State University of Justice, Moscow, Russia
danielpost@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6682-0800
Anna B. Loshchakova
Head of the Division of Educational Programs Development and Strategic Planning of the Department of Education
Murmansk State Technical University, Murmansk, Russia
labpost@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0001-9885-3893
Abstract. The issues of achieving personal success and its impact on the effectiveness of professional activity, including legal activity, are of particular public interest. The proposed article is devoted to the analysis of scientific research on the issue of personal success, various approaches to understanding this term are considered. The relevance of the article is determined by the fact that the effectiveness of the lawyer's work largely depends not only on professionalism, but also on the personality characteristics. Based on the proposed research model, the article briefly considers the manifestations of external and internal forms of personal success, the main psychological mechanisms of its regulation, factors and conditions for achieving it, evaluation criteria; positive and negative results and consequences are indicated.
Keywords: personal success, a lawyer, psychological content, a model, career development
For citation: Loshchakov D. D., Loshchakova A. B. Psychology of personal success of a modern lawyer // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 39-47. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2022-1-39-47.
Профессия юриста на протяжении многих лет была и остается привлекательной и престижной в обществе. Профессиональная деятельность в области юриспруденции охватывает достаточно широкий спектр специальностей: адвокаты, нотариусы, следователи, судьи, прокуроры, корпоративные юристы, IT-юристы и т. д. При этом конкуренция на юридическом рынке труда постоянно растет, предъявляются серьезные требования не только к профессиональным компетенциям специалиста, но и к его личностным характеристикам, это во многом определяет образ успешного юриста в современном обществе.
40
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
Предмет нашего научного интереса - личностная успешность и ее влияние на эффективность профессиональной деятельности юриста. Для объективного изучения данной темы было проведено исследование. Работа проходила в несколько последовательных этапов.
Первый этап исследования посвящен теоретическому анализу психологического содержания личностной успешности. Его основные результаты представлены в настоящей статье.
Несмотря на многочисленные исследования, прямых и однозначных теорий успешности, где она выступает центральным конструктом, еще не сложилось. Изучая данный феномен, в первую очередь ориентируются на понятие «успех» и его научную разработку. Большой вклад в исследование успешности внесли зарубежные ученые, которые связывают ее с достижением целей и признанием этого факта окружающими, поэтому публикации характеризуются практико-ориентированной направленностью: авторы выделяют различные навыки, формулируют правила, разрабатывают технологии достижения успеха в разных сферах жизни.
Российские психологи, учитывая опыт и исследования зарубежных коллег, привносят свои теоретические и практические наработки в раскрытие данной темы. М. Я. Дворецкая и А. Б. Лощакова провели ретроспективный анализ изучения проблемы успешности в отечественной психологии [1].
Интеграция проанализированных теоретических взглядов и эмпирических результатов по проблеме успешности нашла отражение в разработанной нами исследовательской модели успешности (рисунок).
Предпосылки: - социальные - личностные Успешность как психологический феномен Функции
г г
Исследовательская модель успешности
МЭЮНГ. 2022. № 1 (9)
41
Ориентируясь на данную модель, рассмотрим психологическое содержание личностной успешности. Для этого проанализируем ряд исследований, где данный феномен выступает предметом целенаправленного изучения, кратко представим подходы к его пониманию.
В работе Н. Н. Перетягиной и Н. А. Сидорчук личностная успешность рассматривается как способность достигать успеха в личностной сфере, обеспечивающая не только физическое, но и психологическое здоровье субъекта [2]. Л. З. Жемухова дает следующее определение -«успешная личность, обладающая позитивным отношением к себе, умело преобразующая саму себя и испытывающая при этом радость» [3, с. 105]. У Т. В. Конюховой и Е. Т. Конюховой личностная успешность исследуется как направленность субъекта, включающая владение методами самоорганизации и самоуправления, умение мобилизовать, совершенствовать свои внутренние ресурсы, осознанный мотив к самореализации [4]. А. В. Кушнаренко рассматривает данный феномен как вид активности, основанный на личностных смыслах, влияющих на самоотношение [5]. Ж. Н. Истюфеева пришла к выводу, что личностная успешность включает внутренние и внешние оценки деятельности человека. Их сочетание приводит к отражению в его сознании определенного уровня гармонии [6]. З. В. Тепсуркаева и ее соавторы связывают успешность личности с жизненной стратегией, персональной траекторией развития, которые влияют на постановку цели и приводят к удовлетворению потребностей, как материальных, так и духовных [7]. К. В. Гавлясэк убежден, что рассматриваемый феномен имеет индивидуальный характер, успешность своя для каждого человека, при этом она связана с его внутренней концентрацией на целях и определением обдуманных путей их достижения [8]. В публикации И. Б. Би-чевой, М. А. Нуреевой сделан акцент на значимости личностной успешности в развитии карьеры, эффективности профессиональной деятельности, что выражается в совокупности индивидуальных качеств и характеристик, таких как готовность к постоянному саморазвитию, мотивация на результат, стрессоустойчивость и позитивное мышление, ориентация на сотрудничество и взаимопомощь. Исследователи отметили востребованность личностно успешных людей на рынке труда [9].
42
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
Таким образом, в науке еще сохраняется неоднозначность мнений по поводу содержания понятия личностной успешности. Ее рассматривают как стратегию, способность, эмоциональное переживание, направленность личности, вид активности и т. д. Мы будем придерживаться определения М. Я. Дворецкой, в котором синтезированы все перечисленные подходы: личностная успешность - это совокупность проявлений характеристик личности, отражающих положительный результат деятельности, направленной на достижение значимой цели и смысла, приводящих к ощущению гармонии с миром и самим собой [10].
В процессе исследования проблематики личностной успешности были выделены ее формы.
Внешняя форма объективно наблюдаема, обусловлена общественным признанием. Такая успешность видна и в большей степени поддается измерению, поэтому на нее ориентируются в первую очередь. Она охватывает социальный аспект жизнедеятельности: результаты труда, материальную обеспеченность, наличие престижной работы, статусного положения, уважения окружающих, здоровый образ жизни и др.
Внутренняя форма личностной успешности признается и осознается самим субъектом. Она связана с поставленными целями и полученными результатами, достижение которых зависит от индивидуальных возможностей, системы личных ценностей, затраченной энергии, духовной силы, личного отношения к последствиям собственной активности, переживаемым в итоге эмоциональным состоянием. Поэтому О. Ю. Клочкова, изучая успешность, говорит о важности осознания именно ее личной значимости [11].
Взаимодействие внешней и внутренней форм успешности носит характер взаимовлияния. Многие ученые придерживаются мнения, что внутренняя успешность детерминирует внешнюю [12].
Ряд исследователей изучают личностную успешность с позиции психологических механизмов регуляции [13, 14]. Эти механизмы показывают, насколько субъект достиг желаемого результата, приблизился к нему или отдалился, позволяет ли ему вносить корректировки в целеполагание и собственное поведение. В качестве действенных
МвЮНГ. 2022. № 1 (9)
43
механизмов личностной успешности выделяют следующие: обратная связь от других людей к субъекту в отношении достигнутого результата, поступка; сравнение с прежним самим собой; идентификация с некоторой нормой, неким идеальным образом успешного человека или со сложившимся в обществе стереотипом успешности; экстерио-ризация и интериоризация, благодаря которым осуществляются восприятие, принятие и трансляция человеком усвоенного общественного опыта, ценностей, одновременно реализуется готовность субъекта взять за это ответственность на себя.
Данные механизмы обладают мотивационным эффектом. Одни из них актуализируются в привычных и знакомых условиях, другие, наоборот, запускаются в нестандартных для личности ситуациях.
Критерии успешности определены в научной психологической литературе через перечисление ее отдельных составляющих (как в общем виде, так и в частности - различные жизненные сферы).
По результатам исследований М. Р. Битяновой, А. Н. Елизаровой, М. Н. Болдиновой, В. В. Левченко можно выделить две группы критериев личностной успешности - объективные и субъективные [15, 16, 17].
Объективные критерии связаны с социальным стереотипом успеха. Они предъявляются другими людьми и оцениваются со стороны. Например, достижение поставленной цели, полученный результат и его социальная значимость, уровень благосостояния и т. д. Субъективные критерии зависят от индивидуальных представлений о личностной успешности, уровня самооценки и выражаются в виде собственных суждений о достигнутом. Такими критериями могут быть переживание ситуации как успешной, ощущение удовлетворенности, уровень приложенной активности, степень достигнутой самореализации и др.
Исследование проблемы личностной успешности также невозможно без учета действия комплекса факторов и условий, которые мы рассматриваем в качестве ее движущих сил, главных детерминант. Анализ научной литературы показал, что на достижение успешности влияют две группы факторов - средовые и личностные. Средовые факторы связаны с социально-экономическими, политическими и этнокультурными характеристиками социума. Это различные обществен-
44
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
ные нормы, требования или ограничения, особенности социализации индивида и т. п. Личностные факторы определяются непосредственным влиянием психологических характеристик субъекта, а также его психофизиологическими реакциями на возникновение ситуации успеха: жизненные цели и ценности, наличие развитых волевых качеств, способность к самоанализу своих достижений и неудач, самомотивация, физическое здоровье, психоэмоциональная устойчивость, стремление к самопознанию, адекватная самооценка и т. д.
Предлагаемые факторы могут оказывать как непосредственное влияние на успешность, так и опосредованное, могут осознаваться человеком или оставаться на уровне подсознания.
Обзор научных публикаций по рассматриваемой теме позволил сформулировать возможные результаты осознания личностной успешности в виде положительных и отрицательных следствий [18, 19].
Успешность способствует формированию целостности личности, к успешным людям тянутся окружающие, прислушиваются к их мнению, берут с них пример. Поэтому у успешного человека широкие социальные связи, его карьерные возможности увеличиваются, проблемные ситуации разрешаются легче. Это положительная сторона успешности.
Отрицательные следствия успеха связаны с негативным, подозрительным и завистливым отношением к успешному человеку, особенно если он выставляет свою успешность напоказ. Ошибки и недостатки такого человека могут преувеличиваться в обществе, а исключительное стремление личности к постоянному успеху может спровоцировать эмоциональные расстройства и личностные деформации.
Таким образом, феномен личностной успешности имеет фиксированные смысловые рамки и психологическое содержание, выступает как совокупность определенных проявлений и личностных характеристик субъекта, позволяющих ему быть успешным.
Следующим этапом нашего исследования станет разработка программы эмпирического исследования с целью выявления характеристик личностной успешности в контексте профессиональной юридической деятельности.
МвЮНГ. 2022. № 1 (9)
45
Список источников
1. Дворецкая М. Я., Лощакова А. Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях // Мир науки. 2016. Т. 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf.
2. Перетягина Н. Н., Сидорчук Н. А. Ценностные представления как обеспечение успешности человека // Moderní vymozenosti, vedy -2013: materialy IX mezinárodní vedecko-prakticka konference. Praga: Publishing House «Education and Science» s.r.o. Dil. 49. С. 53-56.
3. Жемухова Л. З. Успешность учителя как педагогическая проблема // Известия Российского государственного университета имени А. И. Герцена. 2009. № 109. С. 103-108.
4. Конюхова Т. В., Конюхова Е. Т. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода // Известия Томского политехнического университета. 2009. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-problemy-uspeha-i-uspeshnosti-lichnosti-v-kontekste-mezhdistsiplinarnogo-podhoda.
5. Кушнаренко А. В. Субъектность как детерминанта успешности личности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 14. С. 241-245.
6. Истюфеева Ж. Н. Субъективные ресурсы достижения успешности личности: на примере профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2008. 22 с.
7. Тепсуркаева З. В., Мусханова И. В., Богачев А. Н. Психологические предикторы развития личностной успешности старшеклассников // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 205-219.
8. Гавлясэк К. В. Образ персональной успешности: определение понятия // Молодой ученый. 2017. № 10. С. 365-368.
9. Бичева И. Б., Нуреева М. А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78.
10. Психология успешности: методические рекомендации для начинающих руководителей: для слушателей программ профессиональной подготовки и повышения квалификации управленческих кадров / сост. М. Я. Дворецкая, А. Б. Лощакова. Мурманск: Изд-во Мурм. гос. техн. ун-та, 2020. 73 с.
46
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
11. Клочкова О. Ю. Успех социальный и личностный: проблема соотнесения // Россия в глобальном контексте: статьи для участников русского форума на 15-м Всемирном конгрессе социологов. М.: Изд-во Ин-та соц.-полит. исслед. Рос. акад. наук, 2002. С. 387-391.
12. Кушнаренко А. В. Субъектность как детерминанта успешности личности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 14. С. 241-245.
13. Атюнина В. С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 23 с.
14. Матвеева Т. Ю. Психологические механизмы и факторы, влияющие на успешность процесса решения профессиональных задач в структуре деятельности пользователей ПК, имеющих базовое образование: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 22 с.
15. Битянова М. Р. Успеваемость и успешность // Школьный психолог. 2003. № 40. С. 12-17.
16. Елизаров А. Н., Болдинова М. Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 95-106.
17. Левченко В. В. Секреты успеха и успешности современного человека. М.: Флинта, 2014. 259 с.
18. Dweck C. S. Mindset: the new psychology of success // The Cambridge Dictionary of Psychology / gen. ed. D. Matsumoto. Cambridge: University Press, 2009. 587 р.
19. Jones A. Activities That Build: Self-Esteem, Teamwork, Communication, Anger Management, Self-Discovery, Coping Skills // Rec Room Publishing, 1998. 218 p.
Статья поступила в редакцию 23.12.2021; одобрена после рецензирования 11.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 23.12.2021; approved after reviewing 11.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
INSIGHT. 2022. № 1 (9)
47