Научная статья
УДК 159.9.072:[316.613.434+316.624]-053.6 йО!: 10.17853/2686-8970-2022-1-28-38
ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Анастасия Александровна Сердюк
преподаватель
Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Тирасполь, Молдова
nastusha30_07@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9632-9606
Рассматривается вопрос различий в проявлениях агрессивных реакций у подростков с разной степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность. Представлена попытка выявления особенностей агрессивных реакций у подростков с разной степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность. Предложены критерии определения вовлеченности подростков в социально-культурную деятельность, а также представлены результаты исследования агрессивных реакций подростков в зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность. Сделан вывод о том, что полученные результаты могут служить основой для разработки и внедрения программы психологической профилактики агрессивного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: подростки, агрессивное поведение, социально-культурная деятельность, вовлеченность, физическая агрессия, вербальная агрессия
Для цитирования: Сердюк А. А. Особенности агрессивных реакций подростков с разной степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 28-38. Ы^:// doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-28-38.
© Сердюк А. А., 2022 28
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
Original article
FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIORS OF ADOLESCENTS WITH VARYING DEGREES OF INVOLVEMENT IN SOCIO-CULTURAL ACTIVITY
Anastasiya A. Serdyuk
teacher
Shevchenko Pridnestrovian State University,
Tiraspol, Moldova
nastusha30_07@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9632-9606
Abstract. The article raises the issue of whether there are differences in aggressive behaviors of adolescents with different degrees of involvement in socio-cultural activities. The article presents the attempt to identify features of aggressive behaviors of adolescents with varying degrees of involvement in socio-cultural activities. The article proposes criteria for the involvement of adolescents in socio-cultural activity and presents the results of a study of aggressive reactions of adolescents depending on the degree of their involvement in this activity. It is considered that the obtained results can serve as a basis for the development and implementation of a program aimed at psychological prevention of aggressive behavior of adolescents with the help of socio-cultural activities.
Keywords: adolescents, aggressive behavior, socio-cultural activities, involvement, physical aggression, verbal aggression
For citation: Serdyuk A. A. Features of aggressive behaviors of adolescents with varying degrees of involvement in socio-cultural activity // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 28-38. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-28-38.
В настоящее время в нашем обществе присутствует серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Качественные изменения в обществе сопровождаются и деформацией семейных отношений, которые не выполняют таких важнейших функций, как формирование у детей и подростков чувства психологического комфорта. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация в отношениях, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения [1].
Отметим, что высокий уровень агрессивности у подростков является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет
INSIGHT. 2022. № 1 (9)
29
собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу [2]. Возрастные особенности подростка зачастую усложняют его адаптацию в различных социальных условиях, что может привести к возникновению деструктивных форм поведения [3, с. 490]. В связи с этим поднимается вопрос о поиске средств профилактики агрессивного поведения подростков.
В психологическом словаре понятие «агрессия» трактуется как мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам жизни и взаимодействия людей обществе. Агрессия сопровождается нанесением вреда одушевленным и неодушевленным объектам нападения, причинением физического ущерба людям или доставлением им психического дискомфорта [4].
Зарубежные авторы определяют агрессию как поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда кому-либо [5, с. 13]. Определяющей характеристикой агрессии является намерение причинить вред другому человеку, но форма, которую принимает агрессия, может быть как прямой, например, физическое столкновение с жертвой, так и косвенной, часто называемой реляционной агрессией [1, с. 291]. Также зарубежными учеными исследованы гендерные различия в проявлении агрессии. Доказано, что мальчикам более свойственно проявление прямой агрессии, а девочки чаще проявляют косвенную агрессию [6, с. 40].
Вообще «под агрессивным поведением подразумевается любая его форма, которая нацелена на нанесение вреда или оскорбление любого живого существа, которое не желает подобной формы обращения. Агрессивное поведение закладывается в процессе формирования личностных качеств человека, особенно его самосознания» [7].
Исследователь Л. М. Семенюк выявил, что у подростков в возрасте 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм, являющийся последствием роста физической, а также вербальной агрессивности [8, с. 67].
Другой исследователь А. Басс предлагает собственную категоризацию агрессивности, вводя последовательно деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использование, с одной стороны, речевых средств, а с другой, - конкретных действий [9].
30
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
По мнению А. Басса, агрессивные действия можно описать на основании следующих трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Такая классификация кажется нам наиболее подходящей для нашей работы, поскольку описывает разные формы проявления агрессии, что позволяет более глубоко и дифференцированно изучать данный феномен и его взаимосвязь с особенностями поведения [10].
Отметим, что актуальным вопросом для психолого-педагогической практики является определение средств и методов профилактики агрессивного поведения у подростков. Социально-культурная деятельность (СКД) -это мощное средство воздействия на личность, ее мировоззрение, помогающее преобразованию ранее сформированных мотивов, ценностей, установок, что проявляется в их изменении, переосмыслении, переоценке, а также корректировке поведения личности в соответствии с принятыми в социальном обществе нормами [11].
Т. В. Зуева отмечает, что приобщение подростка к социально значимой деятельности и общественным ценностям станет эффективным при условии организации насыщенной культурной жизни, досуга и предоставления ему возможности проявления самостоятельности и активности [12]. Социально-культурная деятельность сегодня приобретает особую ценность, так как позволяет комплексно соединять знания, умения и опыт, подсказывающие личности наиболее успешную траекторию развития в общественном пространстве [13].
При вовлечении в социально-культурную деятельность у подростка появляется возможность отрегулировать свои негативные эмоции и снимать напряжение в приемлемых для общества формах (спортивные состязания, участие в мероприятиях и т. д.).
Исходя из этого, целью исследования, описываемого в данной статье, является выявление особенностей агрессивных реакций у подростков с разной степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность.
Гипотезой излагаемого исследования стало следующее предположение: чем выше степень вовлеченности подростков в социально-культурную деятельность, тем ниже уровень вербальной и физической форм агрессивных реакций у них.
МЭЮНГ. 2022. № 1 (9)
31
Эмпирическое исследование по изучению особенностей агрессивных реакций подростков проводилось на базе МОУ «ДСШ № 1» (Днестровск) и МОУ ДО «Днестровский детско-юношеский центр». Общий объем выборки составил 100 подростков 8-9-х классов, из которых 50 учащихся были из МОУ «ДСШ № 1» и 50 человек были систематически задействованы в социально-культурной деятельности МОУ ДО «Днестровский детско-юношеский центр».
На основании наблюдения за подростками, бесед с педагогами и руководителями творческих объединений испытуемые были разделены на три группы:
1. Вовлеченные в социально-культурную деятельность.
2. Частично вовлеченные в социально-культурную деятельность.
3. Не вовлеченные в социально-культурную деятельность.
Отметим, что разделение по группам основывалось на следующих критериях:
1. Регулярное участие в международных, республиканских, городских фестивалях, конкурсах, турнирах, соревнованиях, концертах и досуговых мероприятиях.
2. Систематическое посещение творческих объединений (кружки и секции).
3. Проявление активности при подготовке школьных внеклассных мероприятий.
При разработке данных критериев мы опирались на диссертационные исследования И. А. Герасимовой [14] и А. В. Еременко [15].
В первую группу вошли испытуемые с высокой степенью вовлеченности в СКД. Подростки данной группы систематически посещают творческие объединения, принимают активное участие в международных, республиканских, городских конкурсах, турнирах, соревнованиях и концертах; принимают активное участие в организации досуговых мероприятий (акций, батлов, выставок, конкурсов, мастер-классов, концертов, квестов, флэшмобов, эрудит-шоу, ярмарок) и школьных внеклассных мероприятий.
Во вторую группу были включены испытуемые со средней степенью вовлеченности в СКД. Подростки данной группы стараются не пропускать занятия в творческих объединениях, принимают участие
32
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
в муниципальных и институциональных мероприятиях, однако не так часто, как подростки первой группы. Также они принимают участие в игровых, развлекательных, познавательных мероприятиях, организованных в досуговом центре.
Третью группу составили испытуемые с низкой степенью вовлеченности в СКД. Подростки данной группы не занимаются в досуго-вых центрах, не принимают участие в СКД (или принимают, но очень редко). Педагоги отмечают, что эти подростки не проявляют творческой активности.
В данном случае нас интересуют результаты эмпирического исследования по первой и третьей группам.
Для выявления особенностей агрессивных реакций у подростков была использована методика Басса - Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии».
Анализ результатов по данной методике позволил выявить, что у 23 (91,3 %) подростков с высокой степенью вовлеченности в СКД отмечается низкий уровень физической агрессии, у 8,7 % выявлен средний уровень физической агрессии. Высокий уровень в данной группе не был выявлен. Низкий уровень вербальной агрессии наблюдается у 73,9 % подростков данной группы, средний уровень характерен для 26,1 % испытуемых. Высокий уровень вербальной агрессии в данной группе также не выявлен. Высокий уровень косвенной агрессии был выявлен у 8,7 % подростков. Такие подростки часто используют злобные сплетни, шутки, взрыв ярости, проявляющийся в крике, топаньи ногами, в битье кулаками по столу и т. п. Средний уровень косвенной агрессии отмечен у 21,7 % подростков, низкий уровень замечен у 69,6 % респондентов. Высокий уровень негативизма характерен для 21,74 % опрошенных. Такие подростки проявляют демонстративность, упрямство, бунт. Средний уровень негативизма наблюдается у 60,9 % опрошенных, а низкий уровень встречается только у 17,4 % респондентов. Средний уровень раздражительности отмечен у 69,6 % подростков, а низкий уровень -у 30,4 % опрошенных. Средний уровень подозрительности наблюда-
МЭЮНГ. 2022. № 1 (9)
33
ется у 34,8 % подростков, низкий уровень - у 65,2 %. Наглядно эти данные отражены на рис. 1. 3100
Показатель
Рис. 1. Результаты изучения особенностей агрессивного поведения подростков с высокой степенью вовлеченности в СКД по методике Басса - Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии»: Р] - высокий уровень; ЕП - средний уровень; Ш - низкий уровень
Анализ диагностических данных показал, что у всех 100 % подростков с высокой степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность индекс агрессивности и индекс враждебности находятся в пределах нормы.
По результатам диагностики показателей и форм агрессии из 37 подростков с низкой степенью вовлеченности в СКД высокий уровень физической агрессии наблюдается у 43,2 % опрошенных, средний уровень физической агрессии - у 48,7 % респондентов и низкий уровень физической агрессии демонстрируют 8,1 % опрошенных. Физическая агрессия у подростков характеризуется использованием грубой силы против другого лица. Здесь могут быть драки, насилие, телесные повреждения.
Высокий уровень вербальной агрессии в этой группе отмечен у 83,8 % подростков. Такие подростки часто обидно обращаются к сверстникам, словесно выражают негативные эмоции, чувства или намерения в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуа-
34
ИНСАИТ. 2022. № 1 (9)
ции форме. Низкий уровень вербальной агрессии характерен для 2,7 % подростков, не вовлеченных в социально-культурную деятельность, средний уровень свойственен 13,5 % испытуемым. Высокий уровень косвенной агрессии отмечен у большинства подростков (75,7 %). Средний уровень косвенной агрессии характерен для 21,6 % подростков и низкий уровень замечен только у 2,7 % опрошенных. Также мы наблюдаем у подростков с низкой степенью вовлеченности в СКД проявления негативизма. Высокий уровень негативизма отмечается у 40,5 % опрошенных. Такие подростки проявляют демонстpaтивность, упрямство и бунт. Средний уровень негативизма свойственен 46 % опрошенных подростков, а низкий уровень наблюдается только у 13,5 % респондентов. Высокий уровень раздражительности характерен для 40,6 % опрошенных. У таких подростков наблюдаются вспышки гнева и нервозности. Средний уровень раздражительности характерен для 51,4 % подростков, а низкий уровень -для 8,1 % опрошенных. Высокий уровень подозрительности наблюдается у 70,3 % испытуемых. Наглядно эти данные отражены на рис. 2.
¡5 100
Рис 2. Результаты изучения особенностей агрессивного поведения подростков с низкой степенью вовлеченности в СКД по методике Басса - Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии»: V/1 - высокий уровень; О - средний уровень; Е - низкий уровень
МЭЮНГ. 2022. № 1 (9)
35
Анализ диагностических данных показал, что у 21,6 % подростков с низкой степенью вовлеченности в социально-культурную деятельность индекс агрессивности превышает норму, а индекс враждебности завышен у 100 % опрошенных подростков данной группы.
Полученные данные по методике Басса - Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии» были подвергнуты статистическому анализу с помощью и-критерия Манна - Уитни. Сравнение значений проводилось (как уже было нами отмечено) у подростков с высокой и низкой степенью вовлеченности в СКД по методике Басса - Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии». Результаты анализа представлены в таблице.
Результаты статистической обработки данных
Показатель И-эмпирическое И-критическое Зона попадания (значимости / незначимости)
Физическая агрессия 105, при р < 0.01 271, при р < 0.01 Значимость
Вербальная агрессия 178, при р < 0.01 271, при р < 0.01 Значимость
Косвенная агрессия 259, при р < 0.01 316, при р < 0.05 Значимость
Негативизм 287, при р < 0.01 316, при р < 0.05 Значимость
Раздражитель ность 166, при р < 0.01 271, при р < 0.01 Значимость
Подозрительность 27, при р < 0.01 271, при р < 0.01 Значимость
Анализ значений у подростков с высокой и низкой степенью вовлеченности в СКД по методике Басса - Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии» показал, что полученные значения являются статистически достоверными. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что чем выше степень вовлеченности подростков в социально-культурную деятельность, тем ниже у них уровень вербальной и физической форм агрессивных реакций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели физической и вербальной форм агрессии существенно ниже у подро-
36
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
стков, которые регулярно вовлечены в социально-культурную деятельность, нежели у подростков, которые в нее не вовлечены. Также среди таких подростков ниже уровень враждебности. Подростки, занимающиеся каким-либо из видов досуга, развивают в себе навыки общения, умственные и физические способности, что положительно влияет на поведение подростка в обществе. Полученные результаты могут служить основой для разработки и внедрения программы психологической профилактики агрессивного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности.
Список источников
1. Warren P., Richardson D. S., McQuillin S. Distinguishing among nondirect forms of aggression // Aggressive Behavior. 2011. Vol. 37, is. 4. P. 291-301. https://doi.org/10.1002/ab.20394.
2. Козлов В. В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 2 (35). С. 104-113. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/agressiya-cheloveka-psihologicheskiy-analiz.
3. Кучерявенко В. И. Развитие социального и эмоционального интеллекта подростков посредством социально-психологического тренинга // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 3 дек. 2015 г. М.: Изд-во Моск. ун-та им. С. Ю. Витте, 2016. С. 490-497.
4. Рыбникова О. П. Глоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине «Психология и педагогика» / Высш. шк. нар. искусств. СПб., 2018. 28 с.
5. Neuman J. H., Baron R. A. Aggression in the Workplace: A Social-Psychological Perspective // Counterproductive work behavior: Investigations of actors and targets / eds. S. Fox, P. E. Spector. Washington, DC: American Psychological Association, 2005. P. 13-40. https://doi.org/ 10.1037/10893-001. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.03.030.
6. Bjorkqvist K. Gender differences in aggression // Current Opinion in Psychology. 2017. Vol. 19. P. 39-42. https://doi.org/10.1016/ j.copsyc.2017.03.030.
7. Шелкунова Т. В. Агрессивное поведение подростков как результат жизненного опыта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 331-333. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/agressivnoe-povedenie-podrostkov-kak-rezultat-zhiznennogo-opyta.
INSIGHT. 2022. № 1 (9)
37
8. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 1998. 96 с.
9. Buss A. H., Perry M. The Aggression Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 63, № 3. P. 452-459. https:// doi.org/10.1037/0022-3514.63.3.452.
10. Третьякова М. В. Половозрастные особенности акцентуаций характера и агрессивного поведения подростков как компоненты безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 138-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovoz-rastnye-osobennosti-aktsentuatsiy-haraktera-i-agressivnogo-povedeniya-pod-rostkov-kak-komponenty-bezopasnosti-lichnosti.
11. Колемасов В. Н., Толоконникова А. С. Организация досуга молодежи как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8, № 1 (29). С. 112-119. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-14.
12. Зуева Т. В. Социализация подростков в социально-культурной деятельности школы и семьи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37, ч. 1. С. 208-214. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-podrostkov-v-sotsial-no-kulturnoy-deyatelnosti-shkoly-i-semi.
13. Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И. Социально-культурная деятельность в системе методологических взаимосвязей: научный дискурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 188-195. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-v-sisteme-metodologicheskih-vzai-mosvyazey-nauchnyy-diskurs.
14. Герасимова И. А. Социально-культурная деятельность интернатных учреждений как фактор профилактики девиантного поведения детей-сирот: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.
15. Еременко А. В. Социально-культурная деятельность как средство профилактики эмоциональных нарушений подростков: дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2006. 202 с.
Статья поступила в редакцию 30.01.2022; одобрена после рецензирования 11.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 30.01.2022; approved after reviewing 11.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
38
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)